Исследовательская работа проведена с целью привлечения современных детей к экологически чистым игрушкам, привлечь их внимание к куклам, которые легко и интересно делать своими руками, привлечь к истории наших предков.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 380.67 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
пгт Кикнур Кировской области
Кукла на все времена
Работу выполнила:
Коробейникова
Дарья Константиновна,
ученица 2 «Б» класса
Руководитель:
Подоплелова Галина Владимировна,
учитель начальных классов
классный руководитель 2 «Б» класса
Кикнур, 2013
Содержание
Введение 3
Часть 1. Роль и значение кукол в жизни русского народа 4
Часть 2. Результаты исследования 5
2.1 Результаты анкетирования 5
2.2 Результаты наблюдения 9
3аключение 10
Список использованной литературы 11
Приложение 12
Введение
В настоящее время существует много разнообразных игрушек. Из 10 продаваемых игрушек 1 сделана в России, 2 – в странах Европы, 7 – китайского производства. Каждые 4 игрушки из 10 – содержат вредные вещества, которые вызывают различные детские заболевания. Из слов бабушки я узнала, что раньше были самодельные безвредные для здоровья игрушки, для девочек – куклы.
Проблема, которую я пытаюсь решить в работе: будут ли мои сверстницы играть такими куклами?
Объект исследования: девочки 2–3 классов МБОУ СОШ С УИОП пгт Кикнур
Цель: Выяснить, являются ли куклы моей бабушки актуальными и сегодня среди моих сверстников.
Задачи исследования.
- Экспериментальным путём при помощи анкетирования выяснить, какими куклами играют мои сверстницы.
- Предложить девочкам для игры самодельные и современные куклы, затем понаблюдать за ходом игры.
- Повторным анкетированием выяснить, какими куклами было приятнее и интереснее играть и почему?
Методы исследования: Эксперимент, наблюдение, диалог, самостоятельное прочтение, изучение книг по теме, наблюдение, обращение к глобальной компьютерной сети Интернет.
Наша гипотеза: если предложить моим сверстницам выбрать приобретенную в магазине куклу или сделанную своими руками, то они отдадут предпочтение купленной.
Часть 1. Роль и значение кукол в жизни русского народа
«…Маленькая девочка без куклы почти
так же несчастна и точно так же
немыслима, как женщина без детей…»
Виктор Гюго
Всем известно, что такое кукла. Кукла – это отображение образа человека или животного, которое может быть сделано из самого разнообразного материала (из ткани, кожи, бумаги, дерева, пластмассы и др.) Кукла - один из самых первых спутников человека. Дети во все времена играли в куклы, и в их воспитании эти игры всегда играли большую роль.
Самые первые куклы на Руси делались из золы. Такая кукла называлась «Баба - женское божество " - была оберегом женщины, дома, очага.
Известна еще одна древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, собирала их в небольшой мешочек и делала куклу. Когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Самая распространенная на Руси, детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы.
Есть еще одна кукла. Это "вепсская кукла". Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы для того, чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку" ("крупеничку"). Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
В течение времени кукла меняла свой облик. Она прошла большой путь, и потому современные куклы совсем не похожи на своих предшественниц.
Часть 2. Результаты исследования
2. 1. Результаты анкетирования
Во 2-3 классах мы провели анкетирование, в котором участвовали 33 девочки. Анкета состояла из 6 вопросов о куклах (см. приложение 1).
На первый вопрос о том, любят ли играть девочки куклами - 2 из 33 (6%) не любят играть в куклы. 3 девочки из 33 (9%) играют, но не очень нравится им это занятие. Остальные 28 человек (85 %) ответили положительно.
Рис 1 Результат ответа на вопрос «Любят ли играть девочки куклами»
На второй вопрос о количестве кукол показал следующие результаты: у 8 девочек из 33 ( 24% ) от 1 до 5 кукол, у 7 девочек ( 21% ) от 5 до 10 кукол, а у 16 человек ( 48% ) кукол дома оказалось больше 10. Это значит, что у моих сверстниц есть чем поиграть.
Рис. 2 Результат ответа на вопрос «Сколько у вас кукол?»
Мне стало интересно, какие куклы предпочитают девочки: российские, иностранные или самодельные. Это я проверила третьим вопросом. Получились следующие результаты: у 23 девочек (51%) куклы отечественного производства; у 16 детей (36%) – иностранного, а самодельными куклами играют только 6 девочек (13%).
Рис. 3 Результат ответа на вопрос «Какие куклы у тебя есть?»
