С помощью модели школы исследовать кабинеты на соответствие санитарно-техническим нормам.
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_informatsionnoy_modeli_na_kompyutere.doc | 329 КБ |
Школьная научно – практическая конференция исследовательских проектов «Мы- будущее XXI века»
__________________________________________________________________
Реализация информационной модели на компьютере
Выполнил ученица 10 а класса
Меликова Анастасия
Научный руководитель
учитель математики и
информатики
Майлибаева Надежда
Константиновна
Содержание
Введение | 3 | |
I. | Моделирование как метод познания | 4 |
1.1. | Понятие модели | 4 |
1.2. | Понятие моделирования | 7 |
II. | Классификация моделей | 10 |
2.1. | Классификация моделей по областям использования | 10 |
2.2. | Системный подход в моделировании | 11 |
2.3. | Классификация моделей с учётом времени | 12 |
2.4. | Классификация моделей по способу представления | 13 |
III. | Материальные модели | 13 |
IV. | Информационные модели | 14 |
4.1 | Виды информационных моделей | 14 |
4.2 | Форма представления информационных моделей | 15 |
4.3 | Типы информационных моделей | 16 |
4.4 | Компьютерная информационная модель | 20 |
4.5 | Построение информационной модели | 22 |
Выводы | 30 | |
Список литературы | 31 |
Введение
Моделирование - это построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Начиная с древнейших времен, становление человеческой цивилизации неразрывно связано с моделированием. С первых дней жизни человек познает окружающий его мир с помощью моделей – игрушек. Ни одна область человеческой деятельности сегодня не обходится без применения моделей.
Информационное моделирование, в особенности – компьютерное моделирование – самый прогрессивный на сегодняшний день метод исследования окружающей действительности.
С помощью метода моделирования можно заглянуть в будущее, предсказать ситуацию на планете земля через определенное количество лет, смоделировав текущие процессы. Применяя приемы моделирования, можно попытаться выяснить причины происхождения тех или иных событий, например, гибели Атлантиды, динозавров, создания планеты Земля, и другие.
Моделируя опасные химические, физические процессы, можно проводить их изучение без риска для здоровья, жизни человека. Изучение очень больших (например ,галактик, планет) объектов или очень маленьких (атомы, молекулы, электроны, микроорганизмы) невозможно без использования моделей. Обучение студентов-медиков, строительство сооружений, создание транспортных средств и многое другое происходит с применением моделей. Поэтому значение моделирования сегодня трудно переоценить.
Информационное моделирование сегодня – это уникальное явление, так как это и инструмент познания реальной действительности, и системный подход к исследованию объекта внимания, и объект исследования, и осознанная умственная деятельность, результатом которой является конкретная создаваемая модель.
Цель нашей работы: с помощью модели школы исследовать кабинеты на соответствие санитарно-техническим нормам.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. По литературным источникам более подробно изучить понятие информационного моделирования.
2. Смоделировать модель школы с помощью программы Corel Draw.
I. Моделирование как метод познания
1.1. Понятие модели
Картина окружающего мира чрезвычайно сложна. Объекты материального мира имеют сложную структуру , обладают многочисленными механическими , тепловыми , электрическими , оптическими и другими свойствами. В процессе познания учесть всё сазу невозможно , поэтому при изучении объектов окружающего мира реальные объекты заменяют их моделями , отражающими лишь некоторые их свойства.
Человечество в своей деятельности постоянно создаёт и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно , однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. По существу, моделями являются карта дорог и фотография, рисунок и картина, различные описания, списки и многие используемые нами знаковые представления информации.
Модели играют важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий , электрических цепей и т.д.Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить простую деталь , не говоря о сложном механизме.
Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей ( теорий , законов , гипотез ).
Модель-это некоторое упрощённое подобие реального объекта, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Один и тот же объект может иметь множество моделей. Например, человек. В разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии – как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии – как систему , стремящуюся к самосохранению .
Разные объекты могут описываться одной моделью.
Например, в физике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки.
Никакая модель не может заменить сам объект. При решении конкретной задачи , когда нас интересуют определённые свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным , а подчас и единственным инструментом исследования.
