Реферат на тему "Сретение" выполнен обучающимся 9-го класса МОУ СОШ №95 Краснооктябрьского района г.Волгограда Панкратовым Александром. С защитой этой работы он выступал на городских открытых юношеских Рождественских чтениях и стал Победителем. Я хочу, чтобы эта работа стала началом проекта "Великие Двунадесятые православные праздники".
Вложение | Размер |
---|---|
sretenie_rabota_pankratova.doc | 62 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №95
КРАНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
IX открытые городские
юношеские
Рождественские чтения
Секция Православная культура,
Православные праздники
От древности до наших дней
Сретение Господне.
(Реферат)
Выполнил: Панкратов Александр,
ученик 9к1 класса
Волгоград
2012
Содержание.
Введение.
В последнее время, в России мы как-то привыкли отмечать большие православные праздники, хотя порой не понимаем их смысла. Рождество, Пасха, Покров - вот некоторые праздники, о которых имеется хоть какое-то представление у большей части ребят из моего класса, нашей школы, да и у большей части остальных людей. Многие поздравляют друг друга с православными праздниками, до конца не понимая самой сути его.
Я тоже когда-то многого не знал, всё началось с моего Крещения. Крестили меня не младенцем, а когда мне уже исполнилось 7 лет, поэтому я хорошо помню такое важное событие в моей жизни. Я помню, какое огромное впечатление произвёло на меня таинство крещения.( Эн с. 98) Мне очень понравился Божий храм, Батюшка, исполняемые песнопения и молитвы, красота Икон, да и вся атмосфера службы.
Богослужение Православной церкви удивительно и красиво. Его стройность, глубина и простота, возможно, незаметны тем, кто пришёл в церковь как на экскурсию. Но, если отложить на время житейские дела, отбросить в сторону страх незнания старославянского языка и порядка службы и просто открыть своё сердце Богу – то духовный смысл православного богослужения, подобно цветку, будет открываться постепенно. (Эн ,с.82) Так произошло и со мной, постепенно я постигаю то, что складывалось веками. Учась в начальных классах школы №95, я посещал занятия по Основам православной культуры, ходил вместе со своими родными в Храм, стал воспитанником Воскресной школы при Храме Святого Преподобного Иоанна Кронштадтского, с прошлого года я один из певчих Храма Иоанна Кронштадтского. Каждый год я вижу, как в нашей школе проходят праздники Рождества Христова и Пасхи для начальной школы. (Приложение №1). В прошлом году я участвовал вместе с воспитанниками Воскресной школы в районном фестивале Рождественской песни, в котором участвовали все школы нашего Краснооктябрьского района и наша школа в том числе. (Приложение №2). Я часто размышляю о том, что в последнее время стало очень модным посещать храм, участвовать в христианских обрядах, венчаться, креститься. Многие, следуя моде, не имеют понятия о происхождении, смысле, ритуалах того или иного праздника, оттого и ведут себя в храме некультурно, мешая другим. Хочется все же напомнить таким людям известную поговорку: «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».
В католической традиции с размахом отмечается Рождество, именно в этот день верующие ожидают чудес, дарят друг другу подарки, а россияне отмечают этот день как продолжение Нового года. Почему вся Европа с особой торжественностью празднует Рождение Иисуса, а Россия – Воскрешение? Отчего так происходит? Почему русский народ среди православных праздников больше любит Пасху? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, рассказать ребятам и о других православных праздниках. В дни православных праздников Церковь призывает верующих отложить все житейские заботы и посвятить своё время чествованию Иисуса Христа, Божией матери и святых. Чтобы ощутить атмосферу каждого праздника, лучше всего побывать в храме на богослужении.
Двунадесятые праздники.
К важнейшим православным праздникам относятся двунадесятые ( от старославянского слова «дванадесять» - двенадцать. (Эн,с 169-172 ) В православной традиции их отмечают, чтобы помнить о важнейших земных событиях в жизни Христа и Богородицы. Они разделяются на Господские (относящиеся к Иисусу) и Богородичные (посвященные Богородице). Последние отличить легко: в их дни священнослужители надевают облачения голубого цвета. Потому что он символизирует чистоту и непорочность Девы Марии.
Исключение составляет Сретение Господне, которое относиться как к Христу, так и к Богородице.
Богородичных праздников всего четыре:
Господских праздников насчитывается восемь:
У перечисленных праздников разные смысловые оттенки, поэтому их цветовая символика неодинакова. Так, На Рождество, Крещение, Вознесение, Преображение священнослужители служат в белых облачениях: белый цвет символизирует Божественный нетварный ( несозданный) свет, который Христос принёс в мир. Вход Господень в Иерусалим и Троица окрашены в зелёный цвет – символ вечной жизни, которую Господь Жизнодавец даёт людям. Воздвижение Креста Господня, как и воскресные службы Великого поста, имеет фиолетовый цвет, его символика соединяет чистоту (голубой) и жертвенную любовь (красный).
Такие праздники как Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение имеют не переходящие даты, т.е. отмечаются каждый год, в один и тот же день. Двунадесятые праздники имеют особые дни: предпразднество, попразднество и отдание праздника. Дни предпразднества подготавливают праздник. Попразднество - продолжение праздника. Отдание праздника - последний день праздника, который отличается особой торжественностью богослужения.
Перед двунадесятыми праздниками христианам следует исповедаться и причаститься. Накануне вечером следует посетить службу, а с утра прийти на литургию. В храмах в это время совершается всенощное бдение – богослужение, которое длиться с вечера. Оно состоит из вечерни, утрени и первого часа. На службе совершается благословение хлебов, (в память о событии насыщения пяти тысяч человек во время проповеди Христа), а так же елея и пшеницы. На богослужение нельзя опаздывать, нельзя уходить до его окончания, так как этим вы проявляете неуважение к дому Божьему и отвлекаете других от молитвы. Когда произносятся слова общего благословения («Мир всем», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»), нужно наклонить голову, не крестясь.
В целом (Эн, с 182- 183) православные праздники приближают к нам Священную историю и историю христианства, а двунадесятые носят смысл живого воспоминания о событиях земной жизни Спасителя и Божией матери. Эти события в силу значимости обрели какую-то надвременную суть, они переживаются не как прошлое, а как вечное настоящее. И каждый год, встречая тот или иной двунадесятый праздник, верующие словно делают прорыв в вечность. Поэтому в церковных песнопениях о священных событиях часто говорится в настоящем времени ( употребляется слово «днесь» (сегодня), «ныне» и т.п.).
Смысл каждого праздника кратко сформулирован в особом песнопении – тропаре, его повторяют несколько раз во время праздничной службы и весь перилод празднества. А также вводят в обиход. Включают в молитвенное правило, читают перед едой. Каждый праздник выражает определённую богословскую идею. И тропарь служит своеобразной подсказкой, поэтому знать тексты тропарей и понимать их необходимо.(Приложение № 3)
Сретение Господне.
15 февраля по новому стилю Русская православная церковь совершает один из двенадцати важнейших праздников года — Сретение Господне. Он установлен в память о встрече Богомладенца Христа и благочестивого старца Симеона в Иерусалимском храме, когда, как повествует Евангелие, Богоматерь принесла туда своего Сына на сороковой день после Рождества.
Сретение Господне — это праздник, отмечаемый Церковью в память о встрече Богомладенца Христа и благочестивого старца Симеона в Иерусалимском храме, когда Богоматерь принесла туда своего Сына на сороковой день после Рождества (Лк 2:22-38). По закону Моисея каждый первенец мужского пола должен был на сороковой день приноситься в храм для ритуального очищения, за что Самому Богу приносилась жертва в виде двух голубок и двух птенцов голубиных (Исх 12:12-15).
Интересно, что так же, как в случае Обрезания на восьмой день, Господь в сороковой день исполняет те же правила религиозного посвящения, которые установил Он Сам. Однако на этом события дня очищения не заканчиваются. В Иерусалимском храме Богомладенца встречает глубокий старец Симеон, про которого говорят в народе, что он живет уже более трехсот лет, и теперь мы узнаем, что все эти столетия он жил ради этой встречи. Симеон был одним из семидесяти двух ученых иудеев, которые в III веке до Р. Х. по поручению египетского царя Птолемея II переводили в Александрии Священное Писание на греческий язык (отсюда возникла “Септуагинта” — перевод семидесяти толковников).
