Автор работы обращается к истории династических связей между Россией и западными странами , прежде всего Германией.
Задачи работы автор видитв том, чтобы изучить влияние немецких переселенцев на историю развития Москвы и их роль.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nemetskoy_slobody.doc | 112.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Роль Немецкой слободы в становлении российской государственности
Реферат
Подготовил(а): Цветкова Анна
учащаяся 6б класса
Проверил(а): Намм Л.А.
Педагог-психолог
Торжок 2013
Оглавление
Введение……………………………………….…….…….……. стр.3
Глава 1. История происхождения Немецкой слободы Москве …… стр.5
Глава 2. Влияние Немецкой Слободы на жизнь Москвы
и русского общества в XVII-XVIII в ………..………………… стр.10
Заключение ……………………………………………………… стр16
Литература……………………………………………………………………… стр.17
Введение
В наше время, когда проблема взаимоотношения Востока и Запада стала наиболее актуальна, когда вопрос о глобализации занимает одно из главных мест в современной политике, необходимо вспомнить и сравнить проблему контакта России с Западом в наши дни и во времена вступления России 17 века в новый период истории. Возможно, проведя данную параллель, мы сможем увидеть взаимодействие России с Западом, как со стороны позитива, так и со стороны негатива. 2013 год объявлен годом Германии в России.
Проблема: в последнее время в средствах массовой информации односторонне освещается негативная роль немецкого народа в мировой истории и замалчивается та огромная роль этого народа в становлении российской государственности в 17 веке и в более поздний период.
Объект исследования: необходимо вспомнить и сравнить проблему контакта России с Западом в наши дни и во времена вступления России 17 века в новый период истории. Нам представляется возможным увидеть преемственность лучшего для России и возможности поставить это лучшее на службу ей. В этом и есть актуальность данной работы.
Гипотеза: Историю России нельзя отделить от проблем Востока и Запада и проблем проникновения западной культуры в русское общество.
В процессе единовластия государю необходимо было иметь в стране силу независящую ни от одного сословия и равноудаленную от них. Нужна была та сила, которая была бы верна только государю, понимая сначала в его лице своего нанимателя, а затем и ту страну, в которой они служат. Семнадцатое столетие в истории России – время примечательное, переломное, наполненное событиями бурными и героическими. Это – время, когда заканчивается эпоха средневековья, и начинается эпоха «Нового периода» . Это время, особенно вторая половина столетия, стало своего рода предреформенной эпохой, подготовившей и, по существу, начавшей преобразования Петра Первого. Русские люди и иностранцы, современники событий, понимали, что в 17 веке страна живет во многом иначе, чем раньше.
С.М. Соловьев, писал, что 17 столетие - эпоха подготовки реформ Петра Великого: «При первых трех государях новой династии мы видим уже начало важнейших преобразований». Они затрагивают промышленность, торговлю, войсковое устройство, внешние сношения; в обществе осознают необходимость просвещения. Историки по-разному видят главное в 17 столетии. На смену этой эпохи приходит другая эпоха– петербургского абсолютизма.
Своеобразной моделью нового государства, где опробовались новые идеи и реформы, перенимался опыт и традиции европейских стран в экономике, промышленности, искусстве стала Немецкая слобода в Москве.
Цель работы: показать учащимся роль иностранцев, и немцев, в развитии государства, промышленности, искусства, а так же показать историческое значение Немецкой слободы в преобразованиях Петра Великого. Выполнение данной цели будет способствовать развитию толерантности (терпимости), а так же уважению к традициям других народов.
Задачи: 1. изучить исторический материал по данной теме,
2. показать влияние немецких традиций на жизнь Москвы 17 века,
3. показать взаимосвязи культур наших народов.
Глава 1. История происхождения Немецкой слободы в Москве.
Началу формирования Немецкой слободы в Москве положил еще Иван Грозный после окончания и во время хода Ливонской войны. Так много иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны: войска взяли так много пленных, что ими торговали в городе - за мужчину давали по гривне, а женщина шла по пяти алтын. Часть ливонских пленников Иван Грозный поселил отдельно и, они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу, получившую такое название из-за того, что москвичи всех иноземцев прозвали "немцами", "немыми", то есть не говорящими по-русски. Находилась слобода на правом берегу Яузы, возможно, несколько ниже по течению, чем основанная позже нее.
Ливонцев было около четырех тысяч, и их поселение оказалось довольно крупным. Улицы в нем носили название по тем городам, откуда были родом их обитатели: Дерптская, Нарвская и другие. Чтобы не тратиться на содержание пленных, царь Иван разрешил им выделывать и продавать вино, пиво и другие напитки, что обычно было монополией казны.
В начале XVII в. Немецкая слобода была вполне благоустроенным поселением, имевшим даже свою собственную церковь, в которой похоронили принца Иоанна Датского, жениха многострадальной Ксении, дочери царя Бориса.
Первая Немецкая слобода исчезла в пламени и разбое Смутного времени. В 1610 г. войска Лжедмитрия II разграбили и сожгли слободу, а обитатели ее разбежались, покинув свои дома, и еще долгое время на месте бывшей слободы были только пустыри и поля с огородами. Лишь после изгнания польско-литовских интервентов и восстановления центральной власти в столицу Московии опять потянулись предприимчивые иностранцы. В первую очередь, приезжали торговцы, но кроме них, военные, архитекторы, медики, ремесленники. В Москве они селились в разных местах, там, где им было удобно; более или менее крупные поселения существовали в районе Покровки, Огородной слободы, в Замоскворечье.
Москвитяне вообще не жаловали иноземцев: после общения с ними мыли руки, подметали полы и даже их, казалось бы, совершенно невинные обычаи вызывали взрыв насмешек и озлобления.
Царское правительство часто само присоединялось к гонениям против им же приглашенных иностранцев - тут постоянно боролись желание воспользоваться квалифицированными специалистами и стародавнее живучее московитское недоверие к "поганым" иноземцам, одно прикосновение к которым может испортить девственную чистоту настоящих русских.
Через несколько лет всех иноземцев вообще решили выселить из города. Побудительной причиной к этому было якобы то, что патриарх, проезжая по Москве и раздавая свое благословение, по ошибке благословил и иноземцев, поскольку они были одеты в русское платье. Огорчившись таким умалением древнего православия, патриарх потребовал у государя выселить всех поганых иноверцев из святого града Москвы, и 4 октября 1652 г. вышел указ об отводе земли под строение в Немецкой слободе.
Так возникла новая Немецкая, или Иноземная, слобода, скоро разросшаяся в значительный и благоустроенный городок с прямыми широкими улицами и переулками, с красивыми деревянными домиками.
Там были три лютеранские церкви, одна реформатская и немецкая школа. Разноплеменное, разноязычное и разнозванное население пользовалось достатком и жило весело, не стесняемое в своих обычаях и нравах. Это был уголок Западной Европы, приютившийся на восточной окраине Москвы.
Естественными границами Ново-Немецкой слободы служили р. Яуза (с востока и юга) и ручьи Ольховец и Чечора (с запада). Первый брал начало из Ольховского пруда , который сливался с Чечорой и Кокуем и впадал в р.Яузу. Ольховец и Чечора отделяли Немецкую слободу от Басманной слободы и Горохового поля. На левом, высоком берегу Яузы, против слободы, последней трети 17 века располагались загородные поместья И.И Нарышкина, В.Ф. Салтыкова, Ф.А. Головина, а за Ольховцем – так нызываемые «Бахартов двор», принадлежавший до 1663 г. датскому купцу Д. Бахерахту. Взятый в казну, этот двор не раз менял владельцев, которыми были в конце 17 века князь В.В.Голицын, Аптекарский приказ, датские посланники, Г.Грундт и Ю. Юль, голландский купец И.П.Любс, канцлер Г.И.Головкин и др.
До конца 17 века Немецкую слободу с противоположным берегом Яузы связывали три переправы: паромная переправа у острова, граничившего с землей села Покровского, Коровий брод, ниже по течению Яузы – и Салтыков мост, ведущей в загородные поместья В.Ф.Салтыкова.
От Земляного вала Москвы Ново-Немецкая слобода находилась примерно в получасе ходьбы.
Не все улицы и переулки сначала имели названия, но к концу 17 века в документах упоминались Большая проезжая улица, улица «Коровий брод» и «улица, что ведет к Салтыкову мосту», а позднее – Посланников и Голландский переулки, Нижняя и Живодерная улицы, «переулок Старой обедни», а также Кирочный, Денисовский и «Гофшпитальный» переулки.
