Цель работы: исследование жизни и научной деятельности Л.Ф. Магницкого.
Всего в опросе участвовали 157 учеников. Только 38 из них знают, что это был ученый, 30 человек что-то слышали о нем, а остальные ничего не знают о Л.Ф. Магницком. 55 человек предполагают, что он каким-то образом связан с М.В.Ломоносовым. Печальные результаты. Об этом великом человеке ученики должны знать больше.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 31.87 КБ |
Никулина Софья Николаевна.
Краснодарский край, г-к Анапа, с. Су-Псех
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 11, 6 - а класс
«Л. Ф. МАГНИЦКИЙ: УЧЁНЫЙ И УЧИТЕЛЬ»
Научный руководитель: Сухоцкая Светлана Анатольевна,
учитель физики,МБОУСОШ № 11
«Л. Ф. МАГНИЦКИЙ: УЧЁНЫЙ И УЧИТЕЛЬ»
Работу выполнила:
учащаяся 6«А» класса МБОУ СОШ №11
Никулина Софья Николаевна. Научный руководитель: Сухоцкая Светлана Анатольевна
учитель физики МБОУ СОШ №11
Россия. Краснодарский край. Г-к Анапа.
2013г.
1. Аннотация.
Цель работы: исследование жизни и научной деятельности Л.Ф. Магницкого.
Задачи работы:
Методы исследования:
Всего в опросе участвовали 157 учеников. Только 38 из них знают, что это был ученый, 30 человек что-то слышали о нем, а остальные ничего не знают о Л.Ф. Магницком. [Приложение 1]. 55 человек предполагают, что он каким-то образом связан с М.В.Ломоносовым. [Приложение 2]. Печальные результаты. Об этом великом человеке ученики должны знать больше.
Результаты проведенного исследования были представлены учащимся 5-х и 6-х классов нашей школы, а затем на школьной научной конференции «Первые шаги». Выступление вызвало большой интерес у слушателей.
2. План исследований:
1. изучить биографию Л.Ф.Магницкого,
2. выявить общее в судьбах Л.Ф.Магницкого и М.В.Ломоносова,
3. познакомиться с «Арифметикой» Магницкого и ее особенностями.
Методы исследования:
1. анализ,
2. синтез,
3. сравнение,
4. социологический опрос.
3. Статья
3.1 Введение.
19 ноября 2011 года наша страна отмечала 300-летие выдающегося соотечественника – М.В. Ломоносова. Этой дате было посвящено много мероприятий. Именно в те дни зашел разговор о Леонтии Филипповиче Магницком. Вернее, не о нем самом, а об его «Арифметике», учебнике, по которому постигал азы вычислительной науки Ломоносов. Кто такой Л.Ф.Магницкий? Был проведен опрос учащихся 4-х, 6-х, 7-х классов.
Всего в опросе участвовали 157 учеников. Только 38 из них знают, что это был ученый, 30 человек что-то слышали о нем, а остальные ничего не знают о Л.Ф. Магницком. [Приложение 1]. 55 человек предполагают, что он каким-то образом связан с М.В.Ломоносовым. [Приложение 2]. Печальные результаты. Об этом великом человеке ученики должны знать больше.
Сведения о Леонтии Филипповиче очень скудные. А многое из того, что удалось найти, противоречиво. Поражает то, что судьбы двух ученых, Л.Ф.Магницкого и М.В.Ломоносова, учителя и ученика, имеют много общего.
Результаты проведенного исследования были представлены учащимся 5-х и 6-х классов нашей школы, а затем на школьной научной конференции «Первые шаги». Выступление вызвало большой интерес у слушателей.
Цель работы: исследование жизни и научной деятельности Л.Ф. Магницкого.
Задачи работы:
Методы исследования:
3.2. Основная часть.
3.2.1. Л.Ф.Магницкий и М.В.Ломоносов: учитель и ученик.
Магницкий Леонтий Филиппович (при рождении Телятин; 9 [19] июня 1669, Осташков — 19 [30] октября 1739, Москва) родился в семье крестьянина. [7], [Приложение 3].
Михаил Васильевич Ломоносов (8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская, — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург) родился в семье помора. [8], [Приложение 4].
С юных лет Леонтий работает с отцом на пашне, а Михайло с десяти лет рыбачит с отцом в Белом море.
Леонтий сам учился чтению и письму, «был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное. Самоучкой получил серьезные знания по математике и «новым» языкам - голландскому, немецкому и итальянскому». [1].
Грамоте Михайлу обучил дьячок местной церкви. «Вратами учёности» в то время, по словам самого Ломоносова, для него делаются «Грамматика» МелентияСмотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. [8].
Магницкий готовил себя к духовной карьере. Он родился и вырос в Осташковской патриаршей слободе, и святитель Нектарий, настоятель Нило-Столобенской пустыни, приходился ему двоюродным дедом. [Приложения 5,6].
Поначалу Ломоносов тоже мечтал быть священником. Ему отказали под предлогом того, что он не из священнического рода. Но у него дед по материнской линии был дьяконом, и при желании это нетрудно было доказать. Почему-то он не стал этого делать.
15-летнего Магницкого отправили с рыбным обозом в Иосифо-Волоколамский монастырь, а оттуда - вСимонов монастырь в Москве. [7].
Ломоносов, как мы все знаем, приехал в Москву с рыбным обозом. [Приложение 7].
