Исследование посвящено роли кубанских казаков в истории Краснодарского края и России. Это были не только ремесленники, земледельцы, это великие воины, которых уважали не только на Родине, но и в других странах. Императоры великих государств считали за честь участие казаков в их походах. Екатерина II не зря доверила защиту южной границы государства именно казачеству, потому что знала о доблести и героизме этого народа. В Краснодарском крае открыт музей под открытым небом - Атамань, где ярко показан быт казаков в старину, там можно увидеть, потрогать и даже примерить вещи, в которых ходили казаки, их обмундирование, зайти в школу, написать пером на бумаге, отведать кубанских галушек, побывать в кузнице, хате гончара, попробовать слепить глиняную игрушку.
Вложение | Размер |
---|---|
презентационный материал можно скачать по публичной ссылке http://yadi.sk/d/lDknHNNGDcam5 | 891.5 КБ |
Муниципальное образование город-курорт Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №17
Направление: историческое краеведение.
Тема: «Атамань – история кубанского казачества»
Работу выполнила:
обучающаяся МБОУ ООШ №17 г-к Анапа,
3 класс
Будникова Диана Витальевна
Научный руководитель:
Рослякова Лариса Александровна, учитель начальных классов
МБОУ ООШ №17 г-к Анапа.
г. Анапа, 2013-2014 учебный год
Оглавление:
Глава I. Введение | 3 |
Глава II. Основная часть | 5 |
§1.Сбор информации | 5 |
§1.1. История заселения Кубани казаками | 5 |
§1.2. Музей под открытым небом | 6 |
§1.3. Быт казаков | 6 |
§1.4. Обычаи, традиции и нравы казаков | 7 |
§2 Анкетирование | 8 |
Глава III. Заключение. | 9 |
Литература | 9 |
Приложение 1. Анкета | 10 |
Приложение 2. Диаграммы | 14 |
Приложение 3. Фотогалерея экскурсии | 20 |
Глава I. Введение
Малая родина – это не только природа, но ещё и взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой земли с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека.
Валентин Распутин
15 сентября 2012 года мы поехали на экскурсию в музей-станицу Атамань. Увиденное настолько меня захватило, что я решила более глубоко начать изучение истории нашего края: как поселились казаки на Кубани, каков был быт и нравы казаков в старину.
Актуальность темы исследования
Сегодня возвращается интерес к истории казачества. Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней, истории своей малой родины – станицы, города, поселка.
Постановка проблемы
Побывав в станице Атамань, я поняла, что изучение обычаев, традиций и быта кубанских казаков поможет мне ещё сильнее полюбить мой край. Поэтому решила собрать материал о кубанских казаках, поделиться своими знаниями с учениками нашей школы, чтобы передать им свои чувства, чтобы они поняли, какое богатое прошлое у нашего края, этим наследием можно и нужно гордиться.
Цели и задачи
Цель:· изучить самой и заинтересовать учащихся нашей школы историей возникновения казачества на Кубани и его возрождения на примере станицы Атамань.
Задачи:
Предмет исследования: станица – музей Атамань, уровень знаний учащихся моей школы о казачестве
Объект исследования: история возникновения, развития и возрождения казачества на Кубани
Гипотеза: образование кубанского казачества – важная эпоха в истории Краснодарского края и России.
Источниками исследовательской работы стали:
Материалы интернет-сайтов, посвященных истории Кубани, журналы, газеты, музей под открытым небом «Атамань».
Место проведения исследования
Этнографический музей «Атамань», школа
Сроки проведения:
Разработанность проблемы
Данная тема описана в различных источниках:
Кроме того, информацию можно найти на следующих сайтах:
В начале своего пути я прочитала много литературы по теме и описала ее в I главе своего исследования. С помощью руководителя проекта мы напечатали книгу, которую подарили каждому учителю в нашей школы.
Второй этап исследования - далее я решила провести анкетирование среди учащихся своей школы, узнать, как ученики моей школы знают историю казачества, его традиции, обычаи, были ли они в Атамани. В результате я поняла, о чем могу им рассказать, что могу показать им в своей презентации.
Третий этап моей работы - создание презентации, в которой я и поместила результаты своих исследований, выступление перед учащимися своей школы на классных часах, уроках кубановедения и повторное анкетирование.[1]
Завершающим этапом моей работы явилось изучение результатов анкет. Я надеюсь, что моё исследование и выступления перед учениками школы помогли им почувствовать гордость за героическое прошлое своих предков.
Основная часть
Глава II. Этапы моего исследования
§1. Сбор информации.
