Знаете ли вы, что ХХI век – эпоха успешных инициативных людей, нас с вами? Да-да, именно нас с вами. В современном мире роль лидера, личности с позиций гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность.
Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха — это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает.
Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Человечество давно ломает голову над тем, что нужно сделать молодому человеку, чтобы быть успешным. Актуальность нашей работы продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы. «Нам, россиянам, необходимо быть успешными» – именно с таким призывом выступил Дмитрий Медведев в своей статье «Россия, вперед». Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, активной жизненной позиции, готовые учиться всю жизнь. Сегодня лозунг «Образование через всю жизнь» и востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, ответственность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способные выстраивать коммуникации с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей. Кто он, успешный человек? Каковы они, слагаемые успеха? Успешность обучения, в чем заключается? Какие качества нужны современному молодому человеку, чтобы быть успешным? Как выстроить свой путь развития, чтобы добиться определенных успехов? С чего начинать и как пошагово идти к намеченной цели? Эти и другие вопросы волнуют многих людей, разного возраста и особенно, молодых, стоящих на пороге выбора жизненного пути. Сегодня быть успешным важно.
Мы попытались найти ответы на эти вопросы, изучив для этого разнообразные источники литературы
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_russkopolyanskaya_gimnaziya.doc | 202 КБ |
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Русскополянская гимназия №1»
Научно- исследовательская работа
«Траектория личностного развития для достижения успеха»
Направление: социология
Авторы:
Тараненко Ирина Николаевна,
ученица 11класса,
Цымбалова Анастасия Андреевна,
ученица 10 класса
Руководитель:
Клаус Ирина Михайловна,
учитель биологии
2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека
1.3.Классификация успеха стр.
1.4.Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте стр.
Глава 2.
2.1. Организация и методы исследования стр.
2.2. Личный опыт по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута
Глава 3 Заключение
Приложение №1 «
Приложение №2
Введение
Знаете ли вы, что ХХI век – эпоха успешных инициативных людей, нас с вами? Да-да, именно нас с вами. В современном мире роль лидера, личности с позиций гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность.
Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха — это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает.
Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Человечество давно ломает голову над тем, что нужно сделать молодому человеку, чтобы быть успешным. Актуальность нашей работы продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы. «Нам, россиянам, необходимо быть успешными» – именно с таким призывом выступил Дмитрий Медведев в своей статье «Россия, вперед». Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, активной жизненной позиции, готовые учиться всю жизнь. Сегодня лозунг «Образование через всю жизнь» и востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, ответственность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способные выстраивать коммуникации с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей. Кто он, успешный человек? Каковы они, слагаемые успеха? Успешность обучения, в чем заключается? Какие качества нужны современному молодому человеку, чтобы быть успешным? Как выстроить свой путь развития, чтобы добиться определенных успехов? С чего начинать и как пошагово идти к намеченной цели? Эти и другие вопросы волнуют многих людей, разного возраста и особенно, молодых, стоящих на пороге выбора жизненного пути. Сегодня быть успешным важно.
Мы попытались найти ответы на эти вопросы, изучив для этого разнообразные источники литературы.
Целью данного исследования выстраивание индивидуальной траектории личностного развития для достижения успеха.
Объект: индивидуальная образовательная траектория;
Предмет: содержание траектории ка условие личностного роста для достижения успеха.
Гипотеза исследования состоит в том, что умение выстраивать индивидуальный путь личностного развития ведет к достижению успешности. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений
Для решения вышеперечисленных задач в первой главе по материалам литературных источников, Интернет-ресурсов, мы изучили понятия «успех», «успешность» как категории социальной психологии. Рассмотрели успех через деятельность и использовали несколько примеров классификации видов успеха. Несколько подробнее остановились на формирование успешности в юношеском возрасте, когда идет профессиональное самоопределение.
Во второй главе описана организация исследования, интерпретация, анализ. Обобщение и выводы данных опроса среди обучающихся нашей гимназии. Подробно мы представили свой индивидуальный путь развития, определив для себя поэтапность достижения поставленной цели, слагаемые успешности, компоненты личностного развития. Здесь же мы предлагаем элементы нашего портфолио, демонстрирующие как степень участия, так и степень успешности в различного рода деятельности. Подобный самоанализ научил нас четко определять конечные цели и задачи работы, поиску и отбору необходимой информации, обобщению и анализу полученных результатов. В приложениях к этой главе мы остановились на интересных фактах из жизни успешных людей и некоторых способах достижения успеха, выделив главные составляющие успеха
В конце работы приводятся выводы.
Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека
Недавно известный лингвист А. Шмелев в интервью с корреспондентом журнала «Знание-сила» сказал, что еще лет двадцать тому назад словосочетания «успешный человек» в русском языке не было. Однако в языковой культуре современного российского общества успешность является одним из самых распространённых терминов. Например, средства массовой информации, обращаясь к теме решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Может быть, само словосочетание «успешный человек» действительно прежде не было в ходу, но все же, успех ценили во все времена.
Термины «успех», «успешный» «успешность» однозначно несут смысловую нагрузку положительного свойства. Слово «успех» - русского происхождения. Само слово «успех», если вдуматься в значении его исконного смысла, связано с понятием «успеть». «Успешный» - значит успевающий, «успевающий» - делающий всё вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени . Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек – это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и для общества. Успешный человек успешен потому, что делает все для того, чтобы стать успешным.
