В данной работе проанализированы данные о современном состоянии железной дороги Бийск-Барнаул.
Тема актуальна на сегодняшний момент, так как с каждым годом увеличивается поток туристов. Основную нагрузку в настоящий момент несет автомобильный транспорт т.к. на железной дороге уменьшилось количество поездов, которые ходили по маршруту Бийск – Барнаул Бийск-Новосибирск, не стало прямых поездов до Москвы, уменьшилось число прицепных вагонов до разных точек нашей страны. Станция Бийск переживает не самые лучшие времена.
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_otkrytyy_konkurs_odarennykh_shkolnikov_i_molodezhi.doc | 93 КБ |
Городской открытый конкурс одаренных школьников и молодежи
«Юный исследователь»
Направление: География
Название работы
Динамика развития железнодорожного транспорта Алтая
на примере Бийска
Автор работы
Коновалова Полина Валерьевна
7 класс МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Место выполнения работы
г. Бийск
Педагог - руководитель
Хабарова Надежда Васильевна
учитель географии, МБОУ «СОШ№3»
Бийск 2013
Аннотация
Целью наших исследований является выявление проблемы функционирования железнодорожной магистрали Бийск - Барнаул на современном этапе. На основании изложенной цели, нами были выделены следующие задачи:
1.Рассмотреть историю строительства железнодорожной магистрали Бийск-Барнаул.
2. Провести социологический опрос среди учащихся МБОУ СОШ№3 на предмет выяснения знания о транспортной магистрали.
3.Собрать фото, видеоматериалы.
Объект исследования – развитие железнодорожного строительства
Предмет исследования - строительство железнодорожной магистрали Бийск-Барнаул.
Основной базой для написания работы являются документы статистики и личные наблюдения.
Методологической основой выполнения работы послужили труды Е.Кувшинова, И.Титаренко, статьи газеты «Бийский рабочий», интернет-сайты Западно-Сибирской железной дороги.
В качестве основных методов нами использовались: поисковый, сравнительно-статистический, картографический.
Анализ литературы по теме исследования показал, что на современном этапе отсутствуют работы, в которых исследуются современные роль, значение транспортной железнодорожной магистрали Бийск-Барнаул. Указанные обстоятельства определили выбор темы, цель и задачи данного исследования
Работа содержит исследовательский проект, основанный на социологическом опросе учеников МБОУ «СОШ№3» г. Бийска Алтайского края.
В работе мы проанализировали данные о современном состоянии железной дороги Бийск-Барнаул.
Тема актуальна на сегодняшний момент, так как с каждым годом увеличивается поток туристов. Основную нагрузку в настоящий момент несет автомобильный транспорт т.к. на железной дороге уменьшилось количество поездов, которые ходили по маршруту Бийск – Барнаул Бийск-Новосибирск, не стало прямых поездов до Москвы, уменьшилось число прицепных вагонов до разных точек нашей страны. Станция Бийск переживает не самые лучшие времена.
Содержание
Название | Номера страниц |
Введение | 6 |
История строительства железнодорожной магистрали Бийск-Барнаул | 7-11 |
Железная дорога Бийск-Барнаул в советское время | 12-14 |
Функционирование ж\д Бийск – Барнаул в настоящее время | 14-15 |
Социологический опрос учащихся МБОУ «СОШ№3» | 16-18 |
Вывод | 19 |
Приложение | 20 |
Литература | 21 |
Введение
Город Бийск называют «воротами Горного Алтая». Действительно, весь поток туристов, которые едут на отдых в Горный Алтай, идет через город Бийск. Большинство туристов выбирают автомобильный транспорт. Город и республику Алтай связывает лишь автомобильная магистраль М-52.Хотя предполагалось строительство железной дороги, связывающей Бийск и Горно – Алтайск. Оказалось нереализованным по причине распада СССР. В настоящее время вопрос строительства железной дороги до Горного Алтая вновь обсуждается как в федеральном правительстве, так и среди некоторых компаний. Строительство «социально значимой линии Бийск - Горно-Алтайск» отнесено к основным направлениям развития транспортной инфраструктуры в Алтайском крае в сфере железнодорожного транспорта до 2015 года. Эти направления прописаны в Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2025 года. Большие ожидания связаны со строительством данного направления, т.к. в настоящее время поток пассажиров, выбирающих ж\д в качестве передвижения, значительно снизился. Из Бийска ходит всего лишь один поезд дальнего следования № 601Н/602Н Бийск — Новосибирск. Также ходит два поезда пригородного сообщения Бийск — Барнаул № 7009А/7010М«Калина Красная» и № 7011А/7012М «Восток». А ведь в былые времена город принимал и оправлял до миллиона пассажиров. Развитие Бийска неотъемлемо связано со строительством и функционированием железной дороги, которая имеет богатую историю. В строительстве железной дороги были заинтересованы в первую очередь купцы и промышленники города Бийска, но и на высшем уровне, в правительстве также имелся свой интерес. Через год исполняется 100 лет со дня строительства этой железной дороги. Что знают учащиеся школы, горожане о важной для города транспортной магистрали, какое дальнейшее развитие ожидает железную дорогу Бийск-Алтайская - на эти вопросы мы постарались ответить в нашей работе.
