Осуществление данного проекта позволило ученице развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, провести анализ полученных результатов, обосновать итоги исследований. Во время работы над проектом девочка узнала из дополнительной литературы о природном явлении: как появляется радуга, почему она разноцветная; определила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги; нашла ответ на вопрос «Почему радугу так назвали?»; познакомилась со способом получения радуги в «домашних условиях».
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tayna_radugi.doc | 50.5 КБ |
tayna_radugi.pptx | 2.05 МБ |
Тема проекта: “Тайна радуги”
Предмет: Ознакомление с окружающим миром.
Класс: 4.
Возраст: 10 лет.
Участник: Кантарьян Татьяна.
Руководитель: Брюховских Оксана Ивановна.
Время работы над проектом: 3 недели.
Форма работы: внеурочная.
Тип проекта: исследовательский.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес.
Цели обучения, развития, воспитания при работе над проектом:
Информационно-техническое обеспечение:
Проблема проекта: как появляется радуга и почему она разноцветная.
Цель: исследовать природное явление – радуга.
Задачи (способы решения):
Работа над проектом:
I этап - организационный: определение задач, планирование деятельности.
Роль учителя – направляющая.
II этап – поисковый и исследовательский – сбор информации о радуге, проведение опыта, подготовка к представлению своего исследования.
Роль учителя – наблюдательная.
III этап – правильное оформление полученной информации.
Роль учителя – обучающая.
IV этап – презентация проекта и его продукта.
Роль учителя – сотрудничество.
Презентация проекта: презентация проведена на школьной проектной неделе, на ней присутствовали учащиеся, учителя.
Продукт проекта: мультимедийная компьютерная презентация.
Общие выводы:
Осуществление данного проекта позволило ученице развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, провести анализ полученных результатов, обосновать итоги исследований. Во время работы над проектом девочка узнала из дополнительной литературы о природном явлении: как появляется радуга, и почему она разноцветная; определила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги; нашла ответ на вопрос «Почему радугу так назвали?»; познакомилась со способом получения радуги в «домашних условиях».
ТАЙНА РАДУГИ
(Слайд 1) Прошлым летом я с родителями отдыхала на море. Однажды вечером после дождя мы увидели красивую радугу. Мне стало интересно, как появляется радуга и почему она цветная.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1. Какого цвета свет
(Слайд 2)
Радуга – одно из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над её происхождением. Древние греки думали, что радуга - это улыбка богини Ириды.
Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос я искала в дополнительной литературе. Вот, что я узнала: солнечный свет или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов.
В 1666 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. (Слайд 3) «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Он первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Значит, чтобы появилась радуга, солнечному лучу надо пролететь сквозь призму?
Но ведь на небе нет никаких призм! Как же тогда появляется радуга?
1.2. Как появляется радуга
Ничего странного здесь нет. Радуга – это солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя.
Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто оказывается строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! (Слайд 4)Луч солнца и дождевые капли. Все радуги — это солнечный свет, который проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба.
(Слайд 5) Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». По первым буквам слов и вспоминают цвета.
Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
(Слайд 6) Нередко радугу можно увидеть в брызгах водопада, фонтана или даже поливальной машины. Иногда можно наблюдать побочную радугу, которая расположена над первой и имеет обратное чередование цветов. Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.
(Слайд 7)
Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
1.3. Когда появляется радуга
(Слайд 8)
Тогда возникает вопрос: почему мы не всегда во время дождя при солнце видим радугу?
Радуга появляется, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу.
Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя.
Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть!
Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии!
Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.
А бывает ли радуга без дождя?
Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Опыт «Цвета радуги»
Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, я провела опыт, который описан в книге «Большая книга экспериментов для школьников».
Мне понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.
Ход опыта:
В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, я смогла получить радугу в «домашних» условиях.
(Слайд 11)
Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.
2.2. Реализация результатов исследовательской работы на практике
Возникает вопрос: как я могу использовать полученные в ходе работы знания и умения?
Я помогу узнать тайну солнечного луча своим одноклассникам, разгадать и объяснить природное явление.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы я убедилась, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный.
Выяснила, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой.
Я познакомилась со способом получения радуги в «домашних условиях».
Слайд 1
ТАЙНА РАДУГИСлайд 2
КАКОГО ЦВЕТА СВЕТ?
Слайд 4
КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ РАДУГА?
Слайд 5
ЦВЕТА РАДУГИ
Слайд 7
Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
Слайд 9
ОПЫТ «ЦВЕТА РАДУГИ»
Слайд 11
Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.
Весёлая кукушка
Заповеди детства и юности
Лиса-охотница
Лупленый бочок
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым