Вложение | Размер |
---|---|
stroki_opalennye_voynoy_pismo_s_fronta.doc | 687 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №70
«Человек и война»
Исследовательская работа
«Строки, опаленные войной. Письмо с фронта»
Шахова Анастасия Дмитриевна
Ученица 10 «а», МОУ СОШ № 70
Научный руководитель:
Павлова Ольга Евгеньевна
(учитель истории МОУ СОШ № 70)
г. Дзержинск
Содержание
1. Введение
1.1. Письма с фронта
1.2. История жизни прадеда
1.3 Ценности современного поколения
2. Заключение
3. Список дополнительных источников информации
4. Приложения
Введение
Товарищи, помните
Жизнь отстоявших,
Они сберегли нам
И солнце, и радость.
За честь, за свободу,
За Родину павших
Навеки считайте
Идущими рядом.
В ХХ веке на долю нашего народа выпало немало испытаний. Одно из них — Вторая мировая война, изменившая судьбы миллионов людей. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени. Это были необычные письма, не те, что мы пишем и отсылаем сейчас своим родственникам в другие города. Это были письма, строки которых опалены войной, в них была вся душа их авторов. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники, которые отправлялись бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Когда я принимала участие в конкурсе «Моя семья в истории страны», я также брала за основу работы письмо моего прадеда, но участвуя снова мне захотелось раскрыть мою тему шире, свежо взглянуть, проанализировать письмо с точки зрения современных ценностей молодежи - это и стало моей главной целью при выполнении исследования.
Я считаю, что тема конкурса «Человек и война» актуальна в любое время, но сейчас мне хотелось бы оценить насколько близка она моим ровесникам, одноклассникам и всему порастающему поколению.
Для выполнения цели я поставила следующие задачи:
- собрать информацию об истории письма, используя различные источники
-провести анкетирование среди 6-ого и 10 классов
1.1. Письма с фронта
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей «не доходят руки», хотя, благодаря применению новых технологий создаются свободные электронные библиотеки, где можно найти информацию об ушедших на фронт, например на сайте www.obd-memorial.ru я также нашла сведения о моём прадедушке Шкапине Николае. История Второй мировой войны глазами ее участников – важный исторический источник. И специалисты считают, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.
Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги..Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»
В августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». А каждая весточка с фронта давала огромную надежду домашним на встречу со своими героями связь помогала людям чувствовать себя едиными…Немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. *
1.2. История жизни прадеда
Однажды, перебирая с мамой старые документы, я увидела письмо. Оно было написано на пожелтевшей от времени бумаге, твёрдым мужским почерком. Оказалось, что это письмо с фронта, написанное моим прадедушкой Шкапиным Николаем Илларионовичем моей прабабушке Шкапиной Екатерине Ивановне. Как рассказала мне мама, раньше копия этого письма и фотография прадеда были представленны в краеведческом музее города Городца, на выставке, посвященной Великой Отечественной войне.
Прабабушка Катя жила в Городце. Я приезжала к ней в гости каждое лето, она очень любила меня и специально к моему приезду пекла вкусные пироги. Прабабушка была очень маленького роста, когда я видела её в последний раз, мне еще не исполнилось семи лет, она была всего на голову повыше меня. Екатерина Ивановна всегда следила за своим внешним видом, она модно одевалась и делала красивые прически. Часто, за нашими чаепитиями, прабабушка Катя рассказывала о моём прадеде - герое. Об этом я и хочу поведать.
Шкапин Николай Илларионович родился 28 апреля 1905 году в деревне Кабачёво Городецкого района Нижегородской области. Окончив мореходную школу, он служил на Балтийском флоте капитаном, потом работал в Городецком райкоме. Там он познакомился с моей прабабушкой, которая работала в школе учителем начальных классов. По делам школы она часто бывала в райкоме партии. Екатерина Ивановна была молодой, интересной, начитанной девушкой. Ей очень нравились увлекательные рассказы Николая Илларионовича о морских путешествиях.
Они много общались и полюбили друг друга, а в1930 году поженились. У них была хорошая, крепкая, дружная семья.
