Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому в работе была предпринята попытка изучить тематические группы слов учащихся 6 - 9 классов нашей МОБУ "Рождественской средней общеобразовательной школы".
Вложение | Размер |
---|---|
issl.rabota_tyurin.rar | 939.07 КБ |
issl.rabota_tyurin.rar | 938.55 КБ |
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение "Рождественская средняя общеобразовательная школа"
Исследовательская работа
"Лексический состав
учащихся 6 - 9 классов
МОБУ "Рождественская СОШ"
Автор Тюрин Кирилл, учащийся 7 класса
Руководитель Воробьева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы
п.Рождественский, 2013
Оглавление
Профессиональные слова и лексиконе учащихся
Классификация словарного состава
Введение
Русский язык - национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.
На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России - 138 млн, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучить тематические группы слов учащихся 6 - 9 классов нашей МОБУ "Рождественской средней общеобразовательной школы".
Объект исследования - устная речь учащихся 6 - 9 классов МОБУ "Рождественской средней общеобразовательной школы".
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы:
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Например, возьмем лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся в Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди "своих" переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 6 - 9 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и всё подробно узнать про каждый из русских диалектов.
Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 6 - 9 классов.
Профессионализм | Что означает |
Медикаменты | Лекарства |
Педиатр | Детский врач |
Другие названия врачей-специалистов (хирург, ЛОР, окулистов и т.п.) | |
Мировоззрение | Точка зрения |
Дискуссия | Спор |
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может "забываться".
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодежи или отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой "системный" сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.
Молодежный сленг | Что означает |
Смайлик | Мордочки для передачи эмоций в чате |
Клава | Клавиатура |
Класснуха | Классный руководитель |
Общага | Обществознание |
Нуб | Начинающий игрок |
В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 6 - 9 классов.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значения слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указаны не все) часто употребляемого жаргона.
Жаргонная лексика | Что означает |
Попса, попсятина | Поп-музыка |
Респект | Уважение |
Лузер | Неудачник |
Стучать | Докладывать |
Капуста, бабки | Деньги |
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
Классификация словарного состава
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.
Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.
Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, знать хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает первое место по употребляемости среди учащихся 6 - 9 классов МОБУ "Рождественская средняя общеобразовательная школа"; второе место, к сожалению, занимает жаргонная лексика. и где-то позади идут диалектизмы и профессионализмы. Все выводы представлены в диаграмме (Приложение).
Из диаграммы следует, что сленг как самостоятельная единица лексики употребляется гораздо чаще, чем профессионализмы и диалектизмы. Жаргон и другая лексика имеют почти одинаковые результаты по частоте их употребления.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение "Рождественская средняя общеобразовательная школа"
Исследовательская работа
"Лексический состав
учащихся 6 - 9 классов
МОБУ "Рождественская СОШ"
Автор Тюрин Кирилл, учащийся 7 класса
Руководитель Воробьева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы
п.Рождественский, 2013
Профессиональные слова и лексиконе учащихся
Классификация словарного состава
Введение
Русский язык - национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.
На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России - 138 млн, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучить тематические группы слов учащихся 6 - 9 классов нашей МОБУ "Рождественской средней общеобразовательной школы".
Объект исследования - устная речь учащихся 6 - 9 классов МОБУ "Рождественской средней общеобразовательной школы".
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы:
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Например, возьмем лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся в Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди "своих" переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 6 - 9 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и всё подробно узнать про каждый из русских диалектов.
Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 6 - 9 классов.
Профессионализм | Что означает |
Медикаменты | Лекарства |
Педиатр | Детский врач |
Другие названия врачей-специалистов (хирург, ЛОР, окулистов и т.п.) | |
Мировоззрение | Точка зрения |
Дискуссия | Спор |
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может "забываться".
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодежи или отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой "системный" сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.
Молодежный сленг | Что означает |
Смайлик | Мордочки для передачи эмоций в чате |
Клава | Клавиатура |
Класснуха | Классный руководитель |
Общага | Обществознание |
Нуб | Начинающий игрок |
В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 6 - 9 классов.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значения слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указаны не все) часто употребляемого жаргона.
Жаргонная лексика | Что означает |
Попса, попсятина | Поп-музыка |
Респект | Уважение |
Лузер | Неудачник |
Стучать | Докладывать |
Капуста, бабки | Деньги |
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
Классификация словарного состава
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.
Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.
Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, знать хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает первое место по употребляемости среди учащихся 6 - 9 классов МОБУ "Рождественская средняя общеобразовательная школа"; второе место, к сожалению, занимает жаргонная лексика. и где-то позади идут диалектизмы и профессионализмы. Все выводы представлены в диаграмме (Приложение).
Из диаграммы следует, что сленг как самостоятельная единица лексики употребляется гораздо чаще, чем профессионализмы и диалектизмы. Жаргон и другая лексика имеют почти одинаковые результаты по частоте их употребления.
А теперь — мультфильм
Браво, Феликс!
Знакомимся с плотностью жидкостей
Именинный пирог
Медведь и солнце