Изучена и систематизирована система упражнений для освоения грамматического явления «косвенная речь» учащимися, которые изучают английский язык как иностранный, а также определена эффективность полученной системы упражнений.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.doc | 257.5 КБ |
Освоение грамматического явления
«косвенная речь» учащимися в курсе
английского языка как иностранного.
Аглеева Карина
Г.Лабытнанги Гимназия 9 б класс
ВВЕДЕНИЕ
Изучение грамматики в курсе иностранного языка является, несомненно, очень важным. Более того, большинство учащихся, согласно проведенным исследованиям, считают грамматику одним из наиболее трудных аспектов изучения иностранного языка.(Приложение 1).
Идея проведения исследования возникла в ходе изучения английского языка в школе. В связи с тем, что у меня было несколько учителей иностранного языка, мною был замечен тот факт, что каждый учитель по-своему объясняет грамматические явления. Кроме того, я обратила внимание на то, что в учебнике дается несколько упражнений на каждое правило, но учителя обычно дают еще и дополнительные упражнения. Несмотря на это, у меня и моих одноклассников сохраняются сложности в освоении тех или иных грамматических явлений.
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью изучения в школе грамматических явлений в иностранном языке системно. Что касается личной значимости, то я считаю, что понимание учениками того, что и для чего делает учитель, несомненно, повышает качество обучения.
Материалом для исследования послужили современные методические пособия отечественных и зарубежных авторов, позволившие составить систему упражнений для освоения учащимися косвенной речи .
Объектом исследования являлись 19 учащихся двух разных групп 7 б класса Гимназии г. Лабытнанги. Место проведения исследований - кружок английского языка.
Предметом исследования являются особенности освоения учащимися функционирования косвенной речи в английском языке.
Основной целью данной исследовательской работы является изучение и систематизация упражнений для освоения грамматического явления «косвенная речь» учащимися, которые изучают английский язык как иностранный, а также определение эффективности полученной системы упражнений.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения ряда конкретных задач:
Сказанное об объекте, предмете, цели и задачах настоящего исследования обусловило выбор методов исследования. Таковыми являются:
-анкетирование учащихся;
-опрос учителей Гимназии;
-изучение методической литературы;
-систематизация собранных упражнений в соответствии с методическими принципами коммуникативного метода преподавания английского языка.
- апробирование разработанной системы упражнений на учащихся 7 класса (углубленное изучение английского языка);
-анализ эффективности разработанной системы упражнений.
Гипотезой исследования является предположение, что если упражнения для тренировки грамматического явления давать определенных типов в определенной последовательности, то это увеличивает их эффективность.
Работа состоит из настоящего введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава содержит изложение основных теоретических положений, связанных с освоением любых грамматических явлений в английском языке учащимися, а также описывает систему построении работы над любым грамматическим явлением.
Вторая глава представляет систему упражнений для освоения в речи явления косвенная речь как наиболее трудного для учащихся. Упражнения собраны из имеющейся методической литературы (см. Список использованной литературы) и опыта учителей английского языка Гимназии г. Лабытнанги.
В третьей главе приводятся данные эксперимента по сравнению результатов выполнения тестовых заданий на знание грамматического явления «косвенная речь» в двух разных группах учащихся.
В заключении делаются выводы о проведенном исследовании.
Библиография представляет собой список теоретических работ и учебных материалов, которые были использованы для построения системы упражнений и проведения эксперимента.
Приложение содержит анкеты и краткий анализ результатов анкетирования, PowerРoint презентацию предъявления грамматического явления «косвенная речь» на уроке английского языка и 2 теста, один из которых компьютерный, для проверки знания грамматического явления «косвенная речь»
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО КАК ИНОСТРАННОГО.
Освоение грамматических явлений в курсе иностранного языка является довольно-таки сложным. Мною было проведено исследование данного вопроса с помощью анкетирования учащихся 7-8 класса (выборка из 40 человек). Им было предложено ранжировать по трудности следующие аспекты изучения английского языка:лексика, грамматика, перевод, чтение, аудирование, говорение, обучение письму.
