В ходе выполнения исследовательской работы постаралась ответить на вопросы: существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем? Является ли правильная осанка залогом красоты и крепкого здоровья?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_osanka.docx | 156.23 КБ |
Осанка — это, если сформулировать коротко и просто - положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот - это неправильная осанка. Такая осанка не только некрасива, но и вредна, она затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника. Чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Неправильная посадка за партой, неправильная посадка за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу... Как сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?
Актуальность
В настоящее время в связи с малоподвижным образом жизни, неправильным питанием резко ухудшилось состояние здоровья детей , повысилось число детей имеющих нарушение осанки. Данные медицинского осмотра за 2009 - 2010 учебный год, мы взяли у детской медицинской сестры Второкаменского ФАПа Гуренко Т. М. . Нарушение осанки имеют 55,5 % учащихся нашей школы. Данные показаны в таблице.
Класс | Количество учащихся в классе | Количество учащихся имеющие нарушение осанки |
9 | 7 | |
2 | 6 | 3 |
3 | 2 | 1 |
4 | 8 | 4 |
5 | 4 | 1 |
6 | 7 | 4 |
7 | 12 | 6 |
8 | 12 | 7 |
9 | 16 | 10 |
10 | 3 | 1 |
11 | 2 | 1 |
Проблема: увеличение числа учащихся с нарушением осанки.
Цель: исследовать причины нарушения осанки у школьников и определить пути их решения;
Задачи:
Объект исследования: учащиеся 4 класса.
Предмет исследования: осанка и её влияние на организм.
Гипотеза: Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.
Для решения данной проблемы буду использовать следующие методы:
Спинку прямо!
Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились. И привязывали им к спинам доски. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения, как думают многие, это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы мы дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам и нашим родителям, придется приложить немалые усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, взрослые, его останавливают, показывают, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же не следят, чтобы ребенок не сидел, ссутулившись, не стоял, перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину, ровно стал естественной потребностью? [ 4. С. 56]
Что такое осанка?
Для того чтобы ответить на все поставленные вопросы, я отправилась в библиотеку.
Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».
Позвоночник и его функции
Наш позвоночник состоит из 33 костей, которые называются позвонками.
Позвонки твердые и соединены друг с другом эластичными межпозвоночными дисками. Это основа туловища человека – позвоночный столб.
Позвоночник выполняет в организме следующие важные функции:
4. Защитная функция.
Влияние неправильной осанки на организм.
Из-за неправильной осанки человек нередко испытывает различные боли. Как это происходит? Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков.
Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности.
Дефекты осанки мешают хорошему дыханию, это отрицательно сказывается на состоянии всего организма. Дети с нарушениями осанки склонны к бронхитам, воспалениям легких. Ослабленные мышцы живота плохо удерживают в нужном положении желудок и кишечник, что приводит к нарушению пищеварения. У девочек плохая осанка нарушает развитие внутренних половых органов, а это опасно для будущей матери. Нарушения осанки отражаются и на состоянии нервной системы. Появляется замкнутость, раздражительность, плаксивость. Ребенок с плохой осанкой чувствует себя неловким, стесняется принимать участие в играх сверстников. [5. С.12]
Вывод: Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.
Что дает правильная осанка:
Мои исследования.
Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника ?
1.Тесты на правильную осанку
Контрольный тест в положении стоя №1:
Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена.
Тест № 2
Проверим осанку при помощи обыкновенной портняжной измерительной ленты – «сантиметр». Измерим расстояние от седьмого шейного позвонка до нижнего угла левой и правой лопаток ребенка, стоящего в непринужденной позе. Седьмой позвонок найти просто, он выступает больше остальных. [1. С. 18]
Вывод: Результаты проверки показали, что в том и другом случае 4 учащихся имеют нарушение осанки.
Контрольный тест в положении сидя:
Стопы при работе сидя должны опираться о пол. Если стандартный стул не соответствует росту, нужно использовать подставку под ноги. Регулируя высоту стола, надо добиться того, чтобы локти находились в плоскости
Вывод: В ходе исследований было обнаружено, что результаты медицинского осмотра совпадают с нашими исследованиями полностью, четверо учащихся из восьми имеют
нарушение осанки по всем трём тестам. Я провела анкетирование с ребятами и попыталась определить, в чём же заключаются причины нарушения осанки. Ответы были однотипными неправильная посадка на уроке или не знаю. Попробую в ходе исследования, определить какие ещё причины влияют на здоровье детей. [1. С. 18]
Причина № 1 Изучение состояния школьной мебели.
Качество школьной мебели значительно влияет не только на работоспособность, поведение детей на уроках, но на состояние здоровья. Несоблюдение гигиенических и педагогических требований к школьной мебели способствует развитию отклонений в растущем организме.
Соответствие мебели пропорциям тела определяет правильный расход энергии организма, нормальную функциональную деятельность органов грудной клетки, живота, глаз и так далее. [2.с. 23]
За нашим классом закреплен кабинет, поэтому мебель мы будем изучать в нем.
Столов и стульев оказалось один вид. Норму по столам и стульям для возрастных групп нашего класса мы узнали у директора школы Шеиной Ларисы Леонидовны. Группа -145 – 160. Высота стола -64. Высота стула -36
Результаты измерений столов и стульев в нашем классе :
Столы – длина: 120 см;
высота: 64см.
Стулья – длина: 34 см;
высота: 36см.
Если мы сравним полученные результаты, то увидим, что столы и стулья в нашем классе подходят всем учащимся класса.
Изучение посадки во время уроков.
Я выяснила, что мебель соответствует возрасту и росту учащихся, следовательно, дети должны сидеть на уроках правильно. Я решила проверить так ли это на самом деле и решила провести наблюдение с целью: правильная посадка на уроке. Из своих наблюдений сделала большинство детей, игнорируют правила правильной посадки и тем самым портят себе здоровье, а именно осанку, «зарабатывают» искривление позвоночника, и мы уже знаем, какие будут последствия.
Правда, о школьных портфелях.
Я провела исследование в своем 4 классе в форме анкетирования. В нём обучается 8 человек. В анкетировании принимало участие 8 учащихся. Составить вопросы для анкеты мне помогала бабушка. Обучающихся мы попросили заполнить следующую анкету (Приложение 1)
Кто выбирал для вас портфель? | Мама | Папа | Я сам | Родители |
| 2 | 6 | ||
Где покупали? | В магазине | На рынке | ||
2 | 6 | |||
Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный ( зготовленный в другой стране)? | В России | Импортный | ||
3 | 5 | |||
По каким признакам выбираете портфель | Цвет
| Форма | Цена | Удобство |
1 | 1 | 5 | 1 | |
Какого цвета, формы портфель вам нравится? | Синий
| Розовый | Красный
| Нет разницы |
1 | 3 | 1 | 3 | |
Как долго пользуетесь одним портфелем? |
года | |||
По какой причине меняете? | По износу
| Надоедает | Вырастаю из него | |
3 | 2 | 3 |
Результаты анкетирования.
Шесть опрашиваемых учащихся покупают портфели на рынке и выбирают вместе с родителями, два ответили – «я сам», и приобрели в магазине.
Из опрашиваемых детей, купили портфели российского производства -3 , 5 – импортного (китайского производства). Школьные сумки выбираются в основном по цене, это отметили 5 человек. Потом идет выбор по критериям цвета (1), формы 1 ответ). Все учащиеся пользуются портфелем 1 -2 года. Цвет портфелей или сумок в классе у девочек преобладает розовый – 3 человека, синий – 1 человек, красный один, и цвет не имеет никакого значения- 3. Ну, а портфель будущего все видят удобным, прочным, легким и небольшим!
Вывод: Итак, при покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, удобство и вместительность.
Врачи предупреждают.
Из беседы с детской медицинской сестрой Гуренко Т.М. я узнала, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Ношение рюкзака признано менее вредным для здоровья.
Понаблюдав за учащимися нашего класса, я решила распределить по группам способы переноса школьно – письменных принадлежностей: портфели- 0 %,ранцы- 50%, сумки -50%.
Вывод: нарушения опорно – двигательного аппарата как раз у учащихся, которые пользуются сумками для переноса школьно- письменных принадлежностей, т.к. привычка носить “груз” на одном плече приводит к искривлению позвоночника.
Из беседы с детской медицинской сестрой Гуренко Т. М. я узнала, вес ранца с учебным комплектом не должен превышать, Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать в1-2 классах1,5 кг, 3 -4 классах2,5 кг
Вес школьных ранцев должен быть ограничен, а он часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой, тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен «тянуть» не более полутора килограммов. У каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела.
Вес школьного портфеля
Я решила проанализировать, насколько вес портфелей у учеников моего класса соответствует гигиеническим нормам. Взвешивать портфели в рабочем (полном) и пустом виде мне помогала Вера Викторовна.
Прочитав литературу, я узнала, что можно рассчитать правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Результаты моей работы занесены в таблицу.
№ п/п | Имя | Вес ученика | Вес пустого портфеля (в граммах) | Вес полного портфеля (в граммах) | Реальный вес ранца |
1 | Настя | 37 | 400 | 3900 | 3,7 |
2 | Эльвира | 29 | 800 | 3500 | 2,9 |
3 | Дима | 35 | 750 | 3600 | 3,5 |
4. | Даниил | 26 | 500 | 3600 | 2,6 |
5. | Диана | 37 | 500 | 3900 | 3,4 |
6. | Миша | 34 | 500 | 3200 | 3,4 |
7. | Даниил | 36 | 900 | 3900 | 3,6 |
8. | Олеся | 30 | 1100 | 3300 | 3 |
Я увидела, что вес правильного» ранца ребят не соответствует реальному весу ранца. У 4 учащихся вес ранца ответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Однако у 3 – х человек вес ранца превысил гигиеническую норму. Вес полного портфеля , превышает норму у всех учащихся так как в портфеле кроме нужных школьных принадлежностей есть лишние вещи: книги для сдачи в библиотеку, не выложенные учебники предыдущего учебного дня. Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной системе. Это приводит к излишнему давлению на спину, что нарушает осанку.
Как сохранить правильную осанку вы познакомитесь в Приложении 1.
9. Старайтесь как можно больше двигаться. Обращайте внимание на то, чтобы в движении были задействованы. [2 с.45]
Приложение 1
Результативность.
После проведённых наблюдений и исследований результаты исследований данный материал был представлен на родительском собрании. Родители были ознакомлены с результатами исследовательской работы и наметили пути для решения данной проблеме . 50% учащихся имеющих нарушение осанки были приобретены эластичные корсеты.
Д ля коррекции осанки, систематически занимаемся, в тренажёрном зале выполняем игры на большом мяче; изготовили книжку- малышку для всех ребят, с подробным описанием игр и упражнений на коррекцию осанки.
Заключение
В результате поделанной работы по изучению специальной и популярной литературы, ее анализа и собственных исследований можно сделать заключение о том, что у ребят нашего класса встречается нарушение осанки.
Основными причинами нарушения осанки можно считать следующие:
Выводы.
1. Анализ анкетных данных показал, что среди учащихся 8 учащихся имеют идеальное состояние здоровья только 5%, 42% хорошее, 53% удовлетворительное.
2.Было установлено, что среди 8 учащихся 4 класса нарушение осанки встречается у 4 учащихся
3.Установлена связь между нарушением осанки и состоянием здоровья учащихся.
Рекомендации.
Своим исследованием я подтвердила выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Позвоночник - это осевой орган, который влияет на осанку.
Все отклонения в осанке, о которых идет речь в работе, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения.
Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и, самое главное, помогает человеку быть здоровым. Она не дается человеку от рождения, а приобретается им. Для этого человек должен терпеливо и настойчиво работать над собой, чтобы люди ему вслед могли сказать: «Победная гордость осанки».
Для учащихся нашего класса, которые имеют, проблемы с осанкой мы сделали буклет, в котором по совету медицинской сестры есть упражнения по формированию правильной осанки.
Если криво сяду я ,
То испортится спина.
Если плохо лягу я,
Заболит моя спина.
Если встану криво я,
Ломит вся моя спина.
Помните, мои друзья,
Спина как стержень у меня.
Когда будете гулять,
Старайтесь стержень укреплять.
Всего вам доброго, крепкого вам здоровья!
Рисуем крокусы акварелью
Северное сияние
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Медведь и солнце
Фокус-покус! Раз, два,три!