Эх, трудно быть подростком! Родители относятся как к маленьким, учителя вечно чего-то требуют, с одноклассниками – конфликты, как всегда, из-за ерунды. И все это вызывает у нас злость и даже агрессию! В нашем классе мальчики и девочки часто ругаются, не всегда уступают друг другу. И что нам делать с нашей агрессией? Разобраться с ней, что ли? Попробую разобраться мирно, с помощью психологии. Работа на эту тему называется «Подростковая агрессия. Что делать?»
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovaya_agressiya.docx | 55.6 КБ |
podrostkovaya_agressiya-1.pptx | 1.99 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Засопка
Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку» - 2012
Тема:Подростковая агрессия. Что делать?
Автор:Ларионов Даниил Сергеевич, ученик 6 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район
Руководитель:Фаркова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район
2012 год
Подростковая агрессия. Что делать?
Аннотация
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу подростку.
Методы исследования: анализ, анкетирование, сравнение, обобщение.
Выводы: агрессия может принести пользу ребёнку, если перенаправить её в нужное русло. Оказывается, самый вспыльчивый, агрессивный ребёнок нуждается в любви, заботе, понимании. И, если в семье царят взаимопонимание, доверие, любовь, вряд ли ребёнок будет агрессивным, если правильно построить процесс воспитания ребёнка. Родителям, педагогам и старшим товарищам нужно быть терпеливее, учить ребёнка мирному взаимодействию со своим обидчиком – поделиться лакомством, предложить вместе поиграть. Конечно, не следует ждать очень быстрых результатов, но они обязательно будут. Чтобы перенаправить отрицательную энергию, можно заниматься спортом, предложить поиграть в игры, где можно выплеснуть отрицательную энергию . Не следует особенно заострять внимание на мелких проявлениях агрессивности, иначе эти проявления в следующий раз могут перерасти в настоящую агрессию! Ларионов Даниил, автор проекта «Подростковая агрессия. Что делать?», пришёл к выводу, что правы англичане, которые «агрессивным» называют еще и человека энергичного. Агрессия может выражаться не только в злости, но и в энергии! Агрессию можно перенаправить в мирное русло и извлечь из этого пользу!
Подростковая агрессия. Что делать?
План исследований
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу ребенку.
Задачи работы:
1) узнать в специальной литературе определение понятия «агрессия»;
2) провести анкетирование одноклассников с целью выявления их отношения к данной проблеме;
3) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
4) составить памятку «Как научиться управлять своим гневом?»
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: психология.
Участники исследования: учащиеся 6 класса МОУ СОШ с. Засопка
Гипотеза исследования: попробую предположить, что агрессию можно использовать в мирных целях?
Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование, сравнение, обобщение.
Список использованной литературы.
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
3. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 1998. Ч.1-3.
5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
Введение
Гони от себя злобу – вот лучший способ
держаться подальше от беды.
Хун Цзычен
Эх, трудно быть подростком! Родители относятся как к маленьким, учителя вечно чего-то требуют, с одноклассниками – конфликты, как всегда, из-за ерунды. И все это вызывает у нас злость и даже агрессию! В нашем классе мальчики и девочки часто ругаются, не всегда уступают друг другу.
И что нам делать с нашей агрессией? Разобраться с ней, что ли? Попробую разобраться мирно, с помощью психологии.
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу подростку.
Задачи работы:
1) узнать в специальной литературе определение понятия «агрессия»;
2) провести анкетирование одноклассников с целью выявления их отношения к данной проблеме;
3) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
4) составить памятку «Как научиться управлять своим гневом?»
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: психология.
Участники исследования: учащиеся 6 класса МОУ СОШ с. Засопка
Гипотеза исследования: попробую предположить, что агрессию можно использовать в мирных целях?
Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование, сравнение, обобщение.
Основная часть
Теоретическая часть
Агрессия – штука непростая… Обычно ее связывают со злостью, враждебностью. Психология дает следующее определение агрессивности. Агрессивность – это черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправдано сложившимися обстоятельствами или соображениями морального или юридического характера, в частности – необходимостью самообороны или защиты других людей.
Подростковая агрессия усугубляется подростковым кризисом, который не всегда проходит мирно. Многие подростки говорят: «Не пойму себя, будто кто-то движет моими поступками, заставляет ругаться и даже драться»
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
5. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
В Англии же «агрессивным» называют еще и человека энергичного. Значит, агрессия может выражаться не только в злости, но и в энергии!
А проявлять энергию можно по-разному: и враждебно, и мирно. С этой энергией надо обращаться осторожно, она требует надежных, разумных и здоровых путей выражения. Куда же девать эту энергию?
Психологи говорят, что перенаправлять энергию и ослаблять агрессивное напряжение можно:
И все это не принесет вреда окружающим.
А еще я узнал интересную вещь! Корни слова «агрессия» уходят в древнее латинское выражение «ad-gressere», что значит «идти к…», то есть идти на контакт с кем-либо, как-то проявить себя при этом, ощущая свою силу и потенциал. И это совсем не похоже на враждебность!
Практическая часть
Я решил выяснить отношение своих одноклассников к проблеме агрессивного поведения среди детей.
Исследование 1.
Я разработал анкету (приложение 1) и провел социологический опрос учащихся нашего класса. В анкетировании принимало участие 20 учащихся.
Результаты анкетирования:
2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребёнком?
3. Считаешь ли ты себя агрессивным?
4. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?
Исследование 2.
На втором этапе исследования было проведено тестирование с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, потому что ребятам класса было интересно, какая форма агрессии у них преобладает. Методика состоит из 75 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет».
Результаты тестирования:
Таким образом, в классе самый высокий уровень вербальной агрессии.
