В данной работе анализируются причины нарушения осанки школьников и предлагаются способы укрепления осанки
Вложение | Размер |
---|---|
osanka.doc | 515.5 КБ |
МБОУ «Павлозаводская СОШ»
Причины нарушения и способы укрепления осанки школьника
исследовательская работа
Выполнила: Хаматханова Лида
ученица 9 класса
Руководитель: Дробышева
Евгения Ивановна
учитель физики
Сибирские Огни
2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Значение осанки………………………………………………. | 5 |
1.1. Задачи осанки ………………………………………………………. | 5 |
1.2. Формирование осанки……………………………………………… | 6 |
1.3. Компоненты нарушения осанки…………………………………… | 7 |
1.4. Первые признаки нарушения осанки……………………………… | 7 |
1.5. Типы осанки…………………………………………………………. | 8 |
Глава 2. Причины нарушения осанки………………………………….. | 10 |
2.1. Классификация причин нарушения осанки………………………. | 10 |
2.2. Причины нарушения осанки в детском возрасте………………… | 11 |
2.3. Причины нарушения осанки у взрослых людей………………….. | 11 |
2.4. Остеохондроз позвоночника как причина нарушения осанки…. | 12 |
2.5. Сколиоз и кифотическая осанка…………………………………… | 12 |
2.6. Сколиотическая болезнь…………………………………………… | 14 |
2.7. Кифоз и кифотическая осанка……………………………………… | 15 |
2.8. Плоскостопие как причина нарушения осанки…………………… | 17 |
2.9. Как определить нарушение осанки………………………………… | 18 |
Глава 3. Лечение и профилактика нарушения осанки……………….. | 19 |
3.1. Методы лечения…………………………………………………….. | 19 |
3.2. Профилактика нарушения осанки…………………………………. | 19 |
3.3. Организация рабочего места ………………………………………. | 20 |
3.4. Соблюдение правильного положения тела при работе за столом.. | 20 |
3.5. Гимнастика для укрепления правильной осанки ……………….. | 21 |
Глава 4. Нарушения осанки среди учащихся школы ……………….. | 22 |
4.1. Динамика роста нарушения осанки ………………………………... | 22 |
4.2. Информированность учащихся о причинах заболевания позвоночника …………………………………………………………………… | 22 |
4.3. Информированность учащихся школы о способах укрепления позвоночника ……………………………………………………………….. | 23 |
Заключение ………………………………………………………………. | 24 |
Источники информации ………………………………………………… | 27 |
Введение
Осанкой называется привычная поза (вертикальное положение человеческого тела) при движении и в покое. Подобное привычное положение тела регулируется на уровне безусловных рефлексов, бессознательно, создавая так называемый двигательный стереотип. Человек обладает только одной, присущей исключительно ему, привычной осанкой.
Кроме того, осанка является не только привычным положением человеческого тела, но и признаком состояния здоровья, составляющей частью привлекательной внешности и основой гармоничного развития опорно-двигательного аппарата. Осанка человека также ассоциируется с выправкой и манерой держать себя.
Определяется осанка, в первую очередь, конституцией человека, его генным набором - то есть является врожденным проявлением. Однако она подвержена изменениям и совершенствованиям в процессе индивидуального развития.
Также осанка определяется:
Нарушения осанки, в подавляющем большинстве случаев, являются результатом плохих привычек или заболеваний.
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями осанки. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений осанки.
По итогам Всероссийской диспансеризации детей, патологии опорно-двигательного аппарата занимают по частоте 1-е место. Наблюдается рост заболеваний и в нашей школе.
Цель работы: выявить причины нарушения осанки человека, собрать информацию о нарушении опорно-двигательного аппарата среди учащихся школы, найти информацию о наиболее эффективных способах укрепления позвоночника.
Предмет исследования: осанка человека.
Объект исследования: причины нарушения и способы укрепления осанки школьника.
Гипотеза: в течение 10 лет наблюдается увеличение числа учащихся, имеющих проблемы с позвоночником, учащиеся школы недостаточно информированы о причинах заболевания позвоночника и способах его укрепления.
Этапы работы: поиск и обработка информации, анкетирование учащихся, беседы с классными руководителями, разработка текстового документа и презентации.
Методы: поисковый, аналитический.
Источники информации: медицинская литература, ресурсы сети Интернет.
Предполагаемый результат: повышение уровня информированности учащихся.
