Проект по благоустройству школьной территории.
Вложение | Размер |
---|---|
blagoustroystvo_shkolnoy_territorii.doc | 104 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Малоярославца имени А.Н Радищева
Благоустройство школьной территории
Автор работы:
Кожанова Любовь, ученица 10 класса
МОУ СОШ №2
г. Малоярославца имени А.Н Радищева
Руководитель:
Андреева Елена Сергеевна
учитель биологии I квалификационной категории
МОУ СОШ №2
г. Малоярославца имени А.Н Радищева
Малоярославец 2010 г.
Содержание.
Обоснование актуальности проекта. ………………………………………………. Определение цели и задач проекта: «Благоустройство территории школы» ………… ………………………………… Гипотеза …………………………………………………………………………………. План действий по реализации задач – план управления реализацией проекта…….
II Общая часть. 1.Экспериментальная работа: а) наблюдения за атмосферными осадками;…………………………………………… б) наблюдения за состоянием приземного воздуха;…………………………………… в) наблюдения за проходящим автотранспортом;……………………………………… г) выявления роли растений в защите территории от вредных выбросов выхлопных газов автомобилей………………………………………………………………………. 2. Роль растений в улучшение микроклимата территории…………………………… 3. План-схема благоустройства школьной территории………………………………. 4. Основные расчёты стоимости на приобретение посадочного материала………………………………………………………………………………… 5. Биологическая характеристика посадочного материала III. Выводы…………………………………………………. Литература…………………………………………………………………………...
| 3 4 4 5 6 7 8 9 10 |
Введение.
Обоснование актуальности проекта.
Долг каждого из нас быть просвещённым в
вопросах восприятия экологического
состояния школы.
Необходимо добиться того, чтобы каждый школьник осознавал, какие выгоды несёт хорошее экологическое состояние школы и к каким роковым последствиям может привести нарушение экологических законов.
И. Р. Голубев.
Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья людей. Подавляющее большинство школ располагается в городах и селах, и лишь небольшая их часть функционирует за пределами населенных пунктов. Непременным экологическим требованием является расположение детских учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, и т.д., однако оно не всегда выполняется. Поэтому исключительное значение приобретает озеленение пришкольной территории. Зеленые насаждения играют большую роль в регуляции микроклимата, а также оказывают влияние на здоровье человека.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Малоярославецкая средняя школа № 2 начала функционировать в 1954 году. За прошедшие годы микрорайон школы увеличился по площади втрое и количество учащихся возросло. Поэтому возникла необходимость в расширении площади школы и пришкольной территории.
К основному зданию школы была сделана пристройка, которая имеет самостоятельный вход. В новое здание для учебы были переведены учащиеся 5-11 классов.
Вход в новое здание находится по улице Подольских курсантов. По этой улице проходит федеральная трасса Москва-Рославль.
Расстояние от проезжей части дороги до школьного забора – 10 метров, а до крыльца школы – 16 метров. На дорогу выходят окна кабинетов: истории, ОБЖ, технологии, информатики, ИЗО и учительской. И если левое крыло здания (от входа) еще от дороги закрыто насаждениями из растений, то правое полностью оказалось не защищенным. Загрязнение атмосферного воздуха является одной из важных экологических проблем микрорайона нашей школы. Загрязнённость воздуха была подтверждена исследованиями, проводимыми в течение ряда лет учащимися нашей школы по различным методикам. Уменьшить масштабы данной проблемы поможет озеленение пришкольной территории. Роль зелёных насаждений невозможно переоценить: они создают благоприятные микроклиматические и санитарно- гигиенические условия, формируют природную среду, способствуют функциональной организации школьной территории, имеют эстетическое значение, а также могут быть использованы как природные объекты в массовом экологическом образовании.
Это проект предусматривает декоративное оформление территории.
Цель проекта: Создание благоприятной экологической обстановки, улучшение санитарно-гигиенического режима на территории школы.
Задачи проекта:
- изучить экологическое состояние пришкольной территории;
- углубить знания о роли зеленых насаждений как одного из средств защиты
атмосферного воздуха от загрязнений;
- разработать материалы для школьной экологической практики и учебных экскурсий по предметам естественного цикла;
- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;
- развить практические навыки работы с растениями.
