Исследовательская работа "Валеологический мониторинг учащихся школы"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 74.69 КБ |
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 182
г. Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Выполнил: Козловский Роман Анатольевич 11 класс
Руководитель: Семёнова Наталья Геннадьевна
Учитель биологии Школа № 182
Санкт — Петербург
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………… .3
1. Цели, задачи и методика исследования……………………………….4
2. Результаты исследований
2.1 Анализ состояния здоровья учащихся за 2012-2013 год…………..5
2.2 Диагностика
«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»………..11
2.3 Результаты анкетирования учащихся по вопросам ЗОЖ…………. 12
Выводы…………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………15
Приложения………………………………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Валеология — наука о здоровье, о путях его обеспечения, формирования и сохранения. Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. Термин был предложен российским ученым И. И. Брехманом в 1980 году как производное от латинского valeo — “здоровье” или “быть здоровым”. Валеологический мониторинг - новая образовательная технология, направленная на укрепление здоровья учащихся и повышение эффективности образовательного процесса. Он включает систему мероприятий, в ходе которых осуществляется контроль за здоровьем учащихся непосредственно в процессе обучения.
Если здоровый образ жизни формировать, начиная с детского возраста, то забота о собственном здоровье станет естественной потребностью. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Большая роль в этом отводится именно школе. Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей неблагоприятно влияет на процессы адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается ещё в несколько раз. Поэтому вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников являются актуальными. В соответствии с Законом «Об Образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель: Оценить состояние здоровья учащихся школы №182.
Задачи:
1) Проанализировать распределение учащихся по группам здоровья.
2) Провести диагностику «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья» среди учащихся 9 – 11 классов и проанализировать результаты.
3) Провести анкетирование учащихся школы по вопросам ЗОЖ.
4) На основании полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации по сохранению здоровья учащихся школы.
Описание методики исследования
Исследования проводились в школе № 182 среди учащихся 5-11 классов. Для оценки состояния здоровья учащихся школы нами были изучены и проанализированы «Листки здоровья» каждого класса, проведено анкетирование с целью выяснения, как учащиеся школы придерживаются здорового образа жизни. В старших классах также проведена самодиагностика «Влияние образа жизни на состояние здоровья» по методике, предложенной Назаренко В. М. Результаты были обработаны, обобщены, проанализированы и оформлены в виде таблиц и графиков.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Анализ состояния здоровья учащихся за 2012-2013 год
С самого рождения, исходя из состояния здоровья ребенка, ему определяют группу здоровья. Именно по этому показателю ребёнку будут определяться физические нагрузки и в детском саду и в школе.
При исследовании состояния здоровья ребёнка в качестве основополагающих учитываются следующие критерии:
I критерий — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе;
II критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности;
III критерий — уровень нервно-психического развития;
IV критерий — резистентность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам);
V критерий — функциональное состояние органов и систем;
VI критерий — наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
I критерий обуславливает здоровье, II – VI критерии характеризуют здоровье.
В соответствии с этим выделяют 5 основных групп здоровья у детей:
группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;
группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;
группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;
группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;
группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
Нами были изучены и проанализированы «Листки здоровья» каждого класса. Полученные результаты приведены на диаграмме.
Рис. 1. Распределение учеников по группам здоровья
Анализ результатов показал, что в школе практически все дети имеют 2 группу здоровья. При переходе в среднюю школу увеличивается количество детей 3 и даже 4 группой здоровья. Эта закономерность наблюдается и при переходе из средней в старшую школу. Это говорит о том, что здоровье учащихся за время обучения в школе снижается. Более того, большинство детей приходят в школу, имея 2 или даже 3 группу здоровья. При плохой экологии многие дети рождаются уже с ослабленным здоровьем, дальше в семье, детском саду мало уделяется времени и внимания закаливанию и укреплению здоровья.
В зависимости от группы здоровья определяют группу для занятия физкультурой, где предлагается посильный комплекс упражнений. Самые большие нагрузки могут выполнять только дети 1-2 группы. Для остальных нагрузки на уроках физкультуры должны быть снижены. Детям с проблемами со здоровьем часто дополнительно назначают лечебную физкультуру. Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма.
К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, участие в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
К специальной медицинской группе (СМГ) относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
Таблица 1. Распределение учащихся школы по физкультурным группам
Уровень | Количество учащихся, % | |||
Основная | Подготовительная | Специальная | Освобождены | |
Начальная школа | 84 | 11 | 5 | 0 |
Средняя школа | 69 | 24 | 7 | 0 |
Старшая школа | 85 | 10 | 2 | 3 |
Рис. 2. Распределение учащихся школы по физкультурным группам
Из диаграммы видно, что к 5 классу резко увеличивается количество учащихся относящихся к подготовительной физкультурной группе, а к старшей школе появляются освобожденные от занятий физкультурой. Это говорит о снижении физического здоровья учеников школы.
Самыми распространёнными заболеваниями среди учащихся школы являются: нарушение зрения, заболевания дыхательной системы (бронхиты, аллергии, астма), заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения. Так, например, в 5 А классе из 28 учеников 3 имеют заболевания органов дыхания, 5 имеют различные нарушения осанки, 2- заболевания желудка, 9 учеников имеют нарушения зрения.
Рис. 3. Анализ заболеваний среди учеников 5 А класса.