Переселяя иноземцев на новое место жительства, русское правительство позаботилось о том, чтобы не нанести им материального ущерба. На новом месте участки под дворы давались безо всякой оплаты, земля Немецкой слободы объявлялась «данной белой земной». На казенный счет были перевезены из Москвы дворовые постройки, т.к. строения были почти все деревянные и легко разбирались. Для военных, медиков и мастеров, находившихся на «государевой службе», дворовые участки нарезались в зависимости от воинского звания, занимаемого положения и колебались от 48 до 800 кв. саженей. Участки в 40х20 саженей давались иноземцам «1 статьи»: штаб- офицерам и докторам , 20х15 – «2 статьи»: обер-офицерам, аптекарям, мастерам золотого и серебреного дела, 10х8 саженей – «3 статьи»: сержантам, капралам и «мелким чинов служилым немцам», а в 8х6 – « всяким мелким людям немцам у который своих дворов в Москве нет». Купцы получали участки, соответствующие их прежним дворам в Москве.
Специальные места были выделены для разобранных и перевезенных из города двух лютеранских и одной реформаторской (голландской) церквей с дворами для пасторов. Всего к 1665 г. было перевезено более 150 дворов, но около двух десятков дворов, принадлежавших крупным иноземным купцам, придворным докторам и аптекарям, оставались на старых местах в самой Москве
Первоначально внешний вид домов и дворов Немецкой слободы мало отличался от русских, т.к. значительная часть построек была перевезена из Москвы, где дворы иностранцев не выделялись из общей городской застройки. Хозяйственные, а также жилые строения покупались часто готовыми - срубами на рынках Москвы. Зарисовка
А. Мейерберга 1661 года представляет деревянное жилище на высоких подклетях с небольшими окнами, типичные русские бани и огороженный частокол огороды Немецкой слободы. Не отличались тогда оригинальностью и деревянные здания перевезенных церквей. Похожих на обычные жилища они не имели ни колоколен, ни колоколов, допускалась лишь небольшая глава с крестом.
Однако выделение слободы, где население составляли значительные выходцы из западноевропейских стран, разрешение им строить дома на свой вкус, носить западноевропейскую одежду создавали условия для воспроизведения в их быту и застройке национальных черт. Со временем в ней появляются дома деревянные, но западноевропейской архитектуры. Уже с 70-х годов 17 века их стали строить «на немецкую и голландскую стать» … «красивыми, как игрушки». В 80-е гг. « Немецкая слобода…», - как писал католический пастор Иржи Давид, - была «более опрятная и нарядная, чем другие … много в ней красивых каменных палат, выстроенных немцами и голландцами недавно для своего жилья. Остальные строения деревянные, но достаточно просторные. Едва ли найдешь здесь дом без сада, притом сады цветущие, плодоносные и красивые» (Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Московию в 1678 г.) В них выращивали латук и цветы. Жители носили европейские платья, главным образом на образе немецких дворян» в немецкую же одежду одевали русских и татарских слуг (Давид Ирже «Современное состояние Великой России»)
За 1686 –1694 гг. все три деревянные протестантские церкви были заменены каменными по образцу западноевропейских. Своими размерами и архитектуры выделялись дома зажиточных купцов и докторов.
Немецкая слобода не могла быть слепком с какого-либо одного западноевропейского города, т. к. имела черты, свойственные городам разных стран Западной Европы, а также русским поселениям, так, по русскому обыкновению, большинство построек были деревянными, дома не лепились друг к другу, а отделялись свободными пространствами, засаженными садами.
В это время в Немецкой слободе появились новые две церкви - католическая и англиканская. Первая, построенная из дерева в 1698 г., английская кирха построенная в 1703 году.
Возле них были отведены небольшие места под католическое и английское кладбища. Однако прежнее, общее для всех жителей Немецкой слободы кладбище, существовавшее с 1652 года рядом с церковью Старой лютеранской общины, получившее название «старого» или «протестантского», по-прежнему оставалось основным местом погребения иностранцев всех вероисповеданий.
Границы Немецкой слободы определялись с востока и юга правым берегом Яузы, с севера селом Елоховым, а с запада ручьем Кукуй, который протекал примерно параллельно нынешним Плетешковскому и Большому Демидовскому переулкам и впадал в Яузу в районе Елизаветинского переулка. Название этого ручья, вероятно, произошло от названия самой слободы, укоренившегося среди простонародья: «когда, бывало, жившие там жены немецких солдат увидят что-либо странное в проходящих случайно русских, то говорили обыкновенно между собою: "Kuck, Kucke sie" - "глянь, глянь сюда!» Что русские повернули в срамное слово..." Немцы жаловались царским дьякам на позорное поношение, те хватали, кнутобойничали, но охальники не переводились.
Новая Немецкая слобода вскоре обстроилась - уже по переписи 1665 г., то есть через 13 лет после указа о выселении иностранцев из города, слобода насчитывала 204 дома и в ней проживали представители почти всех национальностей Западной Европы. Забелели ряды аккуратных домиков на правильно распланированных улицах, зазеленели сады и палисадники, в разных местах поднялись здания нескольких церквей, и вся эта местность стала похожей на уголок Европы.
Вот так существовали рядом друг с другом два далеких и обособленных мира - столица огромного, полупустынного государства и небольшая часть непонятного ему западного мира, нехотя терпимая, и то потому, что нельзя было отказываться от европейских знаний и товаров. И только неуемное любопытство и неукротимая энергия Петра Великого сблизили, а потом почти слили эти два мира, и только тогда исчезла Немецкая слобода...
Глава 2. Влияние Немецкой Слободы на общественную жизнь Москвы и русского общества в XVII-XVIII вв.
Разные, а порой противоречивые оценки роли Немецкой слободы в судьбе Петра I и России давались и даются историками: от полного отрицания ее влияния до утверждения, что реформы Петра I — прямой результат деятельности иноземцев Немецкой слободы.
Действительно, конец XVII — первая четверть XVIII вв. были переломным моментом в истории Российского государства, периодом бурного перехода от средневековья к Новому времени. Основными чертами нового времени в российской жизни стали, преобладание светских начал в характере государственной власти, в различных областях культуры, расширение контактов России с Западной Европой, приобщение к западноевропейским научным знаниям и искусству. Проведение активной внешней политики и государственных реформ правительством Петра I завершилось созданием Российской империи. Реформаторская деятельность Петра 1 сопровождалась ломкой старых традиций, привлечением иностранцев, что заставляет размышлять о характере реформ, об их влиянии на естественный ход исторического развития России, и в этой связи о месте и роли в этом процессе Немецкой слободы в Москве.
Появление в Московии иностранцев, как уже отмечалось, началось задолго до Петра I. В XVI в. у царя Ивана Грозного состоял на службе немец Генрих Штаден, исполнявший обязанности торгового агента и переводчика при царском дворе. Впоследствии он был приближен к государю, удостоившему его милостью — включением в число избранных своих опричников. Иностранным медикам Иван Грозный доверял и свое здоровье.
До конца XVII в. основным видом деятельности иностранных специалистов в Московии являлась «государева служба», проходившая в царских полках, при различных приказах или дворцовых мастерских. За нее иностранцы получали хорошее вознаграждение, превышающее жалованье русских коллег. Привлекала в Москву иностранцев и возможность сохранить свою религию. Притесняемые в ряде стран Западной Европы католики и протестанты получали в России право на свободу вероисповедания. Здесь мирно сосуществовали католики, лютеране, кальвинисты, представители англиканской и реформаторской (или голландской) церквей.
В Немецкой слободе часто ставились театральные представления и постановки.
Первыми организаторами и исполнителями придворных театральных постановок стали жители Немецкой слободы. Во главе театрального дела был поставлен пастор Новой лютеранской кирхи Немецкой слободы — магистр и учитель Иоганн Готфрид Грегори, умевший, как сообщили боярину А. Матвееву, «представлять комедии». Комедиальное платье шили портные мастера Немецкой слободы, до этого времени выполнявшие лишь заказы ее жителей.
Отношение русского православного населения Москвы к иноверцам и к самой Немецкой слободе было разным: от простого любопытства и насмешки, с какой ее жителей называли «кукуйцами», до враждебности, подогревая которую антизападная, антинарышкинская придворная группировка во время стрелецкого бунта 1682 г. смогла спровоцировать толпу на убийство иноземцев — царских медиков: доктора Д. фон Гадена и аптекаря И. Гутменша, несправедливо обвинив их в отравлении царя Федора Алексеевича.