Модели играют огромную роль в различных, естественных науках — физики и химии, прикладной математике и информатике — как средство для отражения структуры и свойств различных объектов. Выбор модельных представлений часто определяет успех научных исследований, получаемых выводов, прогнозов и рекомендаций.
Модели по своей сути чисто информационное понятие.
Модели — это отражение наиболее существенных признаков, свойств и отношений явлений, объектов или процессов предметного мира. Например, модель самолёта предназначается для исследования его полётных свойств; макет будущей застройки района создаётся с целью оценки предлагаемого архитектурного решения, схема, чертёж, или рисунок изделия используется для его изготовления; макет строения кристаллической решётки молекул какого-либо вещества нужен для наглядного представления расположения атомов в пространстве, с помощью текста, описывающего явление или процесс( процесс — это последовательная смена состояний объекта) передаются сведения об этом явлении или процессе другим моделям. Хорошо построенная модель, как правило, доступнее для исследования, чем реальный объект. С помощью модели выявляются наиболее существенные факторы, формирующие те или иные свойства объекта.
Модель также позволяет учиться управлять объектом, что важно в тех случаях; когда экспериментировать с объектом бывает неудобно, трудно или невозможно.
Например, такой литературный жанр, как притча или басня, имеет непосредственное отношение к понятию модели, поскольку смысл этого жанра состоит в переносе реальных отношений между людьми на отношения между животными, между вымышленными людьми. Более того, всякое литературное произведение может рассматриваться как модель (информационная), так как фокусирует внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Строгие правила построения модели сформулировать трудно. Однако человечество накопило богатый опыт в этой сфере деятельности. Можно без преувеличения сказать, что всё образование (и школьное, и высшее) - это изучение тех или иных моделей, а так же приёмов их использования. Так, например, в школьном курсе физики рассматривается много разнообразных уравнений, которые, по сути, представляют собой модели изучаемых явлений или процессов. Если просят решить физическую задачу, то начинают с поиска подходящего уравнения, т.е. с подбора модели, которая отвечает требованиям задачи. И уже заранее предполагают, что нужно искать модель в виде уравнения. Например, в научной сфере можно отметить, что Ньютон был в поисках модели, описывающей движение небесных тел, заранее искал её в виде некой математической формулы. Но и Тихо Браге составил модель движения планет в виде таблиц, а Кеплер в виде описания законов их движения. Из курса географии можно взять пример - землетрясение. Мы знаем, что силу подземных толчков принято измерять по десятибалльной шкале. По сути, мы имеем дело с простейшей моделью оценки силы этого природного явления. Действительно, отношение «сильнее», действующее в реальном мире, здесь заменено на отношение <больше. имеющее смысл в множестве натуральных чисел: слабейшему подземному толчку соответствует число 1, а сильнейшему —10. полученное упорядоченное множество из десяти чисел это модель, дающая представление о силе подземных толчков. Натуральные числа от 111 до 120 вместе с отношением «больше» также можно рассмотреть как модель того же природного явления. Вместо целых чисел можно рассматривать дробные с тем же отношением «больше», например:1/11, 1/10, 1/9...1/2.
Наконец, числа можно заменить геометрическими фигурами, а отношение «сильнее» заменить отношением «содержать». Тогда можно оценить силу подземных толчков с помощью этого.
Рассмотренный пример позволяет сделать следующие выводы:
1. не имеет значения, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с их помощью удаётся отразить наиболее существенные черты (признаки) изучаемого явления или процесса.
2. никакая модель не может заменить само явление. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересует определённое свойство изучаемого процесса или явления, модель оказывается полезным, а иногда и единственным инструментом исследования.
Таким образом, можно сделать вывод, что модель необходима для того, чтобы:
1. понять, как устроен конкретный объект — каковы его структура, основные свойства,
законы развития и взаимодействие с окружающим миром;
2. научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы
управления при заданных целях и критериях (оптимизация);
3.прогнозировать прямые или косвенные последствия
реализации заданных способов и форм воздействия на объект.
Интересно, что хорошо построенная модель обладает
удивительным свойством: её изучение может дать некоторые
новые знания об объекте — оригинале.
1.2. Понятие моделирования
Моделирование занимает центральное место в исследовании объекта.
Моделирование- построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов , явлений.
Понятие «компьютерное моделирование» введено для того , чтобы отразить использование в этом процессе мощного современного средства переработки информации – компьютера. Благодаря компьютеру не только существенно расширяются области применения моделирования, но и обеспечивается всесторонний анализ получаемых результатов.
В компьютерном моделировании применяются два способа построения моделей: дедуктивный, индуктивный.
В случае дедуктивного моделирования конкретная модель строится на основе некоторой общей модели, на базе фундаментальных научных данных. Конкретная модель получается из общей путём уточнения параметров, упрощений и т.п. за счёт привлечения специфической информации о моделируемой системе (рис.1).
Рис.1
При индуктивном способе модель строится на основе некоторых гипотез, не имеющих достаточного обоснования. Эти гипотезы подтверждаются (или опровергаются и заменяются новыми) в ходе экспериментальной работы с моделью. Экспериментируя на модели, исследователь кроме того уточняет значения параметров, формулы, алгоритмы, входящие в модель. Схема построения индуктивной модели показана на рис.2.
Рис.2
Прежде чем браться за моделирование, нужно чётко представить себе отправной и конечный пункты деятельности, а также примерные её этапы.
Основной пункт при моделировании является прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект либо процесс. Конечный этап моделирования – принятие решения, т.е. мы либо создаём новый объект, модель которого мы исследовали, либо улучшаем существующий, либо получаем о нём дополнительную информацию.
Моделирование – это творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно. Каждый раз при решении конкретной задачи схема может подвергаться некоторым изменениям : какой-то блок будет убран или усовершенствован, какой-то – добавлен. Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования. Процесс моделирования можно разделить на этапы , изображённые на рисунке 3.
Рассмотрим пример моделирования. Известный химик XVIII века Антуан Лавуазье , изучая процесс горения , производил много опытов. Он моделировал процессы горения с различными веществами, которые нагревал и взвешивал до и после опыта. При этом пришёл к выводу, что некоторые вещества после нагревания становятся тяжелее. Лавуазье предположил, что к этим веществам в процессе нагревания что-то добавляется. Так моделирование и последующий анализ результатов привели к определению нового вещества- кислорода, к обобщению понятия «горения» , дали объяснение многим известным явлениям и открыли новые горизонты для исследований в других областях науки , в частности в биологии (т.к. кислород оказался одним из основных компонентов дыхания и энергообмена животных и растений) .
Рис.3
II. Классификация моделей
Любая систематизация – это разделение объектов на «родственные » группы, имеющие один или несколько общих признаков. Здесь важно прежде всего правильно выделить некий единый признак (параметр) , а затем объединить те объекты , у которых он совпадает.
Например, рассмотрим пейзаж возле реки (акварель). Чтобы сгруппировать изображённые на ней объекты , сначала следует определить основной , объединяющий их признак , предположим жёлтый цвет . Затем нужно выделить те объекты , которые соответствуют такому признаку. В группу войдут: солнце , одуванчики, песок.
Основные признаки классификации моделей:
-область использования;
-учёт в модели временного фактора (динамики);
-отрасль знаний;
-способ представления моделей.
2.1. Классификация моделей по областям использования
Модели можно классифицировать по критериям, которые изображены на рисунке 4.
Рис.4
Учебные модели- наглядные пособия, тренажёры , обучающие программы.
Опытные модели- уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта (натурные модели). Используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик.
Научно-технические модели- создают для исследования процессов и явлений. Например: синхротрон- ускоритель электронов , и прибор , имитирующий разряд молнии , и стенд для проверки телевизоров.
Игровые модели - это военные , экономические , спортивные , деловые игры.
Имитационные модели - воспроизводят поведение сложной системы , элементы которой могут вести себя случайным образом. Иначе говоря , поведение которых заранее предсказать нельзя , т.е. отражают реальность с той или иной степенью точности и имитируют её.
Например, системы торговли, автосервиса, скорой помощи.
2.2. Системный подход в моделировании
Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства , и при этом объекты взаимодействуют между собой.
Например, рассмотрим планеты нашей Солнечной системы . Все они имеют различные свойства (массу, геометрические свойства, строение и т. д.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг другом.
