Моя Родина -Тверская область.Она занимает большую территорию на карте России. Меня интересует как заселялась Тверская область , кто проживает в крае. Моя работа рассказывает об этом.
Вложение | Размер |
---|---|
kray_dvukh_kultur.doc | 116.5 КБ |
МОУ «Калашниковская средняя школа»
Лихославльского района Тверской области
Исследовательский проект
«Тверская земля – край двух культур»
Выполнил: Рябчиков Даниил
7 класс МОУ « Калашниковская СОШ»
Лихославльского района
Руководитель: Пушкина Татьяна Саятовна
Должность : учитель географии
171205Тверская обл. Лихославльский район
п.Калашниково ул.Ленина д.49
Телефон для связи 8(48261)3-32-18
2013 год
Оглавление:
Введение. ----------------------------------------------------------------3
Глава 1. Тверская земля-край двух культур.
1.5 Национально-культурная автономия тверских карелов.____15
Глава 2. Краеведческая экспедиция по территории бывшего Карельского национального округа.________________________________17
Глава3. Заключение__________________________________19
Литература._________________________________________19
Приложение 1.______________________________________20
Приложение 2.______________________________________21
Приложение 3.______________________________________29
Введение
Моя родина – Тверская область. Она занимает достаточно большую территорию на карте России – 84, 1 тысяч кв.км. Здесь берут свое начало Волга, Днепр, Западная Двина. Мой край не только очень красивый, но и богатый природными ресурсами. Тверская земля вдохновила на творчество многих музыкантов, художников, писателей и поэтов. Здесь жили и работали С.Я.Лемешев, А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Г.Венецианов, А.В.Львов, А.Дементьев и многие другие известные творческие личности, которые внесли свой вклад в культуру Тверского края.
Я люблю путешествовать со своей семьей, и уже посетил многие города и памятные места Тверского края: Ржев, Осташков, Вышний-Волочек, Западная Двина, Торжок, Старица, Селижарово, Калязин и др. Я убедился, что мой край не только красивый, но и знаменит доблестными событиями и героическими делами своего народа. То, что такие города, как Тверь и Ржев являются городами Воинской Славы, наверное, знают многие, но, пожалуй, даже в нашей области далеко не всем известно, что Тверской край стал второй родиной для народов, покинувших территории своего материнского рода. Одним из таких народов стали карелы, оказавшиеся почти 400 лет тому назад отторгнутым от своей исторической родины и образовавшими отдельную ветвь - тверские карелы.
Мой дед по линии отца, Рябчиков Николай Васильевич, является коренным представителем тверских карелов. Он проживает в д.Михайлова Гора Лихославльского района.
Я считаю, что каждый человек должен не только знать историю своего рода, но и национальные особенности своего народа. Каждый народ можно сравнить с деревом, корни которого-это история народа, ствол - его язык, ветви - культура, традиции, обычаи, уклад жизни, а листья – люди. Могучий дуб можно ассоциировать с русским народом, а "у карельского народа судьба так же искаверкана и изломана, как ветки у северной карельской березки"(А.Н.Головкин, краевед).
Цель работы: изучить историко-культурные особенности своего края.
Задачи:
Для достижения целей и задач своего исследования мне необходимо:
1. Тверская земля-край двух культур
Тверские карелы — отдельная ветвь карельского народа, проживающая в Тверской области. Их прародиной была территория Верхней Волги с притоками, где до X века проживало финское племя Меря, реки Мологи с притоками, где до XIV века проживало племя Весь, а также по рекам Мета и Цна, где проживало племя Чудь. С VI века началась колонизация этих земель славянскими племенами. В связи с этим часть финских племен ушла на новую родину - к берегам Финского залива и Ладожского озера. Другая их часть ассимилировалась со славянами, пополняя их ряды. Именно эти финские племена, ушедшие со своей земли на карельский перешеек и Приладожье, составили основу племени «корела».Племя «корела» впоследствии отделилось по языку и обычаям от прочих финских племен.
Финские племена, проживавшие ранее на Тверской земле, оставили много названий рекам, озерам, деревням и селениям. Племя Меря дало название реке Волге, селениям Мерлуге, Меринову, Чамерову и другим. В память о племени Чудь остались названия Чудинково и Чудь. Но более всего сохранилось названий, произошедших от племени Весь: Вески, Веснево, Вескино, Почеповесь, Колобовесь, Хотавесь, Уйвесь, Перевесь, Грязновесь, Весь Егонская, Еськи и другие. Достоверно известно, что племя Весь, проживавшее на реке Мологе до XIV века, вело немую торговлю с булгарами из Волжско-Камской Булгарии. К тому времени уже были русские поселения Бежичи и Торжок. Булгары, ведя немую торговлю, поднимались по Волге до устья реки Мологи и доходили до нынешнего города Бежецка.
Самое первое упоминание о карелах было в 1143 году.
Первый упоминания о карелах в русских летописях 12-14 веков связаны
с междоусобными войнами с племенем емь (хяме) и сумь (финны), которые выступали на стороне Швеции. Корела из-за этих войн разделилась в 1323 году на две части: Западную Корелу с центром Виипури (Выборг) и Восточную Корелу с центром Корила. Восточные карелы стали иметь более тесные связи с Новгородом. Но своей культуре и языку они стали отличаться от финских племен сумь (финны) и емь (хяме), примкнувшим к Швеции и образовавшим позднее государство Финляндия.
Первый исход карел па тверские земли был из Западной Корелы в 1353 году. После подписания в 1323 году Ореховецкого мира, поделившего Карельский перешеек на две части, упсальский епископ Гемминг с 1350 года начал заново крестить православных карел в лютеранскую веру. Это явилось причиной бегства некоторых карел из Выборгской части Карельского перешейка на территорию Бежецкого Верха.
Второе упоминание о нескольких карелах на тверской земле есть в Новгородской писцовой книге за 1564 год.
Первая небольшая переселенческая волна относится к периоду 1581-1595 годов, когда город Корелу и Карельский уезд захватили шведы. После заключения Тявзинского мира от 10 мая 1595 года часть бежавших карел снова вернулась на родину. Они на 10 лет освобождались от податей, им были бесплатно переданы в собственность дома, построенные шведами в 1580-1597 годах.
Вторая основная переселенческая волна пришлась на период с 1617 по 1661 годы после захвата Швецией всего Карельского уезда и подписания в 1617 году Столбовекого мира. При анализе русских и шведских переписных книг XVI и XVII веков можно определить, что с территории Сакульского погоста ушло около 470 семей или 2 тысячи человек, из Ровдужского погоста- 250 семей или более тысячи человек, погоста Тнурила — 162 семьи, погоста Куркнйокц — 856 семей, Йоукие - 420 семей. Всего из этих погостов ушло 2160 семей или 11 тысяч человек.
Исход был и из других погостов Карельского уезда, которых было 18, четыре относились к южным погостам и 14 - к северным. Значительная честь карел смогла покинуть Карельский перешеек и поселиться на тверской земле во время войны 1656-1658 годов. За это время из Карельского уезда ушло 4100 семей или более 20 тысяч человек.
Третья последняя миграционная волна относится к периоду после 1721 года, после окончания Северной войны и подписания Ништатского мира.
Таким образом, исход карел со своей родины продолжался 150 лет с 1 581 года до 30-х годов 18 века.
По имеющимся документам можно судить о расселении карел на тверской земле. В Толмачеву Слободу пришли 29 карельских семей, в Козловский приход- 32 семьи, в Торжок — 12 семей, деревни Кесьма — 20, Сандово -12, в другие деревни по 3-5 семей.
Число карел на тверской земле постоянно увеличивалось: 1709год (только по данным Бежецкого Верха) - 630 семей или около 3 тысяч человек, 1800 год - 6534 семьи или 32670 человек, 1834 год - 83304 чел., 1859год - 93693 чел., 1873 год - 828 карельских деревень, 98253 человек, 1897 год - 117679 чел., 1926 год - 973 деревни и хутора 140567 человек,1930г.-150617 человек. (см. Приложение1)
Карелы крупным массивом проживали на территории Бежецкого, Весьегонского, Вышневолоцкого и Новоторжского уездов, а также небольшими группами в Зубцовеком, Кашинском, Осташковском уездах. В 1662 году царь Алексей Михайлович Романов велел переписать всех карел и отписать их на государево имя.
