Как история человечества, так и история любого народа, являющаяся частицей мировой истории, поистине непредсказуема. И на самом деле то, что вчера казалось победой, неуловимое время делает сегодня поражением. Иное поражение порой оборачивается во благо. И это благо тоже не случайное. Из давних глубин история извлекает вдруг, казалось бы, уже отжившее, отзвучавшее и предъявляет современности: смотрите, мол, сколько здесь еще неиспользованных возможностей, какой запас знаний для предвзятого, пытливого ума! Примером этого может служить ойрат – калмыцкая народная медицина, корнями своими питающаяся живительными соками древнейшей тибетской медицины.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dobryy_i_vernyy_put_k_zdorovyu.doc | 137.5 КБ |
Министерство образования, культуры и науки РК.
МОУ «Партизанская средняя школа»
Шурухчеева Даяна, ученица 10 класса,
МОУ ««Партизанская средняя школа»
Добрый и верный путь к здоровью.
Руководитель: Свербиева Татьяна Петровна
Год проведения работы: 2006 – 2007г.г.
с. Троицкое, 2008 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………...3 – 6
Цель работы, задачи ……………………………………………….6
Методы исследования………..........................................................6 – 7
Результаты исследования…………………………………………..8 – 28
1.1 Наследие калмыцких эмчи …………………………… ……...8 – 10
1.2. Методы лечения калмыцких эмчи …………………………...11 – 25
1.3. Методы профилактики в калмыцкой народной медицине …26 – 27
1.4. Результаты анкетирования…………………………………….28
Выводы……………………………………………………………...29
Список использованной литературы……………………………… 30
Введение
Как история человечества, так и история любого народа, являющаяся частицей мировой истории, поистине непредсказуема. И на самом деле то, что вчера казалось победой, неуловимое время делает сегодня поражением. Иное поражение порой оборачивается во благо. И это благо тоже не случайное. Из давних глубин история извлекает вдруг, казалось бы, уже отжившее, отзвучавшее и предъявляет современности: смотрите, мол, сколько здесь еще неиспользованных возможностей, какой запас знаний для предвзятого, пытливого ума!
Примером этого может служить ойрат – калмыцкая народная медицина, корнями своими питающаяся живительными соками древнейшей тибетской медицины. Тибетская медицина сама была детищем древнеиндийской. Древняя Индия была признана центром науки и культуры всего древнего Востока. Уже в 7 веке до новой эры в Индии существовало два медицинских центра.
Знаменитый врач – мыслитель Чарака составил общее учение о медицине из 8 разделов, которое еще до зарождения в стране буддизма, легло в основу «Аюрведы» (Наука о долголетии). Древняя «Наука о долголетии» проповедовала:
«Живите в месте, радующем глаз! Это будет поднимать вам дух, отсюда будет исходить и физическое здоровье. Будьте воздержаны в пище. Откажитесь от любострастия! Принимайте лекарства, основанные на таких компонентах как мумие, можжевельник, рододендрон, полынь и эфедра.
Обязательно делайте окуривание дома можжевельником. Делайте омывание и очищение. В итоге вы обретете ловкость льва, силу слона, красоту павлину, долголетие Солнца и Луны».
Буддийская религия подчинила себе сферы человеческой деятельности, в том числе и медицину. Медицина успешно развивалась при хурулах. Взгляды врачей-медиков опирались на истинные знания. «Аюрведа» учила:
«Если кто-нибудь говорит или делает с истинным знанием, то за ним следует счастье, как неотступная тень.
Постепенное проникновение в Тибет медицинских знаний начинается с 7 века нашей эры, с 625 года и, как мы говорили выше, связано с именем царя Сронцзангамбо, Именно им были приглашены иностранные врачи: Бхаратдхаджа из Индии, Хань Ваньхан из Китая, Галенос из Персии. Их усилиями был создан коллективный труд «Бесстрашное оружие»
К 8 веку медицина В Тибете поднимается на более высокую ступень. Именно в это время творил выдающийся тибетский медик Ютогба старший.
11-12 века _ это особая эпоха в развитии тибетской медицины: появляются врачи с более прогрессивными взглядами. Великим врачом был Ютогба младший, признанный самым крупным ученым- медиком Тибета и возведенный в ранг «царя медицины»
Легенды гласят, что уже в три года он пробовал изучать пульс и мочу у сверстников, собирал лекарственные травы, минералы, а в восемь лет знал уже основы хирургии.
Ученые доказали и факты реальной деятельности Ютогбы младшего. Он был автором целого ряда медицинских сочинений. Ютогба младший заложил основы своей научной школы, последователи которой в течение многих веков собирали, систематизировали, обобщали, творчески перерабатывали огромный материал тибетской медицины.
В Центральном Тибете он создал свою медицинскую школу, традиции которой прослеживаются в тибетской медицине до нашего времени и, в значительной мере, определяют ее своеобразие как самостоятельного направления восточной системы медицины.
