Большинство рекламных агентств уверены, что потребителям интересно изучать рекламную информацию.
Ответ на вопрос о том, как люди относятся к рекламе, какова их реакция на рекламу, позволит спрогнозировать степень её влияния на психическое состояние и даже сознание человека.
В связи с этим целью данной работы являлось выявление особенностей реагирования человека на рекламу.
Основная задача: провести исследование психологического реагирования человека на рекламу и сформулировать выводы
В ходе работы подтвердилась гипотеза проводимого исследования о том, что наиболее частой особенностью реагирования человека на рекламу будет проявление реакции раздражения, подтвердилась. А так же обнаружен факт отличающегося реагирования на рекламу у разных возрастных групп. Данный факт является элементом научной новизны проводимого исследования.
Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, с.Белая Глина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с.Белая Глина»
Психологический анализ особенностей реагирования человека на рекламу.
Секция: психология
Саратова Яна Олеговна, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина» , 11 «Б» класс
Научный руководитель: Сурина Дина Валерьевна, педагог-психолог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина»
Саратова Яна Олеговна
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, село Белая Глина, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина», 11 «Б» класс.
Психологический анализ особенностей реагирования человека на рекламу.
Научный руководитель: Сурина Дина Валерьевна, педагог-психолог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина»
Аннотация.
Большинство рекламных агентств уверены, что потребителям интересно изучать рекламную информацию.
Ответ на вопрос о том, как люди относятся к рекламе, какова их реакция на рекламу, позволит спрогнозировать степень её влияния на психическое состояние и даже сознание человека.
В связи с этим целью данной работы являлось выявление особенностей реагирования человека на рекламу.
Основная задача: провести исследование психологического реагирования человека на рекламу и сформулировать выводы
В ходе работы подтвердилась гипотеза проводимого исследования о том, что наиболее частой особенностью реагирования человека на рекламу будет проявление реакции раздражения, подтвердилась. А так же обнаружен факт отличающегося реагирования на рекламу у разных возрастных групп. Данный факт является элементом научной новизны проводимого исследования..
Саратова Яна Олеговна
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, село Белая Глина, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина», 11 «Б» класс.
Психологический анализ особенностей реагирования человека на рекламу.
Научный руководитель: Сурина Дина Валерьевна, педагог-психолог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина»
План исследования.
Реклама – двигатель торговли. Практически все производители различных товаров и услуг уверены в этом. Спрос на рекламу порождает предложение рекламных услуг. Большинство рекламных агентств уверены, что потребителям интересно изучать рекламную информацию. Производство рекламы – это своего рода искусство, которое обычно стоит больших денег.
Ответ на вопрос о том, как люди относятся к рекламе, какова их реакция на рекламу, позволит спрогнозировать степень её влияния на психическое состояние и даже сознание человека.
В связи с этим целью данной работы являлось выявление особенностей реагирования человека на рекламу.
Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1. Обзор литературы, освещающий выбранную тему.
2. Разработать метод исследования особенностей психологического реагирования человека на рекламу.
3. Провести исследование психологического реагирования человека на рекламу и обработать результаты.
4. Провести анализ результатов исследования и сформулировать выводы.
Предмет исследования: особенности реагирования на рекламу
Объект исследования: учащиеся МАОУ СОШ № 9, их родители и педагоги.
Рабочая гипотеза: предполагается, что наиболее частой особенностью реагирования человека на рекламу будет проявление реакции раздражения.
Научная новизна исследования заключается в том, что особенности реагирования на рекламу у разных возрастных категорий отличаются: у взрослых преобладает реакция раздражения на рекламу, а у подростков – нейтральное отношение к рекламе или даже проявление заинтересованности.
Практическая значимость работы представлена разработкой рекомендаций для родителей по развитию критичного отношения их детей к рекламе. Данная разработка представлена на сайте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 9 Белоглинского района».
Исследование можно разделить на три этапа:
Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:
4.Сопоставительный анализ результатов тестирования
Введение……………………………………………………………………………….3
1.1.Реклама с позиции психолога……………………………………………………5
1.2. Воздействие рекламы на психику человека ……………………….................8
1.3. Рекламные приёмы с точки зрения психологии ………………………………10
Выводы по теоретической части……………………………………………………13
II.Исследовательская часть…………………………………………………………14
2.1.Методика изучения особенностей реагирования человека на рекламу………………………………………………………………………………………14
2.2.Обработка и анализ результатов поведённого исследования……………….16
Выводы……………………………………………………………………………….20
Библиографический список………………………………………………………….21
Приложение 1……………………………………………………………………….22
Приложение 1…………………………………………………………………………23
Введение
Временами кажется, что реклама преследует нас везде. Смотрим спортивный репортаж и видим рекламу на стенах стадиона, на табло, и всё чаще обращаем внимание на то, что сами спортсмены служат ходячей рекламой лыж, кроссовок и т.д. Рекламные объявления можно встретить везде: на автостоянке, в лифте, на шоссе, в газетах, на радио на телевидении.
Рекламодатели стремятся охватить своими коммерческими обращениями людей в любой обстановке, которую они сочтут уместной. Нередко, говоря о психологическом воздействии рекламы на её потребителей, их часто называют жертвами, и не безосновательно. Жертвы рекламы – это не обязательно те, кто потерпел от неё ущёрб, купив ненужную ему вещь. Реклама является средством манипуляции людьми. Её задача – сделать человека внушаемым, податливым, лишить его собственного мнения. В рекламном деле задействованы мощнейшие психомеханизмы, поэтому наука психология не может не обратить внимание на то, как реклама воздействует на психику человека. Это доказывает актуальность выбранной темы.
Реклама – двигатель торговли. Практически все производители различных товаров и услуг уверены в этом. Спрос на рекламу порождает предложение рекламных услуг. Большинство рекламных агентств уверены, что потребителям интересно изучать рекламную информацию. Производство рекламы – это своего рода искусство, которое обычно стоит больших денег.