Расселяясь па новых местах, карелы усваивали старые русские названия деревень и пустошей. Иногда давали свои карельские названия, сохранившиеся до настоящего времени: Гутты, Кагрушки, Ветча, Мяммино, Гуммала, Райда. Горма. Кало, Лукка, Минка, Койвушка, Кондушка, Векшино, Винжа и другие. Название других карельских деревень и сел было связано с пребыванием карел на этих местах: Старо-Карельское, Карельское Заручье, Карельское Васильево, Карело-Кошево, Сельцо Карельское. Карельский Городок.
1.2.Религия, жизненный уклад и занятия тверских карелов
Карелы впервые были крещены в православие в 1227 году Новгородским князем Ярославом Всеволодовичем. Но они очень долго еще оставались язычниками. Более 300 лет спустя после первого крещения 25 марта 1534 года. Новгородский архиепископ Макарий обратился с грамотой в Водскую пятину, в составе которой был и Карельский уезд, о борьбе с языческим проявлением, об искоренении языческих традиций и обрядов. 8 июня 1548 года Новгородский архиепископ Феодосий снова направил грамоту в Водскую пятину со своими указаниями по разрушению молебен и искоренению языческих обрядов. И только через 45 лет после этого в 1593 году впервые было учреждено Карельское и Ладожское епископство во главе с епископом Сильвестром. К тому времени карелы у себя на родные построили достаточно много православных церквей и монастырей. В самом городе Корела было три церкви и четыре монастыря, в Городенском погосте - две церкви, в погосте Михайловском Сакульском- одна церковь, в Ровдужском погосте - две церкви, Соломанском погосте - две церкви. Церкви сжигали шведы, а карелы их снова восстанавливали.
Придя на тверскую землю, карелы построили 86 церквей 169 часовен в 77 карельских приходах. Вопросами всех карельских приходов на тверской земле ведала Николаевская Теребенская пустынь. В XIX веке карелы заменили многие деревянные церкви на каменные. Сложность перехода карел к православию заключаясь в незнании ими русского языка, а большинство священнослужителей не знали карельского языка. Первые карельские священники, зная язык, начали составлять исповеди и молитвы на карельском языке с применением кириллицы.
Священник с. Козлово Вышневолоцкого уезда Григорий Ефимович Введенский вместе со священником села Кава Бежецкого уезда М.А. Яолотинским в 1817 году перевели с русского на карельский язык «Евангелие от Матфея», которое было издано в 1820 году в г. Санкт-Петербурге. Священники стали первыми учителями карел русскому языку и обучения их грамотности.
Все тверские карелы в17-19в.в. принадлежали к крестьянскому сословию. Карельские селения состояли обычно из 30-40 дворов, в хуторах насчитывалось 2-5 домов. Дома в карельской деревне обычно располагались в два ряда по одной прямой улице.Между домами и огородами устраивались прогоны. Распространенными были также планировки селений в виде буквы Т и буквы Г. Хозяйственные постройки – овины, сараи и риги выносились за пределы деревни. Бани строились ближе к ручью или к речке. Позднее, в 20 веке, хозяйственные постройки стали располагаться на усадьбе сзади дома. Усадьба, как правило, обносилась изгородью.
До половины 19 века черная курная изба являлась преобладающим типом жилья у карелов. Она представляла собой сруб с подпольем и печью без трубы. Дым выходил в отверстия, сделанные в потолке и окне. Сруб имел по 2-3 окна по фосаду и одно сбоку. Окна были маленькие, содвигаемые дощечкой. Позднее карелы стали строить бани по типу курной избы, а избы стали "белые", состоявшие из двух срубов. Дома карелы строили уютные и вместительные. Изба состояла из двух половин: летней и зимней. В зимней избе справа или слева от входа помещалась печь, располагающаяся на деревянном опечке, устье печи было направлено в сторону окна, причем окно находилось на уровне устья печи. По диагонали от печи находился передний угол с божницей. Стол стоял в углу напротив печи. Вдоль стены были широкие лавки, служившие кроватями. У печи делался деревянный рундук (каржина) с поднимающейся доской для входа в подполье. Рундук зимой также использовался как кровать. Чулан напротив печи обычно отгораживали шкафом или занавеской. Карельский дом отличался чистотой полов, стен и потолков. У большинства карелок можно было встретить полотяные половики.
