История одной игрушки
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_zueva.docx | 33.86 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сахаптинская средняя образовательная школа»
Любимые игрушки в нашей семье
(Номинация «Игрушка детства моего»)
Выполнила:
ученица 6 класса
МБОУ «Сахаптинская СОШ»
Зуева Людмила
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Джебко Галина Павловна
Сахапта 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Я считаю тему своего исследования очень актуальной. Ведь игрушки – это важная часть детства каждого человека. Зачем же нужны игрушки? Много веков назад это были тренажеры для выживания. Малыш брал в руки маленькую копию взрослого орудия добычи пищи или самозащиты и начинал активно им пользоваться, повторяя за взрослым его действия. Примерно таким был смысл у детской игрушки – помогать ребенку в выработке навыков для выживания. Ребенок стрелял из лука, ловил рыбу удочкой, срезал ножом плоды с деревьев, строил жилье. Ежедневно он впитывал опыт взрослых, окружающих его.
Сегодня ученые считают, что для ребенка игрушки являются источником познания окружающей среды, источником развития. С их помощью с большим удовольствием проходит процесс обучения. Когда учитель на уроке объясняет учебный материал с помощью наших любимых игрушек, то учится намного интереснее. Во время игры мы получает двигательные навыки, а также учимся общаться с разнообразными предметами. Мы быстрее понимаем речь и постигаем сложную науку общения с другими людьми. Можно представить себя в разных ролях – доктора и рабочего, конструктора и танцора, музыканта и ученого. Тем более что чаще дети играют в то, что получается лучше всего, а это значит, что поднимается самооценка. Таким образом, еще до того, как мы вступим в общество, у нас уже будет свой определенный социальный опыт. Поэтому изучать игрушки, их воздействие на ребенка, нужно и важно.
У каждого ребенка есть или была когда-то любимая игрушка. С чем связаны предпочтения детей в выборе игрушек? Какую потребность удовлетворяет ребенок, выбирая в качестве любимой ту или иную игрушку? Какие игрушки должны выбирать родители своим детям? На эти вопросы я решила найти ответы в ходе своего исследования.
Цель работы: описать любимые игрушки моей семьи и выяснить, как связаны предпочтения в игрушках с периодами роста и развития ребенка.
Задачи работы:
В написании работы мне очень помогла дополнительная литература. Из книги В.А. Руднева «Древо жизни» я узнала не только об истоках народных обрядов. Но и об обрядовых игрушках. Статья А.И. Алексеенко дала представление о том, какие игрушки нужны детям в разные периоды их жизни.
Перво-наперво я задумалась над таким вопросом: какие игрушки нужны детям? Что по этому поводу говорят ученые? Ответы на свои вопросы я нашла в дополнительной литературе.
Ребенок родился. Заботливые родители уже с первых дней жизни малыша покупают ему игрушки. Ученые считают, что с 2-х до 5 месяцев основной игрушкой ребенка должна стать погремушка. Причем не та, которую берут в руки (малыш этого еще и не может), а погремушка-подвеска. Она и развлекает, утешает. Именно она знакомит младенца с формой и цветом, твердостью и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Погремушка – очень старая игрушка: ее знали и маленькие древние греки, и древние кельты. Берестяная, костяная, деревянная, а теперь пластмассовая, яркая и гигиеничная погремушка – это необходимый атрибут детства.
Еще одной игрушкой для детей этого возраста является подвеска. Наряду с традиционными подвесками-гирляндами, которые вешали в кроватки наши бабушки, теперь появилась подвеска-карусель (ее еще называют и «мобилем», и «подвеской накроватной», и «игрушкой музыкальной подвесной вращающейся»), крепящаяся на одной из боковин кроватки и приводимая в действие рукой, потоком воздуха либо электрической батарейкой. К «коромыслам» таких каруселей подвешено, а на нитку гирлянды нанизано несколько разных или одинаковых (иногда разноцветных) небольших ярких игрушек - при прикосновении они звенят, а в некоторых каруселях еще и зажигаются лампочки, звучит негромкая мелодия. Продаются и подвесные одиночные погремушки, которые крепятся (часто на стилизованном ремешке) к боковине кровати.
С 5 до 12 месяцев все игрушки должны служить развитию органов чувств. Первое и главное младенческое желание - хватать. Поэтому следует дать малышу возможность хватать, держать, бросать игрушки разных форм, изготовленные из разного материала. Хороши для этой цели и пластмассовые кубики, и деревянные грибочки (не раскрашенные), и резиновые мячики. В возрасте 8-10 месяцев ребенку становится уже мало хватать, ему необходимо разбирать, раскладывать на части, бросать и ломать. Лучшими для этого периода развития были и остаются старинные игрушки-матрешки, некрашеные и легко разбираемые. Шероховатость и теплота дерева развивают чувствительность детской руки, возможность собирать и разбирать - координацию движений.
Малыш задул свечу на своем первом праздничном торте. Ему исполнился год, затем два, три…Он уже так много умеет! В шкаф спрятаны погремушки, неваляшка одиноко стоит в сторонке. Это значит, что кроха повзрослел и ищет новые способы знакомства с окружающим его миром. На этом этапе важно выбрать правильные игрушки, чтобы ребенок развивал свои способности в игре и гармонично рос. Какие же они, главные «друзья» малышей от года до трех?
Это период, требующий разнообразных игрушек, так как в это время все без исключения органы чувств, развиваясь, требуют себе пищи. Ребенок тренирует координацию движений в ходьбе, однако ему этого мало. Ему хочется найти занятие и своим рукам. Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят доски-вкладыши, разработанные в соответствии с рекомендациями знаменитой Марии Монтессори. Большинство вкладышей для малышей снабжено ручками-гвоздиками, помогающими вставлять вкладыш на место, что совсем не просто сделать неразвитыми детскими движениями. Если вкладыши надо учиться хватать кончиками пальцев, то цветные цилиндры Монтессори или геометрические фигуры в досках Сегена удобней брать всей рукой, их надо просовывать и это новый опыт, другие движения. Научиться согласовывать движения руки и глаза помогут ребенку шнуровки: от простой огромной пуговицы с 4 дырками до сложных сюжетных шнуровок (белки или ежика).
В дошкольный период (от 4-х до 6 лет) от того, какие игрушки родители покупают ребенку, зависит очень многое. Это время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Доступные для его восприятия настольные игры помогут обрести первые познания в логике и научат мыслить. Домино, фишки, часы обучат ребёнка счёту. Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя. Раннее детство - это период самозабвенных игр с песком и водой. Так ребенок знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и представителей других профессий. Пользу принесут крупные движущиеся игрушки (автомобили, поезда). В этом возрасте зарождается интерес к себе подобным или отдаленно похожим. Отсюда потребность в фигурках всевозможных зверушек и человечков. Этих фигурок должно быть много, чтобы можно было бы сыграть и в школу, и в зоопарк, и в город. Желательно, чтобы животные были знакомы ребенку не только по книжкам (не дикобраз и ягуар, а петух и кот), чтобы они были просты и универсальны (трудно сыграть с лошадью застывшей в беге или с фигуркой человека, изображающего человека с чемоданом - такие игрушки навязывают свой собственный сценарий, ограничивают возможности игры). Выбор куклы - дело ответственное. Кукла должна быть сгибаемой, раздеваемой и не слишком роскошной. Для кукол требуется посуда, мебель, автомобиль и т.д. Многие психологи считают необходимым иметь дома и игрушки позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные, ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон.
Нужно ли играть ребенку-школьнику? Да, нужно. Это время созидать и творить. И цель игрушек в этот период - создать условия детскому творчеству, указать способ его проявления. Сложная и технически изощренная игрушка может поразить оригинальностью идеи, дорогая, точно копирующая действительность, восхитит своей реалистичностью, но и та и другая способны убить всякое самостоятельное творческое движение. Лучшим материалом, дающим импульс детскому творчеству, следует признать строительный и бросовый. Первый - это конструкторы и кубики, второй - все то, что ребенок сочтет подходящим (щепки и пузырьки, коробки и пробки). Той же цели - поддержке детской творческой энергии - служат всевозможные мозаики, игрушки для игр-драматизаций, краски и пластилин.
2. Любимые игрушки членов моей семьи.
Моя любимая игрушка – это белый плюшевый медведь. Его зовут Буба. Сначала я называла его Бублик. Но произносить это имя долго и не всегда удобно, поэтому теперь я зову его просто – Буба. Появился он у меня поза-прошлой зимой, а подарила мне его на Новый Год моя бабушка. По форме он большой, а если его потрогать, то очень пушистый. На почти незаметной шейке у него пришит нежно-розовый бант. Глаза у моего Бубы яркие, темно-коричневые, как кора дерева. Он очень мягкий. Каждый раз перед сном я беру его с собой, потому что заметила, что он помогает мне засыпать быстро и спать крепко-крепко. Когда я обнимаю его, то на душе становится спокойно. Однажды с Бубой приключилась довольно забавная история. Летом, на свой день рождения, я позвала друзей. В моей комнате стоял стол с угощениями, а большой, праздничный торт стоял рядом, на другом столе, который был чуть поменьше. Над этим столом стоял комод, на котором сидела большая, толстая, плюшевая мышь моего роста, которую мне тоже подарила бабушка. На плюшевой ноге мыши как раз и «примостился» Буба. Моя подруга Рита хотела достать его, но нечаянно уронила Бубу прямо на торт… Мама не стала ругать нас, а сказала, что Бубе тоже удалось полакомиться кусочком вкусного бисквитного тортика. Теперь уже не белый, а разноцветный медведь, отправился в стирку. А после стирки на сушку. Но на этом приключения Бубы не закончились. Посадив Бубу на кресло, я отлучилась на десять минуточек. А вернувшись, наблюдала такую картину: мой кот, решивший, видимо, что Буба не совсем чистый, моет его по-своему – язычком. Хотя, скорее всего, от Бубы всё ещё исходил вкусный запах торта. Я отнесла кота к миске с молоком, и кот остался довольным. За «мытьё» медвежонка он получил весьма достойную награду. У меня много игрушек. Но Бубу я люблю больше всех. Я могу рассказывать ему о том, что происходит в школе, делиться своими маленькими радостями, играть с ним в разные игры.
У моей мамы тоже была любимая игрушка - кукла Даша. Даша была высокая: почти 80 см, а одета она была в коротенькое бело-зелёное клетчатое платьице., На голове у Даши были блестящие рыжие волосы, и макушку украшал ярко-зелёный бант. Всё это прекрасно сочеталось с её ярко-голубыми глазками. Мама считала свою куклу настоящей красавицей и хотела быть похожей на неё. Во времена детства моей мамы было очень сложно купить игрушку. Но её не покидала мечта о большой и красивой кукле. И однажды моя бабушка (мама моей мамы) поехала в город Назарово, и попала на момент завоза игрушек в магазине «Детский мир». Бабушка отстояла в очереди целых пять часов, потому что решила, что без игрушки она домой не поедет… Автобус в Сереуль уже ушел, так что бабушке пришлось добираться домой на попутных машинах. Моя мама очень любила эту куклу и брала её всегда с собой гулять. Однажды она взяла куклу Дашу с собой на речку… и забыла её там. Скоро наступила ночь. Мама несколько раз просыпалась. Ей снилось, что её куклу украли и сломали мальчишки. На следующий день рано утром она побежала к речке. Кукла была на берегу. Целая и невредимая, только очень холодная. Мама вспоминала, что она сильно плакала – так ей было жалко свою любимую куклу Дашу…
А мой папа с детства любил машинку – самосвал. Ему её подарила его бабушка. Она жила далеко в Омске, а когда приехала в гости, то привезла эту машинку. Папа до сих пор (хотя уже прошло больше тридцати лет) помнит, как она выглядела. Кузов у неё был синий, а кабина – светло-голубая. Однажды с машинкой приключилась интересная история. Папа проснулся утром, а машинки нет. Он везде её искал, поругался с братом, думая, что тот её спрятал. А потом увидел, что из-под стола то выглядывает, то исчезает синий кузов. Оказалось, это котёнок зацепился за верёвочку от машинки и запутался в ней. Папа поскорей распутал проказника и вернул себе потерянную машинку. С детства папа мечтал быть шофером, а когда вырос, то осуществил свою мечту.
3. Как связаны любимые игрушки членов моей семьи с периодами развития детей?
Узнав о том, какие игрушки нужны детям, а также описав свои любимые игрушки, я задумалась над вопросом: связаны ли как-то игрушки, которые являются любимыми игрушками членов моей семьи с периодами развития детей, теми предпочтениями, которые ученые рекомендуют учитывать родителям при покупке игрушек?
Мне сейчас 12 лет. Я продолжаю общаться со своими игрушками. Моей любимой игрушкой является большой медведь по имени Буба. Этот медведь создает ощущение тепла, защищенности, спокойствия. С ним я отдыхаю от шумного и напряженного учебного дня. Медведь (как и другие игрушки) часто используется мной для каких-то ролевых игр, например, в школу, в больницу. Я думаю, что эта игрушка полностью отвечает моим сегодняшним потребностям.
Маминой любимой игрушкой в возрасте 6-9 лет была кукла. С её помощью мама училась ухаживать за своей внешностью, играла в ролевые игры, удовлетворяла потребность в общении. Эта игрушка как раз нужна девочкам в этом возрасте. Она помогает осваивать разные социальные роли (мама, учительница, врач, продавец), а значит лучше узнавать окружающий мир.
Папина игрушка – машинка – тоже является основной игрушкой мальчиков этого возраста. Папа с её помощью также узнавал мир, представляя себя то в роли шофера грузовика, то спасателя, то папы, вернувшегося с работы. А также он узнавал о свойствах материала, который возил в кузове: песка, деревянных брусочков, графия, глины, угля.
Вывод: любимые игрушки членов моей семьи не только отражали привязанность ребенка к той или иной игрушке, но и отвечали запросам и потребностям ребенка в этот период жизни.
Заключение.
В ходе работы над исследованием я выяснила, какие игрушки нужны детям в разные периоды роста и развития. Это помогло мне понять, почему в то или иное время менялись пристрастия членов моей семьи. Также я узнала о любимых игрушках своих родителей, проанализировала свои предпочтения и связала тот материал, который исследовала с теоретическим материалом, который узнала из книг и интернет-сайтов.
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
Список использованной литературы
Алексеенко А.И. В мире интересных игрушек // Читаем, учимся, играем. – 2009. –№9. – с. 7-10.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988.
Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. – М., 1989 .
Сторож
Круговорот воды в пакете
Нарисуем попугая цветными карандашами
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев