Рассматривается история немецкой семьи в 20 веке
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_semi_v_istorii_naroda.doc | 85.5 КБ |
«Судьба семьи в истории народа»
Автор: Драйд Лидия
Руководитель: Л.Н. Ворошилова
СХ техникум «Бийский»
Что такое история? Это то, что было когда-то и с кем – то. Но какое отношение имею к этому я? Что знаю об истории своей страны? Какова роль человека в ней? Могут ли уроки истории научить молодое поколение? Все дальше в прошлое уходит ХХ век, но без понимания того, что принес он, один из самых драматических в истории России, невозможно понять настоящее или представить себе, какое нас ждет будущее. Страна пережила 3 революции, сменились разные политические и социально- экономические системы. Произошли 4 большие войны (русско - японская, первая мировая, гражданская, Великая Отечественная) и много менее масштабных, но также кровавых (бои на озере Хасан на Дальнем Востоке и в районе реки Халхин – Гол в Монголии, финская, афганская, чеченская войны и другие военные конфликты), 4 раза страшный голод обрушивался на страну, унося множество жизней (1901,1921,1931-32,1946гг)Тоталитарный сталинский режим десятки лет духовно калечил, обрекал на рабский труд в лагерях ГУЛАГа и физически уничтожал миллионы наших соотечественников. В то же время, несмотря на эти ужасные испытания, народ не только выстоял, но и воздвигал города, заводы фабрики электростанции, строил железные дороги, каналы, метро. Советские люди завоевали Северный полюс, совершали полеты через океан первые в мире осваивали космос, побивали мировые рекорды. В ХХ веке творили выдающиеся писатели, художники, талантливые артисты, совершали открытия великие ученые, действовали замечательные полководцы и крупные политические деятели. И просто жили граждане судьба которых тесно переплеталась с историей государства. За всеми её поворотами стоят конкретные люди со своими насущными жизненными интересами, радостями и потерями, взлетами и падениями. Исторической личностью характеризующей свою эпоху, могут быть люди, в чьей биографии не отмечено участие в классовой борьбе. Они не оставили после себя научных трудов, но в течение всей жизни честно выполняли возложенный на себя долг. Это люди разных профессий и национальностей.
По разному складывались судьбы людей и каждая из них очередной урок истории, который напоминает о себе и теперь история отчетливо показала приоритет общечеловеческих ценностей, их значение для настоящего и будущего народов.
Эта проблема подтолкнула меня заняться изучением вопроса: «Какова история моей семьи в прошедшем ХХ веке»? Какие уроки можно извлечь, изучая судьбу моих родных? По национальности я – немка. Мои прадеды жили в немецком поселении в Поволжье. Изучая историю своей семьи, свидетельства людей, знавших моих родственников, и слушая их рассказы бабушки и родителей, мне легче представить и понять прошлое моей страны, от которого мена отделяют многие десятилетия. С чего я начала поиск?
Сначала изучила научную литературу, связанную с исследованием расселения немцев на Алтае, в Сибири. Затем связала основные этапы развития России в ХХ веке с историей семьи и судьбами её членов.
Документально подтвержденные факты появления немцев на Алтае связаны с реформами Петра I. Это были ученые, исследователи ресурсного потенциала Сибири.
Всех немцев, проживающих на Алтае в настоящее время, условно можно разделить на несколько групп по времени их переселения.
К I группе исследователи обычно относят российское крестьянство, переселившееся на Алтай в конце XIX–начале XX века. В результате появления большого количества немецких колоний на Волге, в Причерноморье, в Приднестровье там очень скоро возник земельный вопрос. В начале XIX века началось переселение немцев в неосвоенные районы на свободные земли Сибири, Казахстана, Средней Азии.
Вторая волна массовых перемещений российских немцев приходится на послереволюционные годы. В этот период в Сибирь и Казахстан перекочевали немцы с Украины, Саратовской и др. областей Поволжья. Причины – поиск пустующих земель и стремление к компактному поселению.
С началом второй мировой войны связано появление 3-ей самой многочисленной волны переселенцев в Алтайском крае. Эта волна не только самая многочисленная, но и жестокая. Депортация немцев началась накануне Великой Отечественной войны в 1940 году.
Только из Поволжья, под строгим надзором военных насильственно вывезли более 400 тыс. человек в отдаленные районы Сибири и Казахстана. Они направлялись на новое спец. поселение. Однако вслед за поволжскими немцами были выселены из своих обжитых за полтора столетия мест немцы Украины, Крыма, Закавказья. Всего выселено 1200000 человек.
На сборы отводилось 24 часа. За это время необходимо было успеть сдать на приемный пункт живность, успеть приготовить питание на дорогу и собрать необходимые вещи. 2 сентября на запасной путь станции Урбах был подан состав из вагонов для перевозки животных, но теперь он предназначался для немцев-изгоев. Этот поезд вошел в историю немцев Поволжья как эшелон № 856, таких эшелонов было более 150. В широкие двери вагонов сначала подавали вещи, потом сажали детей, женщин, последними садились мужчины. Места в вагонах старались распределить спокойно и справедливо. В вагоне находились от 80 до 100 человек, группировались по родственному, обещая друг другу по возможности не расставаться.
В одном из таких вагонов находились семьи Драйд и Шнайдер. Шнайдер Лидии Гасановне (моей бабушке) было 9 лет, а Драйд Василию Васильевичу (моему деду) – 3 года (про возраст сведения не совсем точные). Они ехали в Сибирь.
Эшелон шел быстро – лишь редкие кратковременные остановки были предусмотрены расписанием, во время которых бегали куда-то за продуктами, кипятком, по своим нуждам. Солдаты-охранники всегда стояли начеку возле своих вагонов. Спасибо Богу, что они были добрыми и порядочными людьми, сочувствующими народу. Они видели, что люди живут надеждой на возвращение домой, лишь только бы закончилась война.
Дни шли, мелькали станции, поля, на которых работали люди, убирая урожай. И вот в один из дней поезд сбавил скорость, медленно приближаясь к какой-то
станции. Из первых вагонов вполне можно было прочесть “Овчинниково”. Это был финиш только для эшелона, а для его временных обитателей – очередная передышка.
Семьи Драйд и Шнайдер оказались в селе Малиновке Смоленского района. Расселили по местным семьям. По-разному встречали немцев местные жители. Некоторые понимали их истинное положение, а другие думали, что они из фашистской Германии и сами – фашисты. Поэтому ненавидели. Моя бабушка вспоминает мальчика, который постоянно вешал моего деда. Его 3 раза вытаскивали из петли.
Трудно приходилось выживать на новом месте. Отца деда забрали в трудармию. Около 800 тыс. мужчин и женщин в возрасте от 14 до 60 лет из новых мест переселения были мобилизованы по приказу НКВД от 26.09.1941 года в так называемую трудармию. В 1942 году было принято постановление “О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет”. Предписывалось всех немцев-мужчин от 17 до 50 лет мобилизовать в количестве 120 тыс. человек в рабочие колонии на все время войны. Предполагалось послать 45 тыс. человек на лесозаготовки, 35 тыс. на строительство заводов, 40 тыс. на строительство железных дорог. За уклонение или неявку на работы применялась высшая мера наказания. В рабочие колонии на весь период войны мобилизовались и женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет. Исключение было для беременных и имеющих детей до 3х лет. Работали здесь на износ, получая в день 400 гр. хлеба. Люди слабели и заболевали. Но подавляющее большинство трудармейцев были настроены патриотически. Они были лишены права защищать Родину с оружием в руках, но немалая доля в трудовом подвиге принадлежит немецкому народу.
Во время войны жили впроголодь. Понимали, что идет война. Продуктов на зиму не запасли, так как были в дороге, поэтому, чтобы как-то выжить, меняли одежду на продукты. Кое-как дотянули до весны. Весной стало легче, ходили по чужим огородам, искали гнилую картошку и пекли из нее “ландорики” или по-другому “тошнотики”.
После окончания Великой Отечественной войны мытарства немецкого народа не закончились. Всех, кто остался жив, взяли под строгий контроль в спец комендатурах, которые были созданы во всех городах и крупных населенных пунктах. За самовольный выезд из мест обязательного поселения наказывали двадцатью годами каторжных работ. Каждый месяц приходилось ездить в район, чтобы отметиться в комендатуре.
Постепенно послевоенная жизнь налаживалась. Все дальше в прошлое уходили трудности военных лет. Жизнь брала свое. Нужно было восстанавливать страну, поднимать разрушенное войной хозяйство, возвращаться к нормальной мирной жизни.
Родились дети (мой отец и его сестры).
Семья Драйд по-прежнему работала в колхозе: дед пас коров, бабушка ухаживала за колхозным скотом. Росли дети, у них складывались свои судьбы. А с середины 50х гг. появилась “светлая полоса” в жизни немецкого народа. В декабре 1955 г. сняли ограничения с немцев-переселенцев, находящихся на спецпоселении. Были ликвидированы спецкомендатуры. Немцам выдали паспорта и разрешили передвигаться по территории страны. Но в родные места возвращаться не разрешалось. Многие родственники уехали в Казахстан. Запрет на место жительства для немцев был снят лишь в 1972 году1; 2. Многолетние репрессии против российских немцев официально признаны недействительными.
Семья Драйд долгое время жила в пос. Чемровка Бийского района. Здесь им дали работу в колхозе “Знамя труда”. Колхоз им выделил небольшой домик. Работали, не покладая рук. Потом они построили свой дом, где родились мы – две сестры и брат.
Вот так переплелись история России, судьба немецкого народа и судьба моей семьи. Моя семья живет сейчас в с. Ложкино Целинного района и своим трудом создает историю России уже XXI века. Я учусь в “Сельскохозяйственном техникуме “Бийский””, буду продолжать учебу в вузе. Мечтаю о том, чтобы в моей стране в XXI веке народу любой национальности жилось “вольготно, весело”, чтобы судьба моих будущих потомков была более удачной и менее драматичной, чем их предков, и чтобы они не забывали свои корни.
Как горько видеть на стенах и заборах эти фашиствующие лозунги: «Россия - для русских»! И слышать по радио или видеть по телевизору леденящие душу сцены насилия над людьми не славянской национальности трагическая судьба моей семьи судьба других народов не подтверждением мысли о том, что только живя в одной стране, сотрудничая, помогая, друг другу можно добиться блага и процветания для своей Родины.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Усатый нянь
Компас своими руками
Басня "Две подруги"