В исследовательской работе путем практических исследований доказывается , что многие портфели могут быть опасны для здоровья. даются рекомендации. какие портфели нужны и как их выбирать
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 146 КБ |
презентация к докладу | 2.52 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рудногорская средняя общеобразовательная школа
Доклад по теме
«Школьные портфели – угроза здоровью детей»
Приготовил: ученик 2 класса «А»
Кузьминский Роман
Руководитель: учитель начальных классов
Каптюк Татьяна Владимировна
Содержание
Введение
- Эй, сорванец, а ну оставь в покое мою машину! Куда ты ее тащишь?
- Извините, дяденька, просто я вашу «Оку» со своим ранцем перепутал...
В настоящее время в связи с бурным научно-техническим прогрессом возросли требования к знаниям выпускников школ. Наряду с традиционными предметами, содержание которых непременно расширяется, в учебный план школ включено много новых учебных дисциплин. Однако статистика бьет тревогу: большинство учащихся заканчивают школу, имея различные хронические заболевания. Но только ли это (увеличение нагрузки) негативным образом влияет на здоровье школьников? Этот вопрос волнует не только родителей, учителей и всех взрослых, но и самих школьников.
Актуальность выдвинутой темы исследования обуславливается наличием в школе большого числа учащихся, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. По многочисленным исследованиям последних лет, около 20% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.
Проблема исследования заключается в том, что чаще всего медики объясняют рост физической заболеваемости школьников многочасовыми школьными занятиями, в течение которых учащиеся чаще всего просто сидят за партами. При этом и медики, и ученые забывают о том, что каждый день ученикам приходится носить школьный портфель, тяжесть которого негативным образом сказывается на формировании растущего организма.
Целью данной работы является исследование массы школьного портфеля и его влияние на заболеваемость ученика.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить состояние данной проблемы в литературе;
- определить массу школьного портфеля учащихся 1-4 классов с целью установления ее соответствия гигиеническим нормам;
- наметить возможные пути «разгрузки» школьного портфеля.
Объект исследования: школьники 1-4 классов средней школы
Предмет исследования: масса школьного портфеля и его влияние на заболеваемость ученика.
Работа над темой ведется второй год:
На первом этапе работы: изучена литература, отобран статистический материал, проанализированы нормативные документы, регламентирующие вес школьного портфеля, рассмотрены основные нарушения опорно-двигательного аппарата и их причины
Методы исследования:
теоретический - подбор и изучение литературы по теме;
математический - взвешивание ранцев учеников школы, расчет
анализ - данные по результатам медосмотра, анкеты учащихся 1-4 классов. Для проведения анкетирования взяты учащиеся 1-4 классов т.к. они приносят в школу все учебники и учебные принадлежности
Основная часть.
I. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей
школьного возраста.
Нарушения опорно-двигательного аппарата в структуре функциональных отклонений детей школьного возраста стабильно занимает печальное первое место. Среди отклонений – нарушение осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, остеохондроз.
На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют
Несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся,
Чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками,
Низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес,
Несформированные двигательные навыки (осанка, походка, посадка за столом, положение во время сна).
Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому кости детей менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам. Особенно поздно формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение всего школьного периода костная система учащихся остается еще не сформированной. Эластичность детского скелета при неправильном положении тела легко приводит к образованию искривлений. Одним из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы является правильная осанка.
В народе говорят: «Без осанки и конь – корова»
Осанка – это навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве. Это положение может быть правильным (хорошая осанка) или неправильная (плохая осанка).
Основные типы нарушения осанки:
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнями, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов. Главная опасность нарушения осанки состоит в том, что у человека ничего не болит до тех пор, пока не начнутся разрушительные изменения в межпозвоночных дисках. Плохая осанка снижает запас прочности организма:
Сердце бьется в тесной грудной клетке, что значительно снижает возможности эффективного кровообращения;
Впалая грудь и опущенные вперед плечи затрудняют работу органов дыхания;
Снижение тонуса мышц живота нарушает нормальное положение органов брюшной полости;
Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга, что сопровождается головными болями, повышенной утомляемостью, нарушениями памяти и внимания.
