Работа является актуальной, так как год от года здоровье школьников ухудшается. Процент болезненных детей растет к старшим классам. Значит, ещё с младших классов нужно беречь своё здоровье.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_ranets.doc | 88 КБ |
shkolnyy_ranets.doc | 84 КБ |
Сколько весит здоровье ученика?
Исследовательская работа
в номинации окружающий мир
Тезисы
Тема: Сколько весит здоровье ученика?
Цель нашей работы: Активизировать познавательную деятельность ученика при изучении темы «Человек», обратить внимание на состояние и сбережение своей осанки путём ежедневного контроля веса ранца с учебными принадлежностями.
Работа является актуальной, так как год от года здоровье школьников ухудшается. Процент болезненных детей растет к старшим классам. Значит, ещё с младших классов нужно беречь своё здоровье.
Наиболее важный период развития механизмов, обеспечивающих вертикальную позу – с 4 до 10 лет. Научные исследования показали, что один из сотни детей в возрасте от 10 до 11 лет жалуется на боли в спине. Основной причиной возникновения болей в позвоночнике является изменение образа свободного времяпровождения, а также недостаток движения. Усиливают симптомы неправильно выбранные, перегруженные ранцы.
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. В них регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. И в результате наших исследовательских работ мы выяснили, что в нашем классе школьные ранцы, в основном, не превышают по своему весу допустимых норм, как и учебники. Недельная нагрузка распределена равномерно, следовательно, в нашем классе созданы все благоприятные условия для сохранения здоровья.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………… …4
2. Основная часть
2.1. Требования к ранцам………………………………...……………..6 2.2. Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и
начального образования…………………………………………...7
2.5. Нормы для ранцев со школьными принадлежностями…………10
2.6. Практическая работа………………………………………………11
3. Заключение………………………………………………………...13
4. Литература…………………………………………………………14
5. Приложения ……………………………………………………….15
Уже в детском саду я мечтал о том, как пойду в первый класс, как за спиной у меня будет школьный рюкзак с тетрадками, учебниками, ручками. И вот я – ученик четвёртого класса, и ранец для меня – уже не только долгожданный атрибут школьника, но и важная школьная принадлежность.
От того, какой у школьника ранец, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. А как же обычный школьный ранец может навредить моему здоровью? Если он будет слишком тяжел, то это может нанести большой вред моему позвоночнику и моей осанке, а в будущем привести к проблемам с самочувствием. И я решил узнать все о школьном ранце.
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно.
В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том, и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия. В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Дабы не вводить родителя в искушение и не развивать в самих школьниках чувство зависимости, все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего – томительного темно-коричневого цвета. Однако имелись и варианты – эстеты могли выбрать глубокий синий, колхозники – темно-зеленый. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в СССР не выпускали белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было практично и не марко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.
Сегодня ассортимент велик. По-прежнему актуальны ранцы – теперь их не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедичес-кими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу.
2. Основная часть
Вес ранца с учебным комплектом:
1-2 классы – не более 2,2 кг
3-4 классы – не более 3,2 кг
А как же выбрать истинный «кладезь знаний» – школьный портфель?
При выборе школьного рюкзака в первую очередь смотрите на комплекцию ребенка. При маленьком росте не стоит покупать огромный «чемодан» на ремнях. Это может повредить осанке. Рюкзак не должен быть шире спины школьника и не очень длинным, чтобы не оттягивать плечи, когда ранец будет нагружен учебниками.
При носке верх не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бедер.
Спинка у ранца должна быть полужесткая, хорошо фиксированная. Она позволяет сохранить осанку школьника, снимая лишний вес рюкзака. Лучше, если на спинке будут еще специальные массажные профили, или ортопедические приспособления: мягкая прокладка в виде валика или подушечки с внешней стороны.
Лямки рюкзака или ранца должны быть эластичными и достаточно широкими – от 4 см. Чтобы не врезались в плечи, желательно наличие мягких «погончиков». Кроме того, они обязательно должны регулировать по длине, чтобы подогнать лямки под рост ребенка. Ведь зимой их придется удлинять, регулируя под пуховик или шубу.
