Вот уже четыре года в нашей школе работает НЦЛ – научный центр любознательных. И мы его участники. Еще в первом классе мы познакомились с лекарственными растениями.
Ежегодно в школе проводится вакцинация против гриппа, но не все родители дают согласие на её проведение.
У нас возникла проблема: «А нельзя предупредить заболевания гриппа и ОРВИ с помощью лекарственных трав».
Так родилась тема нашего проекта: «Лекарственные растения. Мнения за и против»
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_poekt_lekarstvennye_rasteniya.doc | 407 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72
с углубленным изучением отдельных предметов
Тема социального проекта:
«Лекарственные растения.
Мнения за и против»
Естественно-научное направление
Авторы проекта ученики 4 Е и 4 Ж классов:
Абдульманов Даниил
Алещенко Анастасия
Бакаева Алина
Брюханова Анастасия
Вахитов Рамиль
Гегельский Владислав
Охлопкин Алексей
Топоров Вадим
Щипакин Илья
Советники проекта:
Алексеева Наталья Ивановна- классный руководитель 4 Ж класса
Нестерова Лариса Григорьевна – классный руководитель 4 Е класса
Ульяновск – 2013 г.
Актуальность и социальная значимость проекта
Вот уже четыре года в нашей школе работает НЦЛ – научный центр любознательных. И мы его участники. Еще в первом классе мы познакомились с лекарственными растениями.
Ежегодно в школе проводится вакцинация против гриппа, но не все родители дают согласие на её проведение.
У нас возникла проблема: «А нельзя предупредить заболевания гриппа и ОРВИ с помощью лекарственных трав».
Так родилась тема нашего проекта: «Лекарственные растения. Мнения за и против»
Наш девиз: Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги её!
Цель проекта: выяснить мнения за и против лекарственных трав.
Задачи проекта:
- познакомиться с лекарственными травами нашего города;
- изучить правила сбора лекарственных трав;
- выявить все мнения за и против лекарственных трав;
- выпустить санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»;
- выпустить плакаты «Будь природе другом!»
Гипотеза: если люди будут больше знать, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Источники информации:
Предварительная работа:
1. Подбор и систематизация иллюстративного материала (видео-аудио-записи, картинки, фотографии, альбомы и др.).
2. Подбор научной и художественной литературы по теме проекта.
Тип проекта:
Режим работы: урочное и внеурочное время
Реализация проекта:
1. Подборка иллюстративного и научного материала «Лекарственные растения нашего края»
2. Классный час «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины».
3. Санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»
4. Анкетирование «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»
5. Плакаты «Будь природе другом!».
6 .Книжки-малютки «Чай «Витаминчик».
Этапы проекты:
1. Погружение в проект.
Цель – подготовка к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы учащихся для работы над проектом.
Форма проведения:
Каждую весну и осень ученики нашей школы болеют простудными заболеваниями. И хотя в школе ежегодно проводится вакцинация против гриппа, количество заболевания не снижается.
Вахитов Рамиль проанализировал данную обстановку, просчитал количество пропусков весной и осенью 2013 года в 4 Е и 4 Ж классах по причине заболеваний простудными заболеваниями. Рамиль выяснил, что не все ученики делали прививки.
Брюханова Анастасия добавила: «Я тоже прививку не делала. А не болела потому, что моя бабушка в осенний и весенний периоды даёт мне витаминный чай из лекарственных растений.
Топоров Вадим спросил: «А что лучше пить чай из лекарственных растений или пить витамины из аптеки?»
Так и родилась тема нашего проекта «Лекарственные растения. Мнения за и против»
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Форма проведения:
Заседание № 2
Мы распределили обязанности:
- теоретики: Охлопкин Алексей, Вахитов Рамиль
Задание: изучить самые распространенные лекарственные травы нашего города и правила их сбора.
- социологи: Гегельский Владислав, Абдульманов Даниил
Задание: провести социологический опрос «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»
- экономисты: Брюханова Анастасия, Щипакин Илья
Задание: рассчитать, что выгоднее: лечиться лекарственными растениями или лекарственными препаратами.
- журналисты: Топоров Вадим, Алещенко Анастасия
Задание: взять интервью у специалистов и выяснить их отношение к лекарственным травам
Заседание № 3. Открытие трибуны мнений
Теоретики:
Охлопкин Алексей, Вахитов Рамиль изучили самые распространенные лекарственные растения и правила их сбора. Они составили вот такую таблицу:
Ромашка | Цветы | Содержит натуральную ацетилсалициловую кислоту. Противовирусные свойства. | |
Зверобой | Цветы и стебель | Эпителий относится к быстро обновляющимся тканям и для того, чтобы процессы его восстановления при простуде и гриппе не нарушались, возникает необходимость в назначении этих трав, способствующих восстановительным процессам, - регенерации. | |
Лопух | Цветы, корень, листья | ||
Липа | Цветы | Оказывает потогонное, отхаркивающее, противовоспалительное действие | |
Шиповник | плоды | Богаты ягоды витаминами (в том числе группы В, фолиевой кислотой), а также микроэлементами. Укрепляет иммунную систему. | |
Земляника | Усы, листья, плодоножка, ягоды | ||
Мать- и -мачеха | Цветы и листья | Оказывает потогонное, отхаркивающее, противовоспалительное, ранозаживляющее, дезинфицирующее, общеукрепляющее действие |
Выводы: Собирать лекарственные травы нужно только в хороших, экологически чистых местах, подальше от промышленных зон, автомобильных дорог. Чем дальше место сбора от человеческого жилья, тем лучше.