Гипотеза
Результатом проекта станет благоустройство и озеленение пришкольной территории, ландшафтный дизайн, разработка материалов для экологической практики, учебных экскурсий по предметам естественнонаучного цикла. Благоустроенная пришкольная территория будет являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования. В результате работы над проектом будет создан единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы. Школьный участок станет местом, где каждый будет чувствовать себя комфортно, будет иметь широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретёт жизненный опыт.
Ожидаемые результаты.
Краткосрочные результаты:
5. овладение учащимися агротехническими приемами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
1.Повышение социальной активности учащихся.
2.Формирование экологического сознания и ответственности у школьников.
3.Улучшение экологического состояния пришкольной территории.
План действий по реализации задач – план управления реализацией проекта:
Сроки и этапы реализации проекта
Сроки: 2009 – 2011 годы
План-график мероприятий
№ пп | Этап | Срок исполнения | Ответственный |
| Организационный -оценка значимости проекта; - постановка целей и задач; -составление плана работы. | Сентябрь 2009 г. | Андреева Е.С. Кожанова Л. |
| Подготовительный оценивание собственных средств и возможностей; Определение объема работы. | Октябрь –ноябрь 2009 г. | Андреева Е.С. Кожанова Л. |
| Практический 1.Экспериментальная работа. а) наблюдения за атмосферными осадками; б) наблюдения за состоянием приземного воздуха; в) наблюдения за проходящим автотранспортом г) выявления роли растений в защите территории от вредных выбросов выхлопных газов автомобилей 2.Выявление роли растений в улучшение микроклимата территории 3.Составление плана-схемы благоустройства школьной территории; разработка дизайна территории 4. Проведение основных расчётов стоимости на приобретение посадочного материала 5. Составление биологической характеристики посадочного материала | Ноябрь-сентябрь 2009-2010 г.г. | Кожанова Л. |
| Работа на пришкольном участке | Июнь-октябрь 2010 г. | Кожанова Л. |
| Результаты и выводы | Ноябрь 2010 г. | Андреева Е.С. Кожанова Л. |
Экспериментальная работа.
Наблюдения за атмосферными осадками.
На данной территории проводилось наблюдение за атмосферными осадками. Были взяты пробы дождевой воды, выпавшей непосредственно из облаков и пробы снега вблизи проезжей части улицы, на тротуарах, во дворе школы. Проведя анализ этих проб, было установлено, что степень загрязнения дождевой воды разная, чем ближе к проезжей части улицы, тем она сильнее. В талой снеговой воде установили наличие примесей технической соли. И чем ближе территория к проезжей части, тем больше степень засоленности.
Так же проводились наблюдения за стоком талых вод по улице Подольских курсантов. Основная масса воды уходит по кювету вдоль дороги, но во дворе школы вода впитывается в грунт, а значит часть растворённых солей оседает в почве.
Вывод: В образцах с точек наблюдения № 1, 8, 9, 10 содержание тяжелых металлов и солей выше, чем в пробах с точек наблюдения №3, 4, 5,7. Можно сказать о негативном влиянии близости автодороги на химический состав почвы.
Наблюдение за состоянием приземного воздуха.
Группа учащихся провела наблюдения за состоянием приземного воздуха на данной территории. Точки наблюдения разместили достаточно равномерно по всей изучаемой территории.
С помощью широкой липкой прозрачной ленты, наклеенной на пластинку с вырезом, определили степень запыленности воздуха в разных точках участка. Регулярно раз в неделю, меняли ленту и сравнивали образцы друг с другом для визуального определения степени загрязнения.
Затем в феврале взяли снеговые пробы в тех же точках наблюдения. После протаивания и фильтрования проб снега на бумажных фильтрах остаётся хорошо заметный осадок различной интенсивности.
Результаты наблюдений по степени загрязнённости воздуха совпали в данных точках.
Данные представлены на схеме.
Наблюдение за проходящим автотранспортом.
Так как школьная территория находится в 10 метрах от федеральной трассы Москва- Рославль, то было решено провести наблюдения за проходящим автотранспортом. Влияние автотранспорта на уровень загрязнения атмосферного воздуха в зоне жилой застройки на одном из участков этой автомагистрали по статическим данным областного центра Госсанэпиднадзора существенно превышает ПДК, так более 5 ПДК в воздухе окиси углерода.
