Данный проект был представлен на городском конкусе НПК "Гости из будущего" и занял призовое 3-е место.
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_slovariyu_doc.doc | 105.5 КБ |
knizhka-malyshka.docx | 337.21 КБ |
slovar_assotsiatsiy.doc | 44.5 КБ |
Городской конкурс проектов младших школьников «Гости из будущего»
|
Направление: «языкознание»
Тема проекта:
«Путешествие в страну Словария»
Автор проекта: Гибадуллин Данис Рамильевич
ученик 3- «Б» класса
МБОУ «Средняя школа №5»
Руководитель проекта: Яцура Надежда Ивановна
учитель начальных классов
Когалым - 2013 год.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Глава. Теоретическая часть…………………………………………….стр.5
1.1. Что мы знаем об истории создания словарей?
1.2. Наука лексикография и знаменитые русские лексикографы
2. Глава. Практическая часть…………………………………………….стр.7
2.1. Работа в библиотеке по классификации словарей
2.2. Опрос и анкетирование.
2.3. «Практический продукт», полученный в результате работы над
проектом.
Выводы и заключения………………………………………………………..стр.10
Список источников информации……………………………………………стр.11
Приложения
Введение.
СЛОВАРЬ - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него! (Анатоль Франс )
Велик, разнообразен и могуч русский язык! Сегодня красивый и правильный русский язык стал большой редкостью.
Чтобы уметь правильно и красиво говорить и писать, необходимо знать значение слов, их правильное произношение, написание, а также знать лексическое значение любого слова, значение фразеологизмов, уметь правильно их употреблять в речи. Всё богатство и разнообразие лексического запаса языка «хранится» в словарях, которые являются элементом национальной культуры, ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни.
Словарями и справочниками пользуются многие: переводчики, ученики и студенты, специалисты, работающие в различных сферах деятельности.
Словарный состав любого живого языка находиться в непрерывном изменении и дополнении. Русский язык не исключение. Малоупотребляемые слова (архаизмы) исчезают из языка. Появляются новые слова (неологизмы), отражающие развитие современной науки, культуры, искусства, устаревшими помечаются неиспользуемые слова. Именно в выше сказанном я вижу и актуальность, новизну выбранной мной темы для создания данного проекта.
Вот почему я решил больше узнать о словарях, отправившись в путешествие по интересной стране Словарии, в которое приглашаю всех желающих. (Приложение №1)
Интерес к словарям у меня появился давно, когда я в первом классе на уроках обучения грамоте узнал, как классифицируются все слова русского языка, выстраиваясь в алфавитном порядке. А еще мне показалось странным, что в
русском языке одно и то же слово пишется и произносится по-разному, не все слова кажутся сразу понятными. Что же делать в таком случае не совсем обученному малышу? Как оказалось, на помощь приходит словарь – русской речи государь.
Попав в библиотеку, на полках я увидел разные словари и справочники: большие и маленькие, словари по английскому, немецкому, французскому языках, ну и, конечно же, множество словарей русского языка. Да и сейчас я часто бываю в библиотеке и мне интересно поработать со словарями, энциклопедиями и справочниками. (Приложение №2)
Готовя данный проект, я изучал и собирал информацию из многих источников: это мои уроки русского языка в школе, индивидуальная работа с учителем, посещение школьной, городской библиотеки, беседа с бабушкой филологом, домашние энциклопедии, Интернет-ресурсы. (Приложение № 3)
Цель проекта: расширить знания в области русского языка и обогатить свой словарный запас, заглянув в мир словарей, узнав их назначение и область применения.
Задачи:
- изучить разновидности словарей русского языка, которыми должен пользоваться ученик в начальной школе;
- познакомиться с правилами пользования и структурой словаря для усовершенствования своих умений и навыков при работе с ним;
- поделиться с приобретенными знаниями со своими сверстниками;
- применить полученные знания в практической работе, составив словарь ассоциаций для лучшего усвоения правописания трудных слов на уроках русского языка.
Гипотеза: изучив словари и научившись ими пользоваться, можно убедиться, что это удобная форма хранения и передачи человеческих знаний.
Методы исследования: 1) сбор информации в книгах, справочниках, Интерне; 2) посещение библиотеки; 3) анкетирование (опрос) «Нужны ли нам словари?»; 4) анализ и обобщение; 5) фотографирование.
Глава 1. Теоретическая часть.
Мне было очень интересно узнавать для себя что - то новое о словарях, особенно об истории их появления.
Оказывается, первыми словарями были глоссарии. Они состояли из «глосс», которые поясняли значения отдельных слов на полях и в текстах древних рукописных книг. Самый древний словарик – глоссарий - это приложение к новгородской Кормчей книге 1282 г., который содержал всего 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторые библейские имена собственные. В 16-17 веках увеличивается объём лексики, и слова всё чаще располагаются в строго алфавитном порядке. Отсюда новое название словарей – азбуковники. Так начиналась история словарей.
Первый печатный словарь появился в 1596 г. как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания (Приложение №4). В нем содержится уже 1061 слово, расположенное по алфавиту. Значительным событием в истории русской лексикографии явилось создание в 1863-1866 гг. четырехтомного "Толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даля, периодически переиздававшегося вплоть до настоящего времени (Приложение №5). Положив в основу словаря народную речь, включив в него лексику общеупотребительную, диалектную, книжную, Даль стремился отразить в нем все лексическое богатство русского языка. Словарь его с 200000 слов и 30000 пословиц и поговорок представляет собой сокровищницу меткого народного слова.
Издано и издаётся великое множество словарей: больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных… (Приложение №6) .
Но мы еще не выяснили, что, же такое «словарь»? Словарь – это сборник
слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.
Словари выполняют множество функций. Общая функция всех словарей – фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению. Знания хранит и человеческая память, но она ограничена, она не может накапливать и хранить знания на века. Только запись накопленных знаний может сохранить их для потомков. В этом смысле словарь оказывается самой удобной формой общения наших знаний.
Созданием словарей занимается наука – лексикография. Учёный, автор-составитель словаря – это лексикограф. Для того чтобы целенаправленно пользоваться словарями, нужна особая культура – культура лексикографическая.
Гордостью отечественной лексикографии по праву считаются Толковые словари Владимира Ивановича Даля, Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова (Приложение №7).
Эти удивительные словари неоднократно переиздавались, но и сегодня они являются настольными книгами для многих людей в вопросах толкования слов русского языка.
Глава 2. Практическая часть.
2.1.Классификация словарей.
Сегодня на полках библиотек и книжных магазинов лежит много разнообразных словарей, созданных трудами лексикографов. Семья их огромна. Польза, которую они приносят людям, неоценима.
Вот, что писал о словарях, поэт Яков Козловский:
«Уважаем Государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи Государь
По прозванию Словарь!»
При посещении библиотеки я познакомился с разнообразными словарями, справочниками, энциклопедиями. Конечно, без помощи взрослых мне было бы трудно систематизировать всю полученную информацию. Библиотекарь школы Алена Олеговна помогла мне с этим справиться.
В итоге, учитывая подбор слов и характер их объяснения, все словари можно разделить на три основных типа:
1.Языковые;
2.Толковые;
3.Энциклопедические. (Приложение №8) Конечно, я бы еще выделил в отдельную группу - словари школьные, ведь они
так нужны ученикам! (Приложение №9) Современные словари, прежде всего, есть в печатном и в электронном виде. Список их достаточно большой.
2.2. Опрос и анкетирование.
Изучив достаточно большую информацию о словарях, я решил провести исследование с учащимися 3 классов нашей школы и определить, что они знают о словарях, нужны ли им словари? С этой целью я провел опрос в виде анкетирования «Нужны ли нам словари?» (Приложение 10). Вот какие результаты анкетирования у меня получились. Было опрошено 68 учащихся третьих классов. (Приложение 11).
На вопрос: «Как часто ты пользуешься словарём?» можно сделать следующие выводы: 36%.- учащихся пользуются часто словарём, 42% - пользуются иногда, и 22% - учащихся пользуются редко. На вопрос: «Знаешь ли ты правила пользования словарём? - 41% учащихся знают правила пользования словарём, 28% - не знают правила пользования словарём и 31% учащихся знают правила пользования частично. На вопрос: «Пользуются ли словарём у тебя дома?» - пользуются дома словарём 39%, не пользуются 22%, иногда пользуются 39%. На вопрос «Что ты хочешь найти и находишь в словаре?» - получили такие ответы: правописание слов считают - 62% учащихся, значение слов - 58% учащихся, 34% считают происхождение слова, 32% - находят значение старинных слов, 43% - находят что-то интересное о словах и 17% - ничего не находят. На вопрос: «Есть ли у вас дома словари, и какие? - ответили 85 % - учащихся имеют словари, у 15 % - нет словарей дома. На вопрос «Какие словари имеете дома?» - в основном орфографические, толковые, энциклопедические, англо-русские, татарско-башкирские. На вопрос: «Знают ли учащиеся об электронных словарях?» - 57% учащихся знают и 43% не знают об электронных словарях. Словари – это самые верные друзья и самые надежные помощники тем, кто стремится постичь глубины и тонкости великого и могучего русского языка. 2.3. «Практический продукт», полученный в результате работы над проектом. Работая над данным проектом, я много узнал для себя нового, обогатил свой кругозор и словарный запас новыми словами в области языкознания (Приложение 12). Думаю, что сделанные мной интересные выводы, будут полезны всем. Не будет лишним еще раз напомнить некоторые прописные истины, касающиеся словарей и работы с ними. С этой целью я заготовил «Памятку при работе со словарем для своих одноклассников, в которой можно узнать:
На уроках русского языка мы часто изучаем слова с трудным написанием, которые называем «Словарные слова». Чтобы легче запомнить словарные слова, я создал свой «Словарь - ассоциаций для правописания трудных слов на уроках русского языка в начальной школе». В этом мне помогали члены моей семьи и мои друзья в школе. Этот словарь я подарил всем своим одноклассникам. Если кто-то захочет продолжить пополнять этот словарик, я буду только рад! Так же представил собранный материал в своём информационном буклете. Ещё я предложил ребятам нашего класса книжку-малышку, которую сделал с учителем Надеждой Ивановной «Приключение Феди в стране Словарии» (автор – Дмитрий Матвейчук). Мы с удовольствием прочитали ее на уроке. (Приложение 14) Заключение. Кто-то из великих людей сказал: «Не тот образованный человек, который все знает (это не возможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». СЛОВАРЬ – это вселенная в алфавитном порядке. Работа со словарями экономит время, энергию и расширяет кругозор. Работая над проектом, я убедился, что действительно словари помогают нам заглянуть в неисчерпаемую кладовую народной мудрости, осознать богатство и величие родного языка, ощутить необходимость совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы сделать свою речь богаче и выразительнее. Общение с ними не только поучительно, но занимательно и интересно. Вот он словарь - Поучительный и мудрый! Просвещает, разъясняет, образовывает, Помогает узнать больше- Палочка-выручалочка. Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так же это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование. Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить! Список источников информации. 1.Агафонова Л.А. “Что такое библиотечный каталог?” // “Читаем, учимся, играем” №8 2007. 2. Марданова Е.У. “Словари и словарики” // “Читаем, учимся, играем” №8 2007. 5. Серия словарей для учащихся начальной школы под ред. О.Д. Ушаковой // СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. 6.Потиха З.А. Лингвистические словари и работа с ними. – М:. «Просвещение», 1997г. 7.Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М:. «Просвещение», 1994г Ссылки на стихи Якова Козловского для детей: 1. http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=184 2. http://yourinterest.narod.ru/Rifmi.htm |
- Семья!» - крикнул Федя и мгновенно пустил последнюю стрелу прямо в нутро дракону. И тут же с оглушительным воплем Змея-Порочея Федя вылетел из пасти в белый свет.
-Ну, малявка, - громогласно ревел Порочей, - ну, букашка, ну, козявка несчастная, ты меня победил!!!
Завертелся дракон, задымился и вдруг – ррраз – взорвался и рассыпался на миллиарды огненных искр, оставив после себя непроницаемую завесу дыма. Развеялся дым, встал Федя и видит, что мир как-то светлее стал, и окружают Федю радостные люди и поздравляют с победой. A царевна устроила пир, на котором были все жители Словарии, Федя сидел на почетном месте.
На пиру подали чай вместе с конфетами, и Федя стал по привычке засовывать конфету в карман. Но какая-то бумажка мешала ему это сделать. Федя вынул бумажку и увидел, что это билет в Словарию. На билете была уже другая надпись: «Кто хочет домой, тот пусть потрёт кружок внизу».
Федя потёр кружок и оказался в Москве. Тогда он пошёл в школу и увидел своего друга, Петьку Двойкина.
Петька крикнул Феде:
- А! Федь, пойдём поиграем в футбол, а?
Федя ответил:
- Нет, учиться всегда пригодится! - и пошёл в школу. Конец сказки. А кто слушал, молодец!