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, на модные рисунки, а прежде всего на то из какого материала сшит ранец. Выбирайте прочную, водоотталкивающую легкую ткань. Чаще это нейлон. Он легко стирается и не рвется. Обращайте внимание на качество материала. Чтобы по возможности были в составе хлопок или лен. Не гонитесь за цветами и рисунками. Они содержат красители, вредные для здоровья ребенка. Следите, чтобы внутри рюкзака не было острых склеенных швов, о которые может пораниться ребенок. Они не должны выпирать и натирать.
Несколько раз расстегните и застегните все замки. Убедитесь, что они не заедают. Лучше, если они будут широкими, пластмассовыми, а не хлипкими нейлоновыми. Также проверьте на крепость «собачку».
Для наших холодных зим важно ещё и морозоустойчивость. Иначе, на морозе ранец затвердеет, и будет лопаться. Такие рюкзаки чаще всего попадают в наши рынки из стран с мягким климатом.
2.2. Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального образования
Никто не будет спорить с тем, что нынешние школьники носят тяжёлые ранцы. Хотя вес строго нормирован, а вес учебников ограничен этими нормативами, исследования показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальных классов достигает 5-6 кг, что на 2,5 – 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. В них регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
I- IV классов – 300 г.
V – VI классов – 400 г.
VII – IX классов – 500 г.
X – XI классов – 600 г.
Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сами носить портфели своих детей.
А как же данная проблема решается в других странах?
В Израиле министром образования разработаны правила пользования школьным ранцем и введено ограничение его веса. За соблюдением этих правил следит родительский комитет.
В США также введено ограничение веса школьного рюкзака – и в некоторых штатах применяются даже штрафы к родителям и школам, которые не выполняют требования врачей. Уже давно введен двойной комплект учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный компьютер, который имеет массу чуть более килограмма.
В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
А в Швеции ученики вообще не пользуются портфелями и рюкзаками, потому что до 8-го класса не получают домашних заданий. А для учебников и тетрадей у каждого в школе есть собственный шкафчик.
В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).
Серьёзно облегчить школьный портфель позволит и ридер, в котором могут храниться все учебники сразу. Кроме того, он даёт возможность для экономии времени на уроке, в нём, в отличие от бумажного учебника, можно подчёркивать, обводить, записывать и даже выполнять задания.
С ноября текущего года в 25 школах семи регионов страны начинается апробация новых технологических устройств обучения – букридеров, которые должны заменить собой с десяток учебников (приложение 1).
2.3. Практическая часть
Беспокоятся ли о нашем здоровье издатели школьных учебников? Для этого мы записали все учебные пособия и взвесили их:
«Литературное чтение» -400 г.,
«Математика»-400 г.,
«Русский язык» -500 г.,
«Окружающий мир» - 300 г.,
рабочая тетрадь по окружающему миру -200 г.,
«Английский язык» -300 г.,
рабочая тетрадь по английскому языку -100 г.,
«Башкирский язык» - 600 г.,
«Культура Башкортостан» - 300 г.
Р Е З У Л Ь Т А Т: самыми тяжёлыми оказались учебники русского языка и башкирского языка, чуть больше нормы оказались учебники литературного чтения, математики (приложение2).
2.4. Нормы для ранцев со школьными принадлежностями
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Потому что родители особо не следят, что именно носит в школу их чадо. Нередко дети не вынимают из портфеля учебники и тетради, которые сегодня не нужны, а так и носят всё, что складывают туда за неделю.
От тяжёлых ранцев страдает не только осанка. Наблюдается также негативное воздействие на моторику и координацию движений. Оно сначала формируется в первом классе, и со временем развивается. Из-за слишком тяжёлого, или неправильно расположенного ранца нарушается равновесие, тем самым снижается устойчивость.
Ребёнок с нормальным весом не должен носить ранец тяжелее, чем одна восьмая (12,5%) его собственной массы тела:
До 24 кг 3 кг
25-28 кг 3,5 кг
29-32 кг 4 кг
33-36 кг 4,5 кг
37-40 кг 5 кг
41-44 кг 5,5 кг
45-48 кг 6 кг
49-52 кг 6,5 кг
свыше 53 кг 7 кг
Эксперимент показал, что начиная с 20% давление ранца на левое плечо в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос левого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки.
Также нужно помнить, что в отдельных случаях, на здоровую, с правильным изгибом спину можно нагружать тяжести, но при искривлении позвоночника или слабой спине нагрузка должна быть меньше 10% (приложение 3).
2.5. Эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 16 человек.
План эксперимента
1.Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
2.Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
3.В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
4.Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы (об осанке) ребят нашего класса.
5.Подвести итог по позициям:
- самый правильный ранец (до 0,5 кг);
- самый тяжелый ранец;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
- самый тяжёлый учебник;
- самый «тяжёлый» учебный день;
- самый «легкий» учебный день;
6. Дать рекомендации родителям, учителям и детям.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, то есть вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблицу (приложение 4).
По таблице видно, что реальный вес ранца соответствует весу «правильного» ранца у 13 учащихся, а у 3 учеников реальный вес ранца чуть больше . Мы решили выяснить: соответствует ли вес всех ранцев в классе, и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты записали в таблицу (приложение 5).
Мы увидели, что у 12 учащихся вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Но среди наших ранцев так и не нашлись легковесы весом около 200 грамм. Однако у 4 учащихся вес ранца превысил гигиеническую норму. Ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в понедельник - 2 кг 400г (без сменной обуви, тетрадей, пенала). Самым легким ранец оказался в субботу 1000 г. (приложение 6).
Выяснили, что у 3 учеников ранцы весят больше нормы и из-за этого вес ранца с учебными принадлежностями тяжелее. В ходе исследования обнаружились в нашем классе «неправильные» ранцы (приложение 7).
Также выяснилось, есть учебники, которые не соответствуют нормам Госсанэпиднадзора России. Хотя, в нашем классе пока нет ребят с нарушениями осанки, но мы учимся только в 4 классе.
Поэтому мы написали ряд рекомендаций ученикам, родителям и учителям и основные требования при выборе школьного ранца (приложение8).
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Каждый из нас может проверить правильность осанки. Для этого нужно встать около стены и касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга.
Здоровье – богатство, которое не купишь за деньги. Оно закладывается ещё в детстве, в школьные годы. Берегите свое здоровье. Следите за осанкой, выбирайте правильные школьные ранцы!
Литература
1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007.
2. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008.
3. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
4. Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.
5. Батенева Т. Ридер набирает очки.// Российская газета № 230, 2011г.
6. Лопанин А. Тяжелая ноша. Интернет-ресурс - http://timix.nios.ru/archives/6862
7. На что стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника. Интер-нет-ресурс – http://school19.stbur.ru/index.php?newsid=69
8. Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье». // Начальная школа. – 2008. №5, с.21.
Сколько весит здоровье ученика?
Исследовательская работа
в номинации окружающий мир
Тезисы
Тема: Сколько весит здоровье ученика?
Цель нашей работы: Активизировать познавательную деятельность ученика при изучении темы «Человек», обратить внимание на состояние и сбережение своей осанки путём ежедневного контроля веса ранца с учебными принадлежностями.
Работа является актуальной, так как год от года здоровье школьников ухудшается. Процент болезненных детей растет к старшим классам. Значит, ещё с младших классов нужно беречь своё здоровье.
Наиболее важный период развития механизмов, обеспечивающих вертикальную позу – с 4 до 10 лет. Научные исследования показали, что один из сотни детей в возрасте от 10 до 11 лет жалуется на боли в спине. Основной причиной возникновения болей в позвоночнике является изменение образа свободного времяпровождения, а также недостаток движения. Усиливают симптомы неправильно выбранные, перегруженные ранцы.
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. В них регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. И в результате наших исследовательских работ мы выяснили, что в нашем классе школьные ранцы, в основном, не превышают по своему весу допустимых норм, как и учебники. Недельная нагрузка распределена равномерно, следовательно, в нашем классе созданы все благоприятные условия для сохранения здоровья.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………… …4
2. Основная часть
2.1. Требования к ранцам………………………………...……………..6 2.2. Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и
начального образования…………………………………………...7
2.5. Нормы для ранцев со школьными принадлежностями…………10
2.6. Практическая работа………………………………………………11
3. Заключение………………………………………………………...13
4. Литература…………………………………………………………14
5. Приложения ……………………………………………………….15
Уже в детском саду я мечтал о том, как пойду в первый класс, как за спиной у меня будет школьный рюкзак с тетрадками, учебниками, ручками. И вот я – ученик третьего класса, и ранец для меня – уже не только долгожданный атрибут школьника, но и важная школьная принадлежность.
От того, какой у школьника ранец, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. А как же обычный школьный ранец может навредить моему здоровью? Если он будет слишком тяжел, то это может нанести большой вред моему позвоночнику и моей осанке, а в будущем привести к проблемам с самочувствием. И я решил узнать все о школьном ранце.