100 % учащихся включили грамматику в 3 самых сложных аспекта изучения английского языка из предложенных для ранжирования по трудности. 32 человека (80% опрошенных) поставили грамматику на 1 место по сложности.
Я думаю, что это связано с тем, что грамматических структур очень много. Некоторые из них очень похожи на русские, другие отличаются в некоторой степени. Но есть и такие, которые совсем не похожи на грамматику русского языка. В целом в английском языке грамматика сильно отличается от грамматики нашего родного языка. Кроме того, нам приходится узнавать на слух те или иные грамматические формы в устной речи, в тексте, употреблять их самостоятельно в устой речи и на письме. Но даже после того, как вроде бы ты уже и знаешь данное грамматическое явление, могут возникнуть трудности, и даже неудовлетворительные результаты, при выполнении тестов, в которых составители так формулируют вопрос, что можно и не заметить в нем данное правило.
Таким образом, прежде чем планировать работу над грамматической структурой, необходимо понять, что мы понимаем под «знанием » данной структуры. Современные программы (Список литературы, 1, 2.) изучения иностранных языков предлагают выделять следующие аспекты в изучении грамматических явлений в иностранном языке.
форма | значение | |
Аудирование | Восприятие и узнавание разговорных форм, структур | Понимание того, что означает данная форма в контексте |
Говорение | Создание правильных образцов в речи | Использование структуры для передачи смысла в речи |
Чтение | Восприятие и узнавание письменных образцов | Понимание того что означает данная структура в контексте. |
письмо | Создание письменных образцов в письменной форме | Использование структуры для передачи смысла на письме. |
В целом, в обучении грамматике (12, c.6-10) можно выделить несколько разных этапов. Мы решили принять за основу те, которые предлагаются Пенни Ер:
А) Презентация.
Обычно работа с грамматической структурой начинается с текста, в котором появляется данная грамматическая структура. Цель этой работы заключается в восприятии структуры, ее формы и значения как в устной, так и письменной речи с той целью, чтобы поместить данную структуру в кратковременную память. Для этого часто используется короткий рассказ или диалог в учебнике, который читает учитель или учащиеся. Затем учащимся можно предложить прочитать вслух, повторить, воспроизвести по памяти или выписать примеры использования структуры из текста. Когда структура очень простая, текст для презентации может состоять из 1-2 предложений.
Б) Выделение и объяснение.
На этой стадии мы уходим от текста, и временно концентрируем внимание на самих грамматических структурах: как они выглядят и звучат, что означают, как функционируют и какие правила управляют ими. Цель выделения и объяснения состоит в том, чтобы учащиеся понимали все эти аспекты той или иной структуры.
В) Практика. Тренировки.
Стадия тренировочная состоит из серии упражнений для классной и домашней работы, чтобы полностью «впитать» (to absorb) структуру, или чтобы перенести из оперативной (short-term) памяти в долговременную (long-term).(9, c.17-18) Здесь мы должны использовать серию разнообразных упражнений, которые дополняют друг друга.
Упражнения следующих типов:
1) Заполнение пропусков (slot-fillers)
He is … boy. We have … umbrella.
Ответ: he is a boy. We have an umbrella.
2) Трансформация (учащиеся изменяют структуру в соответствии с предложенной моделью).
This is a woman. (поставьте во множественное число).
Ответ: They are women.
Другая категория упражнений для тренировки:
He (work, is working, worked) at he moment.
Ответ: He is working at the moment.
3) Заполнение пропусков без выбора
Last night we … television.
Ответ: Last night we watched television.
He | an animal | |
I | is | soldiers |
She | are | a woman |
The men | am | a student |
The dog | a soldier |
Ответ: He is a soldier, и т.д.
Третий и, вероятно, более продуктивный вид упражнений – это упражнения, не имеющие определенной лингвистической цели, упражнения на понимание смысла.
Г) Тест.