Планеты входят в состав более крупного объекта – Солнечной системы , а Солнечная система – в состав нашей галактики «Млечный путь». С другой стороны , планеты состоят из атомов различных химических элементов , а атомы – из элементарных частиц.
Вывод: каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет собой систему.
Система – совокупность взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.
Например, компьютер – система, т.к. он состоит из различных устройств , при этом устройства связаны между собой и аппаратно (физически подключены друг к другу) и функционально (между устройствами происходит обмен информацией).
Состояние системы характеризуется её структурой (т. е. её составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой). Система сохраняет свою целостность до тех пор, пока она сохраняет неизменной свою структуру.
Например, если удалить одно из устройств компьютера ( например, процессор) компьютер выйдет из строя, т.е. прекратит своё существование как система.
2.3. Классификация моделей с учётом фактора времени
Система существует в пространстве и во времени. В каждый момент времени система находится в определённом состоянии, которое характеризуется составом элементов , значениями их свойств , величиной и характером взаимодействия между элементами .
Например, состояние солнечной системы в любой момент времени характеризуется входящих в неё объектов (Солнце, планеты и др.), их свойствами (размерами, положением в пространстве и др.) , величиной и характером взаимодействия между собой (силами тяготения , с помощью электромагнитных полей). На рисунке 5 представлена схема классификации моделей с учётом времени.
Один и тот же объект можно изучать, применяя статистическую и динамическую модели.
Рис.5
2.4. Классификация моделей по способу представления
Все модели можно разделить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Схематически их можно изобразить с помощью рисунка 6.
Рис. 6
III. Материальные модели
Материальные модели можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Например, детские игрушки, по ним ребёнок получает первое представление об окружающем мире. Двухлетний малыш играет с плюшевым медвежонком. Когда, спустя годы, ребёнок увидит в зоопарке настоящего медведя, он без труда узнает его.
Материальные модели – это и различные физические и химические опыты. В них моделируется процессы, например реакция между водородом и кислородом. Такой опыт сопровождается оглушительным хлопком. Модель предупреждает о последствиях возникновения «гремучей смеси» из безобидных и широко распространённых в природе веществ.
Подобные модели реализуют материальный подход к изучению объекта, явления или процесса.
IV. Информационные модели
4.1. Виды информационных моделей
Информационная модель-совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения, потому что они строятся только на информации. В основе этого моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности.
В информационной модели параметры объекта и его составляющих представлены в виде числовой, текстовой или иной форме, а действия в ходе исследования – в виде процессов обработки информации.
Выбор наиболее существенной информации при создании информационной модели и её сложность обусловлены целью моделирования.
Построение информационной модели является отправным пунктом этапа разработки модели.
К информационным моделям можно отнести:
1) Вербальные (от лат. «verbalis»-устный)- модели, полученные в результате раздумий, полученные в результате раздумий, умозаключений.
Например: поведение при переходе улице. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью мигает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т.п.) и выбирают свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока ещё в сознании поэта.
2) Знаковые модели – информационные модели, выраженные специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка.
Знаковые модели окружают нас повсюду. Например, рисунки, тексты, графики, схемы.
Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечён в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.
4.2. Формы представления информационных моделей
Информационные модели можно представить в форме, изображённой
на рисунке 7.
Рис. 7
Словесные модели - устные и письменные описания с использованием иллюстраций.
Геометрические модели - графические формы и объёмные конфигурации.
Математические модели – это описание моделируемого процесса на языке математики (математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса).
Структурные модели – это определённый порядок объединения элементов в единое целое (чертежи, схемы, графики, таблицы).
Логические модели – модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий.
Специальные модели – ноты , химические формулы , физические формулы.
Компьютерные модели – это программа, реализующая расчёты состояния моделируемой системы по её математической модели.
4.3. Типы информационных моделей
Информационные модели отражают различные типы систем объектов , в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы. Для отражения систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей: табличные, иерархические и сетевые.
Табличные информационные модели – таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. С помощью таблиц могут быть построены как статистические , так и динамические информационные модели в различных предметных областях.
Например: широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолётов , уроков.
В табличной информационной модели обычно перечень объектов размещён в ячейках первого столбца таблицы , а значения их свойств – в других столбцах.
