Исследовательская работа «Интересует ли молодежь прошлое?» посвящается Году российской истории. Годом российской истории объявлен 2012 год. Непосредственным поводом для принятия такого решения стал ряд особо знаменательных юбилеев, отмечаемых в 2012 г., прежде всего, 1150-летие российской государственности и 200-летие Отечественной войны 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по защите работы "Интересует ли молодежь прошлое?" | 177.5 КБ |
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 пгт. Шерловая Гора
Исследовательская работа по теме
Интересует ли молодежь прошлое?
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора.
Работу выполнили
Ломов Дмитрий Андреевич, Бердников Павел Михайлович
ученики 10 класса
муниципального общеобразовательного учреждения:
Шерловогорская общеобразовательная
средняя школа №42
.
Руководитель:
Перебоева Ольга Васильевна,
отличник народного просвещения
Российской Федерации,
учитель истории и обществознания
муниципального общеобразовательного учреждения:
Шерловогорская общеобразовательная
средняя школа №42.
2012г.
«Интересует ли молодежь прошлое?»
Ломов Дмитрий, Бердников Павел
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 10 класс,
муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя
общеобразовательная школа №42 пгт. Шерловая Гора
Аннотация
Исследовательская работа «Интересует ли молодежь прошлое?» посвящается Году российской истории. Годом российской истории объявлен 2012 год. Непосредственным поводом для принятия такого решения стал ряд особо знаменательных юбилеев, отмечаемых в 2012 г., прежде всего, 1150-летие российской государственности и 200-летие Отечественной войны 1812 года.
Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы.
Одним из таких важнейших этапов российской истории, где русскому народу пришлось отстаивать свою свободу и национальную независимость, была Отечественная война 1812 года, которая имела большое значение для дальнейшего развития нашей страны.
Актуальность темы чрезвычайно велика для современного периода развития российского общества. Именно сейчас, когда утрачены основные ценности, потеряно национальное самосознание; когда молодежь практически не интересуется историей своей страны, важно освещение героического прошлого России. Если человек не знает прошлого своей страны, он не может понять настоящее и предвидеть будущее. Воспитание патриота и гражданина начинается именно с изучения своей истории, и не только ее славных побед, но и горьких поражений.
В научной статье (описание работы) представлены исследования автора о том, как относятся старшеклассники средней общеобразовательной школы №42 к Отечественной войне 1812 года, что они знают об этой войне и её героях.
Целью данной работы является изучение отношения старшеклассников к войне 1812 года, определение понимания патриотизма и героизма народа и отдельного человека учащимися старших классов МОУ СОШ №42.
Основным методом изучения данной темы является социологический опрос среди учащихся 8-11 классов, анализ ответов, самостоятельно сделанные выводы.
В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что сегодня необходимо обращать большое внимание на воспитание чувства патриотизма, освещению героического прошлого нашего государства.
Материалы данной работы будут интересны старшеклассникам школ, классным руководителям, учителям истории.
«Интересует ли молодежь прошлое?»
Ломов Дмитрий, Бердников Павел
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 10 класс,
муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя
общеобразовательная школа №42 пгт. Шерловая Гора
План исследований
Проблема исследовательской работы:
Снижение интереса современной молодежи к войне 1812 года как величайшему событию, подтверждающему патриотизм и героизм русского народа при защите своей Родины.
Гипотеза:
Если в школе проводить целенаправленную работу по воспитанию патриотизма, изучению событий об Отечественной войне 1812 года, то учащиеся нашей школы достаточно много будут знать не только о событиях истории нашей Родины – Отечественной войне, но и заинтересуются прошлым своего Отечества.
Основные методы и приемы:
Анкеты социологического опроса были составлены учащимися 10 класса СОШ №42.
Мы думаем, что воспитание патриотизма, память о войне 1812 года играет особую роль в воспитании современной молодежи.
В ходе работы были изучены материалы сайта http://tsari.narod.ru/wars/1812.html , http://www.planet-x.net.ua/history/history_persons_kutuzov3.html, http://www.bnkomi.ru/blog/post-322/ и литературы, освещающей события военных лет. Многие поэты и писатели раскрывают тему Отечественной войны 1812 года в своих произведениях. Через всю поэзию Отечественной войны более отчетливо проходит мысль о том, что Россию спас от нашествия наполеоновских полчищ народ.
Роман Бахревского В. «Бородинское поле» повествует об одном из величайших событий боевой истории страны - Бородинском сражении 1812 года и рассматривает его в новом неожиданном ракурсе - через судьбы юных офицеров, чьи имена впоследствии стали гордостью России. Здесь не только захватывающие батальные сцены, но и жизнь, чувства, мысли, мечты, подвиги простых и великих участников этой знаковой битвы.
Интересна по своему содержанию книга Бычкова Л.Н. «Крестьянское партизанское движение в Отечественной войне 1812 года». Здесь раскрывается справедливый, оборонительный характер войны России против захватнического наполеоновского нашествия, который вызвал активное участие широких народных масс России в Отечественной войне 1812 года. Описана огромная роль крестьянского партизанского движения и народного ополчения в этой борьбе против интервентов, которые помогали разгромить врага.
Книга «Записки А.П. Ермолова» содержит ценные сведения о военных компаниях 1805-1807 годов, об Отечественной войне 1812 года, В них даны описания наиболее крупных сражений, яркие характеристики М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.Б. Барклая де Толли, М.И. Платонова и др.
Знаменитый русский военный писатель генерал-лейтенант Александр Иванович Михайловский-Данилевский (1790—1848) напечатал своё «Описание Отечественной войны» в 1834—40 годах по Высочайшему повелению императора Николая I, и это была первая русская официальная история 1812 года. Михайловский-Данилевский сам был участником этой войны, поступив в петербургское ополчение и став адъютантом князя Кутузова. Тяжело раненный в сражении при Тарутине, он состоял при начальнике третьего штаба и участвовал во многих сражениях 1813 и 1814 годов.
Сборник «Недаром помнит вся Россия» посвящен 175-летию Отечественной войны 1812 года. Это своеобразная летопись войны, составленная из произведений русских писателей, записок, писем, воспоминаний современников об этом крупнейшем событии.
Особое место в книге «России двинулись сыны: Записки об Отечественной войне 1812 года и ее участников и очевидцев» занимают записки участников событий, рассказавших обо всех этапах войны, рисующих картины военных действий, характеризующих деятелей тех лет. Мемуары передают также настроения, чувства сражающихся, дают возможность понять, как, говоря словами Федора Глинки, «пробуждался дух великого народа, … с беспримерным мужеством пожинавшего лавры на пепле и снегах своего Отечества».
В книге Троцкого Н.А. «!812. Великий год России» рассказывается о боевых действиях армии и ополчения, размахе народной войны против захватчиков, прославляется мужество ее героев: М. И. Кутузова, П. Багратиона, Н. Раевского, Д. Давыдова, Надежды Дуровой, Василисы Кожиной и многих других.
Особо хотелось бы отметить роман Л.Н. Толстого «Война и мир», где автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности. В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные отношения. Именно эту войну писатель считает истинно народной, вызвавшей невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости. В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа — победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне.
А в наши дни Президент РФ В.В. Путин отметил, что «единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. В обществе растет интерес к отечественной истории, к тому, что дорого всем, а это начало нового духовного подъема»1.
Сегодня многие считают, что молодежь не интересует историческое прошлое, нет чувства патриотизма. Это не так. И мы попытались доказать это нашей работой.
В школе был проведен социологический опрос среди учащихся 8-11 классов. В опросе участвовало 167 учащихся.
Вопросы, на которые ребята отвечали, были такими:
____________________________________________________________________________________________
1. Мурашов В.И. Идея духовности. – Москва: Гелиос АРВ,2000г
«Интересует ли молодежь прошлое?»
Ломов Дмитрий, Бердников Павел
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 10 класс,
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №42 пгт. Шерловая Гора
Описание работы
В 2012 году российское общество отметило знаменательную дату в истории России. Исполнилось 200 лет со дня величайшей победы нашего народа в войне над Наполеоном. В истории России немало было войн, но Отечественная война 1812 года, одно из величайших глобальных событий теперь уже далекого XIX века. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, традиции, духовные устои и самое главное историческую память, которую мы, молодое поколение должны сохранять и оберегать. Особенно интересна и близка нам тема патриотизма, потому что именно в годы всенародного бедствия наиболее ярко выявляются лучшие качества национального характера.
Актуальность этой темы состоит в том, что здесь идет речь об Отечественной войне, где русские люди защищали свою Родину. Весь народ вышел на защиту своей Родины – матушки, которая их кормила и растила. Все люди осознали, что Россия заслуживает большого уважения, и что её стоит защищать, даже ценой своей жизни!
Эта тема будет всегда обсуждаться потому, что в ней участвовали очень интересные личности такие как Наполеон Бонапарт, Михаил Илларионович Кутузов, Барклай-де-Толли, Петр Иванович Багратион, генерал Раевский и многие другие.
Замечательность этого события, войны 1812 года, заключается еще и в том, что впервые в этой войне были использованы новые стратегические манёвры, которые часто приводили к победе. Эта война показала незаурядность русских полководцев и искренний патриотизм народа.
Интересным источником при изучении войны явились «Записки о 1812 годе» С.Н. Глинки. Глинка был современником и участником событий 1812 года. Он сумел донести до наших дней отзвуки тех великих событий, которые и по сей день учат нас восхищаться славным прошлым России, любить свою Отчизну и беречь её. Также мы пользовались и другим источником – это «Воспоминания воинов русской армии» 1812 года, где содержится описание военных действий, начиная с вторжения наполеоновской армии в Россию 12июня 1812 года и кончая вступлением русских войск в Париж 18 (30) марта 1814 года. Например, в «Исторических записках» Г.П. Мешетича, даны яркие запоминающиеся описания сражений под Островно и Смоленском, нарисована «чрезвычайно трогательная, печальная и разительная» картина бегства жителей Смоленска из объятого пламенем города, которую автор наблюдал с противоположного берега Днепра.
Мы осознанно выбрали эту тему, так как думаем, что патриотические силы и чувства людей не раз спасали нашу страну от вражеских завоевателей. В последнее время молодежь недостаточно воспитана в духе патриотизма. Поэтому нынешнему поколению необходимо прививать любовь к своей земле, преданность и патриотизм.
Результаты социологического опроса показали:
На вопросы «В чем проявляется патриотизм и что значить быть патриотом?» учащиеся 8-11 классов дали интересные ответы. Вот одни из них:
Печально, что у 2% респондентов были ответы такие, как «А чем выгодно быть патриотом?; « Не знаю, надо просто жить и предварять в жизнь свои мечты» и т.п.
Мы считаем, что чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека – это патриотизм. Если утверждать, что знание исторических событий прошлого не нужно, то о каком патриотизме среди молодежи может идти речь? Что должно стать стержнем, объединяющим народ? Это знание истории своего государства! Учитывая, что в этом году исполнилось 200 лет со дня Отечественной войны 1912 года, мы решили выяснить, что же знают старшеклассники нашей школы о войне 1812 года?
Ответы учащихся на вопрос «Что ты знаешь о войне 1812 года?», показали:
99,8% учащихся 9-11 классов знают, когда началась война, называя 1812 год. Радует и то, что ребята знают, с кем наш народ вел войну. Учащиеся называют основные события Отечественной войны 1812 г. такие как Бородинское сражение – 99%; Тарутинский бой – 68%; Смоленское сражение – 72 %.
Анализируя ответы учащихся нашей школы, можно сделать вывод: если учащиеся 9-11 классов знают и интересуются событиями Отечественной войны 1812 года, то восмиклассники не все знают об этой войне. И это понятно, ведь они только начали изучать историю X1X века. У них еще все впереди. Радуют ответы восьмиклассников, в которых они говорят о том, что «хотелось бы более подробно узнать о героях Отечественной войны и о самой войне».
Ответы на вопрос «Совершили бы вы подвиг в годы Отечественной войны 1812 года?» учащиеся дали неожиданные результаты. Выяснилось, что наши сегодняшние ребята, окажись они во время войны 1812 года, не задумываясь, совершили бы подвиг – 74 человека (из 167 человек), 78 – задумались бы, а 15 человек – не решились бы на него.
Печально. Но здесь напрашивается такой вывод: чем больше временной отрезок от горячих лет той войны, а прошло уже 200 лет, тем меньше желание людей совершать подвиги за Отечество. Но этого не должно, наверное, быть.
Вот что ответили учащиеся нашей школы на вопрос «Почему войну 1812 года называют Отечественной?»:
Также вопрос «Почему войну 1812 года называют Отечественной?» был задан и на сайте http://otvet.mail.ru . Наиболее интересным нам показался ответ: «Почему память об этой, такой далекой по времени от нас, баталии так важна? В первую очередь потому, что это была не просто война двух государств, двух армий — русской и французской. Против перешедшей границы России Великой армии Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, а горожане и крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы... В борьбу с завоевателями вступило купечество и духовенство. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна — «просто война» превратилась в войну Отечественную».
На вопрос «Каково значение этой войны для нашего государства?» ответы были разными:
- Отечественная война 1812 года занимает важное место в истории народов России, Русской армии, её боевых традиций. Она оставила глубокий след в общественной жизни страны. Патриотизм народа и армии вдохновлял творчество многих русских писателей, художников, композиторов
- Одержав победу в Отечественной войне 1812 года, народ и армия России спасли свою страну от порабощения, отстояли честь и независимость.
- Отечественная война 1812 года по своему размаху была одной из крупнейших войн первой половины XIX века, которая показала всему миру, как русский народ любит свою Родину и готов всегда её защитить!
Итоги социологического опроса показали, что учащиеся 9-11 классов называют основные события войны. Восьмиклассникам еще предстоит изучать Отечественную войну 1812 года на уроках истории. Учитывая желание восьмиклассников «побольше узнать о героях Отечественной войны и о самой войне», было решено: собрать весь материал по Отечественной войне 1812 года и приготовить презентацию «Виртуальная экскурсия «Отечественная война 1812 года» для того, чтобы рассказать все нашим ученикам об этой войне.
Прочитав литературу и просмотрев материалы сайтов Интернета http://www.planet-.net.ua/history/history_persons_kutuzov3.html, http://www.bnkomi.ru/blog/post-322/ и http://tsari.narod.ru/wars/1812.html, мы решили в своей работе показать патриотизм и героизм русского народа в борьбе с наполеоновской армией и раскрыть значение Победы в Отечественной войне для России.
В 1812 году на защиту Родины встали не только те, кому было положено защищать государство от внешних вторжений, т.е. военные – офицеры, генералы, солдаты, но и простой люд.
Отечественная война 1812 года раскрыла огромные народные силы, показала лучшие качества русской нации, и, прежде всего любовь к Отчизне, храбрость, героизм. На борьбу с врагом поднимались не только русские крестьяне, но и женщины. Их героизму и мужеству можно восхищаться. Это пример патриотизма, чего так не хватает нынешней молодежи.
Одним из героев, с которого можно брать пример, является старостиха Василиса Кожина, которая прославилась как руководитель крестьянского партизанского отряда. Партизанка Василиса Кожина во время французского нашествия организовала в Сычевском уезде Смоленской губернии партизанский отряд из подростков и женщин. Тогда всё вооружение партизан составляли вилы, рогатины и косы. При отступлении наполеоновских войск из Москвы партизаны нападали на французские отряды, захватывали пленных и после передавали их русским войскам. За этот подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия.
Национальным героем мы смело можем назвать и Михаила Илларионовича Кутузова, выдвинутого простым народом, обществом. Какую же смелость надо было иметь, чтобы издать приказ о сдаче Москвы во имя спасения Армии! Какая вера нужна в стойкость русских солдат, чтобы Кутузов решился на Бородинское сражение! «Храбрые и победоносные войска!»- писал Кутузов в приказе, подводившем итог войне 1812 г. Мы не перестаем восхищаться невероятным чувством патриотизма, силой духа, мужеством советских людей, народом, который смог за короткое время сплотиться в одну могучую силу и дать отпор французским захватчикам.
Не перестаешь восхищаться подвигом потомственного дворянина, русского полководца Николая Николаевича Раевского. Раевский - герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. В том числе Отечественной войне 1812 года. Раевский возглавлял 7-й пехотный корпус 2-й западной армии генерала П.И. Багратиона. Утром 23 июля у деревни Салтанова (11 км по Днепру от Могилева) начался ожесточенный бой. Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шел с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повел в атаку Смоленский полк со словами: «Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!» Сам Раевский был ранен картечью в грудь, но его героическое поведение вывело солдат из замешательства, и они, бросившись вперед, обратили противника в бегство. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. В момент решительной атаки на французские батареи взял их с собою в главе колонны Смоленского полка, причем меньшего, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска. Этот эпизод позднее дал жизнь красивой истории о том, как генерал Раевский повёл своих сыновей впереди солдат на врага. Здесь мы приходим к историческому противоречию: Имел ли место подобный эпизод пожертвования генералом своих сыновей или это художественный вымысел журналистов того времени? Сам Раевский ответил на этот вопрос так: «…Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту»1. После сражения под Салтановкой имя Раевского стало известно всей армии. Он стал одним из самых любимых солдатами и всем народом.