Глава 1. Значение осанки
Осанка служит показателем физической культуры и здоровья человека. Ведь положение тела при движении существенно влияет на эффективность действий. К примеру, трудно представить эффективное и красивое двигательное действие у сутулого человека. Его движения зачастую неуклюжи, и могут приводить к травмам.
Соблюдение правильной осанки – это надежный и эффективный метод профилактики возникновения таких патологий современной цивилизации, как остеохондроз позвоночника и боль в спине.
Осанка – это язык тела, который свидетельствует о том, как ощущает себя человек по отношению к другим людям, к самому себе и своей жизни. Это часть индивидуальности личности и выражение ее внутренней позиции. Осанка может служить даже составляющей карьеры. Это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнавать знакомого, не видя его лица.
Задачи осанки:
1. Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы человека от перегрузок и травм за счет оптимального баланса мышц и выравнивания сегментов тела.
2. Осанка выполняет утилитарную задачу. При оптимальном расположении частей тела осуществление сложных и простых движений не вызывает особенных проблем, поскольку амплитуда движений всех суставов при этом максимальна.
3. Осанка является индикатором психических особенностей человека. Влияние осанки на процесс формирования личности человека научно доказано. Человек с хорошей, правильной осанкой обладает большей уверенностью в себе, и больше привлекает внимание окружающих.
1 этап
Маленькие дети осанкой, как таковой, еще не обладают – физиологические изгибы позвоночника у них отсутствуют, а вертикальная поза неустойчива. Но в процессе роста у ребенка начинает формироваться его двигательный стереотип, и первые элементы сегментального выравнивания появляются в младшем школьном возрасте. Однако у детей в возрасте 6-9 лет осанка еще неустойчива. У них часто определяется избыточный прогиб в поясничном отделе позвоночника, торчащие лопатки и выступающий живот. Для данного возраста такие признаки являются нормой.
2 этап
Самый важный период жизни для формирования осанки – это возраст от 8 до 17 лет. Даже малейшие отклонения в развитии осанки в данный период могут привести к деформациям конечностей и позвоночника. Именно в этом возрасте "закладываются" будущие патологии суставов и позвоночного столба. И в этом же возрасте мероприятия по воспитанию осанки будут наиболее эффективны.
3 этап
Устойчивую осанку человек обретает в старшем школьном возрасте. Окончательное формирование осанки совпадает с прекращением роста скелетных костей - т.е. примерно с 18 до 23 лет. С этим же периодом связано созревание нервной системы и формирование устойчивого двигательного стереотипа. В этом возрасте происходит окончательное образование изгибов позвоночника, свода стопы, выравнивание нижних конечностей.
Сохранение правильной, хорошо сбалансированной позы, достигается за счет ее постоянной коррекции с помощью точно дозированных напряжений многочисленных мышц. Поэтому успех в формировании правильной осанки достигается, прежде всего, при помощи укрепления мышечной системы и ее разносторонней физической тренировки.
Физический компонент
Современные люди большую часть времени проводят сидя: работая, отдыхая, обучаясь, ожидая, принимая пищу. Сидячая поза, наиболее удобная для выполнения множества работ, а также обучения – это серьезное испытание для опорно-двигательной системы. Ведь чаще всего осанка страдает при нахождении именно в этом положении!
Рис. 1
Длительное сохранение сидячего положения является причиной возникновения болей в спине и различных заболеваний. Массовое школьное обучение имеет и оборотную сторону: нарушения осанки сейчас выявляются у 40-80% детей. У 3-10% из них нарушения переходят в различные искривления позвоночника - чаще всего в так называемые школьные сколиозы (рис. 1).
С развитием нашей цивилизации менялись содержание, методы и организация человеческого труда. Появилась новая массовая профессия – офисные работники, численность которых на данный момент составляет более половины всего работающего населения. Длительное нахождение в сидячей позе при работе за компьютером, с клиентами или документами, вызывает рост количества патологий опорно-двигательной системы среди взрослого населения. Число таких заболеваний постоянно растет, они молодеют – и подобная тенденция, по-видимому, сохранится в ближайшем будущем.
Психологический компонент
Тело и мысли человека неразрывно связаны – изменения одного влекут за собой изменения другого, и наоборот. Мы способны регулировать мышечное напряжение, воздействуя на свои мысли, а изменения положения тела способны приводить к изменениям эмоционального состояния. Особое внимание следует обратить на подростковый возраст. Юноши и девушки зачастую деформируют свою осанку под влиянием различных психоэмоциональных факторов – выдвигают вперед оба плеча и горбятся. В результате со временем запускается перестройка мышечных групп, и начинает формироваться патологическая осанка. А она, в свою очередь, способствует фиксации данных психоэмоциональных нарушений, и развитию неврозов в дальнейшем.