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещён в первом столбце (или строке) таблицы , а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.
Представление объектов и их свойств в форме таблицы часто используется в научных исследованиях. Так , на развитие химии и физики решающее влияние оказало создание Д.И. Менделеевым в конце XIX века периодической системы элементов , которая представляет собой табличную информационную модель.
Существуют два вида таблиц:
Таблица , которая содержит информацию об удалённости планет от Солнца (таб.1).
Планета | Среднее расстояние от Солнца | Период обращения вокруг Солнца |
Меркурий | 0,387 | 0,24 |
Венера | 0,723 | 0,62 |
Земля | 1,000 | 1,00 |
Марс | 1,524 | 1,88 |
Юпитер | 5,203 | 11,86 |
Сатурн | 9,539 | 29,46 |
Уран | 19,18 | 84,02 |
Нептун | 30,07 | 164,79 |
Плутон | 39,44 | 247,7 |
Таблица 1
- таблица типа «объект-объект», т.е. строка и столбец отражают взаимосвязь между различными объектами. Например, таблица сводки погоды на начало февраля 2006 года (табл.2). Таб. 2
Явления природы | Вечер | Ночь | Утро | День | Вечер | Ночь | Утро | День | Вечер | Ночь | Утро |
Облачность | |||||||||||
Осадки | |||||||||||
Атмосферное | 775 | 775 | 775 | 774 | 772 | 772 | 772 | 773 | 774 | 775 | 776 |
Tемпература | -24 | -26 | -27 | -28 | -29 | -29 | -28 | -28 | -29 | -30 | -28 |
Влажность | 98 | 96 | 97 | 95 | 87 | 93 | 88 | 99 | 88 | 95 | 96 |
Ветер, | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
Комфорт,°С | -24 | -26 | -27 | -28 | -29 | -29 | -28 | -28 | -29 | -30 | -28 |
Иерархические информационные модели – объекты, которые расположены по уровням. Каждый элемент высокого уровня может состоять из элементов низшего уровня, а элемент низшего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.
В иерархической структуре элементы располагаются по уровням , от первого (верхнего) уровня до нижнего (последнего) уровня . На первом уровне может располагаться только один элемент , который является «вершиной» иерархической структуры. Основное отношение между уровнями состоит в том, что элемент более высокого уровня может состоять из нескольких элементов низшего уровня, при этом элемент низшего уровня может входить в состав только одного элемента верхнего уровня.
Чаще всего иерархические информационные модели изображаются в виде графа. Граф является удобным способом наглядного представления структуры информационных моделей (вершинами графа -овалы , которые отображают элементы системы) .
Например: Рассмотрим процесс построения информационной модели, которая позволяет
классифицировать современные компьютеры.
Класс компьютеров можно разделить на 3 подкласса: Суперкомпьютеры, Серверы и Персональные компьютеры.
Компьютеры , входящие в подкласс Суперкомпьютеры , отличаются сверх высокой производительностью и надёжностью .
Компьютеры , входящие в подкласс Серверы , обладают высокой производительностью и надёжностью и используются в качестве серверов в локальных и глобальных сетях.
Компьютеры , входящие в подкласс Персональные компьютеры , обладают средней производительностью и надёжностью и используются в офисах и дома с различными приложениями.
Подкласс Персональные компьютеры делятся на Настольные , Портативные и Карманные компьютеры.
Иерархическая модель, классифицирующая компьютеры, в виде графа показана на рис.8.
Рис.8
Сетевые информационные модели – модели , которые применяются для отражения систем со сложной структурой , в которых связи между элементами имеют произвольный характер.
Например, различные региональные части глобальной компьютерной сети Интернет
(американская, европейская, российская, австралийская и т.д., показанные на
рис.9) связаны между собой высокоскоростными линиями связи. При этом одни части (например , американская) имеют прямые связи со всеми региональными частями Интернета , а другие могут обмениваться информацией между собой только через американскую часть (например, российская и австралийская). Вершинами графа являются региональные сети. Связи между вершинами носят двухсторонний характер и поэтому изображаются ненаправленными линиями , а сам граф является неориентированным.
Рис.9
Основным инструментом современной информатики является компьютер. Информационное моделирование – компьютерное моделирование, применимое к различным предметным областям. Характерной особенностью компьютерных информационных моделей является возможность их использования в режиме реального времени, т.е. с соблюдением временных ограничений на получение результата.