Успешность - ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности - задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет.
Рассмотрим понятие успешности обучающихся. Успешность обучающихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья.
1.Успешность школьника- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения.
2.Успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
В «Кратком толковом словаре русского языка» слово «успешный» означает: «такой, который даёт положительные результаты, заканчивается успехом» (7).
По мнению Н.И. Козлова «успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать» (8).
Никушкин С. считает, что «успех – это реальная живая энергия, которой человек владеет, с помощью которой он притягивает к себе других людей» (10).
Сухова С. определяет «успех» как «удачу в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе, в учёбе» (3).
Словом «успех» может обозначаться как процесс – период везения, «белая полоса», достижение каких-либо целей, так и результат – достигнутые цели, общественное признание (10).
Понятие «успешный», по определению С.И.Ожегова, означает «заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь», «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный или желательный исход дела». При этом понятия «успех», «удача», «желание», с одной стороны, мы можем соотносить с эмоциональным состоянием человека, а с другой, — сочетание «нужный или желательный исход дела» может означать, по нашему мнению, соответствие достигнутого результата поставленной цели, что отражает деятельность человека.
Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Потребность в успехе рассматривается как одна из фундаментальных. Это потребность ставить всё дальше идущие цели и стремиться к их достижению. Она отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше и оригинальнее. Американский писатель Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением».
Успех, однако, нельзя рассматривать только как «достижение результата». Весь его смысл в той радости, которую он даёт. Ожидание радости – источник движения человека вперёд. Уберите её – и все действия и способности человека теряют смысл. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – осознание достигнутого.
Из всего вышесказанного следует, что, успех – это осуществление цели и состояние удовлетворения (радости, счастья) от этого. Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Успех – это последовательная реализация достойной цели. Под достойной целью мы понимаем такую цель, которая требует от нас полной отдачи, которая достигается со страстью и занимает срок от 5 лет и больше. Достойная цель должна давать чувство реализации себя.
Но что все-таки считать успехом: то, что человек лично для себя считает таковым, или то, что утверждает в качестве успеха общество? Мнения на этот счет расходятся: «Успех – это оценка общества. Социум говорит: если ты добился того, того, того, значит, ты успешен». Успех – категория социальная и очень важна значимость выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей. Успех – это, прежде всего, душевное равновесие, состояние внутреннего покоя и гармонии с собой и окружающим миром.
Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – отношение окружающих к успеху конкретного человека. Связь этих сторон несомненна. Человек переживает чувство успеха тогда, когда он не только сам понимает, что добился успеха, но видит (понимает), что окружающие его и значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Кроме этого, успех – это, прежде всего, и главным образом понятие человеческое, а уж потом профессиональное. Если характер человека далеко не безупречен, отличается двуличностью, то одних профессиональных достижений будет мало, чтобы завоевать уважение окружающих. Это значит, что нет основы для прочного успеха. Любой успех: в учебе, спорте, бизнесе, общественной работе никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нравственности – во имя чего? Какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена с человеческой точки зрения?
Таким образом, анализ литературы позволяет сделать следующие выводы. Успех – это переживание радости от того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Успешный результат деятельности человека предполагает оценку со стороны общества в форме признания или одобрения.
Некоторые высказывания великих людей.
«Успех нельзя поймать. Успех можно только привлечь, становясь лучше».
(Джим Рон, всемирно известный философ бизнеса)
«Неудача — это тоже успех, если мы чему-то учимся у неё».( Малкольм Форбс)
«Характерная особенность лидера – простота и ясность тех планов, комбинаций и решений, к которым он пришел. Чем проще и определеннее план операции, тем он лучше».( Карл фон Клаузевиц)
«Успех – искусство совершать ошибки незаметно».( ЙоргРидер)
«Успех – непредсказуемая смесь таланта, удачи и работы».( Карл Цукмайер)
В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивации большое значение имеет успех или неуспех в деятельности.
Для достижения успеха в деятельности человеку, прежде всего, важно уметь ставить цели и строить план реализации задуманного. «Счастливые люди каждый день делают хотя бы один, хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям» (Дэвид Нивен).
Мы опросили выпускников нашей школы, знакомых выпускников из других школ (кол-во), задав им вопросы «Какую цель вы ставите перед собой и хотите достичь в жизни?», «Какие пути, шаги достижения поставленной цели вы наметили?» Оказалось, что только 9% выпускников смогли сформулировать четко жизненные цели, 23% анкетированных стремились к определенным целям, но не смогли их четко выразить, а тем более пошагово определить пути достижения поставленной цели. Остальные 68% не имели никаких других целей, кроме «поступления в вуз». Таким образом, мы видим, что выпускники не умеют грамотно ставить перед собой жизненные цели, не знают, что для этого нужно делать. «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра» (Сенека)
Наиболее приятным, радостным и ценным для человека будет такой успех, который дался с известным трудом и который потому воспринимается как заслуженный результат его работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к их выполнению этого дела, так за что же они меня хвалят? Чувство удовлетворения такой успех не приносит. И хотя приятно бывает чувствовать себя «счастливчиком», «везучим человеком», всё же для подлинного переживания успеха очень важно, что ты добился его собственными усилиями, собственным трудом.
