Славянские народные сказки-сборник великолепнейших образцов традиционного творчества славянских народов. Народные сказки всегда активны. Им чужд дух покорности, герой нарушает запреты и преодолевает препятствия. В работе анализируется система запретов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 114 КБ |
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА Г.О. САМАРЫ
«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. ИНТЕЛЛЕКТ»
Секция
«Гуманитарная»
«Сказка - ложь, а в ней - намек …»
(анализ системы запретов в славянских сказках)
Автор: Иванов Денис
Ученик 6 класса
МБОУ СОШ №10 «Успех»
Руководители:
учитель русского языка и литературы
Григорьева В.А.
Самара, 2013
Содержание
1.
Введение 3
2. Основная часть.
2.1. Понятие запретов, предостережений (табу) в фольклоре 6
2.2. Запреты и предостережения в славянских народных сказках. 9
2.3. Лексика для оформления запретов в сказках
2.4. Результаты исследования по теме работы среди учащихся 6 классов и их родителей…………………………………………………………………………15
3. Заключение ……………………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В фольклоре народов всего мира сказки являются самым удивительным созданием. Их начало затерялось во мраке первобытных времен, достоверная письменная история уже застала сказку у всех народов на стадии полного развития поэтического вымысла.
Славянские сказки – это сказки русского, украинского, польского, белорусского, сербского, чешского, болгарского, словацкого и хорватского народов. Фольклор этих народов, и в частности, сказки имеет много общего. «Общей религией славян в древности было язычество, обожествлявшее силы природы (солнце, гром, молнию). Славяне верили в существование духов, которые охраняли жилища, лес, поля, воды (домовых, леших, полевых, водяных). Язычество вызвало в творчестве славян поэтические образы бабы-яги, вилы, русалки, которые могли помогать или вредить людям. Важное место в славянском фольклоре занимает образ змея, которого древние славяне могли видеть в природных явлениях (молния, вихрь, огонь, смерч), небесных телах (кометы, метеоры) и который нашел поэтическое переосмысление в мифологических песнях, сказках, героическом эпосе . Активные связи славянских народов приводили также к переходу от одного народы к другому произведений фольклора, сюжетов, мотивов, поэтических приемов, что способствовало общности и сходству фольклора славян» [3].
Славянские народные сказки— это сборник великолепнейших образцов традиционного творчества славянских народов. Как и любые истинно народные произведения искусства, фольклорные сказки показывают самую суть народа, открывают его душу.
Народные сказки – всегда активны. Им чужд дух покорности перед обстоятельствами, подчинение злым силам или грозным стихиям. Сказочный герой неизменно вступает в единоборство со злом, ничего не прощая своим врагам. Людоеду или Змею Горынычу он отрубит все головы, сколько бы их ни было, злого царя казнит, жадного купца накажет.
Но сказка никогда не ограничивается только порицанием. Сила фольклора в том, что он всегда показывает, как надо жить: посеешь добро – пожнешь счастье!
В фольклоре народов мира сказки являются самым удивительным созданием. Их начало затерялось во мраке первобытных времен. Достоверная писаная история уже застала сказку у всех народов в стадии полного развития поэтического вымысла. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней письменности индийцев, египтян, китайцев. Сказке было тесно в манускриптах, ее настоящая жизнь была в устах народа, в нескованном творчестве рассказчиков. Но и творчество сказочников держится своих правил.
Не всякая выдумка становилась сказкой. По традиции от поколений к поколениям передавалось только то, что заключало важное для людей. Сказочники выражали мудрость своих народов, их стремления и мечты, а также запреты и предостережения.
Воспитатели, родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, учителя и классные руководители постоянно запрещают нам что-нибудь делать. Запрещающие слова звучат для нас как в мягкой, так и в строгой форме. Запретов очень много и в реальной жизни, и в сказках. Сказочные события уносят нас на острова фантазии, где неизбежна встреча с добром и злом, бедностью и богатством, любовью и ненавистью, жизнью и смертью. А еще в фантастических произведениях часто встречаются и запрет, и его нарушение. Нас это очень заинтересовало.
У нас появилась гипотеза: все народные сказки и славянские и западноевропейские имеют схожее сюжетное построение, и в частности: имеют запреты и нарушение запретов, что является завязкой сюжета.
Цель данной работы: анализ системы табу и запретов в славянских народных сказках. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
В заключении, необходимо определить, следовать ли сказочным предостережениям в современной жизни или нет? Устарели ли все запреты?
Прежде чем говорить о системе запретов и предостережений (табу) в народных славянских сказках, необходимо разобраться, что же из себя представляет понятие «запрет». «Краткий толковый словарь русского языка» дает следующее определение: запрет – это «непозволение делать что-нибудь, пользоваться чем-нибудь»[2]. Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книжное), воспрещение (официальное)»[12].Словарь синонимов Н.Абрамова определяет запрет как «категорическое указание, распоряжение не делать чего либо»[11].
В «Словаре живого великорусского языка В.Даля», запрещать-« запретить что кому, не позволять, не разрешать, не допускать, зарекать, воспрещать, возбранять, заказывать, заповедывать; налагать запрет, заказ. Запрещенный плод сладок, налагать или давать завет, обет; взять твердое намеренье. Она себе запретила идти на богомолье, да вот все и твердит тебе одно. Запрещаться, быть запрещаем. Наложить на именье запрещенье, запрет, запретить продажу, дар и залог». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой запрет синонимичен запрещению. Наиболее полно значение слова запрет выражает словарь синонимов Н.Абрамова, отражая категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов.
Табу – это категорические запреты на какие-либо действия, совершаемые людьми. Нарушение этих запретов должно неминуемо повлечь за собой соответствующие санкции. Табу могли возникнуть и сформироваться на религиозной, магической и социальной почве в период первобытного общества. В то время запреты регламентировали и регулировали жизнь семьи, рода, племени и других социальных групп, а также индивидуума, охватывали разные стороны жизни и могли распространяться на слова – запрет произносить какие-либо слова, имена людей, богов, названия животных; людей – женщин, правителей, воинов, детей; тело человека; сексуальные и брачные отношения; поведение – обнаженные лица, выход из дома; пищу и питье; предметы и их символы - оружие, амулеты, землю; посещение каких-либо мест и многое другое. В фольклоре запрет чаще всего исходит от старшего поколения (отец, мать) или мужа: “В этот чулан не моги заглядывать”. “Береги братца, не ходи со двора”. “Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи”. “Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема” и пр.
Нарушение запрета влекло за собой кару сверхъестественных сил: «Запрет "не покидать высока терема" неизменно нарушается. Никакие замки, никакие запоры, ни башни, ни подвалы — ничто не помогает. Немедленно после этого наступает беда»[5]. Это могло быть похищение, болезнь, смерть, различные санкции со стороны сообщества и его лидеров, членов семьи и многое другое.
В первобытную эпоху запрет чаще всего выступали в качестве средства социального контроля и управления, но в процессе исторического развития табу трансформировалось и вошла в виде различных человеческих ценностей, норм и морали в религию, право и социальную жизнь людей. К примеру, до сих пор существует «правило» о том, что здороваться за руку или передавать что-либо через порог нельзя. Этот запрет, доживший до наших дней, основан на вере славян в то, что порог – есть граница между мирами: «своим» и «чужим» и пересечение этой границы таило в себе серьезные опасности, а кроме того, могло не понравится хранителю домашнего мира – домовому. Запрет на пересечение границ существовал и у других народов. Ромул, основатель Рима, убил своего брата за то, что тот посмел перепрыгнуть через ров, отмечающий границу будущего города. Особое отношение к границе было у викингов: они хоронили преступников в полосе прилива, т.е. в месте, которое не принадлежало ни суше, ни морю – на границе.
Запреты имелись и в старейшей книге «Библии»: не кради, не лги, не обижай ближнего, не имей злобы. Чему они учат? Правилам поведения в обществе.
Замечательный ученый Владимир Яковлевич Пропп, проанализировав волшебные сказки, выявил, что в их сюжетах часто встречаются запреты, обращенные к герою, нарушения запрета, вред, вызванный нарушением, и конечно же, с помощью волшебных сил, герой выходит победителем.
Таким образом, филолог пришел к выводу, что условно сказка может состоять из 31 части, по которым каждую сказку можно подвергать анализу. Другой исследователь, Д. Родари, произвольно свел сказочные элементы к двадцати составляющим.