Царский двор и царская семья, соприкасались с придворными медиками: докторами, аптекарями и лекарями. И только наиболее именитые коммерсанты и высшие офицеры Немецкой слободы допускались на царские приемы, связанные с государственными торжествами или встречей иностранных посланников. Таким образом, сфера непосредственного влияния жителей Немецкой слободы Москвы в XVII в. на москвичей оставалась весьма ограниченной.
Спустя годы интерес к иностранцам и ко всему иностранному, но более глубокий и разноплановый, проявил сын Алексея Михайловича — Петр. Обращение Петра Алексеевича к помощи западноевропейских специалистов при создании регулярной армии, отечественного флота, для ускоренного развития мануфактуры и ремесел стало естественным продолжением начал, заложенных в XVII столетии.
Среди жителей Немецкой слободы оказались иноземцы, ставшие учителями юного Петра в математике, фортификации, астрономии, военном и морском деле: шотландец генерал П. Гордон, датчанин заводчик А. Бутенант и его сын, переводчик Посольского приказа — англичанин А. Крефт, голландский коммерсант Ф. Тиммерман, московский уроженец из шотландского дворянского рода — Брюс, а также швейцарский офицер — родственник П. Гордона — Ф. Лефорт. Петр I получил большую свободу для общения с жителями Немецкой слободы. Ко времени этого знакомства слобода приобрела своеобразный внешний облик и походила, по словам самих современников, на «немецкий город, большой и людный». Дома голландской и немецкой архитектуры, сады с фонтанами и беседками, цветниками и оранжереями, где цвели розы, тюльпаны, не могли не удивлять молодого государя. Заморскими «диковинами» были наполнены и дома ее жителей: затейливыми механическими часами, музыкальными шкатулками, книгами, гравюрами, альбомами с видами европейских городов, математическими и прочими инструментами.
Благодаря иноземцам, русские казенные мастера научились изготовлять обмундирование и амуницию для русской армии «немецкого образца». Иностранные мануфактурные мастера помогли реорганизовать и обновить печатное, монетное, оружейное, пороховое, пушечное, суконное, полотняное, кожевенное, бумажное производства, уже существовавшие в России, и завести новое чулочное и зеркальное дела, а также положить начало гравировальному и медальерному искусствам. Они же участвовали в установлении в Москве нескольких башенных часов «с боем» и подготовке отечественных сухопутных и морских офицеров, инженеров, артиллеристов, лекарей и мастеров других профессий.
С развертыванием строительства новой столицы России Санкт-Петербурга в него была переведена в 1710-е гг. значительная часть иностранных казенных мастеров и преподавателей учебных заведений. Однако с их отъездом из Москвы население Немецкой слободы не уменьшалось, а напротив, увеличивалось за счет приезда «вольных» мастеров ремесленных специальностей, что стало возможно благодаря появлению царского Манифеста 1702 г. Таким образом, Манифест 1702 г. предоставил юридическую основу для появления в Москве «вольных» иноземных мастеров. А обновление быта царского двора и русского дворянства вело к увеличению заказов для иноземных ремесленников, у которых покупали и заказывали платья и камзолы, шляпы и парики, перчатки и украшения, башмаки и коляски, мебель и прочие вещи «иноземного образца» московские дворяне и часть горожан, согласно царскому указу обязанные носить европейское платье. И хотя иноземные ремесленники Немецкой слободы в несколько раз уступали по своей численности русским мастерам Москвы, они в XVIII в. наряду с московскими заказчиками и покупателями. При этом большая часть русских учеников, обучавшихся у «вольных» ремесленников в Немецкой слободе, представляла собой «дворовых» или крепостных людей, принадлежавших московским дворянам. Последние, таким образом, пополняли свою дворню мастерами, освоившими новые иноземные ремесла.
Из частных видов деятельности, к которым обращались жители Немецкой слободы XVIII в., следует назвать заведение небольших мануфактурных предприятий, выпускавших игральные карты, курительные трубки, хлопчатобумажные ткани. Эти мануфактуры действовали в самой Москве. Иноземцы строили также стекольные, пороховые и железоделательные заводы, находившиеся вне Москвы.