Построение информационной модели начинается с системного анализа объекта моделирования. Объект моделирования анализируется как система. Полученное описание моделируемой системы переносится на компьютерные носители. В конечном итоге получается компьютерная информационная модель, которая будет использоваться по своему назначению. На рисунке 10 предоставлены этапы разработки компьютерной информационной модели.
Рис.10
Информационная модель базируется на данных, т.е. на информации об объекте моделирования. Любой реальный объект обладает бесконечным множеством различных свойств и характеристик. Для создания его информационной модели требуется выделить лишь те свойства и характеристики, которые необходимы с точки зрения цели моделирования. Например, чтобы создать информационную модель школы, нам потребуется исследовать саму школу (количество кабинетов, площадь кабинетов, положение кабинетов).
Последовательность этапов информационного моделирования
Смоделируем модель школы в среде графического редактора и оценим кабинеты на соответствие основных параметров санитарно-технического состояния помещения школы с учётом посадочных мест в кабинетах.
Общие сведения
Область, республика ,край Тюменская область ,
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Район Сургутский район
Местополржение г.п. Белый Яр ,ул.Маяковского 11а
Наименование объекта Школа №3
Техническая характеристика Общая площадь S=4961,9 кв.м
Назначение Школьное
Составляющие объекта пять двухэтажных блоков
(блок1, блок2, блок3, блок4, блок5)
Строения Проезды и площадки, ограждения
Состав объекта
Название составляющих объекта | Краткое описание | Общая площадь (кв.м) | Площадь застройки |
Школа №3 (блок 1) | Двухэтажное, нежилое стены -кирпичные, арбоблочные, обшиты сайдингом фундамент - ж/б сваи, монолитный ростверк крыша -металлочерепица, перекрытие –деревянное, отопление | 287,5 | 356,7 |
Школа №3 (блок 2) | Двухэтажное, нежилое стены -арбоблоки, обшиты сайдингом фундамент - ж/б сваи монолитный ростверк крыша -металлочерепица, перекрытие –деревянное, отопление | 472,7 | 575,9 |
Школа №3 (блок 1) | Двухэтажное, нежилое стены -арбоблоки, обшиты сайдингом фундамент - ж/б сваи монолитный ростверк крыша -металлочерепица, перекрытие –деревянное, отопление | 810,7 | 598,3 |
Школа №3 (блок 4) | Двухэтажное, нежилое стены -арбоблоки, обшиты сайдингом фундамент - ж/б сваи монолитный ростверк крыша -металлочерепица, перекрытие –деревянное, отопление | 926,9 | 622,2 |
Школа №3 (блок 5) | Двухэтажное, нежилое стены -арбоблоки, обшиты сайдингом фундамент - ж/б сваи монолитный ростверк крыша -металлочерепица, перекрытие –деревянное, отопление | 1247,9 | 871,3 |
Школа №3 (блок 3) | Двухэтажное, нежилое стены -арбоблоки, обшиты сайдингом фундамент - ж/б сваи монолитный ростверк крыша -металлочерепица, перекрытие –деревянное, отопление | 1216,2 | 898,9 |
Проезды и площадки | Асфальтобетонное, S=5413, кв.м | ||
Ограждения | Металлическое, h=2,4 м, L=244,2 Металлическая сетка, h=2,4 м, L=225,51 Железобетонное, h=2,4 м, L=377,2 |
ИТОГО: Общая площадь здания 4961,9 кв.м
Площадь территории 23482,3 кв.м
Площадь застройки территории 4391,9 кв.м
Площадь по дорогам и проездам 5413,3 кв.м
Характеристика блоков
1 блок-1 этаж : кабинет химии №1
2 этаж : кабинет физики №3
кабинет ОИВТ №2
2 блок- 1 этаж : кабинет истории №8
кабинет математики №7
кабинет математики №6
кабинет математики №5
кабинет ОИВТ №4
3 блок – 1 этаж : кабинет ИЗО №9
- 2 этаж : кабинет русского языка и литературы №10
кабинет русского языка и литературы №11
кабинет русского языка и литературы №12
кабинет географии №13
кабинет технологии
4 блок – 1 этаж: начальные классы №14, №15, №16
- 2 этаж: начальные классы №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23
- 2 этаж : кабинет истории №26
кабинет биологии № 28
кабинет иностранного языка №24
кабинет иностранного языка №25
кабинет иностранного языка №27
Итого: в 1 блоке всего 3 учебных кабинета
во 2 блоке всего 5 учебных кабинетов
в 3 блоке всего 6 учебных кабинетов
в 4 блоке всего 10 учебных кабинетов
в 5 блоке всего 6 учебных кабинетов
Всего: 30 учебных кабинетов
Для того, что бы построить модель школы в среде графического редактора, с учетом помощи и масштаба, нужно более подробное описание размеров входящих в школу объектов. Более подробное описание представлено в приложении 1.
Модель школы ,составленная в графическим редакторе находится в приложении 2.
Характеристика санитарно-технического состояния школы | ||||
Наименование помещения | Площадь кв.м | Норма на одного ученика | Количество мест | |
Нарма | Фактически | |||
Каб.химии №1(бл.1,эт.1) | 65,9836 | 2,5 | 26,39344 | 30 |
Каб.физики №3 (бл.1,эт2) | 48,9 | 2,5 | 19,56 | 30 |
Каб.ОИВТ №4 (бл.2,эт.1) | 54 | 6 | 9 | 11 |
Каб. ОИВТ №2 (бл.1,эт.2) | 66,1 | 6 | 11,01667 | 15 |
Каб.ИЗО,музыки №9 (бл.1,эт.1) | 47,7 | 2,5 | 19,08 | 30 |
Каб.истории №8 (бл.2, эт.1) | 47,2 | 2,5 | 18,88 | 30 |
Каб.матем.№7 (бл.2, эт.1) | 50,7 | 2,5 | 20,28 | 30 |
Каб.матем.№6 (бл.2, эт.1) | 48,8 | 2,5 | 19,52 | 30 |
Каб.матем.№5(бл.2, эт.1) | 48,7 | 2,5 | 19,48 | 30 |
Каб.русс. яз.и литер.№10 (бл.3, эт.2) | 50,4 | 2,5 | 20,16 | 30 |
Каб.русс. яз.и литер.№11 (бл.3, эт.2) | 49,6 | 2,5 | 19,84 | 30 |
Каб.русс. яз.и литер.№12(бл.3, эт.2) | 36,8 | 2,5 | 14,72 | 26 |
Каб.географии №13 (бл.3, эт.2) | 58,6 | 2,5 | 23,44 | 30 |
Каб.истории №26(бл.5, эт.2) | 50,9 | 2,5 | 20,36 | 30 |
Каб.биологи №28 (бл.5, эт.2) | 55,4 | 2,5 | 22,16 | 30 |
Каб.ин.яз. №25 (бл.5, эт.2) | 26,8 | 2,5 | 10,72 | 13 |
Каб.ин.яз. №24 (бл.5, эт.2) | 60,7 | 2,5 | 24,28 | 13 |
Каб.ин.яз. №27 (бл.5, эт.2) | 32,6 | 2,5 | 13,04 | 13 |
Каб.нач.кл.№14 (бл.4, эт.1) | 37,8 | 2,5 | 15,12 | 24 |
Каб.нач.кл.№15 (бл.4, эт.1) | 37,8 | 2,5 | 15,12 | 20 |
Каб.нач.кл.№16 (бл.4, эт.1) | 38,1 | 2,5 | 15,24 | 20 |
Каб.нач.кл.№17 (игровая ,бл.4, эт.2) | 38,7 | 2,5 | 15,48 | 12 |
Каб.нач.кл.№18 (бл.4, эт.2) | 38,9 | 2,5 | 15,56 | 22 |
Каб.нач.кл.№19 (бл.4, эт.2) | 39,3 | 2,5 | 15,72 | 26 |
Каб.нач.кл.№20 (бл.4, эт.2) | 38,1 | 2,5 | 15,24 | 20 |
Каб.нач.кл.№21 (бл.4, эт.2) | 38,6 | 2,5 | 15,44 | 22 |
Каб.нач.кл.№22 (бл.4, эт.2) | 34,2 | 2,5 | 13,68 | 20 |
Каб.нач.кл.№23 (бл.4, эт.2) | 34,3 | 2,5 | 13,72 | 22 |
Актовый зал | 142,8 | 0,65 | 219,7 | 135 |
Швейная мастерская (бл.3, эт.2) | 48,72 | 6 | 8,12 | |
Кабинет домоводства (бл.3, эт.2) | 34,744 | 6 | 5,790667 | |
Столярная (бл.5, эт.1) | 49,4 | 6 | 8,233333 | |
Слесарная (бл.5, эт.1) | 31,1 | 6 | 5,183333 | |
Общая площадь учебных кабинетов | 1168,584 |
Таб.3
Исследуем более подробно 4 блок (начальные классы) на соответствие основных параметров санитарно-технического состояния помещения с учётом посадочных мест в кабинетах.