Ответ на вопрос о том, как люди относятся к рекламе, какова их реакция на рекламу, позволит спрогнозировать степень её влияния на психическое состояние и даже сознание человека.
I. Обзор литературы (теоретическая часть)
1.1. Реклама с позиции психолога
Сегодня реклама представляет собой не только искусство, но и науку. Изучая вкусы и привычки потребителя, объявления тестируются и проверяются. Проводится исследование психомеханизмов, воздействие рекламы на психику человека. Всё это делается, чтобы максимально окупить расходы на рекламу.
Что же такое реклама? В энциклопедических словарях даётся следующее определение рекламы. Реклама (от лат. reclamo-выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них, популяризация произведений литературы, искусства и др. [5].
Таким образом, реклама – это самые разные мероприятия, цель которых - оповестить о чём либо, сделать популярным и привлекательным то, о чём оповещается. Например, товаров (торговая реклама), представлений и зрелищ (спортивная, театральная и другая реклама), бытовых услуг и т.д.
Реклама появилась уже в древние времена. Это подтверждает одно только свидетельство античного мудреца Луция, Аннея Сенеки, который жил 200 лет тому назад. В письме к другу Сенека писал: «Сейчас вокруг меня многоголосый крик, ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе всё многоголосие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши». Перечислив множество звуковых помех, которые мешают ему заниматься, Сенека добавляет: «К тому же есть ещё и пирожники, и колбасники, и торговцы - каждый на свой лад, выкликивающие товары». Древние торговцы и разносчики занимались ничем иным, как рекламой своих товаров, только устной рекламой. Существовала в те времена и такая профессия, как зазывалы, который криками приглашали жителей зайти в лавки, бани, парикмахерские, на бой гладиаторов и т.д. Кроме устной рекламы в древности развивалась и письменная. Рекламные тексты выбивались на каменных досках, стенах домов. Но грамотных людей было мало, поэтому преобладала устная реклама. Наряду с ней активно действовала графическая реклама, которая оповещала о чём-либо рисунками.
Школьные заведения, например, были помечены изображением учителя, наказывающего розгами ученика.
Задолго до изобретения печати торговцы изображали определённые знаки на стенах для того, чтобы привлечь внимание к своим товарам. Купцы вывешивали свои знаки с изображением обуви, перчаток и других товаров, которыми они торговали, как своеобразный способ рекламы своего бизнеса. В древние времена городские глашатаи также использовались в качестве рекламы.
Реклама, какой мы знаем её сегодня, по-настоящему появилась лишь с изобретением печати. В 1840г. Вильям Каксон издал небольшое объявление о выходе в свет данной религиозной книги [4].
С появлением печати и особенно газеты реклама превратилась из простого сообщения о чём-то, в аргумент и совет, способствующий покупке товаров людьми. Еженедельно английские газеты ещё в 1650г. Рекламировали чай, кофе и шоколад. В июне 1666г. В дополнении к лондонской газете вышло приложение, содержащее только рекламные объявления [6].
Каждый человек стремится украсить своё жилище, сделать его удобным и комфортным. Украшают и города, однако несколько другими способами, чаще всего это реклама – яркие неоновые вывески или вывески, где меняющееся изображение сообщает ту или иную информацию.
Однако подобные вывески выполняют не только осветительные и познавательные функции, ведь реклама – это такой же бизнес, как и продажа, и покупка акций. Чтобы привлечь покупателей их нужно убедить в том, что товар данной фирмы лучше, чем другой.
В реальных условиях существует несколько видов рекламы, наиболее распространёнными средствами массовой информации являются телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы и специальная литература – проспекты, листовки, открытки и тому подобные издания.
Реклама применяется не только в коммерческих целях. Например, государство использует её для того, чтобы предупредить следующим образом – «курение опасно для здоровья».
Сегодня реклама представляет собой одну из наиболее развитых промышленных отраслей, для её организации привлекаются писатели, художники, артисты, фотографы, не говоря уже о коммерческих агентах и менеджерах.
Существуют специальные агентства, составляющие любую рекламу, изготовляющие фильмы, специальные буклеты. Реклама может быть выполнена в виде надписей на подарках, которые преподносят клиентам той или иной фирмы в день её презентации на различных выставках-ярмарках.
Особой значение имеет, конечно, название продукции. Прежде чем начать рекламу, имя тщательно продумывается, потом с помощью специальной компьютерной программы проверяется, чтобы она не применялась к другому типу продукции. Имя продукции закрепляется товарным знаком, который охраняется законом.
Следующим шагом представления продукции является её оформление в наиболее подходящую упаковку, которая должна быть яркой, броской, нести основные сведения о продукции, помогать её удобному использованию.
1.2. Воздействие рекламы на психику человека
Основной принцип любой рекламной кампании - регулярность, частая повторяемость рекламных роликов. Многих из нас раздражает показ рекламных роликов по телевидению во время кинофильма, нас также раздражают одни и те же рекламные ролики, повторяющиеся постоянно, через определённый промежуток времени.
Основным психомеханизмом воздействия рекламы на психику человека является внушение. Внушение (суггестия, от лат. suggestio) – психологическое воздействие на сознание человека при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок [7].Внушение может приводить к появлению у человека, помимо (а иногда и против) его воли и сознания, определенного состояния (например, бодрости, уверенности), чувства (например, страха), отношения (к объекту, к самому себе, к своему состоянию), либо тяги к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.
Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои (феномен массового внушения). Психологические механизмы внушения в значительной мере лежат в сфере бессознательного.
Особенно повышенная восприимчивость к внушению отмечается у детей. Они легко заражаются определённым мнением. Это связано не только с отсутствием собственного опыта и детской доверчивостью: большой ролью воображения, чем логического мышления, высокой эмоциональностью и впечатляемостью. В связи с этим, реклама детских игрушек в некоторых разрешена только в вечернее и ночное время. Для детей младшего возраста характерно проявление интереса к рекламным роликам, они могут завороженным взглядом следить за рекламой, особенно транслируемой по телевидению
Фокус в производстве рекламы стал смещаться в сторону детей. Когда ребёнок вырастет, то будет сохранять лояльность к бренду, к которому привязан с детства. Это является обеспечением будущих прибылей для производителей товаров и услуг. Так же дети влияют на покупательские предпочтения родителей, например, при походе в магазин. Это и требуется производителям.
Таким образом, реклама формирует необходимые для новых рыночных отношений потребительские привычки.
Специалисты по рекламе знают, что лучшая реклама та, которая заставляет человека, не использующего определённый товар, чувствовать себя неполноценным и обиженным.
Реклама не только формирует потребительский стереотип, но и навязывает противоестественный стиль жизнь. Например, молодые люди который приходят на работу, причём исключительно в офис, чтобы сделать паузу и перекусить йогуртом или подремать, потому что у них постоянно снижен иммунитет.
1.3. Рекламные приемы с точки зрения психологии
По существу, реклама является попыткой изменить поведение потребителя. Исследования установили, что такое изменение более вероятно, когда рекламная информация содержит привлекательные образцы наряду с элементами компетентности и авторитета.
Существуют противоречивые мнения о роли психологии в формировании рекламного поля, но можно выделить несколько вполне достоверных открытий:
1) Сообщения, связанные с приятными чувствами (например: «пейте это, и вы тоже будете довольны и счастливы»).
2) Обращение к страху могут быть эффективными лишь в том случае, если получателю сообщения предоставляется шанс избегать этой эмоции в будущем. В качестве примера можно привести рекламу, которая предостерегает водителей от езды в нетрезвом состоянии.
3) Открытие подсознательного восприятия привело к созданию новых рекламных приёмов. Рекламодатели стали помещать свою информацию на киноэкранах в течение очень короткого времени. За этот период сообщение успевало проникнуть в подсознание, хотя находилось ниже порога визуального восприятия. Аргументы о пользе или вреде «подсознательной рекламы» в основном носят академический характер, т.к. они запрещены в Англии и США [6].Кроме того, рекламой является использование товаров брендовых марок в рамках какого-либо кинофильма, литературного или художественного произведения. Человек, просматривающий такой фильм подсознательно фиксируется на этих товарах, которые воспринимаются им как желательные.
4) Воздействие ярких знаков, приятных сцен и чувственные полутона.
5) Информация, сравнивающая несколько товаров и показывающая тот, который работает лучше.
6) Реклама воздействует на человека только в том случае, если в ней сообщается о качестве товара.
7) Одним из средств воздействия в рекламе является использование цветовой гаммы [3].
На первом месте по силе эмоционального воздействия на зрителя стоит цвет. Даже если вы видели человека несколько секунд, первое что вы запомните – это то, какого цвета была на нём одежда.
Красный цвет. Самый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, стремление к общению с людьми, к творчеству.
Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость ощущение опасности.
Оранжевый и желтый цвета. Привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.
Зелёный цвет. Он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения.
Синий цвет. Вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства.
Фиолетовый цвет. Сложный, запутанный, царственный, элегантный, дорогой, достойный, духовный, тяжелый, угнетающий.
Чёрный цвет. Символизирует: молчание, темноту, страх, неясность, тяжесть, сухость, угнетение, постоянство, скромность, покой, мощность, сложность, формальность, элегантность, тайну, зло, анонимность, недовольство, глубину, стиль, печаль, раскаяние, гнев.
Белый цвет. Легкий. Ассоциация: чистота, невинность, мудрость, безмятежность, почтение, простота, мир, смиренность, точность, молодость, рождение, зима, снег, хорошие эмоции.
Серый цвет. Символизирует: скромность, завершенность, консерватизм, практичность, старость, печаль, невыразительность.
Пастельные цвета. Нежные, светлые, сильно разбеленные оттенки ярких тонов. Символизирует наивность, инфантиность, нерешимость, нежность, деликатность.
8) Звуковые эффекты в теле-, радиопередачах, фильмах, рекламных роликах помогают человеку погрузиться в нужную обстановку, чтобы почувствовать себя не оторванным зрителем, а хоть чуть-чуть принимающим участие в происходящих событиях.
Звуковые эффекты делятся на два вида:
Создающие эффект присутствия. Они имитируют звуки, которые присущи событиям, происходящим в ролике. Например, событие происходит в лесу, тогда пение птиц, шум ветра в кронах деревьев, создадут эффект присутствия. Хруст чипсов, сухариков. Голоса животных в рекламе для животных. Но необходимо учитывать тот факт, что детальное воспроизведение подобных звуков помешает восприятию рекламы. Например, если сзади героя стоит холодильник, то ему совершенно не обязательно дребезжать, пока герой с хрустом потребляет крекеры.
Символизирующие что-либо. Такие звуки напрямую не связаны с рекламируемым товаром или событиями ролика. Во-первых, это может быть звук, который используется во всех роликах фирмы и служит своеобразным отличительным знаком. Во-вторых, некоторые звуки ассоциируются у большинства людей с тем или иным явлением. Так, например, совсем недавно радио Ультра запустило рекламные блоки своего радио со звуковым эффектом, взятым из программы ICQ, что постоянно заставляет обращать на себя внимание и символизирует что-то новое, ожидаемое. При выборе таких звуков необходимо учитывать различные моменты. Например, если в Америке звук грома будет ассоциироваться с устойчивостью, то в России этот звук, наоборот, символизирует ненадежность.