Новым для Москвы начала XVIII в. стало открытие частных аптек. На протяжении всего XVIII столетия их владельцами являлись исключительно иностранцы, поскольку жалованная грамота на заведение аптеки выдавалась только тому лицу, которое имело свидетельство или патент об обучении аптекарскому делу в Западной Европе. Владельцами частных (или «партикулярных») аптек, открытых на Покровской, Тверской, Сретенской и других улицах Москвы, были иностранцы разных национальностей. А основателем первой частной аптеки в самой Немецкой слободе в 1701 г. стал уроженец Москвы, сын уже упоминавшегося выше немецкого пастора и магистра И.Г. Грегори - Иоганн Готфрид Грегори. Он был сначала учеником при Аптекарском приказе, затем продолжил обучение за границей, откуда вернулся с патентом аптекаря. До сих пор о местонахождении этой первой аптеки Немецкой слободы напоминает Аптекарский переулок, примыкающий к бывшей Большой Немецкой улице (ныне Бауманской).
В первые годы царствования Петра I, когда в Москве еще не были открыты Навигацкая и другие светские школы, петровское правительство обратилось к помощи учителей церковно-приходских школ Немецкой слободы. Эти школы находились при церквах и принадлежали той или иной религиозной общине, на средства которой и содержались, Учились в них дети членов общины, мальчики и девочки разного возраста. Их обучали письму, счету, а также проводили с ними уроки закона Божьего (пасторами соответствующих церквей), музыки и пения, служившие религиозному, нравственному и художественному воспитанию. Под руководством наставников учащиеся принимали участие в постановках небольших театральных представлений.
В конце 1690-х гг. Петр I направил несколько дворянских юношей в католическую школу Немецкой слободы, обустроенную тогда лучше других. В 1698 — 1704 гг. сыновья князей Голицына, Долгорукова и других жили при школе в специально построенных для них помещениях на положении интернов. Пастор И. Бируля обучал их латинскому и немецкому языкам, а другой наставник преподавал математику. Успехи учеников были похвальными, а их любознательность заставила иноземных учителей раздвинуть рамки обычной школьной программы, добавив к ней сведения по геометрии и физике. В 1699—1701 гг. шестеро сыновей русских служителей Посольского приказа были направлены к ректору одной из лютеранских школ Немецкой слободы - Н. Швиммеру для обучения шведскому, латинскому, немецкому и голландскому языкам. За это Н. Швиммеру платили казенное жалованье. Через три года эти же ученики были переданы другому учителю — лютеранскому пастору Э. Глюку, так как тот «умел многим школьным и математическим, и философским наукам на разных языках» обучать. В 1705 г. ему было позволено открыть в самой Москве для дворянских юношей гимназию, просуществовавшую до 1711 г. В 1718 г., когда потребовалось обучить латинскому и немецкому языкам нескольких русских юношей, то снова обратились к помощи учителей католической школы Немецкой слободы. Таким образом, школы слободы и ее преподаватели давали образование не только детям московских иноземцев, но и сыграли определенную роль в обучении русских дворян и детей приказных служителей, которые применили полученные ими знания в дальнейшей своей деятельности на благо России.
Позднее иностранцы занимают важное место в воспитании и образовании москвичей, Они входят в штат преподавателей Московского университета, его гимназии и пансионы московского Воспитательного дома и других учебных заведений Москвы.
В петровское время появилось и выдержало несколько изданий «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», адресованное юношеству. В нем излагались примеры поведения в обществе, заимствованные или французских и немецких подобных «Зерцал». Следуя им, можно было самостоятельно усвоить правила хорошего тона. В них говорилось, например, что если «в беседе или в компании случается в кругу стоять или между собой разговаривать, или с кем танцуя, — то не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону... и в платок». За обеденным столом рекомендовалось «не чавкать, как свинья и головы не чесать». В общении с дамами проявлять учтивость и уважение, а потому во время танцевальных вечеров или ассамблей шпор не надевать, «дабы не драть оными юбки у женского полу».
