Исследовательская работа Копыловой Надежды выполнена на актуальную тему, связанную с изучением интерпретации мифологического образа русалки в литературном произведении.
Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения. В процессе выполнения работы автором прореферирован источник энциклопедической и исследовательской литературы. Объем работы без приложений составляет 16 страниц.
Во введении, раскрывая замысел работы в соответствии с методологией исследования, автор обосновывает актуальность выбранной темы, определяет объект и предмет исследования, формулирует гипотезу и цели, ставит задачи исследования.
Основная часть включает в себя теоретическую и практическую составляющие. Теоретическая составляющая посвящена исследованию мифологического образа русалки.
В практической части работы автор сопоставляет мифологический образ с литературным героем по следующим критериям: происхождение, место обитания, внешний облик, поведение, отношение к человеку.
В заключении автор приводит выводы, обобщающие результаты проделанной работы, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы.
Таким образом, работа представляет собой завершенное исследование, имеющее актуальность, личностную и практическую значимость
Вложение | Размер |
---|---|
rusalki_1.doc | 88 КБ |
Образ русалки в мифологии и литературе. (На примере повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница»).
Введение
Мифические представления о мире существовали в сознании людей многие сотни лет назад. Небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа управлялись богами и богинями и были населены мифическими существами. Всё живое и неживое было в единой цепи, одушевлено и обожествлено. С течением времени мифические представления о мире ушли в прошлое, но загадочные существа тех времен существуют и сейчас. Они живут в произведениях искусства и литературы, с ними мы встречаемся на страницах любимых книг.
Действительно, в мировой литературе часто встречаются такие примеры, когда мифологический образ становится источником авторских литературных произведений. Сопоставление фольклорных и литературных героев представляет особый исследовательский интерес. Одной из проблем, волнующих исследователей, является проблема интерпретации мифологического образа в литературном произведении.
Ярким примером жизни мифологического существа в литературных произведениях является образ русалки. Русалку мы встречаем у В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, В. В. Набокова, И. В. Гёте. Х.-К. Андерсена. И, конечно, на страницах повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Читая это произведение, мы обнаружили противоречие авторского образа общепринятым представлениям о русалках. Так, у Н.В. Гоголя русалки выходят из воды, внешне почти ничем не отличаются от людей и не имеют хвоста.
Это противоречие вызывает вопрос: «Меняет ли автор уже существующий мифологический образ или воссоздает его по не знакомым нам представлениям о русалках, которые не имеют хвоста?»
Итак, цель данного исследования – определить, в какой степени Н.В. Гоголь использует в своей повести мифологический образ и как его интерпретирует.
В ходе реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – образ русалки.
Предмет исследования – образ русалки в мифологии и повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница».
Гипотеза. Предположим, что в мифологии существуют представления о русалках, не имеющих хвоста. Тогда знаток и ценитель народных традиций, Н. В. Гоголь, в повести «Майская ночь, или утопленница» воссоздал уже существующий мифологический образ.
Методы исследования: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.
Представления о русалках в различных культурах
Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоёмами. Представления о подобных существах есть во многих культурах. Так, в Вавилоне это бог Оаннес и богиня Деркето, в Риме и Греции – Сирены, Нимфы, Тритоны. В Германии и Скандинавии – Ундины, Наре, Никсы. В Ирландии и Шотландии – Мерроу, Асраи. В Средней Азии – Су-кызлары. В Китае – Хэ-бо. В Бразилии – Иары. В России – Водяной, Водяниха, шутовки, чертовки, кудельницы, вельвы, вилы, лоскотухи, фаляроны и мемозины.В Украине и Белоруссии – Хитки, Мавки, Гречухи, Казытки.
Так как автор заинтересовавшей нас повести, Н.В. Гоголь, родился в Украине, а затем жил в России, где и написал свое произведение, то подробнее мы остановимся на представлениях о русалках именно этих мест.
Внешний облик
Мнения современников
С вопросом о внешнем облике русалок мы обратились к учащимся нашего лицея.
В современном сознании и искусстве русалка воспринимается прежде всего как очаровательная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку, завлекающая молодых людей.
Подтверждение общепринятых представлений мы нашли в описании двух видов русалок – фаляронов и мемозин. Эти представления бытовали лишь в некоторых областях Украины и России.
Мемозина - Водяной дух в облике женщины. Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго - западных районов России.
Мемозины выглядят так: «голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост»
Своим прекрасным голосом мемозины схожи с сиренами. Легенды гласят, что когда мемозины начинают петь, море становится спокойным, человек же может слушать пение этого существа вечно.
В древние времена считали, что мемозины произошли от людей, которые утонули в морской пучине.
Фаляроны (Фараонки) - в русском фольклоре название полурыб-полудев. Фаляононы, мифические полулюди-полурыбы (и женского и мужского пола -произошли от потонувшего в Черном море (в Красном море) «войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем из Египта). В основе таких представлений лежат легенды, возникшие в результате народной переработки библейского сюжета о переходе через Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведомый им народ, но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами».
В русской деревянной резьбе иногда сопровождаемые персонажами мужского пола «фараонами», воспринимались как представители египетского воинства, преследовавшего уходивших из Египта евреев и чудесно потопленного в водах Чермного моря. Согласно русской легенде, известной с 16 в., египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони - в полуконей-полурыб.
Влияния, сформировавшие образ мемозины, во многом заимствованные и «книжные»: «В самом образе мемозин или фаляронов, с их рыбообразным хвостом и очаровательным пением, нельзя не видеть отклика древнегреческого сказания о сиренах» (Зеленин, 1916).
Само название мемозина— «отзвук» имени западноевропейской феи Мелюзины.
Однако эти представления традиционно не являлись преобладающими. Исследователи русалок отмечают, что в записях традиционных представлений о русалках, начиная с середины Х1Х века, образ этого мифологического существа часто выглядел по-другому.
Так, по поверьям жителей Саратовской губернии, русалки безобразны: они косматы, горбаты, с большим брюхом и острыми когтями, с длинной гривой и имеют железный крючок, которым ловят прохожих.
В Витебской губернии их представляли старухами, грязными, злыми и угрюмыми, с клюкой в руках.
В некоторых областях бытовало представление о мавках (навках). Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».
В некоторых местах в Полесье, соответственно одной из традиционных версий о происхождении русалок, их воображали в том виде, в котором обычно хоронили молодых девушек: в венчальном наряде, в венке и с распущенными волосами. Здесь же и в Белоруссии известен образ русалок как старых и безобразных женщин с длинными косматыми волосами и отвисшими грудями, которые подчас описывались как железные.
Для южнорусской традиции наиболее характерным был тип привлекательной девушки-русалки с волосами зеленого или серебряного цвета, появлявшейся в обнаженном виде или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинок на голове. Такие русалки наделялись в народном сознании необыкновенной красотой и вечной юностью. Согласно калужским поверьям, русалок возглавляет «наибольший черт», и от него каждая погибшая женщина получает непреходящую юность и красоту, перед которой не может устоять ни один мужчина. Для этого «главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле с разными снадобьями и зельями».
Орловские крестьяне русалок описывали так: «ходят голые без обуви и без покрова на голове. Тело у них белое, как снег; лицо светлое, как восходящая луна; волосы красновато-светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки, как пух» В других же местах считали, что русалки страшны и безобразны: их отличают высокий рост, крупное телосложение и полнота или, наоборот, невероятная худоба, обрюзглость, непомерно большие груди, которые они закидывают за плечи, длинные зубы и когти, косматые зеленые волосы до земли. В народном воображении демонический облик такой русалки дополнялся огромной расческой в виде бороны, которой она пыталась привести в порядок свою прическу. В обоих случаях для образа русалки характерны признаки покойника: тело почти прозрачное, лицо синее или бледное («в лице краски нет»), а подчас лица не видно вовсе, глаза неподвижные или закрыты, руки тощие и холодные, волосы распущены, одежда белого цвета, изначально свойственного траурному и погребальному облачению в русской культурной традиции.
В Украине их представляли молодыми красивыми девушками в белой одежде, с венком на голове.
Таким образом, большинство исследователей отмечают, что по традиционным русским и украинским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсаной девке)» (из словаря Даля).
Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами».
Происхождение русалок
В украинских сказках в русалку обращаются умершие девицы и дети, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого специально утащил водяной к себе в услужение, некрещёные дети.
Действительно, представление о том, что русалки — это души умерших некрещеными детей или девушек, которые не успели вступить в брак, было повсеместным. О происхождении русалок из некрещеных детей ярко свидетельствует поверье о том, что они, качаясь на деревьях, поют или приговаривают: «Меня мама породила, некрещену положила».
Кроме того, во многих местностях крестьяне считали русалками также утопленниц, мертворожденных, детей, загубленных матерями или обмененных, девушек, пропавших без вести или проклятых родителями и не заслуживших при жизни прощения. По полесским поверьям, любая девушка, родившаяся на Русальной неделе, после своей смерти становится русалкой. В русалку превращается и та девушка, которая умирает в течение этой же недели.
Поведение русалок
Местом обитания русалок в течение года считались глубины рек, озер, запруд, болот, колодцев.
Время пребывания и активной деятельности русалок на земле — Русальная неделя — совпадает с так называемой Семицкой, или Троицкой, неделей или, что встречается чаще, начинается после Троицкого воскресенья — с Духова дня и заканчивается днем всех святых. По пасхальному календарю это приходится на время от двадцатых чисел мая до середины июня и связано с петровым постом, который завершался всегда точно 28 июня.
На Русальной неделе русалки не только резвились в полях и на поверхности вод, но и посещали человеческие поселения, обосновывались в лесах на деревьях. Особенно ими были любимы старые дубы и березы, а также склонившиеся над водой деревья. В полдень или в полночь, а также после захода солнца человек мог наблюдать, как русалки качаются на ветвях, призывая друг друга: «Кума, кума, приходи!», как они плетут венки, прячутся во ржи, водят хороводы. Резвясь, русалки гудят, пищат, кричат, поют песни, бьют в ладоши, плещутся в воде. В Русальную неделю русалок можно встретить также в «нечистых» местах, где вообще любят находиться представители нечистой силы: на межах, перекрестках дорог, мостах, болотах.
Если русалки благосклонны к людям, они, по поверьям, могут опекать ребенка в поле, пока его мать жнет, а также могут вернуть хозяевам пропавшую скотину. В народе верили, что русалки могут предсказывать будущее. Однако по большей части русалка — предвестник всего плохого, ее обычная фраза: «Год к году хуже». До сих пор в Поволжье известны рассказы на эту тему:
Дедушка был мельником. Значит, он, [когда] мельница остановится, выйдет и скажет: «Опять ты сюда села! Что тебе нужно?» А она отвечает Это правда было, не выдумка, это быль! У нее волосы длинные, зеленые <…> мокрые, и расчесывает гребешком сверху донизу Вот он, значит, спросит: «Что ты тут сидишь?» А она отвечает: «Что год хуже, что год хуже, что год хуже». Это она предсказывала.
По народным верованиям, русалки были связаны с некоторыми женскими занятиями. На Владимирщине считали, что они прядут ночью в домах и в банях, где женщины оставили пучки волокна на гребнях. Широко распространены были представления и о том, что русалки похищают пряжу, нитки, оставленные для беления холсты у тех, кто ложится спать без молитвы. Крестьяне рассказывали, что видели их сидящими на деревьях и разматывающими украденную пряжу.
Русалок считали опасными и коварными существами. По ночам они пугают путников, водят их по бездорожью, преследуют и щекочут до смерти, заманивают в воду и топят.
Согласно быличкам, русалки не любят девушек и молодых женщин, стариков и старух. На первых они нападают, срывают одежду и, стегая ветками, прогоняют из леса; от последних — прячутся.
Особое внимание русалок привлекают дети и мужчины, особенно молодые. Они завлекают их к себе, веселятся с ними и щекочут их до обморока, а затем иногда невредимыми возвращают домой. Тульские крестьяне верили, что маленьких ребят русалки заманивают к себе ягодами, орехами, бубликами, калачами, которые носят в своих корзинках; они веселят их щекоткой и сами при этом радуются. Однако более бытовало мнение, что встречи с русалкой почти всегда приводят к гибели. В некоторых местах считали, что особенно опасаться русалок следовало детям. Так, в Рязанской губернии крестьяне верили, что русалка, «поймав «дитю», может затрясти и затоптать его до смерти». В Полесье считали, что русалки в виде старых безобразных дев особенно не терпят маленьких детей, которые без разрешения родителей выбегают из дома. Они хватают таких детей и убивают. Русалки нападают и на взрослого человека и мучают до смерти: кусают, душат, щиплют, щекочут. В Полесье верили, что русалки прячутся в жите с железной ступой и пестом, кнутом, кочергой или вальком и убивают этими орудиями людей. Согласно первым записям традиционных представлений о русалках, сделанным в начале XIX века в Могилевской губернии, эти существа изображают такие ужасные гримасы, что при взгляде на них лицо очевидца искажается навсегда.
Представления об опасности встреч с русалками бытовали повсеместно. В народе говорили, что они заманивают к себе прохожих красивым голосом и их пение «имеет силу до того очаровывать человека, что он может слушать его несколько лет, не сходя с места». Русалочьи песни, похожие на песни девушек, можно было отличить по примешивающемуся к ним стрекотанию сороки, заслышав которое, человеку следовало насторожиться. Заманив жертву в глубь леса, русалка тихонько подкрадывалась к ней сзади и щекотала под мышками до тех пор, пока та не задыхалась от смеха. Голову умершего русалки украшали венком из осоки и кувшинок, как у них, его руки связывали березовой веткой, а затем каждую ночь водили вокруг него хороводы. В народе полагали, что все это время тело покойника не подвергается гниению и начинает разлагаться только после прикосновения к нему человеческой руки. Если русалке удавалось затащить человека в воду, то она обволакивала его своими длинными волосами и топила. Такой утопленник, по поверьям, служил русалкам: чесал для них лен, а по ночам развлекал их игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте. Те, кого погубили русалки, сами становятся русалками.
Известны мифологические рассказы о том, как русалка благодарит женщину, которая сжалилась над ее голеньким ребенком и накрыла его своей одеждой. Обычно в благодарность русалка дает хороший урожай льна, трубку полотна, которая при разворачивании никогда не кончается, умение хорошо прясть, «спор в руки» на все дела.
Таким образом, по общепринятым народным представлениям, поведение русалок в большинстве случаев опасно, а встреча с ней часто заканчивается гибелью. Однако, русалка может иногда и помочь человеку, в ответ на его доброе отношение к ней.
Образ русалки в повести Н.В.Гоголя
Русалка – яркий образ повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Сопоставим художественный образ писателя с традиционными народными представлениями.
Из истории, рассказанной главным героем, Левко, узнаем, что русалка в повести – это несчастная панночка, утопленница. Так и в традиционных представлениях русалками становились утонувшие люди. Интересно отметить, что и превращение злой мачехи в русалку, тоже следует одному из народных представлений о происхождении русалок: «В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду». Так, в народе считалось, что если русалка сама утащит под воду, человек сам становится русалкой.
Появлению русалки в главе «Утопленница» предшествует описание благоухающего ночного пейзажа: «неподвижный пруд», «раскаты соловья», «странное упоительное сияние», «серебряный туман». В традиционных представлениях русалка – существо природное, тесно связанное с водной стихией и растительностью.
Главный герой, Левко, встречает русалку в мае, а именно в этом месяце, по народным представлениям, начиналась Русальная неделя – время наибольшей активности русалок.
Внешне художественный образ русалки Н.В. Гоголя так же совпадает с традиционными представлениями. В «Майской ночи или утопленнице» русалка предстаёт в образе прекрасной девушки. У нее нет хвоста, но мы уже выяснили, что представления о русалках как рыбоподобных существах скорее западного происхождения. Исконным же украинским образом является именно образ прекрасной девушки.
«Бледная, как полотно, как блеск месяца; но как чудна! Как прекрасна!» - пишет о своей русалке Н.В. Гоголь. Так и в традиционной мифологии: «На большом камне сидела русалка, всё тело её было очень бледным, почти белым» . Бледность русалки объясняется, с одной стороны, тем, что она чаще всего обитает в воде, где на дне нет дневного солнечного света, а с другой русалка – покойница, и поэтому она чаще предстает бледной.
Писатель не упустил из внимания и хороводы, которые водили русалки: «В тонком серебреном тумане мелькали лёгкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами рубашках…они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось при серебряном месяце. Хоровод, играя, продвинулся ближе» . Как говорится в книге М. Семеновой «Быт и верования древних славян»: «В ночь на Ивана Купалу, русалки водят хороводы, поют песни, пугают людей» .
Гоголевская русалка, так же как и традиционная, заманивает к себе мужчин: «Открыла глаза, светившие сквозь тёмно – русые волны волос и оперлась на локоть и видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… Сердце его разом забилось…»
Русалка преследует во всём свои цели и, зная то, что она своей красотой может повлиять на человека, она пользуется этим: «- Я готов на всё для тебя, моя панночка! – сказал он в сердечном волнении, - но как мне, где её найти?»
Левко помогает утопленнице, и в ответ она отвечает добром: «Чем наградить тебя, парубок? Я знаю, тебе не золото нужно: ты любишь Ганну; но суровый отец мешает тебе жениться на ней. Он теперь не помешает; возьми, отдай ему эту записку...“ Белая ручка протянулась, лицо ее как-то чудно засветилось и засияло... С непостижимым трепетом и томительным биением сердца схватил он записку и... проснулся». В традиционны представлениях также бытую истории, в которых русалка благодарила людей за доброе отношение.
Таким образом, Н.В.Гоголь, создавая образ русалки в повести, следует народным представлениям о ней. Его русалка, так же как и традиционная, живет в воде, заманивает к себе мужчин, водит хороводы, внешне очень бледна. Отсутствие хвоста у нее также не противоречит народным представлениям, т. к. в славянской мифологии было распространено представление о русалках как о человекоподобных существах. Вопреки большинству народных историй о русалках, в которых они несут смерть людям, гоголевская утопленница помогает главному герою. Но это так же не противоречит народным представлениям, т.к. известны истории, в которых русалки благодарили людей.
Заключение
Исследовав мифологические представления о русалках и сопоставив их с художественным образом в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница», мы пришли к выводу, что литературный образ русалки не противоречит фольклорному.
Итак, мы подтвердили поставленную гипотезу: в мифологии действительно существуют представления о русалках, не имеющих хвоста, Н. В. Гоголь, в повести «Майская ночь, или утопленница» воссоздал уже существующий мифологический образ. Кроме того, мы сделали еще одно открытие: представление о русалках как о человекоподобных существах является традиционным для украинской культуры, а вот русалка с рыбьим хвостом пришла к нам под влиянием западных традиций.
Кто должен измениться?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
На берегу Байкала
Композитор Алексей Рыбников
Карты планет и спутников Солнечной системы