История строительства железнодорожной магистрали Бийск-Барнаул
Железнодорожная линия Алтайская — Бийск (историческое название Бийская ветвь) — участок железной дороги, связывающий город Бийск с Турксибом(Туркестано-Сибирской) и со Среднесибирской магистралью. В 2015 году исполнится ровно 100 лет с того момента, когда первый паровоз «отстучал» свои первые километры по этой дороге.
Сейчас трудно представить, что когда-то город Бийск не имел железной дороги. Строительство было продиктовано требованиями времени. Еще дореволюционные исследователи Сибири, оценивая выгодность экономико-географического положения Бийска, предсказывали ему большие перспективы. Так, известный исследователь П.Головачев в 1914 году писал: «Бийск - весьма важный в экономическом отношении пункт: от него начинается пароходное сообщение вниз по Оби и три сухопутные дороги на Алтай…Бийск отпускает огромные хлебные грузы вниз по Оби и поставляет хлеб на золотые прииски алтайского района. С проведением рельсового пути его значение поднимается еще больше, как и Барнаула».
Обсуждение необходимости строительства Алтайской железной дороги началось на переломе XIX-XX веков. В дороге были заинтересованы местные предприниматели, в первую очередь барнаульские, во многом они инициировали деятельность по выбору маршрута. Но активную роль играли не только барнаульские, но и бийские купцы. Купечество и промышленники были заинтересованы в строительстве железной дороги для доставки и отправки товаров. Еще в 1904 году встал вопрос на городской думе о начале строительства Бийской железнодорожной линии до Барнаула. В 1908 году были посланы представители в Санкт-Петербург по вопросу строительства ж\д. Причем, бийчане настаивали, чтобы наш город не был конечной точкой, чтобы дорога была построена до Улалы, современного Горно-Алтайска. Это бы, по их мнению, сделало торговлю с Монголией по Чуйскому тракту более интенсивной. Но технических и финансовых возможностей для этого тогда не было.
Главным условием для железнодорожного строительства в нашем крае была прокладка Великого сибирского пути – Транссиба. Это дорога на века. Строительство Транссиба началось в 1891 году одновременно с двух концов – из Челябинска и Владивостока и закончилось в 1916 году. Но сквозное сообщение между европейской Россией и тихоокеанским побережьем было уже во время Русско-японской войны 1904-1905 годов благодаря тому, что пустили в эксплуатацию КВЖД – Китайско-восточную железную дорогу. Транссиб строился на государственные средства. Более мелкие железные дороги, в том числе и Алтайская, были частными. В марте 1912 года император Николай II учредил устав Общества Алтайской железной дороги. Крупнейшими акционерами выступили французские «Генеральное общество», «Лионский кредит» и другие банки. С российской стороны - Учетно-ссудный банк, Торгово-промышленный банк, Азовско-Донской банк. Местные предприниматели Алейников и Аверин – владельцы знаменитого барнаульского «небоскреба», в котором одно время находилось управление Алтайской железной дороги; Арцибашев и Лапицкий, Масюков, Линда выступали в качестве крупных подрядчиков. Они выполняли многомиллионные строительные заказы.
Строительство дороги началось 1 июня 1913 года одновременно от Новониколаевска и Семипалатинска. Бийская ветка строилась встречным путем со стороны станций алтайской и Бийской. На строительство дороги съехались тысячи рабочих из европейской части страны, местное население также принимало участие в этом строительстве.