Исследование 3
Следующее исследование, которое проводилось в классе – проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика позволяет выявить состояния эмоциональной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленности и интенсивности. Детям предлагается инструкция «На листе бумаги нарисуй несуществующее животное» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо.
Рисунки детей подвергались качественному анализу:
В результате исследования выявлено:
1. Защитная агрессия – 76%
2. Агрессия при нападении – 34%
3. Аутоагрессия – 31%
Заключение.
Таким образом, гипотеза, которую я выдвинул, что агрессию можно использовать в мирных целях, подтвердилась.
Любой, самый ужасный ребенок, нуждается в любви и понимании. Если учить ребенка не отходить подальше от обидчика и драчуна, а миролюбивым стремлениям к взаимодействию с ним (например, подойти, поделиться лакомством, игрушками, предложить ему мир и дружбу), то, возможно, перестанет быть плохим и самый ужасный ребенок. Это произойдет не сразу, не за пять минут, и даже не в один день, но будет сделан хоть маленький шаг к развитию в нем доброты.
Задача родителей и учителей — не только потакать и выгораживать чадо, не только наказывать его за недостойное, порочащее поведение, а помочь приобрести преданных друзей. Если это удастся сделать, проблем с воспитанием ребенка значительно поубавится.
Агрессивные тенденции детей можно также разряжать через игры-соревнования, где ненависть к сопернику проходит, как только закончится матч или эстафета или дети объединятся в общую команду. Спортивная борьба семейных команд способствует лучшему пониманию, установлению дружеских отношений между родителями и детьми. Ведь в азарте борьбы ребенок имеет полное право возмущаться папой, проигравшим очередной конкурс, или болеть за маму, при этом безбожно крича и стуча ногами, беззлобно колотя по своей коленке или спине соседа. При этом происходит выплеск отрицательной энергии, а обиженных и пострадавших нет.
Исходя из рекомендаций психологов и ответов ребят на вопрос анкеты «Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?» я создал и распространил среди одноклассников и родителей буклет «Как управлять своим гневом ?» (приложение 2), в нем:
Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы, достигнута. С агрессией я, пожалуй, разобралась, и помогла мне в этом психология. Да будет мирная агрессия, та которая «ad-gressere»! Она делает нас сильными и активными, помогает достичь целей и преодолевать препятствия, а с другими людьми при этом дружить!
Приложение
Приложение 1
Анкета
Здравствуй, уважаемый участник опроса!
Прошу вас принять участие в моем исследовании и ответить на вопросы.
Каких людей ты считаешь агрессивными?_________________________________
____________________________________________________________________________________________
Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным человеком?__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Считаешь ли ты себя агрессивным?__________________________________
Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?___________________________________
____________________________________________________________________________________________
Слайд 1
Подростковая агрессия. Что делать?Слайд 2
Гони от себя злобу – вот лучший способ держаться подальше от беды. Хун Цзычен
Слайд 3
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, может ли агрессия приносить пользу подростку. Задачи работы: 1) узнать в специальной литературе определение понятия «агрессия»; 2) провести анкетирование одноклассников с целью выявления их отношения к данной проблеме, протестировать, какой вид агрессии преобладает ; 3) проанализировать результаты исследований, сделать выводы; 4) составить памятку «Как научиться справляться со своим гневом?»
Слайд 4
Гипотеза исследования: если как следует поработать над собой, то агрессию можно использовать в мирных целях Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование, сравнение, обобщение.
Слайд 5
Агрессивность – это черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру.
Слайд 6
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Слайд 7
2 . Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки, крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).
Слайд 8
3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в словесной форме (крик, угрозы, проклятия).
Слайд 9
4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
Слайд 10
5. Негативизм – оппозиционная манера поведения, направленная против авторитета или руководства.
Слайд 11
В Англии «агрессивным» называют еще и человека энергичного. « ad - gressere » (лат.) - идти к …, то есть идти на контакт с кем-либо, как-то проявить себя при этом, ощущая свою силу и потенциал.
Слайд 12
1. Анкетирование
Слайд 13
Результаты анкетирования: 1. Каких людей считаешь агрессивными? -которые дерутся (31%) -которые ругаются (31%) -которые несдержаны (20%) 2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребёнком? - не обратил(а) бы внимания (68%) - объяснил(а), что так вести себя нельзя(11%) - я бы его ударил(а) (21%)
Слайд 14
3. Считаешь ли ты себя агрессивным? - немножко (73%) - да (27%) 4. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов? - жить дружно (67%) - не обзываться, не драться (11%) - не знаю (12%)
Слайд 15
2. Тестирование по методике А.Баса и А. Дарки
Слайд 16
3. Проективная методика «Несуществующее животное
Слайд 17
Проективная методика «Несуществующее животное» Выводы: 1. Защитная агрессия – 76% 2. Агрессия при нападении – 34% 3. Аутоагрессия – 31%
Слайд 18
Выводы: 1.В классе преобладает вербальная агрессия и подростковый негативизм. Причём, почти 70% ребят готовы ответить агрессией на агрессию. 2. Ребята понимают, что это мешает позитивному общению. 3. Но не знают, как это сделать.
Слайд 19
Рекомендации: Научиться справляться со своим гневом! А для этого нужно знать способы: Позанимайся спортом Побегай Займись рисованием Поухаживай за животными Помоги маме Побей подушку или боксёрскую грушу Послушай любимую музыку
Слайд 20
Очень важно проводить совместные мероприятия : спортивные соревнования, походы, концерты, где бы присутствовали как учащиеся класса, так и родители.
Слайд 21
Успехов!
Снежная книга
Лавовая лампа
Красочные картины Джастина Геффри
Как нарисовать лимон акварелью
Кто самый сильный?