Кроме того, неправильная осанка ухудшает фигуру, походку и делает человека малопривлекательным.
Таким образом, позвоночник – это основа, стержень, на котором держится человеческое тело, благодаря которому оно движется. Недаром восточная мудрость гласит:
«Позвоночник – это ось жизни».
II. Анализ нормативных документов, регламентирующих вес школьного портфеля.
На данный момент в Российской Федерации отсутствует нормативный документ, четко регламентирующий вес школьного портфеля. Однако в соответствии с «Гигиеническими требованиями к учебным изданиям для общего и среднего образования», вышедшим в 2003 году, вес учебника для младших школьников не должен превышать 300 граммов Допустимое отклонение в большую сторону может составить лишь 10%. Главная цель при этом – сберечь здоровье учащихся, поскольку перегруженные портфели могут стать причиной сколиоза и различных патологий в развитии двигательной и сердечно-сосудистой систем растущего организма.
По мнению медиков, вес портфеля с содержимым не должен превышать у учащихся 1-4-х классов 2 килограммов Специалисты по школьной гигиене России рекомендуют следующую норму: вес портфеля с содержимым не должен превышать 10% от массы тела школьников.
III. Анализ результатов исследования.
Медицинские осмотры учащихся 2009, 2011 годов выявили определенное количество школьников, имеющих те или иные заболевания опорно-двигательного аппарата.
2009 год | 2011 год | |
обследовано | 160 | 200 |
осанка | 29 (9%) | 33 (3,5%) |
плоскостопие | 4 (10%) | 7 (13%) |
сколиоз | 8 (3%) | 12 (2,5%) |
Итого: |
Чтобы выяснить увеличивается ли число заболеваний позвоночника с переходом из класса в класс, я составил следующую таблицу по данным медосмотра в 2011 году:
класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
кол-во учащихся, имеющих заболевания ОДА | 5 | 10 | 9 | 6 |
Вывод: наибольшее количество заболевших во 2 классах.
Анализ заболеваемости показывает, что среди первоклашек практически каждый второй ученик имеет заболевание, причем половина из заболеваний связаны с опорно-двигательной или сердечно-сосудистой системами (например, нарушение осанки, наличие плоскостопия, астма и т.д.).
Вывод: сопоставив увеличение веса школьного ранца с динамикой заболеваемости ОДА, можно сделать вывод о взаимозависимости данных составляющих. С увеличением веса школьного ранца, увеличивается число заболеваний позвоночника у учащихся школы.
Определение средней массы школьного портфеля.
Ребята из начальной школы «взвешивались» с большим энтузиазмом. Показания весов разнились даже в пределах одного класса – по-разному весят сами рюкзаки (кстати, они достаточно тяжелые – до 1 килограмма), плюс к тому ребята таскают кто здоровенный пенал, кто
разнообразные подставки для книг, кто ноты и альбом для дополнительных занятий. Малыши в один голос утверждают, что рюкзаки у них очень тяжелые. Кстати, большинство из них носят свои портфели без помощи старших.
Но «засветились» и вместительные сумки с длинными ремешками (такие обычно носят через плечо), и простые полиэтиленовые пакеты (они, как пожаловались школьники, быстро рвутся).
Случайно выбранные портфели учащихся показали наличие в них предметов, не относящихся к процессу обучения в школе. Это были компьютерные диски, видеокассеты, энциклопедии. Практически во всех исследуемых портфелях увеличен набор ручек, карандашей, которые находятся при этом в более тяжелом пенале. Для определения среднего веса портфеля были взвешены школьные учебники, тетради, сменная обувь, спортивная форма, материалы для уроков труда и изобразительного искусства.
. Первокласснику и второкласснику положено таскать на своих плечах не более полутора килограмма учебников. Учащимся вторых и третьих классов - не более 2,5 кг
Сначала я взвесил свой ранец, наполняя его учебниками согласно расписанию и получил такие результаты: за неделю я переношу груз массой шестнадцать килограмм четыреста пятьдесят грамм, в среднем в течение семи часов я ношу груз 3250 грамм ежедневно (без учета веса сменной обуви) ! Затем я взвесил ранцы учащихся школы с первого класса и получил следующие результаты (приложение №5).
Класс | Средний вес ребенка | Рекомендуемый вес ранца | Вес ранца | Вывод |
1 | 21 | 2 | 2300 | >N |
2 | 23 | 2,2 | 3450 | >N |
3 | 25 | 2.4 | 2200 | N |
4 | 28 | 2,6 | 2800 | N |
Вывод: практически во всех классах вес школьных ранцев превышает норму. Самым тяжёлым учебником является «математика 4 класс» , его вес составляет 400 грамм.
Анализ взвешивания учебников свидетельствует:
- практически все учебники начальной школы по УМК «Школа России», «Гармония» превышают допустимую по массе норму (больше 300 грамм), Азбука в 1 классе.
В соответствии со школьным расписанием подсчитана масса портфеля по дням недели по параллелям. При определении средней массы портфеля не принимались во внимание дополнительная литература, справочная литература, словари, энциклопедии, художественная литература для уроков литературы, которые существенно утяжеляют школьный портфель. Например, толковый словарь иноязычных слов весит 1,8 килограмма. Или энциклопедия для урока окружающего мира весит
Полученные результаты показывают, что средний вес школьного портфеля учащихся 1-4-х классов около трех килограмм, что превышает предложенные медиками нормы.
Данный эксперимент подтверждает следующие ежедневные наблюдения: учащиеся 1-4-х классов практически ежедневно сгибаются под тяжестью своих школьных портфелей, кладя в него все необходимое для обучения в данный день и еще сверх этого вещи «на всякий случай», в то время как большинство старшеклассников значительно облегчают школьные сумки, «забывая» учебники по многим предметам.
Учитывая рекомендации медиков (средняя масса портфеля не должна превосходить 10% от массы тела учащегося), можно сделать вывод о том, что масса школьного портфеля учащихся 1-4-х классов превосходит допустимую норму. Причем наиболее тяжелый портфель у учащихся 2-х классов и затем у учащихся 1-х классов. Сравнивая полученные результаты заболеваемости и измерения массы школьного портфеля, получили следующие выводы:
Наибольшая физическая нагрузка от школьного портфеля приходится на учеников 1-2 классов.
Первоклассники, которые до прихода в школу практически не переносили тяжестей, вынуждены ежедневно носить школьный портфель, составляющий от их массы тела 12%. Масса тяжелого портфеля не только отрицательно влияет на хронические физические заболевания учащихся (их имеют 40% учащихся), но и негативным образом сказывается на уровне адаптации первоклашек к школе (трое из четверых в течение года неоднократно болеют) (прил. II).
Заключение.
Таким образом, основная нагрузка на детский позвоночник приходится на время наибольшей к ней восприимчивости – годы интенсивного роста и формирования скелета.
Исследование показало, что масса школьного портфеля – один из негативных факторов, оказывающих влияние на физическое здоровье учащихся. Ежедневно на формирующийся организм «давит» масса портфеля, способствующая возникновению таких заболеваний, как искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз. Уменьшение массы школьного портфеля – мы в этом убеждены – благотворным образом скажется не только на сохранении физического здоровья учащихся, но и на уровне адаптации к обучению учащихся 1-х классов.
. Пути решения проблемы
Тайваньская компьютерная ассоциация TCA создала группу, цель которой - способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев - компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (масса лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания - или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные).