Я искала информацию не только в печатной литературе, но и в сети Интернет. В этой работе изложена лишь часть сведений, более подробно материал написан в книге-методичке[2].
§1. 1. История заселения Кубани казаками
Черноморское казачье войско было сформировано в ходе русско-турецкой войны в 1787 г. из остатков разгромленной перед этим правительственными войсками Запорожской Сечи. Первоначально войско было расселено в долине Днестра. На отведенной территории земли для расселения было недостаточно. Поэтому казаки посылают в Петербург делегацию во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Делегация просила Екатерину II даровать им вновь присоединенные к России земли. Черноморцы достигли успеха.
30 июня 1792 г. особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Казакам приписывалось охранять кубанские рубежи России.
Получив указ, казаки сразу же начали переселение. 16 августа из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась эскадра под командованием Саввы Белого. Отряд высадился в Тамани 25 августа 1792г. Этот день можно считать началом фактического занятия пожалованной земли.
2 сентября в путь двинулся основной отряд казаков под командой Кошевого атамана З.А.Чепеги, который, не желая подвергать своих подчиненных дальнейшему утомительному движению, решил остановиться на зимнюю стоянку в Ханской крепости.
Оставшаяся часть казаков под командованием войскового судьи А.Головатого прибудет на Тамань к июню 1793г. Всего из-за Буга на Кубань разными способами переселилось до 17 тыс. казаков и 8 тыс. женщин.
15.08.1793г. войсковое правительство решило в Карасунском Куте против дубравы в честь императрицы Екатерины II воздвигнуть войсковой город Екатеринодар.
Здешней земле нужен был и защитник, и пахарь. И казаки оправдали доверие императрицы. В течение многих лет они охраняли рубежи России с юга, завоевав уважение своей храбростью и удалью у правителей соседних государств.
«Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа»- гласит казачья заповедь. Казаки так и поступали. Одним из первых распоряжений был указ о строительстве церквей на острове Фанагории. Главным для себя они считали построить церковь и посвятить ее "Покрову Пресвятой Богородицы", покровительницы казаков.
Итак, продолжение военного обустройства южной границы Российской империи связано с переселением на Кубань запорожских казаков.
§1. 2. Музей под открытым небом
В годы советской власти влияние казачества частично было ослаблено. Его традиции стали восстанавливаться в начале 21 первого века.
Комплекс «Атамань» - это пример кубанской казачьей культуры, разнообразной, красивой и щедрой. Это единственный музей под открытым небом, который перенесёт Вас на сотни лет в прошлое и позволит почувствовать дух казачества, его волю и бескрайнюю свободу. Создан музей в августе 2009 года. И как когда-то казаки строили всем миром хаты, так и этот музей строили сообща, всем краем.
Создатели музея под открытым небом показывают реальную жизнь кубанского казачества прошлых веков. Объекты «Атамани» - это постройки, полностью воспроизводящие двор казака: курень, погреб, амбар, конюшня, баз для скотины, сельскохозяйственный инвентарь под навесом.
«…Станица живёт своей жизнью: льётся казачья песня, дымится кобыца, на ярмарочной площади под названием «Дурныця» кипит торг, на ипподроме лихие наездники - казаки рубят лозу шашкой на полном скаку.
В хате казака Каравая пекарь замешивает тесто, в хате гончара мастер крутит на гончарном круге глиняный горшок, у «Лешки Маларыбешки» гостей угощают рыбными блюдами - казацкой ухой, рыбными котлетами, рыбой, запечённой с овощами.
Собранные в казачьих хатах люльки и сундуки, рушники и посуда, вышитые скатерти и половики, зеркала и лавки - антикварные предметы быта.»[3] (Приложение №3)
Здесь мы можем подробно познакомиться с бытом казаков. В каждой хате вам расскажут и покажут, как жили люди, чем занимались, как отдыхали…
§1. 3. Быт казаков
Первые кубанские куренные селения походили на небольшие укрепления, окопанные рвом, обнесённые валом с плетневой огорожей и колючим кустарником или частоколом, с наблюдательными вышками на въездных деревянных воротах и пушками по четырём своим углам.
На Таманском полуострове, который заселялся выходцами из украинских губерний, были популярны глинобитные, саманные и тузлучные дома прямоугольной формы, без фундамента.
«…Из овощей казаки выращивали на своём подворье капусту, свеклу (бурак), лук (цибулю), чеснок, редьку, петрушку, укроп, помидоры, огурцы, арбузы (кавуны), дыни, тыквы (кабаки, гарбузы), картофель. В саду плодоносили «родючие» деревья- вишня, яблоня, слива, в меньшем количестве- груша, абрикос (жердела), персик, крыжовник, калина, айва, виноградные «кусты». Печь топили камышом, соломой, стеблями подсолнуха, кизяком. Казаки жили большими семьями и ютились в одной или двух жилых комнатах».[4]
Главное место занимал красный угол с иконами на резной деревянной полочке – божнице (Приложение №3). Перед иконами - стол с хлебом и солью на белой полотняной скатерти.
Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая младенцев и детей старше шести - семи лет, выезжала в поле на весь сезон. Поздней осенью или к Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок.
«У ленивой пряхи и для себя нет рубахи»- говорили на Кубани. Чтобы одеть и прокормить всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали, занимались земледелием и промыслами.
Выращивали в основном пшеницу и масличные культуры: лён, коноплю, горчицу, сурепку, подсолнечник, а для личного потребления сеяли гречиху, просо, бобы, горох, кукурузу, чечевицу, фасоль. «…В приморских станицах Таманского отдела культивировался виноград. На Тамани местные жители промышляли в большей степени рыболовством и соляным промыслом. Занимались станичники и пчеловодством.»[5]
§1. 4. Обычаи, традиции и нравы казаков
С каким рвением казаки и казачки трудились - так же безудержно предавались они веселью в дни и часы отдыха. Календарные праздники и обряды на Кубани отмечались широко, с чётким соблюдением сложившихся испокон веков правил и ритуалов.
Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Основные заповеди казака:
«..1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2.Казаки все равны в правах. Помни: «нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!»
3.По тебе судят обо всём казачестве.
4.Служи верно своему народу, а не вождям.
5.Держи слово. Слово казака дорого.
6.Чти старших. Уважай старость.
7.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8.Погибай, а товарища выручай.
9.Будь трудолюбив. Не бездействуй.
10.Береги семью свою и служи ей примером.
11.Казаком надо родиться! Казаком надо стать! Казаком надо быть!»[6]
§2. Анкетирование
До своего выступления перед ребятами я проводила анкетирование. Анализ анкет показал, что многие не были в станице и даже не знают, где она находится. Около половины ребят думали, что на Кубань в основном переселялись из-за Урала и Забайкалья. В вопросе об основных видах деятельности казаков на Кубани многие не назвали бортничество, меньше трети отметили животноводство и рыболовство. Очень трудно далось задание на отличие ремесел и промыслов. Хорошо ребята знают о цели переселения казаков на Кубань и его дате, но в вопросе постройки жилья правильно ответила лишь четверть из всех. Примерно треть учащихся решили, что казаки в первую очередь в поселении воздвигали крепость, а это много, ведь казаки были верующими людьми.
На свободный ответ были поставлены вопросы о традициях, обычаях, заповедях казаков. Можно отметить, что с этим учащиеся справились неплохо. Про некоторые обряды я и сама не знала, поэтому на следующий год постараюсь изучить этот раздел. А вот заповеди ребята знают хуже, чем обряды и обычаи.
Анализ повторного анкетирования показал, что ребята намного лучше ответили на вопросы, больше узнали о жизни, традициях, заповедях наших предков. Это я показала в диаграммах. Но всё-таки стоит особенно внимательно рассмотреть вопросы об устоях и заповедях казаков. Самое главное, на мой взгляд, чтобы мои одноклассники, ребята из школы хотели равняться на своих предков.
Саму анкету и диаграммы к ней можно посмотреть в приложениях 1 и 2.
Глава III. Заключение
Работая над своим исследованием, я поняла, какую важную роль сыграли кубанские казаки и в истории Краснодарского края, и России. Это были не только ремесленники, земледельцы, это великие воины, которых уважали не только на Родине, но и в других странах. Императоры великих государств считали за честь участие казаков в их походах. Екатерина II не зря доверила защиту южной границы государства именно казачеству, потому что знала о доблести и героизме этого народа.
В станице Атамань показан быт казаков в старину, там можно увидеть, потрогать и даже примерить вещи, в которых ходили казаки, их обмундирование, зайти в школу, написать пером на бумаге, отведать кубанских галушек, побывать в кузнице, хате гончара, попробовать слепить глиняную игрушку. Мне кажется, что удалось заинтересовать ребят из школы. После просмотра моей презентации многие захотели побывать в Атамани и своими глазами увидеть все, о чём я говорила.