К жилой избе плотно примыкал двор для скота. Он имел два яруса: в нижнем стоял скот, а на верхнем хранили сено. На второй ярус иногда вел въезд – покатый бревенчатый помост, по которому можно было въезжать на лошади. Въезды располагались сбоку от двора или сзади. Со временем въезды перестали делать, а дома стали пятистенными. Так в д.Петряйцево Санковского района в 1960 году из 32 домов пятистенных было 8, с двумя избами и переходом из зимней в летнюю – дома, с одной избой с прирубом – 4, с одной избой -14.
В переписной книге Бежецкого уезда за 1709 год указывается, что в каждом карельском дворе было по 2 лошади, 2-3 коровы, овцы, свиньи, домашняя птица. Эти сведения говорят о том, что за 60-80 лет после переселения карелы жили достаточно зажиточно. Их относительное благосостояние связано было с отсутствием крепостной зависимости и с отличительными качествами карелов – настойчивостью и трудолюбием. Душевные и материальные трудности, которые карелы претерпевали на протяжении нескольких веков, позволили им превзойти в благосостоянии русских крестьян, находящихся под крепостным гнетом помещиков. Они не были зависимы от помещиков, так как сначала были государственными дворцовыми крестьянами, а с 1797 года удельными крестьянами и находились в ведении царского двора.
Занимались карелы земледелием, скотоводством и охотой. В зимнее время уходили работать в Петербург и другие города, а также нанимались на работу к местным помещикам. Основными промыслами тверских карелов были выделка кожи, изготовление саней и телег, бондарное дело, выгонка дегтя, изготовление лодок и канатов для плотов из черемуховых ветвей. Женщины занимались вышивкой и ткачеством. Вышивка, тканые узоры, набойка и кружева — это разнообразные виды украшений ткани у карелов, наблюдаемые в национальных костюмах, белье и обрядовых полотенцах.
Последние обычаи, которые сохранились до недавнего времени, это проведение «недели невесты» в течение зимы и « paiva", своего рода "пугало-день". Большой интерес у российских и зарубежных исследователей вызывают напевы карельских причитаний — плачей, как одного из древнейших жанров устной народной поэзии.
Со временем сохранился в основном деревенский уклад жизни тверских карелов, а в городе произошла быстрая ассимиляция и потеря их национального самосознания.
1.3. Появление карельской письменности на Тверской земле
Родиной карельской письменности на латинице является Тверская земля. Датой ее рождения можно считать 1 февраля 1931 года — день выпуска первого номера газеты «Колхозойн Пуолех» на карельском языке.
1 марта 1930 года Комитет по делам национальностей народного комиссариата просвещения СССР провел совещание по созданию карельской письменности. На совещании было решено всю работу среди тверских карел поставить на карельском языке, положив в основу карельского литературного языка толмачевский говор, организовать разработку карельской письменности на латинской основе. Комитетом было решено и месячный срок разработать карельский алфавит, к 1 сентября 1930 года выпустить букварь с материалами для чтения, разработать программу и методическое письмо по преподаванию родного языка в школах. Летом 1930 года организовать курсы по переподготовке учителей на родном языке.[1]
Тверская карелка из Толмачей А.А.Милорадова, выполняя это решение, вместе с профессором Н.А.Яковлевым составила алфавит для тверских карел на латинизированной основе и «Букварь», преподавала учителям карельских курсов основы карельского литературного языка.
Летом того же года тверской карел А.А.Беляков вместе с Милорадовой организовали подобные курсы учителей в Твери. Подготовленные на курсах карельской письменности учителя стали основным ядром карелизации. В это время профессор Д.Н. Бубрих предлагал создание единой карельской письменности как для тверских карел, так и для карельского населения Карельской АССР, где изучали финский язык.
25 апреля 1931 года в Москве состоялось заседание Президиума национальностей ЦИК СССР, на котором обсуждался вопрос о карельском языке. С докладом выступил первый секретарь Карельского обкома ВКПБ Густав Ровио, который резко критиковал создание карельского письменного языка, заявлял, что это дело безнадежное. Ему возражал представитель тверских карел А.А. Беляков, фракция которого нашла тогда поддержку.