Для решения проблемы превышения веса школьных ранцев и профилактики ортопедических нарушений я предлагаю следующие пути:
-должны использоваться только те учебники и учебные пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
-родителям нужно изыскать возможность, особенно в начальных классах, использования детьми двух комплектов учебников: один для школы и один для дома;
-при составлении расписания занятий необходимо учитывать вес ежедневных учебников и тетрадей;
-запретить в начальном звене использование для письма общих тетрадей;
-приобрести в школы большее число компьютеров, закупить электронные учебники;
- организовать хранение принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства, сменной обуви, спортивного инвентаря и т.п. в помещении школы
- родителям первоклассников ежедневно проверять ранцы своих детей, так как там бывает много лишнего.
В школе для каждого ученика (особенно это касается учащихся 1-4-х классов) можно создать индивидуальное место (шкафчик или ячейка), куда бы он мог складывать, например, спортивную форму и обувь. Это только помогло бы «разгрузить» портфели учащихся, но и позволило «не забывать» дома все необходимое для учебного процесса. Можно создать (по возможности) мини-библиотеки, состоящие из школьных учебников, энциклопедий, словарей, текстов художественной литературы, необходимых для обучения школьников. Уже разрабатывается и постепенно внедряется так называемая облегченная система: учебники выпускаются по четвертям (то есть вместо одной толстой книги у детей 4 тонких). Это касается начальной школы. А также в школьную библиотеку уже поступают учебники с гибкой обложкой, которая значительно уменьшает их вес.
При составлении школьного расписания следует оптимально учитывать массу учебников с целью равномерного распределения массы школьного портфеля в течение учебной недели. Учителям и родителям учащихся 1-4-х классов следует контролировать содержимое портфелей учащихся с целью исключения из них предметов, не относящихся к обучению в школе.
Я считаю, что вес в 3 кг будет не опасен для детей, если его правильно носить – в ранцах на спине, а будет даже способствовать правильному формированию осанки. И тут очень многое зависит от родителей – от того, какой портфель они купят своему ребенку. Ведь некоторые покупают своим детям (особенно девочкам) взрослые сумки, а потом удивляются, почему у ребенка осанка нарушена. Выбор школьного ранца является важным условием для сохранения здоровья ребенка.
Наши советы помогут родителям сделать правильный выбор при его покупке и помогут «неотяготить» жизнь школьника.
Эти практические рекомендации были даны нами на родительских собраниях в начальной школе и в «Школе будущих первоклассников».
Мы также сформулировали и предложили учащимся и учителям на классных часах для изучения основные причины, которые ведут к нарушениям осанки, знание их позволит правильно построить программу оздоровления позвоночника.
На сегодняшний день практически вся начальная школа оснащена облегченными учебниками в мягкой для учащихся 1-4 классов.
Учителя стараются по возможности создавать мини-библиотеки и индивидуальные места.
…Такие довольно интересные выводы, как говорят, дают информацию к размышлениям, заставляют задуматься и самих учащихся, и тех, кто их обучает и воспитывает.
Литература.
1. Архипов Михаил - Сколько весит школьный ранец? «Московская правда» 04.09.2006.
2. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. Человек. Учебник для учащихся 8 класса, 2006.
3. Здоровье школьников. Основные направления профилактики. Тюмень: Издательский центр «Академия», 2006 .
4. Н.Н.Куинджи, Валеология. Пути формирования здоровья школьников.- М., 2001г.
5. Н.Б.Мирская. очень важные навыки первоклассника. Энциклопедия для родителей первоклассника. – М., 2000 г.
6. М.И.Степанова. какая осанка у вашего ребенка? Энциклопедия для родителей первоклассника. – М.,2000г.
7. М.И.Степанова. Школьный учебник глазами медиков. Вестник образования России. Апрель №7, 2004 г.
8. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях.- Пособие для врачей. Тюмень: Издательский центр «Академия», 2006.
9. Поль Брэгг, Р.Нордемар. Позвоночник – ключ к здоровью. – СПб, 1996 г.
