Исследовательская работа на научно - практическую конференцию
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_strakh.doc | 72.5 КБ |
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 16»
Исследовательская работа
«Что такое страх, и как с ним бороться?»
Автор:
Пашовкин Кирилл,
ученик 4 а класса.
Руководитель:
Марвина Евгения Викторовна,
учитель начальных классов.
г. Прокопьевск,
2011 г.
Содержание
Введение.
Помните, как в детстве было страшно ночью выбраться из кровати и бежать по очень важным делам? Как неуютно оказаться в незнакомом месте без близких людей? Как замирает сердце от «страшных историй» и от «фильмов – ужастиков»? Как захватывает дух на высоте или в глубине? Порой и я испытываю эти чувства. Я боюсь глубины, темноты, животных. Иногда этот страх парализует и не дает возможности здраво оценить ситуацию. И мне стало интересно, а что же такое страх? Каковы его причины? Только ли дети испытывают это чувство? Я решил найти ответы на эти вопросы, предполагая, что выяснив причины страха, я смогу победить это чувство.
Цель: Исследование феномена «страха».
Задачи:
1. Узнать все о моих страхах.
2. Выяснить «Почему люди боятся?»
3. Постараться победить свои страхи.
Гипотеза: Если я буду знать что такое страх, то я смогу его победить.
Актуальность темы: снижение уровня тревожности, умение управлять своим страхом - это залог психологического здоровья детей и взрослых, поэтому тема моего исследования является актуальной.
Методы:
И в процессе исследований (анкетирования) я выяснил, что каждый человек периодически испытывает это чувство, независимо от возраста. Из 141 учащегося начальной школы испытывают чувство страха 99%, самые популярные страхи, это страх своей смерти и родителей, темноты, страх стихий, страшных снов (приложение 1)
Став взрослыми, люди боятся войны (86 % опрошенных), пожара (66 %), нападения (66 %) (приложение 2). С чем это связано, я объясню в процессе своего сообщения.
И так, что же такое страх? Откуда же берется ОН - страх? Может, вылезает темной ночью из коробки с игрушками или из стенного шкафа? А может быть, прилетает вместе с Бабой-Ягой в ее ступе? В темной комнате страх может притаиться везде. И в тенях на стенах от проезжающих машин, и в ящике комода, и за батареей…
В психологии страхом называется отрицательная эмоция, возникшая в результате реальной или воображаемой опасности.
Благоприятной почвой для развития детских страхов является «слабость нервной системы», на которую как на благоприятную почву, падают зёрна травмирующих ситуаций. Не менее важным условием развития страхов являются личностные качества близких, людей, в первую очередь матери и эмоциональная обстановка в семье. Ученые установили, что первый опыт беспокойства появляется у ребенка в утробе матери, когда у той возникает тревожное состояние.
Страх — это естественная реакция, обусловленная окружением. Мы рождаемся практически лишенными страха. Единственный страх, свойственный младенцам — это страх упасть с высоты и страх громких звуков. Все остальные страхи возникают позже как реакция на те или иные события. И корень их всех — это убеждение в том, что мы не способны справиться с жизнью.
Виды страха
Выделяются три основных вида страха:
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого, страх пожара, страх перед агрессивной собакой относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти - к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива). Страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является главной.
Структура страха
Все страхи делятся на мелкие и крупные. Мелкие страхи это, например, когда ты собираешься в школу, видишь, что время уже 8:20, а занятия начинаются в 8:30 и понимаешь, что можешь опоздать. Вот тут и приходит он - страх. Но это мелкий страх. Другими словами мелкие страхи - это страхи того, что произойдет в будущем. Неважно будет ли это через 5 минут, неделю, год, эпоху. Важно то, что это произойдет когда то, но не происходит сейчас. Например, боязнь темноты. Многие когда то ее боялись. Но это мелкий страх. Ведь ты не боишься ее всегда - темнота не может быть 24 часа в сутки - только в фильмах ужасов. И когда ты представляешь, что будет, когда ты окажешься в темноте ты начинаешь бояться.
Крупные страхи отличаются от мелких тем, что крупные страх возникает не во время представления опасности, а в сам момент опасности. Например, ты идешь по улице, и к тебе пристает группа людей, с явной целью насилия - это крупный страх, т.к. это происходит в данный момент. А если ты лежишь на диване и думаешь о том, как ты пойдешь по улице и на тебя нападут - это уже мелкий страх. Но также есть страхи перетекающие, т.е. например боязнь высоты - вы боитесь, когда представляете, что вы находитесь высоко над землей и боитесь также когда вы на самом деле там находитесь.