1- Батюшков. Чужое - мое сокровище. Из записной книжки 1817 г.
Одним из примеров патриотизма русского народа является и партизанское движение в Отечественной войне 1812 года.
Царское правительство с недоверием относилось к Партизанскому движению, но в обстановке патриотического подъёма некоторые помещики и прогрессивно настроенные генералы (П.И.Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли, А.П. Ермолов и другие) поддерживали партизанскую войну. Особенно большое значение народной партизанской борьбе придавал главнокомандующий русской армией фельдмаршал М.И. Кутузов. Он усматривал в ней огромную силу, способную нанести противнику значительный ущерб, всемерно содействовал организации новых отрядов, давал указания об их вооружении и инструкции по тактике партизанской борьбы. После оставления Москвы фронт партизанского движения был значительно расширен, и Кутузов придал ему организованный характер. Этому в значительной мере способствовало формирование специальных отрядов из регулярных войск, действовавших партизанскими методами. Первый такой отряд числом 130 человек был создан в конце августа по инициативе подполковника Д.В. Давыдова. В сентябре в составе армейских партизанских отрядов действовало 36 казачьих, 7 кавалерийских и 5 пехотных полков, 5 эскадронов и 3 батальона. Отрядами командовали генералы и офицеры И.С.Дорохов, М.А.Фонвизин и другие. Многие крестьянские отряды, возникшие стихийно, впоследствии вливались в армии или тесно взаимодействовали с ними.
Партизаны избегали открытых стычек с неприятельскими отрядами, налетали на них неожиданно, заставая их врасплох. В случае неудачи нападения вся партия партизан тотчас рассыпалась в разные стороны и собиралась в заранее условленном месте. Отнятым у неприятеля оружием, Давыдов вооружал крестьян, уча их, как надо действовать против общего врага.
Одним из выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро; затем под городом Копысь он уничтожил французское кавалерийское депо, рассеял неприятельский отряд под Белыничами и, продолжая поиски до Немана, занял Гродно.
Известно еще одно имя партизана - это Курин Герасим Матвеевич – предводитель крестьянского партизанского отряда. Когда осенью 1812 года войска Наполеона вошли в Москву. Наполеон думал, что на этом война закончиться. Но нет, для русского народа она только начиналась. В условиях нехватки продовольствия один из французских отрядов был направлен в село Павлово. Здесь и разыгралась девятидневная война Герасима Курина. С появлением французов Курину удалось собрать вокруг себя 200 смельчаков и он начал боевые действия против французов. Очень быстро численность партизан возросла до 5300 человек и 500 всадников. Причиной тому были и авторитет Курина, и жестокое поведение французов, которые часто занимались грабежом и мародерством.
С 23 сентября по 2 октября отряд Курина семь раз участвовал в столкновениях с французами. Примечательно, что крестьянин, не имевший никакого представления о тактике и военном деле, действовал так успешно. Партизаны, пройдя семь столкновений с французами, не потеряли ни одного человека, истощая постоянно силы наполеоновской армии. В 1813 году Герасиму Курину был присвоен Георгиевский крест 1-го класса.
Активная борьба русского народа с французскими войсками стала одним из важнейших факторов победы в войне 1812 года.
Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года вызывает глубочайший интерес прежде всего тем, что оно заставило весь мир в корне изменить свое отношение к русскому народу и задуматься о том, какая небывалая сила помогла ему победить величайшего полководца того времени Наполеона. А ведь именно партизанские отряды нанесли наиболее ощутимый урон французской армии – нападали исподтишка, захватывали повозки с оружием и продовольствием, расстраивали дисциплину в рядах французской армии, внушали ей страх. И, если бы не массовое народное движение, небывалое по своему патриотизму и ненависти к захватчикам-французам, то действия основной русской армии и партизан, возможно, не привели бы к такой скорой победе. Русский народ – вот та удивительная сила, которая не дала Наполеону захватить Россию, а затем и всю Европу. Благодаря этой войне, этому небывалому размаху партизанской деятельности, вызванной горячей любовью к Родине и сильнейшим желанием освободить ее от иноземных захватчиков, патриотизм стал национальным качеством русского народа.
Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победило сопротивление русского народа. Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным, презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире.
Партизанское движение в Отечественной войне достигло широких масштабов благодаря небывалому патриотическому подъему и лютой ненависти к захватчикам и поэтому оказало большую помощь русской армии в разгроме наполеоновских войск и изгнании их из пределов России.
На всех этапах борьбы русского народа против захватнического нашествия французов партизанское движение играло огромную роль и оказывало мощную поддержку регулярной армии. В 1812 году русский народ проявил свойственные ему стойкость, выдержку, самоотверженность и героизм. Несмотря на классовую борьбу и крепостной гнет народ нашел в себе силы разгромить одну из сильнейших армий тех времен – армию Наполеона.
Борьба с армией Наполеона была трудным военным испытанием. Сильный и жестокий враг пытался поработить Россию. Он угрожал самому существованию ее как независимого и суверенного государства. Именно поэтому война всколыхнула широкие слои общества, что способствовало широкому развитию партизанского движения.
К концу 1812 года Русская армия освободила территорию страны, занятую французами, и вышла на западную границу. 21 декабря Кутузов в приказе по армии поздравил войска с изгнанием врага за пределы России и призвал их «довершить поражение неприятеля на собственных полях его». Так закончилась Отечественная война, которая по своему размаху, напряжённости, привлекаемым силам и средствам, результатам и военно-политическим последствиям является одной из крупнейших войн первой половины XIX века.
Одержав победу в Отечественной войне 1812 года, народ и армия России спасли свою страну от порабощения, отстояли честь и независимость. Вторжение армии Наполеона в Россию вызвало невиданный всплеск народного патриотизма, небывалого единения всех социальных слоёв российского общества. Воины Русской армии от генерала до солдата, партизаны и ратники народного ополчения проявили высокие боевые качества, мужество, героизм и самоотверженность.
Отечественная война 1812 года занимает важное место в истории народов России, Русской армии, её боевых традиций. Она оставила глубокий след в общественной жизни страны. Патриотизм народа и армии еще раз доказал, что свою Родину всегда будет защищать русский народ!
Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение относятся к тем событиям всемирной и отечественной истории, которые всегда будут служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и богатырской силы русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины.
Заключение
Исходя из анализа социологического опроса, можно сказать, что учащиеся нашей школы знают основные события Отечественной войны и интересуется прошлым своей Родины, где показан пример героизма и патриотизма русского народа, который встает на защиту своего Отечества. Все это подтвердило нашу гипотезу.
Важно помнить о том, что русский народ всегда готов защитить свою Родину от врага. Это показала война 1812 года. Правильно об этом писал академик Д. С. Лихачев: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и
личной, и общественной культуры духа...»3. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень молодого человека, тем богаче чувство патриотизма.
Мы, молодое поколение, должны продолжать замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от наполеоновского порабощения.
Мы должны помнить героев Отечественной войны 1812 года, всех тех, кто встал за защиту Родины. Ведь без знания прошлого своего страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.
Таким образом, проанализировав ответы старшеклассников, можно сделать вывод, что сегодня необходимо больше обращать внимания на воспитание чувства патриотизма. А для этого надо создавать такую среду, которая поможет воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма. Мы уверены, что после нашего рассказа о войне 1812 года, восьмиклассники будут лучше знать и понимать историю своей страны и не захотят быть «иванами, не помнящими родства».
Данный материал может пригодиться не только для уроков истории, но и для внеклассных мероприятий, чтобы воспитывать настоящего гражданина, патриота нашей Родины.
В декаду, посвященную 200-летию войны 1812 года, мы проведем классные часы для 7-11 классов «Отечественная война 1812 года» (Виртуальная экскурсия).
3 - http://www.bnkomi.ru/blog/post-322/
Литература.
На берегу Байкала
Одна беседа. Лев Кассиль
Как Снегурочке раскатать тесто?
Три орешка для Золушки
Машенька - ветреные косы