В работе «Прошу беречь для памяти!», выполненной ученицей 9 класса МАОУ СОШ №15 Репиной Кристиной, исследованы рисунки, зарисовки И.Л. Вандышева, выполненные им в годы Первой мировой войны.
Цель исследования: узнать, насколько достоверно удалось И.Л Вандышеву передать быт, обстановку, сражения первой мировой войны?
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать материалы о Вандышеве И. Л. в краеведческих отделах библиотеки имени А.С. Пушкина и ЧОУНПБ. 2.Совершить экскурсию в Челябинский Государственный Краеведческий Музей: посетить экспозицию музея, посвященную истории Челябинска, расположенную на восточной башне музея, и экспозицию «Урал в годы Первой мировой войны». 3. Оформить тематическую выставку «Первая мировая война в художественном архиве И.Л. Вандышева» в литературно- краеведческом музее «Кораблик» нашей школы.
Источники: письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные источники и технотронные. Объект исследования - Первая мировая война, предметом исследования: рисунки, наброски, зарисовки, выполненные И.Л Вандышевым. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с фотоматериалами, изобразительными источниками.
Гипотеза - И.Л. Вандышев достоверно передали информацию о Первой мировой войне. Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, а именно профессиональная деятельность художника, непосредственного участника событий этой войны, впервые предпринята попытка в обобщении и систематизации материала по данной теме.
Получены следующие результаты:
Просмотрели 30 рисунков, зарисовок, выполненных И.Л. Вандышевым, систематизировали, распределили их на несколько групп: боевая обстановка Первой мировой войны, сцены военного быта, образы сослуживцев, казаков – однополчан, быт местного населения.
Выполнялись рисунки автором тушью, акварелью, черными и цветными карандашами на почтовых открытках, солдатских письмах, листах их записной книжки, бланках телефонограмм и просто на обрывках бумаги
Работы И.Л. Вандышева-это взгляд на войну, свидетельства очевидца, дающие представление о том, как и чем жил обычный русский солдат на фронте, что входило в круг его интересов, с каким настроением он воевал.
Игнатий Лукич достаточно серьёзно относился к своим письмам, рисункам с фронта, просил родственников их беречь: «прошу мои рисунки хранить», «для будущей памяти по окончании войны».
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_repina_otechestvo.doc | 103 КБ |
Городская краеведческая конференция в рамках Всероссийской программы «Отечество»
Прощу беречь для памяти
(Первая мировая война в художественном архиве И.Л. Вандышева)
Секция «Военная история»
Автор:
Репина Кристина,
г. Челябинск, МАОУ СОШ № 15, класс 9
Научный руководитель:
Меркулова Галина Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории,
руководитель литературно-краеведческого
музея «Кораблик» МАОУ СОШ №15
Челябинск, 2013
Содержание
Введение | стр. 3 |
Глава 1. Работы И.Л. Вандышева - взгляд на Первую мировую войну | стр. 5 |
1.1. Художник самоучка, впитавший в себя русскую живописную культуру | |
1.2. Боевая обстановка Первой мировой войны | |
1.3. Сцены военного быта | |
1.4. Образы сослуживцев, казаков - однополчан. | |
1.5. Быт местного населения. | |
Выводы, заключение | стр. 12 |
Литература, источники | стр. 13 |
Приложение |
Введение
Первая мировая война - одна из самых кровопролитных, самых разрушительных войн XX века. По числу участвующих в ней стран, огромной численности вовлеченных в нее людей, протяженности фронтов, напряженности военных действий она не имела равных в предшествующей истории. В ней участвовали 33 страны, в которых проживало свыше 1,5 миллиардов человек, составляющих более 2/3 населения земного шара. [2]. В сражениях Первой мировой войны отлично зарекомендовали себя воинские части, сформированные на Урале, неизменно показывавшие в боях стойкость, мужество и героизм. Таким оказался и 10 Оренбургский казачий полк, в который был писарем направлен И.Л Вандышев. Какой запомнил войну Илья Лукич, очевидец этих событий? Как и чем жил обычный русский солдат на фронте? Что входило в круг его интересов? С каким настроением он воевал? Поэтому мы поставили перед собой цель: узнать, насколько достоверно удалось И.Л Вандышеву передать быт, обстановку, сражения первой мировой войны? Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
Источники, которыми мы пользовались в ходе работы: письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные источники и технотронные. Объектом исследования является Первая мировая война, предметом исследования: рисунки, наброски, зарисовки, выполненные И.Л Вандышевым. Всё это обусловило выбор методов исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с фотоматериалами, изобразительными источниками Погрузившись в материал, мы выдвинули гипотезу о том, что И.Л. Вандышев достоверно передали информацию о Первой мировой войне. Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, а именно профессиональная деятельность художника, непосредственного участника событий этой войны.
Практическая значимость данной работы состоит, во-первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов города, а также тех, кто интересуется архитектурой нашего города. Во-вторых, работа может быть использована на уроках истории, краеведения и на уроках мировой художественной культуры в качестве регионального компонента. Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, впервые предпринята попытка в обобщении и систематизации материала по данной теме.
До сих пор эта тема мало изучена историками - исследователями. Содержательные, емкие сведения о приобщении И.Л. Вандышева к рисованию, его образованию и жизненным устремлениям представлены в электронных ресурсах. Неторопливая, логичная информация о рисунках И. Вандышева, выполненных в годы Первой мировой войны представлена в статье И.С. Ивлиевой, сотрудника ЧГКМ, статье В.С. Боже «Рисованные открытки Игнатия Вандышева». Важным источником информации о фактах, событиях, быте русских солдат на фронте в годы войны стали материалы, представленные в экспозициях ЧГКМ. Главным источником получения детального изображения Первой мировой войны являются архивные документы И.Л. Лукича, переданные в дар музею его внуком Ю.С. Выдриным в 1983 году. [1].
Итак, теоретической основой исследования явились труды исследователей краеведов.
Глава 1. Работы И.Л. Вандышева – взгляд на Первую мировую войну
1.1. И.Л Вандышев (1891-1964) -художник самоучка, впитавший в себя русскую живописную культуру, родился на хуторе Вандышево Троицкого уезда Оренбургской губернии в семье казака. [5]. Рисовал с детства. В 1915 году он был призван в действующую армию и отправлен на фронт в Галицию писарем 10-го Оренбургского казачьего полка. [6]. Как все солдаты и офицеры писал письма с фронта домой. На чем? В годы Первой мировой войны для обеспечения нужд, возросших в связи с военными действиями, были выпущены бланки карточек «солдатских писем». Одна сторона этих карточек была совершенно чистой, на другой же имелись надписи: «Бесплатно. Солдатское письмо из действующей армии». Эта форма почтовой открытки позволила нашему земляку художнику И.Л. Вандышеву создать свои, выполненные тушью, карандашом, пером, акварелью, рисованные открытки. [1]. Нам удалось рассмотреть около 70 и 30 из них имеют отношение к нашей теме. Мы классифицировали их, распределив на четыре группы: бытовая обстановка, сцены военного быта, образы сослуживцев, казаков – однополчан и быт местного населения. (Приложение № 6)
1.2. Боевая обстановка Первой мировой войны произвела на будущего художника сильное впечатление. С фронта, почти в течение трёх лет Игнатий Лукич присылал домой на хутор Вандышево письма с рисунками на почтовых карточках, солдатских письмах, листах из записной книжки, бланках телефонограмм и просто на обрывках бумаги. Следует отметить, что 10-й Оренбургский казачий пол является воинским подразделением Оренбургского казачьего войска и был сформирован в 1904 году из казаков станица Верхнеуральского уезда. [8]. В ноябре 1914 года он выступил на Юго-Западный фронт, в резерв 8-й армии генерала от кавалерии А.А. Брусилова. В конце 1915-начале 1916 года в составе Оренбургской казачьей дивизии участвовал в оборонительных боях у реки Стырь под Чарторыйском, в мае 1916 года – в Брусиловском прорыве. В октябре 1916 года в составе Оренбургского казачьей дивизии был направлен на Румынский фронт, где и находился до 18 октября 1917 года. [9]. Среди фронтовых сюжетов много пейзажей-мест, где останавливался его полк, набросанных тушью, акварелью, чёрным и цветными карандашами: деревни Бутейки, Горнично, Софиевка, Уголька, Комароец, Новоселки, картины Волынской губернии, Фундук-Молдавы. Среди зарисовок - наблюдательные пункты, линии укреплений, мосты, железнодорожные станции, здание штаба.
В мае 1915 году немецкие и австро-венгерские войска начали массированное наступление на Юго-Западном фронте. Русская армия вынуждена была оставить Галицию. В конце лета наступление было приостановлено, фронт стабилизировался по лини Рига - Баранович-Луцк. На несколько месяцев затянулась позиционная война, без наступлений и битв, войска, «зарывшись в землю», начали длительную окопную войну. Такое положение оставалось неизменным до мая 1916 года, когда началось масорованное наступление в Галиции на участке шириной в 340 километров под руководством командующего Юго-Западным фронтом генерала А.А. Брусилова. От полного разгрома Австро-Венгрию спасла помощь Германии, а линия фонта оставалась стабильной до лета 1917 года. [7]. Все тяготы военной и походной жизни, «окопной войны», отступлений отражены в зарисовках Игнатия Лукича. Интересные наброски « По льду Стыра идут казаки», «На позицию», «В лунную ночь на позиции». На первом изображены идущие колонной на переднюю линию солдаты, в сторону города Чарторыйска, по льду реки солдаты с брёвнами на плечах. Второй представляет собой лист из записной книжки с беглым наброском силуэтов вооруженных всадников, уходящих вдаль. Глубину пространства передают длинные вертикальные и перекрещивающиеся линии. «Лунная ночь на позиции» была нарисована «от нечего делать между делами». Посреди пустынного поля изображён одинокий часовой с винтовкой в руках, стоящий возле столбов, окутанных колючей проволокой. Небо сплошь покрыто тучами, из-за которых выглядывает полная луна, освещающая местность. Набросок вызывает ощущение полного одиночества, тревожного ожидания внезапного появления противника, хрупкость тишины спокойствия мира, а главное, абсолютной беззащитности простого солдата перед жерновами войны. (Приложение № 7)
Часто Игнатий Лукич делал комментарий к своим рисункам. Они предназначались для близких, оставшихся дома. В наброске «Стрельба по аэропланам» тушью, он изобразил сосновый лес, блиндаж, солдат, стреляющих по внезапно появившимся вражеским аэропланам. На лицевой стороне, в нижней части и на обороте - тест тушью: «Стрельба по аэроплану. Когда мы стояли на позиции, то и дело, что в верху бунчал аэроплан врага, один подлетел близко, т. е прямо на (И.И.) нас, и вот наш командир приказал стрелять. Аэроплан быстро повернул и пошёл противоположную сторону. Остаюсь жив и здоров, и ………быть может, поеду в отпуск». [3].
1. 3. Сцены военного быта, отражающие жизнь 10-го полка в походах, казармах, лагерях запечатлены в следующих работах: «Наш окоп», «В окопах», «Эх бы в баню», «Деревня Горчично. Ночёвка в школе», «На отдыхе», «Кухня», «Казаки на отдыхе», «При отступлении на дневке». «Наш окоп» - рисунок на разлинованном листе для телефонограммы. Изображены внутренняя обстановка блиндажа: слева - бревенчатая стена, сверху потолок перекрытиями. У левого края-небольшая печь с трубой, выходящей наружу, на печке-чайник. Все детали обстановки достаточно хорошо прорисованы. Под рисунком, в левом нижнем углу надпись в две строки: «1 мая 17 год. Наш окоп». «В окопах» - беглый набросок чёрным карандашом на небольшом листе из записной книжки. Изображены три солдата с винтовками, сидящие в узком окопе. О чем беседуют они, ожидая наступления противника? О доме, о семье, об урожае? А может быть, просто мечтают о простых радостях солдатской жизни: бане, как герой наброска «Эх бы в баню», крепком сне после долгого труда на полотях, вытянувшись во всю длину, подложив под голову мешок (рисунок «На отдыхе от 6 августа 1916 года, сделанный с натуры), на хозяйских сундуках («Казаки на отдыхе»), или в здании местной школы на деревянных партах («Деревня Горчично. Ночёвка на местной школе»). [3].