Уже после завершения моей работы в школе узнали, что в октябре состоится фестиваль в Атамани. Как я была рада, когда узнала, что почти все ребята нашей школы поехали на экскурсию, а ведь это почти 3 часа езды от нашего села! Это тоже важный результат моей работы.
Практическую значимость моего проекта я вижу в том, что данная работа будет интересна и полезна:
Мне кажется, что я добилась своей цели, заинтересовала учащихся нашей школы историей возникновения казачества на Кубани и его возрождения.
Литература
Кроме того, информацию можно найти на следующих сайтах:
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ – УЧАСТНИКОВ МОНИТОРИНГА
Цель анкетирования –мониторинг знаний учащихся об истории переселения казаков на Кубань(Атамань) .
Прочитайте задание, подумайте, выберите из предложенных вариантов ответов один правильный, поставив знак . При необходимости поясните свой ответ..
1.Атамань – это:
станица;
город;
хутор;
другое.
2.Атамань находится в районе:
Анапский;
Ейский;
Темрюкский;
Другой район_________________________.
3.Назовите год образования этнографического центра «Атамань»:
2010;
2011;
другая дата_______________.
4.Какие казаки переселились в Тамань (может быть несколько ответов):
Донские;
Забайкальские;
Уральские;
Запорожские ;
Свой ответ______________________________________________
5.С какой целью казакам разрешили переселиться в Тамань:
для защиты южных рубежей от набегов врагов;
для освоения пахотных земель;
добыча рыбы;
другое___________________
6.Кто издал указ о переселении казаков :
Пётр I;
Екатерина II ;
Иван Грозный.
Свой вариант__________________
7.Дата издания указа о переселении:
1792 год;
1812 год;
1780 год;
Свой вариант________________
8. 25 августа 1792г. флотилия Запорожцев высадилась в Тамани. За постройку какого сооружения взялись казаки в первую очередь:
Церкви;
Крепости ;
Дороги ;
Другое __________________
9.Какими видами ремесла преимущественно занимались казаки в Тамани (может быть несколько ответов):
земледелие;
бортничество;
лозоплетение;
кузнечное дело;
свой вариант ________________________
10. Какими видами промыслов преимущественно занимались казаки в Тамани (может быть несколько ответов):
бортничество;
ткацкое дело;
рыболовство;
свой вариант___________________
11.Укажите метод постройки жилых помещений казаков-черноморцев:
Деревянный сруб;
Дом из камня;
Турлучный\саманный дом
Свой вариант____________________
12.Укажите главное место в хате:
Красный угол ;
Спальня;
Кухня;
Другое ___________________
13.Кто по обычаям был главным в семье – «Воля его - закон для всех»:
муж;
жена;
старший мужчина в роду;
казачий атаман
14.Какие обычаи и традиции соблюдались в Тамани, напишите:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________
15.Каких заповедей придерживались казаки, укажите:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2. Диаграммы
Диаграмма 1. Атамань – это:
Диаграмма 2.Атамань находится в районе:
Диаграмма 3.Год образования этнографического центра «Атамань»:
Диаграмма 4. Какие казаки переселились в Тамань
Диаграмма 5. Какими видами деятельности преимущественно
занимались казаки в Тамани
Диаграмма 6. С какой целью казакам разрешили переселиться в Тамань
Диаграмма 7. Кто издал указ о переселении казаков
Разногласия были несущественны
Диаграмма 8. Дата издания указа о переселении
Диаграмма 9. За постройку какого сооружения взялись казаки в первую очередь
Диаграмма 10. Метод постройки жилых помещений казаков-черноморцев
Диаграмма 11. Укажите главное место в хате: практически все указали верно.
Диаграмма 12. Кто по обычаям был главным в семье – «Воля его - закон для всех»
Диаграмма 13. Какие обряды и посты соблюдались в Тамани
Диаграмма 14. Каких заповедей придерживались казаки
Приложение 3. Фотогалерея экскурсии
Хата атамана | Люлька |
Колодец | Писарня (школа) |
Хата Бабы-Яги | Кухня |
Красный угол | Хата гончара |
[1] Материал можно посмотреть по ссылке: http://yadi.sk/d/lDknHNNGDcam5
[2] Материал можно посмотреть по ссылке: http://yadi.sk/d/lDknHNNGDcam5
[3]Платонов И. Атамань-казачья станица.//Лев Толстой. Тула,2012.
[6] Гангур И.А. Материальная культура кубанского казачества. Ч.1,II. Краснодар,2009.
Неньютоновская жидкость
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Простые новогодние шары из бумаги
Как зима кончилась
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка