Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_stressa_na_zhizn_shkolnikov.rar | 1.3 МБ |
Сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013 II направление - конкурс ученических проектов |
«Влияние стресса на жизнь школьников» |
Исследовательско – информационный проект по экологии |
Номинация 3. «Социосфера»: проблемы социальной экологии. Этнографические исследования. Работу выполнили ученицы 10 класса МОУ «СОШ с.Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области» Черницова Марина и Кукушкина Надежда Руководитель проекта: учитель географии и экологии Манухина Оксана Викторовна |
«Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И в этой работе мы рассказываем, что же такое стресс и к чему он может привести.» |
1. Что такое «стресс» 4
2. Симптомы стресса у школьников 5
3. Болезни, вызванные стрессом 6
4. Социологический опрос среди учащихся 9,10,11
класса на выявление стрессоустойчивости. 7
5. Рекомендации по профилактике стресса у школьников 8
III. Заключение 9
Актуальность темы заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И мы решили выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.
Тема нашего проекта: «Влияние стресса на жизнь школьников».
Цель проекта: Выяснение влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.
Для этого нам предстояло решить следующие задачи:
1.Что такое «стресс»?
Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?
«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».
Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.
Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.
Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон.
Людям, не имеющим медицинского образования, бывает очень сложно определить, в каком состоянии находится ребёнок. Мы выяснили, какие симптомы указывают на то, что ребёнок находится в состоянии стресса.
1.Чувство неуверенности в себе.
Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
2.Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.
Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.
3.Нежелание общаться с людьми.
Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.
4.Усталость и расстройства сна.
Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.
5.Колебание настроения.
Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.
6.Раздражительность и вспыльчивость.
Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".
7.Беспокойство.
Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.
8.Плохой аппетит.
Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.
Если ребёнок постоянно находится, в состоянии стресса у него могут развиться различного рода болезни.
Стресс может способствовать (или даже вызывать) развитию практически любого заболевания, от болей в пояснице и бессонницы до рака
Болезни сердца - самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются в одночасье, они развиваются годами.
Причиной гипертонии, сердечных приступов, учащенного сердцебиения и инсульта часто бывает именно стресс. Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли (в том числе головной), эмоциональных расстройствах вроде тревожности, депрессии и нарушениях сна. Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит и синдром раздраженной кишки.
Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.
Чтобы выявить, сколько детей школьного возраста обращались за медицинской помощью из-за болезней вызванных стрессом в течении 2011-2012 учебного года ,мы побеседовали с работниками Берёзоволукского ФАПа Шапоревой Т.Ф. и Лебедевой Т.В.
И вот что мы выяснили:
Вывод: В течение 2011-2012 учебного года в Берёзоволукский ФАП обращались: с головной болью - 4 человека, спазм сосудов -2 человека, боль в сердце -1 человек, неврозы -0 человек, бессонница – 0 человек.
Для того чтобы выяснить стрессоустойчивость у школьников мы провели анкетирование среди учащихся 9, 10, 11 класса. Всего в анкетировании приняло участие 22 человека. Ученикам задавались вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет»
Вывод по анкетированию:
Исходя из полученных нами данных ,в результате анкетирования, можно сделать такой вывод: 75% - испытывают умеренный уровень тревожности, 20% -низкий уровень тревожности, 15% -высокий уровень тревожности.
Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска. Если да, то научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя, и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.
Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определённые события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.
Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счёт, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
Совет четвёртый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать своё внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.
Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с близкими людьми.
В своём исследовании мы пришли к выводу, что учащиеся нашей школы 9,10,11 класса имеют предрасположенность к стрессу. Главная задача взрослых в этой ситуации помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, что бы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.
Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово. Мы считаем, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых предотвратит стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!
Донести до педагогов и родителей те факторы, которые вызывают стресс у школьников, чтобы в своей дальнейшей деятельности они могли учитывать их влияние и успешно снижать их уровень и силу воздействия на школьников - в этом и состоит, на наш взгляд, практическая направленность данного исследования.
Интернет ресурсы
Ребята и утята
Сладость для сердца
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Госпожа Метелица
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды