Данная исследовательская работа была выполнена ученице 9 класса и представлена на районной конференции исследовательских работ гуманитарного направления. Работа знакомит читателей с традиционными и нетрадиционными формами запомминания английской лексики, а так же даеёт рекомендации по лучшему запаминанию слов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 89.41 КБ |
Районная конференция учебно-исследовательских работ гуманитарного направления
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Баевская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края
Исследовательская работа
по английскому языку
на тему
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКИ»
Выполнила:
Потемкина Валерия
ученица 9б класса
Руководитель:
Стешина Анна Николаевна
учитель английского языка
МБОУ «Баевская СОШ»
С. Баево 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3 | ||
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ||
1.1 Понятие памяти, её виды. …………………………………………6 1.2 Трудности запоминания английской лексики…………………….9 | ||
1.3 Традиционные способы запоминания английской лексики……..11 1.4 Нетрадиционные способы запоминания английской лексики…..13 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Анализ результатов анкетирования………………………………..17 | ||
2.2 Анализ результатов эксперимента …………...................................19 2.3 Основные способы, направленные на улучшение запоминания английской лексики (мои рекомендации)…………………………20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………22 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..23 |
ВВЕДЕНИЕ
Я изучаю английский язык не первый год, мне это очень нравится. Для меня это шанс погрузиться в другую культуру, открыть для себя много нового, получить массу ярких впечатлений.
Не каждому человеку легко дается изучение английского языка, трудность заключается в том, что необходимо учить много новых слов. Ежедневный объём, на мой взгляд, очень большой. Но учёными доказано, что изучая иностранный язык, даже за один раз можно запомнить до 70 слов, тогда как обычно мы не можем запомнить и 20. Объясняется это тем, что мы не используем специальных приемов запоминания. Мне, например, иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова, хотя я знаю, что без знания лексики, нельзя заговорить на английском языке. Трудностей в усвоении лексики очень много, поэтому необходимо придумывать разные способы запоминания. В своей работе мне бы хотелось изучить и найти для себя и своих друзей наиболее результативные варианты запоминания новой лексики. На самом деле, исследований по данному вопросу было немало, многие психологи, педагоги и даже учащиеся занимались изучением данного вопросы, поэтому мне не составило большого труда найти интересующую меня информацию. Хочу отметить, что поработав с первоисточниками, я выделила на свой взгляд наиболее необычные формы запоминания английских слов, а проведя анкетирование и эксперимент я определила наиболее эффективные способы запоминания.
Таким образом, цель моего исследования: изучить нетрадиционные способы запоминания английской лексики и рекомендовать наиболее эффективные для себя и своих друзей.
Задачи:
Предмет исследования: нетрадиционные способы запоминания английских слов.
Объект исследования: английская лексика.
В своей работе я использовала следующие методы исследования:
Новизна:
Я провела эксперимент в своём классе, в ходе которого выяснила, какой вид памяти преобладает у большинства учащихся при запоминании иностранных слов. Данная информация поможет и остальным учащимся. Кроме того, учитель английского языка при изучении нового лексического материала сможет опираться на определенный вид памяти у каждого учащегося.
На основе проведенного анкетирования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), я выделила способы запоминания новых слов учащимися моего класса и интернет- пользователями. С помощью результатов анкеты я и попытаюсь в дальнейшем сформулировать советы по запоминанию новых иноязычных слов.
Значимость для меня: я занимаюсь английским языком уже 8-ой год и считаю, что английский язык – это не просто увлекательное занятие, но и ключ к успеху в будущем. Безусловно, я планирую связать мою будущую профессию с английским языком, поэтому данная работа имеет для меня огромное значение - я определила и свой способ запоминания новых слов. Поэтому, несмотря на достаточно большое количество всевозможных рекомендаций по данному вопросу, в данной работе содержатся лично мои советы и описаны наиболее интересные и необычные способы запоминания лексики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие «память», её виды.
Начав свое исследование я обратилась к учебнику по общей психологии под редакцией Немова Р.С., который определил понятие память- как «умственную деятельность, которая проявляется в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании» [ 3, с. 56]. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.
Значение памяти в жизни человека огромно, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что «без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного» [4, с. 177].
Память является основным условием успешного обучения и воспитания детей. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Итак, память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.
Согласно учебнику Немова Р.С. различаю следующие виды памяти:
Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется поколичеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
1.2 Трудности запоминания английской лексики.
Многие ученики задают себе вопрос: почему же запоминание английских слов вызывает сложности? Я не исключение. Многие учёные исследовали данный вопрос и пришли к таким выводам:
-во-первых, новое английское слово является точной информацией, т.е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100%. Попробуйте «приблизительно» или «частично» произнести английское слово! А любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%. Зная, эту особенность памяти, наши предки 2 тысячи лет назад создали мнемотехнику - искусство запоминания. В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками.
-во-вторых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной организации слов. Большинство книг и словарей, направленных на формирование словарного запаса, составлены в алфавитном порядке. А такой порядок удобен лишь для поиска слов, но не для запоминания.
-в-третьих, запоминание английских слов вызывает сложности, если вы запоминаете слово без контекста. Кроме того, сложности с запоминанием связаны с многозначностью английских слов. А.Н.Леонтьев пишет: «Трудность заключается в том, что если вы так учите словарные слова (иностранное – русское, иностранное – русское), то языка-то вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и иностранные, многозначны.
-в-четвертых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания. Английское слово состоит из трех составляющих: 1) написание, 2)произношение, 3) перевод. Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. . Вот почему мы все понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова.
В статье Лавренюк М.В. предложены следующие способы устранения вышеперечисленных способов:
1.3 Традиционные способы запоминания английской лексики.
На свете существует много методов запоминания лексики. Пожалуй, каждый может посоветовать один или два.
Одним из самых лёгких и доступных способов запоминания английских слов является традиционный способ. Следуя этому способу необходимо внимательно прочитать все английские слова и их перевод. Затем нужно повторить все слова еще раз. После этого отвлечься минут на 10, можете заняться чем угодно. По истечению этого времени закрыть столбик с переводами слов и попробовать перевести данные слова самостоятельно. Нужно как представить написание слов, так и вспомнить их произношение. Не стоит долго сидеть думать над одним словом, если не получается вспомнить, просто нужно перейти к следующему. Пройдя весь список, следует сделать 5-ти минутный перерыв, после него снова прочитать весь список английских слов и их перевод пару раз, при этом особое внимание уделить словам, перевод которых не удалось вспомнить. Так нужно делать, пока не запомнится перевод всех английских слов в списке. Этим способом пользуются большинство опрошенных людей.
Ассоциации. В данном способе идёт сопровождение изучаемых слов каким-нибудь ярким образом (картинкой, звуком, рифмой). Впоследствии при встрече слова, выученного подобным способом, в памяти моментально всплывёт образ, а вслед за ним и само слово. Например, запоминаем слово head – голова, с помощью рифмы: «Хочешь поступить в МЕД - имей на плечах голову – head». С помощью созвучия: слово- look (смотреть), созвучно - лук. Данный способ используют на своих уроках учителя начальной школы.
Речевая практика и аудирование. Данный способ предлагает применять слова в речи, проговаривать в диалогах. Этот способ применяется на уроках английского языка. К современным учебникам английского языка прилагаются аудио программы с упражнениями в форме диалогов. Слушание английской речи ( учитель, одноклассники) – аудирование (песни, фильмы) – важная часть речевой практики. Слова воспринимаются на слух. Просмотр фильмов на английском языке наиболее предпочтителен.
Метод списков. Этим способом можно быстро выучить большое количество слов. Возьмем какую-нибудь тему, например, «город». Представим, нарисуем в воображении, что есть в нашем городе: улицы, площадь, ресторан, магазин, школа, гостиница, набережная, река, мост, дорога, машина, автобус, светофор и т.д. Каждый элемент нужно представлять как можно отчетливей, можно представлять не настоящие школу, площадь, мост, а такие, какие они бывают в мультфильмах или просто выдумывать. Главное четко увидеть, услышать, почувствовать предмет и назвать его иностранным словом, без какого-либо вмешательства русского слова.
1.4 Нетрадиционные способы запоминания английской лексики.
Вопрос запоминания лексики весьма актуален, так как до сих пор не найден хотя бы один полноценный способ заучивания новых слов, который подходил бы всем и гарантировал стопроцентный результат. Вариантов множество, и какой придется по нраву вам и вашей памяти можно понять только опытным путём. Изучая статьи по данной проблеме, а так же на основе анкетирования я определила для себя несколько необычных и не знакомых для меня способов запоминания английских слов. Хочется рассказать о некоторых из них.
Flashcards (карточки) – это наиболее популярный метод заучивания слов среди интернет- пользователей в больших городах России. Для карточек можно использовать блоки листочков для записей небольшого формата. На одной стороне пишите слово, на другой – перевод, транскрипцию и пример, иллюстрирующий использование слова. Блоки карточек разных цветов можно группировать по темам, частям речи, синонимическим рядам и т.п. Карточки складывайте стопочками (можно для удобства перетянуть резинками) и берите с собой в общественный транспорт, на работу, в поликлинику, в парк( как советовали интернет- пользователи) - куда угодно и перебирайте при каждом удобном случае стороной с английским словом вверх, пытаясь вспомнить, что каждое из них означает. Не можете вспомнить - переворачивайте карточку и читайте перевод и пример еще раз. Карточки с особенно трудными для запоминания словами можно складывать в отдельную стопку и перебирать чаще обычного. Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянной работе с ними используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти. Поэтому важно не напечатать слово, а написать его от руки.
Карточки-стикеры - самый популярный способ, согласно опрошенным людям в возрасте 20-40 лет, а так же тех, кто только начинает изучать английский язык. Наклейте самоклеящиеся карточки с английскими словами на все предметы у себя дома. В течение следующих нескольких дней останавливайте свой взгляд на наклейках и повторяйте слова. Такой метод хорош на начальном этапе изучения языка для запоминания слов бытовой сферы. Его можно использовать в игровой форме для обучения ребёнка или когда английский язык изучает вся семья.
Рассказы. Этот метод доступен более опытным людям, чьи знания английского языка находятся на среднем и высшем уровне. Из десятка новых слов составьте и запишите связный рассказ на английском языке. Этот способ помогает не только запомнить новые слова, но и перевести старые слова из пассивного словарного запаса в активный. Недостатком метода является трудность или невозможность связать лексику из разных сфер в небольшом тексте. Поэтому лучше использовать слова по одной тематике или близким темам.
Активное общение с носителем языка. Данный способ был отмечен учащимися¸ которые общаются с помощью переписки или SKYPE непосредственно с носителями языка. Говорят, что лучший способ выучить иностранный язык – завести друга иностранца. То есть создать ситуацию жизненно важной необходимости общаться и понимать друг друга. Подобная модель возникает, когда изучающий язык попадает в иноязычную среду, где, чтобы выжить, он вынужден использовать только иностранную речь. Поэтому очень эффективный способ активизации словаря и речевой практики – краткосрочное обучение в английских лингвистических лагерях или школах. Не покидая дома, попробуйте найти англоговорящего собеседника в социальных сетях.
Метод запоминания с использованием компьютерных программ. В настоящее время данный способ является очень популярным среди активных пользователей компьютера и считается эффективным и современным методом заучивания новых слов. Опрошенными были отмечены такие программы как: обучающая программа Lex, которая является лексическим тренажером, обеспечивающим изучение и запоминание иностранных слов во время работы за компьютером. Программа периодически активизируется и предлагает переводить слова, поддерживает транскрипцию, работу с произвольным количеством словарей, имеет полностью настраиваемые режимы работы. Возможно создание словарей; добавление и редактирование лексики, изменения временных параметров работы, уровней интенсивности обучения. SelfLN- обучает переводу отдельных фраз. Repeng - репетитор английского языка. Работа с программой осуществляется посредством выбора правильного варианта перевода из нескольких предложенных. EZ M emo Booster- программа, помогающая учить и запоминать слова. В программе несколько вариантов работы: выбрать перевод для слова, тренировка написания слов, поиск слова по словарю.
Метод Михаила Шестова. С данным способом я познакомилась в статье Лавренюк М.В., которая отмечает «если вы умеете печатать слепым десятипальцевым способом, то можете учить слова таким образом: печатаете 3-5 строчек иностранного текста, одновременно диктуете себе слово и представляете его образ. Таким образом написание и произношение слова связываются со значением [ 2, с.99 ]. Этот способ подкупил меня своей оригинальностью.
Лично для меня. Как человеку, который любит рисовать, очень интересным способом показался способ рисования, о котором рассказал мне моя «маленькая» родственница. В альбоме цветными ручками или фломастерами рисуются картинки, и около каждой картинки пишется аккуратно иностранное слово, т.е. что эта картинка изображает. Картинки должны быть объединены одной темой. Художественные способности здесь вовсе никакой роли не играют, но подпись к картинке следует писать как можно аккуратней.
Метод чтения Ильи Франка - новый и необычный способ запоминания иностранных слов. Воплощением этого метода являются книги, выпущенные в серии "Метод чтения Ильи Франка". В этих книгах абзац неадаптированного иностранного текста (чаще всего — художественного) повторяется два раза: один раз — с указанным в скобках пословным переводом и комментарием, а во второй раз — в исходном виде. Метод этот очень хорошо подходит для овладения чтением на иностранном языке. Слова запоминаются преимущественно в пассиве. Но они запоминаются хорошо — так как каждое слово возникает во множестве контекстов, с разными оттенками значения. Главное — выбрать действительно интересную для вас книгу. Данный метод был предложен в одной статье неизвестного автора.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Одна из задач моего исследования выявить стратегии запоминания новых слов учащимися моего класса, а так же интернет- пользователями. Я решила провести опрос среди пользователей сайта aeterna.ru и добавить к его результатам, ответы моих одноклассников. Ответы моих друзей помогли мне узнать о наиболее необычных способах запоминания лексики.
В моей анкете приняли участие 157 интернет- пользователей и 9 одноклассников. Всего 166 человек. Результаты наглядно можно посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Выводы по результатам анкетирования:
Среди наиболее популярных прозвучали: традиционный метод, просмотр фильмов, передач на английском язык, работа с обучающими программами.
Таким образом, я могу сделать вывод, что запоминание слов может стать увлекательным процессом, если использовать все возможности своего мозга и подойти к вопросу творчески. Необходимо испытать все способы и выбрать для себя наиболее подходящий способ.
2.2. Анализ результатов эксперимента.
Один из методов моего исследования педагогический эксперимент. Именно проведя эксперимент, я определила наиболее эффективные способы запоминания английских слов. В моём эксперименте участвовали 11 человек моей подгруппы английского языка, включая меня. Учащимся, на выбор, было предложено пользуясь различными способами ( карточки, рассказы, активное общение с носителем языка, компьютерная программа) выучить как можно больше английских, новых слов. Результаты можно наглядно посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
Выводы по результатам эксперимента
1.Итак, пользуясь компьютерными программами, учащиеся запомнили достаточно большое количество слов. То есть это говорит о том, что при использовании современных обучающих программ запоминание происходит лучше. Учащиеся не просто слушали и видели данные слова, они и проговорили их. Кроме того, в некоторых программах было объяснено происхождение слова, его особенности. То есть наряду с непроизвольной памятью, у учащихся включалась ещё и произвольная память.
2.При опоре на слух (общение с носителем языка по SKYPE)
учащихся задействовали слуховую память. Учащиеся запомнили в основном схожие по произношению новые слова.
3.Двое учащихся составляли рассказы с незнакомыми словами, а потом учили
учили их. Это дало достаточно хороший результат.
4.И наконец, карточки использовали 3 учеников. За несколько дней им удалось запомнить более 20 слов. Возможно, это объясняется необычностью и доступностью данного способа. Мне этот способ подходит больше всего.
Таким образом, можно сделать общий вывод: при запоминании английских слов надо задействовать все виды памяти. Также необходимо использовать элементарные приемы, а именно записывать, проговаривать, переводить английские слова. Целесообразно использовать современные компьютерные программы для заучивания.
2.3 Основные способы, направленные на улучшение запоминания английской лексики (мои рекомендации)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая многочисленную литературу и работая над этой темой, я поняла, насколько актуальна и интересна данная тема. В наши дни значимость обучения английскому языку возрастает, и мы знаем, что многие из нас испытывают трудности при запоминании иноязычной лексики. В своей работе я изучила необычные способы более успешного запоминания иностранных слов и дала рекомендации по работе с новыми словами. Интересно было подводить итоги анкетирования. Учащиеся не стараются запомнить иноязычные слова, прибегая к различным, более лёгким способам, а просто их заучивают. Существует множество нетрадиционных методов заучивания, которые можно комбинировать, в зависимости от особенностей обучаемого. Универсального метода изучения иностранных слов не существует, многое зависит от способностей обучаемого. Тем не менее, овладеть лексикой может каждый. Для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо учить слова наиболее подходящим способом, который максимально задействует все виды памяти. Опираясь на предложенные способы, я смогла составить памятку для себя и своих друзей по запоминанию слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы анкеты, проведенной в 9б классе и на сайте aeterna.ru
Для себя
Для будущей профессии
заставляют в школе
Для общего развития
С написания
С перевода данных слов
Слово
Транскрипция
Перевод
Да
Нет
Иногда
Да
Нет
Не всегда
Да
Не знаю
Короткие
интернациональные
Часто употребляемые
Знаю его значение
Запоминаю значение и написание
Вспоминаю в любой момент
Продолжаю учить
Перестаю учить
Списываю
Иду гулять, прихожу и повторяю попытку
Стараюсь найти трудности
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкеты ( я выделила 6 основных вопросов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты эксперимента.
Ель
Фильм "Золушка"
Четыре художника. Осень
Сочные помидорки
Ералаш