Исследовательская работа «Детско-родительские отношения семей ненецкой и русской национальностей» посвященная особенностям семейного воспитания.
В работе рассмотрены особенности семейного воспитания в ненецких и русских семьях. Типы семейного воспитания и особенности детско-родительских отношений.
В приложение представлены результаты исследования.
Данная работа представляет интерес для деятельности практического психолога в школе, проведения просветительской и коррекционной работы с педагогами и родителями, для предотвращения проблем, связанных с особенностями семейного воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
Детско-родительские отношения семей ненецкой и русской национальностей | 181 КБ |
Детско-родительские отношения семей ненецкой и русской национальностей
Исполнитель: Яр Екатерина Михайловна, 11 класс, МОУ СОШ №5, г.Надым
Рководитель: Каврина Екатерина Александровна, педагог-психолог, МОУ СОШ №5, г.Надым
Введение
Актуальность темы исследования. Ямало-Ненецкий автономный округ, с его богатейшими нравственными и эстетическими традициями являет собой интересный объект для изучения. Здесь, в округе, кроме русских, украинцев, белорусов и представителей других национальностей, являющихся пришлым населением, живут представители коренной народности – ненцы, которые по причине своей малочисленности и особенностей промыслового быта отнесены к группе «Малых народов Севера».
Как и у любого другого народа, у ненцев своя история, язык, особенности культуры, хозяйства, быта, обычаев, искусства, что, в свою очередь, безусловно накладывает отпечаток на сферу семейного воспитания. А если учесть и тот факт, что местным учителям в школах и воспитателям в детских садах приходится заниматься воспитанием и обучением ненецких детей, а следовательно и общаться, вступать в контакт с их семьями, то вопрос специфики семейного воспитания в ненецких семьях здесь, на Крайнем Севере, является безусловно актуальным. Кроме того, представляется целесообразным для воспитательной практики провести качественный анализ особенностей содержания семейного воспитания в ненецких семьях и русских семьях.
Таким образом, проблема семейного воспитания весьма многогранна. Вопросами данной проблематики занимались и занимаются многие учёные – практики. К числу классиков нашей отечественной науки, которые занимались вопросами семейного воспитания можно отнести: А.С. Макаренко [20], В.А. Сухомлинского [34], А.В. Петровского [25-29], С.В. Ковалёва [13, 14] и многих других. Из зарубежных авторов безусловно нужно отметить Я. Корчака [17].
Что касается вопроса обусловленности семейного воспитания особенностями национальной принадлежности, то данная проблема ещё очень мало изучена, в частности в настоящее время малоисследованным остаются детско-родительские отношения в ненецких семьях.
Объект исследования – детско-родительские отношения семей ненецкой и русской национальности.
Предметом исследования является, сравнительный анализ детско-родительских отношений семей русской и ненецкой национальности.
Цель - сравнительный анализ детско-родительских отношений семей ненецкой и русской национальностей.
Задачи исследования:
Гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:
Методы исследования:
- опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого.
- «Тест – опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я.Варги, В.В.Столина.
Полученные в ходе данной работы результаты целесообразно использовать в деятельности практического психолога в школе для проведения соответствующей просветительской и коррекционной работы с педагогами и родителями, что позволит предотвратить многие проблемы, связанные с особенностями семейного воспитания. В частности, позволит спланировать коррекционные мероприятия по исправлению или сглаживанию тех или иных нарушений процесса семейного воспитания, а значит будет способствовать сохранению психического здоровья детей.
Этнопсихологическая характеристика представителей ненецкого народа
Ненцы (устаревшее название - самоеды, юраки), народ в Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах. Характеризуются небольшой численностью (всего около 30 тысяч человек), вследствие чего относятся к группе «Малых народов Севера».
Главная территория расселения ненцев находится на севере европейской части Российской Федерации и Западной Сибири. В Тюменской области это самая северная, в основном заполярная, часть Ямало-Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Гыданский, Тазовский, побережье Ледовитого океана. Здесь кочуют так называемые тундровые ненцы.
Тундровая и лесотундровая зоны, где живут ненцы часть Западно-Сибирской равнины. Рельеф местности состоит из низин и невысоких плоских поднятий ( «материков» ). Здесь нередки заболоченные западины и бугры с наледями - по-ненецки «хасыреи», «сэдэ». Край, где живут ненцы, богат полезными ископаемыми. Особенно велики здесь запасы природного газа.
Климат в этом регионе суровый. Средняя годовая температура здесь минус 10градусов, летом в тундровой зоне среднесуточная температура около 15 градусов тепла. Весна наступает в конце апреля, когда ещё лежит снег. В мае вскрываются реки. Лето начинается с середины июня, самый тёплый месяц - июль. В эту пору в тундре солнце не заходит круглые сутки. За короткое время все цветы успевают расцвести, а ягоды созреть. В августе уже начинаются холодные дожди, туманы, ночью - заморозки. В октябре встают реки, улетают на юг птицы.
Зима здесь длинная, до восьми месяцев. Средняя зимняя температура - до минус 26 градусов. Морозы достигают 57 градусов. Часты ветры, бураны, сильные снегопады.
С севера земли ненцев омывается водами Карского моря. Берега сильно изрезаны заливами. Далеко в глубь материка вдаются морские губы - Обская, Гыданская, Тазовская, Байдоратская, куда впадают реки Обь и Таз. Все протекающие здесь реки - Нижняя Обь с Полуем и Щучьей, Таз, Надым, Пур - принадлежат бассейну Карского моря. Озёра в основном ледникового происхождения, есть большие - Яррото, Ямбуто, Нумто.
Жизнь ненецкой семьи всегда находилась в тесной связи с основным занятием - оленеводством, требовавшим сезонных перекочёвок. В прошлом оленеводы кочевали с семьями - жёнами, детьми, престарелыми членами семьи. Кочевой образ жизни требовал для поддержания существования больших усилий от всех членов семьи. Поэтому дети привлекались к труду с ранних лет.
У ненцев издавна существовало строгое разделение труда между полами, что естественно, налагало отпечаток и на трудовое воспитание [9,11].
Дети до 5-7 лет находились под присмотром матери. Лет с 7 мальчики начинали выполнять лёгкие работы под руководством отца и старших братьев, девочки - различные женские работы под руководством матери и старших сестёр. Девочка 8 лет при перекочёвках уже вела аргиши (караваны из нескольких десятков нарт), нянчилась с младшими братьями и сёстрами, помогала матери в выполнении других дел.
Форма передачи традиционных знаний и навыков были различны. Основные из них: наблюдение детей за повседневной жизнью семьи, за работой взрослых; игры, отражающие производственную деятельность взрослых; использование фольклора как формы трансмиссии традиционных знаний; обучение и наставление со стороны старших по различным видам работ, использование детей и подростков в качестве помощников, проверка на практике полученных знаний.
Основная масса детей ненцев жила в семьях, кочевала с родителями, была свидетелем всех сторон повседневной жизни. Дети видели, как мать или старшая сестра чинит прохудившуюся малицу или сушит и разминает в очередной раз промокшие отцовские пимы, слушали разговоры родителей о каких-то событиях дня, связанных с оленеводством или промыслами, с нуждами семьи.
Ненецкая народная педагогика основана на великом множестве запретов на все случаи жизни. Роль запретов велика, они не требуют постоянных напоминаний о необходимости их выполнения. Нельзя думать, что это просто смешные и мистические предрассудки. Вот некоторые из них (запретов): не принято ненцам молчать при виде неполадок в одежде другого - надо спешить поправить неполадки - видя это можно испортить зрение; нельзя вытирать рукой стол - будет ссора в семье; нельзя оставлять не доеденный кусочек хлеба - хлеба не будет; нельзя оставлять рукавички и предметы одежды где попало - денег не будет; нельзя одному человеку затягивать узелок на нитке, а другому шить - их души не встретятся на том свете; нельзя разливать на стол чай - муж будет пьяницей; нельзя не уважительно, плохо говорить и упоминать о медведе - надо называть его только иносказательно, по имени «дядя Миша», «Хозяин» и т.д. - иначе он изведёт весь род; нельзя без нужды упоминать о волке - он явится; нельзя девушке шить или плести узор «медвежий след» в единственном числе (только семь!) иначе будет несчастье [9].