В 1936 году у Екатерины Ивановны и Николая Илларионовича родился сын Жан. Его назвали в честь, лучшего друга моего прадедушки, француза по происхождению, с которым они познакомились и вместе служили на Балтийском флоте, а после воевали в Испании 1939 году. В это время в Испании была гражданская война, республиканское правительство Испании получало помощь от СССР. Мой дед Жан всегда гордился своим, необычным для русского человека, именем.
Когда началась Великая Отечественная война, прадедушка, как и многие люди того времени, пошел добровольцем на фронт, где в звании старшего лейтенанта служил на Черноморском флоте капитаном торпедного катера. Во время одного из жестоких боёв корабль получил повреждения, и прадеду поручили доставить его к месту ремонта. Тогда прадед и написал весточку домой. В письме передается его трепетное отношение к семье: свою жену он называет ласково «Катюся, милочек»; беспокоится о маленьком сыне Жанике, понимает, что семье сейчас приходится очень трудно без своего кормильца, советует продать свои новые хромовые сапоги, чтобы жена смогла купить обувь себе, умиляется рисунками сына, показывает их сослуживцам. В своём письме он интересуется жизнью района, спрашивает, «как район готовится к весеннему севу», и передаёт привет работникам райкома, знакомым и родным. Прадед уверен, что враг скоро будет разбит и «мы заживём ещё лучшей жизнью, как жили до войны», ругает Гитлера «зверем – людоедом». Всё письмо пронизано верой в победу и любовью к своим близким. Очень интересным мне показался сам лист бумаги, содержащий оттиски: «ВПЕРЕД ЗА РОДИНУ, ЗА ЧЕСТЬ, ЗА СВОБОДУ! БУДЕМ БИТЬ ФАШИСТОВ НА СМЕРТЬ» и «ТОВАРИЩ, ОТЧИЗНЕ ДАЙ ТВЕРДОЕ СЛОВО. В ТРУДЕ И В БОЮ ЗАМЕНИТЬ ЛЮБОГО». Этот текст поднимал боевой дух солдат и совпадал с настроениями людей того времени.
Пока я читала письмо, находила большие сходства в характерах моего прадеда Коли и дедушки Жана. Дедуля нежно ко мне относился и часто называл меня «милочек», как ласково прадед называл прабабушку в письме. Иногда создавалось впечатление, что письмо написано одним и тем же человеком. С письмом хранились две фотографии - на одной прадед, а на другой дед, оба приблизительно одного возраста. Наверное, бабушка искала сходства мужа с сыном, и, правда, у мужчин одинаковые добрые, задумчивые глаза.
Шкапин Николай Илларионович погиб вместе с кораблем при боевой операции в районе Новороссийска 4 марта 1943 года, в возрасте 38 лет. По рассказам очевидцев – сослуживцев, прадедушка последним покинул горящий, тонущий корабль, как истинный капитан судна, самоотверженно спасая свою команду. Его затянуло вместе с кораблём в воронку. После войны моя прабабушка встречалась с ветеранами, служившими на этом катере, которые и рассказали ей о героической гибели её мужа.
Письмо с фронта прабабушка Катя хранила долгие годы, в память о своём супруге и передала своему сыну Шкапину Жану Николаевичу. Сына она воспитала добрым, заботливым, чутким человеком. Жан Николаевич унаследовал от своего отца любовь к морю. Когда он вырос, то поступил в мореходное училище и работал мотористом на транспортном судне.
В городе Городце, в память о подвигах городчан на фронте и в тылу, на центральной площади воздвигнут монумент с именами погибших воинов, среди которых есть и фамилия моего прадеда Шкапина Николая Илларионовича.
К 50-летию Великой Победы была издана Всероссийская Книга памяти. Нижегородская областная Книга памяти издана в 12-ти томах. В ней собраны сведения на погибших, пропавших без вести и умерших от ран уроженцев области, призванных в Красную Армию горьковским военкоматом. В седьмом томе этой книги упоминается о моём прадедушке.**
Городчане всегда были активными защитниками русской земли. По данным «Книги памяти» на фронт из Городца ушли 11586 человек. 4706 городчан не вернулись домой: убито в боях 1786 человек, скончались от ран 505, от болезней – 80, погибли в плену 72, пропали без вести 2263 человека.
Население района как могло помогало фронту. Народное хозяйство с начала войны было переведено на выпуск оружия, боеприпасов, военного снаряжения. На судоверфи изготавливали мины, деревянные части аэросаней, мостовые десантные понтоны, лодочные волокуши, на механическом заводе – мины и авиабомбы, головки реактивных снарядов. Артель «Красный швейник» снабжала фронт маскировочными халатами, плащ-палатками, погонами, верхним обмундированием.
В домах жителей размещались эвакуированные из Ленинграда и Прибалтики. Комсомольцы и пионеры собирали лекарственные растения, деньги на постройку танков «Горьковский пионер» и «Юный ленинец», шили кисеты для солдат, вязали варежки, носки. На строительство самолётов и танковой колонны населением района было собрано 43 млн. рублей.***
Моя тётя из Городца, Аранская Валентина Яковлевна, рассказывала, что прадедушка был посмертно награжден орденом Красной Звезды, но, к сожалению, ни ордена, ни каких – либо документов, подтверждающих это, не сохранилось.
1.3 Ценности современного поколения
В ходе работы я провела анкетирование среди шестого( и десятого классов в моей школе (то есть среди подростков 13 и 17 лет) и задавала следующие вопросы:
1. Знаете ли вы в какие годы шла Великая Отечественная война?
Знают | Не знают | |
6-й класс | 20 человек | 0 |
10-й класс | 21 человек | 0 |
2. Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?
Участвовали | Не участвовали | |
6-й класс | 18 человек | 3 человека |
10-й класс | 16 человек | 4 человека |
3. Есть ли у вас семейная реликвия?
Есть | Нет | |
6-й класс | 11 человек | 9 человек |
10-й класс | 14 человек | 7 человек |
4. Если есть. Что это?
Ордена, медали, письма с фронта, фотографии, часы, документы, книги, дом, штык нож.
Но главной ценностью по-прежнему остались любовь к Родине и уважение к своим предкам.
Заключение
Перечитывая письмо с фронта, я представляю то нелегкое время, в которое довелось жить прадеду. Собирая информацию об истории письма, я узнала новые факты биографии моей семьи. Нашла документы о моём прадеде на сайте www.victory.mvk.ru.
Сейчас это письмо и фотография, а теперь еще и карточки с фронта - наша семейная реликвия. Я хочу их сохранить и показать своим детям, в память о предках, защищавших нашу Родину в Великой Отечественной войне.
С помощью моей работы я хотела показать и напомнить, как непросто жилось людям в годы Великой Отечественной войны, а так же, чтобы мы представили то нелегкое время, вспомнили своих родных, живших или погибших тогда, их поломанные судьбы, мечты и надежды.
Раньше я не задумывалась, есть ли у мои ровесников и детей более младшего возраста семейные реликвии, насколько хорошо они знают историю жизни своих родственников: прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек; да и вообще, своей семьи, и страны, в которой живут. Но как оказалось, они не только знают, но и очень заинтересованы этой темой. Из результатов моего анкетирования я узнала, что почти в каждой семье есть своя реликвия. Эти ценности разные: часы, старинные фотографии, награды, письма с фронта, книги, ордена, медали; каждая из них очень дорога своим владельцам как ценность, и как воспоминание.
Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
Для выполнения цели я:
*http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25243
** «Книга памяти», том 7, страница 641
***«Книга памяти», том 7, страница 515
Список источников,
использованых в ходе подготовки конкурсного материала
Письмо Шкапина Николая Илларионовича написанное Шкапиной Екатерине Ивановне.
Шкапин Николай Илларионович и личная подпись Шкапина Н.И.
Как напиться обезьяне?
"Морская болезнь" у космонавтов
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Несчастный Андрей
Зимний лес в вашем доме