История рождественской елки от А до Я
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rozhdestvenskoy_elki.docx | 55.28 КБ |
Назаровский районный Дом детского творчества Конкурс «Мой рождественский дом» | |
Полное название темы работы | «Путь рождественской елки» |
Тип работы | Исследовательская работа |
Аннотация | Изучение истории рождественской ёлки, прослеживание основных этапов становления новогоднего праздника в нашей стране, влияния политического режима и внешнеполитических факторов на отношение к празднику в обществе. |
Фамилия, имя, отчество авторов | Копнина Мария (11 класс), Фролова Вера (11 класс) |
Возрастная номинация | 13 лет |
Место учебы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа» |
Объединение | «Искатели» (программа «Родные тропинки») |
Руководитель | Джебко Галина Павловна, руководитель объединения дополнительного образования «Искатели» |
Контакты | 90-2-57 |
Содержание.
Введение.
Основная часть. Путь рождественской ёлки
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Сегодня Новый Год – самый любимый народный праздник, а Рождество Христово - один из главных христианских праздников. Оба эти праздника окутаны дымкой таинственности. Люди ждут от них чуда, обновления, свершения надежд.
В наши дни даже не каждый православный россиянин, отмечающий праздник Рождества, задумывается об истории, происхождении и обрядах Рождества Христова. Не каждый из нас знает кулинарные традиции праздника, хотя все чаще многие российские семьи собираются в этот день за праздничным рождественским столом. Сегодня мало кто задает себе такие вопросы: как отмечали праздник Рождества Христова наши родители, бабушки и дедушки? Какие подарки дарили в этот праздник друг другу? Как выглядел рождественский стол и по каким рецептам готовились праздничные блюда? Вот столько белых пятен в истории Рождества.
Но самым большим, на наш взгляд, «белым пятном» как в истории Рождества, так и в истории Нового Года является история рождественской (новогодней) ёлки? В этом нас убедил опрос среди учащихся Сахаптинской средней школы. Мы задали ребятам следующие вопросы:
В результате проведенного опроса мы получили следующие результаты: из 65 опрошенных учащихся разных классов 48 чел. связывают обычай устанавливать дома празднично украшенную ель с именем Петра Великого; 41 человек ничего не знает об эволюции ёлочной игрушки; все 65 опрошенных считают, что ёлка всегда была основным атрибутом Нового Года и Рождества; 53 чел. считают, что политический строй не оказывает никакого влияния на празднование в стране Нового Года. Мы решили найти ответы на эти вопросы, чтобы в дальнейшем материалы нашего исследования помогли учащимся нашей школы узнать больше об истории рождественской елки.
Поэтому гипотеза исследования такова: современное поколение владеет минимумом информации об истории рождественской ёлки, незаслуженно забыты традиции, обычаи и обряды русской культуры.
Цель: собрать информацию об основных этапах в истории рождественской ёлки как главного атрибута зимних праздников.
Задачи:
Методы:
При написании работы мы пользовались различными источниками информации. Особенно ценными при написании работы оказались книги Афанасьева С.П. и Новикова С.Ю. «Встречаем Новый год и Рождество», Володиной Е.Д. «Обзор русского народного календаря. Обряды, традиции русского народа», Норенко И.Г. «Русские традиции», Панкеева И.А. «Рождество Христово», а также работа Е. Душечкиной «Три века русской ёлки».
Путь рождественской ёлки
Родиной рождественской ели стала Германия, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно у древних германцев она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона. «После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали “использовать” в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum. С тех пор в сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами»[1]. Вывод: родиной рождественской ели стала Германия, а уже оттуда обычай ставить рождественское дерево разошелся по всей Европе. Петр I, путешествуя в составе Великого посольства по странам Западной Европы, был удивлен красотой и размахом рождественских праздников. Благодаря Петру и новогодние праздники, и рождественская ель пришли в Россию.