Рисунок чёрной акварелью «При отступлении на дневке» - иллюстрация походной жизни. Между двумя палатками, наспех собранными с помощью деревянных кольев,- группа сидящих казаков; ещё один стоит, позируя художнику, за палаткой справа. Светит солнце. Мирно пасущаяся вдалеке лошадь, тряпье, развешанное на ветках кустарника – свидетельства кратковременного затишья, мирного отдыха. Но этот мир тишины и спокойствия хрупок и ненадёжен. Об этом говорят чёрные тучи, надвигающегося со всех сторон. На обороте рисунка надпись: «При отступлении на дневки, где нам громили неприятельские аэропланы в количестве 14 штук». [3]. Рисунок «На дежурстве у телефона» ещё одна иллюстрация военных будней. Здесь изображён сидящий на табурете солдат, разговаривающий по телефону. Перед ним стол с радиоприборами, на гвозде, прибитом к стене, висит полевая сумка. На обороте почтовой карточки автор кратко сообщает о себе: «Шлю вам мой привет! Я жив и здоров. В резерве. Ваш И. Вандышев. 1916 г. 4 августа». (Приложение № 8)
1.4. Образы сослуживцев, казаков - однополчан, Игнатий Лукич запечатлел в серии портретов, названной им «Типы 10 полка». Он изображал их в полный рост и поплечно. Герой позируют художнику, который, в вою очередь, старательно зарисовывает позы, манеры, выражения лиц, стремясь передать внешний облик и характер портретируемых, показать их боевой дух. (Приложение № 9)
Все портреты подписаны, и поэтому сегодня мы знаем не только имена некоторых казаков 10-го Оренбургского казачьего полка, но и представляем, как они выглядели - «Ординарец Баландин», «Казак М. Неврозов», «Портрет казака С. Черн», «Один из писарей, бывший учитель Иван Медведев», «Старший писарь И.И. Яковлев», «Писарь П. Крылов», «М. Иванов», «Портрет казака Ф. Воронкова». Во время стоянки в деревне Горчично в сентябре 1917 года Вандышев изобразил и своего командира- полковника Павла Львовича Колесникова. Пожилой, грузный, убеленный седой мужчина с пышными усами, в очках, работает за столом, сидя на деревянном табурете. (Павел Львович Колесников (1861-?) – уроженец станицы Усть -Уйской Челябинского уезда Оренбургской губернии. Из семьи казаков. Окончил Оренбургскую военную прогимназию, Оренбургское юнкерское училище, офицерскую кавалерийскую школу. На военной службе с 1887 года). Несмотря на то, что это беглый набросок, мы видим здесь человека умного, проницательного и в то же время добродушного. Чувствуется уважение и симпатия художника к изображаемому, в отличие от другого наброска цветной акварелью - «Офицер с шашкой». Это карикатурное изображение со спины молодого курящего офицера с преувеличенно тонкими талией, руками и ногами и широкими бёдрами, в сапогах-ботфортах, фуражке не по размеру. Шашка в ножнах на левом боку и кобура на поясе справа дополняют этот комический образ. Интересно, что и в более поздних своих работах Вандышев показывает русское офицерство этого времени в неприглядном виде. В музее хранится эскиз композиции картины «Пир офицерства в первую империалистическую войну». Пьяные, разнузданные офицеры шумно отмечают именины императора Николая II. [3].
Особенностью серии «Типы 10 полка» является то, что сам художника симпатизирует своим персонажа, относится к ним тепло и участливо. Он видит в них не просто солдат- «винтиков» военной машины, не просто «пушечное мясо», а людей, каждый из которых интересен по-своему. Главное для него -человечность, которую на войне сохранить и показать очень трудно. В художественной литературе, посвящённой событиям Первой мировой войны, мы видим часто неприглядные и суровые будни военного времени, ощущаем, как тяжело было остаться человеком пережив эти события. В первых двух книгах знаменитого романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» действие разворачивается в годы Первой мировой войны как раз на австрийском фронте, где воевал И.Л. Вандышев. Вот что пишет Шолохов «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом… Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть» «Полк отдыхал. Казаки наружно стали щеголеватей, веселей, но…все...знали, что весёлость эта- как погожий день в ноябре: нынче есть, а завтра нет. Стоило заикнуться о выступлении на позиции, как сразу менялось выражение лиц и под спущенными веками растекалось недовольство, угрюмая неприязнь. Чувствовалась смертельная усталость, надорванность, и усталость-то эта рождала моральную неустойчивость… Коренным образом изменились казаки по сравнению с прошлыми годами. Даже песни - и те были новые, рожденные войной, окрашенные чёрной безотрадностью.» [3].
1.5. Быт местного населения. Как казак - хлебороб, не понаслышке знакомый с тяжёлым крестьянским трудом, Игнатий Лукич живо интересовался особенностями быта местного населения, его обычаями, традициями. Рисунки на эту тему объединены им в серию «Типы Волынской губернии». В них он изображал местных жителей, представителей разных национальностей в народных костюмах «Дорога к позиции», «Зоська», «Женщина с ребёнком на коленях», бытовые предметы, внутреннюю обстановку жилищ. Сохранилась часть письма, в котором он не только зарисовывал предметы домашнего обихода, но и дал к каждому подробное описание: «бокал, баняк (из которого пьём чай), кварта (служит умывальником и пр.), ложа (крестьяне изготовляют сами из дерева), корамысло, ведро». В нижней части интерьер избы; справа, двумя быками, запряжёнными в телегу, управляет возница. К сожалению, значительная утрата бумаги не даёт возможности прочитать объяснительный текст к наброску. [3].
В частично сохранившемся письме от 19 декабря 1916 года - зарисовки крестьянского дома, румынской семьи из пяти человек в традиционных костюмах, женщины, прядущей шерсть и даже оттиски румынских монет. Здесь же- пояснительные тексты: «….Работают на волах. Держат овец (с хвостами) на них шерсть хорошая, прядут…Румын. Деньги 10 бан..-5 копеек наших с дыркой….2 лен-1 рубль наших...Они даже и на деньгах изображают женщин с прялкой так же и на кредитках». Далее - скупые сведения о себе: «Погода в настоящее время ведрая. Снегу нет. Затем низко кланяюсь и прошу принять мой душевный привет. Любящий вас ваш Вандышев». [3]. Читали это письмо, рассматривали рисунки, сравнивая изображенные в них предметы с местной утварью. (Приложение № 10)
Также старательно, старясь не упустить мельчайшей детали, Игнатий Лукич зарисовывал интерьер жилищ, в которых приходилось останавливаться. Рисунок на бланке почтовой карточки «Хата, внутренность» сделан цветной акварелью и тушью. Изображена внутренняя обстановка комнаты - стол, покрытый скатертью, над ним керосиновая лампа, привешенная к потолку, у стены лавка, покрытая тканью, кровать с тремя подушками, над которой на балке висит одежда. На стене часы-ходики. На обороте - пояснительная надпись: «Ливонская Хата, Внутренность. Наша промежуточная станция…на кровати с товарищем спали». Ещё один рисунок выполнен на бланке солдатского письма чёрной акварелью. Изображён интерьер жилища: в центре - печь, справа, возле стола хлопочет женщина, на полу-вязанка хвороста.
Открытки, созданные И.Л. Вандышевым, - не только интересный биографический материал, рассказывающий о начальном этапе творчестве художника, но и редкий изобразительный источник по поводу первой мировой войны. Большинство открыток имеют почтовые штемпеля этапных почтовых отделений. Датируются открытки преимущественно 1915-1917 годами. Интересно сложилась дальнейшая судьба И.Л. Вандышева. Уже после войны он получил художественное образование, одним из первых стал членом Союза художников в Челябинске, увлекся «челябинской темой».
Заключение.
Список литературы
Интернет – источники
Изобразительные источники
Архив И.Л Лукича. (Акт приема- сдачи №5225 от 08.01. 1983), переданный в дар музею внуком Ю.С. Выдриным
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Лягушка-путешественница
Марши для детей в классической музыке
Рисуем акварельное мороженое
Сказка об осеннем ветре