Выводы по теоретической части
- использование сообщений, связанные с приятными чувствами;
- обращение к страху как предостережение нежелательных последствий в будущем;
- использование подсознательного восприятия через кратковременный показ рекламы во время, например, кинофильма или использование главными героями товаров брендовых марок в рамках кинофильма, литературного или художественного произведения способствует восприятию этих товарах как желательных;
- воздействие ярких знаков, приятных сцен и чувственных полутонов;
- сравнение нескольких товаров;
- сообщение о качестве товара;
- использование цветовой гаммы;
- звуковые эффекты.
II. Исследовательская часть
2.1.Методика изучения особенностей реагирования человека на рекламу
В рекламном деле задействованы мощнейшие психомеханизмы воздействия на психику человека. У разных людей реклама вызывает разную реакцию. По этой реакции можно судить о степени влияния рекламы на психическое состояние человека и на его сознание. Предполагается, что наиболее частой особенностью реагирования человека на рекламу будет проявление реакции раздражения. Для того чтобы проверить гипотезу проводимого исследования был выбран метод анкетирования.
В исследовании принимали участие ученики МОУ СОШ №3 параллели 9-х классов, их родители и педагоги школы. Всего в исследовании приняли участие 50 человек, представляющие разные возрастные группы. Были сделаны две выборки участников исследования: 25 человек – учащиеся 9-х классов и 25 человек – взрослые люди (родители и педагоги).
Цель анкеты: выявление особенностей реагирования человека на рекламу.
Материал: бланки ответов.
Ход исследования: участникам исследования предлагалось ответить на вопросы анкеты, используя специальные бланки.
Содержание анкеты:
1.Как вы реагируете на рекламные ролики по телевидению?
а) переключаю канал, выключаю звук
б) смотрю рекламу, потому что больше не чего смотреть
в) смотрю с удовольствием.
2.Приносят ли пользу рекламные щиты на дорогах?
а) нет
б) мне всё равно
в) да.
3.Как вы относитесь к распространению товаров через каталоги, которые вам предлагают посмотреть?
а) раздражает
б) безразлично
в) с интересом.
4.Как вы реагируете на рекламные заставки, используемые в глобальной сети интернет?
а) с раздражением
б) не обращаю внимания
в) с интересом читаю.
Обработка результатов анкеты:
Все варианты ответов А оценивались в 3 балла, варианты ответов Б – в 1 балл, варианты ответов В – 0 баллов.
Интерпретация результатов анкеты:
12 – 9 баллов – высокий уровень;
8 – 4 балла – средний уровень;
3 – 0 баллов – низкий уровень.
Высокий уровень соответствует тому, что реклама вызывает у человека реакцию раздражения.
Средний уровень означает то, что человек проявляет безразличное отношение к рекламе;
Низкий уровень свидетельствует о том, что реклама нравится человеку и вызывает у него интерес.
2.2.Обработка и анализ результатов поведённого исследования
В исследовании принимали участие учащиеся 9-х классов МОУ СОШ №3, педагоги и родители, всего 50 человек. Для удобства анализа данных были сделаны две экспериментальные выборки по 25 человек, представляющие разные возрастные категории: взрослые и подростки.
Результаты анкетирования показывают следующие данные, которые представлены в таблице 1. Образцы бланков ответов испытуемых представлены в Приложении 1.
Таблица 1
Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу
Особенности реагирования на рекламу | Количество исследуемых | % |
Реакция раздражения | 22 | 44 |
Нейтральное, безразличное отношение | 20 | 40 |
Проявление интереса | 8 | 16 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась. У 44% опрошенных преобладает реакция раздражения на рекламу. Но достаточно высоким является процент опрошенных, о нейтральной и безразличном отношении к рекламе, что составляет 40% опрошенных. Лишь 16% участников исследования отметили, что реклама вызывает у них интерес.
Наглядно экспериментальные данные представлены на гистограмме 1.
Гистограмма 1. Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу
В связи с тем, что было обнаружено большое число опрошенных, которые проявляют нейтральное отношение к рекламе (40%), было принято решение провести качественный анализ экспериментальных данных, разделив испытуемых на две возрастные группы.
Эти данные обнаруживают значительные различия по проявлению реакции раздражения у взрослых и подростков. Подростки в меньшей степени подвержены этой реакции. Кроме того обнаружилось, что проявление интереса свойственно только подросткам, ни один из взрослых, принимавших участие в анкетировании не показал проявление этой реакции. Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу разных возрастных групп представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования
особенностей реагирования на рекламу у разных возрастных групп
Особенности реагирования на рекламу | Экспериментальные группы | |||
подростки | взрослые | |||
Кол-во исслед-х |
% | Кол-во исслед-х | % | |
Реакция раздражения | 3 | 12 | 19 | 76 |
Нейтральное, безразличное отношение | 14 | 56 | 6 | 24 |
Проявление интереса | 8 | 32 | 0 | 0 |
Для наглядности полученные данные были представлены на гистограмме, которая приводится ниже.
Гистограмма 2. Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу у разных возрастных групп
Данные результаты показывают, что у разных возрастных групп реакции на рекламу отличаются. У взрослых преобладает реакция раздражения – 76% от числа опрошенных. Среди подростков преобладает нейтральное и безразличное отношение к рекламе – 56 % опрошенных. Также среди подростков достаточно большой процент тех, кто проявляет интерес к рекламной информации – 32%.
Несмотря на то, что гипотеза проводимого исследования подтвердилась, можно утверждать о наличии возрастных различий в реакции на рекламу. Данный факт свидетельствует о том, что для более младшего возраста свойственно проявление интереса к рекламе или нейтральное отношение к ней. Так как реклама обладает мощнейшими психомеханизмами воздействия на психику человека, этот факт свидетельствует о необходимости развития критичного отношения к ней у детей и подростков. В связи с этим, были разработаны психологические рекомендации для родителей по развитию критичного отношения к рекламной информации, которые представлены в Приложении 2 данной исследовательской работы.
Выводы
Библиографический список
Приложение 1
Образцы бланков ответов на анкету об особенностях реагирования на рекламу
Приложение 2
Психологические рекомендации
по развитию критичного отношения к рекламе
у детей и подростков
Реклама влияет на детское сознание, но то, каким глубоким будет это сознание, зависит от родителей.
Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, с.Белая Глина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с.Белая Глина»
Психологический анализ особенностей реагирования человека на рекламу.
Секция: психология
Саратова Яна Олеговна, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина» , 11 «Б» класс
Научный руководитель: Сурина Дина Валерьевна, педагог-психолог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина»
Саратова Яна Олеговна
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, село Белая Глина, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина», 11 «Б» класс.
Психологический анализ особенностей реагирования человека на рекламу.
Научный руководитель: Сурина Дина Валерьевна, педагог-психолог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина»
Аннотация.
Большинство рекламных агентств уверены, что потребителям интересно изучать рекламную информацию.
Ответ на вопрос о том, как люди относятся к рекламе, какова их реакция на рекламу, позволит спрогнозировать степень её влияния на психическое состояние и даже сознание человека.
В связи с этим целью данной работы являлось выявление особенностей реагирования человека на рекламу.
Основная задача: провести исследование психологического реагирования человека на рекламу и сформулировать выводы
В ходе работы подтвердилась гипотеза проводимого исследования о том, что наиболее частой особенностью реагирования человека на рекламу будет проявление реакции раздражения, подтвердилась. А так же обнаружен факт отличающегося реагирования на рекламу у разных возрастных групп. Данный факт является элементом научной новизны проводимого исследования..
Саратова Яна Олеговна
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, село Белая Глина, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина», 11 «Б» класс.
Психологический анализ особенностей реагирования человека на рекламу.
Научный руководитель: Сурина Дина Валерьевна, педагог-психолог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина»
План исследования.
Реклама – двигатель торговли. Практически все производители различных товаров и услуг уверены в этом. Спрос на рекламу порождает предложение рекламных услуг. Большинство рекламных агентств уверены, что потребителям интересно изучать рекламную информацию. Производство рекламы – это своего рода искусство, которое обычно стоит больших денег.
Ответ на вопрос о том, как люди относятся к рекламе, какова их реакция на рекламу, позволит спрогнозировать степень её влияния на психическое состояние и даже сознание человека.
В связи с этим целью данной работы являлось выявление особенностей реагирования человека на рекламу.
Данную цель конкретизируют следующие задачи:
1. Обзор литературы, освещающий выбранную тему.
2. Разработать метод исследования особенностей психологического реагирования человека на рекламу.
3. Провести исследование психологического реагирования человека на рекламу и обработать результаты.
4. Провести анализ результатов исследования и сформулировать выводы.
Предмет исследования: особенности реагирования на рекламу
Объект исследования: учащиеся МАОУ СОШ № 9, их родители и педагоги.
Рабочая гипотеза: предполагается, что наиболее частой особенностью реагирования человека на рекламу будет проявление реакции раздражения.
Научная новизна исследования заключается в том, что особенности реагирования на рекламу у разных возрастных категорий отличаются: у взрослых преобладает реакция раздражения на рекламу, а у подростков – нейтральное отношение к рекламе или даже проявление заинтересованности.
Практическая значимость работы представлена разработкой рекомендаций для родителей по развитию критичного отношения их детей к рекламе. Данная разработка представлена на сайте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 9 Белоглинского района».
Исследование можно разделить на три этапа:
Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:
4.Сопоставительный анализ результатов тестирования
Введение……………………………………………………………………………….3
1.1.Реклама с позиции психолога……………………………………………………5
1.2. Воздействие рекламы на психику человека ……………………….................8
1.3. Рекламные приёмы с точки зрения психологии ………………………………10
Выводы по теоретической части……………………………………………………13
II.Исследовательская часть…………………………………………………………14
2.1.Методика изучения особенностей реагирования человека на рекламу………………………………………………………………………………………14
2.2.Обработка и анализ результатов поведённого исследования……………….16
Выводы……………………………………………………………………………….20
Библиографический список………………………………………………………….21
Приложение 1……………………………………………………………………….22
Приложение 1…………………………………………………………………………23
Введение
Временами кажется, что реклама преследует нас везде. Смотрим спортивный репортаж и видим рекламу на стенах стадиона, на табло, и всё чаще обращаем внимание на то, что сами спортсмены служат ходячей рекламой лыж, кроссовок и т.д. Рекламные объявления можно встретить везде: на автостоянке, в лифте, на шоссе, в газетах, на радио на телевидении.
Рекламодатели стремятся охватить своими коммерческими обращениями людей в любой обстановке, которую они сочтут уместной. Нередко, говоря о психологическом воздействии рекламы на её потребителей, их часто называют жертвами, и не безосновательно. Жертвы рекламы – это не обязательно те, кто потерпел от неё ущёрб, купив ненужную ему вещь. Реклама является средством манипуляции людьми. Её задача – сделать человека внушаемым, податливым, лишить его собственного мнения. В рекламном деле задействованы мощнейшие психомеханизмы, поэтому наука психология не может не обратить внимание на то, как реклама воздействует на психику человека. Это доказывает актуальность выбранной темы.
Реклама – двигатель торговли. Практически все производители различных товаров и услуг уверены в этом. Спрос на рекламу порождает предложение рекламных услуг. Большинство рекламных агентств уверены, что потребителям интересно изучать рекламную информацию. Производство рекламы – это своего рода искусство, которое обычно стоит больших денег.
Ответ на вопрос о том, как люди относятся к рекламе, какова их реакция на рекламу, позволит спрогнозировать степень её влияния на психическое состояние и даже сознание человека.
I. Обзор литературы (теоретическая часть)
1.1. Реклама с позиции психолога
Сегодня реклама представляет собой не только искусство, но и науку. Изучая вкусы и привычки потребителя, объявления тестируются и проверяются. Проводится исследование психомеханизмов, воздействие рекламы на психику человека. Всё это делается, чтобы максимально окупить расходы на рекламу.
Что же такое реклама? В энциклопедических словарях даётся следующее определение рекламы. Реклама (от лат. reclamo-выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них, популяризация произведений литературы, искусства и др. [5].
Таким образом, реклама – это самые разные мероприятия, цель которых - оповестить о чём либо, сделать популярным и привлекательным то, о чём оповещается. Например, товаров (торговая реклама), представлений и зрелищ (спортивная, театральная и другая реклама), бытовых услуг и т.д.
Реклама появилась уже в древние времена. Это подтверждает одно только свидетельство античного мудреца Луция, Аннея Сенеки, который жил 200 лет тому назад. В письме к другу Сенека писал: «Сейчас вокруг меня многоголосый крик, ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе всё многоголосие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши». Перечислив множество звуковых помех, которые мешают ему заниматься, Сенека добавляет: «К тому же есть ещё и пирожники, и колбасники, и торговцы - каждый на свой лад, выкликивающие товары». Древние торговцы и разносчики занимались ничем иным, как рекламой своих товаров, только устной рекламой. Существовала в те времена и такая профессия, как зазывалы, который криками приглашали жителей зайти в лавки, бани, парикмахерские, на бой гладиаторов и т.д. Кроме устной рекламы в древности развивалась и письменная. Рекламные тексты выбивались на каменных досках, стенах домов. Но грамотных людей было мало, поэтому преобладала устная реклама. Наряду с ней активно действовала графическая реклама, которая оповещала о чём-либо рисунками.
Школьные заведения, например, были помечены изображением учителя, наказывающего розгами ученика.
Задолго до изобретения печати торговцы изображали определённые знаки на стенах для того, чтобы привлечь внимание к своим товарам. Купцы вывешивали свои знаки с изображением обуви, перчаток и других товаров, которыми они торговали, как своеобразный способ рекламы своего бизнеса. В древние времена городские глашатаи также использовались в качестве рекламы.
Реклама, какой мы знаем её сегодня, по-настоящему появилась лишь с изобретением печати. В 1840г. Вильям Каксон издал небольшое объявление о выходе в свет данной религиозной книги [4].
С появлением печати и особенно газеты реклама превратилась из простого сообщения о чём-то, в аргумент и совет, способствующий покупке товаров людьми. Еженедельно английские газеты ещё в 1650г. Рекламировали чай, кофе и шоколад. В июне 1666г. В дополнении к лондонской газете вышло приложение, содержащее только рекламные объявления [6].
Каждый человек стремится украсить своё жилище, сделать его удобным и комфортным. Украшают и города, однако несколько другими способами, чаще всего это реклама – яркие неоновые вывески или вывески, где меняющееся изображение сообщает ту или иную информацию.
Однако подобные вывески выполняют не только осветительные и познавательные функции, ведь реклама – это такой же бизнес, как и продажа, и покупка акций. Чтобы привлечь покупателей их нужно убедить в том, что товар данной фирмы лучше, чем другой.
В реальных условиях существует несколько видов рекламы, наиболее распространёнными средствами массовой информации являются телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы и специальная литература – проспекты, листовки, открытки и тому подобные издания.
Реклама применяется не только в коммерческих целях. Например, государство использует её для того, чтобы предупредить следующим образом – «курение опасно для здоровья».
Сегодня реклама представляет собой одну из наиболее развитых промышленных отраслей, для её организации привлекаются писатели, художники, артисты, фотографы, не говоря уже о коммерческих агентах и менеджерах.
Существуют специальные агентства, составляющие любую рекламу, изготовляющие фильмы, специальные буклеты. Реклама может быть выполнена в виде надписей на подарках, которые преподносят клиентам той или иной фирмы в день её презентации на различных выставках-ярмарках.
Особой значение имеет, конечно, название продукции. Прежде чем начать рекламу, имя тщательно продумывается, потом с помощью специальной компьютерной программы проверяется, чтобы она не применялась к другому типу продукции. Имя продукции закрепляется товарным знаком, который охраняется законом.
Следующим шагом представления продукции является её оформление в наиболее подходящую упаковку, которая должна быть яркой, броской, нести основные сведения о продукции, помогать её удобному использованию.
1.2. Воздействие рекламы на психику человека
Основной принцип любой рекламной кампании - регулярность, частая повторяемость рекламных роликов. Многих из нас раздражает показ рекламных роликов по телевидению во время кинофильма, нас также раздражают одни и те же рекламные ролики, повторяющиеся постоянно, через определённый промежуток времени.
Основным психомеханизмом воздействия рекламы на психику человека является внушение. Внушение (суггестия, от лат. suggestio) – психологическое воздействие на сознание человека при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок [7].Внушение может приводить к появлению у человека, помимо (а иногда и против) его воли и сознания, определенного состояния (например, бодрости, уверенности), чувства (например, страха), отношения (к объекту, к самому себе, к своему состоянию), либо тяги к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.
Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои (феномен массового внушения). Психологические механизмы внушения в значительной мере лежат в сфере бессознательного.
Особенно повышенная восприимчивость к внушению отмечается у детей. Они легко заражаются определённым мнением. Это связано не только с отсутствием собственного опыта и детской доверчивостью: большой ролью воображения, чем логического мышления, высокой эмоциональностью и впечатляемостью. В связи с этим, реклама детских игрушек в некоторых разрешена только в вечернее и ночное время. Для детей младшего возраста характерно проявление интереса к рекламным роликам, они могут завороженным взглядом следить за рекламой, особенно транслируемой по телевидению
Фокус в производстве рекламы стал смещаться в сторону детей. Когда ребёнок вырастет, то будет сохранять лояльность к бренду, к которому привязан с детства. Это является обеспечением будущих прибылей для производителей товаров и услуг. Так же дети влияют на покупательские предпочтения родителей, например, при походе в магазин. Это и требуется производителям.
Таким образом, реклама формирует необходимые для новых рыночных отношений потребительские привычки.
Специалисты по рекламе знают, что лучшая реклама та, которая заставляет человека, не использующего определённый товар, чувствовать себя неполноценным и обиженным.
Реклама не только формирует потребительский стереотип, но и навязывает противоестественный стиль жизнь. Например, молодые люди который приходят на работу, причём исключительно в офис, чтобы сделать паузу и перекусить йогуртом или подремать, потому что у них постоянно снижен иммунитет.
1.3. Рекламные приемы с точки зрения психологии
По существу, реклама является попыткой изменить поведение потребителя. Исследования установили, что такое изменение более вероятно, когда рекламная информация содержит привлекательные образцы наряду с элементами компетентности и авторитета.
Существуют противоречивые мнения о роли психологии в формировании рекламного поля, но можно выделить несколько вполне достоверных открытий:
1) Сообщения, связанные с приятными чувствами (например: «пейте это, и вы тоже будете довольны и счастливы»).
2) Обращение к страху могут быть эффективными лишь в том случае, если получателю сообщения предоставляется шанс избегать этой эмоции в будущем. В качестве примера можно привести рекламу, которая предостерегает водителей от езды в нетрезвом состоянии.
3) Открытие подсознательного восприятия привело к созданию новых рекламных приёмов. Рекламодатели стали помещать свою информацию на киноэкранах в течение очень короткого времени. За этот период сообщение успевало проникнуть в подсознание, хотя находилось ниже порога визуального восприятия. Аргументы о пользе или вреде «подсознательной рекламы» в основном носят академический характер, т.к. они запрещены в Англии и США [6].Кроме того, рекламой является использование товаров брендовых марок в рамках какого-либо кинофильма, литературного или художественного произведения. Человек, просматривающий такой фильм подсознательно фиксируется на этих товарах, которые воспринимаются им как желательные.
4) Воздействие ярких знаков, приятных сцен и чувственные полутона.
5) Информация, сравнивающая несколько товаров и показывающая тот, который работает лучше.
6) Реклама воздействует на человека только в том случае, если в ней сообщается о качестве товара.
7) Одним из средств воздействия в рекламе является использование цветовой гаммы [3].
На первом месте по силе эмоционального воздействия на зрителя стоит цвет. Даже если вы видели человека несколько секунд, первое что вы запомните – это то, какого цвета была на нём одежда.
Красный цвет. Самый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, стремление к общению с людьми, к творчеству.
Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость ощущение опасности.
Оранжевый и желтый цвета. Привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.
Зелёный цвет. Он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения.
Синий цвет. Вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства.
Фиолетовый цвет. Сложный, запутанный, царственный, элегантный, дорогой, достойный, духовный, тяжелый, угнетающий.
Чёрный цвет. Символизирует: молчание, темноту, страх, неясность, тяжесть, сухость, угнетение, постоянство, скромность, покой, мощность, сложность, формальность, элегантность, тайну, зло, анонимность, недовольство, глубину, стиль, печаль, раскаяние, гнев.
Белый цвет. Легкий. Ассоциация: чистота, невинность, мудрость, безмятежность, почтение, простота, мир, смиренность, точность, молодость, рождение, зима, снег, хорошие эмоции.
Серый цвет. Символизирует: скромность, завершенность, консерватизм, практичность, старость, печаль, невыразительность.
Пастельные цвета. Нежные, светлые, сильно разбеленные оттенки ярких тонов. Символизирует наивность, инфантиность, нерешимость, нежность, деликатность.
8) Звуковые эффекты в теле-, радиопередачах, фильмах, рекламных роликах помогают человеку погрузиться в нужную обстановку, чтобы почувствовать себя не оторванным зрителем, а хоть чуть-чуть принимающим участие в происходящих событиях.
Звуковые эффекты делятся на два вида:
Создающие эффект присутствия. Они имитируют звуки, которые присущи событиям, происходящим в ролике. Например, событие происходит в лесу, тогда пение птиц, шум ветра в кронах деревьев, создадут эффект присутствия. Хруст чипсов, сухариков. Голоса животных в рекламе для животных. Но необходимо учитывать тот факт, что детальное воспроизведение подобных звуков помешает восприятию рекламы. Например, если сзади героя стоит холодильник, то ему совершенно не обязательно дребезжать, пока герой с хрустом потребляет крекеры.
Символизирующие что-либо. Такие звуки напрямую не связаны с рекламируемым товаром или событиями ролика. Во-первых, это может быть звук, который используется во всех роликах фирмы и служит своеобразным отличительным знаком. Во-вторых, некоторые звуки ассоциируются у большинства людей с тем или иным явлением. Так, например, совсем недавно радио Ультра запустило рекламные блоки своего радио со звуковым эффектом, взятым из программы ICQ, что постоянно заставляет обращать на себя внимание и символизирует что-то новое, ожидаемое. При выборе таких звуков необходимо учитывать различные моменты. Например, если в Америке звук грома будет ассоциироваться с устойчивостью, то в России этот звук, наоборот, символизирует ненадежность.
Выводы по теоретической части
- использование сообщений, связанные с приятными чувствами;
- обращение к страху как предостережение нежелательных последствий в будущем;
- использование подсознательного восприятия через кратковременный показ рекламы во время, например, кинофильма или использование главными героями товаров брендовых марок в рамках кинофильма, литературного или художественного произведения способствует восприятию этих товарах как желательных;
- воздействие ярких знаков, приятных сцен и чувственных полутонов;
- сравнение нескольких товаров;
- сообщение о качестве товара;
- использование цветовой гаммы;
- звуковые эффекты.