За время исследования с 8.00 до 15.00 по дороге проехало: 775 легковых автомобилей и 58 грузовых автомобилей, 35 автобусов. За сутки такое большое количество автомашин выбрасывают 4850 кубических метров выхлопных газов. Кроме отрицательного влияния на воздух, транспорт создает шумовое загрязнение, что так же наносит ущерб здоровью человека, но самое ужасное, под воздействием этих факторов снижается умственная работоспособность детей.
Наблюдения были проведены в разное время года: весной, осенью и зимой. При этом было установлено, что весной и осенью по данной дороге проезжает машин больше, чем зимой. По интенсивности движения данная дорога относится к категории 2. Из всех видов транспорта автомобильный является крупнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха: в 5 раз больше, чем железнодорожный, в 4 раза больше, чем тракторы. Находящийся в эксплуатации автомобильный транспорт в значительном количестве случаев не отвечает экологическим требованиям. Доля автомобилей не соответствует нормативам по токсичности и дымности, отработанных газов, составляет 14,5% в среднем, а в Подмосковье-33,8%.
Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4т кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800кг окиси углерода, около 40кг окислов азота и почти 200кг различных углеводородов. Достаточно сказать, что учёные уже обнаружили в этих газах около 200 компонентов.
Кроме того дорожными предприятиями, обеспечивающими ремонт и содержание дорог, выбрасывается пыль, сажа и другие вредные вещества.
Эти выбросы нарушают деятельность головного мозга. Так выбросы свинца из выхлопных труб машин таковы, что уже способны вызвать в детском организме мозговые расстройства и умственную отсталость.
К сведению: в течение года, один автомобиль выбрасывает около 1 кг. Свинца.
Автомобильный транспорт лидирует среди основных источников шума в городе.
Таблицы: Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду
Виды неблагоприятного воздействия | автомобильный | железнодорожный | водный |
Загрязнение воздух | + | - | + |
Загрязнение почвы | + | - | - |
Загрязнение вод | + | - | + |
Шум | + | + | + |
Вибрация | + | + | - |
Электромагнетизм | - | - | - |
Именно он вызывает на магистральных улицах городов шум до 65 децибел по шкале шумометра. Шумность автомобилей зависит от многих причин: марки автомобилей, мощности двигателя и т.д.
Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания, при движении по городу со скоростью 40 км/ч, при резком торможении.
Выявлена зависимость состояния организма человека от уровня шума окружающей среды. Отмечены изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, вызванные шумом. Поэтому для защиты от шума, необходимо было учитывать при постройке школы основные нормативы по расстоянию относительно автомобильной дороги. Необходимо высаживать зелёные насаждения, которые содействуют уменьшению интенсивности шума.
Роль растений в защите территории от вредных выбросов выхлопных газов автомобилей.
Чтобы выявить барьерную роль кустарниковых и древесных насаждений для сравнения была взята другая противоположная часть школьного двора, на которой имеются эти насаждения.
Для этого были проведены такие наблюдения:
1.определяли относительный уровень шума от проходящего транспорта;
2.загрязнения снега на этой территории;
3.осенью смотрели запылённость листьев;
4.брали пробы на засоление почвы.
При этом было установлено:
1.Шум от проходящего транспорта на изучаемой территории слышится в несколько раз громче, чем на противоположной территории, отгороженной от проезжей части кустарниковыми и древесными насаждениями;
2.После протаивания и фильтрования проб снега на бумажных фильтрах остаётся меньше загрязнений – на всей территории степень загрязнения слабая;
3.Листья у деревьев первого ряда от дороги сильнее запылены, на школьном дворе листья деревьев и кустарников имеют меньшую степень запыленности;
4.Содержание солей в почве на данной территории на порядок меньше, чем на рабочей территории.
Поэтому был сделан вывод: изучаемую территорию необходимо закрыть от проезжей дороги кустарниковыми и древесными насаждениями.
Роль растений в улучшении микроклимата территории.
