Вышеназванная работа относится к образовательной области «История». Актуальность выбранной темы характеризуется неослабевающим интересом людей к этой личности.
Вложение | Размер |
---|---|
среднесрочный групповой поисковый проект | 210.96 КБ |
НОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»
среднесрочный групповой поисковый проект на тему:
«Загадки смерти фараона Тутанхамона»
(анализ существующих гипотез)
Участники проекта:
Быстров Никита-6 кл.
Саблина Дарья-5 кл.
Тарабрин Данила-5 кл.
Насипов Ринат-5 кл.
Руководитель проекта:
Осадчева Д.А.
г. Красный Кут
2013 г.
Рецензия
на творческую работу учащихся лицея- интерната № 5 ОАО «РЖД» 5-го класса Тарабрина Данилы, Чернонемкина Романа, Саблиной Дарьи, Насипова Рината.
Вышеназванная работа относится к образовательной области «История». При работе над своим проектом авторы проделали объемную исследовательскую работу. Они искали нужную литературу в библиотеках города ; собрали статистический материал; провели социологический опрос лицеистов. Детьми широко использовались возможности интернета.Тему о египетских фараонах мы проходили с учащимися осенью на уроках истории. Ребята стремились узнать как можно больше об изучаемом предмете. Фараон Тутанхамон умер в 18-летнем возрасте, причина гибели неизвестна до сих пор. Ребятам показалась увлекательной идея: на основе известных фактов найти виновников убийства юноши. Актуальность выбранной темы характеризуется неослабевающим интересом людей к этой личности. На сегодняшний день– в музей, в Каире посмотреть на сокровища из гробницы Тутанхамона съезжаются ежегодно множество наших соотечественников.Работа над проектом способствовала развитию коллективистких отношений, умению работать в группе, вниманию, логическому мышлению ,умению обосновывать свои высказывания, самооценки. Материал изложен в доступной форме, в логической последовательности. Участники проекта реализовали главную цель исследования. Все поставленные задачи выполнили.
Руководитель проекта учитель истории Осадчева Д.А.
Оглавление
1. Обоснование выбора проблемы 4
2. Цели и задачи. 5
3.Этапы работы над проектом 6
4. Содержание.
Введение. 7
Основная часть 8
Заключение 15
5. Самооценка 16
6. Список используемой литературы 18
7. Приложения
Обоснование выбора проблемы
Проходя на уроке тему о египетских фараонах, нам показалось необычной смерть Тутанхамона в 18 лет. Мы стали искать причину гибели в интернете и, оказалось, причина до сих пор не установлена. Мало того, учеными выдвинуто немало версий о смерти молодого человека. Мы стали спорить между собой и каждый доказывал свою найденную версию. Мы решили окончательно поставить точку в нашем споре. Вот почему наша исследовательская группа выбрала такую необычную тему и решила разобраться: как же погиб юный фараон?
Еще причина, по которой наша группа решила остановиться на этой теме-неослабевающий интерес людей к этой персоне. На сегодняшний день, как такового музея Тутанхамона не существует – в Каире есть Египетский музей, на втором этаже которого выставлены сокровища из гробницы Тутанхамона, найденной в окрестностях Луксора. В музее можно посмотреть на знаменитую посмертную золотую маску фараона. Также там выставлен и саркофаг с мумией Тутанхамона. Русские туристы- частые посетители музея в Каире
.
Музей в Каире
Цели и задачи проекта:
Цели
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Задачи;
1. изучить исторические факты из жизни и правления фараона Тутанхамона.
2. осуществить сравнительный анализ источников, касающихся смерти Тутанхамона.
3. показать роль и значение гробницы фараона, как источника по истории Древнего Египта.
Этапы работы над проектом
Введение
Древний Египет… страна- где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства. О Древнем Египте можно говорить много и долго. Но в данной работе мы будем говорить о фараоне, правившем в 14 веке-Тутанхамоне. Нас заинтересовало, почему погиб фараон в столь юном возрасте.. Эта загадка волнует ученых до сих пор. Мы тоже решили попытаться раскрыть эту тайну. Для своей работы мы нашли много интересной литературы, как в библиотеке, так и в интернете. В своей работе мы опирались на данные ученых разных стран мира. Мы попытались систематизировать полученные данные.
Целью нашей работы было -на основе многочисленных версий о гибели фараона установить истинные обстоятельства смерти. Задачей нашей группы было-изучить исторические факты из жизни и правления фараона Тутанхамона. Осуществить сравнительный анализ источников, касающихся смерти Тутанхамона. Показать роль и значение гробницы фараона, как источника по истории Древнего Египта.
Основная часть
1.Историческая справка
ТУТАНХАМОН (правил 1347-1338 до н. э.), фараон XVIII династии Древнего Египта, муж одной из дочерей Эхнатона - знаменитого фараона-реформатора.
Вступил на престол в 10-летнем возрасте. За него правили престарелый царедворец Эйе и полководец Хоремхеб.
Тутанхамон, умерший 18-ти лет от роду (по другим версиям -в 20 лет), стал одним из самых известных владык Древнего Египта благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас неразграбленным.
У Тутанхамона была жена 16-летняя Ахнесенпаатон, она искренне любила своего мужа. Одно из свидетельств тому - положенный ею в саркофаг покойного букет скромных полевых цветов, который, пролежав там свыше трех тысячелетий, предстал в сохранности перед восхищенным взором Говарда Картера и его коллег по экспедиции, открывшей эту единственную неразграбленную гробницу.
Фараона могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына.
Когда 80 лет назад британский археолог Говард Картер обнаружил усыпальницу Тутанхамона, всем стало ясно, что эта могила не похожа ни на одну другую. Для усыпальницы фараона она выглядела сделанной очень поспешно. О том, что изначально была предназначена не для царской особы, говорили не только ее скромные размеры, но и неаккуратная отделка. В том, как был похоронен фараон, было много странного. При погребении не были соблюдены все положенные условности и ритуалы. Ее небольшой размер, незаконченная отделка – все говорило о том, что юный правитель умер скоропостижно. Не исключалось, что его кончина могла иметь не естественный, а насильственный характер.
Мы тщательно проработали все предложенные версии, выдвинутые учеными о смерти юноши. Мы выделили 4 версии, в пользу этих версий мы нашли доказательств больше всего.
Гипотеза № 1
8 марта 2005 руководил исследованиями ведущий египтолог Захи Хавасс, Он огласил результаты обследования мумии Тутанхамона.
Тутанхамон упал с колесницы во время охоты в пустыне, что и стало причиной его смерти. Перелом мог вызвать заражение крови, от которой и умер молодой человек. Время смерти установлено исходя из того факта, что на шею мумии был надет венок из цветущих васильков и ромашек. Следовательно, похороны состоялись в марте-апреле (когда цветут эти цветы), а поскольку процесс мумификации длился 70 дней, то смерть должна была наступить в декабре-январе. В Египте это время — разгар охотничьего сезона, отсюда сделано предположение, что причиной травмы послужило падение с колесницы во время охоты. Однако целым рядом учёных поставлены под сомнение выводы египетских исследователей как о причинах смерти, так и о других недугах Тутанхамона.
Гипотеза №2
Новой версией причины смерти египетского фараона Тутанхамона названа малярия.
Группа ученых под руководством Захи Хаваста пришли к выводу, что Тутанхамон умер от малярии, потому что в его крови были обнаружены паразиты рода Plasmodium, которые передаются при укусах малярийными комарами.
Гипотеза № 3
Британский хирург Хутан Ашрафян из Имперского колледжа Лондона считает, что фараон Тутанхамон, так же как его непосредственные предки, умер от заболевания, передавшегося ему по наследству. Эта форма болезни объясняет религиозные видения, которые видят больные, когда находятся на солнце.
Гипотеза №4
Более чем через 3300 лет после смерти Тутанхамона за расследование древней тайны взялись два современных детектива В распоряжение сыщиков был предоставлен обширный материал улик и свидетельств – научные труды, фотографии усыпальницы Тутанхамона, рентгеновские исследования самой мумии и мнения экспертов. Основываясь на этом материале, детективы пытались разгадать загадку смерти фараона, используя методы современной криминалистики. И они, как ни удивительно, оказались весьма эффективны.
Под подозрение попали четверо человек. (см. приложение 1)
1. Из четверых подозреваемых первым был вычеркнут Майя. Хотя по долгу службы ему, вероятно, часто приходилось встречаться с Тутанхамоном, но у него не было мотива. К тому же Майя не извлекал от убийства царя никаких выгод, так как вряд ли мог получить повышение в следующем правительстве.
2.Возможно убийцей фараона могла стать его жена- юная Ахнесепаатон .Ведь она была дочерью прославленного фараона-реформатора Эхнатона и его не менее знаменитой красавицы-жены Нефертити. Нефертити сама хотела занять трон и плела различные козни против фараона, привлекая к этому дочь.Заметим, это лишь одна из возможных версий гибели юного фараона. Лично нам не хочется верить, что изображенная на древних рисунках рядом с Тутанхамоном красивая и юная девушка в действительности была хладнокровной убийцей.
3.Детективы предположили, что военачальник Хоремхеб проводил с фараоном много времени, обучая его охоте и управлению колесницей, а во время занятий было не так уж сложно подстроить роковой несчастный случай. Мотивом цареубийства для Хоремхеба могло послужить желание самому занять трон. Однако после смерти Тутанхамона военачальник остался на прежней должности.
4.Остается Эйе. Глава правительства, занимавший эту должность еще при отце Тутанхамона, был царем, пока опекал маленького фараона и пользовался его полным доверием , Эйе мог сам жаждать трона и фактически занял его после смерти Тутанхамона.
Однако прямых доказательств убийства фараона наша исследовательская группа не нашла.
(см. приложение 2 и 3)
3.Роль и значение гробницы фараона, как источника по истории Древнего Египта.
Находка усыпальницы Тутанхамона в 1922 г. вызвала настоящую сенсацию. Гробница стала одним из величайших археологических открытий 20 века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его спеленатой мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона.
При всей масштабности этой находки, ценность такого открытия, конечно, далеко превышает ценность найденного в гробнице золота: благодаря раскопкам Говарда Картера мы получили возможность убедиться в великолепии и сложности древнеегипетского погребального обряда, существенно пополнились наши представления о египетском заупокойном ритуале и масштабе государственного культа фараона. Благодаря сделанным находкам можно судить и о фантастическом уровне художественного ремесла, достигнутым в Египте.
Результаты социологического опроса
С целью изучения отношения учащихся к данному вопросу. В 5-6 классах лицея-интерната №5 был проведен социологический опрос, включающий в себя следующие вопросы:
1.Что Вы помните о фараоне Тутанхамоне?
2.Он погиб в очень молодом возрасте (20 лет).Помните ли Вы почему?
3.Представьте, что Вы совершаете поездку в Египет. Какие исторические памятники Вы бы хотели посетить?
4.Как Вам кажется, нужно ли изучать историю других стран, почему?
Всего в опросе участвовало 30 человек. Девочек и мальчиков -равное количество.
Мы систематизировали ответы учеников. Большинство из них отвечали следующим образом.
1.Тутанхамон родился в 14 веке до н. э. Он был сыном Эхнатона. В 7 лет стал фараоном. В 11 лет женился. Он интересен для истории, потому что только его гробница была не разграблена.
2. Ученые выдвигают много версий.
3.По ответам на третий вопрос мы составили отдельную диаграмму.
4.Историю других стран изучать надо обязательно, потому что это интересно и может пригодиться в жизни.
Общие выводы:
1.Как показал социологический опрос, ребята помнят и знают, факты из жизни фараона Тутанхамона и тема древнего Египта интересна учащимся.
2.Учащимся рекомендовать больше интересоваться ролью личности в истории других стран и уважительно относится к результатам деятельности предшествующих поколений.
3. Проектной группе провести в 5-6 классах лицея-интерната классные часы на тему: «Тайны и загадки народов мира».
Анкетирование и обобщение результатов провел ученик 5-го класса -Чернонемкин Роман.
Заключение
Наша исследовательская группа изучила все материалы по предложенным учеными версиям смерти фараона. Большинство версий было выдвинуто египетскими учеными. Но целым рядом учёных других стран поставлены под сомнение выводы египетских исследователей как о причинах смерти, так и о других недугах Тутанхамона. На приложении № 3 мы видим, что в пользу первой и второй версии доказательств гораздо больше. Из этого мы можем сделать выводы, что фараон скорее всего действительно упал с лошади во время охоты, что доказывают многочисленные тесты ДНК, проводимые многими учеными разных стран Практически столько же и доказательств в пользу насильственной смерти. Нельзя забывать и о многих болезнях, от которых страдал фараон.Конечно, большинство из нас никогда не сможет перепроверить чужие выводы. И ученым и сыщикам мы вынуждены верить на слово. Вот только в науке нельзя доказать раз и навсегда- можно только предполагать, исходя из уже имеющихся данных.Но как бы ни были убедительны или надуманны улики против Эйе, они не положат конец предположениям и догадкам. В XXI в. наверняка появятся новые технологии и методы исследований, с помощью которых, например, можно будет определить заболевания, которыми страдал фараон, или получить более подробные рентгеновские снимки. Вероятно, они помогут пролить свет на смерть Тутанхамона.Как говорит немецкий египтолог Марианна Итос Краусс - «Людям нравится строить догадки.» Теперь, когда мы ближе познакомились с этой темой нам интересно, появятся ли новые сенсации на эту тему? Скорей всего, да. Но окажутся ли они обоснованными, никто не знает. Статьи с утверждением «Загадка смерти Тутанхамона раскрыта» выходят с завидной регулярностью, вот только отгадки в них все время разные. Нам остается только следить за новостями и надеяться.
И последнее, почему мы выбрали именно эту тему? Эти открытия и загадки являются существенным вкладом в изучение, раскрытие культуры человечества . Именно благодаря им мы узнаем о жизни тех далеких лет, это доказал и проводимый нами социологический опрос. Нам захотелось рассказать именно об этих загадках, потому, что они многое значат для нас. Ведь люди рисковали всем, пытаясь разгадать эти загадки. Они были смелы, они были достойны того, чтобы называться героями своего века. Их вклад в культурологию и археологию просто неоценим.
Самооценка
Работая над проектом «Загадки смерти фараона Тутанхамона» наша группа проделала большую исследовательскую работу. Мы изучили много интересной литературы об этом фараоне. Среди одноклассников и ребят старшего класса мы провели анкетирование и узнали актуальна и интересна ли эта тема сегодня. Работа над проектом сдружила нас.
Мы попытались оценить проделанную работу.
Список источников информации:
1.Энциклопедия. Сто великих загадок истории. Что или кто погубило Фараона Тутанхомона?,М.,2008 г.
2.Уоллес Бадж. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. ,М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. — 156 с. — (Загадки Древнего Египта).
3. Великие загадки Древнего Египта: Виолен Вануайек., М., 2011 г.- с.224
4. Эндрю Коллинз,. Загадки истории., М., 2010 г.- 648 с.4.
5.Крис Огилви-Геральд. Проклятие Тутанхамона., М., 2010.
6. Кристиана Дерош-Ноблькур. Тутанхамон. Сын Осириса Издательство: Центрполиграф, 2004.
Интернет-ресурсы;
7. http://taina.sitecity.ru/stext_
8.http://archeonews.ru/zhizn-i-smert-velikogo-tutanxamona/
9.http://nlo-mir.ru/civilizacia/
10. http://policvet.com/mastera-i-shedev/sokrovishcha-tut.html
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Количество доказательств в пользу каждой версии в процентном соотношении.
Случайное падение с колесницы-3,5 %
Убийство-3,2 %
Болезнь, переданная по наследству-1,2%
Смерть от малярии-1%
Огонь фламенко
Заяц-хваста
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Ребята и утята
Заяц, косач, медведь и весна