Михайло был чтецом в церкви.
И Леонтий прислуживал чтецом.
Оба испытывали во время учебы большую нужду. Достоверно известно, что Магницкий жил у приятелей, переходя из дома в дом. Об этом царский прибыльщик Алексей Александрович Курбатов писал Петру I, прося помочь молодому ученому. [2].
Также вспоминает о себе Ломоносов: «Находясь в нужде, науку я не бросил». Отец его был человеком большого достатка, но он порвал с сыном и лишил его всяческого довольства за то, что тот вышел из-под его воли. [8].
Фамилия Магницкий придумана Петром I. [Приложение 8] . Настоящее родовое имя Леонтия Филипповича - Теляшин. Петру его рекомендовали Алексей Курбатов и Брюс. Пораженный талантами молодого человека (тогда еще Леонтий Теляшин был послушником московского Симонова монастыря), и, вспоминая слова проповедника Симеона Полоцкого о том, что Христос, как магнит, притягивает к себе души людей, царь сказал: «Как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». [7].
Михаил Васильевич в конце 1763 г. был произведен в статские советники с окладом 1800 рублей в год. По табелю о рангах он становился чиновником V класса.
Пётр I был особенно расположен к Леонтию Филипповичу, жаловал его деревнями во Владимирской и Тамбовской губерниях, приказал выстроить ему дом на Лубянке, а за «непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды» наградил «саксонским кафтаном» и другой одеждой. [1].
В Навигацкой школе Леонтий Филиппович отработал учителем 38 лет – больше чем полжизни. [Приложение 9]. Был он скромным человеком, радел о науке, заботился о своих учениках. Он не только преподавал математику, но и следил за тем, как жили его воспитанники, чем питались, во что одевались, получали ли они жалованье. Все хозяйственные дела школы лежали на нём, так как учителя-иностранцы знали плохо русскую жизнь и русский язык. Магницкий заботился о школе, как мать заботится о ребёнке. Главной целью его жизни стало воспитание так необходимых России специалистов и достойных граждан своей страны. [10].
Когда в 1730 году Михаило Ломоносов пришел в Навигацкую школу, ему «науки показалось мало»: «Арифметику» Магницкого он знал почти наизусть! Поняв, что в школе Ломоносову делать нечего, Леонтий Филиппович, преподававший в этой школе, предложил ему поступать в Славяно-греко-латинскую академию. [Приложение 10]. Ломоносов хотел заниматься наукой, а наука-то вся была писана на латыни, которую изучали как раз в академии! Возможно, не будь Магницкого, Ломоносов не стал бы ученым. Своим первым учителем Леонтия Магницкого называли морские офицеры, математики, инженеры, геодезисты, картографы, географы, архитекторы и учителя.
3.2.2. « Арифметика» Л.Ф.Магницкого.
Главный труд Леонтия Магницкого - “Арифметика, сиречь наука числителная с разных диалектов на славенский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена” - увидел свет в 1703 году. [Приложение 11]. Напечатана была беспримерным для своего времени тиражом в 2400 экземпляров. [9].
"Арифметика" Магницкого - один из наиболее популярных и распространенных учебников - стала своеобразной математической энциклопедией для своей эпохи.
Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя самые начала арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. В учебнике приведены таблицы сложения и умножения десятичных чисел, геометрия окружности и вписанных многоугольников, впервые в России использованы "арабские" цифры.[9]. [Приложение 12].
В книге строго и последовательно проводилась одна форма изложения: каждое новое правило начиналось с простого примера, затем давалась его общая формулировка и, наконец, оно закреплялось большим количеством задач, по преимуществу практического содержания. К каждому действию присоединялось правило проверки — «поведение».
Все задачи, представленные в книге, жизненные. Заканчивается "Арифметика" приложениями изученного материала к реальной действительности. В частности, использованием логарифмических таблиц в навигационном деле. [9].
Составлена она была "ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей". Между прочим, по учебнику Магницкого школьники учились математике и через 200 лет после Ломоносова, в начале XX века. [1].
В Архангельской области известны 4 экземпляра «Арифметики» Магницкого: 1 в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова, 2 в Архангельском областном краеведческом музее и 1 в историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова (с. Ломоносово).
4. Заключение.
Изучая жизнь и научную деятельность Леонтия Филипповича Магницкого, были сделаны следующие выводы:
Леонтий Филиппович Магницкий был незаслуженно забыт в России.
В 1914 году Дмитрий Дмитриевич Галанин, педагог-физик, издал большое исследование жизненного пути Магницкого «Леонтий Филиппович Магницкий и его арифметика». [Приложение 13]. В предисловии к своей работе он написал: «Быть может, кто - нибудь, прочитав мой слабый труд, возьмет на себя ознакомиться с архивом Министерства Иностранных Дел и даст тот очерк жизни и деятельности Магницкого, в котором так нуждается русское общество». [1].
Из современных нам работ удалось только найти книгу, вышедшую в свет 26 августа 2010, «Селигер - родина Магницкого, первого выдающегося русского учителя» тиражом всего 500 экземпляров. Составил ее монах Иоанн Захаров, директор центра «Наследие Селигера». [Приложения 14, 15]
Несомненно, что российские школьники должны знать об этом человеке как можно больше.
5.Литература.
Всему свой срок
Домик зимней ночью
Как нарисовать черёмуху
Груз обид
Дерево в снегу