Есть такая притча. Отец сказал сыну: «Ты уже взрослый и учись сам зарабатывать». Услышала мать, пожалела сына, дала ему денег. Сын принес их отцу. Тот кинул деньги в огонь. Сын промолчал. Второй раз повторилась та же история. В третий раз сын не стал брать деньги у матери, а пошел работать. Принес усталый деньги отцу, а тот вновь кинул их в огонь. Закричал сын, подбежал к огню и давай выгребать уцелевшие деньги, плача и приговаривая: «Я с таким трудом их заработал», на что отец ответил «Вот теперь я вижу, что ты сам заработал эти деньги». Мудрость притчи в том, что только то, что сделано своим трудом, ценно вдвойне. Таким образом, успех- это действие, движение, деятельность к намеченной цели.
На переживание успеха и неудачи влияют также представления человека о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние.
Внутренние причины успехов или неудач в деятельности во многом зависят от самого человека. Это его способности, сообразительность, знания, упорство, желание и пр.
Внешние причины от самого человека чаще всего не зависят. Это трудность задания, случай, везение или невезение и пр. Конечно, переживая успех, каждый из нас обычно учитывает и внешние и внутренние причины. Однако люди отличаются по тому, какими причинами – внутренними или внешними – они преимущественно объясняют свои успехи и неудачи. Такое объяснение называется локусом контроля. Если человек считает, что его успехи зависят от него самого - от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля. Если человек относит свои успехи и неудачи на счёт внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.
Психологические исследования показали, что локус контроля, как внутренний, так и внешний, оказывает влияние на успешность деятельности.
Люди, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят, прежде всего, от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, что педагоги к ним придираются, а свои успехи – везением. Некоторые взрослые свои неуспехи объясняют несправедливостью начальника, а успехи – счастливым стечением обстоятельств. Внешний локус контроля ведёт к тому, что при первой неудаче человек бросает начатое дело, поскольку твёрдо уверен, что у него всё равно ничего не получится.
Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает её психологически для человека ещё более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и человек начинает себя перед ними бессильным.
Успех окрыляет человека, какого бы возраста он ни был и какой деятельностью не занимался. Итак, чтобы почувствовать успех в результате деятельности человек должен:
- поставить цель, результат достижения которой имеет важное значение для самого человека, полезность;
- четко определить для себя пути решения поставленной цели и ориентироваться на успешное выполнение деятельности;
- приложить усилия для достижения цели через деятельность, работу;
- проанализировать причины, которые легли в основу результата деятельности.
1.3.Классификация успеха
Используя различные Интернет - источники, мы выделили разные виды успеха.
Виды успеха
Финансовый Семейный Образовательный Физический
Виды успеха | пояснение | |
1 | Финансовый | нужно заниматься работой, читать, узнавать, пробовать (сайты, форекс, копирайтинг) |
2 | Семейный | поскольку семьи пока нет, только в будущем, большой акцент не делаем. Но уделяем своей личной жизни достаточно времени. Все должно быть в меру. Семейные люди по статистике гораздо более целеустремленны. Еще бы, ведь у человека, имеющего семью, присутствует огромное количество ежедневных обязательных задач и целей. |
3 | Образовательный | желая больше зарабатывать, может снизиться успеваемость (больше времени уходит на работу). Нужно четко понимать, сколько времени уделить работе, личной жизни и учебе. Именно от этого вида зависит дальнейшая успешность. Недостаток знаний и опыта могут принести плачевные последствия для дела, ведь еще никто не смог сделать что-то, не научившись, как это нужно делать правильно. |
4 | Физический | со здоровьем у нас (по умолчанию) все в порядке. Нужно стараться следить за собой (зарядка, пробежка, меньше вредных привычек). Физический успех прямо влияет на все виды успеха, и без него невозможна жизнь ни в одной из сфер деятельности. Огромное значение имеет личное здоровье и забота о нем. |
По другой классификации успех подразделяют на:
-Победный (заслуженный) успех | являющийся результатом реальных усилий человека и заключающийся в опережении своих конкурентов или в удачно проведенном мероприятии |
-Успех выживания- | означающий, что, невзирая на многочисленные проволочки, человеку удается держаться на плаву в том или ином обществе |
- Незаслуженный успех- | появившимся в виду неудачи соперников или форс-мажорных обстоятельств |
По длительности успеха (удержанию успешных позиций) его можно разделить на:
1.4.Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте
Жизнь дается человеку только раз, и именно в юности он решает, какой ей быть. Это самый важный и сложный переходный период в жизни, похожий на перекресток дорог, когда определяются жизненные цели и планы. Цивилизованное общество проявляет заботу о будущем поколении, своей смене, которая должна быть подготовлена к жизни в этом обществе, когда придется сменить старшее поколение. Для этого оно должно быть образованным, активным, приверженным идеалам и идеологии старшего поколения.
В юношеском возрасте наблюдается усиление самоконтроля и самопознания, происходит открытие своего внутреннего мира. Все это важно для жизни в обществе. Юношеский период является подготовительным периодом к участию в экономической, политической, технической, научной областях жизни общества. «Что посеешь в юности, то пожнешь в старости» - так сказал знаменитый норвежский драматург Г. Ибсен.
В подростковом и юношеском возрасте происходит и формирование поведения, ориентированного на успех. Устойчивый, прочный успех в зрелом возрасте не может вырасти на пустом месте. Он не может появиться вдруг, стать «счастливой случайностью». Успех в жизни – это растение с корнями, стволом и листьями. Корни его уходят в детство и юность, когда формируется характер, определяются ценностные ориентиры. Точнее, корни его в представлениях о жизни, которые формируются в юности. Иными словами, успех имеет возраст, ступени развития. На каждой ступени – своя ответственность. Если в юности молодой человек не научился создавать ситуацию успеха в значимых видах деятельности, он не сможет выйти на следующую ступень уверенно. В юности успех – еще неокрепшее растение, ухаживать за ним приходится годами, оберегать от вредителей, вовремя поливать и подкармливать.
Ситуация успеха – это не инструкция и не формула. Не существует быстрых и легких способов достижения успеха. Попытки добиться высокого уровня жизни или эффективного сотрудничества, минуя естественный процесс работы и развития характера, окажутся столь же успешными, как попытки попасть в нужное место в Москве с картой Парижа. Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у ребенка еще в школе. Формирование личности ребенка проходит под влиянием среды, учителя и родителей. Успешность ребенка может поддерживаться и развиваться в результате специально организованной психолого - педагогической работы. Ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания.
Таким образом, в понятие «успешный ученик» должны вкладываться не только высокие школьные отметки, но и положительная динамика развития, социальная адаптированность, адекватно-позитивная самооценка, коммуникабельность, хорошее физическое и психическое здоровье.
При организации профессиональной психолого-педагогической деятельности каждому школьнику должна создаваться ситуация успеха, он должен иметь динамику личностного развития. И тогда успешное пребывание молодого человека в школе обязательно будет способствовать его дальнейшему успешному продвижению в жизни.
Таким образом, мы полностью согласны с утверждением, что отправная точка успеха и неуспеха находится еще в юношеском возрасте. Процесс достижения прочного успеха в жизни надо начинать с корней – со своих представлений о жизни, своих ценностей, своего характера и своих мотивов.
Не существует такой вещи, как секрет
достижения успеха. Не теряйте зря времени
на его поиски. Успех – это результат
самосовершенствования, тяжёлой работы,
извлечение уроков из неудач и упорство.
(Колин Пауэлл)
Глава 2. Экспериментальная работа по проектированию индивидуального образовательного маршрута
2.1. Организация и методы исследования.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического анализа изучаемой проблемы, нами было проведено экспериментальное исследование, которое включало в себя составление опросников по изучаемой проблеме, проведение и анализ результатов анкетирования, использование готовых тестов по определению успешности, анализ полученных опросов, обобщение экспериментального материала. Исследование проводилось среди старшеклассников Русскополянской гимназия №1, количество опрашиваемых – 115 учеников 8-11 классов, а также бывшие выпускники гимназии (???). Также мы попытались выстроить свою личностную траекторию развития, которая, на наш взгляд, помогает нам достигать определенного успеха.
Анкеты и опроса результаты
2.2. Личный опыт по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута
Стремление к достижению успеха для старшеклассника является важной составляющей процесса самореализации личности и ее самоутверждения в социуме. Каковы пути достижения успеха в режиме выстраивания траектории личностного развития?
1 этап – Дополнительные кружки. Развивают навыки, помогают ребенку определиться в его предпочтениях. Мы проанализировали те кружки, в кторых мы пробовали себя, и у нас получилась такая картина (приложение №)
Ирина Николаевна Тараненко занималась в студии эстрадного танца, в студии «Вокал», пионерской организации ФАТ, интересовалась вышивкой и шитьем, кроме этого нравилось играть на гитаре, овоила искусство фотографии. В течении последних лет является внештатным корреспондентов гимназической газеты «Это мы» клуба «Журналист».
Анастасия Цымбалова
2 этап - Предпрофильное обучение. В среднем звене обучения мы попытались определить для себя – какие предметы нам нравятся, кем мы хотим стать, что для этого будем делать? После некоторых проб и исканий, определились с направлением - химия и биология. Участие в олимпиадах разного уровня, творческих конкурсах, занятие научно-исследовательской работой и социальными проектами, дают нам опыт применения своих знаний, опыт представления своего труда, опыт социального взаимодействия. (приложение № ) Таким образом мы видим, что Ирина Николаевна Тараненко, выполняя различные работы, выросла от участника конкурса, до призера, победителя, лауреата, начиная от школьного уровня и заканчивая всеросскийским уровнем (медаль Эвариста Галуа)
2.Профильное обучение.
Профили в старшей школе направлены на более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, на создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. В тоже время оформились новые требования к выпускникам средней школы, к уровню их знаний, способностям принять эти знания в незнакомых ситуациях, быстро адаптироваться в меняющихся социально – экономических условиях, к умениям и навыкам самообразованию, к уровню критического мышления, к способностям выстраивать коммуникации с другими людьми.