Жил-был мальчик Федя. Федя был отличником, но иногда ленился и прогуливал уроки. Однажды он решил прогулять урок русского языка. Погода была прекрасная, и Федя пошёл гулять по городу. Когда он шёл по парку, он увидел, что на тротуаре лежит какая-то блестящая бумажка. Федя поднял бумажку и увидел, что это вовсе не бумажка, а билет. На билете было написано вот что: «Кто хочет попасть в страну Словарию, пусть тот потрёт находящийся внизу кружок». Федя с радостью потёр кружок. Тут же он оказался в темноте и почувствовал, что куда-то летит. Через секунду Федя опомнился и увидел, что стоит он в красивом, незнакомом городе. Перед собой он увидел сундучок, а на сундучке была надпись: «Всё, что хочешь, напиши, что напишешь – получи!» Федя написал: «Мароженае». У него в руках оказался странный крашеный лёд. Федя рассердился, кинул этот лёд на дорогу и пошёл дальше.
Шёл Федя, шёл, и увидел девочку, которая собирала корзинку. Девочка окликнула Федю:
- Мальчик, помоги мне, пожалуйста, собрать корзинку, у меня никак не умещаются пирожки!
Федя подошёл ближе и увидел, что в корзинке ещё много места. Тогда он спросил у девочки, почему у неё не умещаются пирожки. Девочка объяснила ему, чтобы положить в корзинку пирожки, надо сказать
правописание этого слова, чего она не может сделать.
- А! Понятно! – воскликнул Федя, - Пирожки́, безударная гласная «о», проверочное слово «пирог! И ещё сомнительная согласная «ж», проверочное слово «пирожок»!»
Тут же пирожки сами собой положились в корзинку.
- «Спасибо тебе большое!» - сказала девочка. Федя пошёл дальше.
Идёт он и видит перед собой дворец. Вошёл Федя во дворец и слышит, кто-то плачет. Когда Федя поднимался на второй этаж, он видел много грустных людей. Вот, наконец, Федя пришёл в тронный зал. В зале не было никого, кроме царевны, которая сидела на троне и плакала.
- Ваше величество! – спросил Федя, - Не могли бы вы мне сказать, почему вы плачете?
Царевна ответила:
- У нас в стране появился дракон Змей-Порочей с пятью драконятами: Змеем-Ошибеем, Змеем-Неучеем,
Отбежал опять Федя, стрельнул в дракона другой стрелой с криком:
- Нет такого слова!
Снова отбил стрелу Порочей с рёвом:
- Есть!
И опять побежал было Федя, но кончились у него силы, споткнулся Федя об кочку и упал. Тут и нагнал его Змей-Порочей, подцепил своими когтями и в пасть забросил. И пока Федя летел в пасть к дракону, он усиленно думал, чтобы спасти себя и царевну, что же это за слово такое, которое из пяти букв и в котором семь букв «я».
- «Пять букв и семь букв «я»… Пять букв и семь букв «я»… Пять букв и семь «я»… Семь «я»… - думал так Федя и влетел в пасть.
Вот-вот клыки сомкнутся и сотрут его в порошок, и тогда всё – конец… И тут его осенило…
Ринулись на Федю два последних змеёныша, Змей-Искажей и Змей-Лентей, со словами на лбах, у первого слово «прекрастный», а у второго «крастный», к одному правилу. Струхнул Федя, но и этих змеёнышей победил присловьем: «В этих словах сочетание «сн» пишется без «т»!»
Рассвирепел тогда Змей-Порочей, видя смерть своих детей, и кинулся на Федю, а тот отбежал на значительное расстояние. У Змея-Порочея на лбу было написано, что погибнет он, когда отгадается загадка его, а загадка была такая: назвать пятибуквенное слово, в котором семь букв «я». Вынул стрелу Федя, стрельнул в Змея-Порочея с криком:
- Яяяяяяя!
Отбил стрелу змей и рявкнул Феде:
- Ааа! Погубить меня решил, букашка! Нет, слово моё пятибуквенное!
Змеем-Искажеем, Змеем-Лентеем и Змеем-Нерадеем. Каждый год Змей-Порочей посылал одного из своих детёнышей на Падёжный холм, где они съедали по одному человеку из Словарии, и ни один богатырь не смог одолеть Змея-Порочея и его детёнышей. А чтобы победить змея и драконят, надо прочитать слова с ошибками на лбах у драконят и исправить ошибки; чтобы победить Змея-Порочея, надо дать ответ на его загадку, тогда он погибнет. А в этот год придёт сам Порочей и жертвой змея стану я!
Царевна заплакала снова.
-Но всё-таки я попробую вас спасти! - воскликнул Федя.
- Да! – обрадовалась царевна, - Тогда возьмите лук со стрелами, который висит на стене сзади вас. Этим луком богатыри пытались убить Змея-Порочея и его детёнышей!
Федя взял лук со стрелами, поблагодарил царевну, вышел из дворца и пошёл к Падёжному холму, ему уже сказали, где находится холм. Взобравшись на вершину холма, Федя сел на траву и стал ждать прилёта дракона с драконятами.
Внезапно небо потемнело, раздался гром и на холм опустилось шесть драконов, а один из них самый большой. Федя догадался: «Это Змей-Порочей!»
На вид драконы были отвратительные, пламя вырывалось у них из пастей, глаза горели как угли.
Тут Змей-Порочей заметил Федю и зарычал:
-Это что за малявка торчит здесь, вместо царевны, которую я прилетел сожрать?
У Феди задрожали коленки, но он набрался смелости и крикнул Змею-Порочею:
-Я пришёл погубить тебя, чтобы ты перестал творить беды и потери в стране Словарии!
Захохотал Змей-Порочей, захихикали его детёныши, и проревел Змей:
-Витязей сильнее тебя я поборол, а с тобою, козявкой, и дети мои расправятся! - и цыкнул он младшему своему детёнышу Змею-Нерадею.
Вышел Змей-Нерадей переваливаясь, своей силой похваливаясь, на Федю, а Федя посмотрел Нерадею на лоб и увидел там слово «шына», и после шипящей была буква «ы», а не «и». Федя прицелился и выстрелил Нерадею в лоб, крича правило:
- Жи-ши пишите с буквы «и»!
Тут же Нерадей зафырчал и лопнул, как дырявый мяч.
Ринулся на Федю второй змей Змей-Неучей, а на лбу у него слово «мячь». Улыбнулся Федя, он знал это правило наизусть и, не теряя времени, с присловьем:
- У существительных мужского рода после шипящих мягкий знак на конце не пишется! - поразил и этого змея.
Тогда на мальчика устремился третий змей, Змей-Ошибей, со словом «кокти». Федя пытался вспомнить это правило, но в самый последний момент одолел он и Змея-Ошибея правилом:
- В слове «когти» сомнительная согласная «г», проверочное слово «коготь.
АВТОБУС – АВТО
АПТЕКА – АПЧХИ!
БЕРЕЗА – БЕЛАЯ
БИБЛИОТЕКА - БИБЛИЯ
БИЛЕТ – ПРОБИТЬ КОМПОСТЕРОМ
БОЛОТО – БОЧКА С ВОДОЙ
БОТИНКИ – БОТЫ
ВДРУГ – ПРИШЕЛ ДРУГ
ВМЕСТЕ – ПИШЕМ ВМЕСТЕ
ВОКРУГ – ПО КРУГУ, КРУГ- КАК О
ВОРОБЕЙ – ВОР! БЕЙ!
ВОРОНА – ЖЕНА ВОРОНА
ГОРОД – ГОРОДИТ ОГОРОД
ГОРОХ - КАК О КРУГЛЫЙ
ГОРИЗОНТ- НА ЗАКАТЕ СОЛНЦЕ САДИТСЯ – ГОРИТ ЗОНТ
ДЕЖУРНЫЙ – ЛУЧШИЕ –ЭТО ДЕВОЧКИ
ДЕРЕВНЯ – ЭТО НЕ ГОРОД, А МЕСТО, ГДЕ ДЕРЕВО, И НЕ ОДНО
ЖИВОТНОЕ - ЖИЗНЬ
ЗАВОД- МАШИНУ ЗАВОДИМ ЗА РУЧКУ (МОНТИРОВКУ)
ЗАПАД – МЕСТО, ГДЕ «ПАДАЕТ» СОЛНЦЕ
ЗАЯЦ – ИЗ СКАЗКИ «ЗАЯЦ-ХВАСТА» КРИЧИТ ВСЕГДА –«Я»
КАПУСТА – КРУГЛАЯ, НО С КОЧЕРЫЖКОЙ, СЛОВНО НОЖКА БУКВЫ А
КАРАНДАШ – РИСУЮ КАРТУ
КАРТИНА – ВИСИТ НА СТЕНЕ, КАК И КАРТА
КАРТОФЕЛЬ – КРУГЛЫЙ ОВОЩ, НО С РОСТКАМИ, КАК У БУКВЫ а
КАСТРЮЛЯ – ЕСЛИ СВЕРХУ ПОСМОТРЕТЬ - КРУГЛАЯ, НО РУЧКА ЕСТЬ,ЗНАЧИТ, ВМЕСТО О, ДРУЗЬЯ, ПИШЕМ ТОЧНО БУКВУ А
КВАРТИРА – КВАРТА, ТО ЕСТЬ – 4 - (КОМНАТА, КУХНЯ, ВАННАЯ, ТУАЛЕТ)
КОМПОТ – ВКУСНЫЙ СОК
КОНЬКИ - КОНЬ
ЛОПАТА - ЛОПАСТИ (У ВСЕХ ВРАЩАЮЩИХСЯ)
МАЛИНА – ИЗ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТИЧЕК
МАШИНА – МАЛЕНЬКАЯ У РЕБЕНКА
МЕДВЕДЬ – МЕД
МЕТРО – ДЛИНУ ЕГО ИЗМЕРИМ МЕТРОМ
МОЛОКО – МНОГО У КОРОВЫ
МОЛОТОК – МАЛЕНЬКИЙ МОЛОТ МОЛОТИТ
МОРОЗ – ОЧЕНЬ ХОЛОДНО
ОВОЩИ – ВСЕ – КРУГЛЫЕ, КАК О (КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛА, РЕПА, РЕДИС)
ОГУРЕЦ- ПОРЕЖЕМ – БУДУТ КРУГЛЯШКИ КАК О
ОДЕЖДА - ОДЕТЬ
ОРЕХ – КАК БУКВА О
ОСИНА – ОСЕНЬЮ ДРОЖИТ ОТ ВЕТРА
ОТЕЦ - ОТЧЕСТВО
ПАЛЬТО – ШУБА, КУРТКА И ПАЛЬТО
ПЕНАЛ - ПЕРЬЯ
ПЕТУХ – ПЕТЯ
ПЛАТОК – ПЛАКАТЬ
ПОМИДОР – РАЗРЕЖЕМ НА КРУЖОЧКИ – О
ПОСУДА - ВСЯ КРУГЛАЯ, КАК О
ПШЕНИЦА - ПШЕНКА
РАБОТА – РАБ
РАКЕТА - ЛЕТИТ К СОЗВЕЗДИЮ РАКА
РЕБЯТА – РЕБЯ (обиходное слово)
РИСУНОК – В УЧЕБНИКАХ ЧАСТО СОКРАЩЕННО ПИШУТ РИС. 23
РОДИНА – РОДИМАЯ СТОРОНА
СЕВЕР – ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР
СИРЕНЬ – РАЗНОЦВЕТНАЯ, БЫВАЕТ СИНЯЯ
СОБАКА – ЛАЕТ ГРОМКО
СОЛОВЕЙ - ПОЕТ ЛИШЬ СОЛО (ОДИН)
СОРОКА – 40 А
СТОЛИЦА – МНОГО ЖИТЕЛЕЙ – СТО ЛИЦ, СТОЛЬНЫЙ ГРАД- ГЛАВНЫЙ
ТАРЕЛКА – ТАРА ДЛЯ ПИЩИ
ТОПОР – ТОП – ТОП В ЛЕС- ВОТ И ПОЛЕННИЦА
УЛИЦА – НАВСТРЕЧУ – ЛИЦА
УРОЖАЙ – РОД, УРОДИЛСЯ
УЧЕНИК – ПОЛУЧАЕТ УЧЕНЬЕ
ХОРОШО – ПОЕТ НАШ ХОР
ЯБЛОКО – КРУГЛОЕ КАК О
ЯЗЫК – У КОЛОКОЛА – Я ЗВОНЮ
Вот он СЛОВАРЬ - Поучительный и мудрый!
Просвещает, разъясняет,
образовывает.
СЛОВАРЬ - АССОЦИАЦИЙ
словарных слов для
учащихся начальных
классов.
3 загадки Солнечной системы
Невидимое письмо
Швейня
Рисуем подснежники гуашью
Тигрёнок на подсолнухе