проект
Вложение | Размер |
---|---|
initsiativa_molodykh.doc | 36.56 КБ |
Содержание
Введение.
Глава 1. Основные термины и их определения.
Глава 2. Конфликт и преемственность поколений
1.Позитивные изменения
2.Формы досуга в динамике
Глава 3. Досуг как форма реализации свободы выбора.
1. Проблема выбора
2. Эффективное средство самовыражения
Заключение.
Введение. 1
Легко ли быть подростком? Я считаю, что во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых проблем. Но, в то же время это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.
И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.
Можно проводить свой досуг “просиживая штаны” дома, перед телевизором или компьютером, или занимаясь ещё каким-то же интересным для вас делом, и это тоже будет ваш своеобразный путь к познанию окружающего мира и осознанию своего места в нём.
Но, мне кажется, что чтобы этот процесс проходил более эффективно, разнообразно и интересно для человека к процессу организации досуга подростков и молодёжи следует подойти творчески.
Проживая сейчас такую непростую, прекрасную и неповторимую пору, я, как и все, непосредственно столкнулся с проблемами выбора жизненных ценностей, своего места в окружающем мире, способов познания этого удивительного мира. Поэтому тема данной работы является для меня наиболее актуальной, своевременной и интересной.
Глава 1. Основные термины и их определения. 2
Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
Свободное время – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества), за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную, творческую (в том числе общественную) деятельность; учёбу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т.д.), спорт и т. п.; любительские занятия; занятия, игры с детьми; общение с другими людьми.
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Современные возрастные границы от14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
Разумеется, творчество ни в коей мере не сводимо лишь к созданию нового, но, тем не менее, новообразование — один из основных моментов в творчестве, это его "необходимый, но недостаточный" элемент. Как бы не рассматривалось творчество: как продукт, как процесс или как особенное состояние субъекта, в творчестве всегда присутствует элемент новизны. Новообразование — это событие, обозначающее, что происходящее не обязательно должно происходить, в нем реализуется некоторая из бесчисленных "возможностей" изменения; само существование такой
3
"возможности" не очевидно и не предполагаемо до тех пор, пока она не реализована.
В действительности, человек не "генерирует" творческие идеи: идеи, появляющиеся в процессе его деятельности, могут стать творческими; никакая деятельность и никакое новообразование a priori не являются творческими.
Момент творчества ниоткуда не выводим и не предсказуем, он не является звеном в цепи детерминирующих причин и следствий. Феноменальность творчества связана с необратимостью и уникальностью случайности.
Глава 2. Конфликт и преемственность поколений.
Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоборствующими тенденциями, полна противоречий. Общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в известном смысле представляет будущее страны, а поэтому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально-психологический климат в данном обществе.
Я хочу сказать, что молодёжь – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим.
Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа – поколение, но проблема преемственности постоянно вставала в обществе.
Как социально-демографическая группа молодёжь в любом случае зависима от социально-экономических и политических отношений, лежащих в основании общества. Опосредованно молодёжь несёт в себе все противоречия, присущие обществу в целом.
Во второй половине ХХ столетия возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась на молодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку,
4
танцевали одни и те же танцы и т. д., то теперь всё изменилось. Серьёзные отличия появились у “отцов” и “детей” и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, а нередко и в образе жизни в целом. *
Позитивные изменения. За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. За последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации как интернет, растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. В среднем каждый второй молодой россиянин в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации – интерес к этим формам заполнения досуга за последние годы тоже постепенно повышается. В целом можно сказать, что российская молодежь почти полностью овладела компьютерной грамотностью (во многом благодаря урокам информатики в средней школе) и готова применять свои знания на практике, причем не только в игровых, но и в учебных целях. Всего 8 % опрошенных молодых россиян заявили, что они не владеют компьютером (для сравнения – среди поколения «отцов» 28 %, а если говорить про ситуацию десятилетней давности – то и все 55%).Молодые респонденты, прямо заявляющие, что для
работы им компьютер не нужен, в половине случаев им пользуются либо дома, либо у друзей. Явно они это делают в целях обогащения и разнообразия собственного досуга. К тому же и каждый третий взрослый заявляет, что пользуется компьютером время от времени, хотя либо уже не
_________________________________________________________________
*см. приложение
5
работает (что чаще всего), либо его работа не требует компьютерных навыков. Таким образом, новые информационные технологии (спутниковое и кабельное телевидение, а для наиболее продвинутых и Интернет) «сделали свое дело» – люди перестали комплексовать по поводу того, что они чего-то не увидят, не услышат или не прочитают, поскольку все само приходит к ним в дом через новые средства массовой телекоммуникации. И это еще одна характерная черта новых способов активности. Кстати сказать, проблема массового потребления культурных ценностей и унификации способов проведения свободного времени – это не только проблема России, поскольку весь мир живет в эпоху глобальных изменений, где новые технологии диктуют свои правила игры.
К тому же молодежь по-прежнему активно смотрит все более разнообразные телевизионные программы (телевидение, как и в традиционные времена, один из самых предпочтительных способов заполнения свободного времени, а в последние годы его популярность у молодого поколения даже несколько возросла). Что смотрит молодежь (а заодно и их родители), будучи привержены тому или иному виду досуга? **
Как видим, далеко не вся молодежь забывает о своих культурных или исторических корнях, а та ее часть, которая отличается социальной активностью, вполне интеллектуальна и избирательна в своих предпочтениях (здесь высок интерес к шедеврам высокого кино, а по пристрастиям к зарубежной киноклассике они даже опережают своих более старших сограждан). Ничуть не меньше остальных их интересуют передачи научно-популярного жанра, программы о мире, в котором мы живем, они постоянно хотят быть в курсе новых событий и отсюда их интерес к информационному вещанию. К сожалению, не слишком велик интерес (впрочем, у всего населения) к российской культуре, однако ее возрождение – дело будущего.
__________________________________________________________________** см. приложение
6
Формы молодежного досуга в динамике, если рассмотреть их, то важно отметить, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняют свою значимость и сегодня.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что главным фактором, определяющим специфику и качество свободного времени населения России в целом, является направленность его досуговой активности.
В зависимости от того, проводит человек свое свободное время дома или вне его, может ли позволить себе заплатить за собственный отдых и развлечения или довольствуется тем, что общедоступно, занимается дома ничегонеделанием («просто отдыхаю») или увлечен поиском новой информации – и будет зависеть тип избираемого им досуга. Однако очевидно, что изменения досуговых практик, происходящие за последние годы, проходят с разной степенью интенсивности для разных социальных групп, и что хотелось бы особо подчеркнуть, для разных возрастных категорий. Проблема досуга – это не только проблема возможностей, вкусов или распространенных тенденций, но еще и проблема выбора, а также собственных традиций, запросов и индивидуальных предпочтений. Я считаю, что активный досуг, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, общественной или иной значимой деятельности. Одних увеселительных мероприятий для этого явно недостаточно.
Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ресторанов, кафе и т. п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую
7
полноту. Поэтому «активный» внедомашний тип досуга наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен для молодежи. Таковы мои наблюдения. Очень жаль, что наша сельская молодежь имеет в этом плане меньше возможностей, чем городская. Но, эта ситуация может измениться, если сельская молодежь будет более активна.
3 Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи.
Юность – период проб и ошибок, период выбора. Каждый из нас вправе выбирать из всего многообразия моральных, политических, эстетических и других ценностей. Это многообразие огромно: множество духовных культур, накопленных человечеством, даёт каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, соответствующих вкусам, способностям, условиям жизни.
Сегодняшнее время в России делает такой выбор довольно сложным. С одной стороны несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин оторваны от истоков своей культуры. С другой стороны молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы. ***
Проблема выбора состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием продуктов материального и духовного производства. Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью выбора. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры,
__________________________________________________________________
*** см. прим.
8 жаргон, специфические увлечения молодых.
В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества.
Однако, я думаю, что сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может только сохраняя свою личность.
Быть личностью – значит сохранить способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять своё неповторимое “Я”.
Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции.
Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, ас другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье.
Я считаю, что молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации.
Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, - умение принимать решение и руководить, организовывать.
Это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Эффективное средство самовыражения. Так каким же должен быть досуг молодого человека, чтобы он стал наиболее эффективным средством самовыражения? Нам кажется, что свой досуг надо, прежде всего,
9
разнообразить. Наверное, у многих молодых людей есть любимое дело, то, чем больше всего любит и умеет заниматься в свободное время. В этом случае ему естественно надо продолжать осваивать своё любимое дело, углублять знания в интересующей области. Со временем он наверняка сможет достичь неплохих результатов в этой области, не говоря уже о том, что он просто будет получать удовольствие, занимаясь любимым делом.
Но, по моему мнению, и мнению многих моих сверстников, не следует замыкаться только на одном деле. Ведь нас окружает столько интересного и необыкновенного, и отгораживаться от всего этого многообразия одним, пусть любимым, делом просто нерационально.
Если же молодой человек среди всего этого изобилия ещё не выбрал самое привлекательное для себя занятие, ему непременно стоит внимательно присмотреться к окружающему миру, подключив свою фантазию. Быть может, посмотрев на мир немного под другим углом зрения, он увидит как в нём много прекрасного и удивительного. Удивительна природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди с присущими им душевными качествами и чувствами. Удивителен и неповторим мир искусства, спорта. Осознав это, ему, наверное, захочется как можно больше постичь и узнать.
Я думаю, что большому счёту, чтобы попробовать выбрать себе занятие по душе, или просто узнать что-то новое не нужно прилагать много усилий. Сейчас у нас есть столько возможностей, и все они буквально под рукой.
Например, музыка. Она занимает существенное место в жизни каждого человека. Она может быть любой, главное, чтобы она была талантливой, доходила до сердца, трогала душу. The Beatles, неповторимое песенное искусство этого ансамбля доступно всем поколениям. Удивительно, но факт – тексты песен The Beatles изучаются в английских школах на уроках литературы и словесности. Самого ансамбля The Beatles уже нет, он распался, нет в живых и одного из музыкантов – Джона Леннона. Но осталась замечательная сила таланта ливерпульских музыкантов, способная
10
дарить самые светлые чувства любому человеку. Может быть и в наших школах когда-нибудь будут изучать стихи Игоря Талькова, Владимира Высоцского, Александра Дольского, Виктора Цоя. Или обратимся к живописи. Для тех, кто хочет по-настоящему почувствовать силу этого жанра следует посетить музей. Но, если вы не находите интересным рассматривать картины, не стоит делать вывод, что живопись – это не для вас.
А что, если просто взять в руки краски и кисть и попробовать нарисовать что-нибудь. Пусть вы не нарисуете выдающегося шедевра современности, этот рисунок может стать выражением ваших чувств, способом расслабиться и отрешиться от жизненой суеты. Главное – не ограничивать область своих интересов. Нам кажется, в каждой виде искусства можно найти что-то интересное для себя.
Наверное, каждый любит просто посмотреть добротный фильм. Пусть это будет раскрученный блокбастер с участием суперзвезды, полицейский детектив, фильм ужасов, захватывающий триллер, жестокий боевик, сумасшедшая комедия или мелодрама - из каждого качественного фильма можно вынести для себя что-то полезное. Это может быть просто набор определённых фактов, различные эмоции (ужас, радость, печаль, негодование, непонимание), а могут быть и глубокие размышления, переворачивающие вашу точку зрения, меняющие мировоззрение. Но и здесь не стоит ограничиваться вашим любимым жанром в кино или фильмами с вашим любимым актёром. Ведь очень интересно посмотреть иногда не самый кассовый и популярный фильм, а, например, новое европейское авангардное кино, старые фильмы с участием Мэрилин Монро или Чарли Чаплина или классический вестерн. ****
На мой взгляд, интересным и очень популярным способом проведения
досуга среди молодёжи являются боевые искусства Востока. В них
__________________________________________________________________
**** см. прим.
11
скоцентрированы внешняя красота и эстетика движений; ориентация на здоровый образ жизни и ценность долголетия; связь боевых искусств с другими искусствами; ритуальность; медитативность; возможность научиться защищаться физически и психологически; физическое и духовное совершенствование; стремление к подражанию природе, к единению с ней. В связи с нестабильной ситуацией в сегодняшней России у многих людей (особенно молодых) появляется чувство социального дискомфорта. Увлечение боевыми искусствами Востока может помочь в решении этой проблемы. А если человека отличает интерес ко всему необычному , особая пластичность взглядов, боевые искусства Востока могут стать для него наилучшим способов самовыражения. Исследование данного интереса молодежи проводилось в 1997-1998 гг. в рамках диссертационной работы с помощью анкетирования. При выявлении ценностных ориентаций молодежи, вовлеченной в занятия боевыми искусствами, обнаружилось, что существенными для нее являются : развитие, здоровье и жизненная мудрость. На наш взгляд эти позиции для современного молодого человека являются особенно значимыми.
Все эти способы проведения досуга становятся всё более доступными сегодня. Но, чтобы расслабиться и отрешиться от суеты повседневности, можно просто прогуляться по лесу, послушать пение птиц, подышать лесным воздухом. Лес как животворящая сила даёт нам хорошее настроение, помогает расслабиться. Это нужно и детям и взрослым, и молодым и пожилым.
Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени.
________________________________________________________________
***** см. прим.
Заключение. 12
Я могу ещё очень долго приводить примеры полезного, занимательного и интересного проведения досуга в нашей школе, моем классе, моей дружеской компании. Главное, чтобы это могло заинтересовать моих сверстников, отвлечь их от безделья, оградить от необдуманных поступков.
И моя работа, разумеется, не претендует на обзорный характер столь многопланового пласта, как досуг. Я лишь пытался расставить поставить некоторые акценты в проблематике свободного времени и досуга с точки зрения интересов молодежи. Ведь нельзя же ожидать, что будут полностью совпадать интересы тинэйджеров и людей, перешагнувших 25-30 летний рубеж. Различные финансовые возможности тоже приводят к различию интересов. Разумеется, приведенные группы условны, и границы между ними размыты. Но едино стремление всех молодых людей организовать свой досуг в соответствии с имеющимися интересами. Как это сделать оптимально с точки зрения наличия свободного времени, максимальной пользы для здоровья и становления личности, финансовых возможностей индивидуума? Ответы на эти вопросы каждый старается найти сам. Отсутствие интересов, наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии, в первую очередь приводят к наркомании и правонарушениям, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.
Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Но, все-таки наиболее эффективно, по моему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.
Список литературы.
1. В.А.Бобахо Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры // Вестник Московского университета. - 2004.-№2.- С.35-45.
2. С.И.Левикова Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. – 2006.-№3.- С.56-61.
3. А.А.Тимаков Молодое поколение.-М., 2005. - С.12-23.
4. Дубинина И.Н. Изменчивость творчества в сознании исследователей // Метаморфозы сознания (Сборник научных статей). Екатеринбург, 1999. - С. 61-78.
«Политика вокруг нас»
Секция: Социология
Молодежный досуг
Работа учащегося 10 класса МБОУ-сош с. Садовка
Павлова Алексея, 16 лет
адрес: 412637, Саратовская обл., Балтайский район,
с. Садовка, ул. СДСК д.2/1, тел: 89878089357
адрес МБОУ-сош с.Садовка 412637,
Саратовская обл., Балтайский район, с. Садовка
ул. Центральная 34, тел: 88459225721
Руководитель работы: учитель истории Баринова Т.А.
2013 г.
Развешиваем детские рисунки дома
Воздух - музыкант
Рисуем лошадь акварелью
Как нарисовать небо акварелью
Рисуем ананас акварелью