Ученик старшей школы должен готовить себя к принятию решений и самое главное нести ответственность за принятые решения. Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Взрослый человек всегда адекватно может оценить свои возможности и наметить перспективы своего развития. Мы занимаемся в химико-биологическом профиле и трехчасовая подготовка по предметам позволяет углубленно готовится по подготовке к ЕГЭ. (приложение №)
Анализируя результативность участия в различного рода конкурсах, следует отметить ряд достижений, таких как: Федеральный победитель I и III степени в молодежном чемпионате по химии и биологии, I место в международном конкурсе «Колосок — осенний», лауреат регионального XIII турнира им. М. В. Ломоносова по химии и биологии, участник III областного конкурса «Гимназист года».
3 этап. - Ступени успеха. Для себя мы определили важные слагаемые успешного личностного развития, которые приобретаются, формируются на определенных этапах нашей жизни и получают развитие в течение всей жизни. Для нас очень важны такие ценностные ориентиры такие как семья и взаимопонимание в семье, нам небезразлично как у нас складываются отношения со сверстниками, толлерантность и уважение к окружающим, культура общения. Мы считаем, что для успешной социализации очень важно формирование и развитие демократических черт личности, любви к своей Родине, желания принести ей пользу. А это возможно при хоршем здоровье.
Ступени успеха
4 этап.- Спецкурсы.
Название | Цель | |
1 | Решение задач по генетике | Помогает решать задачи повышенной сложнасти |
2 | Биология в терминах | Помогает отвечать на вопросы нестандартного типа |
3 | Биохимия | Учит проведению качественных реакция |
4 | ТРИЗ в биологии и в химии | Развитие исследовательских навыков при решении задач уровня С |
5 этап.- Довузовская подготовка
6 этап.- репетиторство
Предполагает индивидуальную работу по наиболее трудным темам курса. Наприер, в курсе физика сложным представляется решение задач, поэтому требуются дополнительные занятия с учителем.
7 этап.- проектная и научно-исследовательская деятельность
Занятия исследовательской деятельностью учат нас работать с литературными источниками, Интернет- рессурсами, анализировать данные, выбирать главное, обобщать и делать выводы. В современном мире важно уметь презентовать себя и свою работу, этому мы учимся выполняя разного рода пректы и научные работы.
Таким образом, траектория личностного развития, ведущая к успеху, для нас имеет следующий вид.
индивидуальный маршрут развития
Я - успешный человек (схема)
Успешность в учебе, общественных делах, занятиях научной и проектной деятельности, определяется, на наш взгляд, умением четко определить для себя цель, пошагово спланировать пути решения поставленной цели, огромного желания, кропотливой, каждодневной работы, овладением универсальных способов действия, таких, как умение работать с литературой, выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Все наши достижения оформлены в портфолио. Цель портфолио: помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.
Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения старшеклассники могли:
• эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;
• конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;
• плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
• успешно развивать учебные навыки;
• легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения.
• самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Все достижения, собранные в portfolio, становятся важной составляющей частью личной характеристики, которую мы получим по окончании школы. Опыт, приобретенный во время наполнения portfolio, научил нас четко определять конечные цели и задачи работы, поиску и отбору необходимой информации, обобщению и анализу полученных результатов.
Приложение №2 портфолио
Надо заметить, что успех это не всегда и не везде. Это работа, каждодневная и кропотливая. В литературе мы нашли очень интересные примеры, как великие люди далеко не всегда оказывались понятыми и удачными. Нам это показалось интересным и данный материал мы оформили в приложении №
(Психология трейдинга: Неудачи и великие люди).
Существует много способов достижения успеха (приложение № Семь уроков от Джима Рона), приложение № (10 практических советов успеха), приложение № (Десять мощнейших стратегий успеха).
Общими для них, по нашему мнению, является то, что успех идет рядом с человеком деятельным, стремящимся к чему-то, образованным, читающим, коммуникабельным, умеющим рефлексировать, а причины неудач заключаются в отсутствии верной стратегии, поскольку то, как мы движемся к цели и какие инструменты используем, определяет, как быстро мы достигнем успеха.
Заключение
В своей работе мы исследовали представления об успешности и успехе обучающихся гимназии и предложили пути проектирования индивидуальной траектории личностного развития для достижения успеха.
Наша гипотеза о том, что умение выстраивать индивидуальный путь личностного развития ведет к достижению успешности, нашла свое подтверждение. Для себя мы определили критерии успешной деятельности:
Исходя из критериев, для себя мы определили формулу успеха:
Цель – это мера!
Цель – это направление!
Цель – это результат!
Цель – это итог!
???????
Успех возможен для каждого, кто готов его добиться. Многие хотят успеха, но существует огромная разница между хотеть и быть готовым. Вы должны быть готовыми.
Еще одним важным моментом является то, что ваша точка зрения и способ определения успеха, возможности и работы играют большую роль в определении вашего конечного результата.
Если вы пока не достигли успеха, то первым человеком, на которого нужно обратить внимание, должны быть вы сами.
Библиография
1. Андреева А.Д. и др. Психология: учебное пособие. 8 класс. – М: Издательство Московского психолого - социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. С. 30-35.
2. Белкин А. С. И др. Нравственность. Здоровье. Семья. – Екатеринбург: УрГУ, 2000. С. 105-114.
