Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора. Жесты и мимика собеседника могут многое сказать о его настроении, о душевном состоянии. Я считаю, что тема моей работы актуальна и интересна, так как мои одноклассники почти всегда при разговоре активно пользуются мимическими движениями и жестами, В своем исследовании я выяснила, какие жесты используют в своей повседневной жизни мои одноклассники, в какой степени они умеют «читать» их. Результаты исследования показали, что большинство учащихся 4а класса неплохо распознают жесты и мимику окружающих людей, однако в реальной жизни они не очень умеют использовать эту информацию, поэтому не всегда могут правильно выстроить свои отношения с окружающими.
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_raboty.doc | 37.5 КБ |
О чем говорят наши жесты?
Белова Юлия Валерьевна
Муниципальное образование Ямальский район с. Панаевск
Муниципальная общеобразовательная школа интернат «Панаевская школа-
интернат среднего (полного) общего образования»,
4а класс
Введение
Всем известно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем,— это язык телодвижений, который мы используем каждый миг нашей жизни. Еще язык телодвижений называется невербальным способом общения, или языком жестов.
С научной точки зрения “жест — любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию”. Жест — действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему. Психологами установлено, что в процессе общения от 60 до 80 процентов информации передается с помощью жестов, позы, мимики, расположения в пространстве и только 20-40 процентов - с помощью слов. Я считаю, что тема моей работы актуальна и интересна, так как мои одноклассники почти всегда при разговоре активно пользуются мимическими движениями и жестами, но не всегда правильно могут истолковывать жесты собеседника и поэтому нередко возникают конфликты.
Объектом моего исследования являются невербальные средства общения (жесты). Цель исследования: изучить применение жестов учащимися 4а класса МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования - если изучить и применять язык жестов, то можно лучше понять окружающих людей, легко общаться с ними, узнать об их истинном отношении к себе, избежать конфликтных ситуаций.
Основная часть
Типы жестов
Жесты сообщают о желаниях человека и испытываемых чувствах. Привычный жест свидетельствует об определенной черте характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут нести разный смысл, но существуют и одинаковые моменты. Различают следующие основные типы жестов.
Жесты защиты - это скрещенные на груди руки. Скрещивают руки также дети, отрицающие требования родителей, старики, защищающие свое право быть услышанными (Приложение III).
Жесты скуки. Когда голова лежит в ладони, глаза полуприкрыты, то это откровенный жест скуки. Жестами скуки и беспокойства являются постукивание по столу или по полу ногой, щелканье колпачком ручки, карандашом, ключами и т. п. (Приложение IV).
Жесты доверия. Человек, говорящий доверительно, скорее всего не делает жестов рукой у лица — типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. Гордая, прямая поза также показатель доверия. Когда пальцы соединяют наподобие купола храма (соединяя только кончики пальцев), это может означать как доверительность, так и некоторое самодовольство, уверенность в своей правоте, эгоистичность. Но этот жест однозначно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит (Приложение V).
Жесты лжи. Лгуна выдают “бегающие” глаза, отведение взгляда в сторону и книзу, частое моргание. Характерны также такие жесты, как почесывание века пальцем, прикрывание рта рукой в моменты речи и растирание ладонью затылка. (Приложение VI)
Жесты хорошего настроения. У человека с хорошим настроением на лице всегда улыбка (от едва заметной до сияющей), зрачки расширены. Положительные эмоции буквально распирают, что выливается в активную жестикуляцию и повышенную общительность (Приложение VII).
Жесты открытости — раскрытые руки ладонями вверх. Открытость выражает и пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (Приложение VIII). Интересно наблюдать за руками детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину (Приложение IX).
Жесты плохого настроения. При плохом настроении человек не идет, а волочит ноги. Его взгляд устремлен к земле, зрачки заметно сужены.
Жесты гнева (злости). “Закипающий” от гнева человек сжимает кулаки или пощипывает ладони (Приложение X).
Выводы: настроение человека и его эмоционального состояние можно «прочитать» по его жестам и мимике.
Жесты представителей разных народов и национальностей
Сопоставление одних и тех же жестов, встречающихся в повседневном общении у всех народов, показывает, что жесты, употребляемые в аналогичных ситуациях людьми разных национальностей, часто не совпадают, а если совпадают по форме, то отличаются по содержанию. Так, русский подзывающий жест (помахивание рукой от локтя ладонью к себе) итальянец поймет как прощание; итальянский жест “Все в порядке” (пальцы полусогнуты, большой и указательный палец сомкнуты в кольцо), русский может понять как изображение нуля. В Австралии поднятый большой палец, особенно с акцентированным дергающим движением вверх, означает оскорбление.
Для бразильцев “кольцо” является оскорблением; однако “фига” — выражение грубости во многих странах — означает пожелание “доброй удачи”. Для выражения признательности бразильцы дотрагиваются до мочки уха.
В некоторых областях Франции “кольцо” означает “ноль” или “ничего не стоящий”. Большой палец, прислоненный к носу – «надувательство». Французы, когда рисуют указательным пальцем спираль у головы, хотят сказать “сумасшедшая идея”. Высшая степень одобрения выражается в поднесении трех сжатых вместе пальцев к губам, но если француз потирает указательным пальцем основание носа — это говорит о подозрительности и недоверии к собеседнику. Если во время разговора француз поглаживает пальцами по щеке, то это означает: “Ты мне надоел, ты долго разговариваешь”. Движение пальца из стороны в сторону во Франции означает отказ.
В Германии поворот пальцем у виска, показываемый одним водителем другому, говорит: “Ты сошел с ума”; этот жест считается в высшей степени оскорбительным, за него человек может быть даже арестован. Желая кому-либо удачи, немцы убирают палец в ладонь или бьют кулаком по воображаемому столу. Грозят немцы, двигая пальцем, причем справа налево, а не вперед и назад. В знак восхищения чьей-то идеей немцы поднимают брови.
Итальянцы для выражения одобрения, особенно пищи, сжимают и покручивают щеку. В Италии человека зовут, опустив ладонь вниз и маня пальцами, а поглаживание щеки означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода. Постукивание указательным пальцем по носу, все равно справа или слева, означает “берегись, впереди опасность” или “похоже, они что-то замышляют”.
В Японии знак “кольца” символизирует деньги, поскольку этот жест напоминает по форме монету. Если японцы зовут кого-либо, то протягивают руку с ладонью вниз и делают расчесывающее движение пальцами. Указывая на что-либо, японцы держат руку не ладонью вниз, а ладонью вверх (наш знак просьбы).
В Китае, когда дети выражают свой страх, они высовывают язык. Если китаец выдвигает вперед нижнюю губу и при этом хмурится и морщит нос, это означает неодобрение; если же он держит правую руку наклонной, а затем дергает ею вперед — “убирайся”; поглаживание указательным пальцем по щеке означает “тебе должно быть стыдно”. Складывание двух ладоней — знак банкротства. Когда китаец сердится, то он поднимает брови.
Вывод: у представителей разных народов и национальностей жесты отличаются по содержанию и смыслу.
Организация и проведение исследования
Для достижения цели исследования и реализации поставленных нами задач, я провела практическую часть работы.
На данном этапе своего исследования я провела наблюдение в течение нескольких дней, в ходе которого выяснила, что учащиеся 4а класса МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» чаще всего используют следующие жесты:
Также я провела тестирование учащихся 4а класса. Одноклассникам были предложены следующие тесты: «О чем говорят жесты и мимика», «Соответствуют ли ваши жесты тому, что вы говорите» (Приложения I, II).
Результаты теста «О чем говорят жесты и мимика»:
3 учащихся 4а класса набрали от 56—77 баллов. Это означает, что они обладают отличной интуицией, способностью понимать других людей, наблюдательностью и чутьем. Но они слишком полагаются на это в своих суждениях, отводя словам второстепенную роль. Их суждения о людях нередко оказываются поспешными, что может привести к ошибкам.
7 учащихся 4а класса набрали от 34—55 баллов. Это означает, что они неплохо распознают жесты и мимику. Однако в реальной жизни они не очень-то умеют использовать эту информацию, поэтому не всегда могут правильно выстроить свои отношения с окружающими.
3 учащихся 4а класса набрали от 11—33. Данным ребятам язык жестов и мимики недоступен. Им трудно правильно по нему оценить людей. Дело даже не в том, что они не способны к этому, а просто они не придают этому должного значения. Им нужно развивать свою наблюдательность, быть более внимательны к собеседникам, не воспринимать их слова буквально.
Результаты теста ««Соответствуют ли ваши жесты тому, что вы говорите».
3 учащихся 4а класса набрали 1 балл. Это значит, что люди почти всегда понимают их неправильно, и им постоянно приходится всем объяснять, что они имели в виду.
3 учащихся 4а класса набрали 2 балла. Этим учащимся часто приходится объяснять, поскольку люди воспринимают их неправильно.
2 учащихся 4а класса набрали 3 балла. Люди иногда воспринимают их неправильно, что создает проблемы.
3 учащихся 4а класса набрали 4 балла. Люди почти всегда понимают то, что они внушают им без слов.
2 учащихся 4а класса набрали 5 баллов. Люди всегда понимают их правильно. Жесты данных учащихся соответствуют их словам, мыслям и чувствам.
Вывод: большинство учащихся 4а класса МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» неплохо распознают жесты и мимику окружающих людей, однако в реальной жизни они не всегда умеют использовать эту информацию, поэтому редко могут правильно выстроить свои отношения с окружающими.
Рекомендации:
Соблюдение этих рекомендаций поможет моим одноклассникам комфортнее общаться и избегать конфликтных ситуаций.
Список литературы:
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Лиса Лариска и белка Ленка
Валентин Берестов. Аист и соловей
Можно от Солнца уйти...
Сорняки