Тюфяков Владислав написал работу о трудном военном детстве дедушки Тюфякова Василия Васильевича и бабушки Софьи Михайловны.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат о судьбах детей войны | 58.5 КБ |
В. Б. Тюфяков*
ИХ ДЕТСТВО РАНЕНО ВОЙНОЙ
(О ДЕТЯХ – ТРУЖЕНИКАХ ТЫЛА)
_______________________________
*В.Б. Тюфяков – ученик 6 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино, руководитель – учитель истории и обществознания Пыёлдинской средней школы М. В. Игнатова
В.Б. ТЮФЯКОВ
ИХ ДЕТСТВО РАНЕНО ВОЙНОЙ
(О ДЕТЯХ –ТРУЖЕНИКАХ ТЫЛА)
Время всегда возвращает нас
к тем, кого мы любим
через мудрость и воспоминания.
Н. Бестужев
Введение
История - это память. Память о том, что происходило раньше, чем жили люди, чему радовались, от чего огорчались. Историю можно узнать из книг. Но ещё интереснее узнать её от людей, живших и живущих с нами рядом. Они намного интереснее расскажут о событиях прежних лет, объяснят непонятное, подскажут, как не ошибиться. Научат, как поступать в тех или иных ситуациях. А ещё у них можно многому научиться, просто общаясь с ними, или же наблюдая за ними. Хорошо, когда эти люди не равнодушные, интересные. Ещё лучше, когда эти люди - твои родственники, с ними можно общаться часто и в любое время.
Занимаясь в кружке «Истоки», мы начали составлять свои родословные. Меня заинтересовало детство моих дедушек и бабушек, как они жили, так как их детство пришлось на войну. Как они выжили в это страшное время, как помогали родителям, колхозу, ещё и учились в школе.
Целью моей работы является изучение судеб моих дедушки и бабушки Василия Васильевича и Софьи Михайловны Тюфяковых в годы Великой Отечественной войны.
Дедушку моего зовут Тюфяков Василий Васильевич. Родился он в 1928 году. В семье были отец, мать и четверо детей: два сына и две дочери. Отца звали – Василий Алексеевич, маму - Прасковья Егоровна.
После окончания 5 класса Пыелдинской восьмилетней школы в 1941 году мой дедушка был зачислен на детскую площадку с 15 июня по 15 июля. Площадка находилась в старом клубе в д. Каргорт. Воспитателями были Борис и Василий (дедушка их фамилии, к сожалению, забыл). Дедушке не довелось пробыть на детской площадки до положенного срока: началась война. Воспитателей мобилизовали на фронт.
Свободное время большинство жителей Пыелдина проводили в отделении почты, чтобы узнать о положении на фронтах по газетным статьям. Тогда ведь даже радио не было, не говоря об электричестве.
На фронте был старший брат моего дедушки – Михаил Васильевич, который был кадровым военнослужащим. Он пропал без вести в августе 1941 года на Украине. Последнее письмо получили от него в начале августа 1941 года.
Учеба продолжалась, но не хватало преподавателей – мужчин. Всех забрали на фронт. Например, Петра Алексеевича, учителя географии, Савельева Анатолия Ивановича, учителя математики, и других. Учили детей почти одни женщины, был также слепой учитель истории – Иван Васильевич.
В 6 классе, перед началом уроков, почти каждый день проводились политинформации. Много раз прерывались уроки из-за того, что поочередно забирали мужчин на фронт, и дети выходили с учителем к ним попрощаться.
После окончания учебного года дети сами заготавливали дрова для школы там, где сейчас стоит поселок Бортом-база. В выходные дни собирали золу; вместе с колхозниками вывозили удобрения на поля.
Перед началом учебных занятий – это в конце августа – вылавливали в реке Сысоле лес на дрова. Чурки носили на плечах, на расстояние 5 километров. Дрова были сырые, их было мало, поэтому школу почти не топили. На уроках сидели в верхней одежде, во время письма руки опухали от холода.
Во время весенних полевых работ вставали в два часа утра, бороновали поля на лошадях и успевали вовремя прийти в школу – это 6 километров пути.
Закончив 6 класс, многие учащиеся стали уходить из школы из-за плохого материального положения в семьях. Дедушка говорит, что только в Волокпомском кусте бросили школу 7 учащихся, в том числе и он. Учителя не раз проводили беседы с родителями, чтобы дети вернулись обратно в школу, но возможности учиться дальше не было. Надо было помогать родителям. Но у ребят была мечта: если враг придет в деревню, создать партизанский отряд. Вот как об этом вспоминает дедушка:
«Осень 1942 года. Второй год войны. Начало учебного года в годы войны было установлено правительством с 1 октября, после завершения сельскохозяйственных работ в колхозах. Мы, подростки Волокпомского куста, организовали партизанский отряд. Насчитывалось в отряде человек 15. Главной целью отряда было овладение наблюдательной вышкой в глухом лесу по дороге Пыелдино - Чукаиб. Вышка стояла на середине пути на Чукаиб. Конечно, точного местонахождения вышки мы не знали. Но собрались и пошли.