Травы, листья и цветки боятся прямых солнечных лучей и теряют под их воздействием большое количество действующих веществ. Поэтому лучшее место для их сушки - хорошо проветриваемые помещения или чердак. Корни, а также сочные плоды растений, напротив, требуют воздушной солнечной сушки. Сырье раскладывают тонким слоем на солнце, иногда переворачивают, а на ночь убирают в помещение.
Растения, которые продаются в аптеках, более безопасны, чем те, что вы можете собрать сами. Ведь многие из них имеют разновидности, которые непригодны для применения в лечебных целях. Поэтому нужно соблюдать осторожность при сборе и использовании лекарственных трав. Не следует забывать, что со временем все растительное сырье теряет свою целебную силу, поэтому не стоит пользоваться старыми запасами и запасать их в большом количестве.
Социологи.
Гегельский Владислав, Абдульманов Даниил провели социологический опрос «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»
Мы провели социологический опрос: Если вы заболеете, как предпочитают вас лечить родители?
Вот что мы узнали:
Из 50 учеников 4 Е и 4 Ж класса 42 ученика лечатся с помощью таблеток и только 8 учеников используют лекарственные растения.
Вместе с учителями мы построили график, чтобы нагляднее рассмотреть получившую картину:
Вывод: Опыт наших предков по профилактике и лечению многих заболеваний мы практически не используем и чаще всего лечим болезнь, а не занимаемся её профилактикой.
Экономисты
Брюханова Анастасия, Щипакин Илья провели подсчет экономической целесообразности сбора лекарственных трав.
Вот как мы это делали:
6000:20=300 рублей
300+64 =364 рубля.
Вывод: С экономической точки зрения, сбор и приготовление лекарств из растений, менее выгодно, чем покупка лекарственных препаратов.
Журналисты.
Топоров Вадим, Алещенко Анастасия, Бакаева Алина взяли интервью у специалистов, и выяснить их отношение к лекарственным травам.
Вот что они узнали:
- Я работаю медицинской сестрой и всегда советую своим пациентам заботиться о своем организме, не допускать болезнь в свой организм, а заниматься профилактикой. В этом большую помощь оказывают лекарственные растения. Вот и внучку свою я приучаю беречь свой организм с детских лет. Я регулярно даю ей общеукрепляющие отвары из шиповника, цветов липы, листьев малины и смородины. А уж если внучка начинает подкашливать – первое средство – отвар из усов и плодоножек земляники.
- А откуда вы узнали такие лекарственные свойства трав?
- Мне их рассказала моя мама - Брюханова Мария Андреевна. Ей уже 88 лет, и она лечится только лекарственными травами. Я её помогаю их собирать.
-А еще мы взяли интервью у прабабушки Андрея Ревина - Штенберг Мира Самуиловна. Она родилась в 1924 году и благодаря лекарственным растениям пережила Великую Отечественную войну.
- Мы узнали мнение о лекарственных травах у школьной медсестры Хазиевой Татьяны Ивановны. Она рассказала нам, что лекарственные травы имеют меньше побочных эффектов, чем лекарственные препараты. И таблетки иногда подделывают. Поэтому лекарственные травы приносят больше пользы, но перед употреблением необходима консультация специалистов.
Мы узнали много полезных рецептов из лекарственных трав.
Вывод: Нужно использовать природные богатства в лечебных целях.
ВЫВОД: Мы пришли к единому мнению, что людям необходимо знать все о лекарственных травах, умело их использовать для укрепления своего здоровья, но не забывать любить, беречь и охранять природу, так как природа – кладовая лекарственных растений.
Продукт проектной деятельности:
1. Подборка иллюстративного и научного материала «Лекарственные растения нашего края»
2. Классный час «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины».
3. Санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»
4. Анкетирование «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»
5. Плакаты «Будь природе другом!».
6 .Викторина «Помоги себе сам «Лекарственные растения»».
В заключении мы решили оценивать свою деятельность. А не зря ли мы потратили столько времени и сил?
Брюханова Анастасия: «Я присоединяюсь к мнению своих бабушек, и считаю, что лекарственные травы приносят много пользы нашему организму, чем таблетки»
Гегельский Владислав: «Я впервые узнал о целебных свойствах многих растений и тоже попрошу маму готовить мне витаминные чаи из лекарственных трав».