10. А. Семеновых. Сколько здоровья уносит портфель? Учитель, №3, 2006 г.
11. П.Орлова. Как выбрать «правильный» рюкзак для школьника. Известия.
12. Легкие учебники. Здоровье школьника, №3, май 2006 г.
13. Проверьте вес младших школьников./»Директор школы» №8,2004.
Приложение
Приложение № I
Результаты ежегодного медицинского осмотра учащихся школы
Приложение № II
Приложение №3
вторник | |||
предмет | учебник | тетрадь | Общая масса |
литература | 250 | 100 | 350 |
русский язык | 170 | 170 | |
математика | 370 | 5 | 375 |
физкультура | 400 | 400 | |
дневник | 160 | 160 | |
итого | 1400 |
вторник | |||
предмет | учебник | тетрадь | Общая масса |
русский язык | 170 | 170 | |
математика | 370 | 10 | 380 |
литература | 250 | 100 | 250 |
Окружающий мир | 160 | 20 | 180 |
физкультура | 400 | 400 | |
дневник | 160 | 160 | |
итого | 1540 |
Приложение 4
Взвешивание портфелей 1 – 2 классов
Масса тела | Вес портфеля | Отношение веса тела к массе портфеля | |
1 | 23 | 2,2 | 9,5 |
2 | 20 | 2,2 | 11 |
3 | 25 | 3,2 | 12,5 |
4 | 23 | 3,4 | 14 |
5 | 20 | 3 | 11 |
6 | 23,5 | 3 | 12 |
итого | 12 |
Приложение 5
Приложение 6
Мои советы.
5.1.Как правильно выбрать школьный ранец. Осматривая ранцы школьников, я увидел, что все они имеют разный внешний вид, объём, качество. У учащихся начальной школы почти все ранцы соответствуют нормам, у 5-7 классов только у 30 % учеников. У учащихся старших классов – 5%. Поэтому я предлагаю несколько советов по правильному выбору школьного ранца.
Некоторые упражнения, рекомендуемые специалистами для исправления осанки, можно легко выполнять дома.
1)Встаньте прямо, вытяните прямые руки в стороны ладонями вверх. Поднимаясь на носки, поднимите руки, соединив ладони над головой. Опускаясь на всю ступню, разведите руки в стороны и медленно опустите их вниз, не разворачивая ладоней. В таком положении оставайтесь 1-2 минуты, после чего поверните ладони внутрь. Проделайте это упражнение 3-4 раза. Рекомендуется выполнять такую разминку несколько раз в день, особенно при сидячей работе, длительном выполнении домашнего задания, сидении перед компьютером.
2) И.п. - стойка ноги врозь.
1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль туловища вверх. И.п.3-4 – то же в другую сторону.
3)Ходьба на пятках, руки на поясе.
4)Ходьба на носках, руки за головой.
5)Ходьба по скамейке, стоящей на полу или рейке, руки в сторону, на голове мешочек с песком.
6)Зверская зарядка для самых маленьких.
Надо ловким стать стремиться, Изогну я круче шею,
Словно зверь и словно птица. Как жираф, кивать умею.
Становись-ка на зарядку, Наклоняйся, голова!
Всех покажем по порядку! Раз-два! Раз-два!
Руки ходят, фу-ты ну - ты, Я могу, коль напрягусь,
Словно щупальца у спрута. Хлопать крыльями, как гусь.
Как похоже, посмотри! Нет проворнее гуся в мире
Раз-два-три! Раз-два-три! Три-четыре, три-четыре!
Я упрямиться не стану, Вот ещё пример хороший:
Ловко, словно обезьяна, Буду топать словно лошадь,
Буду спину прогибать. Будто бы копыта есть.
Три-четыре-пять!
Три-четыре - пять! Пять-шесть! Пять-шесть!
Муравьиная кухня
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Валентин Берестов. Аист и соловей
Притча о гвоздях
3 загадки Солнечной системы