3. Битянова М. Успеваемость и успешность //1 сентября. – 2003. – № 36.
4. Важнайс Е. Успех и успешность в учёбе и жизни //Панорама Резекне. – 2004 от 26 ноября. – С.5.
5. Вовк Е. Счастье …//Социальная реальность. – 2008. – № 1. С.72-83.
6. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. – М: Педагогическое общество России, 2005.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Русский язык, 1986. С.729
8. Петрушин В. Настольная книга карьериста. – С-П: Питер, 2002. С. 26-31.
9. Суппоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. – 2003. – № 5. – С.44-56.
10.Ускова Е. Знакомьтесь: «человек успешный» //Знание – сила. – 2009. – № 4. – С.64.
11. Чеботарева Е. Успех. Философское ревю //Наука и жизнь. – 2006. – № 9. – С. 30-32.
12. www/ kremlin. ru/ news/5413
13. http: //www. zrpress. ru/ zr/2009/79/1
14. www moi – universitet. ru/ aboutus/ effman/
15. www. zankov ru/ article. asp?...
16. www. eurekanet ru/ ewww/ project /287. html
ifors.net/articles/101-vidy-uspeha.html виды успеха
Read more: http://berichnow.ru/uspeh-2/vidyi-uspeha-kakie-zhe-oni-sushhestvuyut#ixzz2Fmf67d5F
http://alexfefeloff.ru/recenzii-na-filmy/ot-gordosti-k-smireniyu.html
http://alexfefeloff.ru/otnosheniya/ob-uvazhenii.html
http://www.virtuosclub.ru/main/psih/neudachi-i-velikie-lyudi
http://vidabonito.ru/motivatsiya/7-yavnykh-otlichij-neuspeshnykh-lyudej-ot-uspeshnykh/
http://www.1news.az/interview/formulau/20120920010930416.html
Приложение №
Психология трейдинга: Неудачи и великие люди
Уинстон Черчиль однажды сказал: "Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь". Британский премьер умел достигать поставленных целей. В результате именно он стал тем человеком, благодаря которому была спасена нация.
Однако занять такой высокий пост в правительстве Черчилю удалось далеко не с первого раза. Упрямо выставляя свою кандидатуру на каждые выборы, он, в конце концов, добился своего, став премьер-министром Великобритании в возрасте 62 года.
История полна примерами, когда сильные духом люди добивались поставленной цели, не смотря ни на какие обстоятельства.
Абрахам Линкольн отправился на войну в звании капитана, а вернулся рядовым. Решив заняться предпринимательством, он прогорел и вынужден был отказаться от своей идеи. На поприще юриста его также постигла неудача. Причиной тому стали его вспыльчивый характер и непрактичность. Переквалифицировавшись в политика, он предпринял ряд попыток на этой арене, но и здесь потерпел серию сокрушительных неудач.
Всё началось с проигранных выборов в законодательный орган штата, далее была неудачная попытка избрания в конгресс, потом ещё одна неудача с избранием в члены Земельной Комиссии, провал на выборах сенатора 1854 года, провал на выборах вице-президента в 1856. Последней неудачей Линкольна стали очередные выборы сенатора в 1858.
Примерно в то время он написал письмо одному из своих друзей, где была такая строчка: "Я - самый несчастный из живущих. Если всё то, что мне довелось испытать раздать на всё человечество, то на планете не останется ни одного улыбающегося лица".
Сократа называли "безнравственным" и "растлителем молодёжи". Со дня смерти философа прошло уже 2 350 лет, а слава растлителя продолжает волочиться за ним, как консервная банка, привязанная к собачьему хвосту.
Когда Зигмунд Фрейд впервые поделился своими идеями с Европейским научным обществом, его освистали и выгнали в шею. Однако Фрейд не сдался. Он вернулся домой и продолжил писать.
На своём первом экзамене по психологии Роберт Стернберг получил двойку. Его преподаватель сказал: "У меня не было никаких сомнений в результате. Это и есть Стернберг, другого Стернберга я не знаю". Спустя 3 года Роберт с отличием закончил Стэнфордский университет по специальности психолог. В 2002 году он стал президентом Американской Ассоциации Психологов.
Чарльз Дарвин бросил карьеру врача, после того, как его отец сказал ему: "Тебя не интересует ничего, кроме твоих собак, крыс и пальбы из пистолета".
В своей автобиографии Дарвин написал: "Все мои наставники, включая собственного отца, считали меня заурядным мальчиком, чуть ли не слабоумным". (Ну что же - эволюция - великая сила).
Однажды учитель Тома Эдисона сказал о своём подопечном: "Он слишком глуп, чтобы выучить хоть что-нибудь". Две первые работы, на которые он устроился, Томас потерял. Причём работодатели неизменно отмечали его непродуктивность. Вошедший в историю как изобретатель электрической лампочки, Эдисон умел добиваться своего. Однако мало кто знает, что оглушительному успеху предшествовала череда неудач. Прежде чем изобретение было поставлено на коммерческие рельсы, Эдисону потребовалось 1 000 безуспешных попыток.
Когда Томаса Эдисона спросили: "Каково это - потерпеть неудачу 1 000 раз подряд?" изобретатель ответил: "Никаких неудач не было. Просто я изобретал лампочку в 1 000 этапов".