Когда ученый Симеон переводил слова пророка Исайи “Се Дева во чреве приимет и родит Сына”, он решил, что это ошибка в тексте, и изменил слово “Дева” на слово “Жена”. В этот момент ему явился ангел Господень, остановил его и предсказал ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит доказательства этого пророчества Исайи.
И вот на сороковой день после рождения Христа старец Симеон встречает его в Иерусалимском храме, принимает из рук Девы Марии и говорит Богомладенцу: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля” и обращается к самой Марии: “Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец”.
Так в лице Симеона весь ветхозаветный народ встречает новозаветного Спасителя и открывает его Матери всемирно-историческое значение ее Сына, а ей самой способность знать истинные помыслы людей. Из богослужебных текстов праздника Сретения мы узнаем, как Симеон поведал перед своим уходом, что он после своей смерти откроет Адаму и Еве о рождении Спасителя и, таким образом, станет первым благовестником в преисподней, откуда потом Христос, как мы знаем, вывел праведников в ночь после своего Распятия.
Кроме ученого старца Симеона, получившего отныне звание Богоприимца, в Иерусалимском храме также была другая праведница, жившая при храме восьмидесятичетырехлетняя вдовица Анна, которая признала в Младенце Иисусе Христа Спасителя и стала возвещать о нем всем жителям Иерусалима, страждущим в ожидании Мессии. Так святой Симеон и пророчица Анна стали первыми благовестниками Христа задолго до апостолов.
Праздник Сретения Господня закрывает зимний, Рождественский цикл праздников, когда мы отмечали события, связанные с первыми шагами Христа, только еще входящего в грехопадший мир, но еще остается много времени перед Пасхальной весной, когда можно подготовиться к Великому посту и самому главному празднику всего христианского календаря — Пасхе Христовой. В честь этого великого церковного праздника поэт Иосиф Бродский, живший в Петербурге неподалеку от храма святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в марте 1972 года написал свое самое пронзительное христианское стихотворение “Сретение”:
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: “Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: Он — Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем”. — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. “Слова-то какие…”
И старец сказал, повернувшись к Марии:
“В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око”.
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Заключение.
Сретение Господне, пожалуй, самый загадочный праздник, понимание которого требует особенного проникновения в библейскую историю. Старославянское слово “сретение” означает “встреча”. Сама тема встречи человека с человеком для любого христианина имеет крайне важное значение, поскольку основу мироздания в христианстве составляет не абстрактное взаимодействие безличных сил, а непреходящее общение конкретных живых личностей.
Сама Божественная Троица представляет собой предвечное общение Трех Лиц, которое предшествует любому явлению в этом мире и самому миру. Поэтому само слово сретение для христианина наполнено очень важным — мистическим - смыслом. Сретение Господне совпадает ещё с одним событием: 15-го февраля - день вывода Советских войск из Афганистана. Наша школа проводит небольшой митинг в память воинов, павших в Афганистане и не вернувшихся домой. В этот день мы встречаемся с матерями погибших ребят, которые глядят на нас с фотографий молодыми, и останутся вечно такими, а, вернувшись в классы, мы встречаемся с воинами-афганцами. И не верится, что эти взрослые, уже немолодые мужчины – ровесники тех мальчишек. Они рассказывают нам о тех неоднозначных событиях, о геройских подвигах бойцов. И невольно проводишь параллель между Сретением и встречей с этими людьми, ведь встречаясь с любым человеком, мы встречаемся с уникальным духовным миром, в котором есть такой же образ Божий, как и в нас самих.
Литература:
Радуйся благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Радуйся, получившая милость Божию Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас тёмных людей, И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.
5 №4 Фото встреча с Афганцами.
Мороз и заяц
Какая бывает зима
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Алые паруса
Денис-изобретатель (отрывок)