1.Исследование этнического воспитания на примере обучающихся
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»
Исследование, посвящённое изучению особенностей семейного воспитания в ненецких и русских семьях, проводилось в средней школе № 5 г. Надыма с привлечением респондентов из числа жителей г.Надыма. В исследовании приняли участие 83 ученика начальной школы в возрасте 7-10 лет (из них 44 девочки, 39 мальчиков) и 149 их родителей. Всего в исследовании приняли участие 21 ненецкая (36 человек) и 62 русские (113 человек) семьи. Возраст родителей в среднем составил от 33 до 37 лет.
37% родителей (все они по национальности русские) имеют высокий образовательный уровень, то есть высшее образование. 54% родителей (из них 19% - ненцы, 35% - русские) имеют средне - специальное образование и 9 % родителей (из них 6 % - ненцы, 3% - русские) имеют среднее образование.
Что касается социального статуса респондентов, то 14% родителей (из них 5% - ненцы, 9% - русские) безработные, 66% (из них 19% - ненцы, 47% - русские) – рабочие, 20% (все они по национальности русские) – работники управления (экономисты, инженеры, юристы и т.д.).
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе исследования изучались способы воспитания ребёнка в семье, т.е. характерные типы семейного воспитания в ненецких семьях и русских семьях, а также причины, опосредующие тот или иной тип воспитания. С этой целью использовался опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера, В.В. Юстицкого в детском варианте (для родителей детей в возрасте 3-10 лет), предназначенный для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. На основе полученных данных были построены таблица, гистограммы.
На втором этапе работы изучались родительские позиции по отношению к ребёнку в семье. Для этого применялся тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги, В.В.Столина, полученные данные проиллюстрированы в соответствующих таблицах.
Третий этап исследования был посвящён обработке и анализу полученных результатов.
Таким образом, в исследовании, в качестве диагностических использовались две методики, каждая из которых обладает своеобразной спецификой.
2. Описание полученных результатов
Полученные в ходе количественного и качественного анализа результаты исследования по методике АСВ можно представить в виде соответствующей таблицы и гистограмм.
Таблица 1
Особенности воспитания в ненецких и русских семьях
Особенности воспитания | Ненецкие семьи | Русские семьи |
Гиперпротекция (Г+) | 42 % | 45 % |
Гипопротекция (Г-) | 36 % | 10 % |
Потворствование (У+) | 5 % | 5 % |
Игнорирование потребностей (У-) | 8 % | 9 % |
Чрезмерность требований (Т+) | 14 % | 3 % |
Недостаточность требований (Т-) | 19 % | 27 % |
Чрезмерность запретов (З+) | 22 % | 22 % |
Недостаточность запретов (З-) | 28 % | 35 % |
Чрезмерность санкций (С+) | 22 % | 22 % |
Недостаточность санкций (С-) | 64 % | 66 % |
Неустойчивость воспитания (Н) | 3 % | 5 % |
Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) | 17 % | 4 % |
Предпочтение детских качеств (ПДК) | 5 % | 12 % |
Воспитательная неуверенность (ВН) | 42 % | 12 % |
Фобия утраты (ФУ) | 3 % | 5 % |
Неразвитость родительских чувств (НРЧ) | 3 % | 5 % |
Проекция нежелательных качеств (ПНК) | 8 % | 10 % |
Вынесение конфликта (ВК) | 3 % | 4 % |
Предпочтение женских качеств (ПЖК) | 17 % | 22 % |
Предпочтение мужских качеств (ПМК) | 3 % | 3 % |
Из данной таблицы, а также из приведённых ниже гистограмм видно, что частота встречаемости значений, достигших или превысивших ДЗ (диагностического значения), по различным шкалам в ненецких и русских семьях различна. Тем не менее, самые высокие показатели в тех и других семьях были продемонстрированы (по степени выраженности): недостаточность санкций (С-), гиперпротекция (Г+), недостаточность запретов (З-), чрезмерность запретов (З+).
Как видно по данным, приведённых в таблице 2, по 4 параметрам русские семьи имеют более высокие показатели, нежели ненецкие семьи. Наибольшее отличие обнаруживается по параметрам: недостаточность требований – обязанностей (Т-), недостаточность запретов (З-), предпочтение детских качеств (ПДК), предпочтение женских качеств (ПЖК).
Однако по 4 параметрам ненецкие семьи имеют показатели выше, нежели русские семьи. К таким параметрам относятся: гипопротекция (Г-), чрезмерность требований – обязанностей (Т+), расширение родительских чувств (РРЧ), воспитательная неуверенность (ВН).
Таким образом, данные исследования показывают, что в русских семьях часто встречаются такие типы нарушений процесса воспитания, как
Значительно реже можно столкнуться с такими типами нарушений, как
Что касается психологических причин отклонений в семейном воспитании, то в русских семьях выявлен высокий уровень предпочтения женских качеств (ПЖК).
Анализируя данные полученные в ходе исследования по ненецким семьям, можно сказать, что в ненецких семьях чаще всего встречаются такие типы нарушений процесса воспитания, как
Значительно реже встречаются такие типы нарушений, как
Что касается психологических причин отклонений в семейном воспитании, то в ненецких семьях выявлен очень высокий уровень воспитательной неуверенности (ВН).
Таким образом, использование в исследовании методики АСВ позволило выявить типичные для русских и ненецких семей типы нарушений процесса воспитания, определить возможные психологические причины отклонений в семейном воспитании, которые свойственны ненецким и русским семьям. Кроме того, анализ полученных данных по методике АСВ позволил осуществить проверку выдвинутой гипотезы о том, что в ненецких семьях высок уровень гипопротекции. В ходе исследования данных гипотеза подтвердилась.
Использование в ходе исследования методики ОРО позволило определить у респондентов, в данном случае родителей, позиции по отношению к ребёнку в семье.
Результаты, полученные по методике ОРО, можно представить в виде следующих таблиц (см. далее).
Как видно из таблицы 3 (стр. 92), 28% ненецких и 35% русских родителей, уважают индивидуальность ребёнка, симпатизируют ему. Им нравится ребёнок таким, какой он есть. Они стремятся проводить с ребёнком много времени, одобряют его интересы и планы.
Однако 72% ненцев и 65% русских, считают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей. Часто испытывают к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяют ему и не уважают его.
Таблица 2
Принятие-отвержение
Семьи/Баллы | Ненецкие семьи | Русские семьи |
0б. | 6 % | - |
1б. | - | - |
2б. | 6 % | - |
3б. | - | - |
4б. | - | - |
5 Б. | - | 3 % |
6 Б. | - | 3 % |
7 Б. | - | 8 % |
8 Б. | 22 % | 17 % |
9 Б. | 16 % | 18 % |
10 Б. | 22 % | 16 % |
11 Б. | 28 % | 16 % |
12 Б. | - | 8 % |
13 Б. | - | 3 % |
14 Б. | - | 5 % |
15 Б. | - | - |
16 Б. | - | - |
17 Б. | - | - |
18 Б. | - | - |
19 Б. | - | - |
20 Б. | - | - |
21 Б. | - | 3 % |
22 Б. | - | - |
23 Б. | - | - |
24 Б. | - | - |
25Б.-32Б. | - | - |
Высокие значения (11б. и выше) | Ненецкие семьи | Русские семьи |
28 % | 35 % | |
Низкие значения (10б. и ниже) | 72 % | 65 % |
Таблица 3
Кооперация
Баллы/семьи | Ненецкие семьи | Русские семьи |
0 б. | 6 % | - |
1 б. | 6 % | - |
2 б. | - | - |
3 б. | - | - |
4 б. | - | - |
5 б. | - | 4 % |
6 б. | 14 % | 11 % |
7 б. | 14 % | 28 % |
8 б. | 28 % | 33 % |
9 б. | 32 % | 24 % |
Высокие значения (9 б.) | Ненецкие семьи | Русские семьи |
32% | 24% | |
Низкие значения ( 8 б. и ниже) | 68% | 76% |
Анализируя данные из приведённой таблицы можно констатировать, что 32% ненецких родителей и 24% русских заинтересованы делами и планами ребёнка. Стараются во всём помогать ему, проявляют сочувствие. Высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребёнка. Поощряют инициативу и самостоятельность ребёнка, стараются быть с ним на равных. Доверяют ребёнку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.
68% ненцев и 76% русских родителей не приемлют кооперированные отношения к ребёнку.
Таблица 4
Симбиоз
Баллы/семьи | Ненецкие семьи | Русские семьи |
0 б. | 6 % | 4 % |
1 б. | 6 % | 2 % |
2 б. | 6 % | 12 % |
3 б. | 29 % | 28 % |
4 б. | - | 16 % |
5 б. | 6 % | 17 % |
6 б. | 41 % | 13 % |
7 б. | 6 % | 8 % |
Высокие значения (4 б. и выше) | Ненецкие семьи | Русские семьи |
53% | 54 % | |
Низкие значения ( 3 б. и ниже) | 47% | 46 % |
Как видно, 53% ненецких родителей и 54% русских стремятся к симбиотическим отношениям с ребёнком. То есть ощущают себя с ним единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за ребёнка. Он кажется им маленьким и беззащитным.
47% ненцев и 46% русских родителей придерживаются межличностной дистанции в общении с ребёнком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
Таблица 5
Гиперсоциализация
Баллы/семьи | Ненецкие семьи | Русские семьи |
0 б. | - | - |
1 б. | 6 % | - |
2 б. | 6 % | 11 % |
3 б. | 25 % | 16 % |
4 б. | 6 % | 30 % |
5 б. | 6 % | 7 % |
6 б. | 6 % | 12 % |
7 б. | 45 % | 24 % |
Высокие значения (4 б. и выше) | Ненецкие семьи | Русские семьи |
63 % | 71 % | |
Низкие значения ( 3 б. и ниже) | 37 % | 29 % |
Таким образом у 71% русских и 63% ненецких родителей в отношении к ребёнку просматривается авторитарность. Они требуют от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребёнка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере.
У 37% ненцев и 29% русских отсутствует авторитарность в отношении к ребёнку.
Таблица 6
Инфантилизация
Баллы/семьи | Ненецкие семьи | Русские семьи |
0 б. | - | 2 % |
1 б. | 21 % | 23 % |
2 б. | 41 % | 38 % |
3 б. | 32 % | 26 % |
4 б. | 6 % | 7 % |
5 б. | - | 2 % |
6 б. | - | 2 % |
7 б. | - | - |
8 б. | - | - |
Высокие значения (2 б. и выше) | Ненецкие семьи | Русские семьи |
79 % | 75 % | |
Низкие значения ( 1 б. и ниже) | 21 % | 25 % |
Анализируя результаты по данной таблице можно сказать, что у 75% русских и 79% ненецких родителей в отношении к ребёнку преобладает стремление приписать ему личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребёнок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребёнку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
У 21% ненцев и 25% русских подобные стремления, о которых шла речь выше, сведены к минимуму.
Обобщая данные, полученные по методике ОРО можно сказать, что в плане эмоционального отношения к ребёнку (шкала «Принятие – отвержение») в ненецких и русских семьях выявлены высокие показатели отвержения и низкие показатели принятия ребёнка.
В плане социальной желательности (шкала «Кооперация») и в ненецких, и в русских семьях выявлены низкие показатели кооперированности отношений к ребёнку и высокие показатели неприемлемости кооперированности отношений к ребёнку.
В плане межличностной дистанции в общении с ребёнком (шкала «Симбиоз») в ненецких и русских семьях выявлены высокие показатели стремления к симбиотическим отношениям с ребёнком и немного ниже показатели межличностной дистанции в общении с ребёнком.
В плане формы и направления контроля за поведением ребёнка (шкала «Гиперсоциализация») и в ненецких, и в русских семьях выявлены высокие показатели авторитарности по отношению к ребёнку.
Что касается особенностей восприятия и понимания ребёнка родителем (шкала «Маленький неудачник» или «Инфантилизация»), то и в ненецких, и в русских семьях выявлены соответственно высокие показатели инфантилизации и низкие показатели отсутствия инфантилизации в отношении к ребёнку.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что показатели по системе разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков, в ненецких и русских семьях во многом сходны. Однако сходство отмечается не по всем показателям, и в сфере родительских позиций по отношению к ребёнку между ненецкими и русскими семьями всё-таки существуют различия. Так,
Ненецкие семьи:
Русские семьи:
Таким образом, по данным методики ОРО можно сказать, что в ненецких семьях предпочитают такую тактику семейного воспитания как мирное сосуществование. В русских же семьях преобладает тип воспитания – опека.
Следовательно гипотеза о том, что в ненецких семьях преобладает тип воспитания сотрудничество, а в русских семьях – опека, подтвердилась лишь в отношении русских семей.
Заключение
В завершении хотелось бы ещё раз подчеркнуть мысль о том, что воспитание детей – непростое и нелёгкое дело. Тем более, если учесть, что каждая семья представляет собой некую исключительность и неповторимость. И даже самое счастливое семейство и самое несчастное образуют невоспроизводимые в других семьях конфигурации личностей, её составляющих, и взаимоотношений, в которые вступают последние.
В этом обстоятельстве коренятся многие трудности разработки методики семейного воспитания, здесь причина решительной невозможности прописать какие-либо унифицированные рецепты для создания семейного благополучия. Сколько семей – столько тактик, стилей и методов воспитания, неизбежно порождаемых специфической обстановкой и взаимоотношениями в семье.
Хотя один из ведущих отечественных педагогов К. Д. Ушинский писал:
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!…
Воспитание детей требует самого серьёзного тона, самого простого и искреннего.
В этих трёх качествах должны заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия делает воспитательную работу обречённой на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, - будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье…» / 43. С. 588-590 /.
Роль родителей в воспитании ребёнка несомненна. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Поэтому так важно знать, насколько успешно умеют они справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.
Однако, как показывает практика, в последнее время общество испытывает постоянно растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
В настоящее время всё яснее становится необходимость участия в работе с родителями профессионально подготовленных специалистов.
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась ещё в глубокой древности. Пример тому – поучения св. Иеронима. В более позднее время М. Лютер, Я. А. Коменский, Ж. – Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.
Данная работа, в частности проведённое исследование лишь подтвердило тот факт, что родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям – растущие потребности общества предъявляют к семье всё новые требования.
Основной целью и задачей деятельности психолога в работе с родителями является помощь родителям в выполнении ими функций воспитателей. Под этими функциями подразумевается создание не только определённых взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определённого образа жизни семьи и взаимоотношений её членов.
Работа с родителями должна прежде всего помочь обрести им уверенность и решительность, увидеть свои возможности и благотворно повлиять на семью и детей. Уверенность родителей в себе – залог успеха в целенаправленном и последовательном процессе воспитания детей. Родители не должны чувствовать неуверенность в своих силах или отказываться от ответственности. Наоборот, они должны стремиться ещё больше работать над собой во имя своих детей и своей семьи.
Возможности родителей создавать в семье благоприятные условия для развития ребёнка во многом зависят от развития и углубления ими педагогических представлений.
В связи с последним можно выделить две основные задачи в работе психолога с родителями:
Первая задача связана с приобретением знаний по различным вопросам воспитания детей. Самовоспитание (саморазвитие) же, если его вообще можно отделить от самообразования, означает рост самосознания и выяснение собственной шкалы ценностей. В практической жизни эти две области очень трудно отделить друг от друга – так тесно они переплетены.
Самовоспитание родителей в этом контексте означает такое развитие своей личности, которое содействует благополучию детей и всей семьи. Предполагается, что работа с родителями, т.е. воспитание родителей – это постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности. И это развитие не только одной личности, это совместное совершенствование всех членов семьи.
Таким образом, одним из направлений работы психолога с родителями является передача родителям психологических знаний, необходимых для воспитания детей. То есть это предполагает организацию систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам межличностных отношений в семье, способствующим улучшению жизни всех её членов. Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций по воспитанию детей. Участие в них в равной степени родственников и друзей, а также профессионалов, работающих в соответствующих детских учреждений (школа, детский сад). Официальная или неофициальная передача родителям знаний о воспитании детей с целью обогащения и укрепления семейного образа жизни, развития семьи (психологическая помощь родителям, оказанная устно или письменно).
То есть предполагается, что усвоение родителями знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию; приобретение ими знаний о адекватном развитии ребёнка и необходимых навыков, а также усвоение навыков общения с детьми даст возможность родителям создать в семье благоприятные условия для развития ребёнка.
Однако при этом очень важно определить характер необходимых родителям знаний. Важно провести отбор наиболее эффективных форм передачи знаний о семье и воспитании детей, т.е. тех знаний, которые необходимы родителям в роли воспитателей, членов семьи и хранителей семейного очага.
В соответствии с контекстом проблематики данной работы, а также с опорой на результаты проведённого исследования можно определить общие вопросы содержания знаний, в области просвещения родителей:
Безусловно родители особенно нуждаются в знаниях о воспитании детей. Они должны определить для себя цели воспитания, уяснить процесс развития ребёнка и выбрать те методы воспитания, которые лучше всего соответствуют определённому периоду развития ребёнка. Эти знания помогут родителям почувствовать себя увереннее, поверить в свои силы, создать особые взаимоотношения между взрослыми и детьми, так как побуждают родителей внимательнее присматриваться к ребёнку, наблюдать, отмечать реакции ребёнка на те или иные действия взрослых.
В просвещение родителей должно входить и рассмотрение специальных вопросов педагогики. К таким вопросам можно отнести, например, страхи ребёнка, пренебрежение к школьным занятиям, увлечение телевизором, физическая подготовка, наказание детей. Психология развития и педагогика накопили обширные знания по этим специальным вопросам.
Однако повышение уровня педагогических представлений (знаний) родителей ещё не гарантирует семейного счастья. В отношениях между родителями и детьми центральное место (особенно с точки зрения развития ребёнка) занимают тонкие чувственные, эмоциональные связи. Их надо беречь. В той области работы с родителями, которая связана с расширением их познаний, это означает включение сюда и воспитания чувств и личности родителя, иначе необходимо будет признать, что педагогическое сознание родителей не занимает определяющего места в педагогике домашнего воспитания.
Что касается форм передачи необходимых родителям знаний, то они разнообразны. Это могут быть консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, тематические семинары, тренинги и т.д. Однако каковы бы ни были формы передачи знаний или формы работы с родителями в целом, все они требуют высококвалифицированной подготовки работающих с ними специалистов, в частности психологов. Ведь люди, оказывающие помощь родителям в воспитании детей, должны обладать не только психологическими и педагогическими знаниями, но и должны обладать навыками общения с родителями, да и не только с ними, но и с любыми другими людьми обратившимися к ним за помощью или советом. Поэтому насколько психолог компетентен и высококвалифицирован, настолько зависит успех в оказании помощи родителям в осуществлении такой сложной и ответственной задачи, как формирование человеческой личности.
Литература
Сказка "Морозко"
Два петушка
Одна беседа. Лев Кассиль
Самодельный телефон
Заповеди детства и юности