Работа ученицы 5 класса по русскому языку, в которой она объясняет явление паронимии и исследует ошибки в употреблении паронимов обучающихся своего класса.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nou_salikova_ekaterina_5_klass.doc | 105 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Звёздный
Секция «Русский язык»
Как избежать ошибок
в употреблении паронимов.
Саликова Екатерина, ученица 5Б класса
МБОУ Средняя общеобразовательная школа
Полыгалова Елена Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории
2012
Содержание
Содержание…………………………………………………………………..…...2
Вступление…………………………………………………………………..……3
Основная часть
Теоретическая часть
Признаки и особенности паронимов..................................……………....4
Классификация паронимов.........…………………. .…...………….…......5
Ошибки в употреблении слов-паронимов..................................................6
Практическая часть
Анализ исправления предложений с паронимами в 5Б классе……..7-10
Выводы……………………………………………………………………….......11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Приложения………………………………………………………………..…13-14
Вступление.
Проблема
В автобусе я услышала голос кондуктора: «Граждане пассажиры, оплатите за проезд». Пока моя мама платила за проезд, я сидела и думала, как в действительности будет правильно: оплатите за проезд или заплатите за проезд. Но разобраться с этой задачей я смогла только тогда, когда нашла ответ в интернете: оплатить можно что-либо, а заплатить за что-то. При этом оказалось, что подобных слов в русском языке достаточно много, называются они паронимы. Чтобы избежать ошибки в употреблении слов-паронимов, я выбрала для исследования данную тему.
В ходе работы я должна буду решить следующие цели и задачи.
Цели:
1. исследование понятия паронимии;
2. исследование правильности употребления паронимов в речи школьников.
Задачи:
Теоретическая часть.
Признаки и особенности паронимов
Наблюдая над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью школьников, особенно в ее письменном выражении (творческие работы), наконец над языком периодической печати, радио и телевидения, можно сказать о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм.
Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями.
Основной причиной появления паронимов служило постоянное стремление человека углубить, расширить, ярче отразить существующие в мире явления. Называя по-новому дополнительный признак, явление или действие, человек использовал вновь образованное с помощью суффиксов или приставок слово. Появление паронимов относится к внутриязыковым процессам, что подтверждает постоянное развитие языка.
По сходству произношения слова-паронимы сближаются с омонимами, однако отличаются от последних следующими признаками. Во-первых, паронимы имеют разное написание. Во-вторых, слова-паронимы никогда не имеют полного совпадения в произношении.
При разграничении паронимов и синонимов следует иметь в виду, что расхождение в значениях паронимов обычно настолько значительно, что замена одного из них другим невозможна. Смешение паронимов приводит к грубым лексическим ошибкам.
Паронимы выполняют в речи различные стилистические функции, и перед каждым может возникнуть проблема выбора одного из паронимов. Умелое употребление паронимов помогает человеку правильно и точно выразить мысль, потому что именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.
Классификация паронимов
С учетом особенностей паронимы бывают по структуре:
Приставочные паронимы – паронимы, имеющие разные приставки. Например: вбежать – взбежать, обсудить – осудить, одеть – надеть и т.д.
Суффиксальные паронимы – паронимы, имеющие разные суффиксы. Например: грозный – грозовой, белеть – белить, лирический – лиричный и т.д.
Финальные паронимы – паронимы, отличающиеся окончаниями, а также конечными буквами. Например: жар – жара, гарант – гарантия, невежа – невежда, адресат - адресант и т.д.
По значению:
Полные (абсолютные) паронимы – паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия. Например: осуждение – обсуждение, восход – всход и т.д.
Неполные паронимы – паронимы, в которых наблюдается неполное разделение объёма значений, что вызывает их сближение. Например: аристократический – аристократичный, комический – комичный и т.д.
Частичные (приблизительные) паронимы – паронимы, различающиеся местом ударения, характеризующиеся общностью смысловых понятий и возможным совпадением сочетаемости. Например: водный напор – водяной напор, героический подвиг – геройский подвиг и т.д.
Ошибки в употреблении слов-паронимов
Говорящий стремится передать свою мысль точно, подбирая подходящие по смыслу слова. Лексические нормы русского языка требуют употреблять слово только в свойственном ему значении, закреплённом в словаре.
Паронимы, как правило, относятся к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные функции, имеют одинаковое ударение, поэтому говорящему их легко спутать, тем более что они почти всегда близки по значению и отличаются лишь тонкими смысловыми оттенками и лексической сочетаемостью.
Нарушение лексической нормы часто происходит при употреблении паронимов. Ошибки заключаются в неразличении в речи слов-паронимов. Например, нередко можно услышать: Не забудь одеть шапку! (правильно: надеть). В рекламной листовке парикмахерской можно прочитать: Мы создадим вам эффективную внешность (правильно: эффектную). Подобные ошибки связаны с тем, что говорящие и пишущие не видят различий в значениях паронимов, неправильно понимают значения слов.
Как же избежать подобные ошибки? Что нужно делать, чтобы не допускать лексические недочёты в речи? Попытаемся найти ответы на эти важные вопросы.
Практическая часть
Уместное и правильное употребление слов в речи определяется лексическими нормами.
Лексические нормы – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и её правильности. Нарушение лексических норм приводит к лексическим ошибкам разного типа.
Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются такие, которые связаны с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.
С целью выявления правильного и точного употребления паронимов среди обучающихся были составлены проверочные задания по данной теме. Эти задания выполнили обучающиеся 5Б класса до изучения темы «Паронимы» и после ознакомления с данной темой. В первый раз работу выполнили 16 учащихся 5Б класса, во второй – 21 учащийся.
1. Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов надеть – одеть. Ученикам на уроке русского языка было задано выписать предложения и исправить ошибки:
Не забудь одеть куртку.
Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка). Именно поэтому некорректной будет фраза: Не забудь одеть куртку; правильно: Не забудь надеть куртку.
Однако из 16 учеников никто не справился с заданием, что показывает незнание точного значения слов «одеть» и «надеть». При этом после изучения паронимов с данным вопросом из 21 ученика справились 13 учеников из класса, что составляет 62% (см. приложения).
Чтобы никогда не путали эти глаголы, предлагаю шутливое стихотворение Новеллы Матвеевой:
«Одеть», «надеть»... Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
«Одеть», «надеть»... Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
2. Следующим в задании было предложение:
Я стану дипломатом музыкального конкурса.
Только 1 ученик из класса исправил слово «дипломат» на «дипломант», при этом большая часть учащихся вообще не понимала значение слова «дипломант». После изучения темы только 5 учеников справились с заданием, что составляет 24%. Это говорит о том, что ребята всё-таки не до конца усвоили разницу между этими словами-паронимами (см. приложения).
Дипломат – это должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. А дипломант – это лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п. При этом оба слова синтаксически сочетаемы с прилагательными и существительными, но резко отличаются по смыслу.
Таким образом, дипломаты ведут переговоры на Балканах, тогда как дипломант, замирая от волнения, в три часа дня в приёмной ожидает директора консерватории.
3. В третьем задании были паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия: осуждение – обсуждение.
При этом осуждение – выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника), а обсуждение – всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы).
Поэтому в предложении «Сегодня вечером мы осуждали план будущего урока» глагол «осуждали» должен быть исправлен на «обсуждали», что сделали 8 учеников, что составило 50%. А уже после ознакомления с темой 15 учеников из 21 выполнили задание, что составило 71% (см. приложения).
4. Паронимы не могут заменять друг друга в одном и том же контексте, так как это приводит к искажению смысла высказывания.
Следующим в задании было предложено исправить прилагательное:
Папа построил новый каменистый дом.
Члены паронимических пар в большинстве случаев различаются лексической сочетаемостью. Например: каменная стена – каменистая почва.
Именно поэтому предложения «Папа построил новый каменный дом», а «Мы прошли по открытой каменистой долине к устью реки» будут правильными. Из 16 учеников в классе 12 учеников выполнили задание, что составило 75%, при этом после ознакомления с паронимами 17 учеников из 21 справились с заданием – 81% (см. приложения).
5. Последним для исправления ошибки было следующее предложение:
Мы уплатили за проезд.
Уплатить или заплатить? Дело в том, что, несмотря на кажущуюся синонимичность этих двух слов глаголов, между ними есть существенная разница в употреблении. Скорее всего, данная речевая ошибка появилась вследствие существования похоже звучащих глаголов «платить», «заплатить» и «отплатить», которые часто встречаются в паре с упомянутым предлогом, что не является ошибкой. Уплатить – когда речь идёт о том, что платят (об эквиваленте денег): пошлина, штраф, квартплата и так далее. Это слово, наоборот, по значению ближе к «отдавать». Оплатить можно только что-то, без предлогов.
Итак, говорим правильно: «уплатить свой долг» и «заплатить за проезд», что и сделали 13 учеников, что составило 81%,а после изучения вопроса о паронимах с заданием справились 19 из 21учеников – 90% (см. приложения).
Обобщая выполнение задания, можно сказать, что до изучения темы паронимов ни один ученик в классе не справился со всеми пятью заданиями, четыре предложения верно исправил только 1 ученик (6%), три предложения – 4 ученика (25%), два предложения – 4 ученика (25%), одно предложение – 7 (44%) учеников из 16.
После ознакомления с материалом правильное выполнение задания 21 ученика распределилось следующим образом: пять предложений разобрали 5 учеников (24%), четыре предложения – 7 учеников (33%), три предложения – 3 ученика (14%), два предложения – 3 ученика (14%), одно предложение – 1 ученик (5%), ни одно предложение не смогли исправить 2 ученика (9,5%).
Двое учащихся не справились со второй работой, потому что их не было на уроке, на котором учитель объяснял этот материал. А так как этого материала нет в учебнике, то им сложно было понять непростую новую тему самостоятельно, без помощи учителя.
Выводы
Главное, что я усвоила при изучении паронимов: в языке паронимы предполагают и дополняют друг друга, но в речи взаимоисключают. Например, однокоренные слова царский и царственный в русском языке «живут по соседству», а в русской речи «стремятся к независимости» друг от друга: царский дворец, покой, экипаж, наряд, подарок, но царственный жест, вид; царский конь – конь царя, но царственный конь – величавый, горделивый, величественный конь.
Считаю, для того, чтобы избежать ошибки в употреблении слов- паронимов необходимо:
1. использование в речи только тех слов, значение которых точно знаете;
2. запоминание значения новых слов;
3. анализ смысловых частей слов в связи с тем, что значительная часть созвучных слов – производные;
4. чтение литературы и постоянные языковые тренировки;
5. обращение к толковым словарям;
6. включение в программу пятого класса специальных вопросов, предполагающих изучение конкретных слов-паронимов и употребление их в речи;
7. наличие специальных словарей со словами-паронимами с учетом возраста и интенсивным его пополнением, поскольку языковой состав постоянно изменяется.
Правильное употребление паронимов – необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры. Поэтому каждый из нас должен стремиться увеличению своего словарного запаса, к грамотному использованию слов, ведь наша речь – это показатель нашей образованности.
Список использованной литературы
Приложение №1
Количество учеников в классе – 23 | |
Работа №1 | Работа №2 |
Выполняли работу – 16 учеников | Выполнял работу – 21 ученик |
Справились с работой: | |
Все 5 предложений – 0 человек | Все 5 предложений – 5 человек |
Любые 4 предложения – 1 человек | Любые 4 предложения – 7 человек |
Любые 3 предложения – 4 человека | Любые 3 предложения – 3 человека |
Любые 2 предложения – 7 человека | Любые 2 предложения – 3 человека |
Любое 1 предложение – 4 человек | Любое 1 предложение – 1 человек |
0 предложений – 0 человек | 0 предложений – 2 человека |
Правильно исправили: | |
Первое предложение – 0 человек | Первое предложение – 13 человек |
Второе предложение – 1 человек | Второе предложение – 5 человек |
Третье предложение – 8 человек | Третье предложение – 15 человек |
Четвёртое предложение – 12 человек | Четвёртое предложение – 17 человек |
Пятое предложение – 13 человек | Пятое предложение – 19 человек |
Приложение №2
Ф.И. ученика 5Б класса | Количество правильно исправленных предложений | |
Работа №1 | Работа №2 | |
1. Вервильская Ольга | 2 | 4 |
2. Дементьев Сергей | - | 4 |
3. Жеребило Виктория | 1 | 3 |
4. Загоруйко Ксения | 1 | 1 |
5. Замараев Никита | - | 0 |
6. Кисляницин Макар | 3 | 5 |
7. Куркина Дарья | 1 | 4 |
8. Муляк Елизавета | 3 | 5 |
9. Налётов Андрей | - | 3 |
10. Нечаев Денис | - | - |
11. Нечаева Амина | 3 | 5 |
12. Остапенко Андрей | 2 | 4 |
13. Попопва Анастасия | - | 0 |
14. Поспелов Никита | - | 2 |
15. Прасалова Алёна | 4 | 5 |
16. Проскуряков Александр | 2 | - |
17. Рамазанова Анита | 2 | 4 |
18. Розиков Улукбег | 1 | 4 |
19. Саликова Екатерина | - | 5 |
20. Суменкова Анжелика | 2 | 2 |
21. Тютнева Анастасия | 2 | 2 |
22. Холмирзоева Мехрангез | 2 | 3 |
23. Частухина Кристина | 3 | 4 |
Примечание: знак «-» означает, что учащийся не выполнял работу.
Сила слова
Сорняки
Злая мать и добрая тётя
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Как Дед Мороз сделал себе помощников