С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Со временем практический опыт заменяют слова. Таким образом, человек, все больше полагаясь на слова, - отдаляется от реальности.
Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира.
Но опыты в физике могу не только иллюстрировать различные физические процессы, но и стимулировать познавательную активность и желание учиться.
Вложение | Размер |
---|---|
ayriyan_-_kopiya.docx | 50.18 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.МИХАЙЛОВСКА
«На каждом шагу- физика»
(ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ)
Работу выполнил:
Айриян Арнольд Кароевич
9 Б класс, МБОУ СОШ№1
г.Михайловск, ул.Гагарина, 397
Учитель:
Мингасян Н.Х.,
учитель физики
МБОУ СОШ №1
Введение
Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики в форме числа. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления.
Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. Исходя из этого весьма справедливого утверждения, предлагаем Вашему вниманию разнообразнейшие эксперименты по физике для детей. Предлагаемые мною опыты помогут вам в более наглядной форме увидеть, запомнить и самое главное понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Ведь теория, как известно, без практики мертва, и без практического подтверждения все физические формулы и теоремы можно отнести к сфере предположений, домыслов и теоретических умствований. Теория дает знание, - практика же, дает уверенность в этом знании, а эта уверенность, в свою очередь, и является тем базисом, который представляет собой основу мировосприятия.
С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Со временем практический опыт заменяют слова. Таким образом, человек, все больше полагаясь на слова, - отдаляется от реальности.
Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира.
Но опыты в физике могу не только иллюстрировать различные физические процессы, но и стимулировать познавательную активность и желание учиться.
Вот и я, однажды заинтересовавшись опытами на уроках физики, стараюсь регулярно удивить одноклассников новыми интересными опытами, подтверждая тот или иной закон. Некоторые поставленные мною опыты представлены в данной работе.
Содержание:
1.Введение.
2. Опыты.
3. Заключение.
4.Использованная литература.
Полет
ЦЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, какую роль играет хвост у воздушного змея.
МАТЕРИАЛЫ: один лист писчей бумаги, ножницы, клейкая лента, бечевка, линейка.
ПРОЦЕСС:
Отмерьте и отрежьте от листа бумаги полоску размером 5 х 30 см.Отрежьте кусок бечевки длиной примерно полметра и липкой лентой прикрепите его к бумажной полоске.
Возьмитесь за конец веревочки и взмахивайте перед собой, как бичом.
Отмерьте и вырежьте бумажную по¬лоску размером 0,5 х 30 см и прикрепите ее лентой к свободному концу ранее отрезанной ленты.
Делайте такие же движения этими двумя соединенными лентами, как и ранее с одной.
ИТОГИ: Бумажная лента крутится, но после того, как к ней прикрепили другую ленту, она стала более устойчивой.
ПОЧЕМУ? Бумага движется под углом к направлению движения, и поэтому воздух над верхней частью полоски движется быстрее. Но быстро движущийся воздушный поток создает разряжение, из-за чего на полоску воздействует подъемная сила. Поскольку этот угол постоянно меняется, подъемная сила, воздействующая на него, а также неоднородности и завихрения воздушного потока тоже постоянно меняются. Из-за всего, этого полоска мотается и крутится. Приделанный к полоске хвост из узкой полоски бумаги стабилизирует угол, под которым более широкая полоса движется по отношению к набегающему потоку воздуха. Благодаря этому набегающий поток становится равномернее, и бумажная полоска меньше крутится и болтается.
Волшебный мотор
В этом эксперименте ты сможешь заставить лист бумаги работать, как мотор – конечно, с помощью воздуха.
Реквизит
* Клей
* Квадратный кусок дерева 2,5х2,5см
* Швейная иголка
* Бумажный квадрат 7, 5х7,5 см
Подготовка
1. Нанеси каплю клея в центре деревяшки.
2. Установи в клей иголку острым концом вверх, под прямым углом (перпендикулярно) к деревяшке. Держи её в таком положении, пока клей не застынет настолько, что иголка будет стоять самостоятельно.
3. Сложи бумажный квадрат по диагонали (угол к углу). Разверни, и сложи по другой диагонали.
4. Снова разверни бумагу.
5. Там, где пересекаются линии сгиба, находится центр листа. Лист бумаги должен выглядеть как низкая, уплощённая пирамида.
