Исследовательская работа по окружающему миру "Делает ли ёж запасы на зиму?"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 59.53 КБ |
Министерство образования и науки РФ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным и техническим наукам «АИСТЕНОК»
среди обучающихся начальной школы
Исследовательская работа
«Делает ли ёж запасы на зиму ?»
(Секция естественных наук)
Работа выполнена:
Великолуг Мариной Игоревной –
ученицей 1-в класса, МОУ гимназии № 4
Научный руководитель:
Самохина Анна Александровна –
учитель начальных классов
Волгоград 2012-2013 учебный год
1. Введение ………………………………………………………………..............3
2. Общая характеристика ежа обыкновенного …………………………….....4-6
2.1. Научная классификация ……………………………………....4
2.2. Описание внешнего вида ……………………………………..4
2.3. Особенности жизнедеятельности ………………………….4-6
3. Социологическое исследование ………………………………………………7
4. Результаты социологического опроса ……………………………………...8-9
5. Заключение …………………………………………………………………....10
6. Литература ……………………………………………………………………11
7. Приложение………………………………………………………………..12-19
На уроке окружающего мира мы вели разговор о животных. Учитель нам объяснила разницу между дикими и домашними животными. Разговор зашёл о ежах. На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки. В сказочных историях говорится, что он запасается на зиму яблоками, грибами, жёлудями. Мы с самого детства убеждены, что ёж делает запасы, чтобы питаться ими во время долгой и холодной зимы. Но из рассказа Георгия Скребицкого «Пушок» я узнала, что ежи впадают в спячку зимой? А зачем же тогда им запасы? И чем же на самом деле питается ёж?
В результате возникла тема исследования «Делает ли ёж запасы на зиму?»
Ёж – это объект нашего исследования.
Предмет исследования - образ жизни ежа, его питание и привычки.
Цель работы - собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о жизни ежей.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования.
- выявить знания учащихся по данной проблеме.
- изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека.
- выяснить связь «ёж – яблоки, грибы, ягоды, жёлуди».
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:
Гипотеза исследования - ёж делает запасы на зиму.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, во внеурочной деятельности.
Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности ежей.
2.1. Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Насекомоядные
Семейство: Ежовые
Род: Лесные ежи
Вид: Ёж обыкновенный или европейский - млекопитающее семейства ежовых рода лесных ежей.
2.2. Описание внешнего вида
Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000.
Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвост до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов.
Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.
2.3. Особенности жизнедеятельности
Ёж распространён в Европе, на Кавказе, в Закавказье и в Малой Азии. В России водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. А также встречается в Новой Зеландии.
Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.
Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.
С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября - начале октября. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира, он рискует во время спячки умереть от голода. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C.
Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив.
Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений. А вот собачий или кошачий корм не подходит для них.
На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.
У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.
Вскоре после выхода из спячки у ежей начинается брачная пора, которая продолжается всё тёплое время года. Потомство появляется в мае—октябре. У одной самки рождается обычно 5 детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14—16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель. Живут ежи в природе от 3 до 5 лет, в неволе до 8 - 10.
Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.
Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллез, лептоспироз. У него на коже в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен до конца избавиться самостоятельно.
Ёж - самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине.
Я решила узнать, какими сведениями о ежах обладают мои сверстники. Для этого я провела социологическое исследование: попросила ответить учащихся 1-го класса (27 чел.), на следующие вопросы:
1. Кто такой ёж?
2. Чем питаются ежи?
3. Ёж – хищник?
4. Делает ли ёж запасы на зиму?
4. Результаты социологического опроса.
1. Кто такой ёж?
2. Ежи питаются:
3. Ёж хищник?
4. Делает ли ёж запасы на зиму?
Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что в среднем около 48% опрошенных имеют реальное представление о жизни ежей, мало кто точно знает, чем питается ёж, и так же, как и я, предполагают, что ёж делает запасы на зиму из яблок, грибов и т.д. Но зачем они ему, если ёж впадает в спячку зимой? Вопрос остался открытым…
Для подтверждения или опровержения своего предположения, я взяла интервью у учителя биологии Лазаревой Елены Александровны.
И вот, что выяснила:
1) ёж – животное, млекопитающее, насекомоядное. Млекопитающее – значит, кормит своих детёнышей молоком. Насекомоядное – значит, питается насекомыми. Растений практически не ест.
2) У ежа – 36 зубов: на верхней челюсти 20 мелких острых зубов, а на нижней – 16.
3) Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. Но он не является хищником. Ёж – насекомоядное животное.
Иногда, ёжики забираются в курятник и разоряют гнёзда кур, воруя яйца, а также могут похитить цыплят. Но, несмотря на это, садоводы всегда рады, когда на их плантациях поселяются ежи.
4) На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке.
5) Но, не смотря ни на что, замечена определенная склонность ежей к разного рода кислым и едким продуктам и веществам. Ежи любят натыкать на иглы недокуренные сигареты, зёрна кофе. Дым табака, запахи духов и кофе им приятны. Ежи в атмосфере таких запахов, взъерошив иглы, будто бы дезинфицируют себя. Кислый сок яблок уничтожает насекомых-паразитов, которые кусают ежей.
5. Заключение.
Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в природе и в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, что ёж никаких запасов на зиму не делает.
А яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках.
Таким образом, моя гипотеза неверна: ёж зимой впадает в спячку, поэтому запасов не делает.
Литература
1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.
Издательство: Аст, 2007.
2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР".
3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. — Москва, 2006 — С. 181.
4. Интернет-ресурсы: http://ВикипедиЯ
5. Ухарцева А.В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.
6. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.
Браво, Феликс!
Загадочная система из шести экзопланет
Именинный пирог
Сказка об осеннем ветре
Рисуем акварельное мороженое