Начальником будущей станции был назначен Качанко Шапа Иванович. Строительство было трудным. Первые два года строительства 1911,1912 – велись земляные работы. В городе пришлось вырубить сосновый лес от пристани до вокзала, засыпали многочисленные овраги. Этот путь назвали в насмешку «карьерной дорогой». Эта дорога сохранилась до настоящего времени, она обросла подъездными путями промышленных предприятий. К концу июля 1913 года на Бийскую ветку было завезено Богославским горнозаводским обществом 128 тысяч рельсов и 25 тысяч скреплений. К осени 1913 года на всем протяжении Алтайской железной дороги были уложены пути на 230 верстах, сделано 25% всех мостов, земляные работы выполнены на 50%.Первые паровозы Коломенского паровозостроительного завода серии «Ы» везли по реке Оби через Барнаул в Бийск. Паровоз Ы — русский грузовой паровоз. Был создан на основе конструкции паровоза Ѵ, но имел меньший вес. В основном, паровозы Ы работали на второстепенных и тупиковых направлениях. У паровозов разновидности «Ы» на российских железных дорогах впервые были совмещены паровая машина компаунд и пароперегреватель. Кроме того, они были самыми мощными русскими паровозами с машиной компаунд. В Бийск был доставлен паровоз с №115.
Первые станции и разъезды были построены в 1914 году на линии Бийской железной дороги. К декабрю 1914 года главная ветка ж\д одноколейного пути уложена на всем 157 км пути. Однако к осени 1914 года движение поездов все-таки не было открыто. Свою работу начала лишь весной 1915 года. Об этом событии в мартовском номере Бийской газеты «Алтай» сообщалось следующее: «С первого марта сего года в городе Бийске открыла свои операции городская станция алтайской железной дороги». Таким образом, Бийск и его уезд были соединены стальными рельсами с Великим Сибирским железнодорожным путем. Первый пассажирский поезд оправился из Бийска в 1916 году. Ходил раз в два дня, и то не всегда, если было мало пассажиров и грузов.
В годы гражданской войны железная дорога Бийск-Алтайская была в неудовлетворительном состоянии. В период колчаковщины вся ж\д ветвь находилась в руках белогвардейцев Колчака.
После войны шел трудный восстановительный период. К 1922 году стал курсировать пассажирский поезд, позже пошли грузовые поезда
Железная дорога Бийск-Барнаул в советское время
В 1937 году на станции эксплуатируются паровозы серии «Е» с нагрузкой 900 тонн.Паровозы серии «Е» получили прозвища — Русский Декапод (десятиног).Серия грузовых паровозов типа 1-5-0, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах, но по чертежам, разработанным русскими инженерами.
Перед войной грузооборот линии Бийск-Алтайская достиг 30 тыс.вагонов, вместивших 412,2 тыс.тонн.
Во время Великой Отечественной войны железнодорожники перешли на скоростное формирование поездов, вождение тяжеловесных составов с повышенной скоростью. В город прибывало промышленное оборудование с эвакуированных заводов. Еще в конце 1941 года из белорусского города Сухиничи прибыло ж\д училище с оборудованием. На базе этого училища город Бийск стал готовить специалистов на железную дорогу.
В послевоенные годы город активно рос. Появлялись новые промышленные предприятии. Стал увеличиваться и объем перевозок. Так с 1948 по 1950 годы объем перевозок увеличился в полтора раза, а за следующие 5 лет, удвоился. Строительство химического комбината и других предприятий резко увеличило грузооборот станции. За сутки оборот по ветке исчислялся более чем десятью парами грузовых поездов.
В 80-е годы 20 века увеличился и пассажирооборот. В год станция Бийск принимала и отправляла более 1 млн. пассажиров. Пассажирское движение осуществлялось по 7 направлениям. В пики перевозок назначали дополнительный скорый поезд Бийск-Москва. Были прицепные вагоны во все направления страны.
Функционирование ж\д Бийск – Барнаул в настоящее время
Начиная с конца 90-х годов прошлого века грузооборот и пассажирооборот сократился, по сравнению с 70-80 годами прошлого века. В связи с этим на станциях демонтирована значительная часть оборудования.
Пассажирские поезда ходят под одной секцией локомотива. По Бийскому направлению ходят 3 пары поездов: два на Барнаул, один на Новосибирск. Самым популярным считается Бийск-Новосибирск. Состав насчитывает 11-16 вагонов. Со всеми поездами идут вагоны беспересадочного сообщения в разные направления страны, пользующиеся спросом у пассажиров, особенно в летний период.