Благодаря общим усилиям активистов создания карельской письменности А.А.Милорадовой, А.А.Белякова и других за короткое время были подготовлены и изданы около сотни книг на карельском языке. С 1 сентября 1932 по май 1938г.г. карельский язык и литература преподавались в 181 школе на территории 12 районов Тверской области.
1.4. Опыт государственности у тверских карелов
Первый и последний опыт государственности у тверских карелов был в период с 8 июля 1937 года по 25 февраля 1939 года, то есть 19 месяцев.
8 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) рассмотрело вопрос об организации в составе Калининской области Карельского национального округа с центром в городе Лихославле.
На основании этого решения 9 июля 1937 года Президиум ВЦИК СССР принял постановление об образовании округа из Лихославльского, Новокарельского, Рамешковского, Максатихинского районов и вновь образованного из карельских сельсоветов Спировского района, Козловского района.
В состав округа вошло 128 сельсоветов, 834 колхоза, на территории округа проживало 170 тысяч населения, из них 95 тысяч карелы.
Вне округа остались тверские карелы Весьегонского. Сандовского и Краснохолмского районом общим числом 21 тысяча человек. Также за пределами округа оказались карелы Зубцовского района — 1,8 тыс. человек, Сонковского — 1,7 тыс. чел., Молоковского — 1,1 тыс. чел., Есеновицкого около тысячи человек, а всего 26,6 тысячи человек. Таким образом, к моменту создания округа в 1937 году на тверской земле проживало 121,6 тысяч карелов. Из этих районов стали переселять кадры руководителей, учителей, активистов на территорию национального округа.
Стала выходить окружная газета «Карельская правда». Велось активное строительство объектов культуры, образования, сельского хозяйства во всех районах округа. Достижения округа за один его год были показаны в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1938 году.
До настоящего времени трудно ответить на вопрос: с какой целью создавался карельский национальный округ? Для развития карельского языка, письменности и культуры, или с целью выявления активистов карельского движения, чтобы расправиться с ними и окончательно уничтожить Тверскую Карелию.
5 февраля 1939 года политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление о ликвидации Карельского национального округа.
7 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ №69686 «О ликвидации Карельского национального округа».
25 февраля была составлена отчетная ведомость об исполнении средств по бюджету Карельского округа за январь и февраль 1939 года. Это был последний документ, касающийся округа, после чего о карелах забыли ровно на 50 лет.
9 февраля 1938 года или через 7 месяцев после создания национального округа УНКВД по Калининской области возбудило уголовное дело №13601 по обвинению активистов карельского движения и контрреволюционной и разведывательной деятельности в пользу одного иностранного государства (Финляндия). В тот же день были проведены первые массовые аресты карельской интеллигенции. Вторая волна арестов руководителей и партийных работников округа прошла в июле 1938 года.
Аресты продолжались до конца года, по этому «карельскому делу» проходило около 400 человек, 139 из них были арестованы, шестеро умерли в тюрьме. «Карельское дело» было полностью прекращено 28 мая 1940 года уже после окончания Зимней воины между Советским Союзом и Финляндией.
Репрессии коснулись и священнослужителей карельских приходов.
В карельских приходах были взорваны, уничтожены, обезглавлены, разрушены 81 церковь из 86, остались действующими всего 5, репрессированы не менее 45 священников, служащих в карельских приходах.
Одновременно с этим были совершены шаги по фактической ликвидации карельской письменности. Первый секретарь Калининского обкома ВКП (б) П.Г.Рабов предложил составить карельский алфавит на основе русского алфавита, а также написать докладную записку И.В. Сталину от имени Калининского обкома ВКП (б) о переводе карельской письменности на кириллицу.
За период с 1930 по 1939 годы число тверских карел уменьшилось на 30,6 тысяч человек. Из них были переселены в Карельскую АССР 3,8 тысячи человек, направлены на стройки народного хозяйства 2,5 тыс. чел., расстреляны 126 человек, раскулачены, арестованы за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию, выселены в Сибирь. Казахстан и на Север 24,2 тысячи человек.