Начинаем научное волшебство!
1. Объяви зрителям: «Теперь у меня есть волшебная сила, которая поможет мне запустить маленький бумажный моторчик».
2. Поставь на стол деревяшку с иголкой.
3. Положи на иголку бумагу, так, чтобы её центр оказался на острие иголки. 4 стороны пирамиды должны свисать вниз.
4. Произнеси волшебные слова, например : «Волшебная энергия, заведи мой мотор!»
5. Потри ладони 5-10 раз, потом сложи их вокруг пирамиды на расстоянии около 2,5 см от краёв бумаги. Посмотри, что получиться.
Результат
Бумага сначала будет качаться, а затем начнёт вращаться по кругу.
Объяснение
Веришь или нет, но бумагу заставит двигаться тепло от твоих рук. Когда ты трёшь ладони друг о друга, между ними возникает трение – сила, которая тормозит движение соприкасающихся предметов. Из-за трения предметы разогреваются, значит, и трение твоих ладоней производит тепло.
Тёплый воздух всегда движется от тёплого места к холодному. Воздух, соприкасающийся с твоими ладонями, нагревается. Тёплый воздух поднимается вверх, так как расширяется и становится мене плотным, следовательно, более лёгким. Двигаясь, воздух соприкасается с бумажной пирамидой, заставляя двигаться и её.
Такое перемещение тёплого и холодного воздуха называется конвекцией. Конвекция – это такой процесс, при котором в жидкости или газе возникают потоки тепла.
Прилипчивый стакан
Из этого эксперимента ты узнаешь, как благодаря воздуху предметы могут прилипать друг к другу.
Реквизит
* 2 больших воздушных шарика
* 2 пластиковых стакана по 250 мл
* Помощник
Подготовка
Разложи всё необходимое на столе
Начинаем научное волшебство!
1. Вызови кого-нибудь из зрителей в качестве ассистента.
2. Дай ему шарик и стаканчик, а другой шарик и стаканчик оставь себе.
3. Пусть твой ассистент надует твой шарик примерно наполовину, и завяжет его.
4. Теперь попроси его попытаться прилепить к шарику стаканчик. Когда он не сможет выполнить это, наступает твоя очередь.
5. Надуй свой шарик примерно на треть. Приложи стаканчик к шарику сбоку.
6. Удерживая стаканчик на месте, продолжай надувать шарик, пока он не будет надут по крайней мере на 2/3. Теперь отпусти стаканчик.
Советы учёному волшебнику
Докажи зрителям, что твой стаканчик не намазан клеем. Выпусти из шарика некоторое количество воздуха, и стаканчик отваливается.
Что ещё можно сделать
Попробуй одновременно прикрепить к шарику одновременно 2 стаканчика. Это потребует некоторой тренировки и помощи ассистента. Попроси его приложить к шарику два стаканчика, а потом надуй шарик, как было описано.
Результат
Когда ты надуешь шарик, стаканчик «прилипнет» к нему.
Объяснение
Когда ты прикладываешь стаканчик к шарику и надуваешь его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом объём воздуха внутри стаканчика слегка увеличивается, однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается. Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте.
Звучащий стакан
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Сравнить скорость звука в твердых телах и в воздухе.
МАТЕРИАЛЫ: пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.
ПРОЦЕСС: Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке.
Приложите стакан дном к уху.
Побренчите натянутой резинкой как струной.
ИТОГИ: Слышен громкий звук.
ПОЧЕМУ? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.
Пузырьки-спасатели
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, как можно изменить плавучесть предмета.
МАТЕРИАЛЫ: стакан, газированная вода, пластилин.
ПРОЦЕСС:
На три четверти наполните стакан содовой и сразу же бросьте туда пять маленьких кусочков пластилина (все сразу). Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки.
Подождите немного и понаблюдайте.
ИТОГИ: На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.
ПОЧЕМУ? Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилинов настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки пропадают, в результате него пластилиновые шарики снова идут кто дну, где к ним прилипает большое количество пузырьков.
4. Заключение.
О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.
Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.
Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть.
Лавовая лампа
Лепесток и цветок
Мост Леонардо
Лиса Лариска и белка Ленка
Ласточка