Значение правильного формирования осанки особенно велико в детском возрасте, в период роста скелетных костей. Патологические, но привычные положения тела, быстро вызывают деформации позвоночника, таза, грудной клетки, нижних конечностей, вплоть до стоп. Плоскостопие и сколиотическая болезнь – крайние проявления такой неправильной нагрузки. Реализуется важный биологический закон: функция определяет форму.
Первые признаки нарушений осанки у ребенка:
Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д.
Поводом для обращения к врачу служат:
Традиционно осанка оценивается по состоянию естественных изгибов позвоночного столба. S-образный позвоночник служит своеобразным амортизатором, который гасит осевые нагрузки в направлении сверху вниз.
В норме позвоночник имеет 4 изгиба:
1. В шейном отделе – изгиб вперед (шейный лордоз).
2. В грудном отделе – изгиб назад (грудной кифоз).
3. В поясничном отделе – изгиб вперед (поясничный лордоз).
4. В крестцово-копчиковом отделе – изгиб назад (крестцовый кифоз).
Именно за счет этих естественных изгибов увеличивается сопротивление позвоночника осевым нагрузкам. При чрезмерных и резких воздействиях позвоночный столб как бы "сжимается" в S-образную форму, предохраняя тем самым связки и диски от травм, а потом распрямляется, как пружина.
Выделяют 5 различных типов осанки (рис. 2):
1. Нормальная.
2. Круглая спина.
3. Плоская спина.
4. Плоско-вогнутая спина.
5. Вогнуто-круглая спина.
Рис. 2
Круглая спина или сутулость обусловлена избыточной выраженностью грудного кифоза. В том случае, если он проявлен очень сильно, и захватывает даже часть поясничного отдела, такая спина называется тотально-круглой.
Для плоской спины характерна сглаженность всех физиологических изгибов позвоночника, уменьшение угла наклона таза и уплощение грудной клетки. При таком типе осанки сильно нарушается амортизаторная функция позвоночного столба. Плоская спина часто сочетается с боковыми искривлениями позвоночника – сколиозами.
Плоско-вогнутая спина характеризуется усилением только поясничного лордоза.
При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременную избыточную выраженность имеют поясничный лордоз и грудной кифоз.
Глава 2. Причины нарушения осанки
2.1. Классификация причин
Причины нарушения осанки могут быть классифицированы по разным критериям. Многие из факторов при этом пересекаются, и иногда одновременно относятся как к одним, так и к другим категориям.
Причины нарушения осанки делят на внешние и внутренние, а также врожденные и приобретенные.
Рис. 3
Внешние причины нарушения осанки подразумевают нарушения образа жизни человека. В первую очередь это неправильный режим дня, в котором для сна отводится недостаточное количество времени. Важную роль играет также гиподинамия - т.е. недостаточная физическая деятельность. Объем мышечной работы при этом недостаточен, и мускулы со временем становятся слабыми и дряблыми. А ослабшие мышцы живота и спины, не способные длительно удерживать корпус в правильном положении, служат причиной нарушения осанки (рис. 3).
Внутренние причины нарушения осанки – это, чаше всего, какие-либо хронические заболевания:
К врожденным причинам нарушения осанки относятся патологии внутриутробного развития, которые приводят к нарушению формирования позвонков, их клиновидной форме, образованию дополнительных позвонков и т.д.
Приобретенные причины нарушения осанки:
2.2. Причины нарушений осанки в детском возрасте
В первую очередь это снижение двигательной активности. Малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве.
Нарушения питания. Недостаток органических и минеральных веществ, развивающийся при несбалансированном рационе, отрицательно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата. Основная проблема в питании современных детей – отсутствие достаточного количества кальциевых солей, необходимых для правильного развития связок и костной ткани. Это приводит к поражениям связочного аппарата позвоночного столба и, как следствие, к развитию нарушений осанки.
Плохая организация рабочего и игрового пространства - например, слишком высокие стулья или столы, недостаток места на письменном столе и т.д. При длительных занятиях (рисование, выполнение уроков, работа на компьютере) в неправильных условиях осанка ребенка значительно ухудшается, и со временем этот статический стереотип закрепляется.
Нарушение времени чередования труда и отдыха у школьников. В последнее время рост школьных нагрузок играет важную роль в увеличении количества детей, страдающих нарушениями осанки. Ведь основная поза во время школьной деятельности – длительное сидячее положение, которое и способствует развитию неправильной осанки.
2.3. Причины нарушений осанки у взрослых
Нарушение осанки у взрослого человека – это чаще всего проявления сопутствующей патологии при заболеваниях опорно-двигательного аппарата:
Данный симптом характерен для дегенеративно-дистрофических и воспалительных процессов в позвоночнике и прилегающих к нему тканях - например, при остеохондрозе, радикулите и грыже межпозвоночного диска. В таких случаях развивается так называемый "противоболевой" сколиоз. Пациент, с целью уменьшения болевых ощущений, сам принимает неправильную, искривленную позу, что со временем обязательно сказывается на осанке.
Увеличение кифотических искривлений характерно для остеопороза. При этом заболевании позвонки могут приобретать клиновидную форму в результате частых патологических переломов, что провоцирует развитие сутулости разной степени.
Выраженные боли в различных отделах спины и развитие кифоза, проявляющегося сутулостью, нередко возникает при опухолевых процессах в позвоночнике.
И конечно, как мы уже говорили, причиной нарушений осанки может быть профессиональная деятельность, при которой человек постоянно пребывает в одной позе.
Неправильная осанка не только ухудшает эстетику человеческого тела. Она также способна неблагоприятно влиять на деятельность организма в целом, нарушая работу сердца, печени, легких, желудка и кишечника.
Механические повреждения позвоночника, как причина нарушений осанки
Зачастую различного рода травмы, смещения отдельных позвонков, вывихи и подвывихи, которые возникают в результате механического воздействия на позвоночник, сопровождаются целым комплексом симптомов, один из которых – нарушение осанки. Но, в большинстве случаев, изменения осанки – отсроченное проявление подобных травм, развивающееся со временем. Эти изменения могут быть обусловлены физическими нарушениями целостности позвонков или всего позвоночного столба, например, при крупных переломах.
Кроме того, хронические болевые ощущения в позвоночнике, возникающие уже после периода острой травмы, могут вызывать "противоболевое" изменение позы, о котором говорилось выше. Человек рефлекторно старается снизить мышечное давление на поврежденные структуры, чтобы избежать боли. Со временем такое положение становится привычным, меняется распределение нагрузки на мускулатуру и развивается нарушение осанки.
2.4. Остеохондроз позвоночника
как причина нарушений осанки
Достаточно частой причиной появления патологической осанки может служить остеохондроз позвоночника. Данная патология развивается в области повреждений межпозвоночных дисков, при их воспалении или деформации. Также при возникновении остеохондроза большое значение имеет повышенное отложение в суставах позвоночного столба кальциевых солей. Суставной аппарат позвоночника при этом теряет свою подвижность, а это, в свою очередь, вызывает ущемление и сдавливание нервных волокон, выходящих из спинного мозга. Данный симптомокомплекс ведет к возникновению болевого синдрома и, как следствие, к нарушению осанки.
2.5. Сколиоз и сколиотическая осанка
Сколиоз и сколиотическая осанка – совершенно разные понятия, путать которые не следует. Несмотря на внешнюю схожесть их проявлений - ассиметрия контуров талии, высоты лопаток и плеч – они обладают существенными основополагающими различиями.
Сколиотическая осанка (рис. 4)
Сколиотической осанкой называется боковое отклонение позвоночника только в одном отделе и в одной плоскости – фронтальной. Подобные искривления позвоночника являются функциональными, и их нельзя рассматривать как самостоятельную патологию.
Рис. 4
Причинами возникновения таких нарушений может служить множество факторов. Ниже перечислены наиболее частые:
Самая распространённая причина появления сколиотической осанки – это неустранённые последствия родовых травм: миотонический синдром и кривошея.
Клинические проявления данного заболевания действительно очень похожи на сколиоз:
Однако если пациент вытягивается и становится ровно, или ложится на твердую ровную поверхность - все эти симптомы исчезают. Данный признак обусловлен тем, что на такой стадии заболевания еще отсутствуют стойкие структурные изменения в позвонках, межпозвоночных суставах и дисках. Искривление позвоночного столба вызывается только слабостью или перенапряжением мышц спины.
Именно поэтому столь важно заметить появление первых симптомов вовремя, в самом начале развития патологии, когда структуры позвоночника еще не повреждены. В данном случае терапия сколиотической осанки достаточно проста – специальный комплекс физических упражнений, курс мануальной терапии и нормализация режима отдыха и труда. Но если вовремя не предпринять никаких мер, достаточно быстро сколиотическая осанка разовьется в серьезное заболевание – сколиоз.
2.6. Сколиотическая болезнь
Сколиоз (сколиотическую болезнь) – фиксированное боковое искривление позвоночника. Его следует рассматривать в качестве самостоятельной патологии позвоночного столба.
Девочки страдают данной патологией чаще мальчиков. Первые клинические признаки, как правило, начинают проявляться примерно с 6-7 лет, и обладают тенденцией к постоянному прогрессированию, вплоть до завершения роста скелетных костей. Пик активности сколиоза приходится на пубертатный возраст – 12-15 лет. Чем быстрее растет ребенок, тем больше скорость прогрессирования сколиоза. Однако заранее прогнозировать частоту возникновения нарушений у каждого конкретного пациента довольно сложно. Об этом судят, в основном, ретроспективно. Статистически средняя прогрессия сколиоза составляет примерно 5 градусов в год.
Сколиоз достаточно часто является результатом невнимательного отношения к собственному здоровью, несоблюдения условий труда и неправильного образа жизни. Длительное сидение или стояние в неправильной позе, которая вызывает перенапряжение отдельных групп мускулатуры позвоночника, неправильное поднятие тяжестей, неправильные наклоны вызывают мышечный спазм, который со временем становится привычным. В последующем он начинает постепенно изменять нормальную осанку. Спазмированные мышцы оттягивают костные структуры позвоночника влево или вправо, заставляя их принимать неправильное положение. Кроме того, подобные "перекосы" в осанке и нарушения анатомии позвоночного столба стимулируют появление болевого синдрома, обусловленного перенапряжением мышц и сдавливанием нервных путей.
В некоторых случаях сколиоз может быть врожденной патологией. Особенно опасным является проявление такого врожденного заболевания в детском возрасте. Спинной связочно-мышечный аппарат у детей еще не настолько развит, чтобы длительно противостоять давлению, а структуры позвоночника еще податливые и гибкие. Все это в комплексе вызывает очень быстрое развитие сколиотических изменений.
Нарушение расположения межпозвоночных дисков приводит к их деформации и плохому кровоснабжению. Из-за этого весь позвоночный ряд искривляется, сдвигается, а в позвонках начинают формироваться костные изменения. Кроме линейных искривлений позвоночного столба во фронтальной плоскости, это заболевание практически всегда сопровождается скручиванием позвонков.
Заболевание начинается, чаще всего, в детском возрасте, и поражает зоны роста позвоночника. Следствием этого становится возникновение асимметрии роста и еще более выраженное искривление спины.
Клиническая картина сколиоза включает:
В большинстве случаев диагностика сколиоза не представляет особых трудностей. Очень часто патологические искривления позвоночника влево или вправо заметны невооруженным взглядом. Для уточнения степени возникших изменений достаточно проведения рентгенографии.
Истинный сколиоз очень тяжело поддается лечению - не зря его иногда называют "крестом ортопедии". Особенно трудно лечить сколиоз, если он развился уже в зрелом возрасте. А в случае возникновения его у ребенка, при своевременной диагностике, данные изменения поддаются исправлениям достаточно легко. Постоянное ношение ортопедического корсета, мероприятия по гармоничному развитию мышечного каркаса, весьма быстро возвращают позвоночник в нормальное положение. У пациентов старшего возраста те же процедуры необходимо проводить намного дольше. В особо тяжелых случаях приходится даже прибегать к хирургическим вмешательствам.
Лечение сколиоза – намного более длительный и сложный процесс, чем коррекция сколиотической осанки. Кроме того, страдающий сколиозом имеет намного меньше шансов на полное выздоровление. Поэтому ранняя диагностика нарушений осанки, и своевременная их коррекция, послужат залогом здоровья вашей спины и всего организма в целом.
2.7. Кифоз и кифотическая осанка
Патологическим кифозом называется чрезмерное искривление позвоночного столба в направлении спины. Грудной отдел позвоночника должен в норме выгибаться кзади, но в случаях, когда данный изгиб имеет патологически выраженную кривизну, ставится диагноз "кифоз". Клинически эта патология проявляется синдромом "круглой спины". При относительно небольшой выраженности она имеет вид сутулости, а в более сложных случаях характеризуется образованием горба (рис. 5).
Рис. 5
Различают следующие виды патологических кифозов:
Кифотическая осанка возникает при круглой, сутулой спине, обусловленной сильным изгибом грудного отдела позвоночника.
Такое нарушение осанки проявляется следующими признаками:
Изменение анатомического строения грудной клетки со временем приводит к снижению подвижности ребер, нарушениям движений межреберных мышц и ограничению дыхательной функции легких.
Данное заболевание диагностируется при наличии деформаций грудной клетки в направлении от груди к спине, видимых невооруженным глазом. Для подтверждения диагноза применяются рентгеновские снимки, которые также позволяют определить выраженность патологии. Схема лечения кифозов практически полностью идентична таковой при сколиозе.
2.8. Плоскостопие как причина нарушений осанки
Плоскостопием называется уплощение свода стопы, при котором она становится более плоской, что связано с нарушением ее амортизирующих функций. Свод стопы "гасит" инерционные нагрузки при ходьбе и беге, которые могут достигать до 200% веса тела. Данная патология косвенно вызывает развитие нарушений осанки и наоборот, нарушения осанки могут приводить к возникновению плоскостопия.
Как это происходит?
Центр тяжести тела при плоскостопии смещается назад, и с целью удержания равновесия человек рефлекторно немного наклоняется вперед. Возникает замкнутый круг, кроме того, из-за наклона вперед начинает развиваться сутулость.
Характерное проявление плоскостопия – быстрая утомляемость ног. При данной патологии очень сильно страдают колени, поскольку именно на них ложится большая часть нагрузки. Кроме того, возрастает нагрузка на позвоночник, ведь удары и толчки при беге и ходьбе организму необходимо как-то компенсировать.
Основные признаки плоскостопия:
2.9. Как определить нарушение осанки у ребенка?
Чтобы проверить осанку ребенка, нужно провести внимательный осмотр его спины, раздев ребенка до плавок. Попросите его встать в привычную позу, распределив нагрузку на обе ноги, и немного наклониться вперед (рис. 6). Колени должны быть выпрямлены, пятки сведены вместе, а носки врозь. Подбородок должен быть прижат к груди, а кисти рук соединены перед собой.
Рис. 6
При осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки – образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.
О правильной осанке говорит не только прямой позвоночник. Ее также определяют:
Физиологические изгибы позвоночника при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.
Глава 3. Лечение нарушений осанки
3.1. Методы лечений
В лечении нарушений осанки применяются 4 основных метода:
1. Специализированная гимнастика и комплексы физических упражнений.
2. Массажи и мануальная терапия.
3. Применение ортопедических корсетов.
4. Хирургические вмешательства.
Консервативное лечение нарушений осанки дает выраженный эффект только в период роста позвоночника. На более поздних этапах что-нибудь сделать очень трудно. Хорошо, если ребенок увлекается спортом, но не все его виды могут приносить пользу при уже имеющихся искривлениях позвоночника.
Некоторые виды спорта подразумевают значительные нагрузки на позвоночник: прыжки в высоту, тяжелая атлетика, легкоатлетическое метание, борьба. Игра в теннис, бадминтон или гольф связана с резкими поворотами туловища. Бокс, фехтование, теннис и иные "несимметричные" виды спорта могут быть неподходящими для слабых мышц туловища и спины. Езда на велосипеде с низким расположением руля способствует формированию круглой спины. Для его предотвращения необходимо выполнять компенсирующие упражнения, тренирующие мышцы – разгибатели спины. Футбол, хоккей и спортивная гимнастика могут представлять опасность для искривленного позвоночника при падениях, толчках и ударах.
Хороший эффект при лечении нарушенной осанки дает сочетание специальных корригирующих упражнений с плаванием. Плавать лучше всего брассом на груди или на спине. При такой технике движения ног и рук выполняются симметрично и одновременно. Также врачи рекомендуют бег по мягкому основанию - к примеру, по песку, катание на велосипеде, прогулки по лесу, хождение на лыжах без использования палок, или с одновременным отталкиванием ими.
3.2. Профилактика нарушений осанки
Главный принцип сохранения правильной осанки – профилактика. Опыт специалистов-ортопедов убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям.
Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы:
Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка по высоте.
Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-хлетнего возраста.
Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса.
Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ – белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.
3.3. Организация рабочего места
С началом школьного периода родители должны обратить особое внимание на создание для ребенка благоприятной рабочей обстановки в комнате. Ведь именно в своей комнате ребенок проводит достаточно большое количество времени, выполняя школьные домашние задания, читая, играя на компьютере и т.д. Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы ребенок удобно сидел. Для этого необходимо подобрать мебель, подходящую ему по росту. Проверка в этом случае достаточно проста: поверхность стола должна быть выше локтя сидящего ребенка на 2–3 см, а сиденье стула – располагаться на уровне коленного сустава.
Рациональная организация рабочего места поможет ребенку сэкономить время, и обеспечит высокую работоспособность. До начала занятий нужно приготовить все необходимые пособия и убрать лишние вещи, чтобы они не отвлекали и не мешали ребенку. Тетрадь, книгу и все то, что необходимо в настоящий момент, удобнее расположить прямо перед собой, посередине стола. То, что может понадобиться в процессе (карандаш, линейка, чистая бумага и т.д.) – разместить слева, а предметы, которые уже не нужны (тетради с выполненными заданиями, черновики и др.) – складывать справа, или вообще убирать.
Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева. В левом же углу стола нужно поставить настольную лампу, оптимальная мощность которой должна составлять 75 Вт. Нормальное расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см.
3.4. Соблюдение правильного положения тела при работе
Также очень важно следить за соблюдением правильной позы, особенно в процессе письма, так как именно оно вызывает наибольшее утомление, особенно у школьников младших классов. Ребенок начинает неосознанно искать опору для туловища и головы, налегать грудью на край стола. Это вызывает затруднения дыхания и кровообращения и, конечно же, приводит к дефектам осанки.
Так как положение тела наиболее выражено страдает при косом почерке, необходимо приучать ребенка писать с небольшим наклоном букв (в 10–150). На рис. 7 показана схема правильного расположения тела за столом.
Рис. 7
Для школьников очень важно чередовать умственный труд c периодами отдыха. В младших классах желательно через каждые полчаса устраивать короткие десятиминутные перерывы с простыми физическими упражнениями и обязательной гимнастикой для глаз. Это быстро восстанавливает работоспособность детей.
3.5. Гимнастика для правильной осанки
Вот примеры упражнений для осанки школьников - разминки и снятия нагрузки со спины, которые даже малыши легко могут выполнять самостоятельно.
Стоя у стены, прижать к ней ягодицы, лопатки и пятки. Развести руки на уровне плеч, скользить ими по стене, ладони вперед, мышцы спины и рук напряжены. Расслабиться, опустить руки.
Лечь на живот, руки и ноги вытянуть вдоль тела. Одновременно поднимать руки и ноги вверх, прогибаясь в пояснице, опираясь на грудную клетку, живот и таз. Задержаться ненадолго в этом положении, вернуться в исходное положение.
Лежа на спине поднять ноги на 45˚, крутить педали велосипеда. Сделать 10 вращений, затем опустить ноги на пол, 5 секунд – отдых. Повторить 10 раз.
Глава 4. Нарушения осанки среди учащихся школы
4.1. Динамика роста нарушения осанки
Обращение в ФАП п. Сибирские Огни и к классным руководителям школы позволило получить информацию о нарушениях осанки учащихся за период с 2003 по 2013 годы. В результате обработки сведений была построена диаграмма, которая показывает, что происходил постоянный рост нарушений осанки среди учащихся нашей школы.
Рис. 8
4.2. Информированность учащихся о причинах заболевания позвоночника
Учащимся школы, с 5 по 11 класс, была предложена анкета, один из вопросов которой предполагал выяснение знаний учащихся о причинах нарушения осанки. В таблице 1 приведены ответы учащихся.
Вывод:
4.3. Информированность учащихся школы о способах укрепления позвоночника
Учащимся школы, с 5 по 11 класс, была предложена анкета, один из вопросов которой предполагал выяснение знаний учащихся о способах укрепления осанки. В таблице 2 приведены ответы учащихся.
Вывод:
Заключение
Осанка – это положение, в котором человек держит свое тело. Правильная осанка – это расправленные плечи, выпрямленная спина, приподнятая голова. Если школьник ходит, опустив плечи и голову и сгорбившись – время насторожиться.
Неправильная осанка ухудшает работу внутренних органов и чаще всего вызывает искривление позвоночника. Нарушения осанки возникают по многим причинам, а не только из-за неправильного положения позвоночника во время сидения и работы за партой или столом. Наследственная предрасположенность, изменения структуры костных тканей, родовые и послеродовые травмы, неправильное положение тела ребенка во время сна – все это влияет на формирование правильной осанки. Главной причиной нарушения осанки у школьников является недостаточное развитие мышц живота и спины. Как следствие - ребенок не может долго сохранять правильную осанку, сутулится или сгибает туловище.
«Школьные годы чудесные» — идеальное время для того, чтобы ребенок испортил осанку. Возможностей заработать искривление позвоночника масса: начиная с неудобной школьной парты и заканчивая редкими посещениями окулиста.