Поезда на Барнаул выполняют роль пригородных на Бийском участке. Зимой, довольно часто автомобильная трасса Бийск-Барнаул бывает, закрыта из-за погодных условий и тогда пассажиры пользуются железной дорогой.
Состояние дороги на сегодняшний день удовлетворительное. Пути в довольно хорошем состоянии, везде автоблокировка с новыми светофорами, разобранных станций нет.
Железнодорожная ветка Бийск-Алтайская живет, вкладываются средства в ремонт путей, в оборудование.
Социологический опрос учащихся МБОУ «СОШ№3»
В ходе работы нами был проведен опрос среди учащихся 7-х классов МБОУ «СОШ№3» на предмет владения информации о строительстве железной дороги Бийск-Барнаул. Но прежде. чем задать вопросы по сооружению ж\д, мы спросили учащихся о том, ездили ли они на поезде (диаграмма 1), есть ж\д в нашем городе(диаграмма 2)
Результат поразил - большая часть учащихся не ездили на поезде. Это объясняется следующим: большинство используют автомобиль для поездок до Барнаула, Новосибирска. Если это более дальние расстояния, то – самолет.
Как показало это анкетирование большинство учащихся все же знают о наличии ж\д в городе. Но были и такие, кто не знает есть ж\д или нет?
МБОУ «СОШ№3» находится в бывшем Приобском районе, и некоторые учащиеся (в силу своего возраста), не бывали в районе ж\д вокзала. Хотя, что автобусная остановка «Вокзал» есть знают все, но у многих она ассоциируется с автовокзалом.На вопрос о времени строительства ж\д Бийск – Алтайская точную дату смогли назвать лишь несколько человек.
7 человек назвали точную дату окончания строительства ж\д, 41 учащихся решили, что это 1965 год,4 - что дорога была построена в 80-х годах. Нашлись 3 человека, которые окончание строительства ж\д отнесли к началу 21 века.Когда была названа дата начала и окончания строительства ж\д Бийск – Алтайская, то это вызвало большое удивление.
Этот опрос показал, что учащиеся мало интересуется историей и географией города. Наверное, если бы провести такой же опрос среди учащихся других школ – то ответы были бы идентичными, за исключением тех учеников, которые живут в районе вокзала
Вывод
Железная дорога Бийск-Алтайская (Бийск - Барнаул) имеет богатое прошлое.
Все событие, происходившие в нашей стране, нашли отражение на этой небольшой, но столь значимой для города железнодорожной ветки. Это и Первая мировая война, период Гражданской войны, когда железная дорога и город были захвачены белочехами, во время Великой Отечественной войны бийчане отправляли сотни грузов на фронт-все для победы, это и освоение целины, когда по железной дороге приезжали на освоение залежных земель, в 70-80 годы бурный подъем экономики города.
Сейчас уже невозможно представить город Бийск без железной дороги. Пусть в настоящий момент она переживает далеко не лучшие времена, но существует проект о строительстве ж\д на Горно - Алтайск. А это значит, что железная дорога Бийск-Алтайская будет жить и работать. Наконец, развитие туристско-рекреационной зоны привлечет туристов, которые буду пользоваться железной дорогой. Для популяризации железнодорожного транспорта, а в частности железной дороги Бийск-Барнаул, предлагаем организовывать среди учащихся школ города экскурсии на поезде по льготным ценам. Это может способствовать привлечению дополнительных пассажиров. Поездки-экскурсии должны быть тематическими.
Данная работа носит многопрофильный и многоплановый характер и предполагает динамичное состояние. В дальнейшем мы планируем детальное рассмотрение маршрута линии Бийск-Барнаул, сбор фото и видеоматериалов.
Литература:
1.Е.Кувшинов. Станция Бийск (историческая справка), Бийск 1977
2.И.П.Титаренко. Бийский железнодорожный узел, история развития. Бийск.2004
3.А.Шелепов. И зазвенят стальные магистрали. Газета Бийский рабочий 19.09.1979
4.В.Третьяков. Стальные магистрали. Газета Бийский рабочий.08.04.1975
5.И проводник взмахнет флажком. Газета Бийский рабочий 08.08.2001
6. А.Вотяков Бийская железнодорожная ветка, http://zap-sib-rail.narod.ru/Article/vetka-biisk.html 21.01.2009
Прекрасное далёко
Сказка "Узнай-зеркала"
Самодельный телефон
Девчата
Композитор Алексей Рыбников