Из таблицы 3 можно сделать вывод , что в школе только кабинет № 17 соответствует основным параметрам санитарно-технического состояния помещения с учётом посадочных мест в кабинетах.
Учащиеся начальных классов при обучении постоянно находятся в одном кабинете, поэтому исследовать кабинеты можно не по посадочным местам , а по количеству учащихся , обучающихся в кабинетах, как это рассмотрено в таблице 4.
Кабинет | Кол-во детей | Пло щадь, кв.м | Норма на одного ученика | Количество мест | |||
1смена | 2смена | Норма | Фактическое соответствие площади на одного ученика | ||||
1 смена | 2 смена | ||||||
№ 23 | 22 | 22 | 34,3 | 2,5 | 13,72 | 1,56 | 1,56 |
№22 | 18 | 14 | 34,2 | 2,5 | 13,68 | 1,90 | 2,44 |
№21 | 22 | 22 | 38,6 | 2,5 | 15,44 | 1,75 | 1,75 |
№20 | 20 | - | 38,1 | 2,5 | 15,24 | 1,91 | - |
№19 | 22 | 20 | 39,3 | 2,5 | 15,72 | 1,79 | 1,97 |
№18 | 22 | 19 | 38,9 | 2,5 | 15,56 | 1,77 | 2,05 |
№17 | 12 | 12 | 38,7 | 2,5 | 15,48 | 3,23 | 3,23 |
№16 | 20 | 20 | 38,1 | 2,5 | 15,24 | 1,91 | 1,91 |
№15 | 16 | - | 37,8 | 2,5 | 15,12 | 2,36 | - |
Таб. 4
По результатам таблицы 4 сделаны графики, которые наглядно показывают соответствие каждого кабинета норме.
рис. 11
рис. 12
Из рисунков 11 и 12 можно сделать ввод, что лишь один кабинет (№17) полностью соответствует нормам санитарно-технического состояния помещения.
ВЫВОД
В ходе выполнения опыта и проведения исследований на предмет соответствия учебных помещений санитарно-техническим нормам мы изучили техническую документацию школы, руководствуясь технической документацией школы, составили информационную модель школы, изучили каждое учебное помещение на соответствие санитарно-техническим нормам.
Подведя итоги по проведенной работе можно сказать, что далеко не все классы школы целиком и полностью соответствуют санитарно-техническим норам. Так как исследования, проведенные в блоке №4 можно считать наиболее достоверными, то мы рассмотрели его.
В блоке №4 лишь один кабинет отвечает полностью санитарно-техническим нормам (№17), остальные же кабинеты этого блока имеют площадь на одного человека чуть ниже норматива, поставленного СанПИНом (2,5 кв.м.), но учителя стараются сделать всё, чтобы учащиеся нашей школы чувствовали уютно и хорошо , учась в нашей школе.
В целом по школе наблюдается схожая тенденция: во всех блоках есть лишь 1-2 учебных класса соответствующих полностью санитарно-техническим нормам, а в некоторых блоках, классах, соответствие санитарно-техническим как таковых нет.
Обобщая можно сказать, что подавляющее большинство классов школы не в полной мере соответствуют санитарно-техническим нормам и имеют недостаточную площадь на одного учащегося.
Список используемой литературы:
Осенняя паутина
Три коробки с орехами
Нарисуем попугая цветными карандашами
Северное сияние
Злая мать и добрая тётя