Охлопкин Алексей: «Я думаю, что мы не зря потрудились. Скоро весна и в наших организмах уже осталась мало солнечной энергии. Давайте её пополним с помощью лекарственных трав, ведь они все лето её копили для нас».
Вахитов Рамиль: «Но не нужно забывать о разумном использовании лекарственных трав. Их нужно собирать правильно и в нужном количестве.
Бакаева Алина: «Я прочила много интересных книг о лекарственных растениях и предлагаю всем их прочитать:
Литература:
1. Артамонов В.И. Зеленые оракулы. Москва: «Мысль», 1989 - 189с.
2. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. Москва: «Просвещение», 1986 - 175с.
3. Костин В.И., Корнилов С.П. Лекарственные растения Ульяновской области. Ульяновск: «Симбирская книга», 1993 – 224 с.
4. Ловкова М.Я., Рабинович А.М. Почему растения лечат.. – М.: Наука, 1999
5. Энциклопедия народной медицины - М.: «Экоиздат», Издательский Дом Константина Клименко, 1993 г.
6. Интернет.
Приложение 1.
Викторина: Помоги себе сам «Лекарственные растения»
■ И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый ... Ответ: Отвар.
■ Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Ответ: Подорожник.
■ Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение. Ответ: Крапива.
■ Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:
Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом. Ответ: Ромашка.
■ С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. Ответ: Мята.
■ Плоды какого фрукта являются источником витамина С? Ответ: Лимона.
■ Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца. Ответ: Лесной ландыш.
■ Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник.
■ Овощ, содержащий витамин С и оберегающий детей от простуды. Ответ: Перец.
■ Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Другое его название столетник. Ответ: Алоэ.
■ В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующих свертыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при легочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. Ответ: Крапива.
■ Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. Ответ: Сосна.
■ Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? Ответ: Ноготки.
■ Корень этого растения помогает возбудить аппетит. Ответ: Корень одуванчика.
■ Быстро убивают вредные бактерии. Ответ: Лук и чеснок.
Приложение 2. Рецепты от простуды
Рецепт 1.
Ингредиенты:
Листья подорожника большого — 2 ст. ложки
Трава зверобоя — 1 ст. ложка
Цветки липы сердцевидной — 2 ст. ложки
Трава душицы — 2 ст. ложки
Листья мать-и-мачехи — 1 ст. ложка
вода — 200 мл
Способ приготовления и применения:
1.Составьте сбор. 1 ст. ложку смеси залейте кипятком и настаивайте 6 часов.
2.Готовый настой процедите.
3.Принимайте по 1/2 стакана 3-4 раза в день перед едой в теплом виде.
Рецепт 2.
Ингредиенты:
Листья ромашки аптечной — 1 ст.ложка
Листья мать-и-мачехи — 2 ст.ложки
Трава душицы — 2 ст.ложки
Цветки липы сердцевидной — 2 ст.ложки Вода — 500 мл
Способ приготовления и применения:
1.Составьте лекарственный сбор. 2 ст.ложки смеси залейте кипятком и настаивайте в течение 8 часов.
2.Готовый настой процедите.
3.Принимайте по 1/2 стакана каждые 3 часа в теплом виде.
Рецепт 3.
Ингредиенты:
Корни алтея — 2 ст. ложки
Листья мать-и-мачехи — 3 ст. ложки
Трава душицы — 2 ст. ложки
Трава фиалки трехцветной — 1 ст. ложка
Вода — 200 мл
Способ приготовления и применения:
1.Составьте сбор. 1 ст. ложку смеси залейте кипятком и настаивайте в течение 6-8 часов.
2.Готовый настой процедите, сырье отожмите.
3.Принимайте по 1/3 стакана 3-4 раза в день в теплом виде за 15 минут до еды.
Рецепты от насморка.
Рецепт 1.
Ингредиенты:
Сок репчатого лука — 1 ст. ложка
Отвар ромашки — 1 ст. ложка
Способ приготовления и применения:
1.Луковый сок и отвар ромашки смешайте.
2.Смочите приготовленным средством ватные тампоны и вложите их в носовые проходы.
Рецепты от боли в горле
Рецепт 1.
Ингредиенты:
Цветки календулы лекарственной — 1 ст. ложка
Вода — 200 мл
Способ приготовления и применения:
1.Сухие цветки календулы залейте крутым кипятком и настаивайте, укутав, в течение 30 минут.
2.Приготовленный теплый настой используйте для полоскания.
Рецепт 2.
Ингредиенты:
Красная свекла — 1 штука
Способ приготовления и применения:
1.Красную свеклу очистите, вымойте и натрите на мелкой терке. Из полученной кашицы выжмите сок и дайте ему отстояться в течение 2 часов.
2.Полощите горло подогретым соком. Процедуру следует проводить 3-5 раз в день.
Снег своими руками
Астрономический календарь. Март, 2019
Ледяная внучка
Мальчик и колокольчики ландышей
Каргопольская игрушка