Реферативная работа с элементами исследовательской деятельности, выполненная совместно с преподавателем математики Зиновьевой Т.Г. Эта работа участвует во Всероссийском конкурсе "Новый горизонт".
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.rabota.docx | 40.03 КБ |
Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 83 г.о. Самара
Полный адрес: г. Самара, ул. Краснодонская, д.20.
Реферативная работа:
«Задачи с экологическим содержанием по математике в 5 классе»
Автор: Гаврильцо Семен,
5 класс
Руководитель: Зиновьева Татьяна
Галактионовна,
учитель математики.
2013-2014 учебный год
Оглавление
1.Введение___________________________________________________3
2.Основная часть______________________________________________3
3.Заключение_________________________________________________5
4.Литература__________________________________________________6
5.Приложение 1 «Задачи с экологическим содержанием»____________7
6.Приложение 2 «Темы проектов с экологическим содержанием»_____13
Введение
В настоящее время человек становится все более могущественным. Он с уверенностью постигает законы природы. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но этот процесс может принести не только положительные результаты. Человек может нанести природе невосполнимый ущерб: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов все чаще появляется губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов, с каждым годом все больше и больше животных и растений заносится в «Красную книгу». Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает проблема бережного отношения к природе, нравственная сторона отношения человека к природе.
Особое место в экологическом образовании занимает школа. Это связано, прежде всего, с тем, что именно в школе дети начинают подробно изучать природные явления, животных, их среду обитания, а также начинают понимать какая угроза может возникнуть для всего живого на Земле, если человек будет бездумно и неэкономно использовать дары природы, наносить ущерб природе. Ведь природе отводится особая роль в формировании личности любого человека, потому что природа окружает человека с первых дней жизни: она даёт массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления и вообще дает возможность существовать на Земле. Как же можно не только на уроках биологии, географии, литературы, но и на уроках математики вносить вклад в формирование экологического сознания школьника, воспитывать бережное отношение к природе?
Основная часть
Половина учебного времени на уроках математики используется для решения задач. Решая математическую задачу, школьники знакомятся с новой ситуацией, с применением математической теории к её решению, познают новый метод решения или новые теоретические разделы математики. Если математические задачи будут интересны, практически значима для школьника, то и решать их он будет с большим интересом и активностью. В этом плане на помощь могут прийти задачи с экологическим содержанием. На уроках математики мы учимся давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Тематика задач с экологическим содержанием может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач по проблемам природопользования. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств.
Я учусь в 5 классе по учебнику «Математика-5» авторов Н.Я.Виленкина и др. Мне очень интересны задачи с экологическим содержанием. Я исследовал весь учебник, и определил наиболее благоприятные темы в 5 классе для использования таких задач: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», «Текстовые задачи», «Площади», «Диаграммы», «Задачи на составление уравнений», «Объемы».
Некоторые задачи несут в себе информацию, полезную для любого школьника. Например:
Такие задачи заставляют задуматься не только над решением, но и над полученной информацией, и хочется сделать соответствующие выводы по проблемам окружающей нас среды.
Кроме этого можно создавать и проекты на экологическую тему. Они будут интересны и будут повышать активность учащихся в изучении математики. Например, на уроках математики мы выполняли проект по вычислению расхода бумаги на все бумажные учебные принадлежности пятиклассников (тетради, учебники, альбомы и т.д.), которые использовались нашим классом в течение первой четверти. Согласно нашим расчетам весь класс потратил за этот период в процессе учебы 186 кг бумаги. А так как на изготовление бумаги необходимо вырубать лесные угодья, нужно бережно и экономно относиться к учебникам, тетрадям и книгам вообще.
Мне кажется, что задач экологического содержания в данном учебнике не так уж и много. Мой старший брат учился в 5 классе по другому учебнику: «Математика-5», авт. Э.Р.Нурк. Я исследовал и этот учебник и заметил, что в нем гораздо больше задач экологического содержания. Кроме того, я просмотрел много литературы на эту тему, обращался за помощью и Интернет, и пришел к выводу, что существует очень много задач экологического содержания на различные темы, изучаемые в 5 классе. Я попробовал их классифицировать по основным темам. ( Приложение 1). В «Приложении 2» предлагаются темы проектов и этапы работы над ними.
Заключение
Мне кажется, что собранный материал может пригодиться и учителям и ученикам 5 класса, так как при решении задач с экологическим содержанием у школьников
-повышаются математические, экологические и экономические знания;
-формируются представления о роли математики в решении экологических проблем;
-пробуждается интерес и желание овладевать знаниями;
-происходит дальнейшее развитие общей культуры.
Литература
1.Учебник «Математика-5 класс», Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С. И.Шварцбурд, «Мнемозина», 2013.
2. Учебник «Математика-5 класс», Э.Р.Нурк, «Просвещение».1998г.
3. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г.
4. «Практические занятия по экологии». Д. Зверев, М: «Просвещение».1998г.
5.«Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия развития», 1998г.
6. «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ. А. Жигарев и др. «Дрофа», 2002г.
7. «Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997
9. http://www.krugosvet.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задачи с экологическим содержанием
Натуральные числа.
3. Самая высокая вершина в нашей стране - пик Коммунизма. Его высота 7495м. Округлите это число: 1) до десятков; 2) до сотен; 3) до тысяч.
4. Напишите числами: высота Эльбруса - пять тысяч шестьсот двадцать четыре м, а Казбека – пять тысяч тридцать три м. На сколько метров Казбек ниже Эльбруса?
Текстовые задачи на все действия с натуральными числами.
3. В 2009 году в области посадили 200 берез, 40 дубов, 70 осин, 120 елей. В 2010 – 240 берез, 140 лип, 180 дубов, 143 осины и 220 елей. С 2011 по 2013 год деревьев посадили в 18 раз больше, чем за эти два года. Сколько деревьев посадили в области с 2009 по 2013 год?
4. Одна пчела за день опыляет 1200 цветов. Сколько цветов сможет опылить семья из 100 пчел за 5 дней?
5. В лесу посадили 53 ряда берез по 13 штук в каждом. Сколько берез приживется, если из-за неблагоприятных условий погибнут 30 берез?
6. Школьники 4 дня помогали взрослым сажать деревья. В первый день они посадили на 230 деревьев больше, чем во второй день, и на 150 деревьев больше, чем в третий день. В третий день они посадили на 259 деревьев меньше, чем в четвертый. Сколько деревьев посадили школьники за 4 дня, если в первый день они посадили 650 деревьев?
7. Вокруг школы юннаты посадили 65 кустов шиповника, боярышника в 5 раз меньше, чем шиповника, а сирени в 4 раза больше, чем боярышника. Сколько кустов сирени посадили юннаты?
8. Для предупреждения размыва оврага по одному склону посадили 27 кустарников, а по другому - на 7 кустарников больше. Сколько кустарников посадили по обоим склонам оврага?
9. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 47 видов зверей и птиц. Причем птиц из них - 29 видов. На сколько больше запрещенных видов зверей, чем птиц?
10. За сутки ракушка беззубка очищает 40 л воды. За сколько дней она очистит 200 л воды?
11. Сова съедает за ночь 8 мышей. Сколько она съест мышей за 1 неделю?
12. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц и 5 личинок майского жука. Во сколько раз больше она съедает гусениц, чем личинок?
13. Листья ивы за летний период могут осождать на своей поверхности 35 кг пыли, клена – на 5 кг меньше, ясеня – на 5 кг меньше, чем клена, вяза - на 5 кг меньше, чем ясеня, сирени – на 18 кг меньше, чем вяза, акации – на 1 кг 800 г меньше, чем сирени. Поставьте несколько вопросов к этой задаче и ответьте на них.
14. Производство 1 т бумаги требует 20 т воды, а 1 т хлопчатобумажной ткани – в 3 раза больше. Что мы узнаем, вычислив значения выражений:
20 ∙ 3 – 20; 20 ∙ 2 + 20 ∙ 3 ∙ 2?
15. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?
16. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расставьте карточки с этими значениями в порядке возрастания.
17. Кит - морской гигант, который, как и многие животные, не смог уберечься от преследования человеком. В 1885 году в Охотском море плавало 60 судов, добывая по 35 китов в день. Каков был возможный ежедневный отлов морских гигантов? За неделю? За месяц?
18. Ученые подсчитали, что в Самаре попадает в реки с заводов и фабрик 205.000 т вредных веществ в год, с жилых домов сливается на 35.000 т меньше, чем с заводов, а с автотранспорта в 2 раза меньше, чем с жилых домов. Сколько всего тонн отходов попадает в реки за год?
19.Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
20.Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
21.За час ночной охотник – летучая мышь – может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?
Площади и объемы.
Задачи на дроби и проценты.
Текстовые задачи на все действия с десятичными дробями.
