Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 119 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
ВЕС ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Выполнила: | Ученица 2 класса МОУ «Савостинская СОШ» Сёмушкина Ксения |
Руководитель: | Выскребенцева Г.В. |
СОДЕРЖАНИЕ
Цель работы:
Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
Задачи:
Гипотеза:
Я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ
Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит.
Новость о том, что с октября 2010 года вступили в силу новые санитарные нормы для школьников, которые ограничивают вес ранца ученика до 1 - 2 килограммов, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Все тут же ринулись взвешивать ранцы своих детей, и пришли к ошеломляющим результатам. Оказалось, что вес портфеля первоклашки как минимум в три раза превышает норму. Более того - он весит больше, чем ранец старшеклассника.
Современные школьники все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами...
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах выходят, чуть ли не на первое место.
Вот почему мы считаем тему исследования «Влияние веса портфеля на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.
2. Основные требования к портфелю ученика.
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
• 1–4-х классов – 300г;
• 5–6-х классов – 400г;
• 7–8-х классов – 500г;
• 10–11-х классов – 600г.
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы 1,5 кг
3-4 классы 2,5 кг
5-6 классы 3 кг
7-8 классы 3,5 кг
9-11 классы 3,5-4 кг
Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов.
- Максимальный вес груза, который может переносить без ущерба для здоровья ученик начальных классов, составляет 2 кг.
- Для детей 11-13 лет этот вес составляет 3 кг, для четырнадцатилетних подростков и пятнадцатилетних девочек - 5 кг. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.
Таким образом, здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.
Вопрос: в чем мой ребенок будет носить все необходимое для школы – задавал себе каждый родитель. Сегодня в продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к портфелю первоклассника очень жесткие. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
Во-первых, для младшеклассников это обязательно должен быть ранец. Однако, нельзя позволять ребенку носить его на одном плече. Правильно надетый ранец - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Если же носить ранец на одном плече или портфель, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение.
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет.
Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.
Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.
Светоотражающие элементы. Не все родители понимают их важность, но именно светоотражающие элементы и яркая окраска ранцев делают детей заметнее на дороге.
Примерка ранца
После того, как мы нашли ранец, отвечающий всем этим требованиям, надо его примерить. Во время примерки нужно обратить внимание на следующее:
Проверить, можно ли, регулируя длину лямок, добиться такого положения ранца на спине у ребенка — оно является оптимальным. При этом учитывать, что ребенку придется носить ранец и в рубашке, и в куртке, и в пуховике.
Качественный школьный ранец сегодня стоит в среднем около
3 000 рублей. Многие родители рассуждают так: зачем тратиться на дорогой ранец, когда можно купить легкий и дешевый рюкзак? Тем более что к следующему классу ребенок может подрасти или порвать старый или просто попросить новый... Однако после всего сказанного, думаю, вполне ясно, что такая беспечность может дорого обойтись.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.
Социологические исследования показывают, что ученики начальных классов, в основном, пользуются ранцами; ученики среднего звена предпочитают рюкзаки, а старшеклассники выбирают сумки.
Исследуя вес портфелей учеников нашей школы, я получила следующие результаты: средний вес портфеля ученика начальных классов 2,8 кг, средний вес портфеля ученика среднего звена 4 кг, средний вес портфеля старшеклассника 5 кг.
Результат исследования доказал, что вес портфеля учеников Савостинской СОШ превышает допустимые нормы.
При этом портфели – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.
Так же мною было проведено анкетирование среди учеников нашей школы с целью определения способов уменьшения веса портфеля.
50% анкетируемых предложили навести порядок в портфеле, носить только те принадлежности, которые нужны именно в этот день.
35% анкетируемых предложили уменьшить учебную нагрузку.
15% - предложили хранить учебники в школе, в индивидуальных ящиках по примеру западных школ.
Работая над темой исследования, я пришла к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.
Снег своими руками
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Самодельный телефон
Ласточка. Корейская народная сказка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши