научно-исследовательская работа по литературе "Образы - символы птиц в поэзии о Великой Отечественной войне"
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy-simvoly_ptits_v_poezii_o_vov.docx | 41.84 КБ |
МБОУ СОШ с.Большое Попово
Лебедянского муниципального района
Липецкой области
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Образы - символы птиц в поэзии о Великой Отечественной войне.
Работу выполнила ученица
МБОУ СОШ с. Большое Попово
Куликова Юлия
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Константинова Г.С.
2013г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы……………………………………………………5
Глава 2. Образы - символы птиц в поэзии о Великой Отечественной войне.10
Заключение………………………………………………………………………16
Используемая литература……………………………………………………………………......17
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование является актуальным, так как многие литературоведы с разных сторон исследовали поэзию о Великой Отечественной войне ,однако остаются вопросы , требующие дальнейшего изучения и освещения.
Новизна исследования в том, что автор работы предпринимает попытку исследовать ранее не изученный системно «образ птицы» в поэзии о Великой Отечественной войне.
Целью данного исследования является рассмотрение особенностей воплощения образа птицы и его символические наполнения в поэзии о Вов.
Задачи исследования :
1. Рассмотреть особенности символического содержания, трансформацию образов и их функциональный аспект.
2. Определить характерные для поэзии о Вов образы птиц, особенности их поэтического воплощения.
Объект исследования - лирические произведения о Вов.
Предметом исследования является образ птицы в лирике о Вов.
Материал исследования - картотека составляет 48 карточек с контекстами из произведений различных авторов о Вов.
Материал отбирался методом сплошной выборки.
Теоретическая значимость работы обусловлена ограниченным количеством исследований, посвященных заданной теме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности (уроки литературы, тематические семинары, литературные викторины и конкурсы).
Глава 1. Мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы.
В различных мифопоэтических традициях птицы выступают как непременный элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными функциями. На мировом древе или древе жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа выступает наиболее царственная – орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Многие мифологические и сказочные тексты, а также произведения изобразительного искусства изображают поединок птицы (орла) и змеи, в котором птица выступает как пернатый помощник бога (чаще бога грома, чьим воплощением в ряде сибирских традиций рассматривается гром-птица) либо непосредственно противостоит змее. Мотив подобного поединка нередко сохраняет следы поединка бога и его противника, тем более, что птица вершины мирового древа (по преимуществу орёл) в разных традициях соотносится с громовержцем: Зевсом, Юпитером.
Широко распространены представления о птицах как о первопредках, тотемах племени. Выступают в качестве тотемов голубь, орел, аист , ворон, сова , филин, воробей и т.д.
В славянской мифологии птица занимает особое и очень значимое место. Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами.
Особое место принадлежит орлу - божьей птице, царю, владыке небес. Орел считается старшим и главным среди птиц.
Ворон - демонический персонаж русской мифологии. Он считался самой мудрой и вещей птицей. В волшебных сказках он добывает мертвую и живую воду, представляет ветер. По христианским традициям эта птица стала символом дьявольских сил.
Голубь - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. С голубем соединилось представление о счастье и любви. Известна миротворческая роль этой птицы. В колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребенка.
Лебедь известен своей верностью; только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поет свою последнюю песню и падает на землю. Белый лебедь - символ дневного света. Дева-лебедь - дочь или спутница солнца.
С совой всегда соединялось представление о мудрости
Петух - птица, приветствующая восход солнца, своим пением он как бы призывает это животворящее светило, прогоняет нечистую силу мрака и пробуждает к жизни усыпленную природу. В народном воображении он представлялся сидящим на своде небесном и не страшащимся ни воды, ни огня. Большое значение в мифопоэтических представлениях имеют образы и связанная с ними символика отдельных птиц. Так, например:
Аист символизирует в ряде традиций обилие, плодородие, долголетие, материнские чувства (и одновременно сыновнее почтение), предвещает благую судьбу, рождение детей (так же как и цапля).
Ворона - символ ловкости, хитрости, коварства, всеядности, воровства, распространения молвы (так же как сорока). Впрочем, семантика образа вороны весьма различна: в Японии она - вестник и спутник (богов), образ сыновнего почтения; в Греции - носительница плохих вестей, но символ долголетия, в Индии - вестник смерти, во Франции и Италии - птица, приносящая несчастье; у ирокезов - даритель зерна.
Голубь выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник. Древнейшие изображения голубя восходят к 6-5-му тыс. до н. э. (находки в Арпачае, Северная Месопотамия). В христианской традиции голубь символизирует святой дух (иногда голубь и нимб или семь голубей); голубь и лилия - благовещение; двенадцать голубей ассоциируется с апостолами.
Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь.
В русском фольклоре мы найдем больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения - обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух. Птицы принимались некогда за общепонятный поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии, солнечный свет, стихиям этим были приписаны свойства птиц, по преимуществу тех, которые поражали наблюдающий ум человека быстротой своего полета и силой удара, и наоборот: с птицами были соединены мифические представления, заимствованные от явлений природы. Фантазия создала своих баснословных птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури.
Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной Земли, указывают дорогу и приметы на погоду. Темные птицы несут плохие вести, сопровождают темную силу, несут болезни и даже смерть. Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними.
Птицы могут быть не только добрыми вестниками, но и символизировать явления природы, которые были не понятны нашим предкам. Например:
Соловей (разбойник) – вихрь, буря, ураган.
Сокол (ясный сокол) – молния, гроза.
Орел (сильный, быстрый) – ветры.
Ворон – вещий.
Кроме того, птица у славян – символ женского начала (в сказках птица превращается в девушку).Мудрые Девы-птицы выполняют трудные задачи, непосильные человеку, заставляют подчиняться себе природу.
Образ птицы сохранился в устном и литературном творчестве:
Пословицы:
- По крыльям полет, а по делам почет.
- Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.
Загадки:
Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал?
Кто два раза родился: в первый раз гладкий, а во второй мягкий?
Рук нет, а строить умеет?
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого делья. (Весна)
Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала. (Газета)
У земледельцев пернатые почитались в самых красочных обрядах, посвященных духам природы, весеннему обновлению. По полету птиц прогнозировали погоду, будущий урожай, предсказывали судьбу.
Весенние праздники: Герасим – грачевник (4 марта), Сороки – 22 марта, Борис и Глеб – 2 мая (прилет соловьев);
Весну песнями заманивали:
Прилетите к нам, жаворонушки!
Принесите нам красно летичко!
Нам зима-то надоела,
Хлеба ни крошки,
Дров ни полена,
Горюшка по колено!
11 ноября – Федор студеный – зинькин (Синичкин) день – вешали кормушки для птиц.
С принятием христианства почитание природных стихий не исчезло, а соединилось с новой религией. Церковь насколько возможно вбирала себя некоторые привычные представления крестьянина. Многие земледельческие праздники по срокам совпадали с христианскими святыми праздниками. Принимая новую религию люди, совмещали образы мировоззрений. Так посланцы языческих богов - птицы оказались похожими на библейских ангелов, приносивших повеления Всевышнего. Каждый год 7 апреля празднуется Благовещение. Этот церковный двунадесятый праздник совпадал с народным календарем земледельца – началом раннего сева. На Благовещение сохранился обычай выпускать на волю птицу.
- Благовещение – птиц на волю отпущение.
- На Благовещение весна зиму переборола – третья встреча весны.
Вербные игрушки приурочены к двум праздникам – Вербному воскресению (вход Господень в Иерусалим) и Благовещению. Делались в виде животных и птиц, раздаривались, и должны были (по поверью), защищать дом и приносить в хозяйстве прибыток.
Таким образом, следует обратить внимание на следующее:
1.Птицы выступают как элемент религиозно-мифологической системы.
2.В славянской мифологии птицы занимают очень значимое место.
3. Русский фольклор богат разнообразными образами птиц.
Глава 2. Образы - символы птиц в поэзии о Великой Отечественной войне.
«Когда гремит оружие, музы молчат» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Если обратимся к жизни страны в 1941-1945 годах, неизбежно придём к выводу, что её насквозь пронизывала поэзия,- правда, в наибольшей степени в ее музыкальном, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придает ей крылья, несущие ее по всей стране.
Листая страницы книг, написанных о днях военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Булат Окуджава, В. Высоцкий, Дмитрий Кедрин, М.Дудин , Р. Рождественский, О. Берггольц и многие другие. Стихи, созданные в годы войны и об этих страшных днях, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.
«Птичий» пантеон в поэзии о Великой Отечественной войне чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел», более «прозаические» «снегирь», «кукушка». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. В каждом конкретном случае в образе той или иной птицы актуализировано устойчивое значение.
В поэзии о ВОв в образе ворона можно выявить традиционные значения, восходящие к мифологическим представлениям об этой птице. Ворон всегда черный, олицетворяет тишину, смерть, тление жизни и боль:
разорвали на рассвете тишину,
наш Король, как король, он кепчонку, как корону -
набекрень, и пошел на войну.( Булат Окуджава «Король»)
( В. Высоцкий «Аисты»)
Не вороньи стаи -
Это души наши
В небеса взлетали.
(Василий Кириллов «Поле боя»).
В поэзии о Великой Отечественной войне образ ворона ассоциируется с фашистскими захватчиками, именно они несут родной стране, семье, друзьям смерть и боль.
Картотека с образом птицы-ворона насчитывает 6 стихотворений .
В поэтическом творчестве соловей – радость, счастье. Он олицетворяет светлое, духовное начало. Всё это воплощается для солдат в воспоминании о доме, о семье, о любимых и друзьях. Здесь соловей становится символом России, Родины, как , например, берёза. Как только солдаты слышат пение соловья, они переносятся в мирное, счастливое время - тёплый летний вечер, лавочка, речка, светлое будущее…:
В стволах белокорых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,
И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи…
( Дмитрий Кедрин «Родина»)
2)Цветы твои опять взошли
На даче, а ты все не едешь…
Жужжат ожившие шмели,
И соловьи поют о лете.
( Терентий Травник «Памяти отца»)
3)Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: "Ребята, напишите Поле -
У нас сегодня пели соловьи".
(М.Дудин «Соловьи»)
Картотека с образом птицы-соловья составляет 10 стихотворений.
Журавль связан с осенью, грустью, прощанием и тревожностью так же, как и с надеждой на счастье. Журавли взлетают или кричат в небе. Журавли- символы погибших солдат и солдаток, мирного населения:
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
(Расул Гамзатов «Журавли»)
Опаленного прошлой войной.
Нет, я с ним не знаком и не знаю подробно,
О каких журавлях он тоскует сейчас.
Но, должно быть, тоска и остра и огромна,
Если он выжимает слезу и у нас.
( Константин Беляев «Журавли улетели»)
Мы исследовали 5 стихотворений с образом птицы-журавля.
Скворец- труженик, хозяин. Эта птица символ мирной жизни. Война не должна вмешиваться и калечить судьбы, уклады людей. В стихотворениях, где встречаются скворцы, говорится, что война не может изменить течение жизни: живые существа должны жить, обустраивать жилища, рожать детей. А война-это чужеродное явление, которого не должно быть.
1)Тревожно снуют погорельцы-скворцы.
К знакомым местам из-за теплого моря
Они прилетели сегодня чуть свет.
(Алексей Сурков «Скворцы прилетели»)
2) На крыльце сидит боец.
На скворца дивится:
- Что хотите, а скворец
Правильная птица.
( А.Твардовский « О скворце»)
Картотека с образом птицы-скворца составляет 8 стихотворений.
В поэзии о ВОв в образе ласточки можно угадать символ надежды, доброй вести, письма от любимых:
И ощущенье полной тишины
Пришло к ним это после.
В сорок пятом. Конечно, к тем,
кто сам пришёл с войны.
(Роберт Рождественский «Баллада о зенитчицах»)
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: "Жду письма".
(О. Берггольц «Блокадная ласточка»)
Картотека с образом ласточки составляет 5 стихотворений.
Менее частыми в поэзии о Вов являются образы орла:
Чтоб десант повис орлом степей,
Чтоб героем стал товарищ каждый,
Чтобы мир стал больше и синей,
Чтоб была на песни больше жажда.
(Михаил Кульчицкий «Будни»)
Употребление названия птицы напрямую связано с символическими представлениями, которые несет с собой указанная птица- божья птица, сила, победа над врагом.
Обращает на себя внимание употребление образов птиц, которые традиционно символически связаны с возрождением и обновлением, в стихотворениях выступают в роли антитезы:
Дым и пепел встают как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты.
Кукушка – персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий. Олицетворяет женское начало. Кукушкой становится девушка, жена, вдова в результате нарушения или утраты семейно – родственных или брачных связей и отношений. Кукушка – птица, которая не вьёт гнёзда, подбрасывает яйца своих будущих птенцов в чужие гнёзда (за что птицы изгнали её из своего сообщества) и ассоциируется с матерью, бросившей своих детей. У кукушки нет пары, её образ связан с мотивом одиночества, неустроенности в жизни и вечным скитанием по свету, поскольку она нигде не может найти пристанища. В поэзии о Вов кукушка, наоборот, становится символом дома, детства:
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
При работе над исследованием в стихотворениях встречались и другие образы птиц, которое менее употребляемые: сороки, снегири, дрозды, жаворонки, стрижи: А на снегу, повесив нос, Стоит фашист безрадостный. Трещат сороки;
Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену?;
Звенят стрижи. Малиновки поют. И где-то возле, где-то рядом, рядом Раскидан настороженный уют Тяжелым громыхающим снарядом... и т.д.
Таким образом, мы можем утверждать:
1. «Птичий» пантеон в поэзии чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «ворон», «журавль», «орел» ; более «прозаические» «снегирь», «кукушка». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса.
2. Для поэзии о Великой Отечественной войне характерно постоянство значений птичьих образов, восходящее непосредственно к мифологическим традициям.
3. Достаточно редко используются в поэзии образы орла, ястреба, снегиря.
Заключение.
Как показало проведённое нами исследование, образ птицы занимает значимое место в поэзии о Великой Отечественной войне. В данной работе рассмотрены мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы (птицы, выступая как элемент религиозно-мифологической системы, в славянской мифологии занимают очень значимое место; их образы разнообразны).
Выявлено богатство и разнообразие образов птицы в поэзии (традиционно-поэтические «соловей», «ворон», «журавль», «орел»; более «прозаические» «кукушка», «снегирь»). Рассмотрены особенности их воплощения и символического наполнения.
Данное исследование имеет перспективу, так как возможно более детальное изучение темы и углубление понятий .
Литература
Самый главный и трудный вопрос
Можно от Солнца уйти...
Как нарисовать ветку ели?
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем акварельное мороженое