Буддийской религией медицинские трактаты были возведены в ранг священных книг. Вносить в них дополнения, исправления, переиздавать в отличном от оригинала виде запрещалось.
Однако тибетская медицина не оставалась в первоначальной стадии развития. Обширная комментаторская медицинская литература, созданная последующими поколениями медиков, содержала новые идеи, и критику классических текстов,
свидетельствуя о дальнейшем развитии клинической мысли. Тибетская медицина вместе с буддизмом в 15-17 веках распространялась в Монголии, Бурятии, Туве и Калмыкии.
Теоретические знания медиков стали дополняться практикой. К изучению, обогащению тибетской медицины присоединились монгольские, ойрат-калмыцкие медики. (1).
Медицина эта представляется своеобразным памятником культуры. Калмыцкая медицина имеет глубокие исторические корни, восходящие к 16 веку и отрывочно записанные в многочисленных свитках, многотомных сочинений «Ганджур» и «Санджур». Она объединяет все региональные приемы распознания, лечения, предупреждения заболеваний, принятые в монгольской, тибетской, китайской медицине и в тоже время она располагает собственными оригинальными, неповторимыми способами.
Врач Марк Стеклов говорит:
- В вопросах распознавания болезни эмчи достигали возможности выявлять скрыто текущие заболевания, когда человек еще ничего не чувствует и кажется вполне здоровым. При этом они пользовались многими методами, Например: иглоукалыванием кожи, сосков, наружного края пупка, которые мысленно делили на часовые сектора и дуги, связанные с определенным органом или системой органов. Эмчи умели определять давность заболевания, характер его течения, возможность появления осложнений, выявляли методы лечения. Это требовало от них больших знаний и опыта. Среди эмчи были знаменитости, пользовавшиеся большой популярностью и заслуженным уважением.
Цель работы:
Познакомиться с наследием калмыцких эмчи и способами лечения и оздоровления организма человека.
Задачи:
4. Провести среди семей учащихся нашей школы анкетирование, с целью получения информации об использовании рецептов калмыцкой народной медицины в повседневной жизни.
5. Предоставить собранный материал учителям биологии, калмыцкого языка, истории родного края с целью использования его на своих уроках.
Методы:
3. Метод анкетирования
Анкетирование – это один из методов научного исследования, который мы использовали при выполнении работы.
Анкетирование проводилось с целью выяснения следующих вопросов:
1. Используете ли в повседневной жизни рецепты калмыцкой народной медицины при лечении различных недугов?
2. Каким рецептам вы отдаете предпочтение при лечении недугов?
3. Считаете ли вы, что необходимо сохранить наследие калмыцких эмчи и использовать их опыт при лечении различных заболеваний?
Результаты работы
1.1. Наследие калмыцких эмчи
Калмыцкая медицина имеет глубокие исторические корни, восходящие к 15 -16 веку. Основоположник калмыцкой письменности Зая-Пандита был не только религиозно-философским деятелем, но и одним из эмчи. С веками калмыцкие эмчи постоянно накапливали и передавали опыт своим ученикам. Создавались семейные потомственные династии эмчи, ныне уже не существующие. Одним из первых дипломированных врачей – энтузиастов, посвятивших всю свою жизнь делу оздоровления калмыцкого народа, был выпускник Казанского университета, сын еврейского раввина Семен Рафаилович Залкинд. За свою долголетнюю врачебную деятельность в Калмыкии он практически изучил и постоянно применял приемы в распознавании болезней, их лечения и предупреждения, используемые в калмыцкой народной медицине. Он подтвердил их высокую эффективность, безопасность, простоту, и общедоступность этих методов.
Доктор Залкинд установил, что при наличии кажущегося нормального состояния здоровья в момент обследования можно предугадывать возникновение заболеваний нервной системы, заболеваний сердца, органов дыхания, пищеварения, заболеваний позвоночника, кроветворной системы, заболеваний мочеполовой системы. Он подтвердил в процессе многочисленных наблюдений за своими больными быстроту и необратимость лечения. Автор постоянно указывал в своих многочисленных статьях, что гораздо легче и выгоднее болезнь предупредить, чем ее лечить. Поэтому он советовал при лечении фактического здоровья, когда не проявляются признаки грядущего заболевания, принимать ряд предупредительных мер:
1) прием отвара смеси равных частей плодов шиповника, мелконарубленного сладкого корня, цветов полевой ромашки в смеси равных объемов талой, дождевой, родниковой воды по одной пиале три раза в день- утром после сна, вечером перед сном, днем после обеда.
2) прием отвара фарша нежирного мяса (несоленой рыбы) степных грибов, мелкорубленых, сваренных вкрутую птичьих яиц в смеси равных объемов кобыльего, козьего, коровьего, овечьего, верблюжьего молока в качестве первого и второго блюд во время обеда.
3) баночные аппликации на позвоночник от подзатылочной до копчиковой ям и параллельно с обеих сторон один- два раза в неделю систематически.
4) еженедельное погружение обеих рук в очень горячую, а обоих ног в очень холодную воду, одновременно утром после сна и вечером перед сном.
5) полоскание полости рта утром и вечером отвара смеси равных весовых частей шелухи лука и чеснока ( 1:1:20).
Природными целителями доктор Залкинд называл солнце и родниковую воду, поэтому рекомендовал всем людям молодого и среднего возраста все теплое время года ежедневно купаться, особенно утром после сна и вечером перед сном, спать на берегу, опустив обе голени в воду, ходить по шею в воде, надувать воздушные пузыри не менее тридцати раз, находясь по шею в воде. (3).
Известный в Калмыкии доктор У. Дамбо еще в 1916 году, когда в степи свирепствовали многочисленные инфекции, рекомендовал с лечебно-оздоровительными целями использовать распространенную траву под известным в народе названием «гусиные лапки». (5)
В поселке Заливной Кетченеровского района проживал Номка Кичиков. Он был одаренным от бога, как говорят в народе, эмчи. Блестяще владел приемами и методами калмыцкой народной медицины. Номка Кичиков отлично знал, где и когда в зависимости от погодных условий года собирать шиповник, акацию, степной женьшень – солодку.
За столетия практики калмыцкие эмчи выявили множество способов немедикаментозного лечения многих болезней. Например, калмыцкими эмчи широко применялся метод наложения банок при лечении радикулитов, болезней органов дыхания. Это уникальный метод: он дает двойной эффект – благотворно воздействует на рефлекторные точки и целебный прилив крови к больным местам. К сожалению, официальная медицина его не использует, а ведь банками лечился от простуды еще Александр Македонский. Чирьи, для удаления которых в больнице требуется хирургическое вмешательство, после двух – трех минут после наложения банок исчезают.(6.)
Народная медицина развивалась при храмах и выделяла 5 основных лекарственных форм растительного происхождения: порошки, отвары, пилюли, кашицы, масла. Ко второстепенным формам относились зольные ( зола от сожженного рога, копыт животного) лекарства, лечебные ванны, приготовленные из драгоценных камней и металлов, лекарственные экстракты. Использовали народные эмчи многокомпонентные лекарственные препараты – от двух до восьмидесяти, включавшие различные виды растительного, минерального и животного сырья.
В лечебной практике народные эмчи использовали экологически безопасные способы получения растительного сырья. В основном они собирали лишь цветы и плоды, не нарушая корневой системы, чтобы растение могло развиваться. Эмчи использовали отдельно цветы и плоды лекарственных растений. Все препараты готовились по простой, но легко запоминающейся технологии: растительное сырье использовалось в равных весовых соотношениях. Кроме того, использовались широко распространенные в степи растения: цветы и плоды ромашки, тысячелистника, тюльпана, одуванчика, верблюжьей колючки. Эмчи лечили не отдельные проявления болезни, а стремились добиваться нормализации деятельности всего организма.
Врач М. Стеклов приводит примеры, когда врачи с европейским образованием вникали в секрет народной медицины. Были известны приват–доценты кафедр общей терапии Томского университета У. Церен – Убушаев, Т. Н. Цедеев. В Петербургской военно-хирургической Академии служили Л. Э. Убуш – Эрдниев, В. С. Бембеев.
1.2. Методы лечения калмыцких эмчи
Медицинские рецепты калмыцких эмчи делятся на физические и лекарственные.
Лекарственные методы народных эмчи.
Лечебные бальзамы | Медотерапия |
Зольное лечение | Лечение жирами |
Лечебно – пищевые смеси | Растительное сырье |
В своей работе мы приводим рецепты лечения различных недугов, которые предлагают народные эмчи.
Зеленая аптека.
Народная медицина своими корнями уходит в далекое прошлое. Первую аптеку открыла природа. Первобытные люди и животные пользовались целым набором растений и трав для предупреждения и лечения болезней, поддержания здоровья и сил.
Калмыцкий эмчи Эрдни Эрендженович Басангов предлагает при плохом аппетите следующие рецепты:
1. Дикие плоды яблони, груши, вишни, сливы, винограда, айвы берут в равных количествах и варят в 5 литрах талой или дождевой воды. Принимают 3 раза в день по пиале перед едой.
2. Взять в равных частях мелко рубленные листья подорожника, одуванчика, цветков ромашки, акации, тюльпана и приготовить отвар в двух литрах родниковой или талой воды. Процедить и пить по пиале 3 раза в день перед едой при плохом аппетите.
3. Фарш винограда в собственном соку.
В калмыцкой народной медицине широко используется лекарственная трава под названием «гусиные лапки».
1) Одну часть травы залить десятью частями молока и кипятить в течении минуты. Применять по одной пиале утром натощак и вечером перед сном в теплом виде с добавлением одной чайной ложки барсучьего, суслиного жира, сливочного масла, смальца.
2) Смешать одну часть настоя гусиных лапок с одной частью жидкого меда и 20-ю частями воды. Принимать натощак утром и на ночь 3-5 столовых ложек.