Согласно указу царя Петра I от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день “новолетия”, до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, “по примеру всех христианских народов” отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: “По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе”[2]. А “людям скудным” предлагалось “каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день”[3]. Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на время зимних праздников. Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии. После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков. Пушкин в “Истории села Горюхина” упоминает “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное елкою и изображением двуглавого орла”[4]. Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Д. В. Григорович, например, в повести 1847 года “Антон-Горемыка”, рассказывая о встрече своего героя по дороге в город с двумя портными, замечает: “Вскоре все три путника достигли высокой избы, осененной елкой и скворешницей, стоявшей на окраине дороги при повороте на проселок, и остановились”[5]. В результате кабаки в народе стали называть “елками” или же “Иванами елкиными”: “Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем”; “Видно, у Ивана елкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься”. Постепенно и весь комплекс “алкогольных” понятий приобрел “елочные” дуплеты: “елку поднять” — пьянствовать, “идти под елку” или “елка упала, пойдем поднимать” — идти в кабак, “быть под елкой” — находиться в кабаке, “елкин” — состояние алкогольного опьянения и т.п[6]. Помимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия елки использовались на катальных (или, как еще говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (Святках и Масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие елочки, установленные по краям горок. В Петербурге елками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: “В снежные валы, — пишет Л. В. Успенский о Петербурге конца ХIХ — начала XX века, — втыкались веселые мохнатые елки”, и по этой дорожке “дюжие молодцы на коньках” перевозили санки с седоками. Вывод: в XVIII веке ель еще не стала атрибутом рождественских праздников, а использовалась для обозначения трактиров, для обозначения пути зимних перевозов, для катания на снежных горках.
В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник “детской елки” в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. «Елка была установлена в Большой столовой дворца. Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались»[7]. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.
Однако, судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820-х—1830-х годов, в эту пору рождественское дерево в большинстве русских домов еще не ставилось. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как Святки, святочные маскарады и балы описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского “Светлана” (1812), Святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе “Евгения Онегина” (1825), в сочельник происходит действие поэмы Пушкина “Домик в Коломне” (1828), к Святкам (зимним праздникам) приурочена драма Лермонтова “Маскарад” (1835). Ни в одном из этих произведений о елке не говорится ни слова[8].
В рассказе С. Ауслендера “Святки в старом Петербурге” (1912) говорится о том, что первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга. В середине 1840-х годов произошел взрыв — “немецкое обыкновение” начинает стремительно распространяться. Петербург был буквально охвачен “елочным ажиотажем”. Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. Увлечение “немецким нововведением” — рождественским деревом подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, “елочные” тексты которого “Щелкунчик” и “Повелитель блох” были хорошо известны русскому читателю. Существенную роль в распространении и популяризации елки в России сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к маленькой альпийской народности — ретороманцам, знаменитым во всей Европе мастерам кондитерского дела. Постепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу елок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие елки очень дорого (“от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей”), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые “добрые маменьки”.
Торговля елками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Но если бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку, то богатая столичная знать стала устраивать соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.
Освоение в России рождественской елки поражает своей стремительностью. Уже в середине века елка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов. Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь провинциального города понятна: отказавшись от старинного народного обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум. Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки. Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. Здесь, как свидетельствуют мемуаристы, Святки еще в течение многих лет продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев. И все же мало-помалу петербургская мода начинала проникать и в усадьбу. Если до середины XIX века в воспоминаниях, посвященных Святкам в помещичьей усадьбе, устройство елки не упоминается, то уже через десять лет положение меняется.
Не приняли елку и в крестьянской избе. Если для городской бедноты елка была желанной, хотя часто и недоступной, то для крестьян она оставалась чисто “барской забавой”. Крестьяне ездили в лес только за елками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе. И “старичок”, согласно известной песенке, срубивший “нашу елочку под самый корешок”, и чеховский Ванька, в сочельник вспоминающий поездку с дедом в лес за елкой, привозили ее не для себя, а для господских детей. Поэтому вовсе не отражают реальности рождественские открытки начала XX века, сопровождаемые надписью “Мороз дедушка идет, / Вам подарочки несет” и изображающие Деда Мороза входящим в крестьянскую избу с елкой и с мешком подарков за плечами, где на него с изумлением смотрят ребятишки[9]. И все же елка вышла победительницей из борьбы со своими противниками. К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением.
Особый образ ёлка приобретает в годы Первой мировой войны: она становится символом, связывающим незримой связью временно или навсегда разлученных членов семей. В иллюстрированных еженедельниках с 1915 года регулярно печатались фотографии, на которых засняты солдаты, празднующие Рождество с установленной в землянке или окопе ёлочкой. Но было и другое: война с Германией, напомнив о немецком происхождении обычая рождественского дерева, неожиданно спровоцировала, казалось бы, навсегда утихшие «антиёлочные» настроения, которые проявлялись как в резких выступлениях против ёлки в печати, так и в запретах на устройство ёлки в учреждениях. Существенных результатов, однако, эти акции не имели: ёлка к этому времени уже слишком прочно укоренилась на русской почве.
Вывод: рождественская ель стала атрибутом праздника в XIX веке. Она с трудом приживалась в помещичьих усадьбах и крестьянских избах.
Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. После захвата власти большевики на ёлку не посягали. В 1918 году М. Горький и А. Н. Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» роскошную подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную замечательными художниками. В неё были включены произведения М. Горького, К. И. Чуковского, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова, С. Чёрного и др. На обложке книги помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверьё. На верхушке дерева ярко сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.
Но уже в 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Участники ёлочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросёнка. Проводились шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон). Новые перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда «Красная газета» с удовлетворением сообщила: «...в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей». Постепенно завершил своё существование и праздник «комсомольского рождества». Он был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем[10].
Конец неправильному осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. 28 декабря в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Автор в декларативном тоне призывал комсомольцев и пионерработников в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Предложение Постышева было принято к сведению молниеносно, и 31 декабря на прилавках магазинов, согласно сообщениям в прессе, уже появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений». Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации ёлок в своих помещениях. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке « рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях. Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало «красным днём календаря», то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус «главная ёлка страны».
В 1954 году новогодняя ёлка получила «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца — обслуживала она по две тысячи детей в год. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Для молодых передовиков производства, студентов столичных вузов, слушателей военных учебных заведений, учащихся десятых классов, комсомольских работников в том же Георгиевском зале устраивались новогодние балы-маскарады. После «оттепели» с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на «главные ёлки». И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям.
Вывод: ель как атрибут Рождества в первые годы советской власти утратила свое значение. Но, начиная с 1935 года, она становится символом Нового года, а с 70-х годов прошлого века приобретает то символическое значение, которое имеет и сегодня.
Заключение.
Праздник Рождества и праздник Нового года имеют долгую многовековую историю в нашей стране, в них переплелись народные и христианские обычаи и традиции. Мы считаем, что, несмотря, на разницу дат и календарей, ценности этих праздников едины для всех народов. Это ценности добра, милосердия, семейные ценности. Непременным атрибутом Нового Года и Рождества является ель. Однако так было не всегда. Родиной рождественской ели стала Германия, а уже оттуда обычай ставить рождественское дерево разошелся по всей Европе. Петр I, путешествуя в составе Великого посольства по странам Западной Европы, был удивлен красотой и размахом рождественских праздников. Благодаря Петру и новогодние праздники, и рождественская ель пришли в Россию. В XVIII веке ель еще не стала атрибутом рождественских праздников, а использовалась для обозначения трактиров, для обозначения пути зимних перевозов, для катания на снежных горках. Ель стала атрибутом Рождества в XIX веке. Но она с трудом приживалась в помещичьих усадьбах и крестьянских избах. Как атрибут Рождества в первые годы советской власти елка утратила свое значение. Но, начиная с 1935 года, она становится символом Нового года, а с 70-х годов прошлого века приобретает то символическое значение, которое имеет и сегодня.
В процессе работы мы сделали для себя немало интересных открытий, связанных с историей нашей страны.
Список литературы
7. Интернет: www.rojdestvo.paskha.ru, www.pravmir.ru
[1] Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. – 2005. -№11
[2] Дементьева Е. Новогодний калейдоскоп //Предупреждение.- 2013. -№12. -90-91
3 Афанасьев.С.П., Новиков С.Ю. Встречаем Новый год и Рождество. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006г., 304с
[4] Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: Детгиз, 1954. -518с.
[5] Там же.
[7] Электронный ресурс/ www.rojdestvo.paskha.ru
[8] Электронный ресурс/ www.pravmir.ru
[9] Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. – 2005. -№12
[10] Володина Е.Д. Обзор русского народного календаря. Обряды, традиции русского народа. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008г., 125с.
Сила слова
Агния Барто. Сережа учит уроки
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ах эта снежная зима
Знакомимся с плотностью жидкостей