Альберт Энштейл сказал свои первые слова в четыре года, а читать научился в возрасте семи лет. Родители находили его слегка отстающим, а один из учителей отмечал у маленького Альберта замедленное умственное развитие и неприспособленность к социальной жизни. "Он так и останется навсегда в плену своих дурацких фантазий", - сказал строгий учитель. Автора будущей теории относительности исключили из школы, а политехнический университет в Цурихе, куда он позднее подал заявление, отказался с ним связываться. Всю свою жизнь Энштейн испытывал сложности с устной и письменной речью (не говоря уже о математике), поэтому ему постоянно приходилось заниматься.
В университете великий химик Луис Пастер считался посредственным студентом. В табеле успеваемости он занимал 15 место из 22 возможных.
Прежде чем добиться успеха, Генри Форду 5 раз приходилось начинать всё сначала. Роланду Мейси, создателю знаменитого Нью-Йоркского "Мейсиса", в отличии от Генри Форда, повезло ещё меньше. Его предприятие терпело крах аж 7 раз подряд, прежде чем начало приносить прибыль.
Когда Фрэнк Вулворф был всего лишь мелким сотрудником галантерейного магазина, начальник делал ему постоянные выговоры за отсутствие сообразительности. Позднее этот человек основал империю магазинов по продаже спорттоваров, имеющую дилерскую сеть по всему миру.
Успешные люди являются теми, кто не принимает для себя «нет» в качестве ответа. Они не обращают внимания на пессимизм, они выбирают лучших друзей, они окружают себя позитивными людьми, событиями и вещами.
Приложений № Семь уроков от Джима Рона.
1. Вы привлекаете успех.
«Успех это не что преследуют, это то, что привлекает человек, которым вы становитесь».
Это понимают очень мало людей. Успех это не то, за чем вы должны гнаться, это то, что вы привлекаете в свою жизнь. Успех приходит от роста. Он приходит, когда вы становитесь больше, чем проблемы и препятствия окружающие вас. Не ищите успеха, растите к нему, обязуйтесь расти, обязуйтесь стать, обязуйтесь делать то, что, как вы знаете, вы должны делать, и вы привлечёте успех.
2. Вы должны меняться.
«Работайте на много усердней над собой, чем вы делаете это на вашей работе».
Если вы хотите изменений, вы должны меняться сами. Вы должны работать над собой усерднее, чем с чем-либо ещё. Величайшие инвестиции, те инвестиции, которые вы вкладываете в себя. Не инвестируйте в фондовый рынок, если сначала вы не инвестируете в себя. Трудитесь над тем, чтобы стать лучше. Каждый день вы должны становиться немного лучше того, кем вы были за день до этого.
3. Никогда не сдавайтесь.
«Как долго вы должны пытаться? До поры».
Никогда не сдавайтесь. Если вы придерживаетесь своей цели, вы конце концов вы доберётесь до вершины. Этого, вероятно, не произойдёт за один год, но только подумайте, чего вы сможете достичь спустя 20 или 30 лет! Будьте упорны и настойчивы, каждый ваш маленький шаг, который вы будете совершать день за днём, спустя какое то время превратится в большое путешествие. Успех не так уж и сложен. Не будь Томас Эдисон столь упорен в своём желании усовершенствовать лампу накаливания, мир не был бы таким, каким вы его видите сейчас.
4. Окружение критично.
«Вы должны постоянно задаваться следующими вопросами: Что меня окружает? Как моё окружение воздействует на меня? Что я читаю? Что я слышу? Что я делаю? Что я думаю? И самое главное, кем я становлюсь? Затем задайте себе вопрос: Это нормально? Ваша жизнь не становится лучше по счастливому случаю, она становится лучше благодаря изменениям».
Окружение критично. Для того чтобы ваша жизнь принесла свои плоды, вы должны посадить семена в своё окружение. Вы же не станете сажать дерево в пустыне, потому как для него нужна другое место. Как вы сможете стать успешным человеком в окружении негативных людей. Создайте такую атмосферу, в которой вы сможете развиваться. Следите за тем, что вы слышите, следите за тем, какие мысли вы прокручиваете в своей голове, так вы сможете, стать тем, кем вы хотели стать.
5. Неуклонный прогресс.
«Успех есть устойчивый прогресс в достижении своих личных целей».
Многие из вас слышали поговорку: «медленно, но верно». Это именно то, что заставляет ваши мечты сбываться. Ничего не происходит в одночасье, взгляните на любого успешного человека. Для того чтобы чего-то достичь требуются годы, иногда десятки лет. Если они добились успеха спустя годы, вам, скорей всего, тоже потребуются годы на достижения. Другими словами, управляйте вашими ожиданиями, они должны быть реалистичны, дабы избежать разочарования. Успех возможен, но он не придёт завтра, если вы не начнёте сегодня. Успех – не единичное событие, он придёт, если вы будете день за днём двигаться в правильном направлении.
Приложение №
10 практических советов успеха
1. Мир пытается оставить тебя тупым. Начиная от банковских платежей и процентов и заканчивая чудо-диетами — из необразованных людей легче вытрясти деньги и ими проще управлять. Занимайтесь самообразованием столько, сколько можете — для того, чтобы быть богатым, независимым и счастливым.