Конечно, не во всех сказках присутствуют все выше обозначенные части, последовательность функций может тоже меняться. Возможны какие-то добавления – все зависит от воли автора. Для себя мы выделили 9 частей:
1. Запрет
2. Нарушение
3. Вредительство или исчезновение
4. Трудная задача
5. Встреча с помощником
6. Борьба
7. Сложные испытания
8. Победа
9. Прибытие домой
Нас заинтересовали два сказочных элемента: запрет (запрещение чего-либо) и его нарушение.
Рассматривать систему запретов и предостережений можно начать с самого частого запрета:
Иногда детей не только просят не выходить, но и запирают, прячут в подземелье или высокой башне. Это звучат отголоски народной памяти, когда к детям царей и к самим царям применялся комплекс мер по их изоляции. Дж. Фрезер в книге «Золотая ветвь» подробно описывает сложную систему табу, окружающую жрецов, царей и их детей. Каждое их движение было жестко регламентировано целым кодексом, одним из правил которого было – никогда не покидать дворца.
Сказка здесь отражает историческую действительность.
В начале русской народной сказки «Гуси-лебеди» идёт запрет или запрещение. Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. «Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора». Девочка нарушает запрет: «Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась». Мальчика похищают гуси-лебеди, и сестре приходится приложить немало усилий, чтобы его спасти.
В конце сказки можно предположить, что Аленушка станет более ответственной и заботливой сестрой.
Таким образом, в приведенных сказках нарушение запрета является, в конечном итоге, благом.
У славян существовало так называемое «языковое табу» - запрет на произнесение некоторых «опасных» слов, их заменяли иносказаниями («умер» - «ушел», «кладбище» - «погост»), а немота сопровождала различные ритуальные действия, к примеру, если дровосек вынужден был срубить «злое» дерево (осину, например), он должен был некоторое время провести в молчании. Молчание сопровождало процессы инициации, перехода из одного состояния в другое.
Запрет «не пей» звучит в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: не пей водицы, козленочком станешь. В этой сказке запрет был нарушен. Также как и в чешской сказке «Златовласка»-запрет съесть хоть один кусок рыбы.
В сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» нарушается запрет животного (волка): волк запрещает Ивану трогать золотую клетку и не брать золотую узду, «а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!». Так и происходит. Чтобы искупить свою вину Ивану приходится снова и снова решать все более сложные задачи.
Запреты обычно сопровождаются угрозами герою: закопан в яму, казнен и так далее.
Но, тем не менее, чаще всего запрет нарушается, что становится своеобразным катализатором действия. Герою приходится исправлять плоды своего непослушания, выполнять задания, отправляться на поиски и т.д. Чаще всего, после долгих приключений, его ждет заслуженная награда за доблесть.
Таким образом, с одной стороны запрет влечет за собой немедленную расплату, а с другой – нарушение запрета – это своеобразная инициация, проверка «на прочность» героя. И по сказочному сюжету выходит, что запрет иногда надо нарушать, надо забывать про разум и логику. Главное – вовремя остановиться, признать своё бессилие, ошибки, свою вину и не бояться обратиться за помощью. Путь к успеху и процветанию труден.
Но иногда запреты заменяются предостережениями: «Ждите терпеливо, пока солнце взойдет.» (Словацкая сказка «Свадьба в Ситне») или даже советами: «Лишнего не бери, знай, что многих храбрецов жадность погубила». (Словацкая сказка «Козья скала над Оравой-рекой»).[7]
Сводная таблица запретов в сказках
Название славянской сказки | Запреты, предостережения |
«Гуси – лебеди» «Мудрая девушка» | Одинаковый запрет, выраженный фактически одними и теми же словами « Не уходи из дому». Или запрет на любое действие: «Смотри ни с кем не целуйся». |
«Иван – царевич и Василиса премудрая» «Царь Троян-Козлиные уши» | Запрет рассказывать какую-либо информацию или просто произносить слова. |
«Волшебное кольцо», «Царівна Несміяна», «Чарівне дзеркало» | Не использовать какой-либо предмет до определенного времени (т.е. фактически приказ сделать это, когда будет нужно) |
«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Крошечка-Хаврошечка», «Златовласка» | Запрет принимать пищу до тех пор, пока задание не будет выполнено. В русской, чешской сказке оно нарушается. В сказке «Крошечка-Хаврошечка» запрет на еду не нарушен и за послушание дается награда. |
Славянские сказки отличаются своим построением. Они часто начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…» - и заканчиваются словами: «Стали жить да поживать, да добра наживать», «Устроили пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». «В некотором царстве…» - это характерная для сказки инициативная формула, показывающая местонахождение героя. Еще одной исконно русской чертой является употребление повторения одного и того же глагола, чтобы показать длительность пути героя:
- «Бежала, бежала…» («Гуси-лебеди»)
- «Дурень шел-шел…» («Летучий корабль»).
Возможен другой, усложненный вариант, когда глагол, обозначающий действие распространяется указанием на место и длительность процесса. Такая формула, как правило, троекратно повторяется:
- «Едет далёком-далеко, день коротается, к ночи подвигается», («Кощей Бессмертный»);
- «День шел, другой шел, на рассвете третьего дня видит…», («Марья Моревна»);
- «Долго шел он не пивши, не евши», («Марья Моревна»)
Повторение, обычно троекратное – является характерной особенностью в развитии действия сказок. Так, в сказке «Царевна-лягушка» царь трижды отдаёт приказания жёнам царевичей, Баба-Яга в украинской сказке «Терешечка» трижды повторяет «Покатаюся, поваляюся, терешечкиного мяса поевши», трижды спрашивают медведи в английской сказке «Кто сидел на моем стуле/ Ел из моей миски/ Спал в моей кровати?». Лексические повторы, как правило, симметричны.
Язык сказок простой, понятный, образный. Здесь много таких характерных выражений, как «добрый молодец», «красная девица», «мамки-няньки», «утро вечера мудреней»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «долго ли, коротко ли» и др. Последнее выражение – присуще исключительно славянским сказкам и больше нигде не встречаются.
Но даже запреты в славянских сказках имеют тройственность. Запреты от резкого переходят к рекомендациям. Например, в украинской сказке «Покатигорошек»: «Домой возвращайтесь. А пойдете - не бывать вам в живых!»
В основном, запреты выражаются глаголами в императиве: не ешь, не пей, не трогай, не ходи. За запретами следуют условные предложения. «Если вы что-то сделаете (или не сделаете), то случится то-то…» . «Запоминай, доченька, всё в точности сделай, как я тебе говорю, а не то пропадёт волшебная сила у зелья». («Молчун-зелье» - украинская сказка).
Особую роль в тексте сказки и запретах играют гиперболы. Преувеличение – основа любой сказки. Оно помогает стирать грань между сказкой и реальностью. Чаще всего гиперболизируется сила и ловкость главного героя (это особенно характерно для украинских сказок, где главный герой наделяется небывалой физической мощью): «пальцем подымет пуд». Преувеличивается красота главной героини, богатство царских палат и бедность деревенской избушки, быстрота передвижения в пространстве (это связано с тем, что пространственные границы в сказки отсутствуют). Преувеличивается и результат нарушения запрета. (Обещание содрать кожу или живым закопать в землю).
Все это в сказках служит для усиления выразительности речи сказочника, усиления изобразительного, оценочного и эмоционально – экспрессивного значения, создания большей образности.
2.4. Результаты исследования по теме работы среди учащихся 6 классов и их родителей.
Мы решили проверить знания учащимися славянских сказок методом диагностики. Существует множество методов диагностики, т.е. наблюдение, беседа, метод анализа документов, тестирование, анкетирование. С целью выявления знаний учащихся по вопросу запретов в жизни и сказках нами было проведено анкетирование. Анкетирование – это целенаправленная подборка вопросов в письменном виде. Были опрошены 60 учащихся и 40 родителей. В анкете были следующие вопросы:
Результаты представлены нами на слайдах презентации.
По традиции из поколения в поколение передается то, что важно для людей. Сказочники передавали мудрость своих народов, их мечты и стремления. Отсюда происходит своеобразие и неповторимость сказок у каждого народа. Но все люди всегда работали, строили жилища, чтобы укрыться от холода и дождя, борются с теми, кто нарушает их покой, любят и растят детей, передают им свои знания, мечтают о лучшей доле.
В сказках настойчиво повторяются нравственно – этические понятия, выраженные сказками. Они воссоздают народный кодекс понятий о чести и достоинстве людей в сочетании с передачей древних историй первобытной эпохи.
Рассмотренные в данной работе запреты и предостережения выражают многовековую мудрость народов – сказочников. Конечно, в современном мире нелепо было бы соблюдать все запреты, которые требует соблюдать народная сказка. Однако, сказка – это повод задуматься. Ведь нарушение запрета, ответственное отношение к своим поступкам и к последующему наказанию развивает в «нарушителях» положительные качества, помогает им посмотреть на себя со стороны и стать благороднее и честнее.
Если бы запрет не был нарушен, то герои сказок Иван-царевич и стрелец-молодец не женились на прекрасных царевнах, а дочка не обнаружила бы и не исправила бы свои отрицательные качества характера. Послушная, заботливая сиротка в сказке “ Крошечка-Хаврошечка”, выполнив запрет-просьбу, получила награду.
Если рассматривать обобщенный сюжетный смысл, то становится очевидным, что мифические и сказочные персонажи сталкивались с теми же проблемами, с какими приходится сталкиваться и нам в современной жизни:
Жизненные соблазны - и пение сирен;
Ахилесова пята и слабое место в характере каждого человека;
Камень на распутье – и проблема выбора.
Начинается волшебная сказка простыми словами, не предвещающими никакой опасности событиями, описаниями, и все это ради того, чтобы Вы почувствовали себя в полной безопасности, настроились на волшебный лад и восприятие чудес. Но вот появляется запрет и вместе с ним - ощущение приближающейся беды (самый распространенный - не выходить из дома во время отсутствия старших). Бывает так, что царь не выпускает дочку погулять, а дочка, бедная, сидит годами в башне и томится: света белого не видит, людей не видит, солнышку показаться нельзя. Реже в сказках детей, чтобы сберечь от сглазу, заключают в подземелье. Ещё в некоторых сказках запрещается прикасаться к земле, есть любую пищу, стричь волосы.
Затем в сказках обязательно происходит нарушение какого-либо запрета.
В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать.
Чтобы добиться желаемой цели в конце сказки, главный герой обязательно проходит через запреты и их нарушения. Запреты в сказках часто накладываются или родителями или другими значимыми персонажами.
Сказка словно нашептывает ребенку: «Не страшно, что тебе что-то запрещается. Будь героем – не бойся нарушать запреты.» Отсюда, очевидно, закрепившееся в народе выражение: «Запретный плод сладок».
В учебе, в спорте, в отдыхе и в жизни нужно учиться принимать ограничения и запреты. Особенно внимательным нужно быть к запретам-предостережениям. А если в нас живет риск, дерзость, если нам нравится преодолевать препятствия, хотим познать себя, мечтаем изменить себя, то…
Но всегда дети и взрослые должны приветствовать запреты, несущие мир и созидание, а разрушительные – отвергать. Разумные запреты полезны для всех. Ведь это – правила поведения.
Интересно отношение к запретам моих современников. Родители ограничивают, в основном, в сладостях, в работе за компьютером, в просмотре телепередач, а также запрещают своим детям употреблять никотин, наркотики и алкоголь. Среди популярных запретов необходимо выделить соблюдение Правил Дорожного Движения, Правил Пожарной Безопасности, соблюдение режима дня и режима питания, а некоторые дети отметили, что их родители не ограничивают их свободу.
В большинстве сказок герой неоднократно нарушает запрет, что не всегда приводит к отрицательным последствиям. Ответственное отношение к своим поступкам и к последующему наказанию развивает в «нарушителях» положительные качества, помогает им посмотреть на себя со стороны и стать благороднее и честнее.
Возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет положительные последствия?
В жизни нарушение запретов и предостережений, - далеко не всегда ведет к благополучному концу. Выбор, нарушить или нет, необходимо сделать нам самим.
Прислушиваясь к советам мудрых и старших, мы можем избежать многих трудностей, учиться на чужих ошибках и достичь счастья, избежав многих трудностей и препятствий. А как поступить – решать вам!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
15.Электронный ресурс – [Режим доступа] - http://www.history.vuzlib.org/book_o024_page_5.html
16.Электронный ресурс–[Режим доступа] - http://www.metodolog.ru/node/1406
17.Славянские сказки. Электронный ресурс http://www.planetaskazok.ru/slavyanskieskz
Снеговик
А теперь — мультфильм
Ёжикина Радость
Весёлые польки для детей
Сказка об осеннем ветре