Тесты обычно используются с целью определить, для самого себя или для учителя, степень владения материалом (7, с.16). С этой целью авторы новых учебников помещают определенный тест для контроля усвоения знаний. Из своего ученического опыта можно сказать, что данный способ контроля является малоэффективным в силу так называемого «морального сознания». Можно сказать, что сильный ученик заранее проделает тест дома, причем не сам, а с помощью ответов. данных в конце учебника, а слабому в большинстве случаев он поможет «выстоять» во время теста. Такая работа ухудшает психологический климат в классе.
Глава 2
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КОСВЕННОЙ РЕЧИ ИЗУЧАЮЩИМИ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ.
Косвенная речь – тема очень трудная. Здесь нужно хорошо знать много о системе времен английского глагола, понимать разницу между модальными, вспомогательными и смысловыми глаголами, знать заменители модальных глаголов. Мы учим английский язык по УМК Афанасьевой О.В. и др. для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. В этом учебнике много интересных упражнений для тренировки многих грамматических явлений, в том числе и косвенной речи. И все же мною было найдено много дополнительных упражнений, которые можно использовать на уроках. В данной системе представлено все разнообразие упражнений, основанных на основе принципов коммуникативной методики в их в развитии, т.е. от введения до теста. Упражнения нужно выполняться в течение цикла уроков, плавно переходя от одного этапа к другому. Количество упражнений зависит от степени усвоения материала учащимися, но порядок стадий должен сохраняться.
I. Презентация.
1. Учащиеся прослушивают диалог «On the Telephonic» (Клементьева Т., Шэннон Д. Happy English-II, 7-9 классы, unit 6, p.231).
Это может быть аудиозапись или подготовленное чтение сильных учащихся. Задание: О ком часто упоминает Саша?
2. Учащиеся слушают диалог в записи с опорой на текст. Задание: ответить на вопросы, почему Саша часто упоминает Джой?
3. После этого учащиеся читают и анализируют диалог, находя предложения, где человек говорит от своего имени, а где передает чьи-либо слова в косвенной речи.
Если у учителя нет данного диалога, он может взять отдельные предложения в косвенной речи, чередуя их с прямой речью. Кроме того, можно найти небольшой рассказ, где встречаются предложения в прямой и косвенной речи.
II. Выделения и объяснение.
Для проведения этой стадии мною была разработана Рower Point презентация по теме «Косвенная речь. Легко или трудно?» Во время работы над грамматическим явлением учащиеся самые сложные вопросы косвенной речи в целом, не вдаваясь в детали.
1.Определите, относятся ли данные предложения к прямой или косвенной речи и к какому типу предложения (примеры приводятся без знаков препинания, чтобы усложнить задачу). (См Приложение №2)
III. Стадия тренировочных упражнений для приказания в косвенной речи.
Условно-речевые упражнения.
а) Измените предложения по образцу. - Sleep! - Mother told me to sleep.
- Let’s sleep at once! | - Work! |
- Do come and help me. | - Let him go home! |
- You stop talking! | - Give me a hand, will you? |
б) Скажите, о чем вас просили родители вчера (для более сильных учащихся).
в) Измените предложения по образцу. 1. Don’t let him see this film.
Mike asked me not to let him see this film. | - Don’t be late |
- Don’t be so stupid | - Don’t let’s go to the park |
- Nobody move! | - Don’t take my book |
г) Скажите, что вас просили не делать родители в последнее время.
IV. Тренировочные упражнения для утвердительного предложения в косвенной речи.
1.Переведите следующее предложение на русский язык и сравните, в каком времени стоят глаголы-сказуемые в соответствующих русских и английских предложениях.
- He says that he lived in Leningrad. | - He said that he lived in Leningrad. |
- He said that he would live in Moscow. | - He knew that Peter was in Kiev. |
- He knows that Peter was in Kiev in 1943. | - He knew that he always kept his promise. |
- We didn’t know that those people had lived across the street 2 years before. | - He said that he hadn’t recognized my handwriting. |
- Tell him that I am eager to join their excursion. | - Tell him that I’ll be back at 5 o’clock. |
2.Tell another friend what Mary said. Use Reported Speech.
-I want to go to Canada on holiday | -I left my keys at home. |
I’m going to live in Russia. | -You can come and stay with me |
-Margaret has had a baby | - I don’t know what Fred is doing |
-My father is in hospital. |
3. Составьте предложения. Помните, что must/ might Could/ would. Shoul ought to не изменяются
Mike said he | I | could(not) | stop smoking |
you | might(not) | drive carefully | |
she | must(not) | try on this jacket | |
we | should(not) | go to Italy in July | |
would(not) like | sleep a little |
4. Вставьте в предложения say или tell tell somebody say somebody
5. Вставьте слова, раскрывающие характеристику действия (упражнение желательно выполнить дважды. Первый раз - с опорой на таблицу «now-then», etc., которая есть в любом учебнике, второй раз – без опоры). Можно предложить ученику самому ученику составить упражнение в классе вместо самостоятельной работы.
He said that he wrote stories.
He said that he was writing stories.
He said that he had been writing a story.
He said that he would write a story.
He said that he would be writing stories.
He said that he would have written a story.
V. Тренировочные упражнения для вопросительного предложения в косвенной речи.
1. Переведите следующие предложения, выделите подлежащее и сказуемое, проанализируйте порядок слов в вопросе прямом и косвенном.
- I don’t know whose children they are looking for.
- Tell me where you will go on your summer holiday.
- I don’t know either when we’ll be able to go to the canteen.
- She asked how these students can speak English.
- Tell him what you decided to do.
2. Переведите предложения, обратите внимание на значение слов if, whether, сделайте вывод о том, какой тип вопроса в косвенной речи имеет союз if (whether).
- She asked me whether (if) I would do my best to pass the examination well.
- He asked if (whether) he had been wounded in the front.
- She wanted to know whether (if) I could type.
- She enquired whether (if) I had a driving license.
3. You had an interview for a job and these were some of the questions the interviewer asked you.
-How old are you? -Why did you apply for a job? - How long have you been working in your present job? -What do you do in your spare time? - Can you speak any foreign languages? -. Have you got a driving license?
VI. Обобщающие тренировочные упражнения.
1. Use the word given and other words to complete the second sentence so that it means the same as the 1st one.
- What are they going to do? | Know | I wanted ………. going to do |
- Why did they look at me in such a strange way? | Wondered | She ……… at her in such a strange way |
- I’ll come on Sunday | Offered | Wendy ………. on Sunday |
- I won’t eat my vegetables! | Refused | She ………… vegetables. |
- Are you having problems, Stuart? | Asked | I ………… having problems |
- Where’s the meeting on Friday? | Asked | He ……… on Friday. |
2. Translate from Russian into English.
- Вы не знаете, чьи это вещи?
- Расскажите нам, что интересного вы нашли?
- Расскажите нам, как вы отдохнули.
- Он объяснил, где забыл свою книгу.
- Все ученики знают, что они должны повторить к экзамену.
3. Дополните следующие предложения.
- Tell them what … | - We don’t know what … |
- Promise us that … | - I shall tell you why … |
- Will you remind me that … | - None of them know whose … |
- I asked him when … | - I told him … |
4. What’s wrong with the sentences?
- He told that he was wrong. | - I asked him how mush did it cost. |
- I said her to arrive at six. | - He said that she leaves. |
- She advised me buy a dictionary. |
VII. Коммуникативные упражнения.
1. Now complete these sentences about yourself, using a reported speech construction:
- When I was very young my parents told me …
- I remember that on day my teacher asked me …
- The other day my friend wanted to know …
2. Чтение и обсуждение текстов.
а) вам нужны интервью из газет, журналов. Задание: раздайте интервью учащимся и попросите их выписать или подчеркнуть предложения в косвенной речи. Затем каждый учащийся читает найденные предложения, класс переводит.
б) ученик читает предложение, класс отгадывает, человеку какой профессии оно принадлежит.
2. Интервью.
3. Викторина по цитатам.