2. Не верьте слепо в образовательные институты. Пока они готовят учебные планы, система устаревает, а иногда и успевает сломаться. Лучше учиться и зарабатывать уважение людей путём лидерства и делания, а не путём следования.
3. Читайте так много, как только можете. Освойте технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Вы вполне можете прочитывать одну книгу в неделю.
4. Старайтесь постоянно общаться со всеми. Станьте мастером общения. Учитесь находить в человеке то, что вам нравится в нём, а затем обращайтесь к этой его стороне.
5. Старайтесь максимально часто общаться с людьми, которые старше вас. Ценность общения со старшими заключается в том, что система принятия решений ваших сверстников не сильно вам поможет. А старшие к тому же знают всё то, что вы узнаете позже — потому стоит спросить у них.
6. Ищите людей круче себя [в том, что вам интересно] и проводите время с ними. Это само по себе важно, но важно и следствие — не пытайтесь быть средненьким в вашей группе, пытайтесь стать лучшим (делайте интересные вещи, будьте честолюбивы, отзывчивы, восприимчивы).
7. Максимально сократите расходы. Это позволит вам создать запас для осуществления той самой сумасшедшей идеи, о которой я говорил выше.
8. Вместо получения статуса с помощью объектов (что даёт только временное его повышение), повышайте его опытом. Другими словами, поездка в Париж — лучший выбор, нежели новый шкаф. Исследования показывают, что такой выбор повышает уровень удовлетворения, получаемого от жизни.
9. Если вы живёте в нужде, решите денежную проблему. Используйте интернет, поскольку он может помочь вам дёшево купить что-то на аукционах. Если сейчас вы живёте от зарплаты до зарплаты, расширьте это период на три недели вместо двух. Затем, когда дела пойдут лучше, можно планировать на месяц, потом на три, шесть и наконец на год вперёд. Цель — достичь момента, когда вы планируете на 5 лет вперёд.
10. Заведите себе приложение-записную книжку. Не доверяйте памяти, встроенной в ваш мозг. Не доводите ситуацию до делания того, что «вам кажется» нужно было бы сделать.
Приложение №
Десять мощнейших стратегий успеха
К успеху стремятся многие из нас, но, не многие, к сожалению, знают, как его достичь. Словно мячики, отскакивая от одной стены к другой, мы выматываемся из сил, продолжая верить, что произойдёт чудо, но чуда не происходит, и оборачиваясь назад, мы понимаем, что пройденный нами путь занял слишком много времени, затрат которого можно было бы избежать. И, вероятно,. В этой статье вы найдёте 10 мощнейших стратегий успеха.
Стратегии достижения успеха.
1. Знайте, что такое успех.
«Успех» - слишком общее слово, определений у него может столько же, сколько людей на земле, и то, что для одного является успехом, для другого может быть простым обстоятельством. Не зная, что для вас является успехом, вы не сможете его достичь, поэтому, своим первым шагом сделайте определение, что такое успех для вас лично. Вы должны чётко и ясно представлять чего вы хотите от жизни. Так ясно, чтобы во время создания мысленного образа жизненных обстоятельств, которые вы называете успехом, ваша кровь «закипала» в ваших венах, а возникающее волнение толкало вас на совершение необходимых действий. Кроме того, точно зная, что такое успех, достигнув пункта назначения, вы сможете сказать, вот он, мой успех, и всем своим существом ощутить радость достижения.
2. Расширяйте зону комфорта.
Многие люди живут в собственных небольших «мирках», где им всё известно, комфортно и ни что не доставляет особых хлопот. Они наверняка знают, что будут делать завтра, и как это будут делать, с кем встретятся, и с кем будут разговаривать, поскольку делали это сотни раз. Но, не выходя за рамки обычного, трудно достичь успеха, а боясь потерпеть неудачи, трудно получать уроки от жизни. Считается, что самым действенным способом устранения страха неудач и преодоления чувства неловкости от пребывания в незнакомой обстановке является расширение зоны комфорта. Чем чаще вы появляетесь в незнакомой обстановке, тем комфортней вам становится во всё новых и новых условиях. То же самое с неудачами, чем чаще вы решаетесь на мероприятия, которые могут или не могут привести к провалу, тем проще вы относитесь к возможным неудачам, и тем легче берётесь за новое дело.
3. Стремиться быть правым – не правильно.
Необходимость всегда быть правым говорит о высокомерии, прикрываемой беззащитности, эго и глупости. Также это ассоциируется с неудачами. Человек, который испытывает необходимость всегда быть правым, упускает многое из того, чему должна научить его жизнь и отдаляет себя от других людей. Защищая свою правоту, такие люди заводят бессмысленные споры и не успокаиваются до тех пор, пока не одержат верх над противником. Ну а, не сумев отстоять свою правоту в споре, начинает испытывать жгучее чувство беспокойства. Забавно, но он продолжает отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда в него проникли подозрения, что он не прав. Если вы хотите быть более успешным в общении с людьми и в достижении своих целей, научитесь признавать свои ошибки. Смирение всегда привлекает больше, чем высокомерие.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Финист - Ясный сокол
Притча о гвоздях
Цветущая сакура
Астрономический календарь. Апрель, 2019