С этого времени национальная культура тверских карел, которая с начала 30-х годов XX века пошла быстро в рост, по соображениям большой политики была срублена под корень и 1939 по 1989 годы были периодом полного забвения тверских карелов. Сжигались книги на карельском языке, прекратилось обучение родному языку в школах. Ни в одном официальном документе слова «карел» не было. Число карелов за 20 лет с 1939 по 1959 годы сократилось в два раза. Основными причинами было большое число погибших карел — около 20 тысяч человек за время Зимний войны с Финляндией и Второй мировой войны. Многие карелы переехали жить в Карело-Финскую СССР в 46-1953 годах. Значительное число их было отправлено на освоение целинных и залежных земель, прежде всего в Казахстане. Карелы стали уезжать на стройки народного хозяйства в города и другую местность.
В 1970 году число тверских карел было уже 38064 человека, этого времени началась активная ассимиляция их с русскими, так как политика государства была направлена на безнациональное общество с «единым советским народом».
К 1979 году число тверских карел уменьшилось до 30387 чел., к 1989 году около 23169 человек, сохранилось 617 карельских деревень, но число жителей в них резко уменьшилось. В эти годы забвения и запретов были люди, которые продолжали развивать карельскую письменность, рожденную па тверской земле. Они готовили материалы для будущих книг, для будущего «Словаря карельского языка». Это знатоки карельского языка А.В. Пунжина из Толмачей, Г.Н. Макаров, его жена Д.И. Макарова, Д.А.Федоров, К.В. Манжин. Они подготовили почву для развития карельского литературного языка, которое продолжилось с 90-х годов XX века.
1.5. Национально-культурная автономия тверских карелов
В октябре 1989 года по инициативе группы энтузиастов во главе с ученым Тверского государственного университета В.А. Виноградовым в Калининском облисполкоме под началом его председателя В.Л. Суслова прошло совещание о возможностях и путях возрождения языка и культуры тверских карел. Было решено создать областное общество карельской культуры. Через год- 29 октября 1990 года, состоялась учредительная конференция областного общества культуры тверских карел, его председателем стал В.А.Виноградов, заместителем М.М.Орлов. На заседании комитета 16 августа 1991 года было решено создать в районах компактного проживания карел отделения областного общества. К концу года были созданы отделения в Лихославльском, Максатихинском, Рамешковском, Спировском районах и в городе Твери.
17 апреля 1992 года прошла первая отчетно-выборная конференция общества, на которой был избран областной комитет представителей районов и областного общества. М.М.Орлов издал «Букварь» на карельском языке, составил план работы общества, добился его финансирования из о него и районных бюджетов.
В 1994 году был издан «Словарь карельского языка» (тверские говоры) А.В.Пунжиной, который включает в себя около 17 тысяч слов тверского диалекта (толмачевского, весьегонского и держинского).
С 1991 года выходила ежемесячная радиопрограмма «Тверская Карелия», с сентября 1996 года выходит газета «Karielan Sana». Карельский язык стали преподавать в 9 школах, создано 6 музеев карельского быта. Были созданы 6 фольклорных коллективов, проведено пять фестивалей карельской культуры.
Первые шаги по возрождению карельского языка и культуры были сделаны.
17 июня 1996 г.был принят закон РФ «О национально-культурной автономии». В соответствии с законом 15 ноября 1997 года в Лихославле прошла учредительная конференция по созданию областной автономии, председателем комитета избран В.В.Елкин.
В 2001 году к областной автономии присоединились Молоковская районная и Бережковская местная автономия Сонковского района.
В результате деятельности автономии были выпущены книги на карельском языке З.А.Туричевой «Армаш шана», Л.Г.Громовой «Время говорить и читать по-карельски», книги по истории Тверской Карелии «Прошедшие через века», «Рождение карельской письменности», «Жернова. Книга памяти тверских карел», «История Тверской Карелии» в 2-х изданиях, «Карелы: от язычества к православию». Созданы 12 фольклорных коллективов, два ансамбля кантелистов, два карельских коллектива получили звание «народного». Карельский язык преподавался в отдельных школах и Лихославльском педучилище. Стали проводиться фестивали карельского творчества, созданы областное и районные молодежные отделения автономии.
С 1996 года тверские карелы стали полноправными членами Консультативного комитета финно-угорских народов, там есть два их представителя. Официальные делегации тверских карел участвовали в работе Всемирных конгрессов финно-угорских народов. Тверские карелы дружны с представителями Республики Карелия, Финляндии, Венгрии.
С 1993 года в Финляндии организовано и работает «Общество Друзей тверских карел. Оно оказало помощь по многим проектам. Республика Карелия оказывает помощь тверским карелам в обучении студентов, стажировке преподавателей, проведении среди них учебных семинаров. Помогает в развитии культурных связей, взаимных поездок фольклорных коллективов, в изготовлении национальных инструментов — кантеле. Тверские карелы принимают участие в Международных финно-угорских фестивалях.
Национально-культурная автономия активно работает над тем, чтобы как можно дольше сохранить карельский язык и культуру.
Маршрут нашей экспедиции проходил летом прошлого года по селам и деревням, где сегодня компактно проживают карелы. (Приложение 1)
Первым пунктом экспедиции было с. Микшино. В сельской библиотеке мы встретились с коренными жителями села. Историю своего села представила в своей книге директор сельской школы - Кузнецова Л.П. Она сочинила стихи, которые посвятила своей малой родине. Пенсионеры Черниченко О.Ф. и Бухмарева З.С. являются носителями карельского языка. На родном языке они рассказали о своей нелегкой судьбе, а Зинаида Степановна исполнила несколько старинных песен, которые пели в ее семье.
В с.Залазино учительница карельского языка Светогорова Е.И. и руководитель музея Прокофьева В.А. провели экскурсию по музею, в котором собраны экспонаты, касающиеся истории села, карельского быта и традиций. Здесь проводилась встреча с сельскими сторожилами, которые рассказали о том, чем жило село, как отмечали праздники и как работали карелы.
Делее наш путь лежал в бывший центр карельского национального округа с.Толмачи. Умхаева А.В. – заведующая местной библиотекой подробно рассказала о летописи села, о его оживленной жизни в период существования карельского округа, когда практически ни один житель не говорил на русском языке. Толмачи являются родиной карельского говора, именно он был положен в основу обучения карельскому языку. В библиотеке мы увидели экспонаты краеведческого уголка и стенд о презентации книги народного поэта С.В.Тарасова, которая прошла накануне. Далее мы поехали к самому Станиславу Васильевичу, который проживает в д.Васильки.
Последний пункт экспедиции оказался для нас самым увлекательным и интересным. В доме у поэта мы слушали его стихи, в каждом из которых уют и радушие карельского дома, теплота человеческих отношений, любовь к своему народу. Потом мы переместились на берег реки Медведицы; посетили часовню, инициатором строительства которой был Станислав Васильевич. В конце встречи он повел нас за окраину деревни, где показал древние курганы. В ходе поездки были сделаны фотографии и аудиозаписи карельской речи. (Приложение 2)
Как уже было отмечено, мой дед, Рябчиков Николай Васильевич, по национальности - тверской карел. В период существования Карельского национального округа было разрешено указывать в паспорте свое карельское происхождение. Дед хорошо знает и понимает родной язык, хотя сейчас не говорит по-карельски, так как не с кем: в деревне уже не осталось коренных карелов, а живут, в основном, приезжие дачники. У своего деда я часто бываю в гостях в д. Михайлова Гора. У него большая трудолюбивая семья. Он мне многое рассказывает о своей жизни. (Приложение 3)
Заключение
Работа с документами и материалами книг местных краеведов, а также исследовательская поездка по территории бывшего Карельского национального округа позволила мне многое узнать о тверских карелах, как они появились в нашем крае, как устраивали быт, чем занимались, как развивалась письменность тверских карелов и как сохранилась карельская культура в наше время.
Я считаю, что цель и задачи моего исследования были достигнуты.
Еще по переписи 2002 года тверских карелов оставалось всего 15 тысяч человек, это в 10 раз меньше, чем было в 1940 году. Венгерский профессор Янош Пустая высказал предположение, что при таких темпах уменьшения число тверских карелов к 2093 году составит всего 2 тысячи человек. Сейчас карелы живут в 158 деревнях, по 1-5 жителей в деревне. Многие из них ассимилировались, то есть в процессе жизни незаметно приобрели культуру и язык русского народа.
Культура и судьба тверских карелов мне показалась очень интересной. Я считаю, что тверские карелы, как и любой другой народ должны стараться сохранить свою культуру, ведь народ жив до тех пор, пока жив его язык и традиции.
Литература
Свинья под дубом
"Морская болезнь" у космонавтов
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Самый главный и трудный вопрос