Основываясь на наблюдениях жизни Немецкой слободы и Западной Европы, Петр I ввел заметные изменения в положение русских женщин, прежде всего, относящихся к дворянскому кругу. Он запретил родителям выдавать дочерей замуж без их согласия, тем самым, нарушив одну из основ Домостроя. Смена же домостроевских традиций началась с царского двора. Участие женщин и девиц наравне с мужчинами в придворных торжествах и увеселениях, введение ассамблей сменили прежнее затворничество русских дворянок. Теперь они могли вести более открытый и самостоятельный образ жизни дома и при царском дворе. Впервые русские затворницы теремов приняли участие в ассамблее, организованной в центральном зале Лефортова дворца. К своим племянницам и дочерям Петр I приставил гувернанток из иноземок, французских и немецких учителей для обучения их танцам, иностранным языкам и «политесу», т.е. умению держать себя в обществе. Это было подхвачено дворянами и вельможами, обратившими внимание на новое воспитание своих дочерей. Изменения в положении женщин придворного круга, начатые при Петре I, а также провозглашение своей супруги Екатерины Алексеевны императрицей — формировало новое отношение к женщине, ее роли в среде дворянства, при царском дворе, в вопросе престолонаследия и в управлении государством. Неудивительно поэтому, что именно XVIII столетие в истории России стало «веком царства женщин», когда на престоле, сменяя друг друга, правили четыре императрицы: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.
Петровский двор внес новую струю и в жизнь самой Немецкой слободы, втягивая московских жителей в качестве зрителей или участников в триумфальные и карнавальные шествия, маршруты которых обязательно проходили через нее. Государь не раз навещал со своей свитой свадьбы и похороны жителей Немецкой слободы. Гостил у своих «знакомцев»: англичанина А. Стейльса, голландцев И. Любса и Р. Мейера, немца И.Г. Грегори и др.
Перемены, происходившие в первые два десятилетия XVIII столетия в жизни русских дворян, стали давать свои первые плоды уже к концу царствования Петра Алексеевича. Иностранцы, наблюдавшие двор в 1722 — 1726 гг., с удивлением отмечали, что его трудно отличить от французского или английского как по красоте царских дворцов и домов вельмож, так и по обхождению и владению европейскими языками, а также по роскоши одежд придворных русских дам и кавалеров, сшитых по последней западноевропейской моде. Но это была лишь внешняя сторона западного влияния, которая не затронула глубин русской души. И дворяне XVIII в., легко следовавшие западноевропейской моде в одежде и бытовых удобствах, сохраняли в своем мировоззрении и мышлении черты, свойственные лишь россиянину. Реформы и нововведения Петра I заставили русское дворянство усвоить не только блеск западных нарядов и обстановки, но и оценить значение образования, позволили им по-новому осознать свое служение Государю и Отечеству.
Роль Немецкой слободы в Москве и ее жителей со времени ее основания и до конца XVIII века в истории России претерпевала изменения, сохраняя при этом две важные грани. Во-первых, ее жители пополняли Москву, а позже и Санкт-Петербург новыми специалистами, способствовавшими развитию экономики и культуры России. Во-вторых, контакты слободских жителей с заграницей создавали своеобразный «мост» между двумя мирами — Россией и Западом.
Заключение
Что бы понять многие стороны истории России, следует взглянуть на ее отношение с другими странами, иностранцами, которые жили в Немецкой слободе. Государственный опыт, профессиональное мастерство, научные познания, культурные и иные традиции иностранцев, и немцев в том числе, сыграли огромную роль в экономическом развитии России того времени.
Немецкая слобода имела черты, свойственные городам разных стран Западной Европы.
Жителями немецкой слободы были привнесены в российскую действительность культурные традиции, правила поведения в обществе, развиты новые виды ремесел: чулочное, гравировальное, зеркальное, медальерное.
Школы слободы и ее преподаватели давали образование не только детям московских иноземцев, но и сыграли определенную роль в обучении русских дворян и детей приказных служителей, которые применили полученные ими знания в дальнейшей своей деятельности на благо России.
Реформы и нововведения Петра I заставили русское дворянство усвоить не только блеск западных нарядов и обстановки, но и оценить значение образования, позволили им по-новому осознать свое служение Государю и Отечеству.
В России своеобразным центром возрождения от России феодальной к России капиталистической стала Немецкая слобода.
Литературные источники:
1.Будылина М.А. В окрестностях Москвы, М., 1979 год
2. Гольденберг П.И. Старая Москва, М., 1947 г
3. Нечаев В.В. Иноземческие слободы в Москве 16-17 вв М., 1910 год, том 2
4. Рабинович М.Г. О древней Москве, М., 1964 год.
Кто самый сильный?
Калитка в сад
Валентин Берестов. Аист и соловей
Ах эта снежная зима
"Не жалею, не зову, не плачу…"