1.Первый завод выделяет в атмосферу 23,4 м3 вредных веществ за сутки, а второй в 3,6 раза больше. Сколько м3 выделяют оба завода за неделю, за месяц, за год?
2.Геологи отправились в экспедицию. 4 часа они шли пешком по труднопроходимому участку. За первый час они прошли 3,3 км, за второй – на 3,2 км больше, за третий – на 0,3 больше, чем в первый. Сколько км прошли геологи за четвертый час, если всего они прошли 15км?
3. В фермерском хозяйстве посеяли зерновые культуры. Овес занимает 3,4га, рожь – в 3 раза больше, чем овес, а пшеница – в 2 раза меньше, чем рожь и овес вместе. Какую площадь занимают в этом хозяйстве зерновые?
4. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители деревни в сутки, в год?
5. В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2при норме 3 мг/м? Во сколько раз превышена норма?
6. За одну минуту взрослый человек делает в среднем 16 вздохов (выдохов), и каждый раз через его легкие проходит примерно 0,5л воздуха. Сколько воздуха проходит через легкие человека за 1 мин? за 1ч? за 1 сутки? Сколько кг весит воздух, проходящий через легкие человека за сутки, если 1л воздуха весит 1,3г? Ответ округлите до единиц.
7. В зависимости от времени года площадь озера Балхаш уменьшается с 22 тыс. кв.км до 17,5 тыс.кв.км. Во сколько раз уменьшится площадь озера Балхаш? Ответ округлите до десятых.
Отношения и пропорции.
Задачи на составление уравнений.
Диаграммы.
1.Утки могут летать на высоте до 800м, аист до 900м, ласточки до 2000м и орлы до 3000м. Начертите по этим данным линейную диаграмму.
2.Площадь заповедника Аскания-Нова ( Украина) равна 110 кв.км, а площадь заповедника Беловежская Пуща (Белоруссия) в 7,95 раз больше. Составь столбчатую диаграмму.
3.Начерти линейную диаграмму по следующим данным: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волги – 3530 км, Дона – 1870 км.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Темы проектов с экологическим содержанием.
1. Влияние автомобилей на загрязнение атмосферы.
Этапы работы:
-посчитать количество автомобилей проезжающих по исследуемому участку дороги;
-зная приблизительную скорость автомобилей (40 км/ч) и длину дороги, вычислить время движения по данному участку пути;
-найти информацию о выбрасывании выхлопных газов одним автомобилем в течение одних суток (известно, что один автомобиль в течение суток может выбрасывать до 1кг выхлопных газов, в состав которых входит около 0,03кг угарного газа, 0,006кг оксида азота т. д.);
-произвести необходимые действия и ответить на поставленный вопрос.
2.Вычисление количества пыли оседаемого на дорогу при проезде автотранспорта.
Этапы работы:
-посчитать количество автомобилей проезжающих по исследуемому участку дороги;
-найти необходимую информацию (на 1 км дороги оседает от одного автомобиля в среднем 0,2 гр. пыли)
3. Оформление клумбы возле клуба «Победы».
Этапы работы:
-создание и защита эскиза-проекта клумбы на бумаге;
-вычисление денежных затрат на покупку рассады и семян цветов;
-посадка цветов на клумбу;
-наблюдение и уход за произрастанием цветов в течение лета.
4. Вычисление площади вырубленного леса необходимого для изготовления тиража учебника "Математика”
Этапы работы:
- вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке);
- умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике;
-умножить на тираж учебника (посмотреть тираж);
-выразить результат в квадратных метрах;
-в Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru найти какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги ( на 1000 м2 требуется ¼ га леса);
-ответить на вопрос «Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?».
5. Сколько бумаги, выпущенной в нашей стране за год, потрачено с пользой?
Этапы работы:
-сколько выброшенной бумаги приходится в день на одного ученика? (посчитать количество бумаги, оставленной после уроков на столах);
-прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района за один день и за весь учебный год;
-выразить массу выброшенной бумаги в кг, т;
-посчитать какая часть выпущенной бумаги будет потрачена с пользой. На сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3) найти информацию о количестве бумаги, производимой в нашей стране за год (около 6 000 тонн).
6. Вычисление площади зеленых насаждений пришкольного участка, приходящихся на одного ученика.
Этапы работы:
-учащиеся измеряют площадь пришкольного участка;
- считают все зеленые насаждения;
-зная количество всех учащихся школы, можно ответить на поставленный вопрос.
Четыре художника. Осень
Где спят снеговики?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Пчёлы и муха
Загадочная система из шести экзопланет