Возраст у нас был разный - от 12 лет до 17 лет. Вот старшие и руководили. Главная цель была вооружиться стрелами и самодельными наганами-пугачами. После уроков изготавливали стрелы. Например, у меня доходило до 200 штук с железными наконечниками. Свободное время тренировались в точности попадания.
Какое время выбрали для похода? Конечно, учебный день! Ведь всё было в секрете. В одно прекрасное утро без дождя мы и отправились на задание. Ни родители, ни учителя не знали о затеянном нами деле. Вышли из домов с сумками, втихаря, книги спрятали на амбары и собрались в нужном месте. Наблюдали, когда девчата пройдут все по дороге в школу. Больше всего боялись учителя Лукшина Ивана Александровича и его жены Людмилы Александровны, они жили в Волокпоме и вместе с нами выходили по утрам в школу.
Всё обошлось. Вот мы в пути, смелые, первые, шагаем, изредка стреляем из лука в птиц и грызунов. Кое-как, блуждая по лесу, нашли вышку. По команде обступили её и с криком «ура» бросились, стреляя из всех видов оружия. Охраны, конечно, не было.
Эту вышку строили летом 1942 года специально подготовленные люди. Вышка имела военно-стратегическое значение. Всё было возможно и немцам оказаться здесь.
Когда стали возвращаться домой, видим, едет на лошади в сторону Чукаиба женщина. Мы все спрятались по обеим сторонам дороги и молчим. Как она поравнялась с нами, с криком «ура» набросились на всадницу. Но, Боже упаси, никто из лука не стрелял. Женщина чуть в обморок не упала. Всё нормально обошлось. Назавтра, конечно, была ругань со стороны родителей. Когда возвратились домой из похода, одного из наших старших «партизан» Кочева ждала уже повестка на фронт»[1].
Дедушка 1942-1943 учебный год не учился, работал в колхозе. Молотил зерно на мельнице в колхозе «Заря». Осенью 1943 года снова вернулся в школу. Окончил седьмой класс в 1944 году. Летом этого года назначили пастухом на летний период. Пас 80 голов телят в лесу с другом Шустиковым. Приучил холмогорского теленка вместо лошадки. Бычок деду давал садиться на спину. Верхом дед ездил в лес и обратно из леса.
«Есть было нечего. Возьмешь лепешку из травяной муки и бутылку молока – это на целый день, - вспоминает дедушка. - Картофеля было мало – старые сорта гнили, их выбрасывали целыми ямами, ели же крахмал. Но не вся картошка гнила, что-то оставалось. Ели хлеб, смешанный с травяной мукой. Помогли спастись от голодной смерти корова и картошка» [1,с. 4].
Осенью 1944 года поступил дед в Сыктывкарское педучилище. Погрузили провизию на лошадь для семерых студентов, а сами шли пешком до самого Сыктывкара. Учебу в городе можно сравнить с кошмаром, хлеб давали по 500 граммов, и больше ничего. А самое неприятное, что никому из преподавательского состава тогда дела не было до студентов, так как они сами голодали. В общежитии спали в верхней одежде, чтобы было хоть чуть теплей.
Учебные занятия начинались с 1 октября, т. к. студенты помогали колхозу в уборке выращенного урожая. Но, приехав на учебу, «мы еще 10 дней были настоящими сплавщиками. За Сысолой, где песчаный берег, ловили бревна и вытаскивали на берег. На пароходе плыли вниз по течению и там занимались тем же. Потом выловленные бревна распиливали. А когда наступала зима, эти распиленные чурки таскали до училища. Хоть и дров заготавливали много, печи все равно плохо топили, потому что дрова были сырыми. Сырое полено в печке только тлело, а жару не давало» [1,с. 2].
«Еду нам самим надо было готовить в консервных банках. Полено расщепляли на маленькие щепки и варили», - рассказывает дедушка. - Иногда доходило дело и до краж. Воровали дрова, чтоб теплее было. Чтоб не застали врасплох, тщательно готовили план. «Одного «часового» ставили у крыльца, другого - на улице Советской, а двое шли на «подвиги» – стащить сухие бревна из дровяников. В случае опасности свистели. Бревна ночью распиливали прямо в комнате, кололи топором и прятали под кроватями, так, чтобы не нашли. Жить как-то надо было, и случались такие курьезы» [1,с. 3].
В классах сидели в верхних одеждах, в шапках и рукавицах. Когда много писали, руки опухали от холода. После уроков шли в поликлинику – за таблетками.
Со временем открыли столовую, она находилась в подвальном помещении. Варили борщ – вода да 3-4 кусочка сала. В весеннее – летнее время питались в гостинице. Открыли и школьный буфет, но привозили только хлеб на карточки. Свои 500 гр. покупали и сразу же съедали, так, без хлеба, и жили до следующего дня. Хлеб всегда привозили без задержки, стоил он не дорого – 1 руб. 50 коп. Коммерческий хлеб на базаре стоил 50 руб. за кг. В войну же хлеб стоил 250-300 рублей.
«Стипендию нам выдавали 120-160 руб. Получишь отрицательную отметку – лишат и этой суммы. В те годы была еще одна обязанность – покупать билеты государственного займа. Когда стипендию забирали на эти цели, нас даже не спрашивали. Конечно, на 500 гр. хлеба трудно было прожить. Продукты мы привозили на лошади в сухом виде. Мать сушила картошку кружочками, сама делала крахмал, топила масло, когда была возможность, сушила сухари» [1,с. 7]..
И ещё одна беда была – крысы. Был случай, когда крыса дедушку в нос укусила. Они также, как и люди, голодали. Пришлось ребятам, жившим в одной комнате, устроить настоящую охоту на них. Взяли чемодан, положили туда какую-то приманку, палкой, к которой была привязана верёвка, приподняли крышку и стали ждать. Как только крыса оказывалась в чемодане, крышку тут же захлопывали. А ещё их ловили через окно на удочку, дедушка вспоминает, что за вечер удавалось поймать до десяти особей.
Во время каникул многие ходили домой пешком, так было легче, дома все равно было лучше.
После окончания педучилища мой дед работал в Пыелдинском детском доме воспитателем, в Пыелдинской средней школе - учителем труда. Мебель, которую он сделал в годы работы в школе, и сейчас используется учениками.
За долголетний труд дедушка награжден Почетными грамотами, медалью «Ветеран труда», Юбилейными медалями в честь Победы.
Вспоминая свое «счастливое детство», дедушка говорит: «Не дай Бог прожить такое детство следующим поколениям!».
Детство моей бабушки, Тюфяковой Софьи Михайловны, немногим отличается от детства дедушки. Родилась она в 1930 году в селе Вотча, деревне Вадыб, в семье коми крестьянина. В семье было 6 человек: отец – Попов Михаил Петрович, мать – Агния Ивановна, кроме бабушки, было еще трое дочерей – Юля, Нина, Зина.
До войны в селе все дети работали вместе с родителями. Работали всегда – и на каникулах, и во время учебы. Было очень тяжело. Еды не хватало, зачастую хлеб ели смешанный с травяной мукой, выручала корова.
Когда началась война, бабушке было 11 лет. О войне они узнали в своем селе. Им рассказали люди, приехавшие из районного центра (Визинга).
Во время войны жилось еще хуже. Работали не только днем, но и ночью, помогали дома и колхозу. В школе почти не учились. Колхозу все помогали, вряд ли кто был против, все хотели выжить, надеялись на лучшее.
И из Вадыба ушли на фронт почти все мужчины, в том числе и отец бабушки. Михаил Петрович воевал на фронтах Волховского направления. Был ранен, после излечения работал в Казани, шил обмундирование для солдат. После демобилизации вернулся в Вадыб и работал в колхозе «Водзö» председателем. Умер в 1976 году.
В селе во время войны остались женщины, дети и старики. Все помогали фронту. Жители относили в колхоз одежду и еду, а потом передовики все это отвозили на фронт. И вот так прошли все 4 года войны. Жителям Вотчи об окончании войны объявили утром, опять же приехавшие из Визинги. Все были очень рады. В школе в этот день никого не учили.
В 1950 году бабушка приехала в село Пыелдино, надеясь найти работу. Здесь она встретила деда, вышла за него замуж, родила пятерых детей.
Пять лет она проработала в сельпо счетоводом. После проработала 30 лет бригадиром сначала в колхозе «Заря», а затем в совхозе «Пыелдинский». Бабушка вела и общественную работу. Она была участницей X съезда профсоюзов сельского хозяйства в Москве.
За долгий и добросовестный труд бабушка награждена Орденом Знак Почета и медалью «Ветеран труда»; почетными грамотами.
Ссылки
Заключение.
История любой семьи связана с историей страны. Все испытания, выпавшие на долю страны, не обходят и семьи. В годы войны судьбы многих семей были искалечены. Но больше всех пострадали дети. Война украла у них детство.
Дедушка и бабушка часто вспоминают свое военное детство, рассказывают нам, своим внукам, о том времени. И мы не только из книжек знаем о военном времени, но и от очевидцев.
В те годы дети понимали, что надо много трудиться, помогать фронту, приближая победу. Мои дедушка и бабушка тоже работали, выполняя зачастую непосильную работу, они знали, что иначе нельзя.
Дедушка и бабушка вырастили пятерых детей, дали им достойное воспитание и образование. Трудная жизнь не озлобила их, они остались добрыми, отзывчивыми, и любят своих детей, внуков и правнуков.
Я горжусь, моими дедушкой и бабушкой. Детство Василия Васильевича и Софьи Михайловны было трудным, они много работали на благо Родины.
Василий Васильевич и Софья Михайловна — пример, находясь рядом с которым нельзя предаваться унынию и пасовать перед трудностями.
Дети и война. Кажется, несовместимые понятия. Но это было. И для того чтобы не повторился этот ужас, надо помнить о тех страшных годах.
Использованные источники
Сочинение
Сила слова
Снежная книга
Рисуют дети водопад
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью