Исследовательская работа для школьной научной конференции
Вложение | Размер |
---|---|
izmenennaya_shkolnaya_konf_sashi.doc | 448.5 КБ |
kak_kompyuter_vliyaet_na_zdorove_rebyonka.ppt | 538.5 КБ |
Школьная научно практическая конференция школьников
«К вершинам знаний»
Секция: «Начальные классы».
Тема: «Как компьютер влияет на здоровье школьника»
Выполнила: Старцева Александра Денисовна
ученица 3 в класса
МКОУсош№105 г.Купино
Руководитель: Мельниченко Наталья Валерьевна
учитель второй категории
2012
Содержание
I.Введение
Актуальность темы с. 3
Цель с.3
Задачи с.3
Объект исследования с.3
Предмет исследования с.3
Гипотеза с.3-4
II.Основная час
1. Влияние компьютера на физиологию с.5-7
младших школьников
2. Рабочее место с.8
3.Опасность от компьютера с.9
4. Рекомендации с.10-11
III.Заключение с.12
IV. Приложение с.13-16
V. Литература с.17
Актуальность
Компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. В школе появился предмет «Информатика», где обучают основам работы на ЭВМ. Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать ЭВМ. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома. Как такая нагрузка может отразиться на здоровье ребёнка, я решила выяснить при выполнении этой работы.
В нашем исследовании я рассматриваем такие вопросы:
-выявить положительные и отрицательные стороны появления компьютера в нашей жизни,
-ответить на главный вопрос: компьютер – это друг или враг?
Проблема: отсутствие знаний у школьников о том, как правильно работать за компьютером, чтобы не навредить здоровью.
Гипотеза: В результате проведённого исследования будут определены факторы воздействия компьютера на здоровье учащихся.
Цель:
-узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером;
- узнать, какие правила безопасного поведения должны соблюдаться
при работе с компьютером;
- исследование воздействия компьютера на здоровье младшего
школьника.
Объект исследования: учащиеся начального звена школы
Предмет исследования: влияние компьютера на здоровье школьника.
Методы исследования:
- Теоретический
- Практический:
-Анализ
- Наблюдение
-Сбор информации из книг, журналов, газет, интернета.
Ожидаемый результат: наши исследования помогут в правильном использовании компьютера школьниками и сохранят здоровье обучающихся.
Введение
Основная часть
1.Влияние компьютера на физиологию младшего школьника.
На сегодняшний день компьютеры уже не роскошь, а необходимое для работы средство. Трудно представить себе успешного человека без знания компьютера. Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки
Для того чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на наш мир, попробуем разобраться, что же представляет из себя это чудо техники.
Современные компьютеры повсюду: они совершают научные открытия, изготавливают и конструируют сложные детали, собирают автомобили, обучают, вычисляют, хранят огромные массивы информации, с их помощью работает Интернет. Огромные вычислительные машины предсказывают погоду и даже играют в шахматы лучше человека.
Ну, как тут не восхититься и не захотеть приобщить себя к этому великому чуду.
Статистика показала, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий.
Из показателей диаграммы видно что, в нашем классе 67% учащихся имеет домашний компьютер и почти половина, 37%, проводит за компьютером более 1 часа в день.
В такой ситуации компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем телевизор. Ведь, играя за компьютером, ребенок не просто сидит, «разинув рот». Он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове логические цепочки, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх.
Пока в нашем классе компьютер не играет самую важную роль. Только 3-е из одноклассников в своих анкетах отметили единственное увлечение – компьютерные игры.
Из таблицы видно, что на первом месте стоят помощь родителям, прогулка и чтение книг.
Место | Предпочтения | Количество положительных ответов |
1 | Помощь родителям по дому | 10 |
2 | Прогулка | 9 |
3 | Игра на компьютере | 8 |
4 | Просмотр телевизора | 7 |
5 | Чтение книг | 5 |
Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью ребенка? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.
По статистике многие из детей не задумываются о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.
В младшем школьном возрасте продолжается рост и окостенение скелета. Особенно активно идёт формирование костей таза, кисти, предплечья. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы шеи, груди, поясницы, а также мышцы и связки позвоночного столба образовали своего рода «мышечный корсет». С годами у ребёнка укрепляются мышцы спины и живота. Преобразуется форма грудной клетки. Все эти особенности детей школьного возраста очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером. Осанка — это то положение, которое принимает тело, когда человек сидит за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была правильной. Это снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развитии растущего организма школьника.
Инструкция правильной посадки за компьютером. (Приложение 1).
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и напряжённой. Напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда у взрослых людей развивается остеохондроз, у детей — сколиоз. У тех, кто много сидит, между сидением стула и телом образуется тепловой компресс, что ведёт к застою крови в тазовых органах.
Достаточно эффективно использование массажа. Массаж не только улучшает кровообращение в сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и способствует предупреждению повреждений и микротравм.
Золотые правила, представлены в Приложении 2, помогут получить от знаний максимум удовольствия.
2. Рабочее место.
Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы. Здоровье детей, работающих за компьютером, существенно зависит от качества той техники, которую используют в учебном процессе. Поэтому покупать стоит современные модели, в которых предусмотрена минимальная нагрузка на организм человека.
Помещение, в котором находится компьютер должно ежедневно проветриваться. Монитор желательно использовать жидкокристаллический, он даёт меньшую нагрузку на глаза. По возможности лучше приобрести специальный компьютерный стол с выдвижной панелью для клавиатуры и стул, высота сидения которого способна регулироваться.
3. Опасность от компьютера.
Компьютер, как любое устройство, при неправильном использовании может быть опасен. Особых опасностей две:
-Развлекательные возможности компьютера;
Увлекаясь яркой игрой, можно совершенно забыть об освоении новой программы, о возможности заглянуть в компьютерную энциклопедию.
-Вред здоровью.
Работа без перерывов напряженное всматривание в экран часами вредно для физического здоровья ребенка.
Этих опасностей можно избежать, если разумно регулировать пребывание за компьютером.
Признаки долгой работы за компьютером
- плохое самочувствие
- усталость
- боль в глазах и в голове
-сонливость
-головокружения
Основные вредные факторы при работе за компьютером
Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:
- нагрузка на зрение,
- стеснённая поза,
- заболевания суставов кистей рук,
- затрудненное дыхание,
- развитие остеохондроза,
- наличие излучения от монитора,
- психическая нагрузка и стресс при потере информации,
- компьютерная зависимость
У детей, работающих на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связанно с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частной и длительной работы на компьютере
Согласно рекомендациям врачей, малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора.
4. Рекомендации:
Специалисты советуют использовать жидкокристаллический монитор (ЖК). Это современно, компактно, так как:
-потребляют намного меньше электроэнергии, чем мониторы на основе ЭЛД;
-не имеют никаких абсолютно вредных излучений;
- выдают чёткое изображение;
- не подвержены бликам и светоотражению;
- изображение выглядит на экране идеально;
Вывод: устаревшие и низкого качества ПК использовать недопустимо.
В домашних условиях для компьютера лучше отвести отдельную комнату. Категорически запрещается совмещать зону отдыха и зону работы – это создает психологический дискомфорт.
С целью повышения влажности в комнате, где находится ПК, поставить желательно аквариум или любую ёмкость с водой, становить кактусы. В изученной мною литературе выяснилось, что в кактусах нет никакой необходимости, так как современные мониторы оснащены соответствующей защитой.
Рекомендации по сохранению зрения
- следует правильно установить дисплей на рабочем месте;
- отрегулировать общее и местное освещение в комнате;
- подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;
- проверить свое зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
- строго соблюдать временной режим работы с компьютером, своевременно делая перерывы;
- во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;
- постараться чередовать работу за компьютером с другими видами занятий.
Самое главное достоинство компьютера то, что он является средством коммуникации. Компьютер в настоящее время – это мечта каждого школьника, это та реальность, где каждый может воплотить задуманные мечты, проявить свои индивидуальные и потенциальные возможности порадоваться за товарищей и удивить собой.
Но, даже выполняя эту основную функцию информационного общества, компьютер влияет на здоровье детей.
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Приложение 3.
Заключение.
В процессе этой работы я поняла одну простую истину. Любое действие хорошо в меру. Компьютер может быть очень полезен для человека, может упростить для него массу задач и помочь в решении проблем. С его помощью можно получить новые полезные и интересные знания. Даже в процессе игры за компьютером дети развивают свою реакцию, улучшают возможности ориентации в пространстве и многое другое, в зависимости от вида игры.
Но если не соблюдать режим работы за ЭВМ, польза легко может превратиться в серьёзный вред здоровью.
Могут развиться заболевания опорно-двигательного аппарата, ухудшиться зрение Признаки долгой работы за компьютером ребята называют одинаковые — плохое самочувствие, усталость, боль в глазах и голове, сонливость, головокружение. Судя по ответам, можно отметить, что и я и мои одноклассники больше используют компьютер для развлечения, а не для развития каких-то практических навыков.
Необходимо соблюдать несколько простых правил. Основные из них — ограничивать время, роводимое за ЭВМ, правильно подобрать технику и компьютерную мебель, сочетать нагрузку с физической активностью, не забывать о гигиенических требованиях. И тогда компьютер на долгие годы станет надёжным другом и помощником.
Приложение 1.
Инструкция правильной посадки за ПК.
1.Сядьте прямо.
2. Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитору (нельзя сидеть вполоборота).
3. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твёрдо на пол или на подножку.
4. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.
5. Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.
6. Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.
7. Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.
8. Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.
9. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.
10. Руки выпрямите больше, чем наполовину (угол в локте должен быть больше, чем 90 градусов).
11. Локти согнуты и находятся примерно в трёх сантиметрах от корпуса.
12. Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне.
13. Голову держите прямо, по желанию — с небольшим наклонов вперёд.
Приложение 2.
«Золотые правила»
Очень важно запомнить несколько «золотых правил» работы за компьютером, которые помогут получить от занятий максимум удовольствия.
Правило первое. Перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Повращай против часовой стрелки голову, затем приставленные к плечам руки, затем кисти по кругу, после идут наклоны туловища вправо и влево, вперёд и назад. Затем — руки на поясе, вращение таза против часовой стрелки, прыжки на месте в течение минуты, сжатие и разжатие пальцев.
Правило второе. Когда работаешь, сиди расслабленно.
Правило третье. Чаще меняй позу, делай перерывы в работе.
Правило четвёртое. Пальцы должны быть лёгкими и расслабленными.
Очень важно не допустить перегрузку суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникает онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.… Это может привести к поражениям суставного и связочного аппарата кисти, в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Избежать этого помогут простые упражнения. Например, дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.
Правило пятое. Заботься о зрении при работе на компьютере. В этом помогут несколько правил.
Правило шестое. Закончил занятие — сделай разминку.
Приложение 3.
Комплексные программы, имитирующие отдых для глаз.
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Некоторые из них разработчики преподносят даже как программы для улучшения зрения. Трудно сказать, насколько они действенны... очень часто, как вы знаете, реклама выдает желаемое за действительное или, как минимум, сильно преувеличивает достоинства и ни словом не упоминает о недостатках... Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха. Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. В этих случаях с помощью правильной тренировки глазных мышц вполне возможно добиться некоторого улучшения зрения, восстановления его остроты, предотвратить развитие более серьезных болезней глаз. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут. Можете также попробовать упражнения из йоги, старинной славянской медицины.
Приложение 4.
Добрые советы, которые помогут справиться со стрессом.
— Посмотрите в окно и сосчитайте до 10-20. Ополосните лицо холодной водой.
— Постарайтесь переключить внимание на воспоминание о приятном.
— Позаботьтесь об обстановке, которая вас окружает. Не красьте стены в комнате в красный и жёлтый цвета. Красный цвет возбуждает, способствует выделению гормонов, выделяющих стресс. Дети чаще ругаются и дерутся в помещениях с жёлтыми стенами. Успокаивающие тона — это зелёный и голубой.
— Принимайте контрастный душ утром и вечером.
— Больше общайтесь с природой. Это общение быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы. Когда нарастает напряжение. Погуляйте по улице, походите босиком (летом).
— Физические нагрузки снимают нервное напряжение: бег, велосипед, футбол, плавание, работа на огороде…
— Посещение театра, музея, выставок также хорошо успокаивает.
— Музыкальная терапия — источник спокойствия. Слушайте записи любимых композиций, они станут хорошим эмоциональным фоном.
— Для успокоения можно принимать настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона и других (одну столовую ложку одной из трав корней) залить стаканом кипячёной воды, настоять 30 минут. Принимать взрослым по полстакана в день. Детям дозу надо уменьшить вдвое.
Анкета
Список литературы
Что общего у травы и собаки?
И тут появился изобретатель
Юрий Визбор. Милая моя
Позвольте, я вам помогу
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)