Причины происхождения страха
Существуют 3 основных точки зрения на причины происхождения страха:
У каждого страха есть своя причина и предыстория. Иногда это генетическая память, которая в наибольшей степени сохраняется у животных: если пронести над головой маленьких утят вырезанную из картона фигуру хищной птицы, утята придут в панику, даже если никогда раньше вживую не оказывались в такой ситуации. Так и ребенок определённого возраста может бояться даже того, с чем он никогда не сталкивался в реальной жизни, он испытывает страхи, присущие его предкам. Иногда это социальные представления. Во все времена люди боятся разрушения существующего жизненного уклада, неопределённости и перемен, что порождает целый набор страхов. Ребенок практически с первых недель жизни выделяет знакомые лица и знакомые голоса из всего остального окружения, и эта способность – залог его безопасности. Младенец боится громких звуков, быстро приближающихся предметов, боится остаться без поддержки близких людей, опасается незнакомых и малознакомых людей. Порой этот страх остается у детей лет до 6-7, если круг его общения был ограничен только членами семьи. И это может сыграть свою отрицательную роль при поступлении в школу. В это время у детей появляются первые страшные сны, основным персонажем которых часто является Волк, и как следствие – появляются страхи засыпания. Также волк может сниться тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами.
В это же время в кошмарных снах начинает фигурировать Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Перенесенный и неосознаваемый ребенком ужас или страдание, которые не могут заявить о себе днем, превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями.
В возрасте 6-8 лет дети начинают бояться других отрицательных героев. На современном этапе развития информационного пространства. Появились новые объекты устрашения: монстры, динозавры, инопланетяне. Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в этом возрасте любви, жалости и сочувствия. Следствием развития коллективных детских страхов является возникновение так называемого «жуткого детского фольклора», где фигурируют Пиковая Дама, Чёрная Рука, Скелеты, Приведения.
Ведущим страхом младшего школьного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.
Кроме того, добавляются страхи, связанные с поступлением в школу и процессом адаптации к обучению. Страхи проспать, опоздать, попасть в чужой кабинет, вызвать недовольство учителя, заблудиться по дороге домой, оставаться одному дома достигают максимального пика развития. Все они связаны с боязнью ребёнка - не соответствовать своей новой роли школьника, о которой ему так много говорили в старшем дошкольном возрасте.
Иногда это объективные страхи: если за человеком по пятам гонится злая собака, вряд ли имеет смысл рассуждать о природе страха, который служит лишь непосредственной реакцией на источник опасности.
Во всех случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Страхи же, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны.
Симптомы страха
Страх оказывает влияние не только на вашу психику, но и на физическое тело. Он проявляется в виде повышенного сердцебиения, нехватки воздуха, нервной дрожжи. Страх, овладев человеком, сильно воздействует на все органы человека, может привести к язве, повышенному давлению. У некоторых людей, испытывающих страхи и фобии, наблюдается повышенное мочеиспускание, запоры или наоборот поносы. Естественно, что все эти негативные проявления страха накладываются на человека, помещая его в замкнутый круг. И бывает очень сложно вырваться из него и обрести вновь душевное равновесие. Но это РЕАЛЬНО сделать и многие люди справляются со своими страхами сами.
Упражнения, способствующие снятию страха
Если страх мелкий, основанный на представлении, надо сделать так, чтобы страху просто не было место и подготавливаетесь к этому заранее. Например, вы собираетесь утром в школу и боитесь опоздать. Вы еще не опоздали, но боитесь, что это может случиться. Для того чтобы этого не произошло, просто возьмите с вечера и поставьте будильник на 7:00 и тогда вы точно не опоздаете к 8:30.
Как избавиться от страха перед контрольной работой.
Глубоко вдохни и выдохни. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше». Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.
Игра «Волшебник сна» (при проблемах с засыпанием).
Можно сделать волшебную палочку. При свете ночника этой палочкой ребенок касается всех предметов в комнате и говорит: «Вот и комод заснул...». После того как все предметы «заснули», «волшебник» сам ложится в кровать и прикасается к себе волшебной палочкой и говорит: «И я буду спать». Выключается свет.
Упражнение "Апельсин " (снижение уровня страха).
Надо лечь на спину, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Представьте, что к правой руке подкатился апельсин, возьмите его в руку и начните выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). Затем разожмите кулак, откатите апельсин. Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза.
Упражнение "Сдвинь камень"
Лягте на спину. Представьте, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее. То же самое проделывается с левой ногой.
Упражнение "Расслабление в позе морской звезды"
Желательно упражнение выполнять под музыку. Надо лечь расслабленно в позе морской звезды. Закройте глаза и представьте место, где вы любите отдыхать, где чувствуете себя хорошо и в безопасности. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем представьте, что находитесь в этом месте и делаете то, от чего он испытываете радость и удовольствие.
Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения потянитесь несколько раз, сядьте, глубоко вздохните и встаньте.
Вывод.
Мы всегда чего-нибудь боимся. Страхи – разнообразны, удивительны и, как не странно, полезны. Страх – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Это проявления самого сильного из инстинктов – инстинкта самосохранения, жизненно необходимая эмоция. Полное его отсутствие, скорее исключение, чем правило, и может указывать на пониженную эмоциональность, недостаток чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения. У каждого возраста есть свои соответствующие страхи. Если страхи, выполнив свою важную «охранительную» функцию, не исчезли вовремя, они могут приобрести навязчивый характер, превратиться в фобию. Страх притягивает то, что человек боится. Поэтому крайне необходимо научиться управлять своим страхом. Иначе он сделает из вас жалкую марионетку, поместив вас в тюрьму своих собственных ограничений.
Приложение
Рождественские подарки от Метелицы
Мастер-класс "Корзиночка"
Сказка про Серого Зайку
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Чья проталина?