В данной работе обозначается проблема выбора между реальным и виртуальным общением современными школьниками.
Вложение | Размер |
---|---|
issl.rabota_virt.i_real.obshchenie.rar | 817.87 КБ |
Муниципальное образование Ленинский район
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Реальное и виртуальное общение современных школьников
Автор Воробьев Даниил, учащийся 5 класса
Руководитель Воробьева Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2013
Содержание
Введение …………….…………………………………………………….………3
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………..……………13
Приложения…………………………………………………………………..…14
Введение
В последнее время все больше людей, в частности, школьников, отдают предпочтение виртуальному общению, нежели реальному.
Так почему же нас тянет сюда? Почему мы все больше отдаем предпочтение виртуальному общению, забывая о реальных встречах, о друзьях? Что мы тут ищем? Наверное, сказку, которой нет в реальной жизни. Хотя начиналось все с простого интереса.
В данной работе обозначается проблема выбора между реальным и виртуальным общением современными школьниками.
Объектом исследования является реальное и виртуальное общение современных школьников.
Предмет исследования – особенности реального и виртуального общения современных школьников.
Тема исследовательской работы – «Реальное и виртуальное общение современных школьников».
Цель работы – выявить особенности виртуального и реального общения современных школьников.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Гипотеза: Виртуальное общение привлекает всё большую аудиторию в лице школьников благодаря скорости обмена информации и ряду особенностей.
При исследовании использовались следующие методы:
Общение – это роскошь?
Все мы знаем, что у человека есть потребности. Для нормального существования нужно есть, пить, спать. Но также ему необходимо общение.
Трудно себе представить хотя бы один день нашей жизни без общения. У человека, оставшегося без общения, в ситуации полного одиночества, через неделю возникает тяжелое психическое состояние, и это может привести даже к гибели человека. Давно известно, что недостаток общения является еще и одной из причин сокращения жизни человека
Что же означает термин «общение»? Приведу несколько формулировок этого термина, которые я встретил в литературе:
Мне лично нравится определение Антуана де Сент-Экзюпери, приведенное выше, но я рискну привести его в немного измененной интерпретации: единственная роскошь, которая доступна нам даже при отсутствии денег – это общение...
Возможно, у первобытного человека, еще не умеющего толком говорить, общение не являлось роскошью, оно было скорее необходимостью, поскольку с помощью жестов или условных знаков, наши предки могли объединить свои усилия, в деле охоты на крупную добычу, справиться с которой одному человеку было не под силу. Прошли тысячи лет, в корне изменились условия жизни человека, но практически неизменным оставался процесс общения. Необходимым условием общения, было обязательное присутствие собеседников в одном месте, в непосредственной близости друг от друга.
Самое интересное началось с появлением такого изобретения человечества как телефон, появился новый вид общения. В дополнение к реальному общению пришло общение виртуальное. И самые большие изменения в процессе общения людей произошли с появлением компьютера. Компьютер превратился из инструмента для математических вычислений в наставника в учебном процессе, соперника в игре, советчика, посредника в общении, для которого расстояния не играют роли ....
Разновидности виртуального общения
Одна из разновидностей виртуального общения – общение сетевое. Это наиболее молодой вид общения человечества.
Общение, при котором мы можем видеть и слышать своего собеседника, при помощи Интернета уже осуществимо, но для нас пока является редкостью, поэтому наше с вами сетевое общение происходит чаще всего в письменной форме.
Человек впервые, узнающий о данной разновидности общения, задает вопрос "А как понять эмоции собеседника?".
Можно представить, насколько "бедным" будет общение с близким человеком, если речь идет только о передаче информации... В общении с близкими и друзьями мы хотим чувствовать настроение собеседника, чувствовать его реакцию на сказанное вами. И здесь не обойтись без "смайликов", что в дословном переводе означает «улыбок», которые конструируются из скобок, черточек, точек, запятых...
Поскольку фантазия человека безгранична, то и смайликов существует великое множество. Вот только некоторые наиболее общеизвестные:
:) - обычная (миниатюрная) улыбка :-< - очень грустное выражение лица
:-) - основная улыбка :D - смех
:( - недовольство, огорчение, печаль :-D - громкий смех
;-) - улыбка с прищуром :-? - непонимание
:-Р - высунутый язык :* - поцелуй
:-o - О-o! "Ничего себе!" :-/ - растерялся от неожиданности
Казалось бы, что всё это многообразие смайликов, может полностью удовлетворить потребность человека в выражении своих эмоций при сетевом общении.
Предлагаю сравнить «сухие» скобки, черточки, точки с живыми лицами, полными эмоций, пусть и не всегда положительными (Приложение №1).
Но здесь, я хотел бы обратить ваше внимание на один момент. При обычном общении, и даже во время телефонного разговора у нас есть возможность в реальном времени видеть и слышать реакцию человека, проявление его эмоций. При сетевом же общении, собеседник видит текст на экране компьютера, затем читает его и, обдумав ответ, набирает его на клавиатуре, для того чтобы виртуальный собеседник увидел реакцию на свое сообщение. На это нужно время, а значит, ответы виртуального собеседника будут более продуманными, но, быть может, и менее искренними? Смайлик, показывающий веселую рожицу или грустное лицо вашего собеседника, пришедший к нам за тысячи километров, не всегда означает, что ему действительно очень смешно или он искренне сожалеет.
Еще одна характерная особенность виртуального общения – в процессе общения мы создаем в своем воображении некий виртуальный образ собеседника. Если мы общаемся с человеком, которого уже видели и знаем, то виртуальный образ как бы подстраивается под наше реальное представление. Но чаще всего люди начинают общение, не зная друг друга лично. И тогда собеседники пытаются представить друг друга, на основании информации, полученной в процессе общения.
Голос, цвет волос, запах, манеру говорить Интернет пока еще не научился передавать ....
Культура создания электронного текста
Потенциал создания электронного текста, в отличие от любого другого письменного текста, гораздо шире и предполагает наличие огромного арсенала экстралингвистических средств, которые возлагаются на всевозможные компьютерные функции. Например, графические, - изображение "смайликов" или разных значков, которые передают интонацию и эмоциональное состояние виртуальных собеседников, широкий выбор подчеркиваний и выделение цветом, разные шрифты и т.д. – это дает возможность собеседникам расставлять логические акценты в тексте; иллюстративные – прикрепленные картинки и фотографии, видеоряд, иллюстрирующий содержание письма; аудиосредства – музыкальное или звуковое сопровождение, - все это является органической частью содержания электронного текста.
Электронные послания (e-mail) легко допускают проникновение в письменную форму приемов устной речи: сокращенные формы приветствия и прощания, частое употребление междометий, сленг и т. д.
Однако здесь следует воспитывать чувство меры.
К печально известным особенностям современного электронного текста можно с сожалением отнести нарочитое невнимание к нормам правописания русского литературного языка (как и других языков): отказ пишущих от знаков препинания или вольной их трактовке, пренебрежение правилами орфографии, например, написание строчной-прописной буквы, отказ от буквы ё и т.д. Таким образом, мы должны признать, что происходит стихийное разрушение некоторых норм литературного языка.
Особенность его и в том, что если, например, диалог по телефону вербален, мы можем чувствовать незамедлительную реакцию невидимого собеседника по его голосу, интонации, в нем присутствуют элементы спонтанности и он ограничен реальными временными рамками, то диалог по электронной почте – это подготовленные устные ответы и вопросы в письменной форме, не ограниченные определенными временными рамками. Пишущий все же имеет возможность корректировать свой текст после его создания, говорящий – нет.
Технически обучиться пользованию электронной почтой несложно, а вот овладеть культурой создания электронных посланий и культурой электронного общения гораздо труднее.
Исследование «Виртуальное общение школьников»
Поскольку Интернет не только техническое средство, предназначенное для обмена информацией, но и среда общения пользователей, мы поинтересовались у наших респондентов, насколько активна их виртуальная жизнь, и есть ли у них виртуальные друзья. Также нас интересовал способ общения с виртуальными друзьями, который используют наши респонденты. В опросе участвовало 92 учащихся 2 – 11 классов.
Оказалось, что виртуальных друзей (друзей, с которыми пользователи познакомились непосредственно в Интернете) нет лишь у десятой части опрошенных. У пятой части (20%) респондентов есть друзья по электронной почтовой переписке. Почти треть школьников, опрошенных нами, общаются с виртуальными друзьями по ICQ и почти половина (40%) — в системе виртуальных форумов (Приложение №2 диаграмма 1).
Интересно отметить, что виртуальные друзья есть и у большинства старшеклассников и у большинства учеников младших классов (Приложение №2 диаграмма 2).
Более половины наших респондентов имели опыт «живых» встреч со своими виртуальными друзьями. Существует мнение, что в большинстве случаев виртуальный друг совсем не такой, каким его представляешь, общаясь с ним посредством Сети. Почти половина наших респондентов не согласились бы с этим тезисом. 46% опрошенных отмечают, что их виртуальные друзья в жизни такие же, как и в Сети, 15% считают, что виртуальный друг в жизни оказался гораздо лучше, чем его виртуальная идентичность. Вместе с тем, пятая доля респондентов подчеркивают, что сетевая идентичность и реальное поведение их виртуальных друзей не соответствуют друг другу. Почти такая же доля школьников разочаровались в своих виртуальных друзьях при встрече с ними (Приложение №2 диаграмма 3).
Заключение
Теперь в Интернете мы общаемся, отдыхаем, находим друзей и врагов. Для человека, проводящего много времени за компьютером, появляется другой мир, какой-то другой, зачастую особенный для него. Появляются свои вкусы, места, где он бывает чаще всего, любимые сайты и форумы.
Виртуальное общение обладает и своими особенностями. В отличие от тех же писем почтой, оно намного быстрее. Поэтому люди зачастую друг о друге узнают очень много вещей и достаточно быстро.
Виртуальное общение – это мир фантазий. Здесь почти у каждого есть своя маска, свой тип поведения, причем он отличается часто от реальности.
Опасность виртуального общения в том, что ты никогда не можешь быть уверен кто перед тобой и с кем ты общаешься.
Лично у меня благодаря виртуальному общению появились новые знакомые, и я всегда поддерживаю связь со старыми друзьями, даже если между нами тысячи километров.
Но всё же не будем полностью заменять "живое" общение на виртуальное, так как ни одно средство техники не передаст тех эмоций, которые ты получаешь при непосредственной близости собеседника.
Список литературы
Приложение №1
Сравните «сухие» скобки, черточки, точки с живыми лицами
:) :D
:-o :-<
Приложение №2
Есть ли у тебя виртуальные друзья?
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Доля утвердительно ответивших на вопрос
«Есть ли у тебя виртуальные друзья?» в старших и младших классах.
Соответствует ли твой образ виртуального друга ему в реальной жизни?
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Три коробки с орехами
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Можно от Солнца уйти...
Ёжикина Радость
Интересные факты о мультфильме "Моана"