Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
sport_kak_odin_iz_faktorov_formirovaniya_liderskikh_sposobnostey_podrostkov.doc | 209.5 КБ |
МКОУ СОШ №1 с.п.Нартан
Чегемский муниципальный район
Исследовательская работа
Спорт, как один из факторов формирования лидерских способностей подростков
Выполнил ученик 10 класса МКОУ СОШ № 1 с.п.Нартан
Машуков Инал Анзорович
Руководитель- учитель биологии Бариева З.А.
2013г
Содержание
Введение……………………………………………………………………………1
Глава I. 2. Что такое лидерские качества, как они влияют на подростков …..3
Глава I. 2. Спорт, как один из факторов формирования лидерских способностей подростков…………………………………………………………………………5
Глава II. Практическое исследование влияния спорта на развитие лидерских способностей подростков…………………………………………………….…...8
Заключение…………………………………………………………………….…..9
Список литературы………………………………………………………….…...10
Введение
«Если не бегаешь, пока здоров,
придётся побегать, когда заболеешь!»
Гораций
Благополучно жить в современном мире – сложном, динамичном, быстро меняющемся - значит быть человеком, способным вписаться в этот своеобразный ритм. Одним из основных качеств, способствующих этому процессу, являются лидерские способности. И чем раньше современный человек начнет развивать в себе такие качества, как активность, творчество, уверенность в себе и в своих силах, выносливость, решительность, оптимистичность, тем более гладко произойдет его включение в современное общество.
В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются ли лидерские качества и способности врожденными или они приобретаются в процессе жизнедеятельности человека. Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос психологические проблемы лидерства, в том числе формирования и развития лидерских качеств личности привлекают внимание многих ученых. В их числе Г.К.Ашин, А.В.Петровский, А.П.Панкрухин, Б.Д.Парыгин, М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури, Р.Бейлс и др.
Среди факторов, которые могут оказывать влияние на формирование и развитие лидерских способностей, можно назвать такие, как: особенности семейного воспитания, специфика деятельности, в которую включен человек, специфика среды его общения, особенности его досуга и т. д. Так же, на наш взгляд, на формирование лидерских способностей у подростков могут воздействовать занятия в различных спортивных организациях, секциях, школах и т.д.
Итак, цель данной работы изучить взаимосвязь занятий спортом и развития лидерских качеств в личности подростков.
Объектом исследования данной работы являются лидерские качества подростка. Предмет исследования – особенности влияния спорта на развитие лидерских качеств подростка.
Таким образом, гипотеза нашего исследования такова: существуют значимые различия в выраженности лидерских качеств у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом. Конкретизация:
Цель и гипотеза нашего исследования определили круг теоретических и эмпирических задач:
Глава I. 2. Что такое лидерские качества, как они влияют на подростков Подростковый возраст – важнейший период в жизни человека. Это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.
В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям и так далее. И, конечно, одними из таких качеств, на наш взгляд, являются лидерские качества. Так что же такое лидерство и кто такой лидер?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Можно сказать, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. Так же лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные, а лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.
Итак, можно прийти к выводу, что лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. А лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.
В 50-х годах Р.Бейлс экспериментально выявил, что в каждой группе, включая и группы подростков, выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.
Также в организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Поэтому у подростков официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами подростки, сколько взрослые. Поэтому вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер?
Выделяются также такие черты характера и привычки, которые мешают и подростку, и взрослому человеку быть лидером. Ниже следует перечень этих качеств:
Широко распространено мнение о том, что не всех людей природа наделила лидерскими качествами. Но многие исследования доказывают, что эти качества можно приобрести. В настоящее время выделяется множество факторов, которые могут влиять на формирование и развитие лидерских качеств и способностей подростков. Одним из таких факторов является спорт.
Глава I. 2. Спорт как один из факторов развития лидерских способностей подростков
В настоящее время многие учреждения дополнительного образования (спортивные школы, кружки, секции и так далее) ставят перед собой среди множества разных целей и цель содействия повышению роли физической культуры и спорта в гармоничном и всестороннем развитии личности, путем привлечения детей и подростков к систематичным занятиям спортом. И это происходит неслучайно.
Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение старшими подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, знания и навыки в области физической культуры, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старшего подростка, его эстетических представлений и потребностей.
Занятия спортом существенно влияют на интеллект, это влияние состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.
Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).
Так же положительное влияние занятий спортом на развитие личности проявляется в приобретении волевых черт характера, и состоит в том, что эти занятия связаны с необходимостью проявления волевых усилий. В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера старших подростков - нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у старших подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.
Волевые качества старших подростков на учебно-тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми качествами, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.
Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса старших подростков этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. На учебно-тренировочных занятиях школьник как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.
В силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у старших подростков этически оправданных представлений о правильном поведении человека.
Также важное место в формировании личности подростка в процессе учебно-тренировочных занятий занимает и эстетическое воспитание
В формировании личности старших подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-этические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.
Также глубокое влияние на процесс формирования личности старших подростков оказывает коллектив, в котором подросток тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствует воспитанию членов коллектива.
Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося.
Анализ состояния проблемы по литературным источникам свидетельствует о наличии определенного педагогического опыта использования возможностей физической подготовки и спорта в решении тех или иных воспитательных задач. Именно поэтому, в данном исследование мы ставим перед собой цель экспериментально исследовать влияние спорта на формирование лидерских способностей подростков.
Глава II. Практическое исследование влияния спорта на развитие лидерских качеств подростков
Исследовательская часть данной работы включает в себя следующие этапы:
Испытуемыми выступили учащиеся старших классов нашей школы. Всего 69 человек, в возрасте от 14 до 16 лет. Все испытуемые были распределены в две группы:
Группа I: подростки, которые занимались или занимаются спортом.
Группа II: подростки, которые не занимались и не занимаются спортом.
Для исследования выраженности лидерских способностей у подростков мы использовали методику под названием «Диагностика лидерских способностей»
Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.
Распределения полученных данных в 2-х группах наглядно изображены на графиках 1, 2 (см. Приложение II). Далее опишем порядок операций по математической и статистической обработке полученных данных:
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования о существовании значимых различий выраженности лидерских качеств у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом, подтвердилась в данном исследовании.
Заключение
В результате проделанной работы мы получили возможность изучить взаимосвязь занятий спортом и выраженности лидерских способностей в личности подростков. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:
На наш взгляд, одним из возможных путей усовершенствования данного исследования могло бы стать его проведение с привлечением большего количества испытуемых, что позволило бы дать более значимые и надежные результаты.
Проведенное нами исследование может стать достойной основой для дальнейшего, более глубокого изучения данной проблемы. Мы будем трудиться над нашей работой и в дальнейшем, потому что, на наш взгляд, существует реальная потребность в изучении факторов и способов формирования и развития лидерских качеств личности.
Список литературы
Приложение I
Результаты, полученные по методике диагностики лидерских способностей Е.Жарикова, Е.Крушельницкого в исследуемых группах.
Гр № I | Подростки, которые занимались спортом | Кол- во бал-лов | Выражен- ность лидерских способн. | Гр №II | Подростки, которые не занимались спортом | Кол- во бал-лов | Выражен- ность лидерских способн. |
1 | Бахов Муаед | 36 | сильно | 1 | Мусаев Али | 30 | средне |
2 | Бжамбеев Азамат | 37 | сильно | 2 | Мусаев Мавлюд | 26 | средне |
3 | Гилясов Астемир | 37 | сильно | 3 | Нафиков Раджив | 14 | слабо |
4 | Жангериев Алим | 37 | сильно | 4 | Соблиров Асрен | 27 | средне |
5 | Захохова Залина | 26 | средне | 5 | Тлепшева Даяна | 20 | слабо |
6 | Карагулов Астемир | 40 | сильно | 6 | Тхашокова Радима | 29 | средне |
7 | Кумыкова диана | 27 | средне | 7 | Хагабанов Кантемир | 31 | средне |
8 | Кунижева Залина | 26 | средне | 8 | Чеченов Адам | 28 | средне |
9 | Кунижева Лиана | 32 | средне | 9 | Чеченов Эльдар | 27 | средне |
10 | Кушхов Кантемир | 45 | сильно | 10 | Шакануков Эльдар | 22 | слабо |
11 | Хагабанов Залимхан | 37 | сильно | 11 | Шаканукова Карина | 34 | средне |
12 | Харзинова Рамина | 34 | сильно | 12 | Яганова Фатима | 30 | средне |
13 | Хатуева Диана | 28 | средне | 13 | Авдолян Мэри | 24 | слабо |
14 | Хунов Эльдар | 35 | сильно | 14 | Агов Асланбек | 21 | слабо |
15 | Чегемова Милана | 39 | сильно | 15 | Балов Азамат | 28 | средне |
16 | Ширитов Ибрагим | 33 | средне | 16 | Батова Карина | 24 | слабо |
17 | Ширитова Диана | 33 | средне | 17 | Батова Рузана | 23 | слабо |
18 | Ширитова Индира | 30 | средне | 18 | Беканова Милана | 26 | средне |
19 | Ашахметова Лиана | 30 | средне | 19 | Гилясов Ренат | 20 | слабо |
20 | Безиров Адам | 37 | сильно | 20 | Жамборова Ранета | 30 | средне |
21 | Дышеков Алан | 32 | средне | 21 | Карова Рузана | 23 | слабо |
22 | Дышеков Мухамед | 32 | средне | 22 | Кушхов Заурбек | 29 | средне |
23 | Жамборов Мухамед | 37 | сильно | 23 | Машуков Инал | 27 | средне |
24 | Инчиева Милана | 19 | слабо | 24 | Сибекова Алла | 22 | слабо |
25 | Куашева Сабина | 28 | средне | 25 | Урусова Карина | 22 | слабо |
26 | Хагабанов Т.Б. | 36 | сильно | 26 | Апшаева Земфира | 20 | слабо |
27 | Хагабанов Т.Э. | 35 | сильно | 27 | Беканова Роксана | 30 | средне |
28 | Хромова Алина | 36 | сильно | 28 | Бичоева Диана | 23 | слабо |
29 | Шугунов Джамбулат | 34 | сильно | 29 | Гилясова Диана | 29 | средне |
30 | Тазиева Дарина | 45 | сильно | 30 | Жанимова Людмила | 27 | средне |
31 | Яганова Русалина | 22 | слабо | 31 | Сижажев Аслан | 22 | слабо |
32 | Хачидогова Руфина | 36 | сильно | 32 | Соблирова Динара | 22 | слабо |
33 | Чеченов Ислам | 35 | сильно | 33 | Яганова Аза | 23 | средне |
34 | Ширитова Марьяна | 36 | сильно | 34 | Тхашокова Фатима | 30 | средне |
35 | Яганова Эльвира | 34 | средне | ||||
Приложение II
График 1. Распределение выраженности лидерских способностей у подростков, которые занимались спортом.
График 2. Распределение выраженности лидерских способностей у подростков, которые не занимались спортом
Приложение III
Гистограмма 1. Процентное соотношение выраженности лидерских способностей в исследуемых группах
Группа 1: подростки, которые занимались спортом
Группа 2: подростки, которые не занимались спортом
Приложение IV
Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)
Кто чем богат, тот тем и делится!
Швейня
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Загадочная система из шести экзопланет
Астрономический календарь. Декабрь, 2018