Данную работу мы отправили на конкурс "Права человека глазами ребенка". Этот материал можно использовать на классных часах и родительских собраниях.
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_podrostkov.doc | 67.5 КБ |
zhizn.pptx | 423.47 КБ |
План:
а) поведенческие особенности б) влияние социума
Цель: увидеть причину кризисных ситуаций в подростковой среде
Задача: научить подростка и родителей преодолевать кризисные ситуации
На мой взгляд, тему, которую я выбрала «Кризисные ситуации и методы их преодоления» очень актуальна на сегодняшний момент. Так как, к сожалению, в последнее время участились случаи подросткового суицида. Об этом бьют тревогу психологи, врачи и, безусловно, родители. Я попыталась разобраться в данной проблеме и найти возможные пути решения.
Как много говорят и пишут сейчас о подростках и подростковых проблемах! И я полностью соглашусь с тем, что действительно, подростковый возраст – это тяжелое время, как для самих родителей, так и для их родителей и окружающих. Родители жалуются на то, что их дети большее предпочтение в общении отдают своим сверстникам, а не семье, и учеба как-то уходит на второй план. Подростки подолгу сидят за компьютерами, виртуальный мир им даже больше интересен, чем мир реальный. В это время часто забывают о школьных и домашних обязанностях. Родителя усиливают контроль, ужесточают требования, зачастую повышают голос, в результате чего возникает конфликт. Именно в подростковом возрасте, как отмечают психологи, заостряются личные особенности ребенка, он становится обидчивым, вспыльчивым, раздражительным, хочет быть более самостоятельным и независимым. А может быть и наоборот. Когда подросток замыкается, становится скрытным, остается в одиночестве. Все это признаки подросткового возраста.
Я считаю, проблемы подростка «принадлежат» не только ему одному. Ведь чаще всего они становятся заметными именно во взаимоотношениях с взрослыми. «Не хочет учиться», «не слушается», «грубит», «начал курить», «пить пиво», «попал в плохую компанию», «всё время проводит за компьютером», «совсем не помогает по дому»… Это наиболее частые жалобы родителей. Не всегда подросток имеет желание как-то менять свою жизнь, даже если его поведение создает трудности ему самому и его окружению. Значит, нужно не заниматься нудными нравоучениями и попытками во чтобы то ни стало сломать трудный характер подростка, а попытаться наладить контакт, понять причину такого «кризисного бунта».
Поразительно, но китайцы слово кризис пишут двумя иероглифами, один из которых обозначает «опасность», а другой «возможность». Значит, из даже самой, казалось бы, неразрешимой ситуации, возможен выход?
Конечно, возможен. Я считаю, что этот период обязательно нужно преодолевать совместными усилиями взрослых и детей. Родителям следует иногда вспоминать, что они вообще-то родом из детства, что перед ними тоже когда-то возможно стояли подобные проблемы, но ведь они их преодолели! И их дети со временем тоже найдут себя, свое место в мире, это понимание придет со временем, просто нужно набраться терпения. Как когда-то сказал Серен Кьеркегор: "Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала".
Подросток – это сложная и особенная личность, которая требует к себе пристального внимания, не жесткого контроля, а уважения и понимания. Подростки должны постоянно чувствовать любовь и тепло со стороны старших, они должны видеть, что их мнение тоже учитывается, и их выбор уважают.
Я заметила и то, что в подростковом возрасте дети хотят быстро повзрослеть, берут пример, к сожалению, не всегда с тех, с кого следовало бы брать, у некоторых появляются вредные привычки. И опять главная задача – вовремя это обнаружить и постараться переместить его внимание в нужное русло. На вопрос о том, как вы проводите семейный досуг, дети начальной школы еще называют совместные праздники, поездки семьей на природу, ужины на свежем воздухе у самовара… Но, чем старше дети, тем чаще звучат ответы, что предпочтение они отдают друзьям, и уже, например, привычный Новый год перестал быть чисто семейным праздником. Нить постоянного общения постепенно теряется, взрослые перегружены заботой зарабатывания денег, приобретения каких-то крупных покупок, ремонтов квартир и тому подобное, а дети, видя это невнимание, уходят в свой созданный ими мир, куда потом взрослым просто не попасть, потому что время упущено.
Очень часто приходится слышать о том, что сегодняшнее поколение не то, что было раньше, что у многих молодых людей дурь в голове, и это от безделья, от неправильного времяпровождения, из-за которого молодежь становится бездуховной. Возможно, эти высказывания не безосновательны, но все же я не торопилась бы вешать подобные ярлыки на все поколение, а попыталась бы разобраться в данной проблеме. Даже, я бы сказала не проблеме, а трагедии. Только посмотрите страшную статистику о подростковом суициде в РФ, и тогда действительно нужно будет сказать, что пора бить в колокола. Специалисты подсчитали, что по самоубийствам молодежи в возрасте 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. На 100 тысяч подростков приходится 19,8 случая суицида. В среднем в стране ежегодно убивают себя более 200 детей и полторы тысячи подростков. Почему так происходит? Возможно не оказалось рядом человека, который бы смог убедить, остановить, удержать на краю пропасти… Когда-то я прочитала слова Сенеки о том, что «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». А ведь мы подростки зачастую оказываемся перед сложным распутьем, перед которым теряемся, не зная куда идти, либо боясь ошибиться в выборе. Зачастую в этот сложный период нашим привычным ответом становится «не хочу». Подростки жалуются на то, что их никто не понимает, никто не любит, им кажется, что они никому не нужны… Самое обидное, что взрослые иногда занятые своими проблемами не видят этого, и тогда подросток пытается хоть как-то достучаться, обратить на себя внимание. Он думает, что только попугает, умрет «не насовсем», и тогда мама с папой, окружающие услышат его, и он вновь вернется в реальный мир. Где-то я прочитала об этом, что «волшебный мир детства не предполагает суровой действительности…Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал…»
Я считаю, что в разрешении данной проблемы очень велика роль психолога. Хорошо бы его иметь в каждой школе! Ведь хороший психолог, по моему мнению, это врачеватель души, который сможет вывести на доверительный диалог, дать совет, в конце концов, спасти от страшного шага. Шотландский историк и философ Томас Карлейль как-то сказал: «Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонность делать». К сожалению, реальность такова, что в большинстве школ таких специалистов вообще нет.
И опять еще раз хочется напомнить о той проблеме, которая очень остро встала в последнее время. Подростки просто погружены в Интернет. А что там мы видим? Эти ужасные жестокие боевики, горы трупов, игры, где у персонажей есть по 10 жизней, где привычным стало выражение: «Я тебя убью!», и мы потом его используем в обычном разговоре со сверстниками, либо выкрикиваем его в пылу гнева. Совет, который неоднократно звучит в адрес взрослых о том, чтобы они проверяли компьютерные игры своих детей и информацию, которую они черпают из Интернета в целях сохранения психики ребенка, не всегда бывает услышанным. Надо с детства прививать в ребенке любовь и интерес к жизни!
На мой взгляд, в нашей стране, не достаточно работает система профилактики суицида. Об этом пишут, приводят статистические данные, снимают передачи по свежим сенсациям, и только. В одной из статей я прочитала объяснение данной проблеме. «Это связано с проблемами законодательства. Совершивший суицидальную попытку подросток попадает в больницу. Но дальше без согласия его самого или его законных представителей никакая коррекционная помощь ему быть оказана не может». Может нужно подкорректировать законодательство по данному вопросу?!
Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!
Вывод.
Суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации депрессии, когда, казалось бы, смысл жизни потерян, и земля уходит из-под ног, дать ему опору, вернуть почву, убедить его в том, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Показать и доказать, что он любим, что за него никто и никогда не сможет прожить его жизнь, что жить нужно вопреки всему…
Где-то я слышала, что за границей в метро запрещено размещать таблички с выражением «Нет выхода», так как это влияет на психику человека. Я с этим на 100% согласна, так как действительно, даже неосторожно брошенное обидное слово или такая надпись в стрессовой ситуации может стать поводом к необдуманным действиям.
Я считаю, что в жизни всегда нужно искать позитив. Выход всегда есть, просто нужно его вовремя найти и ни в коем случае никогда и ни в каких ситуациях не опускать руки. Ведь жизнь все-таки прекрасна!
В будущем я хочу стать врачом. Я считаю, что это очень благородная профессия, потому что люди в белых халатах могут лечить и спасать души других людей, а значит, спасать им жизнь. А спасая жизнь одного человека, по моему убеждению, спасаешь целое поколение, спасая целое поколение, спасаешь целую страну, спасая страну, можно спасти весь мир…
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Литература
Анкетирование можно провести перед родительским собранием с детьми и на собрании с родителями. А затем вместе обсудить возможные проблемы.
Приложение №1
Анкета «Ребенок и его семья»
1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Приложение№2
«Взаимоотношения в семье»
На вопросы 5, 7, 12 Вы можете дать несколько вариантов ответов.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1.1 очень хорошими;
1.2 хорошими;
1.3 плохими.
2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
2.1 да;
2.2 не совсем;
2.3 нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите их ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как часто Ваша семья собирается вместе? 4.1 ежедневно; 4.2 по выходным дням; 4.3 редко
5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?
5.1 решаете сообща возникшие проблемы;
5.2 занимаетесь семейно-бытовым трудом;
5.3 вместе проводите досуг;
5.4 смотрите телепередачи;
5.5 обсуждаете вопросы обучения детей;
5.6 делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
5.7 каждый занимается своим делом;
5.8 напишите свой вариант ________
6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?
6.1 часто;
6.2 редко;
6.3 нет.
7. Из-за чего возникают конфликты в Вашей семье?
7.1 непонимание между родителями и детьми;
7.2 неуважение, грубость членов семьи;
7.3 отказ участвовать в семейных делах, заботах;
7.4 разногласия в вопросах воспитания детей;
7.5 злоупотребление алкоголем;
7.6 другие причины ___________________________________
8. Какие способы разрешения семейных конфликтов Вы используете?
8.1 примирение;
8.2 совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения; 8.3 естественное затухание конфликта; 8.4 обращение за помощью к другим людям (родственникам, соседям, друзьям, учителям);
8.5 конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.
9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов? 9.1 да; 9.2 нет; 9.3 иногда.
10. Как дети реагируют на семейные конфликты?
10.1 переживают и плачут; 10.2 становятся на сторону одного из родителей; 10.3 пытаются помирить;
10.4 уходят из дома; 10.5 замыкаются в себе ; 10.6 относятся безразлично;
10.7 становятся озлобленными, неуправляемыми;
10.8 ищут поддержку у других людей.
11. Если у Ваших детей возникли проблемы, то: 11.1 Вы стараетесь понять и найти выход из сложившейся
ситуации;
11.2 поддержите детей в любой ситуации;
11.3 дети должны сами решать свои проблемы;
11.4 Вы считаете, что у детей не может быть проблем;
11.5 напишите свой вариант ________________________
12. К кому обращаются Ваши дети за помощью в трудной
ситуации?
12.1 к родителям;
12.2 к бабушкам и дедушкам;
12.3 к родственникам;
12.4 к друзьям;
12.5 к учителям;
12.6 к посторонним людям;
12.7 напишите свой вариант _________________
13. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
13.1 знаю только близких; 13.2 знаю всех друзей; 13.3 знаю родителей друзей;
13.4 не знаю родителей друзей;
13.5 нет.
14. Что Вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата в Вашей семье? ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Рецензия
Адылова Асель, ученица 10 класса, подняла достаточно серьезную проблему подросткового суицида. В своей работе она, безусловно, ссылается на труды психологов, но пытается объяснить и своё видение данного вопроса. Она акцентирует внимание на актуальность данной проблемы и приглашает нас на диалог.
Асель приводит примеры из своего небольшого жизненного опыта, использует данные опросников, приводит статистические цифры. Девочка попыталась разобраться в причинах кризисных ситуаций подросткового периода, возможные пути выхода.
Асель предлагает памятку для родителей, так как считает, что именно они в первую очередь во многом могут помочь своему ребенку не доходить до роковой черты.
19.12.2015 /Канатова И.М./
Слайд 1
МОУ «СОШ с. Рефлектор Ершовского района Саратовской области» Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную . Козьма Прутков На муниципальный конкурс «Права человека глазами ребенка» Выполнила ученица 10 класса Адылова Асель Руководитель Канатова И.М. 2013Слайд 2
Серен Кьеркегор: "Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала".
Слайд 3
В жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования . Ребенок становиться злым, несчастным, непонятным, непринятым . Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования…
Слайд 4
Не понят, не принят, отвергнут . И всего этого много, много и невыносимо тяжело . Он ищет поддержки, заботы, любви и участия. Отчаяние тяготит, и он принимает решение, не найдя выхода он … Стоя перед пропастью, он делает шаг, и ВЫ, ВЫ шагаете вместе с ним . Он ушел, он…а ВЫ… остались…
Слайд 5
Действительно, как можно объяснить рыбке в аквариуме, как прекрасен и необъятен океан. Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Слайд 6
Как хрупок мир и жизнь хрупка, Пойми сейчас, а не тогда…
Слайд 7
Человеку даруется жизнь. Перед ним открывается вечность... Находясь в теплых любящих руках родителей , ребенок учиться жить, чувствовать . Он узнает и познает мир…
Слайд 8
Что жизнь бесценна, что ее надо ценить и беречь, что надо наслаждаться каждым ее мгновением, - все это объяснить ребенку должны в первую очередь родители!
Слайд 9
Запомните пять простых правил : 1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены 2. Освободите свое сердце от волнений —большинство из них бесполезны. 3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете. 4. Отдавайте больше. 5. Ожидайте меньше.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Домик зимней ночью
Загадка Бабы-Яги
Сочинение
Для чего нужна астрономия?