3) Принимать три столовых ложки отвара, одну чайную ложку сливочного масла или смальца и запивать полстаканом теплого кипяченого молока.
Настой гусиных лапок заваривают в соотношении один к десяти.
Еще лучше, чем женьшень
Солодка или сладкий корень служил китайцам еще 5 тысяч лет тому назад. Растет солодка от Приазовья и Калмыкии до Средней Азии. Солодка является одним из самых ценнейших растений, которая в тибетской, корейской и японской фармакопее стоит на первом месте, опережая знаменитый женьшень. Корневища и корни для лечебных целей заготавливаются весной и осенью. Солодка содержит в себе самые разнообразные вещества. Солодка способствует усилению и улучшению обменных процессов, которые нарушаются обычно после 40-50 лет жизни. Она также используется для лечения рака, диабета, при воспалениях, как мочегонное и потогонное средство, уменьшает боль, служит для поддержания тонуса во время и после болезни, при воспалении желудка, при язве кишечника, при болезни почек, мочевого пузыря,
при климаксе, желчных камнях, запорах и т.д. Диапазон ее применения очень широк.
Степное лекарство
Калмыцкие эмчи постоянно назначали отвар смеси равных частей общеизвестных степных растений: цветов одуванчика, ромашки, тюльпана, тысячелистника, верблюжьей колючки, листьев крапивы, лопуха, камыша, плодов верблюжьей колючки. На одну часть мелко измельченного лекарственного сырья брали 10 частей родниковой талой или трижды прокипяченной воды. Прием ежедневный – утром после сна и вечером перед сном по одной пиале в течение 30 дней. Это степное лекарство назначали при изжоге, отрыжке, при болевом вздутии живота, желтухе, кашле, болезненном мочеиспускании. Эмчи использовали этот отвар при полоскании полости рта и горла при болях, кровоточивости десен. Рекомендовалось вдыхание паров отвара при сухом мучительном кашле, осиплости голоса, насморке, першении в горле и носу.
Осенние листья целители.
Доктор Залкинд постоянно назначал с лечебно - оздоровительной целью отвар и порошок из опавших листьев.
1. Отвар измельченных опавших листьев в дождевой или родниковой воде (1:10) использовали наружно для промывания ран, язв, ожогов, пролежней, свищей, мытья головы при облысении, перхоти, зуде кожи, при бессоннице, снижении работоспособности, ночном недержании мочи, болевом ограничении движения в мышцах, суставах, чирьях, сыпях кожи.
Земляная груша.
Земляная груша (топигамбур) обладает весьма быстрым и выраженным лечебно-оздоровительным действием на организм. Необходимо использовать смесь равных весовых частей листьев и корнеплодов земляной груши в следующем виде:
Салат: прием по 200 грамм ежедневно утром и вечером в течение 30 дней.
Отвар в кипяченной или родниковой воде (1:1:20): Прием по 200 мл. ежедневно утром и вечером в течение 30 дней.
Топинамбур назначают при сахарном диабете, особенно у лиц пожилого возраста с осложненным течением, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, фурункулезе, «онемении» пальцев рук и ног.
Цветочный напиток.
Напиток приготавливается путем отваривания в родниковой воде или трижды прокипяченной воде смеси равных весовых частей цветов общеизвестных растений: розы, акации, сирени и подсолнечника. (1:1:1:1:40) и принимался ежедневно утром после сна и вечером перед сном по одной пиале. При длительном систематическом употреблении напитка «Цветок» устраняется ожирение, ускоряется выведение из организма шлаков, ядов, в том числе
печеночного и почечного происхождения. Постоянное применение напитка даже приостанавливает преждевременное старение, облегчает его течение, повышает при этом работоспособность.
Кухонная аптека.
При отеках, болевых перебоях в сердце, одышке на вздохе в покое и при ходьбе, судорогах в голенях применяется отвар смеси равных весовых частей измельченных очистков картофеля, свеклы, капусты в родниковой или трижды прокипяченной воде ежедневно утром и вечером по одной пиале.
При поносе, болевом вздутии живота, кашле, желтухе применяется отвар смеси равных весовых частей измельченной шелухи лука и чеснока в родниковой воде по одной пиале ежедневно утром и вечером.
При головной боли, шуме в голове применяется отвар смеси равных весовых частей использованного чая, скорлупы грецких и земляных орехов в родниковой воде (1:1:1:30) по одной пиале ежедневно утром и вечером.
Медотерапия
Эмчи и пчеловод Дорджи Эрдниев лечебные препараты приготавливал на основе меда. Он использовал отвар меда в талой воде или молоке в соотношении 1:20. Он считал, что медово-молочный состав помогает при многих заболеваниях, но особенно во время и после истощающих заболеваний, лихорадке, при одышке, болях в сердце, бессоннице, ранах, язвах, переломах.
Медом эмчи лечили раны, ожоги, язвы, свищи, зуд, сыпь. Мед применяется в виде отвара в молоке (желательно кобыльем) в смеси с животным жиром, эта смесь накладывалась на пораженные участки в виде повязок, которые менялись по мере заживления.
Лечебно-пищевые смеси.
Достоинства молочных смесей.
Известный в Калмыкии доктор Залкинд описал в ряде астраханских газет способы приготовления и использования лечебно-пищевых блюд, приготовленных из смесей равных объемов коровьего, козьего, верблюжьего, кобыльего молока. В 1911 году он писал: «У калмыков своеобразные и высокоцелебные напитки и блюда». Кумыс и джомбу он называл «исцеляющими напитками степных кочевников» и «источником их крепкого здоровья и долголетия» и поэтому советовал постоянно употреблять их всем, кто желает сохранить и укрепить свое умственное, половое и мышечное здоровье, продлить жизнь.
Сливочное масло применялось наружно в виде втирания в кожу при зуде, сухости, ранах, язвах, ожогах, пролежнях ежедневно утром и вечером, а также внутрь по 50 гр. Утром и вечером при частых затяжных запорах, изжоге, кровоточивости, облысении, переломах.
Кисломолочные блюда применялись наружно для протирания лица при веснушках и других пигментных пятнах, внутрь по 200 мл. ежедневно перед едой при плохом аппетите, истощении, чирьях кожи.
Ценнейший кисломолочный напиток – кумыс, приготовленный из кобыльего молока, при ежедневном приеме по 500-1000 мл. заметно ускоряет заживление ран, ожогов и переломов костей. Употребление его способствует профилактике и облегчению простудно-воспалительных заболеваний, улучшению деятельности органов пищеварения, устранению избыточной кровоточивости, достижению мочегонного и желчегонного эффекта, что заметно сказывается на исчезновении отеков и желтухи, при снижении массы тела при ожирении.
Творог применялся ежедневно утром и вечером по 100 граммов при болях в правом или левом подреберьях, желтухе, отрыжке.
Отвар фарша, приготовленный с шелухой и 2-3 дольками чеснока в половине пиалы молока, применяют при кашле с трудно отделяемой мокротой, одышке на выдохе, лихорадке, гнойничковых заболеваниях кожи.
Отвар мелкорубленого мяса голубей в молоке применяют при ночном недержании мочи. Применяют по 1 пиале на ночь.
Приготовить отвар крови убойных животных в кобыльем или коровьем молоке в соотношении 10:1. Этот отвар содержит железо и кобальт и применяется в качестве кроветворного рецепта.
Калмыцкие напитки.
Доктор Залкинд в 1911 году писал: «У калмыков очень своеобразные и высокоцелебные напитки и блюда. Кумыс и джомбу он называл исцеляющими напитками степных кочевников и источником их крепкого здоровья и долголетия и поэтому советовал постоянно употреблять их всем, кто желает сохранить и укрепить свое умственное, половое и мышечное здоровье, продлить жизнь.
Калмыцкий чай, приготовленный из зеленого чая с добавлением поваренной соли, сливочного масла, хорош тем, что в жаркое время быстро и значительно уменьшает потоотделение и в то же время усиливает мочеотделение. Поэтому без ущерба для водного баланса организма уменьшается жажда, это очень выгодно для здоровья, т.к. дополнительное употребление жидкости может вызвать или усилить сердечную слабость.
Джомба нормализует пониженное артериальное давление, при постоянном употреблении ее исчезает зуд, сухость кожи и слизистых, что делает действия кочевников в знойной степи и пустыне более маневренными.
Молочная водка отличается тем, что даже при частом, обильном и длительном ее употреблении не происходит устойчивого привыкания и зависимости организма, гораздо реже и слабее вызывает поражение органов пищеварения, печени, почек, мозговой и сердечной ткани.
Бульон из баранины быстро восстанавливает организм заболевших кочевников-скотоводов и поэтому является их любимым блюдом. Ибо он легко и быстро переваривается и пробуждает немедленную потребность в мясной пище. Особенно отмечал доктор Залкинд свойства бульона, приготовленного на основе мелкоизмельченной нежирной баранины на смеси равных объемов кобыльего, коровьего и козьего молока. Его пили по одной пиале 3 раза в день. Это способствовало быстрому и заметному заживлению переломов костей, глубоких ран и ожогов, уменьшало склонность к чирьям. Такой бульон в 18 веке исцелил одного из знаменитых правителей калмыцкого ханства – Аюку- хана.
Калмыцкие бальзамы и любимые лакомства калмыцкой знати
Известный в Калмыкии доктор С.Р. Залкинд описал в ряде своих статей оригинальный «калмыцкий бальзам», представляющий собой смесь равных объемов раствора мумие в отваре мелкоизмельченного корня солодки, приготовляемого из расчета 30 грамм растительного сырья на 100 мл кипяченой или родниковой воды. Сюда же добавлялась настойка прополиса и женьшеня. Все это хранилось в прохладном месте в течение 10 дней.
Прием «калмыцкого бальзама» ежедневно утром после сна и вечером перед сном взрослым старше 18 лет - по одной столовой ложке, детям от 7 до 12 лет - по одной чайной ложке.
С.Р. Залкинд установил, что аккуратное употребление «калмыцкого бальзама» быстро и значительно повышает умственную и физическую работоспособность, память, устойчивость к перегреванию, переохлаждению, сквознякам, ускоряет рост и развитие детей, подростков.
Виды калмыцких бальзамов
1) Смесь равных объемов коровьего, козьего, верблюжьего, кобыльего молока и приготовленные из них кумыс, аркэ. Прием ежедневный по одной пиале в качестве третьего блюда.
2) Отвар смеси равных весовых частей изюма, плодов шиповника, кураги, сухофруктов в родниковой или трижды прокипяченной воде (из расчета: одна часть растительного сырья на 10 частей воды). Прием ежедневный утром после сна и вечером перед сном по одной пиале.
3) Отвар смеси равных весовых частей мелко измельченных цветов подсолнечника, розы, акации, сирени, одуванчика, тысячелистника, ромашки, тюльпана в вышеописанной воде (из расчета одна часть растительного сырья на 10 частей воды). Прием ежедневный по одной пиале перед едой.
4) Смесь равных объемов соков лимона, апельсина, мандарина, граната. Прием ежедневный по одной пиале во время еды.
5) Смесь равных объемов соков арбуза и дыни. Прием утром и вечером ежедневно по одной пиале при ожирении, отеках, жажде, желтухе.
6) Смесь равных объемов соков винограда, крыжовника, вишни, черешни, смородины, малины, клубники. Прием ежедневный при жажде, обильной потливости, лихорадке, отеках.
7) Отвар (бульон) мелконарубленного нежирного мяса (несоленой, нежирной рыбы), сваренных вкрутую птичьих яиц в вышеописанной молочной смеси (1:10). Прием ежедневный по одной пиале в качестве первого и второго блюда.
8) Отвар смеси равных весовых частей кофе, какао, чая в вышеописанной воде (1:1:1:30). Прием по одной пиале при переутомлении.
Лечебные соки
1) Смесь виноградного и крыжовникового соков, по одной пиале три раза в день до еды. При одышке, болевых перебоях в сердце, приступах чрезмерного сердцебиения, отеках любого происхождения.
2) Смесь соков косточковых (вишня, слива, айва) - по одной пиале три раза в день после еды при ожирении, отеках любого происхождения, желтухе.
3) Смесь соков яблок, груш, алычи. По одной пиале три раза в день при кровоточивости, после кровотечений, частых и обильных поносах.
4) Смесь соков цитрусовых (лимон, апельсин, мандарин) с гранатом по одной пиале три раза в день до еды, при болевом вздутии живота, желтухе, при головной боли.
5) Смесь соков персиков, абрикосов. По одной пиале три раза в день после еды при запорах, болевом вздутии живота, изжоге, отрыжке, икоте, рвоте.
6) Смесь соков бахчевых (тыква, дыня, арбуз) - по одной пиале три раза в день до еды при отеках любого происхождения, болевых перебоях в сердце, приступах чрезмерного сердцебиения, одышке на воздухе.
Забытые методы оздоровления
Эмчи в свое время использовали для очищения организма довольно разнообразные способы: голод, клизмы, баночный массаж. Причем, для лечения или оздоровления назначались сразу три способа. И, естественно, больные находились под их наблюдением. А вот для профилактики сами эмчи голодали по субботам или воскресеньям, еженедельно, в течение года.
Кстати, очищение проходит гораздо интенсивнее, если умело сочетать голодание, клизму и баночный массаж. От шлаков в таком случае освобождается не только желудочно-кишечный тракт, но и позвоночник, суставы. Баночный массаж благоприятно влияет на кровообращение, и все органы оживают. Организм понемногу набирает силы, потому что энергия не имеет в нем препятствий, циркулирует свободно. А это и есть конечный результат оздоровительных манипуляций. Сегодня забытые методы оздоровления разрабатывает и предлагает своим больным центр нетрадиционной медицины, который возглавляет доктор Санджи Сад.
Очищение организма является хорошим дополнением к рекомендациям лечащего врача.
Эликсир долголетия
Отвар детского места (плаценты) новорожденного теленка или ягненка (1:10). Отвар дают по одной пиале 3 раза в день взрослым,1/2 пиалы детям. Детям дают при замедленном росте, при выпадении волос и зубов у взрослых.
Напиток здоровья и долголетия
Необходимо приготовить отвар шелухи лука или чеснока (1:10) или их смеси (1:1:20).Такой отвар способен замедлять и даже приостанавливать развитие старения и дряхления организма.
Лечение жирами
Этот рецепт, привезенный из Тибета, принадлежит народному эмчи Тепкину Шарламе. Он сам вылечился и спас многих людей от смерти в военные годы.
Составные части рецепта:
Внутреннее свиное сало - 400 гр.
Сливочное масло - 200 гр.
Мед пчелиный - 400 гр.
Сахар-песок – 400 гр.
Какао высшего сорта – 200 гр.
Сливки - 500 гр.
Желтки яичные -10 шт.
Яблоки кисло-сладкие - 5 шт.
Алоэ 3-летнее
Для лечения туберкулеза широко применялись овечий и суслиный жиры.
Рецепт:
75 гр. высокосортного прополиса и 500 гр. свежего овечьего жира доводят до кипения в эмалированной кастрюле. Содержимое мешают деревянной палочкой. Полученную однородную массу выдерживают на слабом огне 10-15 минут, после чего процеживают. Применяют 4-6 месяцев за едой.
Самое выдающееся средство против многих болезней - тарбаганье сало. При лечении органов дыхания сало применяют непрерывно 2-3 месяца.
Зольное лечение
С наступлением весны и осени обостряются многие болезни. Для лечения этих болезней калмыцкие эмчи предлагали использовать кальциевую настойку.
Рецепт:
6 куриных яиц с белой скорлупой положить в стеклянную банку и залить соком 10 лимонов. Банку покрыть марлей, обернуть темной бумагой и поставить в сухое темное место и держать до растворения яичной скорлупы. В полученную смесь добавить 300 гр. подогретого меда и ¾ стакана коньяка. Хранить в сухом темном месте не более 3-х недель. Принимать по одной десертной ложке три раза в день после еды.
Калмыцкие эмчи рекомендовали принимать при переломах костей, зуде и мокнутии кожи, кровоточивости десен, замедленном росте и развитии детей и подростков - порошок скорлупы птичьих яиц по одной столовой ложке с половиной пиалы молока ежедневно утром после сна и вечером перед сном;
Физические методы калмыцкой народной медицины
Физические методы
Калмыцкий массаж |
Калмыцкий массаж и гимнастика
Калмыцкий массаж
Калмыцкий массаж включает в себя следующие виды:
Дыхательный массаж.
Он проводится двумя приемами: 1) Грудная клетка сначала спереди, затем сзади сдавливается обеими ладонями с пальцами, составляя угол между большим и указательными пальцами, расположенными спереди под сосками у мужчин (под грудными железами у женщин), сзади под нижним углом лопатки. Сжатие производится во время выдоха для его усиления и ускорения, затем на счет до 20 затрудняют вдох. Таких движений по 30 с каждой стороны.
2) Накладывают обе ладони друг на друга и сжимают грудную клетку во время выдоха через грудину спереди и межлопаточный отдел позвоночника сзади для усиления и ускорения выдоха, затрудняют вдох на счет до 20. Таких движений каждое по 30 спереди и сзади.
Показание - кашель с трудноотделяемой мокротой, отдышка на выдохе, свистящее дыхание, осиплость голоса, болевые перебои в сердце, приступы чрезмерного сердцебиения, одышка на вдохе. Дыхательный массаж делают ежедневно утром после сна и вечером перед сном по 15 минут.
Баночный массаж
Он проводится двумя приемами:
1) неподвижные банки;
2) подвижные банки
Перед проведением баночного массажа в кожу втирается осадок растительного масла. Пламя лучины, свечи или факела вводится в банку почти под кожей, и она тут же ставится на пораженное место и остается на ней неподвижно или рукой начинают вращать банку сначала по часовой стрелке без смещения банки. Баночный массаж проводится на области кожи, связанные с определенными органами или системой ежедневно до полного прекращения баночного синяка, определяемого после удаления банки.
Ямочный массаж
Он проводится путем вращательных давлений указательным или большим пальцем руки на кожу легко находимых ямок и линии по часовой стрелке, затем против часовой стрелки по 30 движений каждое. Все области ямок связаны с определенным органом:
Массаж этих ямок проводится ежедневно до исчезновения клинических признаков заболевания органов.
Общий массаж.
Общий массаж проводится путем последовательного применения приемов:
Проводится ежедневно утром и вечером перед сном по 30 движений каждого приема.
Калмыцкая гимнастика.
Калмыцкая гимнастика проводится тремя приемами:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Двигательная гимнастика.
3. Поза.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика проводится босиком и в полуобнаженном виде следующими приемами:
1. вдыхание через нос, выдыхание через рот затем наоборот;
2. надувание воздушного шара, камеры мяча, продувание через трубочку из камыша, погруженную в воду, тушение свечи, лучины, расположенной от губ на расстоянии поперечной ширины ладони;
3. задержка дыхания на вдохе и выдохе, приседания с отведением рук в стороны;
4. бег на месте;
5. ходьба на расстоянии;
6. ходьба на расстоянии с отведением рук в стороны.
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно утром после сна и вечером перед сном.
Двигательная гимнастика.
1.Двигательная гимнастика шейно-грудинного отдела позвоночника.
2. Двигательная гимнастика пояснично-крестцового отдела.
3. двигательная гимнастика суставов конечностей.
1.3. Методы профилактики в калмыцкой народной медицине.
Профессор, доктор медицинских, заведующий кафедрой госпитальной хирургии Учур Абушинович Алексеев занимался обоснованием методов лечения, принятых в калмыцкой народной медицине. Это было его научным и гражданским подвигом: свои исследования врач и ученый проводил в период сталинских гонений на калмыцкий народ.
Изучив химический состав порошков, приготовленных из скорлупы птичьих яиц, муки из костей и рогов домашнего скота, У. А. Алексеев доказал их значительную биологическую и фармакологическую ценность. Оказалось, что калмыцкие эмчи совершенно обоснованно применяли при лечении кровоточивости, переломов, язв, ран, ожогов, зудящих и мокнущих заболеваний кожи, а также для предупреждения и лечения простудных заболеваний мышц и органов дыхания.
Исследования показали, что отвар шелухи лука и чеснока обладает свойствами лечения многих недугов. Была установлена способность этого отвара замедлять и даже приостанавливать развитие старения и дряхления организма. Как и калмыцкие эмчи, У. А. Алексеев назвал этот отвар напитком здоровья и долголетия. Он доказал значительное антимикробное действие араки, применяемой наружно, в связи с содержанием в ней больших концентраций этилового спирта.
В отварах кожуры цитрусовых, а также картофеля, корок арбузов, дынь, тыквы ученый обнаружил большие концентрации калия и, таким образом получила объяснение их клиническая эффективность при отеках любого происхождения, перебоях в сердце различного типа и способность снижать давление при гипертонических состояниях.
В арсенале лечебных методов калмыцких эмчи значительное место занимала дыхательная гимнастика. Изучив ее, Алексеев рекомендовал при часто повторяющихся приступах бронхиальной астмы, стенокардии.
Внимание врача – исследователя привлекли и другие приемы, применяемые народными лекарями. Так, во время помещения попеременно в очень горячую и очень холодную воду происходит расширение коронарных сосудов сердца, мелких и средних размеров бронхиол, снижается артериальное давление до нормального.
Алексеев подтвердил, что баночные аппликации и разминательный массаж воротниковой зоны помогают при приступах тахикардии, бронхиальной астме. Свои экспериментальные и клинические наблюдения профессор изложил в монографии «Научное обоснование методов лечения в калмыцкой народной медицине». Тираж этой книги разошелся моментально.
4. Результаты анкетирования
В проведенном анкетировании приняло участие 30 респондентов. Результаты анкетирования показали, что все семьи используют рецепты калмыцкой народной медицины при лечении различных недугов. Мы узнали, родители наших учащихся используют народные рецепты при лечении простудных , желудочно – кишечных заболеваний, бронхитах, болезнях почек, мочевого пузыря, сахарном диабете, давлении.
В результате обработки данных анкетирования мы выявили самые популярные рецепты калмыцкой народной медицины, используемые в семьях наших учащихся:
Кроме того, родители наших учащихся используют при лечении заболеваний банки, иглоукалывание, массаж.
Все респонденты считают, что необходимо сохранить наследие калмыцких эмчи, так как, народная медицина – это верный путь к здоровью, оздоровлению и укреплению организма.
Выводы:
1.Калмыцкая народная медицина располагает собственными оригинальными, неповторимыми способами распознания, лечения, предупреждения болезней.
2. Большой вклад в развитие народной медицины внес врач Залкинд С. Р., который по крупицам собирал бесценный опыт калмыцких эмчи, а также доктор Дамбо У., Тепкин Ш., Кичиков Н., Эрдниев Д., Басангов Э.
3.Благодаря наследию народных эмчи появились рецепты, которые можно рекомендовать больным попутно с назначенными медицинскими препаратами.
4.Большой вклад в сохранение наследия народных эмчи внес М.И. Стеклов.
5.Все виды профилактики в калмыцкой народной медицине способствуют оздоровлению нашего организма.
Список литературы:
1. Бембеев В. «Ойраты. Ойрат- калмыки». Элиста, АПП, «Джангар», 2004, с. 179.
2. Стеклов М. И. «Калмыцкий массаж и гимнастика», журнал «Мандала», № 4, № 5, 1994 г.
3. Стеклов М. И. «Из арсенала калмыцких эмчи», журнал «Теегин герл», № 6, 1991 г.
4. Стеклов М. И. «Лечебные бальзамы и любимые лакомства калмыцкой знати», журнал «Теегин герл», № 6, 1997 г.
5. Газета «Известия Калмыкии», от 07. 10. 92 г.
6. Газета «Вести +», от 16.10.95 г., 30.09.95., 18.02.92 г.
7. Газета «Российские вести», от 18.03.95 г.
8. Газета «Хальмг Унн», от 26.12.96 г., 13.01.96 г.
9. Газета «Комсомолец Калмыкии», от 20.01.05 г., 20.02.97 г.
Сила слова
Волшебные звуки ноктюрна
Н. Гумилёв. Жираф
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
На берегу Байкала