Я предполагала такой результат, поэтому решила узнать, какая кукла для девочек является самой любимой? Оказалось, самая популярная среди девочек кукла Барби. Такой результат получился у 12 человек из 33 (36%), ещё есть кукла Штефи – 1 человек (3%), кукла Беби – 1 человек (3%), Винкс – 1 человек (3%). Лишь у 3 девочек (9%) любимой куклой являются российские, а 3 человека (9%) предпочитают играть самодельными куклами.
Рис. 4 Результат ответа на вопрос «Какую куклу ты считаешь самой любимой?
Здесь же девочки объяснили, почему именно эта кукла для них любимая? Ответы получились следующие. Кукла становится любимой потому, что:
-они красивые и модные – так ответили 16 девочек (48%);
- у неё длинные волосы, глаза – 9 девочек (27%);
- нравится – 2 человека (6%);
- она похожа на ребёнка – 1 девочка (3%);
- подарили - 1 девочка (3%);
- они безопасны – 2 человека (6%).
Рис. 5 Результат ответа на вопрос «Почему?»
Мне стало интересно, когда девочки успевают при такой занятости играть. Так 6 человек из 33 (18%) играют куклами от скуки. 19 девочек (57%) играют в любую свободную минутку. 2 - играют в куклы только летом (6%). 3 девочки кукол берут в руки крайне редко (9%). А вот совсем не играет в куклы только 1 девочка (3%), хотя в доме у неё кукол достаточно.
Рис. 6 Результат ответа на вопрос «Когда ты играешь с куклой?»
И наконец, результаты 6 вопроса доказали, что мои сверстницы не знают какими куклами играли их мамы и бабушки. Многие не задумывались об этом никогда, другие не имели возможность спросить своих родственников по разным причинам. Так, 19 девочек не знают ответа на вопрос (их 57%). Остальные же дали следующие ответы: самодельные куклы были у 8 человек (24%), неваляшки у 2 человек (6%), матрёшки – у 1 человека (3%), 4 родственника играли пупсами (12%), а у 1 (3%) – были бумажные куклы.
Рис. 7 Результат ответа на вопрос «Знаешь ли ты, какими куклами играли ваши мамы и бабушки?»
Таким образом: большинство современных девочек играют в куклы с удовольствием; мои сверстницы имеют много различных кукол; большинство девочек предпочитают российские куклы, значительная их часть играют иностранными куклами, но есть и самодельные куклы; в первую очередь, в кукле девочек привлекает внешний вид; одни девочки играют от скуки, другие в любую свободную минуту, третьи - только летом, некоторые кукол берут в руки крайне редко, а иные совсем не играют в куклы; историю куклы в семье сверстницы не знают.
2. 2. Результаты наблюдения
Мы с бабушкой и мамой смастерили несколько самодельных кукол (см. приложение 2). Я дала эти куклы девочкам поиграть. Вместе с самодельными для сравнения дала куклу Барби. В течении недели вела наблюдение за ходом игры. Результаты наблюдения занесены в таблице (см. приложение 3). По данным таблицы получилась следующая диаграмма.
Мы видим, что предпочтение в игре девочки отдали тряпичной кукле.
Рис. 8 Результаты наблюдения
Мы ещё раз предложили анкету, в которой было 2 вопроса.
1 вопрос: Какой куклой вы бы хотели играть и дальше?
2 вопрос: Почему?
Большинство девочек и дальше хотели бы играть тряпичной куклой, затем
- нитяной, соломенной, зерновушкой и небольшая часть девочек выбрала для игры куклу Барби.
Рис. 9 Результат ответа на вопрос «Какой куклой вы бы хотели играть и дальше?»
На 2 вопрос девочки дали следующие ответы:
- приятно держать в руках;
- кажется, что в ней есть душа;
- просто нравится:
- удобно носить с собою;
- можно сделать самой и т.д.
Заключение
На основе результатов исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Экспериментальным путём при помощи анкетирования выяснили, что девочки предпочитают играть куклами отечественного производства
2. Из всех предложенных для игры кукол девочки выбрали самодельные куклы
3. Повторным анкетированием выяснили, что приятнее и интереснее было играть куклами, сделанными своими руками
4. Доказали, что куклы моей бабушки являются актуальными и сегодня среди моих сверстниц
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась.
Список информационных источников
Музыка космоса
Щелкунчик
Эта весёлая планета
Зимний лес в вашем доме
Заповеди детства и юности