2.2 Диагностика « Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
Среди учащихся 9 – 11 классов была проведена самодиагностика по методике предложенной Назаренко В. М.(см. Приложение 1). Учащимися было предложено провести самоанализ образа жизни и оценить его влиянии на их здоровье. В анкете учитывались факторы образа жизни, влияющие на здоровье: особенности питания, особенности двигательной активности, закаливание, особенности режима дня, труда и отдыха, особенности эмоционального состояния, жизненная позиция, вредные привычки. Результаты самодиагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2. Определение влияния образа жизни на состояние здоровья
Образ жизни | Всего опрошено учащихся | Количество учащихся | % соотношение от всех опрошенных |
способствует укреплению здоровья |
51 человек | 0 | 0 |
направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению | 2 человека | 4 % | |
направлен на разрушение здоровья | 49 человек | 96 % |
Результаты самодиагностики показывают, что старшеклассники не задумываются о том, какой образ жизни они ведут и как это отражается на их здоровье.
2.3 Результаты анкетирования учащихся по вопросам ЗОЖ.
В опросе принимало участие 103 ученика 5-8 классов.
Анкета и данные анкетирования представлены в Приложении 2, а результаты опроса в таблице 3.
Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся школы.
Вопросы | Количество учащихся, % | ||
Всегда | Иногда | Никогда | |
Делаешь ли ты зарядку? | 13 | 58 | 29 |
Соблюдаешь ли ты режим питания? | 57 | 26 | 17 |
Как часто ты не высыпаешься? | 44 | 45 | 11 |
Гуляешь ли ты после школы? | 45 | 15 | 40 |
Сколько времени ты проводишь у телевизора (компьютера)? | Менее 2 часов | Более 2 часов | Всё свободное время |
52 | 18 | 30 | |
Как ты проводишь выходной день? | Гуляю, занимаюсь спортом | Смотрю телевизор, играю в компьютер | Ничего не делаю |
52 | 40 | 8 |
Опрос показал, что многие учащиеся не соблюдают режим питания, часто не высыпаются и редко бывают на свежем воздухе. Также 30 % учащихся школы всё свободное время проводят у телевизора или за компьютером. Это говорит о том, что большинство учеников школы не придерживаются здорового образа жизни, что негативно сказывается и на их здоровье, и на учёбе.
ВЫВОДЫ
В результате исследований нами были сделаны следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровых детей в школу приходит всё меньше, поэтому необходимо искать способы сохранения и укрепления здоровья школьников. Основную роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья. Школьники ещё не задумываются о важности сохранения своего здоровья, поэтому необходимо создать в школе такую среду, которая повысила бы мотивацию учащихся сохранять и укреплять своё здоровье, а также, чтобы правила ЗОЖ вошли в привычку, как нечто естественное и неотъемлемое. В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости высок: 85 % детей в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды.
Необходимо искать новые подходы к сохранению здоровья, проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии. Например, паспорт здоровья школьников является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, который позволяет оценить состояние здоровья всей школы и внедрять новые режимные моменты в учебно-воспитательный процесс.
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»
Брехман И. И.
ЛИТЕРАТУРА
Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.
Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье - М.: Физ, 1990. - 280 с
Назаренко В.М., Жданова Ю.В. Формирование здорового образа жизни [Текст]: практитеческие работы / Ю. В. Жданова // Биология в школе. – 2004. - №2. – С. 38-43.
http://www.openclass.ru/node/247348
http://rudocs.exdat.com/docs/index-99733.html
http://mypsiholog.com/medical-social-health/31-nauka-o-zdorove-cheloveka-valeologiya.html
Приложение 1
Диагностика « Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
Ход работы: Из предложенных вариантов ответа нужно выбрать наиболее характерный для вас.
1. Особенности питания
А. Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья
Б. Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь, своё питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например, во время праздников и т.п.
В. Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания
Г. Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье
2. Особенности двигательной активности
А. Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаёте большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье.
Б. Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно.
В. Выполняете физические упражнения очень редко ( в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете любое другое занятие, например компьютер
3. Закаливание
А. Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие.
Б. Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия ( в основном летом), либо в зависимости от настроения.
В. Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно.
4. Особенности режима дня, труда и отдыха
А. Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха.
Б. Вы стараетесь соблюдать режим дня, правил труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм.
В. Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха.
5. Особенности эмоционального состояния
А. Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее.
Б. Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение.
В. Мельчайшие мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете находиться в раздражённом состоянии, со знакомыми часто конфликтуете.
6. Жизненная позиция
А. Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.
Б. Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием.
В. Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше (А,Б), оно может меняться.
7. Вредные привычки
А. Есть вредные привычки: курение, употребление алкоголя и т.д.
Б. Вредных привычек нет.
Анализ оценки влияния образа жизни на состояние здоровья
Факторы | А | Б | В | Г |
Особенности питания | +2 | +1 | -1 | -2 |
Особенности двигательной активности | +2 | 0 | -1 | |
Закаливание | +2 | +1 | 0 | |
Особенности режима дня, труда и отдыха | +2 | +1 | -1 | |
Особенности эмоционального состояния | +2 | 0 | -2 | |
Жизненная позиция | +2 | -2 | 0 | |
Вредные привычки | +4 | -4 |
Анализ результатов самодиагностики
1. Образ жизни способствует укреплению здоровья. От +9 до +12
2. Образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. От +6 до +8
3. Образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате. Нужно серьёзно задуматься о своём будущем. Менее +5
№ вопроса | Ответы учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
№ вопроса | Ответы учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Приложение 2
Анкета « ЗОЖ»
1. Делаешь ли ты зарядку?
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
2. Соблюдаешь ли ты режим питания?
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
А) Всегда
Б) Иногда
В) Никогда
5. Сколько времени ты проводишь у телевизора (компьютера)?
А) менее 2 часов
Б) более 2 часов
В) Всё свободное время
А) Смотрю телевизор, играю в компьютер
Б) ничего не делаю
В) Гуляю или занимаюсь спортом
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Ласточка. Корейская народная сказка
Акварель + трафарет = ?
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"