II. Исследовательская часть
2.1.Методика изучения особенностей реагирования человека на рекламу
В рекламном деле задействованы мощнейшие психомеханизмы воздействия на психику человека. У разных людей реклама вызывает разную реакцию. По этой реакции можно судить о степени влияния рекламы на психическое состояние человека и на его сознание. Предполагается, что наиболее частой особенностью реагирования человека на рекламу будет проявление реакции раздражения. Для того чтобы проверить гипотезу проводимого исследования был выбран метод анкетирования.
В исследовании принимали участие ученики МОУ СОШ №3 параллели 9-х классов, их родители и педагоги школы. Всего в исследовании приняли участие 50 человек, представляющие разные возрастные группы. Были сделаны две выборки участников исследования: 25 человек – учащиеся 9-х классов и 25 человек – взрослые люди (родители и педагоги).
Цель анкеты: выявление особенностей реагирования человека на рекламу.
Материал: бланки ответов.
Ход исследования: участникам исследования предлагалось ответить на вопросы анкеты, используя специальные бланки.
Содержание анкеты:
1.Как вы реагируете на рекламные ролики по телевидению?
а) переключаю канал, выключаю звук
б) смотрю рекламу, потому что больше не чего смотреть
в) смотрю с удовольствием.
2.Приносят ли пользу рекламные щиты на дорогах?
а) нет
б) мне всё равно
в) да.
3.Как вы относитесь к распространению товаров через каталоги, которые вам предлагают посмотреть?
а) раздражает
б) безразлично
в) с интересом.
4.Как вы реагируете на рекламные заставки, используемые в глобальной сети интернет?
а) с раздражением
б) не обращаю внимания
в) с интересом читаю.
Обработка результатов анкеты:
Все варианты ответов А оценивались в 3 балла, варианты ответов Б – в 1 балл, варианты ответов В – 0 баллов.
Интерпретация результатов анкеты:
12 – 9 баллов – высокий уровень;
8 – 4 балла – средний уровень;
3 – 0 баллов – низкий уровень.
Высокий уровень соответствует тому, что реклама вызывает у человека реакцию раздражения.
Средний уровень означает то, что человек проявляет безразличное отношение к рекламе;
Низкий уровень свидетельствует о том, что реклама нравится человеку и вызывает у него интерес.
2.2.Обработка и анализ результатов поведённого исследования
В исследовании принимали участие учащиеся 9-х классов МОУ СОШ №3, педагоги и родители, всего 50 человек. Для удобства анализа данных были сделаны две экспериментальные выборки по 25 человек, представляющие разные возрастные категории: взрослые и подростки.
Результаты анкетирования показывают следующие данные, которые представлены в таблице 1. Образцы бланков ответов испытуемых представлены в Приложении 1.
Таблица 1
Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу
Особенности реагирования на рекламу | Количество исследуемых | % |
Реакция раздражения | 22 | 44 |
Нейтральное, безразличное отношение | 20 | 40 |
Проявление интереса | 8 | 16 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась. У 44% опрошенных преобладает реакция раздражения на рекламу. Но достаточно высоким является процент опрошенных, о нейтральной и безразличном отношении к рекламе, что составляет 40% опрошенных. Лишь 16% участников исследования отметили, что реклама вызывает у них интерес.
Наглядно экспериментальные данные представлены на гистограмме 1.
Гистограмма 1. Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу
В связи с тем, что было обнаружено большое число опрошенных, которые проявляют нейтральное отношение к рекламе (40%), было принято решение провести качественный анализ экспериментальных данных, разделив испытуемых на две возрастные группы.
Эти данные обнаруживают значительные различия по проявлению реакции раздражения у взрослых и подростков. Подростки в меньшей степени подвержены этой реакции. Кроме того обнаружилось, что проявление интереса свойственно только подросткам, ни один из взрослых, принимавших участие в анкетировании не показал проявление этой реакции. Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу разных возрастных групп представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования
особенностей реагирования на рекламу у разных возрастных групп
Особенности реагирования на рекламу | Экспериментальные группы | |||
подростки | взрослые | |||
Кол-во исслед-х |
% | Кол-во исслед-х | % | |
Реакция раздражения | 3 | 12 | 19 | 76 |
Нейтральное, безразличное отношение | 14 | 56 | 6 | 24 |
Проявление интереса | 8 | 32 | 0 | 0 |
Для наглядности полученные данные были представлены на гистограмме, которая приводится ниже.
Гистограмма 2. Результаты исследования особенностей реагирования на рекламу у разных возрастных групп
Данные результаты показывают, что у разных возрастных групп реакции на рекламу отличаются. У взрослых преобладает реакция раздражения – 76% от числа опрошенных. Среди подростков преобладает нейтральное и безразличное отношение к рекламе – 56 % опрошенных. Также среди подростков достаточно большой процент тех, кто проявляет интерес к рекламной информации – 32%.
Несмотря на то, что гипотеза проводимого исследования подтвердилась, можно утверждать о наличии возрастных различий в реакции на рекламу. Данный факт свидетельствует о том, что для более младшего возраста свойственно проявление интереса к рекламе или нейтральное отношение к ней. Так как реклама обладает мощнейшими психомеханизмами воздействия на психику человека, этот факт свидетельствует о необходимости развития критичного отношения к ней у детей и подростков. В связи с этим, были разработаны психологические рекомендации для родителей по развитию критичного отношения к рекламной информации, которые представлены в Приложении 2 данной исследовательской работы.
Выводы
Библиографический список
Приложение 1
Образцы бланков ответов на анкету об особенностях реагирования на рекламу
Приложение 2
Психологические рекомендации
по развитию критичного отношения к рекламе
у детей и подростков
Реклама влияет на детское сознание, но то, каким глубоким будет это сознание, зависит от родителей.
Всему свой срок
Хризантема и Луковица
Самодельный телефон
Зимняя сказка
"Портрет". Н.В. Гоголь