Данная работа представляет коллективный труд группы учителей и учащихся сельской школы – метапредметный проект, один из способов учебной деятельности, где учитель только консультант, помогающий учащимся при замысле, "мозговом штурме", планировании, информационном поиске, исследовании, по их просьбе. Это интегрированное занятие по истории, литературе, русскому языку, географии учащихся 8-9-х классов. Выйдя за пределы учебного материала в режиме защиты проекта, ребята познакомились с наукой «топонимикой», чтобы ответить на вопрос «Как реалии жизни повлияли на выбор топонимических наименований станицы Бекешевской и её окрестностей?».
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.41 КБ |
Учебный проект «Родная станица, ты капелька России!»
Тема проекта: «ТОПОНИМИКА станицы Бекешевской как объект исследования учащихся»
Выполнена:
Учащимися 8-9 классов
МКОУ СОШ №3 ст. Бекешевской
Предгорного района Ставропольского края
2013 г.
Тема проекта: ТОПОНИМИКА станицы Бекешевской как объект исследования учащихся
Типология проекта: информационный
Продолжительность проекта: 3 месяца
Предметная область: русский язык, литература, история, география
Категория учащихся: учащиеся 8-9 классов
Организация: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» ст. Бекешевской Предгорного района Ставропольского края
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная работа представляет коллективный труд группы учителей и учащихся сельской школы – метапредметный проект, один из способов учебной деятельности, где учитель только консультант, помогающий учащимся при замысле, "мозговом штурме", планировании, информационном поиске, исследовании, по их просьбе. Это интегрированное занятие по истории, литературе, русскому языку, географии учащихся 8-9-х классов. Выйдя за пределы учебного материала в режиме защиты проекта, ребята познакомились с наукой «топонимикой», чтобы ответить на вопрос «Как реалии жизни повлияли на выбор топонимических наименований станицы Бекешевской и её окрестностей?».
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственно исследовательская практика – один из самых эффективных. В современной дидактике под исследовательской деятельностью школьников понимается “деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением”. Психологи отмечают, что умственная деятельность учёного, делающего открытие, и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей сути.
В организации исследовательской работы по русскому языку особо хотелось бы выделить направления лингвистического краеведения: диалектологию и ономастику. Исследования по ономастике, способствуя разгадке тайн прошлого, дают ценный материал для выяснения целого ряда вопросов истории языка и самого народа. Интерес к изучению местного ономастического материала возник не случайно: в системе предпрофильной подготовки учащимся 8 класса читался элективный курс «Литературное Ставрополье». Одновременно учащиеся 8-9 классов занимались и ономастикой станицы Бекешевской.
Сначала решением сложных ономастических проблем, связанных с наименованиями географических объектов станицы, занялись учителя, а затем в исследовательскую работу включились и дети.
Изучение топонимических единиц региона остаётся одной из самых важнейших задач отечественного языкознания:
1. Русская педагогическая мысль ещё в XIX веке почувствовала насущную необходимость изучения языка, истории, культуры на местном материале. В 1896 году Евгений Алексеевич Звягинцев обосновал метод “локализации” - широкого использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания.
2. Возрос интерес современной филологии к “носителю языка, к языковой личности, к теории коммуникативности, к лингвокультурологии, к антропологической лингвистике”.
3. Малое количество научных исследований ономастического и этнолингвистического характера данного региона (отсутствие Словаря топонимов Ставропольского края, Словаря фамилий и др.).
4. Выбор топонимики станицы Бекешевской в качестве объекта исследования школьников вызван смешением этнических групп, проживающих на территории станицы и выработавших элементы “своеобразной языковой и культурной традиций”.
5. Изучение ономастики определенного региона способствует становлению личности подростка, обладающего высокой политической культурой, признающего общечеловеческие ценности (отечество, семья, труд, знания, культура и др.), уважающего людей других национальностей (этнических групп), приобщённого к культуре предков, увлечённого поисковой деятельностью.
Начав исследование в 8 классе, учащиеся почувствовали необходимость продолжить работу и далее, так как окунулись в “неистощимую сокровищницу всего духовного бытия человеческого”. Реализация исследования потребовала привлечения метода учебного проекта как способа организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующего “формирование познавательных навыков школьников, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления”. Так появился проект восьмиклассников “Родная станица, ты капелька России»”. Почему к работе над проектом были приглашены учащиеся 8-х классов? Потому что восьмиклассники обладают некоторой лингвистической подготовкой: изучены фонетика, лексика, словообразование, морфология, есть навыки исследовательской работы. К сожалению, в учебной программе по русскому языку катастрофически малое количество часов отводится на изучение лексики, поэтому проект задумывался как повторение и систематизация ранее изученного материала и в первую очередь регионального. Однако мы соприкоснулись с уникальным ономастическим массивом, и работа была продолжена в течение всего учебного года.
Учащиеся искали ответ на основополагающий вопрос: почему мир не может быть безымянным? Он же в свою очередь поставил перед ними ряд проблемных вопросов:
Приступив к реализации проекта, восьмиклассники в сотрудничестве с учителями истории, изучили историю строительства Азово-Моздокской оборонительной линии, вторичного заселения Кавказа, историю Хопёрского полкового округа. Совместно с учителями русского языка изучили теоретический материал по исследуемой теме, провели социолингвистические опросы, составили картотеку топонимии станицы XX века, составили карту-схему окрестностей станицы Бекешевской.
Краткое содержание проекта:
Проблемные вопросы:
Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры
Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры, чувства патриотизма, любви к родному краю.
Образовательные цели:
Ключевые понятия: ономастика, топонимика, топонимы ( ойконимы, гидронимы, дромонимы, дримонимы, оронимы)
Результаты исследований
Происхождение ойконима станица Бекешевская
Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону и Тереке, а также на Урале появились и утвердились на землях, никому ранее не принадлежавших. И это была широкая (400-500 км) полоса земли, представляющая собой обширную степь и тянувшаяся от южных отрогов Урала до северных берегов Каспия с востока на запад, по северным берегам Азовского и Чёрного морей до Карпатских гор. По этой равнине, в течение многих веков, разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу. Жизнь в пограничных регионах подвергала казаков постоянной опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость чуть ли не мгновенной готовности к отражению неприятельских нападений. Вследствие этого, поселения казаков носили характер укреплённого военного стана – обносились валом и глубоким рвом. От слова «стан» и пошло наименование «станица».
Наименование сторожевого поста Бекешевый остаётся загадкой и по сей день.
Есть в нашем словаре слово «бекеша» - слово тюркского происхождения. Это верхняя тёплая одежда мужчин, а более понятно - шуба или полушубок, сшитый в талию. Такие, или примерно такие, казаки изготавливали и носили в зимнее время, но никогда «бекешами» не называли. Бытует версия, что наименование станицы пошло от имени какого-то знатного горца, некогда проживающего в том месте, где основана станица. Но эта версия – не что иное, как вымысел. Станица Бекешевская селилась на чистом, никем не занятом месте, а вверх по течению реки Кумы, примерно в 3 км, был аул ногайцев, именуемый аулом Бебердова. Так, во всяком случае, гласят исторически обоснованные данные.
Существует ещё несколько версий происхождения названия станицы.
Первая говорит о том, что сторожевой Бекечевский пост существовал ещё до переселения хопёрских казаков. Командовал этим пикетом поручик Бекешев, сосланный на Кавказ. После Крымской войны Бекешев был переведён в станицу Карантинную (ныне Суворовская) и здесь умер. Поэтому станица Пикетная была переименована в Бекешевскую.
По второй версии, аул Бекеч находился у выхода реки из каменного русла. На западе высился большой курган Бекеч. На юге Закумский Бекеч. Название станицы произошло от названия аула и курганов. Назвали её так потому, что она населялась позже, чем другие станицы по сторожевой линии. «Бекеч» в переводе с тюркского языка означает «запоздавший, опоздавший».
И наконец, третья версия гласит о том, что станицу стали населять среди бугров, которые люди прозвали «быками». Когда сюда прибыл один из военачальников, то спросил, как называются эти бугры. Станичники ответили, что называют их быками. Ему это название не понравилось, и он сказал, что отныне бугры будут называться «Бекетами». Станица располагалась среди этих Бекетов, поэтому стала именоваться Бекетовской.
ГИДРОНИМЫ
Реки, озёра, пруды, родники
Река Кума
Находится в предгорной полосе. Бассейн её занимает 33% территории современного Ставропольского края.
Существует несколько версий происхождения названия реки.
1. Название произошло от тюркского слова «кум», то есть песок (протекающая по пескам). Свой исток река берёт с горы Кум-Баши, которая находится на скалистом хребте. В переводе: кум-песок, баши - голова.
2. Река была так названа половцами - куманами, переселившимися сюда с Кубани.
Филатов родник
По легенде этот родник имел искусственное происхождение. Вверх по левобережью реки Кумы не было питьевой воды, и поэтому князь Филат, обосновавшийся на жильё в этом районе, вынужден был провести воду от подножия горы Жёлтой (Бекета). Был прорыт канал через труднодоступную местность (овраги, болота). Канал укреплялся специальным дренажем, что позволило воде достигнуть нужного места. Водой из этого родника люди пользуются и в наши дни.
Министерское озеро
Озеро создано искусственным путём при строительстве ГЭС уже в советское время. ГЭС обеспечивала станицу электричеством. Но позже прекратила свою работу в связи со строительством высоковольтной линии электропередач.
Это излюбленное место отдыха станичников.
Водопад Шум
Через искусственный канал воды озера попадают в реку Куму. Канал построен в несколько ярусов, и воды с шумом спускаются вниз.
Речка Угольная
В давние времена жители станицы по берегам реки выжигали уголь и запасались топливом на зиму.
ДРИМОНИМЫ
Балки, поляны, леса, рощи.
Балки
Ореховая, Джегилихина, Сынихина (сыненька), Кладбищенская, Бутова, Санчикова, Шкуровская, Красныхина.
Поляны
Пулина, Викторова, Красная, Красныхина, Санчикова, Шкуровская, Бутова, Сынихина, Волчья, Ленивая
Происхождение названий балок и полян связано с историей станицы. Ещё при первом заселении станицы Бекешевской каждая казачья семья наделялась участком земли, куда входили балки и поляны, где распахивали поле под зерновые и заготавливали сено для скота. По фамилии или прозвищу владельца называли и участок земли. Некоторые балки хранят в себе отголоски истории. Например, Кладбищенская балка расположена возле старого кладбища аула ногайцев, проживавших здесь ещё до переселения казаков. А по рассказам старожилов существует ещё одна версия названия. Именно в этой балке, во время одного из нападений татар на станицу, был зверски убит один из казаков по фамилии Кладбищенский.
Лес Широкий
Широким назвали этот лес станичники за его необъятность. Он занимает почти такую же площадь, как и сама станица.
ОРОНИМЫ
Долины, овраги, горы, бугры, курганы
Курган Зоревой, Гостренький
На этих курганах стояли казачьи пикеты. Казаки здесь стояли в дозоре, следя за границами станицы.
Гора Белая Круча
В прошлом местные жители добывали здесь белый камень для строительства домов.
Горы Большой и малый Бекеты
Одна из версий гласит о том, что станицу стали населять среди бугров, которые люди прозвали «быками». Когда сюда прибыл один из военачальников, то спросил, как называются эти бугры. Станичники ответили, что называют их быками. Ему это название не понравилось, и он сказал, что отныне бугры будут называться «Бекетами». Станица располагалась среди этих Бекетов, поэтому стала именоваться Бекетовской.
Венькина гора
Долгое время жил на этой горе одинокий глухонемой старик Вениамин. Станичники звали между собой просто Венькой. Женщины частенько помогали ему едой и одеждой. А гору так по сей день и называют Венькиной.
Выводы
На основании полученных данных мы поняли, что на выбор гидронимов станицы Бекешевской повлияли следующие факторы:
Проанализировав оронимы станицы Бекешевской, мы убедились, что на их выбор оказали влияние
Побеседовав со старожилами, мы узнали, что на названия лесов, балок большое влияние оказали:
Географические наименования станицы и её окрестностей напрямую зависят от реалий жизни:
Заключение.
Особый интерес вызвало исследование топонимов станицы, потому что каждый учащийся, познакомившийся с региональной ономастикой, становится сопричастным к жизни родного края, входит в его историю, представляет собой его будущее. Краеведческая исследовательская работа учащихся позволяет реально мотивировать их деятельность, так как дети получают видимый и значимый продукт своего труда. Исследовательская работа позволила осуществить частичный анализ ономастикона исследуемого географического объекта, что предполагает использование описательного метода (приёмы наблюдения, обобщения, интерпретации), социолингвистических методов анкетирования и опроса, исторического и формантного методов.