Зелёные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, радиоактивных веществ, увлажняют его, немного понижая его температуру летом и повышая зимой. Они дают кислород и углекислый газ, являются шумопоглотителями. Кроме того, растения выделяют летучие вещества-фитонциды, обладающие бактерицидным действием и благотворно влияют на тонус человека. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько же кислорода, сколько необходимо его для дыхания трёх человек. Относительная влажность воздуха летом на городских бульварах и скверах на 2-8% выше, чем на открытой площади. В тени хорошего, густого парка в жаркий день температура воздуха на 4-6 ниже, чем на открытой местности. Растения выделают фитонциды, столь желательные для инфекционно загрязнённого воздуха городов. Мощными источниками фитонцидов зарекомендовали себя: белая акация, берёза, ива, ель, сосна, тополь, клён черёмуха.
Обычный лиственный покров летом и пусть даже небольшой слой снега на ветвях деревьев и кустарников зимой - хорошая защита от уличного шума. Плотные посадки кустарников снижают шум на 10-12 децибел.
Разные породы деревьев отличаются интенсивностью поглощения из воздуха тех или иных веществ. Считается, что наилучшие поглотители угарного газа- ольха, осина, клён, ел, берёза. Поглотители свинца: каштан конский, липа. А такое растение, как сирень, обладает устойчивостью к загрязнениям.
Зелёные насаждения уменьшают концентрацию вредных частиц в воздухе в 4 раза, снижают скорость ветра в 5 раз, уменьшают концентрацию газов от машин до 15% в единице объёма воздуха, то есть делают воздух более приемлемым для дыхания.
Таблица. Микроклиматическая эффективность городских зеленых насаждений (по данным ЦНИИП градостроительства)
Элементы озеленения | Снижение температуры воздуха, °С | Повышение относительной влажности воздуха, % | Снижение скорости ветра, % | Снижение температуры поверхности, °С |
1. Массив зеленых насаждений | 3,5-5,5 | 10-20 | 50-75 | 20-25 |
2. Группы деревьев | 1,0-1,5 | 4-6 | 20-40 | 12-20 |
3. Рядовая посадка | 1,0-1,5 | 4-7 | 30-50 | 12-19 |
4. Газон, цветник | 0,5 | 1-4 | - | 6-12 |
Исходя из вышесказанного и произведя основные расчёты на приобретение посадочного материала, мы предлагаем следующий проект благоустройства территории.
ВЫВОДЫ:
Цель проекта - создание благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы – достигнута.
В результате проделанной работы мы пришли к выводам, что на загрязнение воздуха в районе нашей школы оказывает влияние дорог , так как по ним проходит много различных автомобилей. Самое большое количество приходится на утреннее и дневное время, когда учащиеся находятся в школе. В теплое и холодное время года для проветривания кабинетов открывают форточки. Преобладание ветров западных направлений, также способствует загрязнению воздуха выхлопными газами. Загазованность воздуха особенно сильна в кабинетах с правого крыла здания. Зеленые насаждения вдоль пришкольного участка защищают не только от химического загрязнения, но и снижают шум от движущихся автомобилей, что конечно положительно влияет на учебном процессе.
В результате проект позволит:
закрыть и частично защитить территорию от загрязняющих выбросов проезжающего автотранспорта;
снизить шумовой эффект от автотранспорта;
территория приобретет эстетически оформленный и ухоженный вид, так как цветковые растения подобраны с таким расчетом, что будут радовать нас своим цветением с ранней весны до осени;
биологический материал, собранный на данной территории, включает растения разных семейств, что дает возможность использовать его при изучении на уроках биологии, географии, экологии.
Тем самым каждый из нас уяснил, что необходимо обязательно заниматься озеленением пришкольной территории, правильно располагать зеленые насаждения по отношению к учебному заведению, так как они играют главную роль в самоочищении воздуха.
Все мы должны помнить, что хорошее экологическое состояние школы зависит от каждого из нас. И будем стремится к тому, чтобы экологическое состояние школы и в будущем не вызывало опасений и тревог, чтобы наша школа была в числе лучших в районе, а подрастающее поколение здоровым.
ЛИТЕРАТУРА
11. Лобжанидзе А. А.География России: эколого-экономические аспекты. М.:Просвещение 1996
12. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991 г.
14. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999
15. О. Шклярова. Изучение экологического состояния школы. М.: Педагогика. 1990 г.
Заяц, косач, медведь и весна
Прекрасное далёко
Два плуга
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Можно от Солнца уйти...