а) Учитель задает ряд вопросов по известным цитатам (можно на дом), например,
“Workers of the world, unite!” “To be or not to be, that is the question” “The report of my death was an exaggeration” “I came, I saw, I conquered…” “Once God sent a slice of cheese to the Crow” “What to do?” “If the friend turned out to be neither a friend nor an enemy, you should take him to the mountains … “ “Let it be” “Neither a borrow nor a lender be”.Учащиеся должны в домашней работе написать (сказать), кто сказал эти слова. Например, K. Marx told workers to unite.
в) В виде групповой работы можно предложить составить группами тесты и обменяться ими. Учитель помогает группам перевести цитаты.
4. Переписка.
Разделите учащихся на пары и попросите написать коротенькую записку друг другу, например, I’ve bought a wonderful cassette! Записка отправляется к адресату, который пишет ответ на нее, например, Let’s listen to it in the evening. После этого пара должна передать содержание записки в косвенной речи.
Заключение
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы необходимо практическое подтверждение. Исследование проводилось в 7б классе МОУ Гимназия г. Лабытнанги. В данной группе 12 учащихся, из которых 2 занимаются на «5», 7 –на «4», 3– на «3». Школьники занимаются в клубе «Мы и ЮНЕСКО», посещают дополнительные занятия по английскому языку, проявляют большой интерес к английскому языку, активны на уроках. Таким образом, учащиеся 7б класса мотивированы для изучения иностранного языка. Сравнение проводилось с контрольной группой учащихся того же класса, где данная система не опробовалась.
В начале эксперимента в исследуемой группе косвенную речь отнесли к самым трудным аспектам грамматики 10 учащихся, что составило 83%. Все эти учащиеся присвоили косвенной речи балл сложности «5».
Двое учащихся (17% ) оценили косвенную речь ниже, из них 1 учащийся (8,5 %) оцени косвенную речь в 4 балла, и один в 2 балла.
В контрольной группе из 8 учащихся 5 человек (62%) оценили косвенную речь в 5 баллов, и 3 человека (38%) в 4 балла.
Средний балл в первой группе составил 4, 63 и во второй 4, 67, что можно считать примерно одинаковым. По окончанию эксперимента было проведено повторное анкетирование, которое показало, что уровень личностного восприятия сложности грамматического явления «косвенная речь» в первой группе снизился на 15 % и составил 3.94 балла, а в контрольной группе остался на прежнем уровне. Таким образом, уровень психологического напряжения при изучении одной из самых сложных грамматических тем снизился.
Что касается реального освоения грамматической темы, в первой группе первичные результаты тестирования составили 44 % выполнения, во второй 48 %. После проведения работы (вся работа с учащимися заняла 5 часов аудиторной и 3 часа домашней работы)
с помощью предлагаемой системы результат выполнения теста составил 76 %., что составляет улучшение на 28 %., тогда как результат в контрольной группе был улучшен на 6 %.
Таким образом, можно сказать, что данная система упражнений является эффективной и приводит к улучшению результатов учащихся и улучшению психологических показателей самочувствия в школе. Данная система упражнений и тесты могут быть использованы в любом классе, кружке или факультативе для активизации грамматического явления «косвенная речь» и разработки системы упражнений для тренировки других грамматических явлений.
Список использованной литературы.
1.Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы / В.В. Сафонова. - Москва. «Просвещение».2006
2.Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе.//ИЯШ-1996, №1, 1996.
3.Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей //ИЯШ-1989, №1, с. 19-26.
4. Бурлаков М.А. Какой должна быть система упражнений ИЯШ-1987, №4, с.21-23
5..Бурак А.Л. «Несогласованность» согласования времен в современном английском языке // ИЯШ – 1995: № 2 с.63-67).
6.Крутских А.В. Коммуникативная направленное обучение грамматике на продвинутом этапе в гуманитарно-лингвистической гимназии.//ИЯШ-1996, №6с.12-20.
7. Полякова О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников по иностранному языку. ИЯШ-1994, № 2, с.15-21
8.Рафиенко А.В. Возможная роль рецептивных упражнений в процессе формирования репродуктивных грамматических навыков. //ИЯШ -1993, №3,с.56-59
9.Репкина Г.В. Исследование оперативной памяти. В кн.: «проблемы инженерной психологии».Л.1965
10.Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи.// ИЯШ-1998;. №1, с. 18-24
11.Zhavoronkova S. The Audio-Lingual method// «English» приложение к газете «первое сентября»-1998, №31, c.7
12.Klippel Fr. Keep Talking.-(Cambridge Handbook for language teachers.)Cambridge University Press, 1984
13.Penny Ur. Grammar Practice Activities.-(Cambridge Handbook for language teachers.)Cambridge University Press, 1988
Приложение 1.
Анкета № 1
Ранжируйте по уровню сложности следующие аспекты изучения английского языка (от наиболее трудного к менее трудному).
-лексика
-грамматика
-перевод
-чтение
-аудирование
-говорение
-письмо
Анкетирование проводилось среди 40 учащихся учащихся 7-8 классов . 100 % учащихся включили грамматику в 3 самых сложных аспекта изучения английского языка из предложенных для ранжирования по трудности. 32 человека (80% опрошенных) поставили грамматику на 1 место по сложности.
Анкета №2.
Какие аспекты грамматики вам кажутся наиболее сложными?
(проставьте баллы от 1 до5)
1.глагол to be
2. оборот there is/are
3.времена английского глагола
4. образование вопросительных предложений
5.косвенная речь
6. инфинитивные обороты
Данное анкетирование проводилось дважды: в начале и конце эксперимента среди 19 учащихся 2 групп: первая группа составила 12 человек. В ней проводилась работа по предложенной системе упражнений. В контрольной группе учащихся было 7человек. В ней работа проводилась по стандартным учебникам для гимназий и лицеев. В обеих группах тестирование на знание косвенной речи проводилось дважды одновременно с анкетированием.
В первой группе первичные результаты тестирования составили 44 % выполнения, во второй 48 %. После проведения работы с помощью предлагаемой системы результат выполнения теста составил 76 %., что составляет улучшение на 28 %., тогда как результат в контрольной группе был улучшен на 6 %.
Приложение №2.
Тест №1 (компьютерный вариант)
1. He invited me ... in the garden.
will play
would play
to play
playing
2. He ... to Mike that his parents were well.
say
said
says
told
3. He asked me ... he liked music.
if
what
does
did
4. Mike asked me how old ... .
my mother is
my mother was
was my mother
my mother will be
5. I don't know ... to the party.
why he hasn't come
why he don't come
why didn't he come
6. She asked me what I ... in my spare time.
will do
did
does
am doing
7. Mike ... come.
said to me
told to me
told me
told me to
8. Sue asked Fred...
that he didn't come
to not come
don't come
not to come
9. They didn't tell me where ...
does he live
did he live.
he live
he lived.
Тест №2.
Уровень “3”
- When Jack came home, his sister told him that someone had rung him up an hour before.
- Last week I asked him to translate this article, but he said that he could not do it then.
- I want to remind Peter that he must return my book.
2. Закончите предложения.
He says that …
He said that …
He asked us when …
Уровень “4”- “5”.
1. Напишите, что было сказано в прямой речи.
- Grand wanted to know how much my new guitar cost.
- Jenny asked us if we could water plants for a week.
- Barry said that he already told the police about the accident.
2. Один человек говорит вам совершенно противоположное тому, что он сказал раньше. Напишите соответствующие ответы, например,
1. A: That restaurant is expensive.
B: Is it? I thought you said it was cheap.
2. A: Ann is coming to the party tonight.
B: Is she? I thought you said she …
B: Does she?
4. A: I know lots of people.
B: Do you? I thought you said you.
5. A: I’ll be here next week.
B: Will you? I thought.
6. A: I can speak a little French.
B: Can you? I thought.
3. Найдите ошибки.
She told that she would be late.
She said me that she would be late.
They said if I wanted to see a film.
I said them to shut up.
Приложение 3.
(Power Point Presentation)
Reported Speech
Easy or Difficult?
А теперь — мультфильм
Юрий Визбор. Милая моя
Кто чем богат, тот тем и делится!
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Сказочные цветы за 15 минут