Выявление семасиологических и ономасиологических характеристик топонимов позволило классифицировать их по разрядам (ойконимы, годонимы, оронимы, дромонимы, гидронимы, дримонимы), определить структурно-семантические разновидности топооснов, выяснить социолингвистическую функцию, мотивирующую название географического объекта.
Комплексный анализ микротопонимов показал, что топонимика станицы Бекешевской формировалась под влиянием определённых экстралингвистических факторов: географических, этнокультурных, исторических. Лексико-семантический анализ основных этнолингвистических пластов села позволил выделить значительные группы микротопонимов. Чаще всего название объекта реализует ассоциативные связи: Шум, Гостренький, река Угольная, Белая Круча, Кладбищенская балка, Ленивая балка, Волчья балка; вторая многочисленная группа микротопонимов указывает на связь с фамилиями или уличными прозвищами жителей – антропонимические топонимы: Джегилихина, Сынихина (сыненька), Бутова, Санчикова, Шкуровская, Красныхина балки, Пулина, Викторова поляны, гора Венькина, Филатов родник.
Третья группа собственным наименованием подчёркивает характерный признак местности: Ореховая балка, лес Широкий, гора Махучка.
Четвёртая группа микротопонимов отражает особенности рельефа, географического положения объекта: Большой и Малый Бекеты, гора Больничная, гора Гостренький, Белая Круча; самой немногочисленной оказалась группа топонимов, названия которых отражают историю заселения местности или частную жизнь селян: Черемша, курган Зоревой, Кладбищенская балка, Ленивая балка.
Говоря о словообразовании микротопонимов, следует отметить субстантивирование наименований как один из часто применимых способов образования названия ( гора Гостренький, Широкий лес). Указывая на способы словообразования микротопонимов, Суперанская А. В. вводит два понятия: топооснова и топоформант. Если к образованию микротопонимов подходить с теми же критериями, что и анализу обычных слов, то можно выделить в их составе приставку, корень, суффикс и окончание. Так как микротопонимы образуют “в большинстве случаев географические названия – особый, отличный от других языковых слоев элемент”, следовательно, мы говорим об образовании топонимов при помощи топоформанта, чаще суффиксов (-к-: Махучка; -ск-: Кладбищенская, Калиновский, Майский, Молотовский (районы станицы); -н-: Угольная; -ин-: Венькина, Сынихина, Красныхина; -ов-: Бутова, Викторова).
Применение исторического метода позволило проследить эволюцию станичных топонимов и соотнести их с конкретными периодами истории района. Рассматривая географические наименования, мы получаем возможность определить следы пребывания разных народов и племен, живших на данной территории раньше. Проследив этимологию топонима река Кума, замечаем, что топооснова “кум” - “песок” заимствована из тюркского языка (протекающая в песках). Приходим к выводу, что, анализируя топонимы, филолог пользуется языками народов, проживающих на данной территории. Каких именно – на это ему указывает историк. Таким образом, топонимика в тесной связи с историей.
Топонимист обречён действовать в рамках вероятностной логики, между истиной и ложью. Его этимологии носят лишь гипотетический характер; в максимальной степени они могут соотноситься с действительностью благодаря использованию смежных научных дисциплин.
В оценке исследований учащихся мы отошли от традиционной школьной системы оценивания. Критериями оценки служили активность учащегося в исследовании, привлечение местного материала, опросы, встречи со старожилами, умение аргументировать необходимость данной работы, вовлечение в неё учащихся других классов.
Перспективным представляется в дальнейшем более глубокое исследование топонимов в этнокультурном плане. Предварительное анкетирование среди старшеклассников показало, что 81 % не знает, что изучает наука топонимика, 69% имеют нечёткое представление о происхождении топонимов станицы Бекешевской, 93% интересна история названий станицы. Поэтому есть повод продолжить работу в этом направлении и далее.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
Тигрёнок на подсолнухе
Позвольте, я вам помогу
Три загадки Солнца
Как зима кончилась
Убунту: я существую, потому что мы существуем