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно.
В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том, и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия. В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Дабы не вводить родителя в искушение и не развивать в самих школьниках чувство зависимости, все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего – томительного темно-коричневого цвета. Однако имелись и варианты – эстеты могли выбрать глубокий синий, колхозники – темно-зеленый. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в СССР не выпускали белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было практично и не марко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.
Сегодня ассортимент велик. По-прежнему актуальны ранцы – теперь их не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедичес-кими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу.
2. Основная часть
Вес ранца с учебным комплектом:
1-2 классы – не более 2,2 кг
3-4 классы – не более 3,2 кг
А как же выбрать истинный «кладезь знаний» – школьный портфель?
При выборе школьного рюкзака в первую очередь смотрите на комплекцию ребенка. При маленьком росте не стоит покупать огромный «чемодан» на ремнях. Это может повредить осанке. Рюкзак не должен быть шире спины школьника и не очень длинным, чтобы не оттягивать плечи, когда ранец будет нагружен учебниками.
При носке верх не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бедер.
Спинка у ранца должна быть полужесткая, хорошо фиксированная. Она позволяет сохранить осанку школьника, снимая лишний вес рюкзака. Лучше, если на спинке будут еще специальные массажные профили, или ортопедические приспособления: мягкая прокладка в виде валика или подушечки с внешней стороны.
Лямки рюкзака или ранца должны быть эластичными и достаточно широкими – от 4 см. Чтобы не врезались в плечи, желательно наличие мягких «погончиков». Кроме того, они обязательно должны регулировать по длине, чтобы подогнать лямки под рост ребенка. Ведь зимой их придется удлинять, регулируя под пуховик или шубу.
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, на модные рисунки, а прежде всего на то из какого материала сшит ранец. Выбирайте прочную, водоотталкивающую легкую ткань. Чаще это нейлон. Он легко стирается и не рвется. Обращайте внимание на качество материала. Чтобы по возможности были в составе хлопок или лен. Не гонитесь за цветами и рисунками. Они содержат красители, вредные для здоровья ребенка. Следите, чтобы внутри рюкзака не было острых склеенных швов, о которые может пораниться ребенок. Они не должны выпирать и натирать.
Несколько раз расстегните и застегните все замки. Убедитесь, что они не заедают. Лучше, если они будут широкими, пластмассовыми, а не хлипкими нейлоновыми. Также проверьте на крепость «собачку».
Для наших холодных зим важно ещё и морозоустойчивость. Иначе, на морозе ранец затвердеет, и будет лопаться. Такие рюкзаки чаще всего попадают в наши рынки из стран с мягким климатом.
2.2. Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального образования
Никто не будет спорить с тем, что нынешние школьники носят тяжёлые ранцы. Хотя вес строго нормирован, а вес учебников ограничен этими нормативами, исследования показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальных классов достигает 5-6 кг, что на 2,5 – 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. В них регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
I- IV классов – 300 г.
V – VI классов – 400 г.
VII – IX классов – 500 г.
X – XI классов – 600 г.
Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сами носить портфели своих детей.
А как же данная проблема решается в других странах?
В Израиле министром образования разработаны правила пользования школьным ранцем и введено ограничение его веса. За соблюдением этих правил следит родительский комитет.
В США также введено ограничение веса школьного рюкзака – и в некоторых штатах применяются даже штрафы к родителям и школам, которые не выполняют требования врачей. Уже давно введен двойной комплект учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный компьютер, который имеет массу чуть более килограмма.
В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
А в Швеции ученики вообще не пользуются портфелями и рюкзаками, потому что до 8-го класса не получают домашних заданий. А для учебников и тетрадей у каждого в школе есть собственный шкафчик.
В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).
Серьёзно облегчить школьный портфель позволит и ридер, в котором могут храниться все учебники сразу. Кроме того, он даёт возможность для экономии времени на уроке, в нём, в отличие от бумажного учебника, можно подчёркивать, обводить, записывать и даже выполнять задания.
С ноября текущего года в 25 школах семи регионов страны начинается апробация новых технологических устройств обучения – букридеров, которые должны заменить собой с десяток учебников (приложение 1).
2.3. Практическая часть
Беспокоятся ли о нашем здоровье издатели школьных учебников? Для этого мы записали все учебные пособия и взвесили их:
«Литературное чтение» -400 г.,
«Математика»-400 г.,
«Русский язык» -500 г.,
«Окружающий мир» - 300 г.,
рабочая тетрадь по окружающему миру -200 г.,
«Английский язык» -300 г.,
рабочая тетрадь по английскому языку -100 г.,
«Башкирский язык» - 600 г.,
«Культура Башкортостан» - 300 г.
Р Е З У Л Ь Т А Т: самыми тяжёлыми оказались учебники русского языка и башкирского языка, чуть больше нормы оказались учебники литературного чтения, математики (приложение2).
2.4. Нормы для ранцев со школьными принадлежностями
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Потому что родители особо не следят, что именно носит в школу их чадо. Нередко дети не вынимают из портфеля учебники и тетради, которые сегодня не нужны, а так и носят всё, что складывают туда за неделю.
От тяжёлых ранцев страдает не только осанка. Наблюдается также негативное воздействие на моторику и координацию движений. Оно сначала формируется в первом классе, и со временем развивается. Из-за слишком тяжёлого, или неправильно расположенного ранца нарушается равновесие, тем самым снижается устойчивость.
Ребёнок с нормальным весом не должен носить ранец тяжелее, чем одна восьмая (12,5%) его собственной массы тела:
До 24 кг 3 кг
25-28 кг 3,5 кг
29-32 кг 4 кг
33-36 кг 4,5 кг
37-40 кг 5 кг
41-44 кг 5,5 кг
45-48 кг 6 кг
49-52 кг 6,5 кг
свыше 53 кг 7 кг
Эксперимент показал, что начиная с 20% давление ранца на левое плечо в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос левого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки.
Также нужно помнить, что в отдельных случаях, на здоровую, с правильным изгибом спину можно нагружать тяжести, но при искривлении позвоночника или слабой спине нагрузка должна быть меньше 10% (приложение 3).
2.5. Эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 16 человек.
План эксперимента
1.Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
2.Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
3.В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
4.Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы (об осанке) ребят нашего класса.
5.Подвести итог по позициям:
- самый правильный ранец (до 0,5 кг);
- самый тяжелый ранец;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
- самый тяжёлый учебник;
- самый «тяжёлый» учебный день;
- самый «легкий» учебный день;
6. Дать рекомендации родителям, учителям и детям.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, то есть вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблицу (приложение 4).
По таблице видно, что реальный вес ранца соответствует весу «правильного» ранца у 13 учащихся, а у 3 учеников реальный вес ранца чуть больше . Мы решили выяснить: соответствует ли вес всех ранцев в классе, и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты записали в таблицу (приложение 5).
Мы увидели, что у 12 учащихся вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Но среди наших ранцев так и не нашлись легковесы весом около 200 грамм. Однако у 4 учащихся вес ранца превысил гигиеническую норму. Ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в понедельник - 2 кг 400г (без сменной обуви, тетрадей, пенала). Самым легким ранец оказался в субботу 1000 г. (приложение 6).
Выяснили, что у 3 учеников ранцы весят больше нормы и из-за этого вес ранца с учебными принадлежностями тяжелее. В ходе исследования обнаружились в нашем классе «неправильные» ранцы (приложение 7).
Также выяснилось, есть учебники, которые не соответствуют нормам Госсанэпиднадзора России. Хотя, в нашем классе пока нет ребят с нарушениями осанки, но мы учимся только в 4 классе.
Поэтому мы написали ряд рекомендаций ученикам, родителям и учителям и основные требования при выборе школьного ранца (приложение8).
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Каждый из нас может проверить правильность осанки. Для этого нужно встать около стены и касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга.
Здоровье – богатство, которое не купишь за деньги. Оно закладывается ещё в детстве, в школьные годы. Берегите свое здоровье. Следите за осанкой, выбирайте правильные школьные ранцы!
Литература
1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007.
2. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008.
3. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
4. Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.
5. Батенева Т. Ридер набирает очки.// Российская газета № 230, 2011г.
6. Лопанин А. Тяжелая ноша. Интернет-ресурс - http://timix.nios.ru/archives/6862
7. На что стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника. Интер-нет-ресурс – http://school19.stbur.ru/index.php?newsid=69
8. Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье». // Начальная школа. – 2008. №5, с.21.
Рисуем лошадь акварелью
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Неньютоновская жидкость
Рисуем осенние листья