А ведь именно в это время у мальчиков и девочек идет усиленный рост и формирование скелета. От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека.
Как пережить десять школьных лет и сохранить хорошую осанку? Специалисты советуют родителям следующее.
1. Размер мебели. Мебель, за которой будет работать ребенок, надо выбирать, ориентируясь на его рост. Оптимальная высота столешницы — на 5–6 сантиметров выше локтя опущенной вниз руки ребенка. А разница между высотой стола и стула — около 20 см. Это соотношение, кстати, важно не только для школьника, но и для взрослых, вынужденных проводить весь день за столом.
2. Компьютерный стол. Если планируется, что ребенок будет работать за компьютером, надо озаботиться покупкой настоящей «компьютерной» мебели.
Середина экрана монитора должна располагаться на уровне глаз или даже чуть выше. Клавиатуру поставьте на специальную выдвигающуюся полочку под крышкой стола, чтобы не заставлять ребенка поднимать руки слишком высоко, перенапрягая мышцы спины.
3. Стул. За столом ребенок не должен сидеть на табуретке или «взрослом стуле», который может оказаться слишком высоким или широким для него. Проверить, насколько подходит мебель, просто: ноги ребенка стоят полной ступней на полу, а колени сгибаются под прямым углом, не упираясь в крышку стола.
4. Правильная поза. Руки ребенка должны свободно лежать на столе так, чтобы он не ложился на него грудью и не наклонял голову при работе вперед. При этом обратите внимание на плечи ребенка — они должны быть абсолютно расслаблены, а предплечье и кисть руки составлять одну прямую линию.
5. Следите за рюкзаком. Как правильно выбрать рюкзак, мы уже писали. Научите ребенка правильно собирать рюкзак — раскладывать все предметы по разным отделениям так, чтобы нагрузка на спину распределялась примерно одинаково.
6. Контролируйте режим. Как и в случае работы за компьютером, письмо или чтение за столом — слишком сильная нагрузка на неокрепший детский позвоночник. Следите за тем, чтобы ребенок не сидел за столом дольше 45 минут и не садился за него вновь раньше, чем через 15 минут. Которые, кстати, лучше посвятить подвижным играм с открытым окном или форточкой — по сезону.
7. Больше света. У ребенка обязательно должна быть своя настольная лампа, дающая теплый рассеянный свет на всю поверхность стола. Сам стол лучше поставить у окна так, чтобы свет из него падал на поверхность сбоку.
Если света недостаточно, человек инстинктивно пытается приблизить рассматриваемый предмет к глазам. А ребенок, сидящий за столом — наклониться как можно ближе к тетради или книге. Про вред такой посадки для зрения можно говорить долго, но эта согнутая поза перегружает и позвоночник.
8. Помните о тренировке. Следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно физической нагрузки. Если мышцы спины и живота, образующие мышечный каркас тела, тренированы недостаточно, они быстро устают от однообразной сидячей позы и перестают поддерживать позвоночник в правильном положении.
Если уроков физкультуры в школе недостаточно, запишите ребенка в спортивную секцию, в которой он не только получит необходимую нагрузку, но и найдет новых друзей.
9. Регулярно посещайте с ребенком детского окулиста. Мебель подобрана правильно, света достаточно, а малыш все равно горбится, и наклоняется над книжкой или тетрадкой? Возможно, проблема с осанкой объясняется нарушением зрения, которое не замечают ни родители, ни сам малыш.
10. Создайте для школьника рабочую атмосферу. Поставьте стол так, чтобы стена располагалась за спиной ребенка или отгородите часть комнаты стеллажом или шкафом, чтобы у школьника был «личный кабинет». Комфортная обстановка позволит малышу сидеть за столом свободно и расслабленно, он не будет инстинктивно горбиться и ложиться грудью на столешницу.
Удобный стол, хорошее освещение и правильно подобранный режим дня позволят не только сохранить осанку школьника, но и сделать его учебу более легкой и продуктивной.
Проведение исследования позволило создать условия для того, чтобы учащиеся задумались о значении здорового позвоночника, углубили свои знания о способах формирования правильной осанки. Первичная гипотеза была подтверждена в результате обработки анкет для учащихся школы. поставленные цели достигнуты.
Источники информации:
Литература:
Интернет ресурсы:
Рисуем зимние домики
Самый богатый воробей на свете
Акварель + трафарет = ?
Акварельные гвоздики
Одеяльце